рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Страхование морских судов

судов от гибели или повреждения вследствие каких-либо военных действий или

событий.

Условия страхования военных рисков отражены в Сборнике оговорок ИЛС:

в оговорке ИЛС 281 "Institute War and Strikes Clauses - Hulls Time" от

01.10.83 г., объединяющей военные и забастовочные риски, и оговорке ИЛС

300, исключающей по сравнению с оговоркой ИЛС 281 риски конфискации и/или

экспроприации.

В частности, согласно оговорке ИЛС 281 интересы страхователя могут

быть застрахованы от следующих рисков:

война, гражданская война, революция, восстание, мятеж, бунт либо

возникшие при этом гражданские волнения или какие-либо враждебные действия

со стороны либо в отношении воюющих государств;

попытка или конкретные действия в форме захвата, ареста, незаконного

удержания имущества, а также возникшие при этом последствия;

бесхозные мины; торпеды, бомбы или другое бесхозное военное оружие;

терроризм или действия какого-либо лица, совершенные злонамеренно или

по политическим мотивам; конфискация или экспроприация.

В рамках данных условий страхуются и другие риски, предусмотренные

стандартными условиями оговорки ИЛС 280 (например, 4/4 ответственности при

столкновениях), за исключением п.п. 1, 2, 3. 4, 6, 12, 21.1.8, 22, 23, 24,

25 и 26, если не предусмотрено иное.

Среди исключений, предусмотренных оговоркой ИЛС 281, можно выделить.

4.1) гибель, повреждения, ответственность или расходы, возникшие

вследствие:

4.1.1) детонации или взрыва ядерного оружия;

4.1.2) начала войны (объявленной или нет) между какими-либо из

следующих держав: Великобритания, США, Франция, Россия, Белоруссия,

Казахстан;

4.1.3) реквизиции или преэмпции (право правительства воюющей стороны

на покупку по коммерческой стоимости имущества или груза, принадлежащего

гражданам другого нейтрального государства, во избежание попадания такого

имущества или груза в руки противника);

4.1.4) захвата, ареста, удержания, конфискации или экспроприации со

стороны или по распоряжению правительства или местных властей страны,

которой принадлежит или в которой зарегистрировано судно;

4.1.5) ареста, удержания, конфискации или . экспроприации в

соответствии с карантинными требованиями или в связи с нарушениями

таможенных или торговых правил;

4.1.6) убытков, связанных с судебным процессом, а также

невозможностью предоставить гарантию или оплатить штраф либо выполнить

другие финансовые обязательства;

4.1.7) пиратства;

4.2) гибель, повреждения, ответственность или расходы,

застрахованные по условиям оговорки ИЛС 280 (включая 4/4 ответственности

при столкновении) или возмещаемые по п. 12 (франшиза) данной оговорки;

4.3) любая претензия, возмещаемая по какому-либо другому полису или

которая будет оплачиваться по такому другому полису вместо настоящего

полиса;

4.4) любые расходы, связанные с задержкой в эксплуатации или

навигации, кроме расходов, обусловленных английским законом и практикой в

соответствии с Йорк-Антверпенскими правилами 1994 г.

При страховании военных рисков на условиях оговора ИЛС 281 следует

иметь в виду, что исключения, указанные п.п. 4.1.1 и 4.1.2, являются

основанием для автоматического расторжения договора страхования военных

рисков. К этим основаниям оговорка ИЛС 281 относит случай реквизиции судна

другим лицом на законных условиях.

В отличие от стандартного срока (3 месяца) подачи письменного

уведомления (нотиса) о расторжении договора страхования каско судна по

военным рискам предусмотрен 7-дневный (иногда 14-дневный) нотис о

расторжении. Однако подача такого уведомления не исключает возможность

восстановления страхования в период действия нотиса, если обе стороны

согласовали новую ставку премии, условия и районы плавания.

В классической форме страхование судов в постройке обеспечивает

защиту от возможной гибели или повреждения сооружении или конструкции судна

в период его строительства. Объем покрытия может быть распространен и на

оборудование, монтируемое на судне или встраиваемое в его конструкцию.

