| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Расчет привода с трехступенчатым редукторомОкружная скорость определяется по формуле: υ=ω2d2/(2∙103)м/с υ=2.4∙476/(2∙103)=0,57м/с Исходя из этого KHv=1,23 Вычисляем окружную силу в зацеплении, после чего проверяем контактные напряжения: Ft =2∙2827∙103/476=11900Н,
Проверим напряжения изгиба зубьев шестерни σf1 и колеса σf2, Н/мм2 σf2=YF2Yβ(Ft/b2m)KFαKfβKFv<[σ]f2[3,1] σf1= σf2 YF1/ YF2<[σ]f1[3,1] где KFα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Для прямозубых колес KFα=1; Kfβ – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для прирабатывающихся зубьев колес Kfβ=1; KFv – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, в данном случае KFv =1,23. YF1 и YF2 – коэффициенты формы зуба шестерни и колеса, в данном случае YF1=4,27, YF2=3,6, Yβ – коэффициент учитывающий форму зуба, для прямозубой передачи Yβ=1, В итоге получаем: σf2=3,6∙1∙(11900/97∙2.24)∙1∙1∙1,23=242мПа, σf1=242∙4,27/3,6=287МПа. Поскольку [σ]f1= [σ]f2=310МПа то условие прочности выполнено. 7. Расчет геометрических параметров валов редуктора 7.1 Ориентировочный расчет геометрических параметров валов редуктора Ориентировочные диаметры валов определяем по формуле:
где Твх – крутящий момент на быстроходном валу редуктора; [τ]к – допускаемое напряжение на кручение, принимаемое для среднеуглеродистой стали 25-30Н/мм. В результате получаем: - диаметр входного вала под полумуфту
Принимаем диаметр вала 32мм. - диаметр первого промежуточного вала под подшипник:
Принимаем диаметр вала 60мм. - диаметр второго промежуточного вала под подшипник: Принимаем диаметр вала 85мм - диаметр выходного вала под муфту: Принимаем диаметр вала 105мм 7.2 Проверочный расчет выходного вала вала Проверочный расчет вала проводится в виде определения запаса прочности опасного сечения. Для определения запаса прочности необходимо определить геометрические параметры вала: а) длина участка под полумуфту: l1=(1,0…1,5)105=1.5∙105=165мм, б) определяем диаметр вала и его длину под уплотнение крышки с отверстием и подшипник: d2=d1+2t; где t –высота буртика принимаемая для полученного d1 2,8 мм, т.е. получаем: d2=105+2∙2,8=110мм, округляем до ближайшего значения диаметра внутреннего кольца подшипника, т.е d2=105мм, l2=1,5d2=1.1∙105=116мм. г) определяем диаметр и длину вала под шестерню: d3=d2+3,2r, где r – координата фаски подшипника, для вала диаметром 55мм равна 3мм, d3=105+3,2∙3=115мм. l3 определяем из соотношения l3=4a+2b4+b3, где а=0,003awt+3=0,003∙348+3=4мм откуда получаем: l3=3∙4+2∙100+67=279≈300мм, Действительный коэффициент запаса прочности n должен быть не менее допускаемого т.е. n≥[n]; С точки зрения обеспечения прочности вала достаточно принять [n]=1,5-1,7. Коэффициент запаса прочности определяется из равенства: где nσ – коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям; nτ – коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям . Указанные коэффициенты определяются по формулам: где σ-1 – предел выносливости для материала вала при симметричном цикле изгиба; τ-1 – предел выносливости при симметричном цикле кручения; можно принимать: τ-1≈0,58 σ-1; kσ, kτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и при кручении; εσ, ετ – масштабные факторы для нормальных и касательных напряжений; σv, σт, τv, τт – амплитуда и среднее напряжение цикла соответственно нормальных и касательных напряжений; ψσ, ψτ – коэффициенты, отражающие соотношения пределов выносливости при симметричном и пульсирующем циклах соответственно изгиба и кручения. Можно считать, что амплитуда цикла нормальных напряжений равна наибольшему номинальному напряжению изгиба (σи=Ми/W, где Ми – суммарный изгибающий момент) в рассматриваемом сечении σv= σт Т.к. вал не испытывает осевой нагрузки, можно считать, что нормальные напряжения, возникающие в поперечном сечении вала, изменяются по симметричному циклу, т.е. σт=0 В данном случае принимают, что напряжения кручения изменяются по пульсирующему циклу; тогда где Мк – крутящий момент; Wk- момент сопротивления кручению. Определяем величины необходимые для расчета коэффициента запаса прочности по сечению 1-1(рис7.1): σ-1=0,43∙590=254 Н/мм2 τ-1≈0,58∙254=147 Н/мм2 kσ=1,6, kτ=1,5 εσ= ετ=0,73 ψσ=0,20, ψτ=0,1 Моменты сопротивления рассчитываются по формулам:
