рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Форма государства

других государственных органов;

. преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная

ответственность личности и государства;

. имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и

судебную.

На ряду с монархической формой правления республиканская также

зародилась в рабовладельческих государствах. Одна из первых республик

сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до

н.э. была признана демократической республикой. В эпоху феодализма

республиканская форма правления применялась нечасто. В современности

республика переживает расцвет, и становится своеобразным ориентиром для

развивающихся стран.

Современные республики подразделяются на парламентские и президентские.

Основной критерий разделения, заключается в том, какой из органов высшей

власти – президент или парламент – формируют и руководят правительством.

Отдельной формой принято также выделять смешанные «полупрезидентские»

республики, в которых есть признаки и парламентской и президентской

республики. Кроме того, в современном мире существуют нетрадиционные виды

республик.

1.2.1. Президентская республика.

Президентская республика – это форма правления, при которой во главе

государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий

в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. В

республике этого вида государственное управление строится по принципу

жесткого разделения властей на три ветви: судебную, законодательную и

исполнительную. Президент управляет государством посредствам руководства

деятельностью правительства, парламент же принимает законы, хотя и в этом

направлении парламент зависим от президента, т.к. любой закон поступает на

подпись главе государства. Высшие органы государства не только структурно

обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Таковы

отличительные черты президентской республики:

внепарламентский способ избрания президента (всенародное

голосование);

внепарламентский способ формирования правительства;

отсутствие ответственности правительства перед парламентом.

Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента.

Правительство ответственно только перед президентом. Президент чаще всего,

лишен права роспуска парламента, но парламент может возбудить против

президента процесс его отстранения от власти (импичмент). Это происходит

тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает

преступление, грубо нарушает Конституцию. В противовес импичменту президент

имеет свое “оружие” против парламента, он может наложить вето на законы

представленные парламентом ему на подпись.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы

правления, когда президент является главой государства, но не совмещает

этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения

полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше,

образует систему органов - государственных и общественных - при президенте,

которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства,

гаранта конституции.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения

конституционной законности правительство более стабильно, а парламент

обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является

весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое

распространение. В настоящие время к президентским республикам относятся

Соединенные Штаты Америки, Аргентина, Мексика, Бразилия и другие. Вопрос об

отнесении в эту же группу России спорен, т.к. согласно Конституции

Российской Федерации Президент России обладает, куда большими полномочиями

и возможностями, нежели глава государства в классической президентской

республике. Однако данный вопрос вынесен в отдельную часть работы и поэтому

будет рассмотрен ниже.

1.2.2. Парламентская республика.

Парламентская республика – это форма правления, при которой во главе

государства стоит выборное должностное лицо, но «правительство формируется

парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не

перед главой государства»[14]. Парламентская республика характеризуется

провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым

правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.

Формальной отличительной особенностью этого вида республики является

наличие должности премьер-министра (может именоваться и иначе), которого

избирает (назначает) парламент. При этой форме правления правительство

формируется только парламентским путем, т.е. из числа лидеров партии,

получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока

оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в

формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется

большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не

оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое

его действие может быть осуществлено только с согласия правительства,

исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как

правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые

несут за них ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой

правления, чем республика президентская, но она также существует. Примерами

парламентской республики могут стать Италия, Германия, Финляндия и другие.

Определенное стремление к данной форме правления проявляет Верховная Рада

Республики Украина, но в связи с нестабильной обстановкой в политических и

экономических вопросах, дело об изменениях в Конституции Украины дальше

парламентских дебатов, перераставших в беспорядки, не пошло.

1.2.3. Смешанные «полупрезидентские» республики.

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта форма

правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки

парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики

была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, который

стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции

парламентаризма в стране.

Особенности этой формы правления заключаются в том, что, как и в

остальных формах республики, президент избирается народом, но не является

главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает

правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и

ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность

правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной

республике.

Также стоит отметить, что в смешанной республике, президент может

назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и

расклада политических сил в стране. Назначение премьер-министра происходит

по-разному, например, во Франции и Казахстане – самостоятельно, а в России

и на Украине назначается с согласия парламента. В том числе, президент

имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все

правительство. В России этот признак как никакой другой часто проявлялся в

конце 90-х годов.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к

одной из ветвей власти, и правительство несет ответственность перед

президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в

Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах.

Традиционно эта форма прижилась в государствах, где авторитет президента,

как главы государства наиболее высок и непоколебим.

1.2.4. Нетрадиционные республики.

В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик.

Например, теократические республики. Яркий пример такой формы правления –

Исламская Республика Иран. Характерной чертой теократической республики

является сочетание светской и духовной власти в руках выборного главы

государства. По способу выбора главы государства теократическая республика

близка к парламентской. До недавнего времени теократической республикой

являлся Афганистан, под руководством правительства талибов.

Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма

президентской монократической республики: в условиях однопартийного

политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом,

парламент же реальных полномочий не имел. Примерами могут стать такие

государства как Заир и Малави, где при провозглашении республики фактически

существует абсолютная монархия.

