рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблемы страхования автотранспорта в России

страхование может быть заключено по системе мест или по паушальной системе,

причем в первом случае страховая сумма устанавливается для каждого места в

автомашине, а во втором-для всего средства транспорта. Возмещаются суммы,

если в результате несчастного случая наступает длительная (свыше 4 месяцев)

или постоянная утрата трудоспособности либо смерть застрахованного лица.

Дополнительно могут быть застрахованы временная нетрудоспособность и

медицинские расходы.

Принципы оценки риска при приеме на страхование в основном одинаковые

у большинства страховых компаний; при этом учитываются технические данные и

характеристика конкретной автомашины (стоимость, класс, тип, мощность,

объем двигателя). Повышенным риском в связи с возможностью угона считаются

автомобили дорогих марок (Мерседес-600, БМВ всех серий, внедорожники или

джипы всех моделей) и соответственно увеличиваются страховые премии.

Всего на начало 2000 года в России зарегистрировано порядка 29 млн.

автомашин, принадлежащих указанным группам. Из этого количества автомашин

застраховано примерно 6%. Следует сказать, что в большинстве западных и

восточноевропейских стран страхование средств автотранспорта(особенно имея

в виду обязательность страхования гражданской ответственности) является

важнейшим имущественным видом страхования в портфеле ведущих компаний и по

рынку в целом. Иногда доля автострахования превышает 40% от общего сбора

премии.[4]

Удельный вес основных видов в общем объеме автострахования следующий:

. страхование каско (угон и ущерб)-21%

. страхование каско + гражданская ответственность - 33%

. страхование только гражданской ответственности - 16%

. страхование автокомби (каско, гражданская ответственность и несчастные

случаи) - 17%.

Таким образом, основную долю составляет страхование каско.

Несмотря на неразвитую страховую культуру населения, на экономический

кризис, а также на то, что материальный уровень большинства российских

граждан, особенно в последнее время, крайне низок для того, чтобы

страховать свою автомашину, уплачивая 10% от ее стоимости, рынок

автострахования выжил, хотя и с большим трудом.

То, что рынок продолжает быть на плаву, в значительной степени объясняется

тем, что многие страховые компании являются по сути кэптивными,

принадлежащими финансово-промышленным группам, и автоматически страхуют

имущественные интересы своих учредителей, в том числе и значительное

количество автомашин.

Развитие рынка автострахования, по всей вероятности, будет зависеть от

снижения тарифов, особенно по страхованию автокаско, которые чрезмерно

высоки.

В настоящее время тарифы по страхованию автокаско (включающее угон и ущерб)

отечественных автомобилей варьируются в большинстве компаний от 5% до 13%

от стоимости автомобиля или от страховой суммы. Таким образом,

страхователи, средняя зарплата большинства из которых составляет 2-3 тысячи

рублей в месяц (или 24-36 тысяч в год), вряд ли могут позволить себе

заплатить за страхование автокаско 10% от стоимости новой автомашины,

которая составляет в среднем для российских автомашин 75-125 тысяч рублей.

Если прибавить сюда низкую страховую культуру населения и традиционную

русскую уверенность в том, что "авось, ничего не случится", то можно

представить негативное отношение большинства российских граждан к

страхованию автомашин. Что касается страхования зарубежных автомобилей, то

там тарифы еще выше (до 18% от стоимости нового автомобиля) и страхование

могут позволить себе или "новые русские", или компании, которым принадлежат

автомашины.

Для автомобилистов, выезжающих за рубеж, принципиальным является

наличие "зеленой карты", признаваемой за границей. Поскольку в России до

сих пор нет обязательного страхования автогражданской ответственности и

поэтому наша страна не входит в систему "зеленой карты", многие российские

страховые фирмы заключают договор с иностранной компанией, входящей в эту

систему, и выдают ее "зеленые карты". Наибольшее страховое покрытие

обеспечивают полисы немецких и австрийских компаний (СОФАГ, Гарант, Альте

Ляйпцигер), меньшее - дешевые польские и болгарские полисы.[5]

Многие компании предусматривают систему франшиз для снижения тарифов и

систему скидок и надбавок в зависимости от результатов страхования по

итогам прошедшего года.

