рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Таможенные преференции

требует пересмотра НСП в сторону ее унификации и гармонизации с Общей

системой преференций и практикой торгово-политических отношений.

ГЛАВА 3 ОПЫТ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

3.1 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

При рассмотрении условий для предоставления тарифных преференций

Великолукская таможня сталкивалась с проблемами, в частности связанных с

сертификатами происхождения формы «А».

ПРИМЕР 1

В 1996 годах в Великолукской таможне производилось таможенное

оформление товара: полотно трикотажное ворсовое 100% полиамид различных

цветов Арт. РЕО 480, А21

Полотно трикотажное ворсовое 100% полиамид белое АРТ. РЕ 048

Застежки-молнии пластмассовые длиной 75 см.

Отправитель: COSMO INTERNANIONAK INS Тайвань, R.O.C. 4FL.No.218 SEC. 2

CHIN.

Согласно правилам “ Соглашения об Унифицированных правилах” тарифные

преференции предоставляются при выполнении трех основных условий:

1. Наличие факта непосредственной закупки товара;

2. Наличие факта прямой отгрузки;

3. Наличие сертификата о происхождении товара формы “А”.

Условие непосредственной закупки было выполнено. Существовал прямой

контракт между тайваньской фирмой COSMO INTERNATION ISN и российской фирмы

АОЗТ « Рамек» .

Условие прямой поставки в Россию минуя их выпуск в свободное обращение

было выполнено. По всем сопроводительным документам груз был отправлен из

Тайваня и прибыл в Россию, минуя таможенное оформление в других странах.

Сертификаты происхождения формы «А» вызвали сомнения по следующим

причинам:

Действительное наличие организации выдавшей сертификат. В ДСП № 07-

10/16372 от 17.11.95 г. определен перечень организаций имеющих право

выдавать сертификат фирмы «А» для предоставления тарифных преференций,

организация «TAIWAN CHAMBER OF COMERCE» в данном документе отсутствует.

Оттиски печати не четкие.

Таможенные преференции по сертификатам формы «А» не были предоставлены.

В связи с возникшими сомнениями относительно сертификатов происхождения и

на основании Указания ГТК от 07.08.93 г. № 01-13/9023 был направлен запрос

Таможенно -Тарифное управление ГТК России.

Великолукская таможня 23.07.96 получила ответ на запрос. В котором

сообщалось, что на основании информации полученной от тайваньской стороны

ТПП Тайваня не уполномочена выдавать сертификаты происхождения товаров

формы «А» для целей тарифных преференций.

В соответствии с изложенным действия нашей таможни в отказе

предоставить тарифные преференции на основании предъявленных сертификатов

являются обоснованными.

ПРИМЕР 2

В 1997 году производилось таможенное оформление товара:

Автобусы «Мерседес-Бенц » тип 0345G/671 сложный (сочлененный), с

рабочем объемом двигателя 9973 куб. см., дизельный и тип 0345(вагонный) с

рабочим объемом двигателя 9973 см. куб., дизельный.

Данные автобусы поставляемые по контракту из Турции, где было

организована фирма Мерседес - Бенц Тюрк выпускаемая данный товар с

непосредственным участием Мирового Банка, который предоставлял кредит для

развития турецкой промышленности.

Условия непосредственной закупки было выполнено. Условия прямой

поставки в Россию минуя их выпуск в свободное обращение было выполнено. По

всем сопроводительным документам груз был отправлен из Турции и прибыл в

Россию, минуя таможенное оформление в других странах.

На момент таможенного оформления были представлены сертификаты

происхождения формы «А».

В графе 8 данных сертификатов был указан критерий происхождения «Р»,

что соответствует информации о том, что данный товар полностью произведен в

стране экспортера.

В связи с возникшими сомнениями относительно сертификатов происхождения

формы «А» и на основании Указания ГТК от 07.08.96 г. № 01-13/9023 данные

сертификаты были направлены в Таможенно – тарифное управление ГТК России.

