| |||||
МЕНЮ
| Реферат: Организации по стандартизации в странах ЕвропыРеферат: Организации по стандартизации в странах ЕвропыВведение В современном мире люди ценят многие вещи. В насущных вещах – товарах, продуктах, услугах – люди прежде всего ценят качество. А качество достигается многими факторами один из которых стандарт. В последнее время, в связи с тем что мировая экономика развивается по принципам географического разделения труда, интеграции и глобализации, важна роль институтов стандартизации ведущих стран мира. Взаимодействие этих институтов дает в целом положительный экономический эффект. Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности и отечественных фирм, предприятий и организаций, не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Право предприятий на самостоятельность, не означает вседозволенность, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любым уровне требует гармонизации этих правил международными и национальными нормами с целью проведения согласованной деятельности в области стандартизации. Механическое перенесение опыта зарубежных коллег в отечественные условия, невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Целью данного курсового проекта является рассмотрение работы различных организаций по стандартизации в странах Европы. Мы рассмотрим какие организации являются национальными организациями по стандартизации в своих странах, какие региональными. Рассмотрим историю их образования, организационную структуру. Выделим какие организации являются государственными, какие частными, некоммерческими, их цели и задачи. Как негосударственные организации взаимодействуют с государством. Чем занимаются эти организации: либо это принятие национальных стандартов, либо составление и принятие национальных стандартов. Их взаимодействие с международными организациями. 1 История развития стандартизации Ещё в древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного, "стандартного" размера; при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей. Замечательные памятники греческой архитектуры - знаменитые храмы, их колонны, портики собраны из сравнительно небольшого числа "стандартных" деталей. Древние римляне применяли принципы стандартизации при строительстве водопроводов - трубы этих водопроводов были постоянного размера. В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве. В 1785 году французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков - 50 штук, каждый из которых обладал важным качеством - взаимозаменяемостью, и его можно было использовать в любом из ружей без предварительной подгонки. Во второй половине XIX века работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Благодаря внутризаводской стандартизации изготовляемых изделий стала возможной рационализация процессов производства; основная цель, которую при этом преследовали предприниматели, - получение более высоких прибылей. Стандартизация развивалась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельных предприятий. Однако в дальнейшем, по мере развития общественного разделения труда, все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная и лаже международная. В 1891 году в Англии, а затем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовыми размерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической. В 1846 году в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов; в 1869 году там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1870 году в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей. Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишь первые шаги. В одной только Германии из-за наличия на её территории большого числа маленьких государств имелось, как отмечал Энгельс, столько типов мер и весов, сколько дней в году. Единицы измерения устанавливались случайно: например, "локоть" соответствовал длине скипетра Генриха I; широко распространенная во многих странах единица длины "фут" соответствовала длине ступни Карла Великого. Поиски более обоснованных единиц измерения начались давно. Так, уже в 1790 году во Франции была создана единица длины "метр", равная десятимиллионной части четверти длины земного меридиана. Однако прошло 85 лет, прежде чем первые 17 государств, принявшие участие в Международной метрической конвенции в 1875 году в Париже, согласились принять в качестве единицы измерения длины метр. Метрическая конвенция и создание Международного бюро мер и весов явились важными вехами на пути научно-технического прогресса. На исходе XIX века и в начале XX века были достигнуты большие успехи в развитии техники, промышленности и концентрации производства. В связи с этим в наиболее развитых странах появилось стремление к организованной национальной стандартизации, в большинстве случаев завершившееся созданием национальных организаций по стандартизации. Так, в 1901 году в Англии был создан Комитет стандартов, главной задачей которого было содействие усилению экономического