В современных условиях, помимо вышеуказанных причин, тормозом для развития

рынка страхования средств автотранспорта является криминализация страхового

рынка. Параллельно с развитием страхования будет развиваться и вовлечение в

него криминальных элементов, так как увеличение денежных средств в

страховом секторе привлечет внимание не только авторитетов, но и мелких

мошенников преступного мира.

Российские страховые компании уделяют особое внимание тому, как будут

возмещаться убытки страхователя. От этого во многом зависит и выбор

страховой компании. Наиболее привлекателен вариант, когда страховая

компания сама производит экспертизу повреждений и на ее основе напрямую

оплачивает стоимость ремонта автомобиля на станциях техобслуживания, с

которыми у них заключены договоры. У некоторых страховых компаний имеются

собственные технические центры, где производится и оценка повреждений и

ремонт автомобилей своих клиентов.

Можно акцентировать внимание на том, что будущее автострахования, как

и многих других видов страхования, зависит от общего возрождения российской

экономики, увеличения материального уровня населения, совершенствования

законодательной и правовой базы для этого вида страхования и введения

обязательного страхования автогражданской ответственности.

ПРОБЛЕМЫ ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ОШИБОК ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СТРАХОВАНИЯ

Одно из существенных отличий сделки страхования от других сделок в том, что

ее недействительность почти всегда связана с серьезными финансовыми

санкциями. Ведь страховые взносы освобождены от НДС, а страховые выплаты

уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, при признании договора

страхования недействительным полученные платежи перестают быть страховыми

взносами и подлежат включению в налогооблагаемый оборот по НДС, а средства,

направленные в резервы и тем более выплаченные в качестве страховых выплат,

подлежат включению в налогооблагаемую прибыль. При признании сделки

страхования недействительной налоги будут начислены с того момента, когда

договор страхования считался вступившим в силу, поскольку в соответствии с

п. 1 статьи 167 ГК РФ "недействительная сделка… недействительна с момента

ее совершения". Поэтому даже если сам страховщик обнаружил и исправил

ошибку, ему все равно придется платить пеню за просрочку уплаты налогов.

Если же ошибки обнаружены при налоговой проверке, то кроме пени страховщику

грозит крупный штраф.

Существуют и другие неблагоприятные для страховщиков последствия

ошибок при заключении и исполнении договоров страхования. Некоторые здесь

также проанализированы. Однако в силу наличия налоговых льгот очень высок

риск именно налоговых санкций, которые применяются в бесспорном порядке.

Отсюда ясно, что страховщики должны подходить к заключению и исполнению

договоров с гораздо большим вниманием, чем другие организации.

Пределы правоспособности страховщика

В ГК РФ 1994 г. имеется статья 173, которая называется

"Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его

правоспособности". В ней установлено, что "сделка, совершенная юридическим

лицом… не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может

быть признана судом недействительной…". Поэтому, получив лицензию на

определенный вид страхования, страховщики, как правило, перестают

задумываться о пределах своей правоспособности, т.е. о том, что же

конкретно разрешено страховщику в данный момент, а что выходит за пределы

допустимого. Считается, что если в лицензии указано страхование от

несчастных случаев и болезней, то любой договор страхования этого вида

может быть заключен в любой момент. Но это не совсем так. Неверное

понимание пределов своей правоспособности является довольно

распространенной ошибкой страховщиков.[6]

Закон устанавливает, что при заключении договора страхования у

страховщика должны иметься определенные правила страхования и тарифы и

разрешается заключать договоры страхования только в пределах этих правил и

тарифов, лишь конкретизируя их в договоре. Договор страхования, заключенный

вне пределов этих правил и тарифов, может быть признан недействительным по

статье 168 ГК как не соответствующий закону или по уже упоминавшейся статье

173 ГК как сделка, совершенная за пределами правоспособности страховщика.