В ответе ГТК содержалась следующая информация. В графе 8 указан индекс

критерия происхождения товара («Р» – товар полностью произведенный в

стране), не соответствующий сведениям Стамбульской промышленной Палаты,

которая на основании результатов экспертизы заявляет, что декларируемый

товар был подвергнут достаточной переработки на территории Турецкой

Республики. С учетом изложенного, в графе 8 сертификатов должны быть

внесены сведения в соответствии с приложениями п. 2 в (Приложение 2 к

указанию ГТК России от 17.05.93 № 01-12/532).

Тем не менее, к указанным в сертификатах товарам может быть

восстановлен преференциальный режим при условии предоставления таможне ( в

течение года с даты таможенного оформления товаров) сертификатов,

заполненных в соответствии с предъявленными требованиями. Грузополучатель

данных автобусов запросил Турецкую сторону, которая обратилась в Торгово-

промышленную палату. Сертификаты происхождения формы «А» были предъявлены

в Великолукскую таможню содержащие сведения по графе 8.

Критерий происхождения товара был определен как «Y» – товар включает в

себя добавленную стоимость, с указанием адвалорной доли.

ПРИМЕР 3

В 1998 году в Великолукской таможне производилось таможенное оформление

товара: тайский белый длинно зернистый рис.

Отправитель: Капитал Райсс КО.. Бангкок 10600 Таиланд.

На момент таможенного оформления был предоставлен сертификат формы «А».

В связи с возникшими сомнениями относительно сертификата происхождения и на

основании Указания ГТК от 07.08.96 г. № 01-13/9023 данный документ был

направлен в ГТК Управление тарифного и нетарифного регулирования.

Причины для проверки:

1. Оттиски печатей не четкие;

2. В предоставленном сертификате в графе 11 не указано наименование

ведомства и фамилия должностного лица, выдавшего сертификат, а его

подпись ( в качестве дополнительной информации при определении

подлинности сертификата) отсутствовала среди приведенных в

соответствующем письме ГТК.

Полученный ответ из УТНР подтверждал подлинность данного сертификата.

Данные выводы были сделаны на основании заключения Посольства Королевства

Таиланд (приложение 1).

ВЫВОД

Пересмотр перечня развивающихся стран, к товарам которых применяются

ввозные таможенные пошлины, в размере 75% от базовой ставки в плане

уменьшения его. На сегодняшний момент экономический уровень развития многих

стран выше чем в России или достаточно высок, такие как Китай, Корея,

Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сингапур, Сирия,

Таиланд, Турция, и др. Конечно, это довольно сложный вопрос, требующий

экономического анализа, и наверно не только его, при решении также надо

учитывать и другие факторы, но исходя из первичного смысла и понятия

преференций здесь есть почва для размышления.

Необходимо определить перечень товаров, к которым применяются ввозные

таможенные пошлины, в размере 75% от базовой ставки, традиционными

товарами, добыча, производство и переработка которых характерна только для

этих стран.

Создать таможенные преференции для импорта новейшей техники и

современных технологий, в которых нуждается экономика России.

Создание новых специальных экономических зон, зон технико-

экономического развития.

3.2 ДИНАМИКА И АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ВЕЛИКОЛУКСКОЙ

ТАМОЖНЕ

Первоначально хочу остановится на основных показателях внешнеторгового

оборота за 1997 год и за 1998 год.

Динамика внешнеторгового оборота 1997-1998 гг.

(млн. дол. США)

| |1997г. |1998г. |% |

| |Стоим|% |Стоим. |% |1998г./|

| |. |от | |от | |

| | |общего | |общего |1997г. |

| | |объема | |объема | |

|ЭКСПОРТ всего: |16,06|38% |15,734 |50% |98% |

| |5 | | | | |

|в т. ч Д/З |12,90|30,41% |12,220 |39% |95% |

| |2 | | | | |

|в т. ч. СНГ |3,163|7,45% |3,314 |10% |105% |

|ИМПОРТ всего: |26,36|62% |15,975 |50% |61% |

| |3 | | | | |

|в т. ч. Д/З |20,06|47% |13,517 |43% |67% |

| |1 | | | | |

|в т. ч. СНГ |6,302|15% |2,458 |8% |39% |

|ОБЩИЙ ОБЪЕМ: |42,42|100% |31,709 |100% |75% |

| |8 | | | | |

|в т. ч. Д/З |32,96|78% |25,737 |81% |78% |

| |3 | | | | |

|в т. ч. СНГ |9,465|22% |5,772 |18% |61% |

|Внешнеторговое |-10,298 |-0,241 | |

|сальдо | | | |

ДИНАМИКА ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

[pic]

