рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники

устанавливаются или могут устанавливаться исходя из интересов

Российской Федерации и на основании актов законодательства Российской

Федерации и международных договоров Российской Федерации. Причем

вводимые запреты и ограничения распространяются равным образом на всех

лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Так, например, если

несколько организаций пожелают вывозить товары, в отношении которых

применяются меры нетарифного регулирования,1 то они обязаны получить

необходимые разрешительные документы. Положим, одна из этих организаций

получила необходимые документы, а другая нет. Это вовсе не означает,

что принцип, указанный в статье 19 Таможенного кодекса действует

избирательно. Просто, для вывоза отдельных категорий товаров существуют

дополнительные требования, соблюдение которых распространяется на всех

лиц и на равных основаниях. Что касается лиц, перемещающих товары и

транспортные средства, то, на мой взгляд, целесообразно их подвергнуть

дальнейшему делению на участников внешнеэкономической деятельности и

физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательской

деятельности. Необходимость такой детализации основана на том, что

специальный статус участника обусловлен, как правило, целями,

количеством и стоимостью перемещаемых товаров и транспортных средств.

2. Следующим принципом, на мой взгляд, следует отметить принцип

обязательности таможенного режима.

Так статья 22 Таможенного Кодекса Российской Федерации определяет, что

перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу

Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными

режимами.1 В настоящее время существуют 18 разновидностей таможенных

режимов. Следовательно, при ввозе на таможенную территорию Российской

Федерации товаров и транспортных средств либо вывозе за ее пределы,

необходимо выбирать (заявлять) наиболее подходящий режим в зависимости от

цели перемещения. Заявление избранного режима является одним из

обязательных условий перемещения, поскольку именно положения таможенного

режима указывают на особенность таможенного оформления, контроля и уплату

таможенных платежей.

Принцип изменения режима закреплен статьей 25 Таможенного Кодекса

Российской Федерации: "Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный

режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества,

страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств". Таким

образом, выбор режима, равно как и его последующее изменение, находится в

зависимости от волеизъявления лица, перемещающего товары и транспортные

средства. Однако и здесь на выбор режима влияют особенности последнего.

Так, например, российская организация ввезла на таможенную территорию

Российской Федерации оборудование, поместив его под режим выпуска для

свободного обращения.1 Спустя несколько месяцев у этой организации возникла

потребность в вывозе данного оборудования, которое так и не удалось

использовать в производственном процессе. Можно ли в такой ситуации

изменить ранее примененный режим выпуска для свободного обращения на режим

реэкспорта,2 тем более что при реэкспорте ввозные таможенные платежи могут

быть возвращены (часть 1 статьи 10 Таможенного Кодекса Российской

Федерации). В этом случае изменить режим уже не удастся ввиду того, что

условия реэкспорта предусматривают вывоз специально предназначенных для

этого иностранных товаров (статья 100 Таможенного Кодекса Российской

Федерации), к которым товар, выпущенный в свободное обращение, не

относится (пункт 2 статьи 18 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

Важно еще раз отметить, что реализация принципа свободы выбора либо

изменения режима зависит одновременно от волеизъявления лица, так и от

особенности режима.

Рассмотренные выше принципы перемещения имеют отношение в основном к

диапозитивным началам. Одновременно с этим в сочетании с диапозитивностью,

основы перемещения товаров содержат и императивные (обязательные) принципы,

достаточно жестко устанавливающие, что:

а) перемещаемые товары и транспортные средства подлежат таможенному

оформлению и контролю (статья 26 Таможенного Кодекса Российской

Федерации).

б) пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы

Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными

органами Российской Федерации, и во время их работы. Иное возможно только

по согласованию с таможенными органами (статья 27 Таможенного Кодекса

Российской Федерации).

в) никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и

транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не

завершено (статья 28 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

г) пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами,

перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется

в соответствии с их таможенными режимами (статья 28 Таможенного Кодекса

Российской Федерации).

Подводя итог, на мой взгляд, необходимо отметить, что Таможенный Кодекс

Российской Федерации достаточно четко определяет диапозитивность

перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Российской Федерации, получившую закрепление в таких признаках как: по

кругу лиц; свободе выбора таможенного режима; количества перемещаемых

товаров и транспортных средств, частоты перемещения.

Но вместе с тем над принципами диапозитивного характера все – таки

преобладают принципы императивного характера, такие как: запрещения ввоза

(вывоза) товаров и транспортных средств; ограничение на ввоз (вывоз)

товаров и транспортных средств; соблюдение порядка перемещения товаров и

транспортных средств; обязательного выбора таможенного режима;

обязательности таможенного оформления места и времени пересечения

таможенной границы России, пользования и распоряжения товарами и

транспортными средствами.

2. Структура таможенного оформления при перемещении товаров и

транспортных средств через Таможенную границу

Российской Федерации

1. Общие положения таможенного оформления

В соответствии с пунктом 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской

Федерации таможенное оформление представляет собой установленный порядок

помещения товаров и транспортных средств под избранный таможенный режим

[5] и завершения этого режима.

