рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Экономико-статистический анализ урожая и урожайности зерновых в Тверской области

(№ 9, с 21, 18)

Для группировки вначале составим и проанализируем ранжированный ряд

районов по урожайности:

|Урожайность, ц с |Урожайность, ц с |Урожайность, ц с |Урожайность, ц с |

|га |га |га |га |

|1,7 |4,7 |7,5 |9,1 |

|3,0 |5,1 |7,5 |9,2 |

|3,1 |5,7 |7,7 |9,6 |

|3,2 |5,7 |7,9 |9,7 |

|3,6 |6,8 |8,1 |10,5 |

|3,6 |6,8 |8,1 |10,7 |

|4,0 |6,9 |8,2 |11,4 |

|4,3 |7,0 |8,2 |11,8 |

|4,5 |7,1 |8,4 |12,5 |

Как видно, величина группировочного признака изменяется от района к

району в основном плавно, постепенно, что позволяет выделить группы с

равными интервалами. Число групп для картограммы берется, как правило,

небольшим (4 – 6), чтобы обеспечить ее наглядность. Примем далее n=4 и

определим интервал:

h=(xmax-xmin)/n=(12,5-1,7)/4=2,7ц (№ 7, с 191 )

исходя из величины интервала, построим интервальный ряд, затем отметим

по каждому району (таблица 15) номер группы по урожайности, в которую

следует его отнести.

Интервальный ряд распределения районов по урожайности зерновых:

|Группа |1 |2 |3 |4 |

|районов | | | | |

|Урожайность, |До 4,4 |4,4 – 7,1 |7,2 – 9,8 | Свыше 9,8 |

|ц с 1 га | | | | |

Установим для каждой группы районов вид штриховки. Интенсивность его

должна увеличиваться пропорционально нарастанию урожайности по группам

районов и отражать различия в ней.

до 4,4

4,4-7,1

7,2-9,8

свыше 9,8

Рис. 3 Распределение урожайности по районам области.

Картограмма показывает, что наиболее высокая урожайность в восточной

части области, самая низкая – в юго-западной. Следовательно, в восточных

районах области качество почв, метеорологические условия и уровень

интенсификации значительно выше чем в районах, находящихся на юго-западе

области. Различия в уровне урожайности колеблются от 1,7-4,4 до 9,8-12,5

центнеров с гектара.

3.8. Анализ динамики урожайности.

Явления общественной жизни, изучаемые социально – экономической

статистикой, находятся в непрерывном изменении и развитии. С течением

времени - от месяца к месяцу, от года к году – изменяется численность

населения и его состав, объем производимой продукции, уровень

производительности труда и т.д. по этому одной из важнейших задач

статистики является изучение изменения общественных явлений во времени – в

динамике. Эту задачу статистика решает путем построения и анализа рядов

динамики.

Ряд динамики – это ряд числовых значений статистического показателя,

расположенных в хронологической последовательности. Каждое числовое

значение показателя, характеризующее величину, размер явления, называется

уровнем ряда. Кроме уровней, каждый ряд динамики содержит указания о тех

моментах либо периодах времени, к которым относятся уровни.

При подведении итогов статистического наблюдения получают абсолютные

показатели двух видов. Одни из них характеризуют состояние явления на

определенный момент времени: наличие на этот момент каких - либо единиц

совокупности или наличие того или иного объема признака. Величину таких

показателей можно определить непосредственно только по состоянию на тот или

иной момент времени, а потому эти показатели и соответствующие ряды

динамики и называют моментными.

Другие показатели характеризуют итоги какого – либо процесса за

определенный период (интервал) времени(сутки, месяц, квартал, год).

Величину этих показателей можно подсчитать только за какой – либо интервал

(период) времени. По этому такие показатели и ряды их значений называются

интервальными.