В результате получаем: Для определения максимального изгибающего момента строим эпюры изгибающих и крутящих моментов: 1. Вертикальная плоскость а) определяем опорные реакции, Н: ΣМ3=0: Rby∙l-Fr1l1=0 т.е Ray= Ft1∙l1/l; где Fr1=2М/d=6081∙2/0,214=56800Н Rby= 56800∙0,3/0,425=40100Н ΣМ1=0: Ray∙l-Fr1l2=0 т.е Ray= Ft1∙l2/l=56800∙0.125/0.425=16700H Проверка: ΣУ=0; Ray- Fr1+ Rby=40100-56800+16700=0 б)строим эпюру изгибающих моментов в характерных сечениях: Мх1=0; Мх2= Rby l2=40100∙0.125=5011 Нм; Мх2= Ray l1=16700∙0.3=5011 Нм 2 Горизонтальная плоскость а) определяем опорные реакции, Н: ΣМ3=0: Rbх∙l-Fr1l1=0 т.е Raх= Ft1∙l1/l; Rbх= 56800∙0,3/0,425=40100Н ΣМ1=0: Raх∙l-Fr1l2=0 т.е Raх= Ft1∙l2/l=56800∙0.125/0.425=16700H Проверка: ΣУ=0; Raх- Fr1+ Rbх=40100-56800+16700=0 б)строим эпюру изгибающих моментов в характерных сечениях: Му1=0; Му2= Rbх l2=40100∙0.125=5011 Нм; Му2= Raх l1=16700∙0.3=5011 Нм; Му3=0 3. Строим эпюру крутящих моментов: Мк=Твых=6081Н∙м 4. Определяем суммарные радиальные реакции:
В результате получаем: 5.Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженном сечении: Получаем По полученным результатам строим эпюры изгибающих моментов (рис.7.2) В результате можно определить σи и τm: σи=5011/1.3∙10-4 =38.5∙106 Н/м2; τm=6081/2.61∙10-4=23.3∙106 Н/м2 В итоге подставляя в формулы полученные значения получаем значения коэффициентов запаса прочности: Определяем общий коэффициент запаса прочности:
прочности больше чем допускаемый т.е. прочность обеспечена. 8 Проверочный расчет шпонки Призматические шпонки, применяемые в проектируемых редукторах, проверяют на смятие. Условие прочности
где Ft – окружная сила на шестерне, Асм =(0,94h-t1)lp – площадь смятия, мм2. Здесь lp=l-b – рабочая длина шпонки со скругленными торцами, мм (l – полная длина шпонки, определяемая конструктивно); b, h, t1 – стандартные размеры шпонки. [σ]см – допускаемое напряжение на смятие. Принимаем [σ]см=160Н/мм2. По ГОСТ 23360 – 78 определяем размеры шпонки: l=100мм. b=18мм h=11мм t1=7мм пределяем напряжение на смятие: т.е условии прочности выполнено. 9 Выбор муфт 9.1 Выберем муфту на тихоходном валу редуктора Поскольку Мкр на тихоходном валу составляет 6081Нм, то целесообразно в данном случае выбрать муфту зубчатую. В соответствии с данным крутящим моментом и диаметром выходного вала 110мм выбираем муфту с крутящим моментом 8000Нм, условное обозначение которой: Муфта 1-8000-105-1-У2 ГОСТ 5006-94 Прочность муфты проверяют по формуле: К1К2К3<Мкр/Мраб где К1 - коэффициент учитывающий степень ответственности механизма, К1=1; К2 - коэффициент учитывающий условия работы К2 =1,0 К3 – коэффициент углового смещения К3=1,0 Мкр – наибольший крутящий момент передаваемый муфтой (8000Нм) Мраб – наибольший длительно действующий на соединяемых валах крутящий момент (6081Нм) В итоге получаем: 1,0<1,3 Условие прочности выполнено. 9.2 Выберем муфту на тихоходном валу редуктора Поскольку Мкр на тихоходном валу составляет 162Нм, то целесообразно в данном случае выбрать муфту МУВП. В соответствии с данным крутящим моментом и диаметром выходного вала 32мм выбираем муфту с крутящим моментом 8000Нм, условное обозначение которой: Муфта 250-32-1- У2 ГОСТ 21424-93 Прочность муфты проверяют по формуле: К1К2К3<Мкр/Мраб. где К1 - коэффициент учитывающий степень ответственности механизма, К1=1; К2 - коэффициент учитывающий условия работы К2 =1,0 К3 – коэффициент углового смещения К3=1,0 Мкр – наибольший крутящий момент передаваемый муфтой (250Нм) Мраб – наибольший длительно действующий на соединяемых валах крутящий момент (162Нм) В итоге получаем: 1,0<1,5 Условие прочности выполнено. 10 Выбор подшипников на выходном вал 10.1 Предварительный выбор подшипников качения Т.к передача является цилиндрической прямозубой то вследствие незначительных осевых нагрузок выбираем радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами. Типоразмер подшипников выбираем по диаметру вала под подшипники. В данном случае подходит подшипник 12211 ГОСТ28428-90, со следующим основными параметрами: - размеры (см, рис 10.1) d=105мм, D=160мм, В=36мм, - грузоподъёмность: Cr=468кН, Сор=310кН, 10.1 Проверочный расчет подшипников Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчетной динамической Сrp, с базовой Cr, или базовой долговечности L10h, с требуемой Lh. Сrp < Cr; L10h≥ Lh Расчетная динамическая грузоподъёмность и базовая долговечность определяются по формулам:
