| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Редуктор для привода ленточного транспортераМеньшее значение отношения [σF]/YF получено для колеса, следовательно проверочный расчет проводим для зубьев колеса. Определим коэффициент Yb и KF Условие прочности зубьев при изгибе выполнено. 2.3 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА Расчет валов выполняем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям. Крутящие моменты в поперечных сечениях валов: Ведущего: MК1 = M1 = 52.3 . 103 Н.мм Ведомого: MК2 = M3 = 201.8 . 103 Н.мм Ведущий вал. Определим диаметр выходного конца вала по формуле:
где: [tк] – допускаемое напряжение на кручение. Для материала валов - сталь 40Х нормализованная и учитывая влияние изгиба от натяжения ремня, принимаем пониженное значение [tк] = 20 МПа. М1=52.3Н/мм2.–вращающий момент на ведущем валу (валу шестерни), М1 =52.3 Н/мм2. Принимаем dв1 = 30 мм, согласно стандартного ряда по ГОСТ 6636-69 [1, c.95]. Примем диаметр вала под подшипниками dп1 = 35 мм. Ведомый вал. Определим диаметр выходного конца ведомого вала. Принимаем [tк] = 25 МПа. Вращающий момент на ведомом валу (валу колеса) М2 = 135,286 кН/мм. Диаметр выходного конца ведомого вала Выбираем больший диаметр вала из стандартного ряда значений по ГОСТ 6636-69 [1, c.95]., dв2 = 38 мм. Примем диаметр вала под подшипниками dп2 = 45 мм, под зубчатым колесом dк2 = 50 мм. Диаметры остальных участков валов назначаются, исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора. Таблица 3.
2.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ РАЗМЕРОВ ЗУБЧАТОЙ ПАРЫ, КРЫШКИ И КОРПУСА РЕДУКТОРА Способ получения заготовок зубчатых колес: ковка, объемная штамповка [1, c.230]. Материал – сталь 45 с термообработкой улучшением. Размеры зубчатых колес определяем по формулам, приведенным в таблице 8.1 [1, c.148]: Сравнительно небольшие размеры шестерни позволяют выполнить шестерню заодно с валом. Шестерня. Число зубьев шестерни z1 = 19. Длина зуба b = 34 мм. делительный диаметр шестерни dе1 = 43.33 мм. Средний делительный диаметр шестерни d1 = 61,11 мм. Внешний диаметр шестерни dae1 = 47.33 мм. Колесо. Коническое зубчатое колесо кованое. Число зубьев z2 = 95 Посадочный диаметр вала под колесом dк2 = 45 мм. Внешний делительный диаметр колеса de2 = 220.67 мм. Средний делительный диаметр колеса d2 = 216,67 мм. Диаметр ступицы dст » 1,6 dK2 = 1,6 . 50 = 80 мм. Длина ступицы: lст = (1,2¸1,5) . dK2 = (1,2¸1,5) . 50 = 60¸90 мм. Окончательно принимаем lст = 60 мм. Толщина обода d0 = (2.5¸4) × mn = (2.5¸4) . 2 = 5¸8 мм. Принимаем окончательно d0 =6 мм. Толщина диска С2 = 0,3 × b2 = 0.3 × 52 = 15,6 мм. Окончательно принимаем значение С2 = 16 мм. Корпусные размеры. Материал корпуса и крышки редуктора - СЧ-15. Способ изготовления корпусных деталей – точное литье [1, c.238]. Определим конструктивные размеры корпусных и крепежных деталей редуктора по формулам, приведенным в таблицах 8.3 [1, c.157]: Толщина стенок корпуса редуктора δ = 0,025×a +1 = 0,025 . 130+ 1 = 4,25 мм. Принимаем δ = 8 мм. Толщина крышки редуктора δ1 = 0,02×a +1 = 0,02 . 130 + 1 = 3,6 мм. Для обеспечения жесткости и прочности конструкции принимаем окончательное значение δ1 = 8 мм. Толщина верхнего фланца корпуса b = 1,5δ =1.5×8= 12 мм. Толщина нижнего фланца крышки b1 = 1,5δ1 =1,5×= 12 мм. Толщина нижнего пояса корпуса без бобышки [7, c.240], [1, c.445-446]: p = 2,35 δ = 2,35 . 8 = 18,8 мм. Принимаем значение p = 20 мм. Диаметр фундаментных болтов d1 = (0,03¸0.036)a + 12 =(0,03¸0.036)×130 + 12 =15.9¸16.68 мм. Принимаем фундаментные болты с резьбой М16. Диаметр болтов, крепящих крышку подшипникового узла к корпусу: d2 = (0,7 ¸ 0,75) d1 =(0,7 ¸ 0,75) ×16= 11.2 ¸ 12 мм. Принимаем болты с резьбой М12. Диаметр болтов, соединяющих крышку с корпусом: d3 = (0,5 ¸ 0,6) d1 =(0,5 ¸ 0,6) ×16= 8 ¸ 9.6 мм. Принимаем болты с резьбой М8. 2.5 ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА Предварительно выбираем конические однорядные роликовые подшипники легкой серии для ведущего 207 и ведомого 209 валов. Определим реакции в подшипниках на ведущем валу. Из предыдущих расчетов имеем Р=2414Н, Pr=872Н; из первого этапа компоновки l1=55мм, l2=55мм. Нагрузка на валу от муфты Вертикальной плоскости определим опорные реакции, Н
Проверка:
строем эпюру изгибающих моментов относительно оси Y Горизонтальная плоскость определим опорные реакции, Н Проверка: б) строем эпюру изгибающих моментов относительно оси X Суммарные реакции Подберем подшипники по более нагруженной опоре 1 Намечаем радиальные шарикоподшипники 207 легкой серии(1, таб. П3) d=35мм; D=72мм; В=17мм; C=19,7кН;C0=13,6кН. Эквивалентная нагрузка
где X=1, V=1-т.к вращается внутреннее кольцо подшипника; Кб=1-коэффициент безопасности для
приводов ленточных конвейеров (1, таб.7.2); КТ- температурный коэффициент
(1, таб.7.2). Расчетная долговечность
Расчетная долговечность
Определим реакции в подшипниках на ведущем валу Из предыдущих расчетов имеем Р=2414Н, Pr=872Н;
из первого этапа компоновки l1=55мм,
l2=55мм.
