рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин

оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование

таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими

государствами. С переходом к нэпу, с расширением внешней торговли,

предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок

хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость

восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным

методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной

службы в государственном управлении, практически "реанимировало" таможенные

органы.

После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый

таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от

23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13

июня 1922 года — первый советский тариф по вывозной торговле. В компетенцию

ТТК входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных

товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению

тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам

применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых

договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному

делу.

ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении

таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному

регулированию содержат ссылки на его решения. С переходом в начале 30-х

годов к административным методам регулирования внешней торговли и с

реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась.

Де-юре этот орган прекратил свое существование в 1964 г. Фактически же он

перестал функционировать гораздо раньше.

12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР,

явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно

Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ,

законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в

середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей

территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи как в

центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное

управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные

учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали

уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых

входило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах

союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по

таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов

между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка

мероприятий по борьбе с контрабандой. Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс

СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления,

но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии

таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному

упрощению системы таможенных органов.

Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал

утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное

развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925

гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным

делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли

таможенные учреждения того времени.

В период с 1929 по 1932 годы все более отчетливой становится тенденция к

отказу от экономической модели управления и доминированию административно-

командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс

затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию

таможенного дела. Значительно сократился оборот международного

пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых

связей.

Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали

играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций.

Новый таможенный кодекс государство получило только в 1964 году. Указом

Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый

Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был

значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела).

Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий

всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было

отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через

входящее в его состав Главное таможенное управление (1-ая статья Кодекса).

Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением

государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций

и борьба с контрабандой.

Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-

х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г.,

с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х

годов.

В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый

этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой

трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую

управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях

свободного рынка и демократического режима.

Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов

приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное

управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР

(ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со

статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка

системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю

Советского государства таможенная служба выделялась организационно.

Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 года нового

Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе» определялось

подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и

ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял

высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который

определял также основные направления дальнейшего развития таможенной

системы.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими

управленческими структурами, а также непосредственным оперативным

руководством таможенным делом занималась Государственная

внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа

построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по

федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых

почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были

переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована

в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане,

Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались

республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была

преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой

ограничивалась Приморским краем.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и

организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-

импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и

таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от

существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась

возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов

непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей.

Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой

счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об

организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного

уполномоченного. Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе,

принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного

управления. Предусматривалось создание двух координационных органов —

Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с

международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных

веществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную

систему таможенных органов: центральный таможенный орган — региональные

таможенные управления — таможни. Центральным таможенным органом, который

заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет.(5) Существенно изменились его

функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель

регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный

кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную

прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных

методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и

таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного

регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых

внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами.

Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким

и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного

регулирования.

Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового

Таможенного кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе", создать

принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.

Формирование национальных таможенных служб в России и других

государствах — членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной

системы.

2. Структура государственных таможенных органов России

Государственный таможенный комитет России (ГТК)

Государственный таможенный комитет России - центральный орган

федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное

руководство таможенным делом в РФ (по седьмой статье Таможенного кодекса).

ГТК возглавляет, объединяет и направляет деятельность таможенных органов.

Как федеральный орган ГТК России несёт ответственность за реализацию

таможенной политики РФ; обеспечивает соблюдение законодательства по

таможенному делу и иного законодательства, развитие, укрепление единства

всей системы возглавляемых им таможенных органов. ГТК России выполняет не

только функции непосредственного руководства таможенным делом, но и

координационные и контрольные функции в этой сфере. В случаях,

предусмотренных Таможенным кодексом РФ, а также иными актами

законодательства, ГТК России в праве издать в пределах своей компетенции

акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными

органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм

собственности, а также должностными лицами и гражданами.

ГТК России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет

свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами

исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органами местного самоуправления. В отдельных случаях ГТК

России может вступать в непосредственные отношения с должностными лицами

предприятий, учреждений, организаций, а также физическими лицами (например,

когда должностные лица ГТК России проводят дознание по факту контрабанды).

Правовое положение ГТК России, его задачи и функции, права и

обязанности, структура определяются в Таможенном Кодексе Российской

Федерации и Положении «О Государственном таможенном комитете РФ»,

утверждённом Указом Президента РФ от 25 октября 1994 года, а также другими

нормативными актами.

ГТК России решает все задачи, вытекающие из целей государственной

таможенной политики РФ. Основные его задачи сформулированы во второй статье

ТК РФ, статье 4 Положения «О ГТК РФ» и других нормативных правовых актах.

