рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: История самарского православного зодчества

Реферат: История самарского православного зодчества

XIII РАЙОННЫЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Секция: История православной церкви


Реферат по теме:

История самарского православного зодчества


Самара 2010


Содержание

Введение

Глава 1. История строительства православных святынь в г. Самара в период 1586 – 1917 гг.

1.1 Храмовое строительство в г. Самара в 1586-1850 гг.

1.2 Православное зодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг.

Глава 2. Судьба самарских храмов 1917 – середина 1980 гг.

2.1 Самарские храмы в начальный период советской власти. 1917- 1930 гг.

2.2 1930-е гг. - первая волна репрессий против церкви

2.3 Церковь в годы Великой Отечественной Войны

2.4 1960-е гг. - вторая волна репрессий против церкви

Глава 3. Возрождение православия - середина 1980-х -2010 гг.

Заключение

Список литературы


Введение

Православная религия является хранителем мудрости и опыта русского народа. Ведь недаром, слово культура происходит от слова культ. «То, чему, как и кому поклоняется народ- культ, определяет мировоззрение и нравственное лицо народа, а уже затем на этом духовном фундаменте укрепляется духовная жизнь и возрастает здание культуры народа»- сказал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.

Сейчас мы являемся свидетелями резко возросшего интереса к религии. Журналисты определили наше время как век нового крещения Руси: восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые церкви. Это возросшее строительство объясняет интерес к истории культового зодчества. Судьба культового зодчества сегодня, когда мы подводим итоги наших потерь, стала одной из актуальных тем истории. Вопрос о сохранении культовых построек у многих не вызывает сомнений. На повестку дня выступают другие проблемы, требуют ответа вопросы: какие из культовых зданий надо восстанавливать в первую очередь, какова их художественная и историческая ценность и какую функцию они должны выполнять после реставрации? Уместно напомнить, что на территории Самары сохранилось более десятка бывших культовых построек, а в нашей области их насчитываются сотни.

Даже при поверхностном обзоре этих полуразрушенных и искаженных переделками зданий становится очевидным, что многие из них могли бы стать архитектурными памятниками.

Однако за годы забвения наша память основательно очистилась от самой истории культового строительства, а без нее вопросы восстановления и реставрации памятников остаются нерешенными.

Объект исследования - русское православное строительство.

Предмет изучения – история православного зодчества в г. Самара.

Цель данной работы - проследить историю и выявить особенности развития православного строительства в г. Самара.

Задачи:

1)  Выделить этапы культового зодчества в нашем городе.

2)  Определить особенности выделенных периодов.

3)  На основании сохранившихся документов и научной литературы проследить связь строительства православных святынь с культурной, политической и общественной жизнью города.

Гипотеза исследования: на протяжении 1586 – 2010 гг. на самарское православное зодчество большое влияние оказывала общественно-политическая и культурная политика государства

Методы исследования:

1)  Теоретический анализ источников и литературы

2)  Описание

3)  Сравнительный анализ

4)  Искусствоведческий анализ

Хронологические рамки работы: 1589 - 2010 гг.

Наибольшее значение для данной работы составили следующие книги:

1. Историко-церковная энциклопедия «Православные святыни самарского края», в которой подробно описаны православные святыни Самары: соборы, церкви, часовни города и его предместий, так же храмы при учебных заведениях, больницах, предприятиях и кладбищах. Особенно важно то, что данная книга содержит большое количество ранее не опубликованных иллюстративных и информационных материалов, сведений.

2. Справочник «Монастыри самарского края (XVI-XX вв.)», где содержатся сведения об истории монастырей самарского края, с момента их основания до закрытия, а так же о монастырях возрожденных в начале 90-х годов XX века.

3. Историко-статистический очерк «20-тилетие Самары как губернского города», в котором подробно описаны истории многих самарских храмов.

4. Учебное пособие «Очерки самарской епархии», где говорится о деятельности самарской епархии на протяжении XIX-XX вв.

Таким образом, научная значимость данного исследования заключается в том, что вопрос об истории развития православного строительства в г. Самара в целом и ее периодизации в вышеуказанных изданиях не достаточно изучен.

Работа имеет следующую структуру:

В первой главе исследования дается подробная характеристика православному зодчеству в г. Самара в эпоху царской власти, когда авторитет церкви был высок, и в Самаре, как и во многих городах Российской империи возводились православные святыни.