где Re – эквивалентная динамическая нагрузка, Н ω – угловая скорость соответствующего вала; m –показатель степень: для роликовых подшипников m=3.33. Определяем эквивалентную динамическую нагрузку: Re=VRrKбКт; где V – коэффициент вращения, при вращающемся внутреннем кольце V=1; Кб – коэффициент безопасности, Кб=1,7; Кт – температурный коэффициент, Кт=1; Rr – суммарная реакция подшипника ( выбираем более нагруженный) Re=1∙56700∙1.7∙1=96390Н В результате подставляя полученные данные в формулы получим: В итоге получается, что предварительно выбранные подшипники пригодны для конструирования подшипниковых узлов. 11. Определение размеров корпуса редуктора и необходимых конструктивных размеров шестерни выходного вала 11.1 Определение размеров корпуса редуктора Корпус редуктора служит для размещения и координации деталей передачи, защиты их от загрязнения, организации системы смазки, и также воспринятая сил, возникающих в зацеплении редукторной пары, подшипниках, открытой передачи. Наиболее распостранёный способ изготовления корпусов - литьё из серого чугуна (например СЧ 15). - толщина стенки корпуса: -конструктивные элементы фланца В корпусах проектируемых редукторов проектируют 5 фланцев: 1-фундаментный 2 -подшипниковой бобышки 3- соединительный 4- крышки подшипникового узла 5-крышки смотрового люка Конструктивные элементы фланца определяются в зависимости от диаметра соответствующего крепежного винта (болта), который выбирается в зависимости от главного геометрического параметра редуктора (аw(dв2)), в данном случае: -d1=M16 -d2=M14 -d3=M12 -d4=M12 -d5=M6 Отсюда определяем такие параметры фланцев, как ширина К, координата отверстии под болт С, диаметр и высота опорной поверхности под болт D0, b0, диаметр отверстия под винт d0. Полученные данные сведём в таблицу.
а) Фундаментный фланец основания корпуса. Предназначен для крепления редуктора к фундаментной раме (плите). Опорная поверхность фланца выполняется в виде двух длинных параллельно расположенных или четырех небольших платиков. Места крепления располагают на возможно большем (но в пределах корпуса) расстоянии друг от друга L1. Длина опорной поверхности платиков L=L1+b1; ширина b1=2.4d01+1.5δ; высота h1=(2.3...2,4)δ. Проектируемые редукторы кренятся к раме (плите) четырьмя болтами (шпильками), расположенными в нишах корпуса. Размеры ниш высота ниш h01 =(2.0...2,5)d1 при креплении шпильками. h01=2,5(d1+δ) - болтами. Форма ниши (угловая или боковая) определяется размерами, формой корпуса и расположением мест крепления. В результате получаем: L1=920мм L=920+35=955 b1=2.4∙18+1.5∙10=58.2мм h1=(2.3...2,4)10=24мм h01=2,5(16+10)=65мм б) Фланец подшипниковой бобышки крышки и основания корпуса. Предназначен для соединения крышкии основания разъемных корпусов. Фланец расположен в месте установки стяжных подшипниковых болтов (винтов) на продольных длинных сторонах корпуса. Подшипниковые стяжные винты ставят ближе к отверстию под подшипник на расстоянии L2 друг от друга так чтобы расстояние между стенками отверстий диаметром d02 и d4(при установке горновой крышки подшипникового узла было не менее 3...5 мм, при установке врезной крышки это расстояние выдерживается между стенками отверстия диаметром d02 и отверстия диаметром D0 под выступ крышки. Высота фланца h2 определяется графически исходя из условий размещения головки винта на плоской опорной поверхности подшипниковой бобышки. В цилиндрическом горизонтальном редукторе винт расположенный между отверстиями под подшипники, помещают посередине между этими отверстиями. При этом наружные торцы подшипниковых бобышек, расположенные на внешних боковых стенках редуктора, для удобства обработки выполняют в одной плоскости. в) Соединительный фланец крышки и основания корпуса. Для соединения крышки корпуса с основанием по всему контуру разъема выполняют