(№ 5, с 85)

Из различного характера интервальных и моментных абсолютных показателей

вытекают некоторые особенности (свойства) уровней соответствующих рядов

динамики. В интервальном ряду величина уровня, представляющего собой итог

какого – либо процесса за определенный интервал времени, зависит от

продолжительности этого периода (длины интервала).при прочих равных

условиях, уровень интервального ряда тем больше, чем больше длина

интервала, к которому этот уровень относится.

В моментных же рядах динамики, где тоже есть интервалы – промежутки

времени между соседними в ряду датами, - величина того или иного

конкретного уровня не зависит от продолжительности периода между соседними

датами.

Иногда путем последовательного сложения уровней интервального ряда за

примыкающие друг к другу интервалы времени строится ряд нарастающих итогов,

в котором каждый уровень представляет собой итог не только за данный

период, но и за другие периоды, начиная с определенной даты. Такие

нарастающие итоги нередко приводят в отчетах предприятия.

При суммировании уровней моментного ряда одни единицы совокупности

войдут в итог дважды, другие – большее число раз. Поэтому суммирование

уровней моментного ряда динамики само по себе не имеет смысла, так как

получающиеся при этом итоги лишены самостоятельной экономической

значимости.

Выше речь шла о рядах динамики абсолютных величин, являющихся исходными,

первичными. Могу быть построены так же ряды динамики, уровни которых

являются относительными и средними величинами. Они так же могут быть либо

моментными либо интервальными.

При анализе динамики используются различные показатели и методы анализа

как элементарные, более простые, так и более сложные, требующие

соответственно применения более сложных разделов математики.

Простейшими показателями являются:

. абсолютный прирост;

. темп роста;

. темп прироста;

. абсолютное значение 1% прироста.

Расчет этих показателей основан на сравнении между собой уровней ряда

динамики. При этом уровень с которым производится сравнение, называется

базисным, так как он является базой сравнения.

Если каждый уровень сравнивается с предыдущим, то полученные при этом

показатели называются цепными. Если же все уровни сравниваются с одним и

тем же уровнем, выступающим как постоянная база сравнения, то полученные

при этом показатели называются базисными.

Абсолютный прирост показывает, на сколько единиц увеличился (или

уменьшился) уровень по сравнению с базисным, т.е. за тот или иной

промежуток времени. Абсолютный прирост равен разности между сравниваемыми

уровнями и измеряется в тех же единицах, что и эти уровни:

(=yi – yi-t

( — абсолютный прирост за t единиц времени.

yi —сравниваемый уровень, а i - его либо хронологический, либо

порядковый номер в ряду динамики..

yi-t —базисный уровень, а i-t – его номер.

t — продолжительность периода, за который делается расчет.

Если за базу сравнения принимается предыдущий уровень, то цепной

абсолютный прирост равен:

(=yi – yi-1

Абсолютный прирост за единицу времени измеряет абсолютную скорость роста

(или снижения) уровня.

Цепные и базисные абсолютные приросты связаны между собой: сумма

последовательных цепных приростов равна соответствующему базисному

приросту, т.е. общему приросту за весь период.

Более полную характеристику прироста можно получить в том случае, когда

абсолютные величины дополняются относительными. Относительными показателями

динамики являются темпы роста и темпы прироста, характеризующие

интенсивность процесса роста.

Темп роста (Тр) показывает, во сколько раз увеличился уровень по

сравнению с базисным, а в случае уменьшения – какую часть базисного уровня

составляет сравниваемый уровень:

Тр=yi/y1

Если за базу сравнения принимается предыдущий уровень, то цепной темп

роста равен:

Тр=yi/yi-1

Как и другие относительные величины, темп роста может быть выражен не

только в форме коэфициента (простого отношения уровней) но и в процентах:

Тр(%)=Тр*100%

Как и абсолютные приросты, темпы роста для любых рядов динамики сами по

себе являются интервальными показателями, т.е. характеризуют тот или иной

промежуток времени.

Между цепными и базисными темами роста, выраженными в форме

коэфициентов, существует определенная взаимосвязь: произведение

последовательных цепных темпов роста равно базисному темпу роста за весь

соответствующий период.