Условия страхования судов в постройке главным образом применимы

именно для процесса строительства морских транспортных средств, но, хотя

это сразу и не очевидно, вполне подходят и для таких инженерных работ, как

возведение дамб, акведуков, коллекторных сооружений, тоннелей, виадуков,

мостов, башен, резервуаров и т.д.

Основным инструктивным документом, используемым в мировой практике

при страховании судов в постройке, является Оговорка № 351 Института

Лондонских страховщиков - "Institute Clauses for Builder's Risks -1/6/88".

Преамбула Оговорки № 351 имеет две секции (1 и 2). В свою очередь

Секция 1 подразделяется на подсекции "А" и "Б". Подсекция "А" обуславливает

страхование каско строящегося судна и монтируемого на нем машинного

оборудования, находящихся на судоверфи или иной площадке подрядчика в

пределах территории порта или места строительства, где расположена

судоверфь данного подрядчика.

Страховщик несет ответственность по любым видам работ подрядчика и

применяемому им оборудованию с момента:

1) начала страхования по Секции 1 при условии наличия предписания

конкретного агрегата или установки к данному застрахованному судну;

2) поставки такого оборудования подрядчику при условии, что такая

поставка произведена после начала действия страхования по Секции 1;

3) выдачи подрядчиком соответствующего предписания после начала

действия страхования по Секции 1.

Подсекция "Б" предусматривает те же условия страхования только в

отношении исключительно машин и оборудования, монтируемых на судне, но уже

субподрядчиком или субподрядчиками.

К особенностям данной подсекции следует отнести возможность

застраховать машины или оборудование:

И во время их поставки подрядчику при условии, что перевозка такого

оборудования осуществляется в пределах территории порта или места

строительства, где расположена судоверфь подрядчика;

И если это оборудование находится на судоверфи, или иной согласованной

площадке подрядчика на территории порта или месте строительства, где

расположена судоверфь подрядчика, или перемещается в пределах данных

территорий.

Секция 2 регулирует условия страхования в отношении машин и

оборудования с момента их поставки подрядчику. Ответственность страховщика

начинается с момента такой поставки.

Основная часть Оговорки № 351 Института Лондонских страховщиков

обуславливает как стандартные статьи Института Лондонских страховщиков в

отношении страхования каско судов (например Оговорка 280), так и особые

страховые условия, относящиеся исключительно к строительству судов.

2.4.2. Условия, предлагаемые российским страховым рынком.

В бывшем СССР страхование судов до последнего времени имело крайне

ограниченное применение. Большая часть условий базировалась на Правилах

страхования судов САО "Ингосстрах", которые в свою очередь учитывали опыт

страхования каско судов на ведущих страховых рынках мира. В основном

страховались суда во время их ремонта на заграничных верфях, отдельные

буксировки и перегоны судов, залог судов и тому подобные случаи.

Объяснялось это отсутствием заинтересованности советских судовладельцев в

страховании государственной собственности. Сейчас, в пору появления частных

судоходных компаний, отношение к морскому страхованию, в частности к

страхованию судов, изменилось коренным образом.

Основополагающие требования для российских страховщиков каско судов

содержатся в Кодексе торгового мореплавания Союза ССР в главе XII "Договор

морского страхования".

Условия страхования судов, утвержденные АО "Страховое общество

"ЛУКОЙЛ" содержат наиболее типичный перечень рисков, сложившихся на

российском страховом рынке. Согласно этим условиям договор страхования

каско судов обычно заключается на одном из следующих условий:

"С ответственностью за полную гибель и повреждение судна" - перечень

условий приблизительно соответствует условиям оговорки Института Лондонских

страховщиков 280. По этим условиям возмещению подлежат:

а) убытки от повреждений или фактической либо конструктивной полной

гибели судна вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных

бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой

или со всякими неподвижными или плавучими предметами, включая лед, или

вследствие того, что судно опрокинется или затонет, а также вследствие

несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или при приеме

топлива, взрыва на борту судна или вне его, взрыва котлов, поломки валов,

скрытого дефекта корпуса, машин и котлов, небрежности или ошибки капитана,

механика или других членов команды или лоцмана;

б) убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения

или тушения пожара;

в) убытки от пропажи судна без вести;

г) убытки, взносы и расходы по общей аварии;

д) убытки, которые судовладелец обязан возместить владельцу другого

судна вследствие столкновения судов;

е) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению

судна, по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток

возмещается по условиям страхования.

