рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: История самарского православного зодчества

В 1921 году на Самару обрушилась сильная засуха. Поволжье поразил сильнейший голод, который привел к массовой гибели людей. Только с июля по ноябрь включительно от голода и болезней умерло 14700 человек. [9] ../../../Documents and Settings/V/Local Settings/Temp/Рабочий стол/Новая папка/xii-pantuhina.htm - n6Появляются предложения об изъятии ценностей церкви в помощь голодающим. На основании Декрета ВЦИК от 27 декабря 1921 года «о драгоценностях в церквях и монастырях» было произведено массовое изъятия из храмов золотых и серебряных вещей, драгоценных камней. Из храма Вознесения Христова было сдано 4 пуда серебряных культовых предметов, включая уникальный шедевр - серебряное облачение главного престола. Из храмов Иверского женского монастыря было изъято 2,5 фунта золотых предметов, 4 пуда серебряных. Согласно отчету по самарской губернии было изъято: золота- 2 фунта, серебра- 102 пуда, с марта по май 1922 - 148 фунтов бриллиантов и изумрудов. [9] Никаких волнений, вооруженных выступлений по поводу изъятия ценностей в Самарской губернии не было, был страшный голод, стали реальностью страшные случаи людоедства. После ареста св. патриарха Тихона, церковная жизнь в Самаре замирает. Некоторые священники начинают отрекаться от сана.

Безусловно, эти меры были вынужденными. Однако процесс наступления на православные обители набирал силу. 27 января 1922 года Самарская губернская комиссия по отделению церкви от государства утвердила Инструкцию по переучету имущества церквей, монастырей и других молитвенных учреждений всех вероисповеданий. Инструкция регламентировала порядок учета изымаемых ценностей (в первую очередь из наиболее богатых храмов, церквей и часовен), передачу церковного имущества государственным учреждениям. Однако на местах во многих случаях этот процесс проходил хаотично, в результате церкви нередко подвергались разграблению.

27 декабря 1929 года Пленум Самарского городского Совета принял решение о снятии колоколов с церквей. В протоколе пленума говорится: «…Учитывая решения собраний рабочих по предприятиям с требованием о снятии колоколов с церквей для индустриализации страны, а также широкое движение советской общественности, поддерживающее эти требования, основанные на твердом решении пролетариата, Пленум Самарского горсовета постановил:

1. Со всех церквей города Самары снять колокола, передать металл на предприятия для переработки.

2. Снятие колоколов произвести не позднее 15 января 1930 года». [9]

В конце 1920-х годов начинается массовое закрытие храмов. Первым закрытым монастырским храмом оказался кладбищенский Во Имя Св. Великомученицы Варвары, построенный П.В. Алабиным. Затем закрываются Успенская церковь и Казанский храм. В 1925 году был закрыт Самарский Иверский женский монастырь. На его территории поселили работников Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС.

2.2 1930-е гг.- первая волна репрессий против церкви

С 1930 г. начался процесс повсеместного закрытия церквей, гонений на церковнослужителей. Как правило, закрытию церкви предшествовали «просьбы трудящихся». Большую роль в истории государственно-церковных отношениях играло постановление 1929 года о религиозных объединениях. Начался новый переучет самарских церквей. Все православные монастыри и монастырские общины были ликвидированы Все жилые дома, которые были при церквях, были национализированы. А сами храмы переоборудованы для нужд советского режима. Так, В 30-х гг. XX в. во время кампании по ликвидации культовых построек несколько раз ставился вопрос о закрытии Петропавловской церкви. Храм закрыли в 1939 г., а его здание использовали под военный склад, позднее под конюшни.

В 1930 г. закрыли Спасо_Вознесенский собор и в нем разместился клуб кустарей. Колокольня и купол были сломаны. С 1941 г. здание храма использовалось под склад хозяйственной части Приволжского военного округа.

Храмы и монастырское имущество были переданы в распоряжение местных органов Советской власти, что поставило на грань гибели и разорения множество памятников культового зодчества в крае. В 1933 г. на Алексеевской площади (ныне пл. Революции) в ночь с 7 на 8 ноября были сожжены богослужебные книги и старые, по мнению большевиков, "не имеющие ценности как материальной, так и культурной", иконы и ризы из Вознесенского собора, Спасо-Преображенской и Казанской церквей Самары. См. таблицу. В начале 1937 года во дворе музея истории религии и атеизма (ныне католический костел на ул. Фрунзе) последовало массовое сожжение икон, среди которых были замечательные памятники XIV-XVII веков.