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Выделим долю товаров ввозимых из наименее развитых и развивающихся

стран из общего объема импорта.

| |1997г. |1998г. |% |

| |Стоим|% |Стоим. |% |1998г./|

| |. |от | |от | |

| | |общего | |общего |1997г. |

| | |объема | |объема | |

|ИМПОРТ |26,36|62% |15,975 |50% |61% |

| |3 | | | | |

|ПРЕФЕРЕНЦИЯ |5,298|12% |0,768 |2% |14% |

1997 год 1998год

[pic] [pic]

Диаграмма №1

Диаграмма №2

В 1996 году в Великолукской таможне не производилось оформление

товаров, на которые были предоставлены тарифные преференции. В 1997 году

объем товаров ввозимых по тарифным преференциям составил 20% от общего

объема импорта. В 1997 году в Великолукской таможне производилось

оформление автобусов «Мерседес-Бенц» производство Турция, по которым были

предоставлены тарифные преференции. Стоимость данного товара, который

относится к продукции автомобилестроения значительно выше, чем

продовольственная продукция.

1998 году объем товаров ввозимых по тарифным преференциям составил 5%

от общего количества импорта. Товарная структура ввозимого товара

однородна, и составляет рис, ввозимый из Вьетнама и Таиланда.

(в стоимостном выражении)

1997 год

[pic]

1998 год

[pic]

ИМПОРТ ВАЖНЕЙШИХ ТОВАРОВ ПО ЗОНЕ ДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНИ ЗА

1998 Г.

