рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблемы страхования автотранспорта в России

г., однако практическое заключение договоров началось с конца 1923 г.,

когда в результате денежной реформы была обеспечена стабильность валюты.

Следует, кстати, отметить, что в этой реформе также был учтен

дореволюционный опыт. Червонец, введенный в ходе денежной реформы 1922-24

гг. и рассматриваемый до сих пор как образец твердой советской валюты, по

своему золотому содержанию был приравнен к 10-рублевой золотой монете 1897

г. Утверждение монополии Госстраха завершилось с утверждением 18 сентября

1925 г. законодательным путем Положения о государственном страховании СССР.

Но еще сохранялось взаимное кооперативное страхование.

Однако уже вскоре после закрепления монополии Госстраха стало

очевидно, что она не всегда позволяла эффективно решать вопросы страховой

защиты интересов нашей страны. Начался, может быть, малозаметный, медленный

и тем не менее явный процесс демонополизации страхового дела. Относится это

к страхованию экспортно-импортных грузов. Стимулировало процесс

существовавшее недоверие ряда западных стран к нашей государственной

монополии. Для укрепления доверия к советскому страхованию и более

оперативного заключения договоров Госстрахом при участии Наркомвнешторга и

Центросоюза в Лондоне в 1925 г. было создано Черноморско-Балтийское

генеральное страховое общество ("Блекбалси"), а в 1927 г. в Германии

(Гамбург) создается Черноморско-Балтийское транспортное страховое общество

("Софаг"). "Блекбалси" и "Софаг" страховали импорт СССР из ведущих

западноевропейских государств и Америки; Госстрах страховал весь экспорт, а

также часть импорта, преимущественно из приграничных стран. Последующее

расширение внешнеэкономических связей обусловило создание в 1947г.

Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) на базе прежнего

Управления иностранных операций (УИНО) Госстраха СССР.

Два советских страховщика были "избавлены" от взаимной конкуренции

разделением сфер деятельности. В этих условиях понятие "государственное

страхование" стало отражать иное, чем прежде, содержание -- сферу

деятельности внутри страны. От него отпочковалось понятие "иностранное

страхование", т.е. вне пределов страны. С точки зрения правовой, обе эти

сферы оставались государственными. Лишь в 1973 г. Ингосстрах стал первым в

СССР акционерным страховым обществом.[2]

Двойное солирование Госстраха и Ингосстраха продолжалось более сорока

лет. Их бесконкурентная деятельность была далеко не беспроблемной. Давление

бюджета на Госстрах, валютного плана на Ингосстрах, инструкций Министерства

финансов СССР и некоторых других ведомств на обоих страховщиков оставляло

им слишком мало возможностей для проявления инициативы и поиска

нестандартных решений. Это нисколько не отрицает успехов, достигнутых в

развитии страхового дела, но они несомненно скромнее, чем могли бы быть.

Поэтому с демонополизацией и либерализацией страхового дела с конца 80-х

годов прежние монополисты, конечно, утратили свои права на спокойную жизнь,

но гораздо больше приобрели в системе рыночных стимулов и свободы.

Новое время выдвигает, как известно, новые идеи, причем нередко прямо

противоположные только что господствовавшим. Если менее 15 лет назад отказ

от государственного страхования считался недопустимым, то в настоящее время

нередко, напротив, ставится под сомнение необходимость сохранения в какой-

либо форме государственного воздействия на развитие страхования. Такую

российскую приверженность к крайностям приходилось и приходится наблюдать

неоднократно.

Страховое дело на протяжении всей своей истории всегда было тесно

связано с социально-экономическими задачами общества и соответствующей

политикой государства. Прежде всего проведение страхования увязывалось с

системой государственных мер борьбы с пожарами как массовым явлением для

России (декрет от 17 апреля 1918 г.). Показательно, что в течение

некоторого времени функционировал Комиссариат по делам страхования и борьбы

с огнем, а затем пожарное и страховое дело было передано в ведение пожарно-

страхового отдела ВСНХ. Коллегией этого отдела в 1919 г. были утверждены

Основные положения страхования имущества. Однако, как известно, в условиях

гражданской войны проводить страхование оказалось невозможным.

Декретом от 6 октября 1921 г. определена самостоятельность Госстраха.

Связь страхования с противопожарным делом выражалась в отчислениях на меры

борьбы с огнем (вначале от прибыли, а позднее от суммы страховых взносов).