Долгое время в отечественной юридической науке особой формой

республики считалась республика Советов. Ее признаками назывались:

откровенно классовый характер (диктатура пролетариата), отсутствие

разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних,

право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их

полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от

эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но

крах социалистического строя и СССР привел к переоценке характеристических

свойств данной формы правления и на данный момент республика Советов не

считается таковой.

2. Форма государственного устройства.

История существования государства свидетельствует о том, что во всех

века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е.

способом территориального деления (административно-территориальные единицы,

автономные политические образования, государственные образования,

обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной

власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу

демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной

юридической теории принято объединять в один термин – форма

государственного устройства, под которой понимается «территориальная

организация государственной власти, соотношение государства как целого с

его составными частями»[15].

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными

среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного

устройства – конфедерация, но на современной политической карте мира она

фактически не встречается.

Также необходимо добавить, что форма государственного устройства

делится на две группы: внутренние и межгосударственные устройства. К

внутренним можно отнести унитарную и федеративную форму государственного

устройства, а к межгосударственным – конфедерацию. Конфедерация государств

не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства,

потому что является союзом государств, объединением международно-правового

характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие

авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством,

а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств,

созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего

врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)»[16].

2.1. Унитарное государственное устройство.

Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова “unus”,

что переводиться как один, единственный. «Унитарное государство – целостное

централизованное государство, административно-территориальные единицы

которого не имеют статуса государственных образований, не обладают

суверенитетом»[17].

Лишь некоторые очень мелкие государства, преимущественно острова в

Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные

единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба

в Карибском бассейне, Монако в Европе и др.). Унитарное государство, как

правило, более централизованная форма государственного устройства по

сравнению с федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты.

Унитарные государства в свою очередь подразделяются на простые и

сложные. Простое унитарное государство состоит только из административно-

территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.),

сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований

(Дания, Китай, Украина, Никарагуа и др.). Сложные унитарные государства

принято считать переходной формой к федерации.

Унитарная форма государственного устройства имеет место в большинстве

современных государств. Она характеризуется единой структурой

государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава

государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию

всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная)

ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо

местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый

юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам.

Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и

закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-

территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической

самостоятельностью.

Население унитарного государства имеет единую государственную

принадлежность. Никакие административно-территориальные образования

собственного гражданства не имеют. Для унитарного государства характерной

является единая система права. Ее базу образует единая конституция -

основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без

каких-либо изъятий и ограничений. Также, действует единая судебная система,

которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь

общими для всех государственных образований нормами материального и

процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие

правоохранительные органы, представляют собой звенья единой

централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов.

Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные

регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется

централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо

косвенный контроль над местными органами власти.

2.2 Федеративное государственное устройство.

Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) есть «сложное союзное

государство, части которого являются государствами или государственными

образованиями, обладающими суверенитетом»[18]. В строго научном смысле

федерацией называют союз государств, основанный на договоре или

конституции. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно

политически срастающиеся малые государства сохраняют свою

«самостоятельность» а в чем они ее утратят»[19]. Сейчас в мире 25

федераций, существенный рост государств с федеративной формой устройства

наблюдался после окончания Второй мировой войны. Обычно это крупные

государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия —

в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США и

Бразилия — в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них есть небольшие

высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня

развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная Республика

Коморских Островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-

Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из них

образовались на основе объединения ранее самостоятельных государств,

ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г. вследствие

объединения штатов, Танзания в результате объединения Танганьики и

Занзибара в 1964 г., Объединенные Арабские Эмираты в 1971 г.). Таким же

образом был образован и СССР 31 декабря 1922 г. Элементы объединительного

процесса имели место в Малайзии. Многие федерации были, однако, созданы при

принятии конституций или специальными законами (Индия, Пакистан и др.),

другие — сочетали те или иные способы (Россия).

Любая федерация — это сложное государство, состоящее из государств-

членов или государственных образований. Это отличает федерацию от

унитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающими

обычно незначительную часть страны (исключение — КНР). Территориальные

образования в федерации носят название субъекты и имеют равноправные

функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и

т.д. В России же Конституцией предусмотрено 6 различных наименований

субъектов.

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других

форм государственного устройства:

. существует два уровня государственного аппарата: федеральный,

союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На

высшем уровне федеративный характер государства выражается в

создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат

которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее

формировании используется принцип равного представительства вне

зависимости от численности населения. Другая палата формируется

для выражения интересов всего населения государства, всех его

регионов. В федерации может также существовать государственный

аппарат и на местном уровне;

. наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается

гражданином федерации и гражданином соответствующего

государственного образования, и это закрепляется конституциями

государств;

. функционирует правовая система, построенная на принципе

централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и

свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им

предоставляется право принятия собственной конституции, но при

этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов),

где федеральная конституция и федеральные законы стоят на

верхней позиции;

. высшая законодательная, исполнительная и судебная власть

принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту,

правительству, парламенту, судам;

. субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную

систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и

предмет деятельности судебных и других правоохранительных

органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в

субъектах федерации;

. используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги

субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.