рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Экономико-правовой аспект временного вывоза культурных ценностей

гарантии государственных органов страны назначения в отношении

сохранности и возврата культурных ценностей;

. документ, подтверждающий коммерческое страхование временно

вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев

страховых рисков, либо документ, подтверждающий государственные

гарантии финансового покрытия всех рисков, которые могут иметь

место при временном нахождении культурных ценностей за рубежом.

Необходимо подчеркнуть, что данное обстоятельство приводит к

образованию денежных потоков, которые возникают при временном

вывозе культурных ценностей из Российской Федерации. Несмотря на

то, что, как уже отмечалось, фискальная функция таможенных органов

при контроле за временным вывозом через таможенную границу

культурных ценностей в настоящее время сведена к минимуму,

существует необходимость в разработке специального порядка

валютного контроля со стороны таможенных органов за временным

вывозом культурных ценностей и «…за валютными операциями,

связанными с перемещением через указанную границу товаров…», к

которым в данном случае можно отнести предметы культурного значения

[5, ст. 199]. Рассматриваемые в этом случае культурные ценности как

запасы стоимости, при временном вывозе из России и возвращенные в

неизменном состоянии, «оживляют» стоимость, в конкретном денежном

выражении, носителями которой они являются.

Это обстоятельство свидетельствует о необходимости

государственного монопольного контроля за денежными потоками,

денежными суммами, получением дохода в федеральный бюджет за счет

дисконтирования денежных сумм, обеспечивающих финансовое покрытие

возможных рисков, связанных с временным нахождением предметов

культурного значения вне таможенной территории Российской

Федерации. Надо отметить, что страховая оценка культурных

ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и

муниципальных хранилищах культурных ценностей выражается в

астрономических цифрах. Это может стать одним из факторов,

обеспечивающих экономическую безопасность России.

Глава 3. Особенности применение мер нетарифного регулирования к культурным

ценностям при временном вывозе, временном ввозе и временном вывозе

культурных ценностей для реставрации

Таможенное оформление предполагает достаточно точную

классификацию культурных ценностей как «товара», т.к. этот момент

может повлиять на процесс начисления платежей (в случае введения

таможенных пошлин) и на ряд других особенностей, которые возникают

при оформлении культурных ценностей, ввозимых и вывозимых с

территории России.

Классификация культурных ценностей предложена в товарной

номенклатуре (ТН ВЭД) и представляет из себя шесть товарных

позиций:

9701 – 9706

Товарная номенклатура, вместе с пояснениями к ней, довольно

подробно разъясняет условия кодирования произведений искусства,

предметов коллекционирования и антиквариата.

Возможность отнесения культурных ценностей, перемещаемых через

таможенную границу, к товарным позициям 9701 - 9705 (это: картины,

рисунки и пастели; подлинники гравюр, эстампов и литографий;

подлинники скульптур и статуэток; марки и коллекции по зоологии,

ботанике, минералогии, археологии и др.) независимо от их возраста,

т.е. сюда могут быть отнесены предметы, возраст которых превышает

сто лет, существенно облегчает работу таможни, особенно при

оформлении на временный вывоз или ввоз большого количества музейных

экспонатов. То есть, если в составе вывозимых или ввозимых картин,

скульптур или коллекций присутствуют предметы, возраст которых как

превышает сто лет, так и не превышает этот срок, нет необходимости

делить вывозимые или ввозимые произведения по возрастному признаку.

Существенным преимуществом применения ТН ВЭД является также

то, что появляется возможность определить необходимость

предоставления различных разрешительных документов в зависимости от

принадлежности оформляемых культурных ценностей к той или иной

товарной позиции.

Товарная позиция 9705000000 (Коллекции и предметы

коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии,

истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике)

включает в себя перечень основных предметов, которые могут

ввозиться в Россию и вывозиться за границу в составе коллекций,

представляющих научный и иной интерес. Общее понятие «коллекция

культурных ценностей» определено в Законе о вывозе и ввозе

культурных ценностей и представляет из себя «совокупность

однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных

предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из

них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное

или иное культурное значение».