Эти мотивы, но в современной интерпретации, присутствуют в федеральном

законе "О пожарной безопасности" от 18 ноября 1994 г., которым

предусмотрены отчисления на цели обеспечения пожарной безопасности не менее

5% платежей по огневому страхованию. Отмечая преемственность и

правомерность таких отчислений, считаю некоторые другие положения

названного закона некорректными.

Наиболее реальная связь страхования с политикой прослеживается на

примере сельскохозяйственного страхования. Коллективизация сельского

хозяйства сопровождалась введением в 1930 г. государственного обязательного

страхования имущества колхозов (вместо кооперативного страхования).

Необходимость укрепления экономики сельскохозяйственных предприятий

обусловила осуществление с 1968 г. универсального обязательного страхования

урожая колхозов, а в последующем (с 1974 г.) распространение его и на

совхозы. Разработка и введение такого страхования было несомненным

достижением нашей науки и практики.

Перестроечный курс на деколлективизацию и фермеризацию, к сожалению,

привел к отмене с 1991 г. сложившейся прежней системы обязательного

сельскохозяйственного страхования. Сегодня уже совершенно очевидно, что

деятельность государственных фирм и фермерских страховых компаний в

нынешнем виде нельзя считать надежной страховой защитой и коллективных, и

частных сельскохозяйственных производителей. Необходимость очередной

реформы в этой сфере представляется бесспорной. Конкретные ее направления

заслуживают особого рассмотрения в увязке с общей государственной политикой

развития сельского хозяйства. Взаимозависимость страхования и экономических

и политических процессов проявлялась также в вопросе о страховании

промышленности.

Декретом 6 октября 1921 г. вводилось страхование имущества частных

хозяйств. Однако введение нэпа потребовало обеспечения страховой защитой и

государственных предприятий, действовавших на коммерческих началах. В 1924-

1929 гг. оно осуществлялось в добровольной форме (в том числе на основе

соглашений Госстраха и ВСНХ). С 1 октября 1929 г. появилось обязательное

страхование, по которому страхователями являлись тресты, синдикаты,

комбинаты и другие объединения, просуществовавшее немногим более года.

Конец нэпа, ознаменовавшийся налоговой реформой 1930 г., привел к

прекращению страхования имущества государственных предприятий; страховые

взносы были включены в налог с оборота и, следовательно, стали одним из

источников бюджетных ресурсов.

В дальнейшем неоднократно принимались партийные решения о хозрасчете

государственных предприятий, и, как реакция на них, возникали дискуссии о

страховании имущества соответствующих собственников. Лишь в конце 80-х

годов, когда вопросы хозрасчета начали решаться серьезно, было введено

добровольное страхование имущества государственных предприятий. Но в

условиях административного распределения материальных ресурсов, их дефицита

страхование часто становилось бессмысленным, так как денежные страховые

выплаты еще не создавали возможности реального восстановления производства.

Только с переходом к рыночной экономике страхование имущества всех

предприятий становится объективно необходимым и эффективным средством

возмещения потерь от всевозможных чрезвычайных событий.

Особенности экономического и социального развития нашей страны за

прошедший исторический период обусловили возникновение и развитие ряда

специфических видов страхования, игнорировать опыт которых нельзя и в

современных условиях. Одним из таких видов являлось обязательное

страхование государственного имущества, сдаваемого в аренду. В соответствии

с декретом от 6 октября 1921 г. обязательному страхованию подлежало

имущество государственной промышленности и коммунальных предприятий

(строения, машины, движимость, товары), находившееся во временном

пользовании по арендному договору или иному основанию (например, на праве

застройки, комиссии) у отдельных лиц или коллективов (акционерных и других

обществ, товариществ, артелей, коммун, кооперативов). Это страхование

распространялось также на сданные в аренду морские и речные суда.

Страхование называлось "неокладным", так как осуществлялось не по

устанавливаемым нормам, а в полной стоимости имущества. Страхование

осуществлялось за счет арендаторов (пользователей). Возмещение при

повреждении имущества выплачивалось этим последним, чтобы они могли

восстановить пострадавшие объекты, а при полной гибели застрахованного

объекта возмещение выплачивалось арендодателю (т.е. соответствующему

государственному органу).

Такое обязательное страхование сдаваемого в аренду государственного

имущества закреплялось и последующими законодательными актами. Однако

одновременно резко ограничивалась сфера арендных отношений. К концу 30-х

годов в аренде находились в основном молитвенные здания, т.е.

