рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Экономико-правовой аспект временного вывоза культурных ценностей

зрения некоторых, указанных ранее мер нетарифного регулирования,

могут относиться и культурные ценности, представляющие собой

подлинники скульптур и статуэток из любых материалов.

С этой же проблемой можно столкнуться и при особенностях

таможенного оформления предметов, принадлежащих к картинам,

рисункам и пастелям, выполненные полностью от руки, кроме

некоторых рисунков и прочих готовых изделий, разрисованных или

декорированных от руки; коллажи и аналогичные декоративные

изображения и к подлинникам гравюр, эстампов и литографий.

В примечании 5 к товарной группе 97 Пояснений к ТН ВЭД

разъясняется:

«Рамы для картин, рисунков, пастелей, коллажей или других

декоративных изображений, гравюр, эстампов или литографий должны

быть отнесены к тем же позициям, что и сами произведения искусства

в том случае, если характер и стоимость рам соответствует этим

произведениям.

Рамы, характер и стоимость которых не соответствует

произведениям искусства, перечисленным в данном примечании, должны

классифицироваться отдельно».

Это означает, что рамы для вышеназванных произведений могут

также представлять из себя произведения искусства и, иметь

классификационную принадлежность к тем же товарным позициям, что и

«основные произведения» (9701, 9702). При этом нужно учитывать, что

рамы могут быть изготовлены из любых материалов, или включать в

себя части и изделия из различных материалов.

В качестве одного из примеров можно привести тот факт, что

такие предметы, как иконы будут классифицироваться в товарной

позиции 9701 как картины, выполненные полностью от руки. Вместе с

тем, некоторые, особо ценные иконы могут быть инкрустированы

различными драгоценными или полудрагоценными камнями и металлами.

Иконный оклад может целиком состоять из серебра или золота. Иконная

рама (или киот), который будет классифицироваться в этой же

товарной позиции, также может включать в себя различные материалы,

в том числе и драгоценные или полудрагоценные камни, металлы,

слоновую кость, обработанный янтарь и др.

Эти же требования могут относиться и к некоторым коллекционным

образцам холодного и огнестрельного оружия. Рукоятки сабель,

кинжалов, пистолетов и револьверов и другие части, а также ножны и

футляры могут также быть инкрустированы различными материалами, в

том числе и теми, которые требуют лицензирования при их таможенном

оформлении.

Учитывая эти особенности, могущие возникнуть при таможенном

оформлении некоторых предметов (рамы, оружие, музыкальные

инструменты и др.) необходимо помнить о тех мерах нетарифного

регулирования, применяемых в некоторых случаях к культурным

ценностям, с учетом того материала, из которого они сделаны или

включенного в их состав.

Необходимо особо подчеркнуть, что отмеченные выше особенности

так называемой «дополнительной классификации» ни в коем случае не

могут отменить принадлежность культурных ценностей к

соответствующей товарной группе 97. Основным документом,

определяющим обоснованность такой классификации является

свидетельство Министерства культуры Российской Федерации.

Необходимость предоставления соответствующих разрешений,

сертификатов, заключений и лицензий вызвано тем разнообразием

материалов, из которых могут состоять те или иные коллекции и

предметы, входящие в их состав, а также их тематика, назначение и

происхождение.

Здесь же уместно было бы привести текст ст. 20 закона «О

вывозе и ввозе культурных ценностей»:

«Порядок предоставления права вывоза и ввоза культурных

ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни,

регулируется настоящим Законом, законодательством Российской

Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации об

обороте драгоценных металлов и драгоценных камней» [1].

К особенностям таможенного оформления товаров или предметов,

перевозимых через таможенную границу РФ можно отнести еще и тот

существенный факт, что некоторые предметы могут не

классифицироваться в товарной группе 97, если конечно, они не

являются предметами антиквариата и не относятся к предметам

коллекционирования, но при этом наличие Свидетельства МК РФ может

быть необходимым для правильного таможенного оформления этих

предметов.