Указанные в этой позиции предметы представляют интерес также и

с точки зрения их классификации. Надо сказать, что принадлежность к

этой товарной позиции и соответствующая классификация предполагает

наличие Свидетельства Министерства культуры РФ (ст. 19 Закона о

вывозе и ввозе культурных ценностей), которое является и

разрешением на вывоз из России. К особенностям классификации

указанных предметов относится, прежде всего, то, что перемещение

некоторых коллекций через таможенную границу РФ требует, кроме

указанного разрешения на вывоз, обязательного предоставления

лицензий, сертификатов и иных разрешений.

Например, при таможенном оформление некоторых коллекций по

зоологии и ботанике, являющихся коллекциями насекомых, возбудителей

болезней растений, гербариев и коллекций семян, кроме разрешения

органов Государственной службы карантина растений РФ может

возникнуть необходимость (при экспорте из РФ) в предоставлении со

стороны отправителя разрешения Правительственной комиссии по

экспортному контролю.

Обязательное наличие в этом случае указанных документов

регламентируется Постановлением правительства РФ № 1098 от 26.09.94

г., которое определяет «комплекс мероприятий по контролю за

экспортом (передачей, обменом) из РФ возбудителей заболеваний, их

генетически измененных форм и фрагментов генетического

материала..., которые могут быть применены при создании

бактериологического (биологического) и токсичного оружия...». Такая

необходимость вызвана наличием так называемого «Женевского

протокола» от 17 июня 1925 года.

К особенностям таможенного оформления на ввоз и вывоз

коллекций и предметов коллекционирования по зоологии, анатомии и

палеонтологии животных относится необходимость наличия письменного

разрешения Главного управления ветеринарии Минсельхоза России

(Указание ГТК РФ от 29.07.92г. № 01-12\90. Кроме того, приказом

Госкомэкологии РФ от 30.09.97г. №411 на Управление сохранения

биоразнообразия возложена обязанность на выдачу разрешений на ввоз

и вывоз с территории России зоологических коллекций, их частей и

отдельных экспонатов. Вместе с тем, принадлежность коллекционных

материалов по минералогии и геологической информации к коллекциям

культурных ценностей предполагает наличие заключения о возможности

вывоза за границу, выданного Министерством природных ресурсов РФ

(Приказ Минприроды РФ от 19.04.93г. № 76). К геологической

информации, в этом случае, относятся палеонтологические коллекции,

которые могут вывозиться с территории РФ только при наличии

лицензии Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов

Российской Федерации (Министерство природных ресурсов), выдаваемой

Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Минприроды

России или территориальных комитетов по геологии и использовании

недр (Письмо ГТК РФ от 25.08.92 № 01-02\4646).

Основная проблема, возникающая при классификации предметов,

которые могут входить в состав коллекций заключается в том, что,

эти предметы могут быть совершенно различными по своему

качественному составу, т.е. материалу, происхождению, возрасту и

иметь совершенно различное назначение и стоимость.

Например, в пояснении к товарной подсубпозиции 9705000000

сказано:

1. Данная подсубпозиция включает транспортные средства как

коллекционные изделия, представляющие исторический интерес, если

они отвечают следующим требованиям: являются достаточно редкими;

обычно не используются по своему первоначальному назначению;

являются предметом специальных сделок, в отличие от обычной

торговли изделиями подобного назначения; обладают высокой

стоимостью; демонстрируют значительный шаг в развитии достижений

человечества или отдельного периода этого развития.

При этом, транспортные средства должны находиться в исходном

состоянии, не менее 30 - ти летней давности и относится к модели

или типу, который более не производился. Также к этой подсубпозиции

могут относиться транспортные средства, выпущенные до 1950 г., даже

если они «не на ходу».

2. Эта же подсубпозиция включает коллекционные экземпляры,

представляющие исторический интерес:

а) моторные транспортные средства независимо от даты их

роизводства, относительно которых может быть доказано, что

они использовались во время исторических событий. б) гоночные

моторные транспортные средства относительно которых может быть

доказано, что они сконструированы и использовались исключительно

для соревнований и на них добивались значительного успеха на

престижных национальных или международных соревнованиях.

Для правильной классификации транспортных средств относительно

их принадлежности к данной товарной подсубпозиции нужно

использовать различную справочную и специальную литературу, а также

можно привлекать квалифицированных экспертов, например сотрудников

Политехнического музея (г. Москва).