Служители монастырей также подверглись репрессиям. По опубликованным данным архивов ФСБ по Самарской области только в первой половине 30-х годов было арестовано 149 монашествующих, из них 59 расстреляно [12. с.11]../../../Documents and Settings/V/Local Settings/Temp/Рабочий стол/Новая папка/xii-pantuhina.htm - n11. Члены монастырских общин были изгнаны из келий, построенных собственными руками, и зверски замучены или провели остаток дней в тюрьмах и лагерях.

Прискорбно, что в эти годы были уничтожены предметы искусства и старины, так как изымаемое золото и серебро переплавлялось без оценки художественной ценности, достоинств. В период с 1920-1941 год были закрыты все храмы кроме Покровской церкви. (См. таблицу.)


2.3 Церковь в годы Великой Отечественной войны

Некоторое изменение политики советского руководства в отношении Русской православной церкви наметилось после начала Второй мировой войны и было связано с присоединением к СССР западных территорий с нетронутой гонениями религиозной жизнью. На них находилось, по разным оценкам, от 3000 до 3350 православных храмов, 64 монастыря, 14 правящих архиереев, свыше 7 500 000 православных верующих.

Великая Отечественная война превратила Куйбышев в запасную столицу СССР. Сюда эвакуировали партийные и правительственные учреждения, дипломатические миссии иностранных государств, ведущие культурные учреждения, был сооружен бункер для Сталина. В Куйбышев из других городов вывезли промышленные предприятия и их работников. С первых месяцев войны город становится поставщиком на фронт самолетов, огнестрельного оружия и боеприпасов. Закладываются основы послевоенного промышленно-экономического развития региона.

Всего за годы Великой Отечественной войны Куйбышевская епархия собрала свыше 12 миллионов рублей на нужды фронта. Однако еще более важной, чем материальная, была моральная, молитвенная помощь Церкви нашему народу. Утешение людей и помощь им в преодолении страданий от потерь войны, консолидация верующих, направленная на достижение единства тыла, - все это способствовало нашей победе. За самоотверженную деятельность во время войны управляющий епархией архиепископ Алексий (Палицын) был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

Если до 1943 г. в Куйбышевской области действовали только две церкви - Покровская в Куйбышеве и Вознесенская в Кинель-Черкассах, то уже в 1947 году благодаря усилиям владыки их стало 19. В этот период идет массовое движение за открытие церквей, но за 40 последующих лет епархиальным архиереям не удалось открыть уже ни одного храма.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского. Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора - Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).


2.4 1960 г.- вторая волна репрессий против церкви

С 1960 по 1965 годы епархией управлял архиепископ, с 1962 - митрополит Мануил (Лемешевский), выдающийся богослов и церковный историк, автор фундаментального научного труда - "Биографического словаря архиереев Русской Православной Церкви XIX-XX веков", изданного в 90-е годы в Федеративной Республике Германии. Владыка Мануил был мужественным исповедником православия и борцом с обновленческим расколом. Более 20 лет он провел в тюрьмах и лагерях. Соловецкий лагерь особого режима, БАМлаг, мордовские лагеря - вот далеко неполный перечень мест заключений Владыки Мануила. Верующие запомнили его как замечательного проповедника и мудрого старца, который помогал людям преодолевать греховные соблазны мира и жить по заповедям Божиим. Ему пришлось столкнуться с новыми гонениями на церковь, когда Н.С. Хрущев обещал в 1980 году показать последнего священника по телевизору. Планировалось закрыть большую часть куйбышевских церквей. Власти использовали различные провокации, но если в Ульяновской области из 18 церквей было закрыто 9, то в Куйбышевской - только одна, и в этом огромная заслуга митрополита Мануила. Митрополит Мануил умер в 1968 году и был погребен в Покровском Кафедральном Соборе. Могила его пользуется большим почитанием у верующих, и известны случаи исцелений, которые совершаются Господом по молитвам почившего Владыки.

С 1965 г. временно управляющим Куйбышевско-Сызранской епархией был епископ Иоанн (Снычев), ученик и преемник митрополита Мануила. С 1969 г. он - правящий архиерей, с 1976 г. - архиепископ, с 17 июля 1990 г. - митрополит. С 1965 г. по август 1990 г. он возглавлял Куйбышевскую кафедру.

В период его управления жизнь в епархии окончательно упорядочилась, число храмов достигло 18 и продолжало увеличиваться за счет открытия старых разрушенных приходов.