Рассматривая установленный порядок, как совокупность мероприятий,

направленный на достижение определенного результата, таможенное оформление

можно представить в ином более развернутом виде, как совокупность

последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение

перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Российской Федерации.

При этом совокупность мероприятий представляет собой:

- во-первых: действия лиц, перемещающих товары и транспортные

средства через таможенную границу Российской Федерации по подаче

уведомлений [54] (о перемещении товаров и транспортных средств),

документов и сведений, необходимых для таможенных целей [54],

действия по уплате таможенных платежей [54], а также фактическое

представление перемещаемых товаров и транспортных средств для

производства таможенного досмотра [54].

- во-вторых: адекватные действия таможенных органов по приему

уведомлений (о перемещении), проверке документов и сведений,

необходимых для таможенных целей, взиманию таможенных платежей,

досмотру товаров и транспортных средств, а также действия по

принятию решения о допустимости применения заявленного

таможенного режима, включая документальное отражение принятого

решения.

Согласно статьи 126 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное

оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом

Российской Федерации и актами законодательства Российской Федерации, в том

числе нормативными актами Государственного таможенного комитета России.

В качестве основополагающих источников, регулирующих установленный

порядок таможенного оформления, можно выделить такие, как раздел 4

Таможенного кодекса Российской Федерации1, приказ Государственного

таможенного комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых

правил таможенного оформления и таможенного контроля,"2 приказ

Государственного таможенного комитета России от 25 января 1999 г. № 38 "Об

утверждении инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю

товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной

коммерческой деятельности".3 Кроме указанных источников существует

множество других приказов, распоряжений и указаний Государственного

таможенного комитета России, в большинстве своем устанавливающих

особенности таможенного оформления либо отдельных категорий товаров

(драгоценные камни, металлы, иностранная валюта, электрическая энергия и

др.), либо товаров, перемещаемых определенными видами транспорта

(воздушный, трубопроводный, морской).

Таможенное оформление, будучи установленным, порядком, может быть

разделено на несколько стадий: предварительного таможенного оформления и

основного таможенного оформления.

Основания для такого разделения содержатся как в Таможенном кодексе

Российской Федерации (статьи 137, 138, 143 Таможенного кодекса Российской

Федерации), так и в подзаконных документах [57] Государственного

таможенного комитета России (приказ Государственного таможенного комитета

России от 7 октября 1993 г. № 388 "Об утверждении Положения о временном

хранении (складах временного хранения)",1 приказ Государственного

таможенного комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых

правил таможенного оформления и таможенного контроля" и др.)

Стадия предварительного таможенного оформления включает в себя

производство предварительных операций, то есть действий предшествующих

основному таможенному оформлению (статья 137 Таможенного кодекса Российской

Федерации). Основным назначением предварительных операций является

способствование производству основного таможенного оформления и его

ускорение, что получило закрепление в части 1 статьи 138 Таможенного

кодекса Российской Федерации.

В настоящем разделе нет необходимости в перечислении всех возможных

видов предварительных операций, так как этому посвящен отдельный раздел

моей работы, достаточно лишь заметить, что существует несколько

предварительных действий, включающих в себя операции, предшествующие

основному таможенному оформлению. Это временное хранение и доставка товаров

под таможенным контролем. Именно действие временного хранения и доставка

товаров под таможенным контролем составляют основное содержание стадии

предварительного таможенного оформления.

Вторая стадия таможенного оформления имеет название основного

таможенного оформления. Содержанием данной стадии служат действия по подаче

и проверке таможенной декларации, то есть таможенное декларирование [5].

Таможенное декларирование и есть действие, непосредственно направленное на

помещение товаров под избранный таможенный режим [5] перемещения, поскольку

только в таможенной декларации [5] лицо, перемещающее товар, указывает

конкретный таможенный режим перемещения.

Рассмотрим общие положения, относящиеся к таможенному оформлению как к

установленному порядку в целом.

Начало таможенного оформления. Статья 132 Таможенного кодекса

Российской Федерации определяет, что таможенное оформление начинается не

позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа

заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в

отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка

предварительных операций. Кроме того, таможенное оформление не

ограничивается лишь действиями сотрудников таможенных органов по проверке

документов и регистрации фактов, имеющих юридическое значение [57]. Это

ценный комплекс разнообразных взаимообусловленных мер как лиц,

перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, так и

таможенных органов Российской Федерации [5]. Поэтому важно сделать вывод о

том, что таможенное оформление начинается с подачи уведомлений

уполномоченных лиц о перемещении товаров и транспортных средств через

таможенную границу Российской Федерации (пункты 5, 9, 11 статьи 18

Таможенного кодекса Российской Федерации и статья 139 Таможенного кодекса

Российской Федерации).