Казалось бы, правила и тарифы по видам добровольного страхования страховщик

устанавливает самостоятельно. Почему же он не может при необходимости

установить их такими, какие ему необходимы? Естественно, может. Однако

прежде, чем страховщик получит право работать по установленным им правилам

и тарифам, он должен направить их для контроля в Росстрахнадзор и получить

разрешение в форме штампа на соответствующем документе. Так установлено

Росстрахнадзором в пп. 4.1 и 4.6 Условий лицензирования страховой

деятельности, т.е. фактически Росстрахнадзор, контролируя правила и тарифы,

ограничивает пределы правоспособности страховщика.

Другой распространенной ошибкой является страхование рисков, формально

соответствующих разрешенному виду страхования, но по тарифам, которые не

прошли контроль Росстрахнадзора. Это относится, например, к страхованию

отъезжающих за рубеж, когда его проводят как страхование от несчастных

случаев. Страховые случаи происходят при этом за границей, и их статистика

в нашей стране не ведется, а расчет тарифов по зарубежным данным сложен и

дорог. Страховщики не направляют тарифы по этому виду страхования на

контроль в Росстрахнадзор, из-за чего может быть поставлена под сомнение

действительность договора страхования по этому виду рисков. В таких случаях

страховщик мог бы воспользоваться нормой п. 2.2 Условий лицензирования,

которая позволяет при отсутствии данных статистики получить временную

лицензию, однако в практике не встречалось случаев использования

страховщиком этой нормы в таком контексте.

Существует еще одна распространенная ошибка, связанная с правилами

страхования, но не ведущая к недействительности договора. Страховщики, как

правило, не считают нужным указывать в договоре, что правила являются его

неотъемлемой частью и что обе стороны обязуются их выполнять. В этих

условиях выполнение правил страхования является обязательным только для

страховщика, но не для страхователя. Например, при страховании

ответственности заемщиков за непогашение кредита нецелевое использование

кредита в большинстве правил страхования рассматривается как основание для

отказа в выплате. Это условие часто не включают в договор, считая

достаточным наличие его в правилах. Однако если в договоре не указано, что

правила страхования являются его составной частью, страховщик не вправе

отказать в выплате по этому основанию, так как страхователь не обязывался

соблюдать это условие. Известны случаи, когда недобросовестные, но

юридически подготовленные страхователи пользовались подобными ошибками

страховщиков и разоряли их, доказав свое право на выплату в суде. Чтобы

избежать этой ошибки, целесообразно ко всем договорам страхования

прикладывать соответствующие правила и включать в договор условие: "Стороны

обязуются выполнять правила страхования, которые являются неотъемлемой

частью договора".

Момент заключения договора страхования

Частая ошибка страховщиков -- неверное определение момента заключения

договора страхования. В п. 1 статьи 432 ГК записано: "Договор считается

заключенным, если между сторонами… достигнуто соглашение по всем

существенным условиям договора", а в п. 2 статьи 16 Закона "Об организации

страхового дела в Российской Федерации" записано: "Договор страхования

вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса,

если договором или законом не предусмотрено иное". В связи с этим

страховщики полагают, что договор заключен, когда он подписан сторонами,

т.е. что страховые отношения возникают с момента подписания договора, а с

момента получения первого взноса ранее заключенный договор вступает в силу.

Но в п. 1 статьи 425 ГК записано: "Договор вступает в силу и становится

обязательным для сторон с момента его заключения". ГК, как мы видим,

устанавливает, что факт заключения договора и факт его вступления в силу

наступают одновременно, т.е. по существу это один и тот же факт. Причина

возникновения ошибки -- неверное понимание приведенного текста п. 1 статьи

432 ГК. Статья 432 определяет не момент заключения договора, а условие, при

котором договор считается заключенным. Момент заключения договора

определяется статьей 433 ГК, в п. 2 которой записано: "Если в соответствии

с законом для заключения договора необходима также передача имущества,

договор считается заключенным с момента передачи соответствующего

имущества". Именно это и происходит в случае договора страхования.