Для коллекций, представляющих собой предметы, относящиеся к

военной технике, в том числе и различных ее обломков времен Великой

Отечественной войны и других периодов истории нашей страны, может

понадобиться заключение специалистов из НИИ бронетанковой техники

(г. Москва).

Как уже отмечалось, культурные ценности классифицируются по ТН

ВЭД в шести товарных позициях: 9701 - 9706. При этом,

принадлежность предметов к товарной группе 97, с точки зрения

таможенного законодательства, не означает снятие с них такого

понятия как «товар». Наличие свидетельства Министерства культуры в

данном случае предполагает только некоторые особенности, связанные

с таможенным оформлением таких предметов, пересекающих таможенную

границу Российской Федерации и не исключает обязательного

предоставления, в случае необходимости, иных разрешительных

документов. Для этого необходимо иметь представление о требованиях,

предъявляемых таможенным законодательством Российской Федерации с

точки зрения применения мер нетарифного регулирования к категории

товаров, являющихся культурными ценностями.

Например, в ст. 21 Закона о вывозе и ввозе культурных

ценностей сказано:

«Порядок предоставления права вывоза и ввоза различных видов

оружия, имеющих историческую, художественную, научную или иную

культурную ценность, регулируется настоящим Законом и иными

соответствующими законодательными актами Российской Федерации». Это

означает, что данные предметы могут относиться к коллекциям и

предметам коллекционирования по истории, этнографии и археологии.

Вместе с тем, принадлежность этих предметов к коллекциям не

исключает их качественной характеристики как, например, оружия

(Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности), которое

определяется как «устройства и предметы, конструктивно

предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи

сигналов;». (Федеральный закон «Об оружии» от 13.11.96 г.).

Таможенное оформление таких предметов коллекционирования

предполагает наличие разрешения на право ввоза (вывоза),

выдаваемого Главным управлением по охране общественного порядка (ГУ

ООП) Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Исключением из этого правила является оформление на ввоз

(вывоз) коллекционных образцов пневматического оружия, с дульной

энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно.

Надо отметить, что пневматическое оружие также может

представлять исторический интерес и даже быть предметом

антиквариата, т.е. иметь возраст более ста лет. Примером тому

является знаменитая пневматическая магазинная винтовка австрийского

механика Бартоломео Жирардони, созданная им в конце XVIII века, и

представлявшая из себя грозное оружие, не на шутку встревожившее

Наполеона своей эффективностью.

При таможенном оформлении оружия, имеющего культурное значение

необходимо учитывать следующие особенности осуществления

разрешительного порядка.

. Федеральный Закон «Об оружии» обязывает к получению разрешения

МВД РФ при вывозе из Российской Федерации гражданского и

служебного оружия, а конструктивно сходных с оружием изделий - по

согласованию с МВД после проведения сертификации указанного

оружия и конструктивно сходных с оружием изделий (ст. 17 Закона).

. В настоящий момент в России действует система сертификации

гражданского и служебного оружия, утвержденная постановлением

Госстандарта России от 12.03.97 г. № 8. Согласно указанной

инструкции, сертификация оружия, имеющего культурную ценность, не

является обязательной.

. Инструкция «По организации работы органов внутренних дел по

контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов

к нему на территории Российской Федерации», утвержденная приказом

МВД России от 12.04.99 г. № 288 включает в себя Порядок

регистрации приобретенного оружия. Данный Порядок предписывает

обязательную регистрацию в двухнедельный срок приобретенного

оружия, в том числе «зарегистрированное Минкультуры России в

Музейном фонде Российской Федерации либо включенное в специальную

коллекцию…» (п. 32 Инструкции). Для регистрации оружия,

переданного в государственную часть Музейного фонда Российской

Федерации музеи, в дополнение к документам, необходимым для

этого, предъявляются акты историко-культурной и

искусствоведческой экспертиз, зарегистрированные в специально

уполномоченном органе Минкультуры России по сохранению культурных

ценностей (п. 36 Инструкции).