Музыкальные инструменты, например, классифицируются в группе

92 -инструменты музыкальные; их части и принадлежности. Вместе с

тем существуют некоторые особенности, которые необходимо учитывать

при таможенном оформлении музыкальных инструментов. Требование со

стороны сотрудников таможни о предоставлении свидетельства МК РФ

может распространяться на такие инструменты, как:

- клавишные (пианино, рояли, клавесины и т.п.);

- струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы и

т.п.); смычки.

Данное требование регламентировано приказом Минкультуры от 21

июля 1999 г. №528 (Приложением №1) и письмом ГТК РФ от 10.08.99 №

01-15/21491.

Кроме того, в этом же списке отмечены различные произведения

печати, которые могут не являться частью коллекции.

Указанные выше особенности культурных ценностей как товара,

предполагает выделение из в отдельную категорию с учетом всех

необходимых требований к их таможенному оформлению.

Необходимо подчеркнуть, что в некоторых случаях проявляется

тенденция неправомерно приравнивать культурные ценности к

подакцизным товарам. Это относится, прежде всего, к тем предметам,

которые содержат в себе драгоценные металлы, сплавы и драгоценные

камни.

Подакцизными товарами, в том числе, являются ювелирные

изделия, к которым не относятся «…государственные награды, медали,

знаки отличия и различия,…предметы культа и религиозного

назначения,…» [8, ст. 181]. Вместе с тем, ювелирные изделия – это

«изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их

сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного

жемчуга» [8, ст. 181]. То есть, золотые украшения, принадлежавшие

когда-то фараону или портрет русского императора, обрамленный

бриллиантами могут попасть под определение «подакцизный товар» при

невозможности определить их «таможенную стоимость» и «свободную

рыночную цену».

Таким образом, такой формальный «монетарный» подход к данной

проблеме существенно смещает акцент в сторону принижения роли

культурных ценностей даже с точки зрения их статуса как запасов

стоимости.

Как видно из данной главы, культурные ценности, с учетом их

качественного состава, представляют из себя наиболее интересную

категорию товаров, с точки зрения применения мер нетариф ного

регулирования. Указанные выше особенности существенным образом

могут влиять на формирование различных стоимостных показателей,

применяемых к определению стоимости предметов культурного

характера. Это прежде всего страховая оценка или закупочная цена

(оценка закупочной комиссии), которая может применяться в качестве

таможенной стоимости, или необходимые стоимостные данные для

определения таможенной стоимости при вывозе культурных ценностей на

реставрацию, то есть при применении таможенного режима «переработка

вне таможенной территории».

Один из таможенных режимов, под которые могут быть помещены

культурные ценности, это режим «переработка товаров вне таможенной

территории», что может быть обусловлено необходимостью реставрации

культурных ценностей, если это необходимо производить за рубежом.

Кроме того, временный вывоз культурных ценностей может быть

осуществлен государственными хранилищами культурных ценностей и

другими юридическими и физическими лицами «…для осуществления

реставрационных работ и научных исследований» [1, ст. 27].

Вместе с тем, таможенное законодательство не предполагает

такого таможенного режима, что делает практически невозможным

временный вывоз культурных ценностей на реставрацию. Таможенный

режим «переработка вне таможенной территории», также не учитывает

особенностей данной категории товаров, что в свою очередь делает

невозможным помещать культурные ценности, требующие реставрации вне

территории России, под данный таможенный режим.

Необходимо подчеркнуть, что указанный таможенный режим

характеризуется следующими особенностями.

Переработка товаров вне таможенной территории – это таможенный

режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним

мер экономической политики и используются вне таможенной территории

Российской Федерации с целью их переработки с последующим выпуском

продуктов переработки в свободное обращение на таможенной

территории Российской Федерации с полным или частичным

освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер

экономической политики, за исключением случаев, предусмотренных

законодательством Российской Федерации.