Вторая глава научной работы посвящена истории самарских храмов, церквей и соборов в годы советской власти. В период советского правления отношение к церкви в г. Самара было не всегда одинаковым. Так, в 30-е и 60-е гг. атеистическая пропаганда была наиболее сильной и сопровождалась страшными репрессиями против православной церкви, а в годы Великой отечественной войны и сразу после ее окончания давление на церковь практически не осуществлялось, поскольку она была одним союзников в борьбе с немецкими захватчиками. Данная глава ограничивается рамками середины 80-х гг. (а не 1991 г.), так как именно в это время в СССР начинается «бум православного строительства».

В третьей главе говорится о периоде возрождения православных святынь в период с середины 1980-х гг. до настоящего времени. Данный этап характеризуется бурным строительством новых православных храмов в г. Самара, а также возрастающим интересом к культовой архитектуре в целом.


Глава 1. История строительства православных святынь в г. Самара в период 1586 – 1917 гг.

1.1 Храмовое строительство в г. Самара в 1586-1850 гг.

Первые самарские православные храмы были деревянными и, к сожалению, не сохранились. Однако по рисункам, гравюрам и воспоминаниям средневековых путешественников можно констатировать, что возникли они почти одновременно с Самарской крепостью - в 1586 г.

По сведениям первого исследователя храмового строительства К.И. Невоструева рядом с крепостью стояли два монастыря: Спасо-Преображенский мужской и Спасо-Преображенский женский. Монастыри Самарского края являлись не только оплотом церкви и памятниками архитектуры они имели духовно- нравственное, просвятительное, хозяйственно- экономическое и военно-оборонное значение. Каменная Спасо-Преображенская церковь женского монастыря по монастырской описи 1764 года описана так: «каменная, двуглавая, длинны 10 сажень, ширины на 5,5 сажень, крыша на церкви деревянная. Колокольня каменная, осьмериковая с пятью колоколами». В архитектуре Спасо-Преображенской церкви все было крайне просто. Даже по фотографии несложно выявить главные составные элементы постройки: под куполом, в четверике, находилась собственно церковь, под колокольней- притвор, а в узком помещении между четвериком и колокольней размещалась трапезная. Подобная схема расположения церковных помещений являлась строительным каноном. Мастера, возводившие церковь, довольствовались самыми обычными и скромными средствами художественной выразительности. Фасады здания не несли никакого декора, они лишь расчленялись лопатками, соответствующими внутренним конструкциям стен. В 60-х гг. девятнадцатого века храм перестраивался. После этой реконструкции западный фасад принял вид построек классицизма.

Монастыри были закрыты в соответствии с политикой правительства, направленной на ограничение церковного и монастырского землевладения, в интересах дворянства.

Следующий этап культового строительства Самары приходился на 1830-1840-е гг. В это время Самара относилась к Симбирской губернии и была небольшим уездным городом, почти сплошь застроенным деревянными домами. В этот период в городе находилось две каменные церкви - Во имя Казанской Божьей матери с приделом Николая Чудотворца и Преображения господня с приделом Благовещения божьей матери- и одна деревянная церковь- Во имя Вознесения Господня с приделом архангела Михаила.

Однако спустя несколько десятилетий в первой половине девятнадцатого века в уездной Самаре построили три каменных храма в стиле классицизм: Успенский, Спасо-Вознесенский и Троицкий. Успенская церковь располагалась рядом с Волгой. Автором проекта Успенской церкви являлся архитектор Михаил Петрович Коринфский. Имя этого зодчего известно в разных городах Поволжья: в Нижнем Новгороде, Симбирске, Казани. Сооружение было задумано и осуществлено в строгих классических архитектурных формах и, с учетом скромных возможностей провинциального города, почти лишено декоративного убранства. Здание было отмечено печатью мастерства зодчего, который сумел достичь в этой постройке простоты, цельности и ясности.

Индивидуальным художественным обликом обладал Спасо-Вознесенский собор. Он представлял собой однокупольную базилику с колокольней увенчанной тонким шпилем. Собор стоял на вершине крутого оврага, возвышаясь над окружающим пространством и Волгой. Живопись в соборе была выполнена известным художником Кочаевым А.П.. По рассказам очевидцев собор имел богатое внутреннее убранство - престол, наамвонные подсвечники и главный престол - серебряные, а местные иконы были украшены позлащенными ризами с натуральными камнями. К моменту образования Самарской губернии Спасо-Вознесенский храм считался лучшим в городе. В 1851 г. он получил статус кафедрального собора. Спасо-Вознесенский собор, будучи более 40 лет главной святыней города, повидал всех именитых гостей Самары. Его посещали и коронованные особы, и политические деятели, и многочисленные паломники.