страхователями являлись почти исключительно религиозные организации.

В 1966 г. Министерством финансов СССР определило порядок обязательного

страхования государственных строений, сданных в аренду, или иной вид

пользования, с прежними ограничениями, т.е. для религиозных органов и

отдельных граждан.

Безусловно заслуживает серьезного внимания коллективное страхование

жизни, проводившееся в 1929-42 гг., хотя, конечно же, его результаты имели

как позитивные, так и негативные стороны. Значительное развитие этого вида

страхования (около трети всех рабочих и служащих) позволяло оказывать

существенную по тем временам помощь в случаях смерти и утраты

трудоспособности. Оно осуществлялось за счет средств самих работников,

часто с нарушением принципа добровольности (особенно, когда производились

удержания из заработной платы). Стремление иметь больше коллективных

договоров обеспечивалось необоснованным снижением необходимого минимального

числа застрахованных (с 75% работающих в 1930 г. до 40% в 1938 г.) и

другими льготами, что привело к убыточности страхования и его последующей

отмене.

В нынешних условиях, при недостаточной экономической и социальной

защищенности трудящихся, коллективное (групповое) страхование жизни могло

бы стать одним из стабилизирующих факторов развития общества. При этом

подавляющая часть взносов (а для некоторых категорий работников и

полностью) должны уплачиваться предприятиями (фирмами, организациями и

т.д.) и профсоюзами. Некоторый опыт уже имеется как у Росгосстраха, так и у

других страховых компаний. Может быть, целесообразно иметь типизированные

условия коллективного страхования с возможностями дополнять их исходя из

особенностей деятельности предприятий-страхователей.

Статистические данные показывают, что ускоренное развитие смешанного

страхования жизни началось с 1957 г., когда были введены пятилетние

договоры страхования. До этого договоры могли заключаться на 10, 15, 20 лет

и более. Новый импульс развитию дали безналичные расчеты по названному виду

страхования (с 1968 г.). Постепенно пятилетние договоры стали подавляющими

по численности. На несколько больший срок заключались договоры страхования,

обеспечивавшие накопления к определенному возрасту ребенка.

Существовавшая структура совокупного портфеля Госстраха по смешанному

страхованию жизни резко контрастировала с ситуацией в западноевропейских

странах, где договоры заключаются не менее чем на 10 лет (а преобладают

более долгосрочные). Очевидно, нам предстоит в большей степени

ориентироваться на собственный прошлый опыт, чем на зарубежную практику (по

крайней мере в ближайшей перспективе).

Своеобразна история перестрахования. В ней можно выделить три момента.

Первый -- это обязательность перестрахования в Госстрахе части рисков,

принятых кооперативными страховыми организациями. Тем самым кооперативное

страхование, даже остававшееся до конца 30-х годов самостоятельным,

подпадало под опеку государственного страхования.

Второй момент -- отсутствие перестрахования в самой системе

государственного страхования. Ф.В.Коньшин, обобщая многолетнюю практику его

развития в СССР, сделал вывод, что "Госстрах совершенно не нуждается в

перестраховании своих рисков. Финансовые возможности Госстраха позволяют

ему полностью и бесперебойно выполнять свои обязательства перед

страхователями по любым рискам, хотя бы и самым крупным". [3]И с этим

выводом применительно к системе существовавших тогда видов и форм

страхования нельзя не согласиться. Ведь государственное страхование

охватывало преимущественно частный и колхозный сектор, а стоимость

имущества у таких страхователей (в основном строения, скот, предметы

домашнего обихода) была невелика. Даже при массовых пожарах и наводнениях

оплата убытков не была проблемой для централизованного в масштабе страны

фонда.

Добровольное и обязательное страхование имущества государственных

предприятий, проводившееся в отдельные годы, было слишком краткосрочным,

чтобы повлиять на общие финансовые результаты Госстраха.

Централизация средств в масштабе страны, перераспределение их между

республиками заменяло перестрахование. Вот один из примеров. Как известно,

с 1958 г. страховое дело в бывшем СССР было передано полностью в ведение

министерства финансов союзных республик. Союзное Главное управление

госстраха было ликвидировано, вместо него в Минфине создали Отдел

государственного страхования. Такое положение сохранялось до тех пор, пока

не возник проект обязательного страхования посевов на случай неурожая от

любых стихийных бедствий, включая засуху. Экономические расчеты

свидетельствовали, что страховые органы каждой республики в одиночку не

могли поднять такое крупномасштабное по возможным суммам ущерба

страхование. Была воссоздана единая система государственного страхования,

предусматривавшая формирование межреспубликанского запасного фонда (наряду

с республиканскими).