соединительный фланец. На коротких боковых сторонах крышки и основания корпуса, не соединенных винтами, фланец расположен внутрь корпуса и его ширина К3 определяется от наружной стенки; на продольных длинных сторонах, соединенных винтами d3 фланец располагается: в крышке корпуса наружу от стенки, в основании - внутрь. Количество соединительных винтов n3 и расстояние между ними L3 принимают по конструктивным соображениям в зависимости от размеров продольной стороны редуктора и размещения подшипниковых стяжных винтов. При сравнительно небольшой длине продольной стороны можно принять d3=d2 и h3 = h2 и поставить один-два соединительных вита. При длинных продольных сторонах принимают h3 = 1.5δ=1.5∙10=15мм для болтов. А количество болтов n и расстояние между ними L3 определяют конструктивно. г) Фланец для крышки подшипникового узла. Отверстие подшипникового узла неразъёмной подшипниковой бобышки закрывается торцовой крышкой на винтах. Параметры присоединительного фланца крышки подшипникового узла d4=M12 n4=8 д) Размеры фланца смотрового люка определяются конструктивно. 11.2 Конструктивные размеры шестерни выходного вала Определим геометрические параметры шестерни Диаметр обода dа=218мм Толщина обода S=2.2m+0.05b2=2.2∙7+0.05∙100=20.4 Ширина обода b2=100мм Внутренний диаметр ступицы d=115мм Диаметр наружный ступицы dcт=1.3d=1.3∙115=150мм Длина ступицы lcт=1.2d=1.2∙115=140мм Толщина диска С=0.5(S+δcт)= 0.5(20.4+17.5)=20мм Радиусы скруглений R≥6мм 12 Выбор смазки редуктора Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надежную смазку. В настоящее время в машиностроении для смазывания передач широко применяют картерную систему. В корпус редуктора или коробки передач заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. При их вращении масло увлекается зубьями, разбрызгивается, попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей. Картерную смазку применяют при окружной скорости зубчатых колес и червяков от 0,3 до 12,5 м/с. При более высоких скоростях масло сбрасывается с зубьев центробежной силой и зацепление работает при недостаточной смазке. Кроме того, заметно увеличиваются потери мощности на перемешивание масла, и повышается его температура. Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла, чем выше контактные давления в зубьях, тем большей вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес. Предварительно определяют окружную скорость, затем по скорости и контактным напряжениям находят требуемую кинематическую вязкость и марку масла. Т.к. контактные напряжения в зубчатых передачах редуктора состовляют до 659МПа, а окружные скорости зубчатых колес до 4.5м/с то целесообразно выбирать смазку Ц-Г-С-68 Предельно допустимые
уровни погружения колес цилиндрического редуктора в масляную ванну В соосных редукторах при расположении валов в горизонтальной плоскости в масло погружают колеса быстроходной и тихоходной ступеней. При расположении валов в вертикальной плоскости погружают в масло шестерню и колесо, расположенные в нижней части корпуса. Если глубина погружения колеса окажется чрезмерной, то снижают уровень масла и устанавливают специальное смазочное колесо. В результате получаем , что редуктор можно заполнить смазкой Ц-Г-С 68, на уровень: Выводы В курсовой работе были рассмотрены принцип действия и конструкция трёхступенчатого редуктора. Были расчитаны: тихоходнапя ступень редуктора в т.ч. зубчатое зацепление и тихоходный вал. Был произведен выбор зубчатой и втулочно- пальцевой муфт, подшипников и шпонки. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. - М: Высшая шк В.И. Анурьев – Справочник конструктора–машиностроителя, т.1. М.: «Машиностроение», 1980. 2. В.И. Анурьев – Справочник конструктора–машиностроителя, т.2. М.: «Машиностроение», 1980. 3. В.И. Анурьев – Справочник конструктора–машиностроителя, т.3. М.: «Машиностроение», 1980. 4. С.А. Чернавский и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.: «Машиностроение», 1987. 5. Д.Н. Решетов – Детали машин. Атлас конструкций. М.: «Машиностроение», 1970. 6. М.И. Анфимов – Редукторы. Конструкции и расчет. М.: «Машиностроение», 1972. |
Страницы: 1, 2
© 2009 Все права защищены. |