Темп прироста (Тпр) характеризует относительную величину прироста, т.е.

его величину по отношению к базисному уровню:

Тпр=?/yi-t

Тпр=Тр-1

Тпр —темп прироста за t единиц времени, остальные обозначения прежние.

Выраженный в процентах темп прироста, показывает, на сколько процентов

увеличился (или уменьшился) уровень по сравнению с базисным, принятым за

100%.

Тпр(%)=Тр(%)-100%

Следовательно, темп прироста всегда на единицу (или на 100%) меньше

соответствующего темпа роста.

При анализе темпов развития никогда не следует упускать из виду, какие

абсолютные величины – уровни и абсолютные приросты – скрываются за темпами

роста и прироста. Нужно в частности иметь в виду, что при снижении

(замедлении) темпов роста и прироста абсолютный прирост может возрастать.

Так же используется такой показатель как абсолютное значение 1%

прироста (А):

А=?/Тпр(%)

А= yi-t/100

Графически динамика явлений наиболее часто изображается в виде

столбиковых и линейных диаграмм. Применяются и другие формы диаграмм –

фигурные, квадратные, секторные и т.п. (№ 3, с

166 – 186)

Таблица 16.

Показатели динамики урожайности зерновых.

|Года |Урожай- |Абсолютный |Темп роста,% |Темп прироста|Абсолютное |

| |ность, |прирост | | |значение 1% |

| |Ц с 1 га | | | |прироста |

| | |ц |б |ц |б |ц |б | |

|1985 |11,4 |--- |--- |--- |--- |--- |--- |--- |

|1986 |16,7 |5,3 |5,3 |146 |146 |46 |46 |0,11 |

|1987 |14,4 |-2,3 |3 |86 |126 |-14 |26 |0,16 |

|1988 |9,1 |-5,3 |-2,3 |63 |79 |-37 |-21 |0,14 |

|1989 |14,7 |5,6 |3,3 |161 |128 |61 |28 |0,09 |

|1990 |15,1 |0,4 |3,7 |102 |132 |2 |32 |0,2 |

|1991 |9,2 |-5,9 |-2,2 |60 |80 |-40 |-20 |0,15 |

|1992 |11,9 |2,7 |0,5 |129 |104 |29 |4 |0,09 |

|1993 |13,0 |1,1 |1,6 |109 |114 |9 |14 |0,12 |

|1994 |14,2 |1,2 |2,8 |109 |124 |9 |24 |0,13 |

|1995 |11,2 |-3 |-0,2 |78 |98 |-22 |-2 |0,13 |

|1996 |13,0 |1,8 |1,6 |116 |114 |16 |14 |0,11 |

|1997 |11,2 |-1,8 |-0,2 |86 |98 |-14 |-2 |0,12 |

|1998 |9,3 |-1,9 |-2,1 |83 |81 |-17 |-19 |0,11 |

|1999 |3,0 |-6,3 |-8,4 |32 |26 |-68 |-74 |0,09 |

|2000 |10,6 |7,6 |-0,8 |353 |92 |253 |-8 |0,03 |

|2001 |12,5 |1,9 |1,1 |117 |109 |17 |9 |0,11 |

(№ 9, с 21)

Динамика урожайности зерновых.

[pic]Рис. 4. Динамика урожайности зерновых.

Тенденция развития.

Одна из важнейших задач анализа динамики – выявление и количественная

характеристика основной тенденции развития.

Под тенденцией понимается общее направление к росту, снижению или

стабилизации уровня явления с течением времени. Основную тенденцию можно

представить либо аналитически – в виде уравнения тренда, либо графически.

В статистике используются различные приемы и способы выявления и

характеристики основной тенденции– и элементарные, и более сложные.