Таким образом, если договором или законом момент вступления в силу

(заключения) договора страхования не определен, то он наступает при

получении первого взноса, а до этого страховые отношения между сторонами

отсутствуют. И если первые деньги, полученные страховщиком, либо не

совпадают с суммой первого взноса, установленной в договоре, либо имеются

иные основания сомневаться в том, что данный платеж -- это первый страховой

взнос, то полученные деньги не могут считаться страховым взносом или его

частью и подлежат налогообложению в общем порядке, так как до первого

взноса между сторонами нет страховых отношений.

Существенные условия договора страхования

Большинству страховщиков хорошо известен текст части первой, п. 1

статьи 432 ГК о необходимости согласования всех существенных условий

договора, однако часть вторая этого же п. 1 статьи 432 о том, какие условия

являются существенными, известна хуже, и это является одним из источников

ошибок. В части второй записано: "Существенными являются условия о предмете

договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах, как

существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те

условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть

достигнуто соглашение".

Существует одна легко исправимая ошибка, которую приходится встречать

практически во всех договорах страхования. Как правило, они типовые, т.е.

текст договора разработан заранее, и оставлены пустые места для

конкретизации некоторых условий. Эти пустые места, без сомнения, как раз и

являются теми самыми условиями, относительно которых по заявлению одной

стороны -- в данном случае страховщика -- должно быть достигнуто

соглашение. Во многих договорах некоторые из этих пустых мест не заполнены

или поставлен прочерк, из которого трудно понять волеизъявление сторон. Эта

небрежность при желании легко может стать основанием для признания договора

не заключенным.

Большинство ошибок в существенных условиях -- это, как правило,

небрежности, связанные с тем, что не указывают, например, порядок изменения

и прекращения договора или другие условия, которые определены законом как

существенные, но стороны по договору их существенными не считают и не

заботятся об их согласовании. Последствия таких небрежностей часто весьма

плачевны -- договор страхования не признается заключенным.

Страховщики не всегда заботятся о том, чтобы эти условия были описаны

в договоре с полной определенностью, исключающей различные толкования.

Например, при страховании магазина от пожара в объекте страхования

указывают "помещение магазина". Входит ли сюда также склад магазина,

расположенный в другой части здания? Такая неточность вполне может стать

источником спора о выплате. Или при страховании ответственности заемщика за

непогашение кредита, указывая страховой риск, пишут "невозврат кредита по

кредитному договору №____". Входит ли в это также и невозврат процентов по

договору? Известны случаи, когда из-за такой неточности налоговая инспекция

посчитала, что невозврат процентов не входил в страховой риск.

Соответствующая часть выплаты была включена в налогооблагаемую прибыль, и

были применены санкции.

ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТА В РОССИИ

Мошенничество

Было бы наивным предполагать, что формирование российского страхового

рынка не будет испытывать тех сложностей, которые присутствуют на рынках

развитых стран. Не нова, к сожалению, и проблема мошенничества в

страховании.

Правда, в период существования государственной системы страхования

случаи мошенничества были относительно редки. Это объяснялось наличием

одного страховщика-монополиста, ограниченным спектром предлагаемых полисов,

наличием стандартных условий страхования, жесткой системой управления,

наличием кадров достаточной квалификации.

Образование большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные

виды страховых услуг, сопровождается и появлением фактов мошенничества. Со

стороны страхователей это выражается главным образом в предоставлении

фиктивных документов о характеристике принимаемого риска и в искажении

информации о страховых случаях.

Страховщиками делаются попытки борьбы с недобросовестными клиентами.

Однако из-за недостаточной квалификации персонала, разобщенности

страховщиков, неразвитости законодательства это пока не дает должного

эффекта. Например, в Москве случаи мошенничества, допускаемого клиентами

при страховании автомобилей, достигли такого масштаба, что треть

страховщиков сегодня практически прекратила проведение этого вида

страхования.

Кстати, европейские страховщики составили портрет типичного мошенника.

