рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Таможенные преференции

океане судами данной страны либо судами, арендованными

(зафрахтованными) ею.

7. вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и

иных операций, осуществляемых в данной стране.

8. продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на

космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею.

9. товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции,

указанных в пунктах 1-8.

Если в производстве товара участвует две и более страны, происхождение

товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

Критерии достаточной переработки товара в данной стране являются:

1. Изменение товарной позиции (кода товара) по ТН ВЭД СНГ на уровне любого

из первых 4-х знаков, произошедшее в результате переработки товаров.

2. Правило выполнения производственных или технологических операций,

достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим

из той страны, где эти операции имели место. Например операции, которые

не отвечают критериям достаточной переработки:

** операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или

транспортировки( раскладывание, сушка, охлаждение, проветривание);

** операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке

(дробление партии, формирование отправок, переупаковка);

**простые сборочные операции;

**смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции

характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

** комбинация из двух или более операций, поименованных выше.

3. И третье правило—правило адвалорной доли – изменение стоимости

товара, когда процентная доля стоимости используемых материалов или

добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены

поставляемого товара.

Основным документом, подтверждающим страну происхождения является

сертификат происхождения.

Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или

сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске

товара через таможенную границу РФ.

Ставки таможенных пошлин, предусмотренные для товаров, происходящих из

стран или союзов, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет

режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются независимо от страны

отправления указанных товаров, за исключением случаев предоставления

тарифных преференций.

В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенные

органы Российской Федерации вправе требовать предоставление сертификата о

происхождении товаров, который является одним из важнейших сертификационных

документов. Он должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный

товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий

предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом

данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования.

Сертификат происхождения должен включать в себя:

* письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет

соответствующему сертификату качества;

* письменное удостоверение компетентного органа страны ввоза,

выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения

соответствуют действительности.

Если иное не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и

страной вывоза, то сертификат должен содержать следующие необходимые

сведения о товаре, на который он выдан:

а) наименование и адрес экспортера

б) наименование и адрес импортера

в) наименование (описание) товара

г) средства транспортировки и маршрут следования

д) количество мест, характер упаковки, маркировку.

е) вес брутто и нетто

Сертификат представляется таможенным органам РФ в напечатанном виде,

без исправлений, на русском или английском, французском или испанском

языках. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода

сертификата на русский язык.

Сертификат представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и

другими документами, представляемыми при

таможенном оформлении.

При утрате сертификата принимается официально заверенный его дубликат.

В удостоверении происхождения небольших партий товара на 01.06.96

(стоимостью до 5000 долларов США) предоставления сертификата не требуется.

Страна происхождения в данном случае указывается экспортером на счете-

фактуре или других прилагаемых к товару документах, которые предъявляются

таможенным органам.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 07.08.95 № 484 и приказа ГТК РФ от

14.04.98 № 208 в настоящее время на ряд товаров требуется подтверждение

достоверности сертификатов происхождения товаров на предварительном этапе.

Режим наиболее благоприятствуемой нации

Еще одним инструментом торговой политики является режим наибольшего

благоприятствования нации. Собственно в таможенном тарифе указаны

предельные ставки пошлин для товаров, происходящих из стран, в торгово-

политических отношениях, с которыми Россия применяет режим РНБ.

Режим наиболее благоприятствуемой нации – правовой принцип, который

устанавливается в договорном порядке в торговом отношениях между двумя

странами. По этому принципу каждая из договаривающейся стороне такие же

благоприятные условия, которыми будет пользоваться и сама. Принцип

благоприятствования является гарантией того, что и третьи страны не получат

большей льготы в виде более значительного снижения общей ставки.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические

отношения, с которыми не предусматривают такой режим, или если страна

происхождения таковых товаров не установлена, ставки импортных таможенных

пошлин увеличиваются вдвое, а если предусмотрены торговые льготы

(преференции) в отношении этих стран то таможенная пошлина уменьшается по

сравнению с базовой.

Для реализации данного инструмента торговой политики существует

специальный документ "Сертификат происхождения товара", который однозначно

должен подтверждать страну происхождения. Таможенные органы Российской

Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении

товара.

