рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин

Фискальная и регулирующая роль таможенных пошлин

Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации

Курсовая работа

на тему:

«Регулирующая и фискальная роль таможенных пошлин и платежей»

Работу выполнил

студент группы НП4-2

Серединцев Дмитрий

Научный руководитель

Кандидат экономических наук

Пинская М. Р.

Москва ( 2001

План

Введение

1. Эволюция таможенной политики России

1. Таможенная политика Московского государства в XII - XVII веках

2. Таможенная политика СССР в 1917 - 1991 годах

2. Структура государственных таможенных органов России

3. Таможенные платежи: виды, общая характеристика

1. Таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенный тариф

2. Сущность и назначение таможенных пошлин

3. Другие виды таможенных платежей

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Тема моей курсовой работы «Регулирующая и фискальная роль таможенных

пошлин». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность

таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенная политика

государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях

России. Грамотно построенная налоговая система в области

внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой

политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики

в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны,

и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.

Таким образом, налогообложение является одной из важнейших

составляющих внешнеэкономической политики государства.

Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого

государство может и стимулировать рост отечественного производства,

особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз

импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к

конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете

вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это

потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том

числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на

российском рынке отечественных и зарубежных производителей. В курсовой

работе для более полного освещения темы будут рассмотрены история

таможенной политики нашего государства, правовые аспекты таможенной

политики, системы государственных таможенных органов, а также таможенные

платежи, их виды, и их роль во внешнеэкономической деятельности

государства.

Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед

национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в

том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте

Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны,

происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая

деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной

сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась:

Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли,

открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и

других хозяйствующих субъектов.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь

экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары

более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав

иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому

часть методов государственного регулирования направлена на защиту

внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде

всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование

экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные

формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы,

налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы

или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии,

«добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями

использования которых являются получение дополнительных финансовых средств

(как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых

потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных

производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения,

дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать

таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.

Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему

налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации,

рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, а также

организационную структуру таможенных органов России.

1. История таможенной политики России

1. 1. Таможенная политика Московского государства

в XII - XVII веках

Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000-летнем периоде

существования в России таможенном дела. Достаточно сказать, что еще в

Киевской Руси взимался мыт. В условиях следующего, удельного (ХII - ХV вв.)

периода российской государственности, содержание таможенных мероприятий

стало более предсказуемым, сопряженным с экономическими интересами крупных

земельных собственников. Появились новые виды таможенных платежей. С начала

ХIII в. их взимание осуществлялось уже не только с определенного

количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при

определении “весчего сбора”).

История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени

возникновения таможенного обложения на территории России. Но тут можно

отметить, что в договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы

упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. Данным договором

предусматривалось освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта:

“Да творять куплю, якоже им надобе, не платяча мыта ни в чем же”. Это

условие подтверждает древний славянский обычай взимать торговый сбор (мыт

или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным

для торга, “а может быть, и за соблюдение порядка во время торговли”. В V -

IV веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные

порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с

Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма

обычного права существовало правило взимать мыт или мыто. Было мыто “сухое”

- при провозе товаров по суше и мыто “водяное” - при провозе по воде.

Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова

“мытник” или “мытчик” - сборщик пошлин, “мытница” или “митница” - место

сбора мыта. Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей

политики Киевского государства. Известный памятник права “Русская правда”

защищает интересы купцов по охране их имущества. Если перекупщик чужой вещи

на торгах - феодал, зажиточный горожанин - купил краденое, а продавец

исчез, то покупатель мог доказать добросовестное приобретение вещи,

выставив в качестве свидетелей или двух свободных мужей, или одного

мытника, которые могли под присягой подтвердить факт покупки вещи на торгу

(ст. 37 Пространной редакции “Русской правды).

Во время монголо-татарского ига в русском языке появилось слово

“тамга”, означающее клеймо, печать, тавро татар и башкир. Вскоре тамгой

стали называть пошлину, взимаемую при торговле на рынках и ярмарках, а

место ее уплаты - таможней. Постепенно за всеми сборами с товаров,

предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Но “это

не были таможенные пошлины в настоящем смысле слова. Им не хватало одного -

пограничного характера. Они взимались везде где угодно: повсюду были

заставы - в городах, селах и слободах, на рынках и у ворот”. Некоторые из

указанных сборов, называемые “большой тамгой”, уплачивались на границе.

Однако ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не

отличались от прочих таможенных сборов. Лишь со второй половины ХVI в. их

начинают отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные книги.

Таможенные сборы, существовавшие на Руси, делились на проезжие и

торговые. Первоначально они взимались с известного количества товаров - с

воза, меры без учета стоимости объекта обложения. Впоследствии при

определении их размера стали обращать внимание и на ценность продаваемого

имущества.