Основными задачами ГТК России являются:

V участи в разработке таможенной политики РФ;

V обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной

территории РФ;

V организация применения и совершенствование средств таможенного

регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов

развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий

для участия России в мирохозяйственных связях;

V организация и совершенствование таможенного дела в РФ;

V обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также

законодательства, контроль за исполнением которого возложен на

таможенные органы РФ;

V обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным

вопросам.

Основные функции ГТК России: В соответствии с возложенными задачами ГТК

России выполняет многочисленные и разнообразные функции. Его функции и

полномочия в общей форме определены в статье 11 Таможенного кодекса РФ;

непосредственно в статье 5 Положения закреплены 64 основные функции ГТК

России. Функции ГТК России устанавливаются в других нормативных актах,

регулирующих деятельность таможенных органов.

Региональные таможенные управления РФ (РТУ РФ)

Региональное таможенное управление РФ входит в единую систему

таможенных органов РФ и осуществляет руководство таможенным делом на

территории региона деятельности (подведомственного региона) под

непосредственным руководством ГТК России. Эта черта структуры таможенной

организации была унаследована от Советского Союза ввиду огромной территории

Российской Федерации - федеративная модель управления и таможенного

контроля является наиболее эффективной.

Функционируют следующие Региональное таможенное управление РФ:

Северо-Западное (г. Санкт-Петербург); Дальневосточное (г. Владивосток);

Северо-Кавказское (г. Ростов-на-Дону); Поволжское (Нижний Новгород);

Восточно-Сибирское (г. Иркутск); Западно-Сибирское (г.

Новосибирск); Татарское (г. Казань); Уральское (г.

Екатеринбург); Калининградское (г. Калининград); Западное (г. Москва);

Московское (г. Москва); Дагестанское (г. Махачкала); Башкирское (г. Уфа).

В непосредственном подчинении РТУ РФ находятся расположенные на

территории подведомственного региона таможенные органы.

Основные задач РТУ РФ:

V реализация таможенной политики РФ на территории подведомственного

региона;

V разработка и реализация в пределах своей компетенции в

подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства

таможенной территории РФ;

V разработка и реализация в пределах своей компетенции в

подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение

экономической безопасности РФ (в части, относящейся к таможенному

делу);

V обеспечение защиты экономических интересов РФ в пределах компетенции

таможенных органов; организация таможенного дела в подведомственном

регионе;

V обеспечение применения средств таможенного регулирования

экономической деятельности;

V обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществления

контроля за исполнением законодательства РФ о таможенном деле и

других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на

таможенные органы РФ;

V организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными

преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных

правил;

V руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью

подведомственных таможенных органов РФ;

V обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных

платежей;

V содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ,

юридических и физических лиц;

V учет потребностей подведомственного региона в сфере таможенного

дела, принятие в пределах своей компетенции мер, направленных на

удовлетворение таких потребностей.

Основные функции РТУ РФ. В соответствии с возложенными на него задачами

Региональные таможенные управления РФ выполняет значительное число функций.

Наиболее важные из них это:

. В части реализации таможенной политики.

. По вопросам организации таможенного дела на подведомственной

территории.

. По вопросам взимания таможенных платежей по вопросам таможенного

контроля.

. По вопросам борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

. По вопросам валютного контроля.

. По вопросам законодательства и укрепления законности.

. По вопросам материально-технической базы таможенных органов.

. По вопросам работы с кадрами.

Таможни Российской Федерации

Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет

свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным

руководством РТУ РФ, которому она подчинена. Решением ГТК отдельные таможни

могут быть подчинены непосредственно ГТК России.

С точки зрения местонахождения региона деятельности, таможни РФ

подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни РФ

располагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей с

государственной границей, и связаны с крупными транспортными узлами (порты,

аэропорты, приграничные железнодорожные станции). Примером пограничных

таможен могут служить Балтийская, Благовещенская, Уссурийская и др.

примером внутренних таможен являются: Брянская, Нижегородская, Ростовская и

др.

Правовой статус таможни РФ определяется Общим положением о таможне РФ,

утверждённым приказом ГТК России от 10 января 1996 г. №12 (приложение №2).

Специальными нормативными актами ГТК России может определять деятельность

специализированных таможен РФ.

Специализированные таможни РФ выполняют специальные таможенные операции

либо осуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную

границу отдельных специфических грузов. Приме Энергетическая таможня РФ в

Москве. Она создана в 1994 г. для усиления контроля за нефтью,

нефтепродуктами, газом, электроэнергией, перемещаемыми через таможенную

границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач исходя из

специфики перемещения таких товаров через таможенную границу.

Основные задачи таможни Российской Федерации:

V Непосредственное осуществление таможенного дела;

V Осуществление мер по реализации таможенной политики;

V Реализация в пределах своей компетенции мер, направленных на

обеспечение единства таможенной территории РФ, в части относящейся к

таможенному делу;

V Обеспечение защиты экономических интересов РФ;

V Применение средств таможенного регулирования экономической

деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.