Таможенная стоимость товара

Еще одним элементом таможенно-тарифного регулирования является

таможенная стоимость товаров. В Законе РФ «О таможенном тарифе» таможенная

стоимость определяется через перечисление ее основных целей:

1) обложение товара пошлиной;

2) внешнеэкономической и таможенной статистики;

3) применение нетарифных мер регулирования (квотирования,

лицензирования), включая осуществление валютного контроля

внешнеэкономических сделок.

Определение стоимости импортного товара с целью расчета таможенных

пошлин – одна из наиболее сложных процедур таможенной практики. Долгое

время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно

отличались друг от друга. Пошлины могли исчисляться как с цены, указанной

экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного

товара на мировом рынке. Развитие международной торговли обусловило

процессы унификации правовых норм.

Закон РФ «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения

в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и

норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных в

Соглашении по применению ст. VII «Оценка товаров для таможенных целей»

Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Таким образом, формирование российских законодательных норм о

таможенной стоимости на основе международных принципов является важным

условием обеспечения эффективной интеграции экономики России в

мирохозяйственные связи.

Таможенная стоимость—эта стоимость товара, которая используется в

целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы для

исчисления таможенных платежей ( пошлин, акцизов, НДС и сборов за

таможенное оформление). Помимо основного назначения, как базы

налогообложения, таможенная стоимость прямо или косвенно используется также

и для иных таможенных целей, таких как ведение таможенной статистики,

проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках, осуществления

валютного контроля при проведении экспотно-импортных операций, контроль за

соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Кроме обеспечения реализации чисто фискальных функций, наличие

механизма определения и контроля таможенной стоимости способствует решению

задач построения рыночной экономики путем создания равных конкурентных

условий для хозяйствующих субъектов.

ВЫВОД: Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать

целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению

безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-

тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных

отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных

условиях.

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

2.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

Понятие таможенных преференций (латин. Preferens –предпочитающий)

появилось в конце прошлого века. Это благоприятный, чем обычно, таможенный

режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающих из некоторых

стран или групп стран.

История возникновения таможенных преференций непосредственно связана с

историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика

преференциальных тарифов стала основой, на которой стала развиваться

экономика стран монополий, все это происходило за счет ограничения внешней

торговли стран – сателлитов. Особенно широкой системой колониальных

таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий,

обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия, для которых колонии являлись

одним из основных источников обогащения.

Поскольку колонии обычно экспортировали сырье, свободно поступающие на

большинство рынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика

таможенных преференций представляла гораздо большие преимущества для

метрополий, чем для колониальных продуктов.

Таким образом, на первоначальном этапе термин “таможенные преференции”

относился к тому типу тарифных взаимоотношений между колонией и

метрополией, при котором каждая сторона сохраняла свою “тарифную

индивидуальность”, но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые

другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных,

экспортных пошлин.

Так, например, Франция начала создавать колониальную систему

таможенных преференций в конце ХIХ века, оформив ее полностью в 1928 году.

В систему таможенных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых

стран и территорий.

Ряд колоний ( В их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в

таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами

французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась

практически беспошлинно.

Некоторые другие французские колонии имели отличный от метрополии

внешний тариф. Большинство из них предоставляли Франции таможенные

преференции и сами ввозили свои товары на рынке метрополии беспошлинно или

по минимальной ставке таможенного тарифа Франции.

Остальные французские владения, несмотря на их подчиненность

колониальной администрации Франции, в силу ряда международных соглашений

должны быть облагать все иностранные товары едиными пошлинами, что ставило

третьи страны в одинаковое с метрополией положение. Однако и по отношению к

товарам этих зависимых стран Франция применяла минимальную ставку своего

таможенного тарифа.

В 30-е годы Франция в дополнение к дополнение к таможенным

преференциям стала вводить количественные ограничения на импорт товаров из

третьих стран в колонии, включенные в ее таможенную территорию,

устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в

дальнейшем к созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал

развиваться таможенно-преференциальный режим.

Таким образом на первоначальном этапе термин «таможенные преференции»

относился к тому типу тарифных взаимоотношений между колонией и

метрополией, при котором каждая сторона сохраняла свою»тарифную

индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые

другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных,

экспортных пошлин.

2.2 ОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ

В начале 50х годов усилилась борьба развивающихся стран за создание не

колониальной экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных

преференций в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими

странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947

году Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ).