Наконец, третий момент в истории перестрахования связан с операциями

иностранного страхования, где практически исключено принятие крупных (и

даже средних) рисков без их перестраховочной защиты. Поэтому именно

Ингосстрах имеет наибольший опыт в организации перестрахования. Между

Ингосстрахом и Госстрахом не было никаких перестраховочных отношений. А их

и не могло быть, так как они действовали в "разных весовых категориях"

(первый страховщик работал с иностранной валютой, а второй с российским

рублем), разделенные непроходимой стеной официального, совершенно

нереального валютного курса. Следовательно, все перестрахование

осуществлялось за рубежом.

В современных условиях роль перестрахования резко возросла: в

страхование вовлекаются крупные отечественные промышленные, транспортные и

иные объекты; возможности собственного удержания у большинства российских

страховщиков очень малы. Свободная конвертируемость рубля устранила

препятствие для перестрахования на внутреннем и внешнем рынке. Необходимо

всемерно использовать эти возможности, наращивать мощности российского

перестраховочного рынка.

СТРАХОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТА В РОССИИ СЕГОДНЯ

В связи с развитием производства автомашин и распространением

автомобильного транспорта во всем мире возникла необходимость в страховании

средств транспорта и гражданской ответственности владельцев этих средств.

На российском страховом рынке, который насчитывает в настоящее время 1732

компании против 2236 компаний на 1.1.98 г., автострахованием занимается

большинство компаний, однако большая часть собранной премии (около 50%)

приходится на крупные страховые компании Москвы и Центрального региона

(порядка 30 компаний).

Следует учесть, что многие компании, занимающиеся автострахованием, не

имеют достаточного опыта в этом виде страхования и испытывают дефицит в

квалифицированных специалистах. Кроме того, стремясь завоевать рынок,

некоторые из них применяют демпинговые ставки: результат известен -

банкротство ряда компаний.

Недостаточно разработана юридическая база для проведения операций по

страхованию каско и автогражданской ответственности Россия-единственная

европейская страна, где нет обязательного страхования автогражданской

ответственности. Необходимость введения обязательного страхования

автогражданской ответственности отвечает интересам всех участников:

страхователи будут полностью защищены при ДТП, страховщики будут иметь

возможность получать значительные дополнительные доходы, государство

получит источник существенных дополнительных поступлений, пострадавшие

будут иметь гарантию возмещения морального, материального и физического

ущерба.

Однако на протяжении 30 лет, с тех пор как этот вопрос впервые начал

обсуждаться на высшем уровне, руководящие органы власти не отказались от

своего первоначального мнения, которое сводится к тому, что введение такого

страхования якобы приведет к созданию дополнительного налога на население.

В настоящее время в Государственной думе с прошлого года находится проект

закона о введении обязательного страхования автогражданской

ответственности, но, к сожалению, рассмотрение этого вопроса затягивается и

тенденция все та же: а именно, что платежи по обязательному страхованию

ответственности будут еще одним и весьма дорогостоящим налогом на

автовладельцев.

Практика страхования средств транспорта на российском страховом рынке в

основном предусматривает существование 3 отдельных видов автомобильного

страхования:

1. Страхование автокаско

2. Страхование гражданской ответственности

3. Страхование от несчастных случаев водителей и пассажиров в средстве

транспорта.

Страхование автокаско осуществляется на случай аварии, пожара, стихийного

бедствия, угона, кражи детали, боя стекла, падения предметов. Может быть

также включено страхование дополнительного оборудования.

Страхование ответственности владельцев транспортных средств, как уже

указано, не является обязательным на территории России. Однако страхование

гражданской ответственности для иностранных граждан в России согласно

постановлению МИД РФ является обязательным. Страхуется ущерб, который может

быть причинен при использовании транспортного средства, а именно, ущерб,

причиненный страхователем жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в

результате аварии.

Объектом третьего вида страхований, страхование от несчастных случаев

водителя и пассажиров, является жизнь и здоровье любого их них, и такое

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.