По этим условиям убытки от повреждения, возмещаются с применением

франшизы, т.е. убытки не подлежат возмещению, если не достигли

определенного процента страховой суммы. Убытки от повреждений возмещаются

без франшизы только в тех случаях, когда их причинами явились крушение,

столкновение с другим судном, посадка на мель, пожар или взрыв на судне, а

также при наличии общей аварии. Убытки от полной гибели судна во всех

случаях возмещаются без франшизы.

Под полной фактической гибелью судна понимается значительное

конструктивное разрушение его, исключающее всякую техническую возможность

восстановления, или затопление судна при невозможности или

нецелесообразности его подъема.

Полной конструктивной гибелью судна признается такое его повреждение,

при котором общая сумма расходов по устранению последствий страхового

случая превышает его страховую стоимость в неповрежденном состоянии.

Судно считается пропавшим без вести, когда о нем не поступило никаких

сведений в течение трех месяцев, а если получение сведений могло быть

задержано вследствие военных действий - в течение шести месяцев.

При страховании на условиях "С ответственностью только за повреждение

судна" возмещаются:

а) расходы по устранению повреждений корпуса, надстроек, рубок,

помещений судна, его машин и котлов, - рефрижераторных установок,

механизмов, оборудования, систем, устройств, такелажа вследствие тех же

причин, сто и по страхованию "С ответственностью за полную гибель и

повреждение судна";

б) убытки, взносы и расходы по общей аварии;

в) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению

судна, по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток

возмещается по условиям страхования.

Условиям "С ответственностью только за повреждение судна" аналогов в

международной практике страхования каско судов нет.

При страховании на условиях "С ответственностью только за полную

гибель судна, включая расходы по спасанию" возмещаются убытки от

фактической или конструктивной полкой гибели, убытки от пропажи судна без

вести и все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению

судна, по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток

возмещается по условиям страхования.

Страхование на этих условиях идентично страхованию в соответствии с

оговоркой Института Лондонских страховщиков 289.

При страховании на условиях "С ответственностью только за полную

гибель судна" возмещаются убытки от фактической или конструктивной полной

гибели и убытки от пропажи судна без вести. Данным условиям аналогов в

международной практике страхования каско судов нет. Эти условия являются

наиболее ограниченными из всех вышеперечисленных по объему ответственности

страховщика.

Не подлежат возмещению убытки, произошедшие вследствие:

а) умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя

или их представителей;

б) немореходности судна (т. е. ненадежности или неприспособленности

судна для плавания, отсутствия необходимого снаряжения или оборудования,

необходимого количества команды и надлежащей ее квалификации, отправления в

рейс судна без необходимых судовых документов или неправильно нагруженным);

Согласно статье 129 Кодекса торгового мореплавания "Перевозчик

обязан заблаговременно, до начала рейса привести судно в мореходное

состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим

образом снарядить его "

в) ветхости или износа судна, его частей и принадлежностей;

г) форсирования льда (за исключением форсирования льда ледоколами);

д) погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя или их

представителей, но без ведома страховщика веществ и предметов,

взрывоопасных или самовозгорающихся;

е) всякого рода военных действий или ' военных мероприятий и их

последствий, повреждения или уничтожения минами или торпедами, бомбами и

другими орудиями войны, пиратских действий, а также гражданской войны,

народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или

уничтожения судна по требованию военных или гражданских властей;

ж) потери фрахта, простоя (включая расходы по заработной плате и

содержанию команды во время простоя и ремонта судна).

Не возмещаются также всякие другие косвенные убытки страхователя,

кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат

возмещению в порядке общей аварии.

2.5. Страховая премия.

Страховая премия - это плата, которую страховщик взимает за

страхование (принятие на себя ответственности за возможное повреждение или

гибель судна). В силу большого разнообразия видов, типов и классов судов,

широкой географии их эксплуатации ставки премий по страхованию судов также

отличаются очень большим разнообразием.