Основной проезжей пошлиной был мыт: от одной до трех денег, то есть

0,5 - 1,5 копейки с воза; в зависимости от величины воза в саженях возникла

разновидность мыта - посаженное; с людей, сопровождавших товар, собиралась

головщина; при проезде по мосту взыскивалась мостовщина - от двух до

четырех денег с телеги с лошадью.

К торговым пошлинам относился замыт, равный одной деньге с рубля

стоимости товара, дающий право торговли этим товаром; амбарное - за наем

амбара под товар на гостином дворе; контарное - за взвешивание больших

количеств соли на контаре; явка - сбор с торговца: одна - три деньги за

явку товара на заставе; роговая и привязная пошлины - за привязывание скота

на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных печатей

в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные

знаки.

Период раздробленности русского государства характеризовался успешным

развитием торговых связей, особенно с западными странами. В так называемые

свободные города - Новгород, Псков, Смоленск и другие - иностранные товары

ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей. Вопросы

таможенного обложения в это время регламентировались, главным образом,

двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами. В

качестве примера можно привести Договор Смоленска с Ригой и Готландом 1229

года или Договорная грамота Новгорода с тверским князем Ярославом.

Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими

князьями уставные грамоты, которые адресовывались отдельным городам и

содержали сведения о сборах, подлежащих взысканию, их размерах, порядке

уплаты, санкциях за уклонение от таможенного обложения. Особыми тарханными

грамотами освобождались от уплаты пошлин монастыри, с духовенство, люди,

оказавшие услуги государству. В рассматриваемый период таможенные сборы

носили исключительно фискальный характер. Нередко их взимание передавалось

на откуп. Все внимание государственной власти при установлении пошлин было

сосредоточено на субъекте торговли.

Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях

упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное

обложение оставалось чрезвычайно высоким. Так, по Новгородской таможенной

грамоте 1571 г. с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% от

стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2 %, с торговцев из

других областей - 4%, а с иноземцев 7%.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более

дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие

меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство

объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив

в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в

Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных

вин, бывших предметом государственной монополии. В период царствования

Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела

в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и

правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие

Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо

многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их

насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая

рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь

соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также

особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные

пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент

заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые

уравнивались в правах с русскими купцами.

На основе Торгового устава в апреле 1654 года была составлена

уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях

светских и духовных феодалов. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров

способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер.

Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За

кормчество - контрабандный ввоз спиртных напитков - не только били кнутом,

но и отсекали руки и ноги.

Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно

разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав

содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения

таможенных обрядностей.

Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями.

Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская

новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в

Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись

таможенные заставы. Что касается процедуры таможенного оформления, то она

была довольно детально разработана. Ее осуществлял вместе со своими

помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель

правительства - таможенный голова, который был вправе чинить “всякую полную

расправу в торговых делах” (2-ая статья Устава). Воеводы не могли

вмешиваться в его деятельность, чтобы “великого государя казне в зборах

порухи не было” (1-ая статья Устава). Товары, привозимые на продажу,

подвергались подробному и тщательному досмотру. Особое внимание обращалось

на их качество. Зарождение и развитие протекционистских тенденций в России

стало неизбежным вследствие финансовой и экономической политики

меркантилизма, представлявшей собой систему мероприятий, направленные не

только на привлечение денег в страну, но и на развитие промышленности,

улучшение путей и средств сообщения, мер и весов и т. д. Один из возможных

и притом наиболее удобных путей накопления государством валютных запасов -

расширение экспорта отечественной продукции н затруднение импорта

иностранных товаров. В совокупности эти меры составляют понятие

протекционизма в области внешней торговли.

1. 2. Таможенная политика СССР в 1917 – 1991 годах

Формирование нового Российского государства и системы исполнительской

власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и

управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей

таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. В настоящее

время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс

становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций

и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно

черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также

элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно

складывающимся в экономике России переходного периода. Именно поэтому

представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на

примере Советского Союза - предшественника Российской Федерации.

В послереволюционной России и в дальнейшем - в Союзе ССР - процесс

становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил

сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период — с октября

1917 г. и по 1991 г. — был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и

использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать

современное российское таможенное право. Статус таможенной службы, как и

других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная

структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года — они

приспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично)

в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и

потребностями государства.

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось

Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе

Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году

находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в

России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их

служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был

образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически

руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р.

Менжинского.

Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в

результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной

политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую

в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи

государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала

широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему

таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования

внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось

закрыть таможенные учреждения. Такие предложения были логическим следствием

идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к

таможенной службе и таможенному делу в целом.

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений

был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров»,

который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями

посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось

разрешение НКТиП.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и

отпуска импортных и экспортных товаров", который впоследствии послужил

основой для Таможенного устава СССР 1924 г. В первые месяцы Советской

власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным

пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в

эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие

стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.