Это время "перестройки" и потепления церковно-государственных отношений, начавшегося после общесоюзного празднования 1000-летия Крещения Руси.


Глава 3. Возрождение православия

Начиная с середины 80-х годов XX столетия и по настоящее время, наблюдается бум строительства православных храмов, который сопровождается возрастающим интересом к культовой архитектуре. Отсутствие опыта и багажа знаний в области современного храмового зодчества приводит к копированию православных храмов прошлого в условиях настоящего, а также к поиску новых направлений православного храмостроения.

В настоящее время нельзя выделить одно преобладающее архитектурное направление, поэтому, невозможно однозначно предложить конкретный архитектурный стиль, уместный для проектирования культовых зданий. Так же трудно предположить как выглядели бы современные православные объекты, если бы их строительство не прерывалось на столь долгий срок.

За последние 70 с лишним лет архитектурный язык храмовой архитектуры во всем мире сильно изменился. Развитие же русского православного зодчества «законсервировалось» на дореволюционном этапе.

Перед современным архитектором стоит сложная задача выбора стилистического направления для православных объектов. Будут ли храмы XXI века проектироваться с учетом современных архитектурных форм или же следует вернуться к традициям допетровского зодчества? Одним из решений обозначенной задачи является возвращение к стилевым направлениям, на которых остановилась история православной архитектуры в начале XX в.

В современных проектах православных объектов все чаще применяют композиционные и декоративные приемы византийского, русско-византийского стилей, а также их некое смешение с выделением византийской или древнерусской доминанты. Причины обращения к русско-византийской и византийской стилистике так же кроются в вынужденном стремлении современных зодчих вернуться к тому критическому моменту, после которого произошел разрыв в преемственности архитектурной православной традиции.

Со второй половины 80-х гг. в Самаре строятся церкви и восстанавливаются здания старых самарских церквей: Спасо-Вознесенской церкви, Михайло-Архангельской церкви, церкви Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи. Мы стали свидетелями бурного строительства новых храмов. Так в 90-е годы началось строительство нового собора, освященного в честь равноапостольных солунских братьев, создателей славянской азбуки, Кирилла и Мефодия. Архитекторами проекта являлись В.Л.Пастушенко и В.А. Самагоров. Храм построен в стиле эклектика. В основу собора положена традиционная крестово-купольная система. Внешний облик его, на наш взгляд, создан в стиле эклектика, так как на ряду с чертами классического стиля: симметричность, строгая пропорциональность сооружения, колонны, портики соединены с шлемовидными куполами, характерными для русского северного зодчества. Высота колокольни 73 метра. Высота церкви 57 метров. Храм рассчитан на три тысячи человек. Большие евхаристические сосуды передал в дар собору св. патриарх московский Всея Руси, ныне почивший, Алексий II. Главы куполов покрыты не сусальным золотом, а имеют нитро-титановое напыление. Его сделали мастера из Челябинской области. Медную облицовку шатра выполнили самарские умельцы. Перед собором стоят две скульптуры равноапостольных Кирилла и Мефодия, и это необычно, поскольку православие не приветствует наличие скульптур в храме или при них.

Храм- памятник св. Георгия Победоносца. Идея о строительстве храма-памятника появилась во время реконструкции площади Славы. Проект храма выдержан в форме русского пятиглавия и разработан архитектором Ю.Н.Харитоновым. Колокола для церкви отливали в Екатеринбурге. Под храм была заложена капсула с письмом для потомков. Здание богато украшено мрамором и природным белым камнем. Храм- памятник св. Георгия Победоносца выполняет важное градостроительное значение. Это объясняет выбор нео-византийской стилистики, которая носит довольно торжественный и официальный характер, что соответствует роли, возложенной на этот собор.

Храм венчает пятикупольное завершение; в 4-х малых барабанах, имеющих башенный характер, находятся колокольни. Используемая форма куполов полуциркульная. Большой и малые барабаны прорезаны арочными проемами. Перечисленные элементы объемной композиции храма в определенном смысле воспроизводят архитектурные решения Спасского Воскресенского кафедрального собора в Самаре. Основной объем храмов на каждом из фасадов завершается мощной закомарой по центральной оси.

Деревянные церкви - отличительная черта русского православия, так как для развития деревянного зодчества были все необходимые условия. В наших землях, преимущественно лесных, умели и любили строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом.