Естественно, что предпочтение имеют наиболее совершенные современные

суда, высшего класса регистра, плавающие в спокойных районах. Помимо

условий страхования и широты страхового покрытия страховщик учитывает

степень риска, связанного с качеством судна. Поэтому к судам старым или

вообще лишенным регистра применяются более высокие ставки. Учитывается

также время года, когда может возникать ледовая обстановка или наступает

период штормов и т.д.

Так, за плавание в арктических водах, где существует ледовая

опасность суда могут застрять во льдах или получить повреждения от

столкновения со льдом обычно сверх нормальных ставок, установленных для

плавания в теплых водах, взимается дополнительная, так называемая экстра-

премия.

Отсюда понятно, что в страховании судов применяются индивидуальные

для каждого судна ставки премии в зависимости от его типа, года постройки,

технических данных судна, характера эксплуатации судна, условий

страхования, района плавания и времени года, опыта судовладельца;

оператора/ команды, статистики убытков по судну и т.п. Твердые тарифы

ставок выработать практически невозможно.

Практика знает только отдельные тарифы для судов, плавающих в строго

определенных районах, и тарифные ставки экстра-премий за выход в районы,

оговоренные как опасные.

При страховании целых флотов, как правило, устанавливается целая

ставка для всего флота, или для более точного расчета все суда этого флота

группируются по общим однородным показателям и ставка устанавливается для

каждой такой группы отдельно. Ставки страховой премии и франшизы

Ставка страховой премии при страховании каско судов чаще всего

выражается в процентах от страховой суммы по договору. Однако согласно

методике расчета ставка страховой премии зависит не столько от страховой

суммы, сколько от размеров и возраста судна. Искусственное занижение

страховой суммы не приводит к существенному уменьшению страховой премии. С

другой стороны, по правилам восточноевропейских страховщиков занижение

страховой суммы может вызвать неполное возмещение убытков, если будет

признано, что имело место недострахование. Английские правила по

большинству позиций базируются на понятии согласованной страховой суммы. и

при этом не усматривается умысел в недостраховании, однако убедить

страховщика застраховать судно в значительно заниженной сумме обычно бывает

затруднительно.

Размер ставки страховой премии обычно обратно пропорционален размеру

франшизы – не возмещаемой части убытка. Уровни франшизы в разных странах

различные и зависят от стоимости и типа судна. Если на российском рынке

такие низкие франшизы, как 5 тыс. долл. США по каждому страховому случаю,

не редкость, на английском рынке наблюдался в 1992-1994 гг. их

стремительный рост, приведший к тому, что средний размер франшизы достигал

50 тыс. долл. США. По судам, срок службы которых более 15 лет, применяется

дополнительная франшиза в случаях поломок машин и оборудования судна. Тогда

из суммы убытка, возникшего вследствие посадки судна на мель, вычитается,

например, 50 тыс. долл. США, а из суммы убытка, вызванного поломкой

коленчатого вала двигателя, - 75 тыс. долл. США.

Стандартные условия страхования предусматривают возврат части

страховой премии за время стоянки судна в безопасном порту свыше 30 дней. В

последнее время распространяется страхование на базе Canceling Returns Only

(CRO), в соответствии с которыми возврат страховой премии производится

только пой расторжении договора страхования, а не в результате простоя

судна.

2.6. Сроки страхования.

Договор страхования судов заключается на срок или на рейс.

При страховании на "срок" договор страхования вступает в силу в О

часов и прекращается в 24 часа (время по месту выдачи полиса) тех чисел,

которые указаны в договоре страхования.

При страховании на "рейс" договор страхования вступает

в силу (если в договоре страхования не обусловлено иного) с

момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту отправления и

прекращается с момента пришвартования или постановки на якорь в порту

назначения.

2.7. Заключение договора страхования судов.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления

страхователя, в котором должны быть сообщены подробные сведения о судне

(тип судна, название, год постройки, класс, валовую вместимость судна) и

указать:

а) страховую сумму;

б) условия страхования;

в) при страховании на рейс - пункты начала и окончания рейса, его

продолжительность и пункты захода, а при страховании на срок - район

плавания и срок страхования.

Кроме того, Страхователь обязан сообщить и все другие известные ему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.