|Код |Наименование |Страны |Страны |Дальнее |Всего |

|ТН |товара |СНГ |Прибалтики |Зарубежье | |

|ВЭД | | | | | |

| | |тыс. |тыс. |тыс. |тыс.|тыс.|тыс. |тыс. |тыс. |

| | |тонн |долл.|тонн |долл|тонн|долл. |тонн |долл.|

| | | | | |. | | | | |

|9999 |Всего: | |2033 |26,00|4,33| |2730,7| |4668,|

| | | | |0 |9 | |44 | |085 |

|0201-|Мясо свежее и |0,823|1336,|0 |0 |0,36|245,60|1,183|1582,|

|0204 |мороженое | |6 | | | |5 | |21 |

|0207 |Мясо домашней |0 |0 |0 |0 |0,81|528,44|0,805|528,4|

| |птицы | | | | | |0 | |40 |

| |свежемороженое| | | | | | | | |

|1001 |Пшеница |2,448|330,8|0 |0 |0 |0 |2,448|330,8|

| | | | | | | | | |03 |

|1006 |Рис |0 |0 |0 |0 |3,47|1333,9|3,474|1333,|

| | | | | | | |72 | |97 |

|32 |Экстракты |0 |0 |0 |0 |53,4|212,20|53,45|212,2|

| |дубильные и | | | | |5 |2 |1 |02 |

| |красильные, | | | | | | | | |

| |лаки (тонн) | | | | | | | | |

|33 |Эфирные масла |0 |0 |0 |0 |2484|22,432|24840|22,43|

| |и эссенции, | | | | |0 | | | |

| |парфюмерные | | | | | | | | |

| |средства (кг) | | | | | | | | |

|39 |Пластмассы и |20,74|160,1|26,00|4,33|285,|334,16|312,2|398,4|

| |изделия из них| | | |9 |6 |4 |41 |1 |

|72 |Черные металлы|0,252|69,0 |0 |0 |0,00|5,671 |0,257|74,71|

|(кром| | | | | |5 | | | |

|е | | | | | | | | | |

|7201-| | | | | | | | | |

|7204)| | | | | | | | | |

|7303-|Трубы |0,320|136,6|0 |0 |0 |0 |0,320|136,6|

|7306 | | | | | | | | |5 |

|79 |Цинк и изделия|0 |0 |0 |0 |16,5|48,258|16,5 |48,26|

| |из него (тонн)| | | | | | | | |

|8704 |Автомобили |2 |3,35 |0 |0 |21 |61,282|23 |64,64|

| |грузовые, шт. | | | | | | | | |

Если подвести итог проведенному анализу то можно выделить следующие

тенденции:

1. По сравнении с 1996 годом объем ввозимых товаров, по которым были

предоставлены тарифные преференции ( страны наименее развитые и

развивающиеся) значительно возрос.

2. Товарная структура товаров значительно изменилась. Если в 1997 году

ввозились пассажирские автобусы, то в 1998 году основу ввозимых

товаров по преференциям составили продукты питания в частности –рис.

3. Все вышеперечисленные товары ввозились из развивающихся стран. Ввоз

товаров из наименее развитых стран в период с 1996-1998 не

производился.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенное дело – это один из базовых институтов любой экономики.

Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от

централизованной экономики к рыночной.

Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие

сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты,

которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных

реформ.

Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую

экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет

этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий,

для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного

дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела,

унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта.

Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно

благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

Принятая целевая программа развития таможенной службы Российской

Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 года, разработанная с учетом

процесса интеграции нашей страны в мировое хозяйство.

Реализация данной федеральной целевой программы предусматривает

осуществление взаимосвязанного комплекса мероприятий, основными

составляющими которого в области таможенной политики являются:

-совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования путем

повышения эффективности таможенного тарифа и классификации товаров в целях

полного взимания причитающихся федеральному бюджету таможенных платежей;

-развитие таможенных методов, содействующих привлечению иностранных

инвестиций.

Существующая национальная система преференций (НСП) находится на этапе

становления и развития, что естественным образом сопряжено с проблемными

вопросами, которые требуют углубленного исследования.

Во-первых необходимо юридически закрепить термин «национальная система

преференций» России в основных законодательных актах, таких как Таможенный

кодекс и Закон «О таможенном тарифе». Обобщающее понятие тарифных

преференций в таможенном деле можно сформулировать следующем образом – это

льготные пошлины, устанавливаемые государством для некоторых товаров из

развивающихся стран или стран, образующих вместе с Россией зону свободной

торговли или таможенный союз. Таким образом, понятие НСП имеет довольно

емкое и сложное обозначение. Наиболее важным является выявление основных

элементов этой системы. На сегодняшний момент она включает в себя три

элемента:

1) перечень наименее развитых стран-пользователей схемой преференций

РФ;

2) перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ;

3) список товаров, на которые преференциальный режим не

распространяется.

Во-вторых, до сих пор нет современного единого законодательно-

правового документа, показывающего, в чем состоит сущность этой системы, ее

целей, принципов управления и организации. В перспективе перед Россией

стоит вопрос о разработке единой НСП, охватывающей как развивающиеся

страны, так и государства СНГ.

В-третьих, отсутствует единая нормативно-методологическая база

формирования и управления этой системой. Многие вопросы остаются не

разъясненными, например, какие элементы системы НСП пересматриваются каждый

год, какие чаще или наоборот ? Какой орган государственной власти или

комитет при Правительстве РФ возглавляет политику и практику национальной

преференциальной системы РФ ?

В-четвертых. Анализ нынешней ситуации выявляет такой парадокс, когда

некоторые из развивающихся стран, такие как Гонконг, Республика Корея,

Сингапур, Чили и другие, которым Россия предоставляет льготы, по удельным

показателям далеко опережают ее по основным экономическим показателям.

Таким образом, не понятно, по каким критериям, расчетным показателям и по

каким процедурам должна периодически пересматриваться НСП России.