могущества Британской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье, промышленные изделия, военную технику. Усиленная милитаризация многих стран в начале XX столетия требовала производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому не удивительно, что во время первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации, например в Голландии (1916 г.), в Германии ( 1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.). После первой мировой войны стандартизация стала все больше восприниматься как объективная экономическая необходимость. В это время организации по стандартизации были созданы в Бельгии и Канаде (1919 г.), Австрии (1920 г.), Италии, Японии и Венгрии (1921 г.), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922 г.), Норвегии (1923 г.), Финляндии и Польше (1924 г.), Дании (1926 г.) и в Румынии ( 1928 г.). С развитием монополистического капитализма стандартизация начала развиваться также и в международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к основанию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В 1939 году работа ИСА была прервана второй мировой войной. В 1943 году в рамках Организации Объединенных Наций был создан Координационный комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке. В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является одной из самых крупных международных технических организаций (её члены - 91 страна). Помимо ИСО работы по стандартизации широко ведутся и во многих других международных и региональных организациях по стандартизации. Например, в рамках Европейского объединения угля и стали была создана в 1953 году Координационная комиссия по стали, которая уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты для шести стран (ФРГ, Франции. Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся членами этого объединения. На совещании в Париже в марте 1961 г. из представителей национальных организаций по стандартизации стран, принадлежащих к Европейскому экономическому сообществу, Европейскому обществу свободной торговли, а также к Комиссии по общему рынку, был создан Комитет европейской координации стандартов. В задачу Комитета входит разработка общих стандартов для стран, входящих в Европейское экономическое сообщество и в Европейское общество свободной торговли. В составе этого Комитета имеется много рабочих групп, главным образом по таким отраслям промышленности, как металлургия, строительство, текстильная промышленность, судостроение, нефтяная промышленность и др. /1/. 2 Национальные организации по стандартизации в странах Европы 2.1 Британский институт стандартов Рисунок 2.1 – Логотип BSI Британский институт стандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров-механиков, инженеров-судостроителей, инженеров-электриков и инженеров-металлургов. Это независимая организация, действующая в соответствии с уставом, принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г. Основные функции BSI — координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов. Высший законодательный орган — Генеральная конференция созывается один раз в год для заслушивания отчета о работе BSI, избрания президента и его заместителей, назначения финансовых ревизоров. Высший исполнительный орган — Управляющий совет, подотчетный Генеральной конференции, руководит работой института и контролирует его деятельность посредством подчиненного ему Финансового комитета). В состав BSI входят коллективы и частные лица/2/. Разрабатывают национальные стандарты рабочие органы BSI — технические комитеты (около 3,5 тыс.). Курируют эту работу комитеты по стандартизации, подчиняющиеся отраслевым советам по стандартизации. Информационным обеспечением стандартизации и ее распространением занимается центральная справочная служба, посредством автоматизированной системы «Standardline», которая организована с учетом участия BSI в деятельности ИСО и является частью Международной организации по стандартизации (ИСОНЕТ). Система «Standardline» оперативно предоставляет информацию о стандартах, дополнениях и изменениях в них, дату принятия или отмены стандарта, делает копию документа. Имеет доступ к банкам данных других стран и является абонентом 50 национальных информационных систем. Абоненты «Standardline» представлены более 30 странами. Служба PERINORM создана в сотрудничестве с германской и французской национальными организациями по стандартизации. Ее банк данных представляет информацию по стандартам трех стран, международным стандартам ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК), региональным стандартам Европейского комитета по стандартизации (СЕН) и Европейского института по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). Финансовые аспекты деятельности BSI контролирует Финансовый комитет, который анализирует и оценивает работу каждого подразделения института, представляет Совету директоров заключение о целесообразности реализации наиболее дорогостоящих программ и перспективных планов. Кроме стандартизации BSI возглавляет работы по управлению качеством и по сертификации. Вопросами качества и сертификации руководит Совет по обеспечению качества, подчиняющийся Управляющему совету. BSI имеет испытательный центр, который проводит испытания серийной продукции широкого диапазона. BSI издает «Регистр фирм, выпускающих и продающих продукцию» — справочник по фирмам, продукция которых соответствует национальным стандартам /3/. 