При переработки товаров вне таможенной территории Российской

Федерации могут осуществляться следующие операции:

. непосредственно переработка товаров;

. обработка товаров, включая их сборку;

. адаптация, ремонт товаров, включая восстановление;

. полное или частичное использование определенных товаров,

облегчающих производство продуктов переработки.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации по

согласованию с Министерством экономики Российской Федерации вправе

устанавливать ограничения на отдельные операции по переработке

товаров вне таможенной территории Российской Федерации.

Следует отметить, что режим переработки не может быть

использован в случаях:

. если вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных

таможенных пошлин, налогов, освобождения от них либо получения

выплат, предоставляемых при вывозе;

. если товары до вывоза были выпущены в свободное обращение с

полным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов – до

окончания пользования таким освобождением;

. в иных случаях, определяемых Государственным Таможенным комитетом

Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики и

Министерством Финансов Российской Федерации.

. Переработка товаров вне таможенной территории производится при

наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации.

Указанная лицензия выдается российскому лицу при условии, если

переработка товаров вне таможенной территории не наносит серьезного

ущерба интересам российской экономике.

Необходимо подчеркнуть, что лицензию на переработку российских

товаров вне таможенной территории выдает таможня, в зоне

деятельности которой находится юридический адрес российского лица,

перемещающего товары на переработку, по согласованию:

. с региональным таможенным управлением, в случае ремонта;

. с ГТК РФ, в остальных случаях.

Переработка товаров должна производится в сроки,

устанавливаемые таможенным органом, Российской Федерации в порядке,

определяемом ГТК РФ.

Продукты переработки должны быть ввезены на таможенную

территорию Российской Федерации не позднее одного года со дня

выдачи разрешения на вывоз российских товаров за границу.

Таможенные органы по просьбе заинтересованных лиц могут продлить

сроки нахождения товаров за границей.

К некоторым особенностям указанного таможенного режима

относится также и то, что таможенные органа могут устанавливать в

таможенных целях обязательное количество выхода продуктов

переработки, образовавшихся в результате переработки товаров.

В каждом конкретном случае таможня устанавливает норму выхода

товара при каждой операции по переработке временно вывозимых

товаров. При этом таможенные лаборатории, в случае разногласий,

выдают окончательное заключение по норме выхода компенсационных

товаров.

Для идентификации российских товаров, временно вывозимых за

границу для переработки, а также компенсационных товаров,

таможенные органы могут налагать на эти товары таможенные

обеспечения в виде пломб, печатей, штампов и других мер

обеспечения. Допускается использование описания товаров, их

чертежей, фотографий, взятия проб и образцов.

Товары, вывозимые на переработку, облагаются вывозными

таможенными пошлинами, налогами с последующим возвратом их сумм при

выпуске продуктов переработки для свободного обращения на

таможенной территории Российской Федерации. Проценты на

возвращаемые суммы не начисляются.

Возврат экспортных пошлин производится после ввоза продуктов

переработки и их таможенного оформления в течение трех лет с

момента ввоза.

К ввозимым на территорию Российской Федерации продуктам

переработки может применяться полное или частичное освобождение от

ввозных таможенных пошлин и налогов.

Полное освобождение предоставляется, если таможенный орган

Российской Федерации удостоверится в том, что целью переработки был

ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу

положений законодательства или договора, за исключением случаев,

когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения

учитывалось наличие недостатка.

Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов

предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при

осуществлении других операций по переработке.

Лицо, не возвратившее товары, либо не осуществившее ввоз

продуктов переработки в установленные сроки, не несет

ответственности перед таможенными органами Российской Федерации

лишь в случае уничтожения или безвозвратной утраты товаров, либо

продуктов переработки вследствие аварии или действия непреодолимой

силы, их недостачи в силу естественного износа или убыли при

нормальных условиях транспортировки или хранения, либо выбытия из

владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской

Федерации, действий органов или должностных лиц иностранного

государства.