10 мая 1993 г. после молебна, совершенного в храме владыкой, началась его реставрация. Проект реконструкции разработали архитекторы В.А. Самогоров и В.Л. Пастушенко. 1 октября 1997 г. на храм водрузили главный купол, а летом 1999 г. восстановили 56-метровую колокольню. К настоящему времени внутренний и внешний (купол и колокольня) вид восстановлен в первозданном облике. 18 октября 1999 г. общине было передано 2-х этажное здание, построенное во дворе собора. Оно было капитально отремонтировано, и с 2000 года в нем помещается богадельня, воскресная школа, и церковная библиотека с читальным залом. В настоящее время вокруг храма возводится каменная ограда.

Таким образом, культовое зодчество Самарской крепости и уездной Самары имело свои особенности: первые храмы строились деревянными, затем каменными. Для каменных храмов использовался местный строительный материал: камень, самарский кирпич, известняк. Большинство храмов несли на себе печать классического стиля с минимальным количеством декоративных украшений. Внутреннее убранство большинства из них было также достаточно скромно.

1.2 Православное зодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг.

православный святыня самарский храм

В 1851-1917-е годы произошло два важнейших события в жизни города и всего края - учреждение в январе 1851г. новой Самарской губернии и открытием в марте 1851г. Самарской епархии. С этого момента Самара становится административным и духовным центром обширного края. В связи с этим город стал разрастаться, возрастали промышленные предприятия, в Самару стремилось большое количество людей, появилась необходимость в возведении храмов.

По инициативе купцов Шихобаловых - Антона, Емельяна и Матвея - жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу - преосвященному Евсевию (Орлинскому) - с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования. Ходатайство было одобрено. На строительство Покровской церкви Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек. Строго симметричное сооружение с характерным силуэтом пяти глав и колокольней. Пирамидальность силуэта создается за счет угловых сильно пониженных частей храма и свечи центрального шатра колокольни. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым: алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым. Покровская церковь, как сообщали "Самарские епархиальные ведомости" в 1911 году, считалась "одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению". В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: "Деньги есть - надо строить", - говорил он.

Однако самым значимым событием второй половины XIXв. было строительство Кафедрального собора. Он также был построен на пожертвования горожан в честь чудесного спасения Государя императора от покушения. Храм разрабатывал профессор архитектуры Эрнст Иванович Жибер. Наш Самарский Собор стал его главным творческим достижением. Кафедральный Собор в Самаре строился 25 лет. В зимнее время строительство прекращалось. 29 августа 1971 года царь Александр II собственноручно заложил камень в строящийся Храм. В 1886 году возведена колокольня, 22 октября 1887 года водрузили крест на главный купол, а в 1893 году на колокольню был поднят большой колокол "Благовест" (14080 кг), отлитый на средства купца Д.В.Кирилова в Москве на заводе Финляндского. [3]

Храм был построен в византийском стиле. Это направление в архитектуре было олицетворением официальной доктрины, представляющей союз церкви как символ идеологический и самодержавия, как символ политический. Проекты храмов в форме византийской архитектуры поддерживались как образцы национальной архитектуры. Культивировался 17 век, время утверждения на престоле династии Романовых. Византийские мотивы кафедрального собора: полусферические шлемовидные купола, прямо вырастающие из барабанов, тройные арочные окна, сложность объемов, обилие декоративных кирпичных деталей. Храм был богато украшен. Три золоченых иконостаса разработал известный самарский архитектор А.А. Щербачев. Для росписи икон пригласили мастеров из Палеха. Одна икона, Святителя Алексия была написана по заказу губернатора Свербеева, самарским иконописцем, рожденным без рук и ног, крестьянином села Утевка Бузулукского уезда.- Григорием Журавлевым. Церковная утварь: бронзовая, золоченая, серебряные и золотые иконы, медные, вызолоченные кресты выполнены были московскими мастерами. Запрестольная икона была написана академиком А.Н. Новоскольцевым. Кафедральный Собор в Самаре строился на века, однако, прожил чуть больше времени, чем возводился…

Последняя каменная церковь, возведенная в Самаре перед началом революции - Петропавловская церковь. Своим современным видом церковь обязана архитектору А.А. Щербачеву, перестроившему здание в конце XIX в. Единственным благотворителем, взявшим на себя все расходы по возведению церкви, явился купец Андрей Наумович Головачев. Ее построили за два строительные сезона и 26 сентября 1865 г. освятили во имя апп. Петра и Павла. Архитектура храма была выдержана в русском стиле. Две шатровые главки венчали объем настоящей церкви и колокольни. Внешние фасады были оштукатурены и выбелены. Первоначальные размеры составляли 9 на 17 метров.

В русском стиле, из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре, по проекту А. Щербачёва в 1890 году в Самаре была также построена часовня во имя небесного покровителя Самары Святителя Алексия. Она являлась украшением набережной города, на которой размещались торговые ряды и причалы.