2.2 Французская ассоциация по стандартизации Рисунок 2.2 – Логотип AFNOR В 1918 г. правительственным декретом во Франции была учреждена Постоянная комиссия по стандартизации, задачей которой было изучение возможностей унификации типов изделий в области машиностроения. Эта комиссия проделала большую работу, однако по причине недостатка средств и других трудностей была вынуждена прекратить свою деятельность. В 1926 г. создана Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR) как частная некоммерческая организация - головная в стране по вопросам стандартизации. 24 апреля 1930 г. французским правительством учрежден Высший совет по стандартизации, распущенный в мае 1941 г. в связи с реорганизацией работ по стандартизации. Вместо Высшего совета по стандартизации на основании закона от 24 мая 1941 г. введена должность Комиссара по стандартизации, представляющего правительство во Французской ассоциации по стандартизации (AFNOR). В качестве органа национальной ориентации, координации, регулирования и контроля в области стандартизации, а также связующего звена с Министерством промышленности и исследований и другими министерствами правительственным декретом от 26 января 1984г. создан Высший совет по стандартизации при министерстве промышленности. Согласно декрету Высший совет должен определять ведущие направления работ с учетом потребностей национальной экономики и международной конъюнктуры, выступать в роли консультанта по вопросам разработки ежегодных общих программ по стандартизации и утверждать эти программы. В начале 1991 г. система управления национальной стандартизации претерпела серьезную трансформацию, вызванную необходимостью адаптации к изменениям, происходящим в сфере международной и западноевропейской стандартизации. Реформа французской стандартизации начата по инициативе министра промышленности. По его запросу в 1989 г. подготовлен доклад о состоянии французской стандартизации в свете перехода к единому европейскому рынку. После тщательного анализа в качестве основных задач, сохраняющих главные направления реформы 1984 г., определены: · активизация участия предприятий, особенно средних и мелких, в стандартизации, в том числе, за счет налоговых льгот; · развитие корпоративных механизмов стандартизации и сертификации, координация и упрощение национальной системы стандартизации; · усиление участия Франции в европейской стандартизации. В результате реформы 1991 г. организационно-функциональная структура системы национальной стандартизации Франции и соответственно AFNOR претерпели существенные изменения. В рамках реформы упразднены Высший совет по стандартизации и пост Комиссара по стандартизации. Одновременно была создана межминистерская группа по стандартизации и назначен межминистерский уполномоченный по стандартизации, что отражает усиливающуюся заинтересованность государственных органов в расширении участия в стандартизации, охватывающей практически все сферы экономической деятельности. Одной из функций членов группы является, например, контроль в рамках соответствующего министерства за использованием стандартов. При этом реорганизацию не следует понимать как усиление давления и контроля со стороны государства, что противоречило бы в принципе целям и задачам предпринятой реформы. Предполагается дальнейшее развитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между государством и органами по стандартизации. AFNOR возглавляется Административным советом, состоящим из представителей министерств, бывших президентов Ассоциации, а также членов, избираемых Генеральной ассамблеей AFNOR. Административный совет выбирает президента и вице-президента AFNOR, которые составляют бюро административного совета. Административный совет собирается не менее 4 раз в год, его решения принимаются большинством голосов. Генеральный директор AFNOR участвует в работе Административного совета с правом консультативного голоса. Штат AFNOR (включая две дочерние организации - AFNOR CERTIFICATION, основанную в июле 2000 г., и CAP AFNOR - учебно-консультативную фирму, образованную в 2002 г.) состоит из 640 сотрудников. Однако в целом по стране к работе по стандартизации привлечено свыше 30 тыс. консультантов и экспертов, работающих на предприятиях, в организациях, научных центрах, лабораториях и т.