Строительство православного храма - ответственное и почетное задание. В отличие от других сооружений, в храме каждый строительный или конструктивный элемент несет в себе второй смысл, связанный с богослужебным назначением объекта. Строительство православной деревянные церкви может осуществляться как на деньги Епархии так и на индивидуальные пожертвования. Но в любом случае, проект возведения деревянной церкви должен получить благословения батюшки.

На сегодняшний день в епархии 181 приход, из этого числа 29 - самарские.

Характеризуя современный этап церковной жизни, необходимо отметить, что положительные сдвиги в ее развитии являются следствием взаимодействия Церкви и общества. С одной стороны - координируемая священноначалием активность духовенства и мирян, с другой - желание представителей власти, общественности и доброхотов вести конструктивный диалог. Результатами такого взаимодействия становятся конкретные дела храмостроительства, духовного просвещения и милосердия.


Заключение

Прослеживая историю строительства православных культовых сооружений в г. Самара, мы пришли к следующим выводам:

1. Культовые здания в любую историческую эпоху отражают уровень экономического потенциала и высоту технической мысли времени. Так от простых деревянных церквей мы пришли к профилям, сайдингу, к нитротитановому напылению.

2. По мере развития культуры населения региона, формирования эстетического вкуса, совершался переход от простых архитектурных стилей храмов к сложным.

3. Архитектурные стили культовых сооружений отражают идеологическую концепцию развития государства. Так в эпоху развития и становления Российского государства основным архитектурным стилем был классический.

В XIX веке, когда решался вопрос об экономическом развитии страны, у части общества, убежденного в особой роли России в истории, усилился интерес к далеким культурным истокам, в том числе истокам религии- Византии. В это время популярным архитектурным стилем стал византийский архитектурный стиль.

4. В наше время, когда обществом осознана мысль о возрождении духовности, но еще четко не сформулирована идея взаимоотношения религии и государства, мы видим пока лишь увеличение количества храмов. Многие из них открывались в перестроенных светских учреждениях: дет. садах, яслях, аптеках, летних театрах.

Храмы строятся в разных архитектурных стилях: в традициях деревянного северного зодчества, неоклассицизме, византийском стиле, русском московском стиле. Ни о каком предпочтении какого-либо одного стиля сказать нельзя. Многие храмы объединяет одно: они построены в крестово-купольной системе с традиционным русским пятиглавием.


Список литературы

1.  Алабин П. 20-тилетие Самары как губернского города. Историко-статистический очерк. Самара: «Губернская типография», 1877 г.

2.  Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Доклад к 150-летию Самарской епархии «Об истории и современном положении Самарской епархии» //http://www.samara.orthodoxy.ru/Arhierey/Doklad/01.html

3.  Бичуров Г.В. Самара в открытках. Кафедральный собор в Самаре // http://oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_html/page05n.html

4.  Блок В., Буданова А. Судьба собора // Духовный собеседник. Самара, 1998, № 3.

5.  Гордеева И. Храмов много не бывает // Благовест. Самара, 9.11.2007.

6.  Зубова О.В., Мельникова Н.В., Радченко О.И., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. Православные святыни самарского края. Историко-церковная энциклопедия. Самара, 2001 г.

7.  История самарского Кафедрального собора // http://kompasturista.ru/?p=243#more-243

8.  Монастыри самарского края. ( XVI-XX вв.) Справочник Самары. Самара: «Самарский Дом печати», 2002 г.

9.   Пантюхина Р.Ф. История гонений на русскую православную церковь в Самаре (по материалам Архивного фонда Самарской области) // http:// xii-pantuhina.htm

10.  Подмарицын А. Очерки самарской епархии. Учебное пособие. Самара: «Издательство Книга», 2008 г.

11.  Православные монастыри и церкви Самарской епархии. Библиографический указатель / Ред. Н.П. Фомичева. Самара 2003 г.

12.  Православные святыни Самарского края / Ред. Самара, 2001.

13.  Православные храмы Самары //http://www.edc.samara.ru/~volga/ch10/pravoslav/sobor.html

14.  Пять самых знаменитых самарских новостроек // http://www.vts-samara.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=95&Itemid=138&limit=1&limitstart=2

15.  Самарский женский Иверский монастырь // http://samara.onfoot.ru/sights/cities/11.html

16.  Федорова Н.Ю. Влияние византийского и русско-византийского стилей конца XIX- начала XX ВВ. на современное православное зодчество России //http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz18_pril/19/template_article-ar=K21-40-k25.htm

17.  Энциклопедия для детей. История России ХХ в. /Ред. М. Д. Аксенова. М.: «Аванта +», 2001.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.