Нагрузка на валу от муфты определим опорные реакции, Н Проверка: строем эпюру изгибающих моментов относительно оси Y Вертикальной плоскости определим опорные реакции, Н Проверка строем эпюру изгибающих моментов относительно оси X Суммарные реакции
Подберем подшипники по более нагруженной опоре 1 Намечаем радиальные шарикоподшипники 209 средней серии d=45мм; D=85мм; B=19мм; C=26,2кН; С0=17,8кН. Эквивалентная нагрузка
где V=1-т.к вращается внутреннее кольцо подшипника; Кб=1-коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров таб.9.19 (1.с.125); КТ- температурный коэффициент таб.9.20 (1.с.126). Расчетная долговечность/1, формула 9.1/ Расчетная долговечность Для зубчатых редукторов ресурс работы подшипников
может превышать от36 тыс.ч. до 10 тыс.ч. подшипник ведомого вала 207 2.6 Подбор и расчет шпонок Для соединения валов деталями передающими вращение применяют главным образом призматические шпонки стали 45 стали 6. Принимаем при проектировании шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок, пазов и длины шпонок берем по СТЭВ 189-75 определяем напряжение смятия и условие прочности:
где: М – вращающий момент на валу, Н·мм; d – диаметр вала в месте установки шпонки, мм; h – высота шпонки, мм; l – длина шпонки, мм; b – ширина шпонки, мм; t1 – глубина паза вала, мм; [sсм] – допускаемое напряжение смятия, при стальной ступице (100¸200) Н/мм2, при чугунной ступице (50¸70) Н/мм2. Ведущий вал: Диаметр вала dв1 = 38 мм, М1 = 52,3 Н.мм, Шестерню выполняем за одно целое с валом Рассчитываем шпонку под полумуфту По таблице 6.9 [1. c.103] выбираем сечение и длину шпонки b x h x l = 10х8х50 мм, глубина паза t1 = 5 мм. При длине ступицы полумуфты МУВП 58 мм. Условие прочности выполняется. Ведомый вал: Рассчитываем шпонку под полумуфту Диаметр вала dв2 = 45 мм, М2 = 201,8 Н.мм, По таблице 6.9 [1. c.103] выбираем сечение и длину шпонки b x h x l = 10х8х74 мм, глубина паза t1 = 5 мм, t2 =3.3 мм. При длине ступицы полумуфты МУВП 82 мм. Условие прочности выполняется. Шпонки под зубчатое колесо Диаметр вала dК2 = 50 мм, М2 = 201,8 Н.мм, По таблице 6.9 [1. c.103] выбираем сечение и длину шпонки b x h x l = 14х9х50 мм, глубина паза t1 = 5,5 мм, глубина паза на колесе t2 = 3,8 мм. При длине ступицы полумуфты МУВП 60 мм. Условие прочности выполняется. 2.7 УТОЧНЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВУточнённый расчёт состоит в определении
коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и в сравнении их с
допускаемым значением Ведущий вал. По сколько при конструировании диаметры вала шестерни были увеличены по сравнению с расчитаными для соединения её муфтой с валом электродвигателя, по этому уточненный расчет вала производить нет смысла. Ведомый вал. Материал вала сталь 45 термическая обработка – нормализация. Диаметр заготовки до 70мм среднее значение Предел выносливости при симметричном цикле изгиба Предел выносливости при симметричном цикле
касательных напряжений Сечение А-А. Концентрация
напряжения обусловлена наличием шпоночной канавки /1, таб.8.5/: Изгибающий момент в горизонтальной плоскости Изгибающий момент в вертикальной плоскости Суммарный изгиб моментов в сечении А-А Момент сопротивления изгибу сечения нетто при d=50мм, b=16, t1=10 Момент сопротивления кручению сечения нетто Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений Амплитуда нормальных напряжений изгиба Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А Сечение К-К. Концентрация
напряжения обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягиванием / Изгибающий момент Осевой момент сопротивления при d=45мм. Полярный момент сопротивления Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений Амплитуда нормальных напряжений изгиба Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения К-К Сечение Л-Л. Это сечение при передачи вращающего момента от ведомого вала через муфту. Концентрация напряжения обусловлена переходом от ш 45мм
к ш38мм /1, таб.8.5/: Внутренние силовые факторы те же, что и для сечения К-К Осевой момент сопротивления сечения при d=38мм. Полярный момент сопротивления Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений Амплитуда нормальных напряжений изгиба Коэффициент запаса прочности Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Л-Л Сечение Б-Б. Концентрация
напряжения обусловлена наличием шпоночной канавки /1, таб.8.5/: Изгибающий момент Момент сопротивления изгибу сечения нетто при d=38мм, b=10мм, t1=5мм Момент сопротивления кручению сечения нетто Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений Амплитуда нормальных напряжений изгиба Коэффициент запаса прочности Коэффициент запаса прочности Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б-Б Результаты поверки сводим в таблицу: Таблица 4.