В целях перемещения оружия через таможенную границу Российской

Федерации руководители организаций, имеющих лицензию на

коллекционирование оружия должны получать разрешение на его вывоз

по представлении разрешений специально уполномоченного органа

Минкультуры России по сохранению культурных ценностей, выданных для

вывоза из Российской Федерации зарегистрированных в органах

внутренних дел коллекций оружия, имеющего культурную ценность, а

для указанных предметов, включенных в Музейный фонд Российской

Федерации, - дополнительно списков их номерного учета, заверенных

специально уполномоченным органом Минкультуры России по сохранению

культурных ценностей (п. 56.2 Инструкции).

Как уже отмечалось, принадлежность предметов к коллекциям и

различным предметам коллекционирования по своему «культурному»

признаку подразумевает обязательное наличие, при вывозе из РФ

свидетельства Министерства культуры, которое, также является и

разрешением на вывоз данных предметов. Вместе с тем, наличие

данного документа почти не затрагивает качественного состава

предметов, входящих в коллекции и объединенных, в некоторых

случаях, по иным, нежели их качественный состав признакам.

Существенной особенностью, в этом случае, является необходимость

учитывать требования таможенного законодательства с учетом

применения мер нетарифного регулирования, не являющихся при этом

мерами экономической политики.

Это означает, что при вывозе таких предметов, входящих в

состав коллекций (товарная позиция 9705, 9703 - подлинники

скульптур и статуэток из любых материалов и 9706 - антиквариат

возрастом более 100 лет) и состоящих из таких материалов, как:

кость слоновая обработанная, кость, панцирь черепахи, рог,

рога оленьи, кораллы, перламутр, прочие материалы животного

происхождения для резьбы и изделия из этих материалов (включая

изделия, полученные путем формовки), будет необходимым наличие

лицензии Минэкономразвития, согласованной с Минприроды России

(Министерствоприродных ресурсов). Данное требование

регламентировано приказом ГТК РФ от 19.03.96 г. № 149 (приложение 1

к вышеназванному приказу ГТК РФ).

На вывоз предметов, являющихся частями коллекций, но могущих

относиться к товарной группе 71, также необходимо наличие лицензии

Минэкономразвития, согласованной с Роскомнедра. Это требование

будет обязательным в случае, например, таможенного оформления

предметов коллекционирования из полудрагоценных камней - ожерелья,

браслеты и прочие изделия из природных драгоценных или

полудрагоценных камней, просто нанизанных без застежек или прочих

принадлежностей.

Наличие лицензии Минэкономразвития, согласованной с

Роскомдрагмет при вывозе культурных ценностей, в том числе

входящих в состав коллекций, и представляющих из себя драгоценные

природные камни и изделия из них; жемчуг и изделия из него; янтарь

и изделия из него, также регламентировано приказом ГТК РФ от

19.03.96 г. № 149 и распространяется на некоторые предметы из

янтаря, обработанного янтаря, изделий из него и драгоценных камней.

Лицензия Минэкономразвития, согласованная с Роскомдрагмет

понадобится в случае оформления на вывоз из РФ изделий,

представляющих из себя ювелирные изделия, изделия золотых и

серебряных дел мастеров и аналогичных им. Например, это предметы,

могущие входить в различные коллекции и быть изготовленными из

серебра, имеющего или не имеющего гальваническое покрытие,

плакированного или неплакированного другими драгоценными металлами,

из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих

гальваническое покрытие, плакированных или неплакированных

драгоценными металлами, изделия золотых и серебряных дел мастеров и

их части.

Медали и нумизматические коллекции из монет могут также

подлежать дополнительному контролю исходя из требований

законодательства.

При импорте в Россию культурных ценностей, могущих иметь

аналогичные особенности, что и при экспорте, их таможенное

оформление будет регламентироваться приказом ГТК РФ от 19.03.96г. №

150.

К этим требованиям относится наличие лицензии

Минэкономразвития РФ, выдаваемых на изделия, содержащие янтарь и

изделия из него, драгоценные природные камни (алмазы, изумруды,

рубины, сапфиры, александриты, жемчуг) ограненные, в ломе и

отходах..., а также ювелирных изделиях из серебра и прочих

драгоценных металлов.

Следует отметить, что к некоторым товарным позициям, с точки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.