Таможенное оформление временно вывозимых за границу для

переработки российских товаров производится таможней, выдавшей

лицензию, при условии предоставления, помимо стандартных

документов, необходимых для таможенного оформления, лицензии на

переработку вне таможенной территории.

Можно привести достаточно проблематичную ситуацию, связанную с

необходимостью реставрации предмета, находящегося на постоянном

хранении в одном из российских музеев.

Потсдамский кубок в честь праздника «Чудо белой розы» был

подарен императору Александру Первому в первой четверти

девятнадцатого века. Этот уникальный экспонат из серебра весом

около двух килограмм и страховой оценкой в два миллиона

американских долларов с множеством деталей из различных материалов,

в том числе, имеется серебро с эмалью и позолотой, серьезно

пострадал в результате транспортировки, связанной с эвакуацией

музейного имущества во время Великой Отечественной войны.

Особенности данной ситуации состоят в том, что зарубежные

реставраторы готовы выполнить работу безвозмездно для музея, с

учетом последующего проведения выставки с участием этого кубка.

Кроме того, в Германии находится точно такой же кубок, что может

существенно облегчить выполнение реставрационного задания

(Приложение 6), так как тот кубок может быть использован как

образец. Надо отметить, что российский музей не может позволить

себе реставрацию этого экспоната из-за отсутствия необходимых

реставрационных материалов, а так же высокой стоимости

реставрационных работ.

Эта достаточно сложная ситуация осложняется еще и тем, что

признавая указанный экспонат как «товар, содержащий драгоценные

металлы», то есть как ювелирное изделие, придется учесть, что

вступает в силу ряд ограничений, связанных с выдачей лицензии на

переработку вне таможенной территории. Лицензия на переработку не

выдается, если в качестве продуктов переработки заявлены «ювелирные

изделия в связи с отсутствием возможности идентификации исходных

товаров в продуктах переработки» [13, стр. 149].

Как уже отмечалось, культурные ценности представляют собой

категорию товаров, существенным образом, по своему качественному

составу, охватывающую довольно значительную часть Товарной

Номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Это необходимо

учитывать при таможенном контроле и оформлении культурных

ценностей, вывозимых из Российской Федерации для реставрации и

возвращаемых на территорию России после проведения реставрационных

работ.

Реставрационные работы, как отмечалось ранее, могут быть

абсолютно различными по своему влиянию на первоначальное состояние

вывозимого предмета. Это могут быть работы, связанные с нанесением

специального покрытия для предотвращения появления оксидной пленки

на серебряных изделиях, наличие которой невозможно обнаружить без

специального оборудования, дублирование холста для укрепления

картины или работы, связанные с изготовлением элементов, содержащих

драгоценные камни, металлы. В любом случае, проводимые работы,

несмотря на конкретные затраты, связанные с использованием

реставрационных материалов, могущих иметь таможенную стоимость, не

влияют на общую страховую оценку предмета, являющегося культурной

ценностью.

Для большей наглядности по качественному составу предметов,

отнесенных к культурным ценностям можно привести две таблицы,

обобщающие исследования по применению мер нетарифного

регулирования. Приведенные особенности должны учитываться при

таможенном контроле и таможенном оформлении культурных ценностей,

временно вывозимых, в том числе и для проведения реставрационных

работ, а так же ввозимых обратно на территорию Российской

Федерации, что очень важно при рассмотрении вопроса о применении

таможенного режима .

Табл. 1

(экспорт)

Наименование товара по ТН ВЭД, примечания Документ;

согла Код по ТН

сующий орган (гр.33 ГТД)

Кость слоновая обрабо

танная, кость, панцирь;

Лицензия МЭР; 9701,

черепахи, рог, рога

МПР РФ 9702,

оленьи, кораллы, перла и

его территори 9703,

мутр, прочие материалы

альные органы, 9705,

животного происхождения

Свидетельство 9706;

для резьбы и изделия МК

РФ;

из этих материалов.

Коллекционные матери (только по; Лицензия МЭР;

9701,

алы по минералогии и минералогии и Роскомнедра,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.