Это выходец из семьи со средними доходами, образованный и неглупый мужчина

средних лет. Вот в таком добропорядочном бюргере обычно и сидит преступный

бес. Женщины, старики, молодежь и малообразованные люди в Европе страховым

обманом почти не грешат. Портрет российского шулера пока еще не составлен,

но как он действует, уже известно. В управлении защиты информации и

безопасности государственной компании "Росгосстрах" два года назад создали

собственную базу данных, где собрали сведения по случаям, когда

выплачивались возмещения более 500 рублей. Только тогда в "Росгосстрахе"

поняли, насколько беззащитной была компания перед мошенниками. Например,

клиенты с легкостью страховали один и тот же автомобиль одновременно в

разных филиалах компании и, следовательно, по наступлении страхового случая

получали солидную прибыль.

Страхование автомобилей — "клондайк" для нечистых на руку владельцев.

Именно в этом виде страхования в России отмечено наибольшее число обманов.

И, кстати, в отличие от европейского, наш мошенник не всегда образован и

обеспечен. Напротив, много случаев, когда обмануть пытаются, что

называется, простые люди. Допустим, человеку срочно нужно отдать долг, где

взять деньги? Он страхует свою иномарку, имитирует угон, и, если через два

месяца она не находится, компания обязана выплатить страховку. Бывает, что

документы, необходимые для получения страховки, клиенту помогает оформить

знакомый сотрудник органов МВД. Например, бывший работник ОВД Балашихи

выдал страхователю из Самары фиктивное постановление о возбуждении

уголовного дела и его приостановлении по якобы имевшему место угону

автомобиля в Балашихе. Типичный прием: автомашину страхуют в одном городе,

а "угоняют" в другом.

В некоторых случаях страхователям автомобиля выгодно имитировать

пожар. Предположим, реальная стоимость автомобиля — $500, автовладелец

достает фиктивную справку о том, что произведен ремонт на $2000, поджигает

машину и требует выплаты всей суммы. Кое-кто умудряется автомобиль утопить,

часто разбирают на запчасти и продают, а деньги опять же требуют с

компании. При этом далеко не каждого мошенника удается вывести на чистую

воду. Ведь МВД сотрудничать с отделом безопасности страховщика вовсе не

обязано, да и потому у милиции своих дел хватает… Поэтому и приходится

компаниям создавать свою базу данных, искать в "органах" знакомых,

"подмасливать" — словом, выкручиваться по мере сил.

Ежегодные потери российских страховых компаний от мошенничества

превышают 400 миллионов долларов, заявил на пресс-конференции 24 февраля

заместитель генерального директора Росгосстраха Алексей Ферапонтов. По его

словам, наибольшее число случаев мошенничества связано с автомобильным

страхованием. При этом зачастую большой проблемой является

"недобросовестная работа сотрудников ГИБДД и правоохранительных органов",

сказал он.

Однако не только страховые компании страдают от мошенников, иногда

сами страховые компании становятся на путь тонкого мошенничества или даже

откровенного обмана.

Примеры? Пожалуйста: о страховом случае нужно сообщить в течение 12

часов после происшествия. Попробуй успеть, если ты попал в аварию вечером

или в другом городе. Другая "обязанность": сохранить ключи и документы от

угнанного автомобиля. Ах, ПТС пропал вместе с машиной? Не обессудь… Хотя в

устной беседе страховые агенты об этом умалчивают; лишь заявляют походя,

что договор — чистая формальность. Кто верит — после сильно сожалеет. Но

поздно. Подпись уже поставлена ...

Часто страховщики "привязывают" клиентов к собственному сервису. Ставят

условие ремонтировать битый автомобиль только у них. А когда доходит до

ремонта, вдруг выясняется, что цены там запредельные и всей страховки едва

хватит … на замену "дворников". Это прямо противоречит закону "О защите

прав потребителей". Жалко, что многие из нас об этом даже не подозревают.

Каждая компания принимает свои "Правила страхования". Недобросовестные

компании научились использовать эти правила против клиента. Например, вы

застраховали автомобиль на 10 000 долларов. Проходит время — случается

угон. Требуете выплаты денег, а компания с радостью отвечает, что

возмещение заплатит в рублях… по курсу, что был на день подписания

договора. Сколько людей погорело на этом после кризиса. Им платили по курсу

6 рублей за доллар! А все потому, что они не ознакомились с Правилами,

точнее, им просто не дали их прочитать.