В середине 60-х годов ряд молодых развивающихся стран Африки, Азии,

Латинской Америке выступили в рамках Конференции ООН по торговли и развитию

с предложением о создании для них системы таможенных преференций нового

типа. В этих требования учитывалась специфика задач, стоящих перед

освободившимися странами в области развития собственной промышленности, и

которая создала бы для промышленной продукции данных стран льготные

условия на основных экспортных рынках. При этом развивающиеся страны должны

были иметь право предоставлять преференции друг другу, не распространяя их

на промышленно развитые государства.

По мнению развивающихся стран, новые преференции должны быть:

1. Невзаимными, т.е. исключить ответные уступки развивающихся

стран индустриально развитым странам.

2. Эти преференции не должны были носить дискриминационного

характера, то есть, их следовало бы распространять на все без

исключения развивающихся стран.

3. Преференции надлежало ввести всем индустриально-развитым

странам, т.е. новые преференции должны быть общими.

В период с 1971 года по 1975 таможенные преференции нового типа,

получившие известность под названием “Общей системы преференций”, были

введены 18 капиталистическими странами Европы и Америки.

Социалистические страны полностью поддержали требования развивающихся

государств к промышленно развитым странам. В 1965 году СССР одним из первых

государств представил развивающимся странам на невзаимной основе и на

неограниченный срок преференции в форме полной отмены пошлин на все товары.

В 1972 году таможенные преференции развивающимся странам были предоставлены

Болгарией, Венгрией и Чехословакией.

В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия составившие

основу Совета экономической взаимопомощи подписали Соглашение об

унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся

стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы

преференций.

По соглашению стороны автономно определяют перечень развивающихся

стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер

представляемых преференций, а также перечень наименее развитых среди

развивающихся стран, товарам которых предоставляется беспошлинный режим.

Вышеперечисленные страны по существу присоединились к правилам

действующим в рамках Общей системы преференций, которые распространялись на

товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых

В рамках данных правил были разработаны критерии происхождения

товаров, пункты административного сотрудничества, условия выполнения

вышеуказанного соглашения, положения о сертификации происхождения товаров

по форме принятой в рамках Общей системы преференций.

По данному соглашению стороны автономно определяют перечень

развивающихся стран, на которые распространяются тарифный преференциальный

режим, размер представляемых тарифных преференций, а также перечень

наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых представляется

беспошлинный режим.

2.3 НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье 36 Закона Российской Федерации « О таможенном тарифе» даны

основополагающие принципы и определения тарифных преференций, а также

урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному

тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской

Федерации.

Преференции представляют собой эффективное средство проведения торго-

экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта,

источники сырья и сферы приложения капитала.

Система предоставления преференций в рамках Общей системы преференций

базируется на положениях «Соглашения об унифицированных правилах,

определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении

тарифных преференций в рамках Общей системы преференций». Данный документ

был подписан в 1980 г. государствами участницами: Болгария, Венгрия,

Польша, СССР, Чехословакия.

Согласно указанию ГТК от 17.05.93 № 01-12/532 , в настоящее время в

отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации определен

порядок определения страны происхождения товаров и применения ставок

Импортного таможенного тарифа Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» товарам при уплате

ввозных таможенных пошлин могут предоставляться тарифные преференции.

Остановимся на основных понятиях.

Тарифные льготы (тарифные преференции) согласно ст. 34 Закона «О

таможенном тарифе» это льгота, которая предоставляется на условиях

взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики

Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через

таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной

пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставки пошлины,

установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Преференциальный режим – особый льготный экономический режим,

предоставленный одним государством другому без распространения на третьи

страны. Применяется в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижение ставок

пошлин либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз. Тарифные

преференции могут быть предоставлены на территории РФ согласно ст. 36:

. товарам, происходящим из развивающихся стран, пользователей

национальной системой преференций Российской Федерации, товары

облагаются ввозными таможенными пошлинами по ставкам в размере 75%

действующих ставок таможенного тарифа;

. товарам, происходящим из наименее развитых стран, пользователей

схемой преференций российской Федерации, в виде беспошлинного ввоза;

. товарам, происходящим из государств, образующих с РФ зону свободной

торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.