2.8 Подборка и расчет муфт Муфты выбираем по расчетному моменту и диаметру вала по формуле
где К- коэффициент, учитывающий эксплуатационные условия, его значение определим по таблице (9.3[7,с.172]) К=1.25 Мном – вращающий момент на валу, Н . м [M]- допустимый момент для муфты, Н . м Ведущий вал: М1 =52.3 Н . м d1 =38 мм Принимаем муфту втулочно-пальцевую (МУВП) по ГОСТ 21424-75 для которой [M]=250 H×м Выбираем муфту МУВП 250 n=4000 об/мин lцикл =58 мм-длинна полумуфты lВТ =28 мм- длинна упругой муфты Z=6- число пальцев d0 =28 мм- диаметр упругой втулки L=121 мм- диаметр муфты Д= 140 мм- диаметр муфты Д0 =105 мм- диаметр расположения пальцев С=(3…5)мм- зазор между полумуфтами dп =14мм- диаметр пальца. Упругие элементы муфты проверяем по напряжениям смятия в предложении равномерного распределения нагрузки между пальцами по формуле где [s]см=2 Н/мм2 , допускаемое напряжение смятия. Пальцы муфты, изготовлены из стали 45 ГОСТ 2050-74 рассчитывают на изгиб по формуле где [s]u – допускаемое напряжение изгиба Н/мм2 определяется по формуле где sm
–
предел текучести материала пальцев Н/мм2 по таблице 3.3(1,с.28)sm
=440
Н/мм2 тогда Условие прочности выполнено. Ведомый вал: М2 =52.3 Н . м d2 =38мм Где [M]=500H×м n=4000об/мин lцикл =82мм-длинна полумуфты dп =14мм- диаметр пальца lВТ =28мм- длинна упругой муфты Z=8- число пальцев d0 =28мм- диаметр упругой втулки L=169мм- диаметр муфты Д= 170мм- диаметр муфты Д0 =130мм С=(3…5)мм- зазор между полумуфтами Проверяем упругую муфту по напряжениям смятия Пальцы муфты, изготовлены из стали 45 ГОСТ 2050-74 рассчитывают на изгиб Условие прочности выполнено. 2.9 ВЫБОР СОРТА МАСЛА Смазывание зубчатого зацепления производится погружением
зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего
погружение колеса примерно на 10мм. Определим объем масляной ванны,
где: Ртр – требуемая мощность электродвигателя . По таблице 8.8 [1, c.164] определяем вязкость масла в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости. При средней окружной скорости v = 2,19 м/с < 5м/с принимаем кинематическую вязкость масла равной n = 118 cCт. По таблице 8.10 [1, c.165] выбираем в зависимости от вязкости масло индустриальное И-100А по ГОСТ 20799–75. Уровень масла контролируется при работе редуктора закрытым жезловым. Подшипники смазываем пластичной смазкой, которую закладывают в подшипниковые камеры при сборке. Периодически смазку пополняют шприцем через пресс-масленки. Сорт смазки УТМ 7.15 [1, c.132]. 2.10 СБОРКА РЕДУКТОРАПеред сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: - на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100° С; - в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле. Собранные валы укладывают в корпус редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо; в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку; ставят крышки подшипников . Перед постановкой сквозных крышек в протоки закладывают солидол. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами. Затем ввёртывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями. Литература 1. Чернавский С.А., Боков К.Н., Чернин И.М. и др., Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. Пособие для техникумов – М.: Машиностроение, 1979. -351 с. 2. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие:– М.: Высшая шк., 1991.-432 с. 3. Куклин Н.Г., Детали машин. Учебник для учащихся машиностроительных техникумов. М.: Высшая школа,1973. -384 с. 4. Дунаев П.Ф., Курсовое проектирование деталей машин: :– М.: Высшая шк., 1984.-255 с. |
Страницы: 1, 2
© 2009 Все права защищены. |