Недобросовестные страховые компании берут на вооружение также

Гражданский кодекс РФ, где статья 963 указывает, что страховщик

освобождается от выплаты, если страховой случай наступил вследствие умысла

застрахованного лица. Умысел в принципе означает, что водитель знал о

последствиях своих действий и осознавал, что эти действия приведут к

наступившим последствиям. Насколько широко можно трактовать это положение,

показывает следующий случай. На крышу "шестерки", принадлежащей одному из

жителей Подмосковья, упал лед. Ущерб составил 1 тысячу долларов. Страховая

компания платить отказалась. По ее мнению, владелец знал (гипотетически),

что зимой с крыш падает лед, и сознательно не принял мер предосторожности.

Вот так бездействие коммунальных служб превратилось в умысел владельца

"шестерки".

Юридические уловки еще не все — некоторые страховщики применяют и

откровенное психологическое давление. Спросят, к примеру, в каком

настроении вы были перед тем, как случилось ДТП? Если ответите, что болела

голова (погода, знаете ли…), — обвинят в нарушении Правил (пункт 2.7

запрещает управлять транспортным средством в болезненном состоянии).

Конечно, законность отказа в выплате страховки на этом основании

сомнительна. Но ведь клиент точно не знает, прав он или виноват — так им

легко манипулировать, выдвигая менее выгодные условия, чем вначале.

Многим автолюбителям, обжегшимся на недобросовестных страховщиках,

знакомо неожиданное появление так называемых внутренних распоряжений. Вы

приходите за деньгами, а страховщик заявляет, что за время действия вашего

полиса в компании введен "коэффициент износа", поэтому получите возмещение

на 40% меньше. И еще удерживают 30% за то, что машина не оборудована

сигнализацией. "Так ведь при заключении договора о ней и речи не было!" —

возмущается клиент. "А теперь нужна — появилось распоряжение", — отвечает

страховщик и разводит руками.

Ряд страховых компаний пользуются тем, что в договоре указывают

страхование лишь одного противоправного действия в следствии которого можно

лишится транспортного средства. Допустим в правилах компании «ИНГОССТРАХ» в

пункте 2.1.4 сказано: "Ингосстрах возмещает убытки вследствие угона

транспортного средства и т.д. и т.п."[7] Здесь речь идет только об одном

противоправном действии, предусмотренным уголовным кодексом - угоне. А вот

если страхователь лишился машины в качестве разбоя или кражи, то возможно

он останется без компенсации. Так как Уголовный Кодекс дает определение

угону как: «Неправомерное завладение автомобилем или иным ТС без цели

хищения». [8]

Определение страховой стоимости имущества

Обычно документами, служащими основой для определения размера страховой

стоимости для транспортных средств отечественного производства, являются

справка-счет государственного магазина и данные соответствующих

прейскурантов цен; для транспортных средств иностранного производства –

счет-фактура завода-изготовителя или официального дилера, а также

отечественные и зарубежные каталоги.

Однако в сейчас учитывая особенности Российской экономики и положение дел

на рынке подержанных автомобилей определить, действительную рыночную

стоимость подержанной иномарки, используя каталоги и данные дилеров

невозможно. Так же нереально определить рыночную стоимость при помощи

договора купли-продажи автомобиля или справки - счет. Потому, либо с

момента покупки прошло некоторое время, и цены изменились, либо в этих

документах указана искусственно завышенная или заниженная стоимость

автомобиля.

Каждая страховая компания по своему решает эту проблему. Некоторые держат

в штате своих специалистов знающих тонкости рынка так называемого

«секонхэнда». Некоторые пользуются услугами независимых экспертов.

Некоторые просто ориентируются на объявления о продаже аналогичных машин.

Иногда действующими правилами страхования автомобилей (особенно иномарок)

предусматривается, что страховая сумма может быть выражена как в рублях,

так и в СКВ. В этом случае уплата страховой премии и выплаты сумм

производятся с учетом требований законодательства о валютном регулировании.