п. AFNOR имеет 7 региональных филиалов на территории страны. Членами AFNOR могут быть государственные, общественные и частные организации. Все члены подразделяются на три категория: ассоциированные, полноправные и почетные. В настоящее время членами AFNOR являются 3000 компаний и других заинтересованных организаций /4/. На AFNOR , как национальную организацию по стандартизации - возложены следующие функции: · организация, руководство и координация деятельности по стандартизации; · определение потребностей в новых стандартах, регистрация заявок на стандарты; · разработка и утверждение национальных стандартов; · продажа, распространение и пропаганда стандартов Франции, контроль за их внедрением; · составление ежегодных программ работ по стандартизации с учетом национальных приоритетов, определяемых государственным планом экономического развития; · проведение работ по сертификации, контролю качества, метрологии, обучению и подготовке специалистов; · представление Франции в международных организациях по стандартизации; соответствия стандарту); · управление национальным знаком соответствия AFNOR (NF) /3/. Существенную экономическую поддержку национальной стандартизации во Франции оказывает правительство и промышленность. Французские промышленные круги придают большое значение стандартизации и заинтересованы в укреплении национальной системы стандартизации, так как это усиливает их экономические позиции в конкурентной борьбе с другими странами Западной Европы. Годовой бюджет AFNOR составляет 80 млн. евро. Важным источником финансирования AFNOR являются членские взносы, доходы от проведения экспертиз, испытаний, сертификации и аккредитации, от продажи публикаций и предоставления других услуг, в том числе организации обучения. В рамках национальной системы стандартизации Франции действует 31 отраслевые бюро по стандартизации (BN), которые утверждаются государственными органами по представлению Административного совета AFNOR. Процедура подготовки и утверждения французских национальных стандартов состоит из четырех последовательных стадий: 1) планирования, включающего определение, оценку потребностей в принятии нового стандарта и организацию соответствующих работ; 2) технической разработки стандарта в комиссиях по стандартизации, либо в более ограниченных по составу группах экспертов с последующим его одобрением комиссией по стандартизации; 3) рассмотрения стандарта на уровне AFNOR даже при наличии отраслевого бюро по стандартизации. Продолжительность этой стадии - 2,5 месяца; 4) утверждения стандарта Генеральным директором AFNOR; регистрации и публикации. Продолжительность этого этапа составляет не менее 3 месяцев, по истечении которых утверждаемый стандарт становится доступным всем заинтересованным лицам. AFNOR является членом ИСО с момента создания организации в 1947 г. В настоящее время ведет секретариаты 19 ТК и 62 ПК ИСО /4/. 2.3 Немецкий институт стандартов Рисунок 2.3 – Логотип DIN В 1917г. Был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. – Германский комитет стандартов и в 1975 г. – Немецкий институт стандартизации ( DIN). С 1990 г. Немецкий институт стандартизации стал национальной организацией по стандартизации Германии. Принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации: • добровольность — обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер; • гласность — реализуется публикацией всех проектов стандартов и принятием во внимание каждого критического замечания; • участие всех заинтересованных сторон — равноправие всех участвующих в стандартизации юридических лиц; • единство и непротиворечивость — выражаются в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всей системы стандартизации, и в обязательной проверке вновь принятых стандартов на их совместимость с действующими нормативными документами; • конкретность — состоит в обязательном соответствии стандарта современному научно-техническому уровню; • ориентированность на общую выгоду — определяется правилом — польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны; • ориентированность на экономические реальности — состоит в том, что в стандарт закладываются только абсолютно необходимые требования, так как стандартизация — не самоцель; • международный характер стандартизации — деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговле и создании единого рынка в Европе, на применение международных и европейских стандартов /3/. DIN состоит из основной организации и дочерних подразделений. Всего в общем штате института 750 человек /2/. Бюджет DIN составляет порядка 55 млн. евро, из которых членские взносы - лишь 8%. Большую часть доходов (52%) DIN получает от издательской деятельности и от деятельности многочисленных дочерних компаний. Любопытно, что государственное финансирование отдельных проектов и программ представлено в бюджете DIN - 16% , а добровольное финансирование таких проектов со стороны промышленных компаний - 24%. Государство в основном берет на себя финансирование проектов по стандартизации в области здравоохранения, экологии, охраны труда и техники безопасности. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|