В заключение следует отметить, что в настоящее время НСП России

является более широким понятием, чем несколько лет назад. Важное значение

приобретает проблема определения страны происхождения товара (как базовой

задачи НСП России) отражается в существенном недоборе таможенных платежей и

тем самым оказывает значительное влияние на доходную часть федерального

бюджета. Процесс вхождения России во Всемирную торговую организацию (ВТО)

также требует пересмотра НСП в сторону ее унификации и гармонизации с Общей

системой преференций и практикой международных торгово-политических

отношений. По-видимому, назрела необходимость выделить вопросы НСП, как

одну из основных задач работы Комиссии Правительства Российской Федерации

по таможенным и тарифным вопросам и по защитным мерам по внешней торговле,

утвержденных в апреле 1995 года.

В целом, однако, возможности общей системы преференций с точки зрения

ее воздействия на ускорение экономического развития развивающихся стран не

следует переоценивать. Даже самые совершенные системы преференций не могут

сами по себе радикально содействовать решению основных социально-

экономических, торгово-политических проблем.

Новые общие или национальные системы преференций дают существенный

эффект только в том случае, если будут проводиться серьезные социально-

экономические преобразования в странах развивающегося мира.

Обобщая изложенное, еще раз подчеркнем, что таможенные органы не могут

быть изолированы от государственных органов субъектов Российской Федерации

в процессе формирования таможенной политики и таможенного законодательства

в их практической реализации. И хочется надеяться, что данному вопросу

будет уделено больше внимания, как со стороны Правительства Российской

Федерации, так и со стороны Государственного Таможенного Комитета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Таможенный кодекс Российской Федерации: введ. В действие

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня

1993 г. № 5223-1./ Гос. Тамож. Ком. Рос. Федерации. – М., 1993

О таможенном тарифе: Закон РФ от 21 мая 1993 г. // Рос. Газета.

–1993. -5 июня. - С 13

Федеральная целевая программы развития таможенной службы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1996

г. № 1052 // Рос. Газета –1996.- 2 октября.-с.4

Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли

России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и

перспективы. Монография. М,: РИО РТА. 1997. С-200

О ставках ввозных таможенных пошлин: Приказ ГТК РФ от 26.04.96 №

258.

О порядке определения страны происхождения товаров и применения

ставок Импортного таможенного тарифа Российской Федерации: Указание

ГТК РФ от 17.05.93 № 01-12/532

Таможенное право. Учебник для вузов / Под редакцией Б.Н.

Габричидз.—М.: БЕК, 1995. –С. 480

Основы таможенного дела. Учебник для слушателей таможенной

академии и студентов вузов / Под редакцией В.Г. Драганова –М.:

Экономика,1998. –С.687

Козырин А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О

таможенном тарифе». –Москва «Легат». –1997. –277с

Основы таможенного дела. Вып. ІІІ. –М.: РИО РТА, 1995

Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара. –С

Петербургсикий филиал РТА, 1996. –56с

Современная внешнеторговая политика России и инструменты ее

регулирования // Внешнеэкономические связи России. –1996. --№ 15—С.

17-50.

Теория методология и практика таможенного дела / Под общ.

Ред. Н.М. Блинова. –М.: РИО РТА,1996.

Экономика таможенного дела / под ред, И.А. Малмыгин.- М.: РИО РТА, 1997

Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли:

таможенный аспект/ под ред. В.Ю. Преснякова. – М.:РИО РТА, 1996.

Государственное регулирование внешней торговли России в условия

перехода к рыночной экономике. Проблемы и перспектив ивы / под ред.

В.Ю. Преснякова.- М.: РИО РТА. 1997.

Лисов А., Пресняков В. Федеральная целевая программа развития

таможенной службы России// Внешняя торговля.—1997.--№4-6.—С. 34-36.

-----------------------

Государственное регулирование ВЭД

Тарифные методы

Нетарифные методы

(паратарифные)

Таможенный тариф

Правила применения таможенного тарифа

Дополнительные меры регулирования

Административные меры

Технические меры

Экономические меры

(финансовые меры)

Таможенный тариф

Фискальная

Защитная

Регулирующая

Торгово-политическую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.