Укрупнение интервалов. Этот способ заключается в переходе от интервалов

менее продолжительных к более продолжительным. При укрупнении интервалов

число членов динамического ряда сильно сокращается, в результате чего

движение уровня внутри укрупненного интервала выпадает из поля зрения. В

связи с этим для выявления основной тенденции и более детальной его

характеристики используется сглаживание ряда с помощью скользящей средней –

вычисляется средний уровень из определенного числа первых по порядку

уровней ряда, а затем – средний уровень из такого же числа уровней, начиная

со второго, далее начиная с третьего и т.д. таким образом, при расчетах

среднего уровня как бы «скользят» по временному ряду от его начала к концу.

Отсюда и название – скользящая средняя. Однако скользящая средняя не дает

аналитического выравнивания тренда.

Аналитическое выравнивание ряда динамики позволяет получить

аналитическую модель тренда. Это метод основан на моделировании

динамического ряда. При этом уровни динамики рассматриваются как функция от

времени:

?t = f(t)

В зависимости от характера динамического ряда, его функция может быть

представлена уравнением прямой или кривой. Для того что бы правильно

подобрать то или иное уравнение к данному динамическому ряду используется

метод укрупнения интервалов, метод скользящей средней, наиболее эффективным

является графический метод.

Если предварительный анализ показал, что уровни динамики в среднем

снижаются на одинаковую величину, то данный аналитический ряд моделируется

уравнением прямой

?t = A + B*t

?t – выравненное теоретическое значение уровня динамики;

A – свободный член;

B – кэффициент динамики;

T – порядковый номер года.

Для расчета параметров A и B строим систему уравнений:

An + BSt =Sy

ASt + BSt2=Syt

Если:

B=0 – тенденции нет;

B>0 – тенденция роста;

B<0 – тенденция снижения.

Значение B показывает как в среднем изменяется показатель динамики.

(№ 3, с 166 – 186)

Вычислим значение А и В (см. пункт 3.5.):

А= 277/17=16,3

В= -0,8/1,7= - 0,5

Итак мы получили уравнение:

Yt = 16,3 – 0,5t

Таблица 17.

Выявление тенденции урожайности зерновых.

|Годы |Урожай |Номер |Сумма по|Средняя |yt |Выравненая |

| |ность y |года t|трехлетн|скользящая | |урожайность |

| | | |им | | | |

|1985 |11,4 | |--- |-- |11,4 |15,8 |

|1986 |16,7 |1 |42,5 |14,6 |33,4 |15,3 |

|1987 |14,4 |2 |40,2 |13,4 |43,2 |14,8 |

|1988 |9,1 |3 |38,2 |12,7 |36,4 |14,3 |

|1989 |14,7 |4 |38,9 |13,0 |73,5 |13,8 |

|1990 |15,1 |5 |39,0 |13,0 |90,6 |13,3 |

|1991 |9,2 |6 |36,2 |12,1 |64,4 |12,8 |

|1992 |11,9 |7 |34,1 |11,4 |95,2 |12,3 |

|1993 |13,0 |8 |39,1 |13,0 |11,7 |11,8 |

|1994 |14,2 |9 |38,4 |12,8 |142 |11,3 |

|1995 |11,2 |10 |38,4 |12,8 |123,2 |10,8 |

|1996 |13,0 |11 |35,4 |11,8 |156 |10,3 |

|1997 |11,2 |12 |33,5 |11,2 |145,6 |9,8 |

|1998 |9,3 |13 |23,5 |7,8 |130,2 |9,3 |

|1999 |3,0 |14 |22,9 |7,6 |45 |8,8 |

|2000 |10,6 |15 |26,1 |8,7 |169,6 |8,3 |

|2001 |12,5 |16 |--- |-- |212,5 |7,8 |

| | |17 | | | | |

|Итог |200,5 |153 |--- |--- |1689,2 |200,6 |

(№ 9, с 21)

Таблица 18.