Часовня имела одну главу, стены её снаружи украшали майоликовые цветные изразцы различных величин и форм, изготовленные товариществом “М.С.Кузнецов и К”. Купол венчал бронзовый, “вызолоченный через огонь” крест изящной работы. Сделали его умельцы литейной мастерской товарищества “А.М.Постников и К” в Москве. А заплатил за изготовление креста 700 рублей и пожертвовал его для часовни гласный Самарской городской думы купец Георгий Иванович Курлин.

Кроме приходских храмов в период 1850-1917 годов строятся огромное количество домовых церквей. Одной из сохранившихся построек является церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, что была построена при Мариининском сиротском приюте для девочек. Архитектор храма - А.А. Щербачев. Он построен был в традициях русского московского архитектурного стиля.

Середина XIX в. - это время возрождения монастырей на Волге. 12 октября 1850 года в Самаре была основана община сестёр милосердия Первоначально община располагалась на улице Мечетной – ныне Самарской. Но там не было воды, а до реки далеко. И тогда самарские купцы И.Н. Синягин и М.Н. Назаров пожертвовали общине свои загородные земли на берегу Волги. Через десять лет, 21 августа 1860 года вышел указ Святейшего Синода о преобразовании общины в женский общежительный монастырь. Он получил название Иверский по имени иконы Иверской Божией Матери, подаренной самарской благотворительницей Е.С. Марихиной Со временем обитель была обнесена каменной оградой. Здесь было построено несколько храмов и 17 корпусов, в которых находились покои игуменьи и послушниц, а также хозяйственные службы. Монастырь имел прекрасные мастерские: золотошвейную, белошвейную, ткацкую, ковровую, переплетную, иконописную. Именно здесь в 1876 году было вышито знаменитое Самарское знамя. В 1889 году при Иверском монастыре было открыто училище для девочек, в котором обучалось около 100 юных жительниц Самары. А годы Первой мировой войны в монастыре была устроена больница для раненых солдат и приют для девочек-сирот. Послушницы бесплатно шили белье и одежду для воинов. [14]

Таким образом, период Самары – губернской столицы, можно считать временем расцвета культового зодчества.

Бурный рост экономики способствовал строительству в городе замечательных архитектурных памятников.

Отличительной особенностью православного строительства этого периода является возведение храмов на добровольные пожертвования известных купцов нашего города.

Они строятся в основном из кирпича и камня по проектам известных в стране архитекторов. Предметы культа и утварь заказываются у лучших мастеров Санкт-Петербурга и Москвы.

В архитектуре активно используются элементы русского московского стиля. Возможно, это было результатом возросшего самосознания наших предков.


Глава 2. Судьба самарских храмов 1917 – 1980 гг.

2.1 Самарские храмы в начальный период советской власти. 1917- 1930 гг.

1917 г. открыл новую трагическую страницу истории. После революции положение церкви изменилось. 21 января 1918 года опубликован декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С этого момента начинается одна из самых ужасных страниц в истории Русской Православной церкви. Кампания гонений на православные обители стремительно набирала силу. Начинается массовое закрытие монастырей и церквей, изымаются здания и церковная утварь. [17] Самарские храмы не стали исключением.

В феврале 1918 года стало известно об убийстве большевиками в Киеве митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Наш город ужаснулся этому событию. Именно в Самаре владыка Владимир начинал своё служение. Он был в нашем городе не долго, но оставил заметный след в области благотворения. Им было основано просвятительное епархиальное братство. В тяжелое время эпидемий и холеры он создавал приюты для детей сирот, оказывал помощь на свои средства голодающим зимой 1892 года.

Чтобы защитить православные святыни, собор Православной Российской церкви, обратился с воззванием «к православному народу», где призывал всех верующих объединиться вокруг храмов для их защиты. Так было положено начало самарскому совету Советов православных общин. Зимой 1918 года был организован всенародный крестный ход. В нем принимали участие и жители окрестных сел: Подгор, Выползово, Рождествено. Этот крестный ход получил оценку антисоветского. В марте 1918 года была захвачена самарская духовная консистория, дела опечатаны и поставлена стража.

С осени 1918 года комиссариат по вероисповедным делам стал называться Самарской губернской комиссией по отделению церкви от государства. Была проведена инвентаризация в самарских храмах, было изъято церковных капиталов на 846 тыс. рублей. Осенью 1918 года было закрыто 10 домовых церквей, расположенных при общественных учреждениях. Были взяты на учет капиталы свечного завода, закрыты текущие счета храмов. В это же время из ведения религиозных общин изымаются кладбища.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.