Причем формы такого уведомления могут быть различные, в зависимости от

особенностей перемещения товаров и транспортных средств (от устного

сообщения до подачи таможенной декларации).

С началом производства таможенного оформления соприкасается место его

проведения. И в том случае Таможенный кодекс Российской Федерации дает

определение места производства таможенного оформления без учета последнего.

Так согласно части 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации

таможенное оформление производится в определенных для этого местах в

регионе деятельности таможенного органа [5] Российской Федерации, в котором

находятся отправитель [50] или получатель [50] товаров либо

их структурное подразделение. В тоже время такая трактовка устанавливает не

место таможенного оформления в целом, а место производства таможенного

декларирования [5]. Поэтому при определении места производства таможенного

оформления, необходимо учитывать как место производства предварительного

таможенного оформления, так и место производства основного таможенного

оформления (таможенного декларирования).

Таким образом, можно отметить, что таможенное оформление при ввозе

товаров на таможенную территорию [5] Российской Федерации начинается в

регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, где находится

место пересечения (ввоза) таможенной границы Российской Федерации (часть 1

статьи 139 Таможенного кодекса Российской Федерации) и завершается в

регионе деятельности таможенного органа [5] Российской Федерации, в котором

находится получатель товаров либо его структурное подразделение (часть 1

статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации).

При вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской

Федерации таможенное оформление начинается в регионе деятельности

таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель

товаров (часть 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации), и

завершается в регионе деятельности таможенного органа Российской

Федерации, где находится место вывоза товара за пределы таможенной

территории Российской Федерации (часть 2 статьи 139 Таможенного кодекса

Российской Федерации).

В случае, если лицо, перемещающее товар (отправитель либо получатель

товара), находится в регионе деятельности так называемого пограничного

таможенного органа Российской Федерации, тогда место ввоза и место

декларироваия товаров, либо наоборот, место декларирования и место ввоза

товара, как правило, совпадают.

Кроме выделенных закономерностей существует ряд исключений,

устанавливающих иные возможные места производства таможенного оформления.

Таких исключений несколько, и зависеть они могут как от волеизъявления

заинтересованного лица, так и от решений Государственного таможенного

комитета Российской Федерации. Поэтому первый вид исключений можно

обозначить как исключение, носящее диспозитивный характер. Так в

соответствии, с частью 2 статьи 127 Таможенного кодекса Российской

Федерации по просьбе заинтересованного лица [5], за его счет и с согласия

таможенного органа Российской Федерации таможенное оформление может

производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа

Российской Федерации. В этом случае возможно несколько вариантов. Либо

таможенное оформление (декларирование) будет производиться в регионе

деятельности иного таможенного органа Российской Федерации, либо в этом же

регионе, но в ином месте не совпадающем с обычным местном таможенного

оформления (местом нахождения таможенного органа Российской Федерации,

временного хранения и др.). Однако, в обоих примерах, при изменении места

таможенного оформления по инициативе заинтересованного лица необходимо

предварительно получить разрешение таможенного органа Российской Федерации,

в котором следовало оформить товар. Порядок подачи и рассмотрение заявления

установлен распоряжением Государственного таможенного комитета России от 17

августа 1998 г. № 01-14 / 894 "Об упорядочении процедуры рассмотрения

обращений участников ВЭД по вопросам проведения таможенного оформления

товаров и принятия по ним решений".1

При оформлении товаров в регионе деятельности этого же таможенного

органа, но не в местах, определенных последним, могут иметь случаи

таможенного оформления товаров непосредственно на территории лица,

обращающегося в таможенный орган. Например, при наличии подъездных путей,

когда товар перемещается железнодорожным транспортом (с целью минимизации

расходов по оплате простоя вагонов на грузовых дворах, станционных складах

и площадках станций железных дорог). В таких ситуациях, согласно статьи 14

Таможенного кодекса Российской Федерации, предприятия, учреждения,

организации и граждане, заинтересованные в том, чтобы таможенное оформление

производилось непосредственно на их территории или в иных помещениях, а не

в местах нахождения таможенных органов Российской Федерации, предоставляют

этим органам необходимые служебные и бытовые помещения и оборудование и

средства связи безвозмездное пользование. Кроме того, при производстве

таможенного оформления товаров и транспортных средств вне определенного для

этого места и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации

таможенные сборы [5] (сборы за таможенное оформление) взимаются в двойном

размере (часть 2 статья 114 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Основы следующей разновидности исключений из общего правила

определения места производства таможенного оформления содержатся в части 3

статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации и носят императивный

характер. Критериями такого исключения служат как категории перемещаемых

товаров (драгоценные камни, электрическая энергия), так и разновидности

транспортных средств, на которых они перемещаются (морской транспорт,

трубопроводный транспорт, линии электропередачи). Особенности таможенного

оформления, включая конкретный перечень таможенных органов, устанавливаются

Государственным таможенным комитетом России1 и изменению по инициативе

заинтересованных лиц не подлежат.

Время производства таможенного оформления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.