Расчетная таблица для определения уровня урожайности зерновых на

перспективу.

|Годы |Номер года |Расчет |Перспективная урожайность, ц/га |

|2002 |18 |16,3 – 0,5*18 |7,3 |

|2003 |19 |16,3 – 0,5*19 |6,8 |

|2004 |20 |16,3 – 0,5*20 |6,3 |

|2005 |21 |16,3 – 0,5*21 |5,8 |

|2006 |22 |16,3 – 0,5*22 |5,3 |

Как видно из таблиц 17 и 18, показатель урожайности с каждым годом

уменьшается примерно на 0,5. отсюда можно сделать вывод о тенденции

урожайности зерновых к снижению.

Приблизительные значения урожайности на перспективу выглядят

соответствующим образом (см. таблицу 14). Однако необходимо отметить

неточность такого прогноза из-за нечеткой тенденции урожайности, высокой

степени ее колеблемости. Поэтому прогнозирование урожайности в данном

случае не может быть в достаточной степени достоверным.

Тенденция урожайности зерновых.

[pic]

Рис. 5. Тенденция урожайности зерновых.

Выводы и предложения.

В данной курсовой работе была рассмотрена урожайность и пути ее

повышения в хозяйствах Тверской области.

Интенсификация, а следовательно, и повышение фондо- и

энерговооруженности труда позволяют в первую очередь экономить живой труд,

снижать его затраты. На практике это выражается в росте обрабатываемых

площадей на работника, в снижении затрат труда на единицу земельной

площади.

Повышение уровня технической оснащенности с.-х. благодаря улучшению

качества проведения работ и соблюдению оптимальных сроков их выполнения

способствует не только сокращению потребностей в труде, но и росту

урожайности культур.

Анализ сложившегося положения в области позволяет сделать следующие

выводы. Наряду с хорошим производственным потенциалом, урожайность зерновых

культур в Тверской области недостаточно высока. Связано это как с природно-

климатическими, так и с экономическими причинами. Можно даже сказать, что

неблагоприятная климатическая обстановка усугубляется нехваткой денежных

средств, из чего вытекает и нехватка оборудования, удобрений и т.п.

Отсутствие необходимого оборудования и материалов также отрицательно

сказывается на урожайности, т.к. не обеспечивается должный уход за урожаем.

Большое влияние на урожайность оказывают и метеорологические условия,

особенно отмеченные в последние годы перепады температуры (очень жаркое

лето и суровая зима) и весенние заморозки, губящие весенние всходы.

Исходя из этих выводов, можно сделать следующие предложения. В первую

очередь, необходимо производить интенсификацию производства – обновлять

давно устаревшее оборудование, здания, с.-х. машины. Во-вторых, вести

подготовку квалифицированных кадров, которые смогут обеспечить должный уход

за посевами и разработать меры защиты от неблагоприятных метеорологических

условий. В-третьих, использовать наиболее продуктивные и выносливые сорта

при посеве.

Список литературы:

1. Агропромбюллетени за 1992 – 2001 годы по Тверской области.

2. Годовые отчеты по Тверской области.

3. Громыко Г.Л. Статистика. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1981.

4. Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-

экономической статистики. – М.,1998.

5. Общая теория статистики./Под ред. А.М. Гольберга и В.Ф. Козлова. – М.:

Финансы и статистика, 1985.

6. Основные факторы экономического развития АПК региона. Сборник научных

трудов. – Тверь, 2001.

7. Практикум по общей теории статистики и сельскохозяйственной

статистике. Учебное пособие./Под ред. А.П. Зинченко и др. – М.:

Финансы и статистика, 1998.

8. Свободин В.А. Интенсификация и эффективность сельскохозяйственного

производства. – М.: Росагропромиздат, 1998.

9. Сельское хозяйство Тверской области. Статистический сборник. – Тверь,

2002.

10. Сергеев С.С. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-

экономической статистики. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1989.

11. Сергеев С.С. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-

экономической статистики. Учебник. – М.: «Статистика», 1978.

12. Статистика: курс лекций./Под ред. Харченко Л.П. и др. – М.: Инфра-М,

1998.

13. Тверская область. Энциклопедический справочник. – Тверь, 1994.

-----------------------

[pic][pic]

???????????†???

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.