Понятие «страховая сумма» играет очень важную роль в страховании,

поскольку именно страховая сумма позволяет определить размеры страховой

премии и страховой выплаты. При этом страховая сумма дает возможность

произвести денежную оценку имущественного интереса, а также определить

предел обязательств страховщика при наступлении страхового случая. Поэтому

нечистые на руку страхователи заинтересованы в завышении страховой

стоимости и соответственно страховой суммы. Судебной практики известны

подобные случаи. Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества,

определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда

страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение

страхователем.[9]

Определение ущерба и размера страховой выплаты

При добровольном страховании средств транспорта размер нанесенного

страхователю ущерба и сумма страхового возмещения определяются на основании

страхового акта и приложенных к нему документов (органов милиции, ГИБДД,

пожарного надзора, следственных, судебных органов, медицинских учреждений

и др.), подтверждающих факт и обстоятельства страхового случая (аварии,

хищения, угона, пожара, неправомерных действий третьих лиц и т. д.), а при

частичном повреждении средства транспорта помимо этого – на основании сметы

на ремонт (восстановление), составленной представителем страховщика,

приглашенным специалистом или соответствующим предприятием по ремонту

(станцией технического обслуживания и т. п.). Смета составляется на

основании действующих на день страхового события прейскурантов розничных

цен на запасные части, детали и принадлежности к транспортным средствам и

прейскурантов цен на ремонтные работы. К таким документам обычно относятся

методические руководства, сборники трудоёмкостей на ремонт автомобилей,

калькуляции EUROTAX.

Обычно для экспертизы приглашается независимый эксперт, который и

составляет смету. Как правило, это экспертное бюро с которым эта компания

постоянно работает. Большинство договоров предусматривает, что в случае,

если экспертиза этого бюро клиента не устраивает, то клиент может обратится

в другое бюро услуги, которого будет оплачивать сам и страховая премия

будет средней между этими двумя результатами экспертиз. Однако учитывая,

что в случае оплаты полной замены какого либо узла транспортного средства

остатки испорченного узла переходят в собственность страховой компании

возникает такой вопрос, как быть, если одна экспертиза определила замену

узла, а вторая лишь ремонт? К сожалению пока этот вопрос остается открытым.

В случае если существует еще и ответчик, то он должен присутствовать

на осмотре, и подписать акт осмотра. Как правило его присутствие

обеспечивается отправкой телеграммы с уведомлением о вручении.

Страховое возмещение за уничтоженный, поврежденный или похищенный

автомобиль либо другое транспортное средство, так же как и за прицеп,

полуприцеп, дополнительное оборудование и предметы багажа, выплачивается в

размере нанесенного ущерба, но не выше соответствующей страховой суммы,

обусловленной страховым договором.

При уничтожении средства транспорта ущерб определяется в размере его

стоимости по действующим розничным ценам за вычетом суммы износа и

стоимости остатков, если таковые имеются. Стоимость остатков

устанавливается с учетом их износа и обесценения в результате данного

страхового случая. Под уничтожением средства транспорта понимается его

полная гибель (конструктивная и фактическая). Обычно она принимается за

таковую, если стоимость восстановительного ремонта средства транспорта

(включая стоимость транспортировки к месту ремонта) составляет не менее 75

процентов страховой суммы или действительной стоимости средства транспорта

на момент заключения договора.

В случае повреждения средства транспорта размер ущерб ровняется

стоимости ремонта (восстановления) по действующим расценкам. В сумму ущерба

включаются расходы на замену поврежденных деталей и стоимость ремонтных

работ, вычитается стоимость остатков, пригодных для дальнейшего

использования учетом их обесценения и износа). Кроме того, в сумму ущерба

включаются расходы по спасанию, приведению в порядок, транспортировке

поврежденного средства транспорта до ближайшего ремонтного пункта или

постоянного места жительства страхователя (стоянки автомобиля).

Приведем пример. Легковой автомобиль полностью уничтожен в результате

дорожно-транспортного происшествия. Розничная цена автомобиля 32 000 руб.

Износ на день заключения договора составил 20 процентов стоимости

автомобиля. Стоимость автомобиля с учетом износа 25 600 руб. ~(32 000 х

80):100],

Оставшиеся от автомобиля детали оценены в сумме 4800 тыс. руб., а с учетом

их обесценения – 2080 руб. На приведение указанных деталей в порядок

израсходовано 240 руб. Ущерб страхователя составил 23 760 руб. (25 600 –

2080+ 240).

При похищении (угоне) принадлежащим гражданам средств транспорта

размер ущерба определяется так же, как и при их полной гибели (без

остатков), т. е. с учетом их действительной стоимости на день заключения

договора страхования, а при повреждении в связи с похищением или угоном – с

учетом стоимости ремонта (восстановления). В указанных случаях вместе с

заявлением об угоне застрахованного автомобиля страхователь обязан

представить страховщику технический паспорт, технический талон (если

автомобиль зарегистрирован на юридическое, лицо) и полный комплект

оригинальных ключей от похищенного средства транспорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В странах с развитым рыночным хозяйством общепризнанно, что

страхование является стратегическим сектором экономики. Однако страхование

в России пока не стало неотъемлемой частью развивающегося рынка, у

большинства населения отсутствует правильное понимание существа и

назначения страхового дела. Поэтому и предпринимателям, и работникам

страховых компаний важно представлять особенности страховой деятельности и

использовать их в своей работе.

Сегодня у страхового бизнеса большие перспективы. С каждым годом все

больше людей понимают преимущество страхования. А следовательно чем больше

людей будет страховать автотранспорт, тем больше будет конкуренция между

страховыми компаниями, тем выше будет качество предоставляемого сервиза. И

возможно обычная для развитых стран ситуация, когда при легком ДТП в

котором не пострадали люди водители просто составляют список повреждений и

обмениваются визитками страховых компаний, появится со временем в России.

К сожалению основными факторами тормозящими развитие страховой системы

являются состояние экономики в стране, народная надежна «на авось ничего не

случится» и как ни странно само государство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский Кодекс РФ Часть Вторая.

2. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от

27.11.92 г. № 4015 -1 ( ред. ФЗ от 31.12.97 г. № 157 – ФЗ)

3. ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ: Учебное пособие / С.К. Казанцев. Екатеринбург:

изд. ИПК УГТУ, 1998. 101 с.

4. Государственное страхование в СССР, Госфиниздат, 1953. С. 70.

5. Страхование от А до Я/Под ред. Л.И Корчевской, К.Е. Турбиной.- /

Издательство Инфра-М, Москва 1996. всего 624 стр.

Периодические издания:

6. Журнал « РУССКИЙ ПОЛИС» №1 декабрь 1999/ стр 15-20

7. Журнал «РУССКИЙ ПОЛИС» №1(2) январь 2000/стр 27

8. Журнал «Ревизор» № 7, апрель, 1996 г./стр 27-30

9. Журнал "Страховое дело , сентябрь 1999 стр17-23

10. Журнал "О страховании. Сборник публикаций". №15/98

11. «Финансовая газета. Региональный выпуск» № 6, 1996 г., с. 3/ № 7,

1996 г., с. 4/ № 8, 1996 г., с. 4.

12. «Финансовая газета. Региональный выпуск» № 19, 1997 г./ с. 3.

13. Журнал «Эксперт», №17 от 10.05.1999/

14. "Страховая газета" (1997-1998гг)

15. Газета «Финансы» № 9, 1996 г., с. 27-33

Он-лайновые периодические издания

16. Сервер повещенный страхованию http://www.allinsurance.ru

17. Сервер повещенный страхованию http://www.insure.auto.ru

18. Сервер повещенный страхованию http://www.insurence2000.ru

-----------------------

[1] Ревизор № 7, апрель, 1996 г., с. 27-28.

[2] Финансы № 9, 1996 г., с. 27-33

[3] Государственное страхование в СССР, Госфиниздат, 1953. С. 70.

[4] "Страховое дело", сентябрь 1999, стр. 23

[5] Журнал "Русский Полис", №1, 2000, с.27

[6] Финансовая газета Региональный выпуск № 6, 1996 г., с. 3

[7] Правила страхования ТС компании «Ингосстрах»

[8] Уголовный Кодекс РФ, ст.168

[9] Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от

27.11.92 г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.