Курсовая работа: Расчет редуктора
Коэффициент долговечности
находится
по формуле [ф. 3.14]:
но не менее 1,
где
– показатель степени [с.
14];
– базовое число циклов перемены
напряжений, NFlim = 4×106 циклов;
– суммарное число циклов перемены
напряжений, уже определены:
циклов,
циклов.
Так как
и
, то
.
Предел выносливости при
отнулевом цикле изгиба
, выбирается в зависимости от
способа термической или химико-термической обработки [приложение 2]:
для
шестерни с объемной
закалкой из стали марки 40ХН
= 580 МПа, для колеса с улучшением стали марки
40ХН
=1,75*300;
= 525 МПа.
Коэффициент, учитывающий
влияние двустороннего приложения нагрузки
, так как одностороннее приложение
нагрузки [c. 34].

Тогда:


3.2
Определение расчетного изгибного напряжения
Расчетом определяют
напряжение в опасном сечении на переходной поверхности зуба для каждого
зубчатого колеса.
Выносливость зубьев,
необходимая для предотвращения усталостного излома зубьев, устанавливают
сопоставлением расчетного местного напряжения от изгиба в опасном сечении на
переходной поверхности и допускаемого напряжения [ф. 5.1]:
.
Расчетное местное
напряжение при изгибе определяют по формуле, МПа:
,
где Т – крутящий момент,
Н*м;
m – нормальный модуль, мм;
z – число зубьев;
– коэффициент ширины зуба по диаметру (опреден ранее);
– коэффициент, учитывающий форму
зуба и концентрацию напряжений;
– коэффициент, учитывающий
влияние наклон зуба;
– коэффициент, учитывающий
перекрытие зубьев;
– коэффициент
нагрузки.
Коэффициент
, учитывающий форму зуба и
концентрацию напряжений, определяется по формуле [ф. 3.17]:
,
где
x3 = x4 = 0 – коэффициенты смещения;
,
– так
как шестерни прямозубые. Тогда:
;
.
Так
как
>
,
то
дальнейший расчет будем проводить для колеса.
Коэффициент
,
учитывающий влияние угла наклона зубьев, для прямозубых колес равен 1.
Коэффициент
, учитывающий перекрытие зубьев, берется равным 1.
Коэффициент нагрузки
принимают по формуле [ф. 5.6]:
,
где
–
коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (не учтенную в
циклограмме нагружения);
–
коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до
зоны резонанса;
– коэффициент,
учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
– коэффициент,
учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Коэффициент, учитывающий
внешнюю динамическую нагрузку [т. 4.2]:
= 1.
Динамический коэффициент
определен по таблице 5.1.
Коэффициент
, учитывающий
неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий,
определяется по графику [р. 3.5], в зависимости от коэффициента
:
= 1,15.
Коэффициент
, учитывающий неравномерность распределения нагрузки
между зубьями, берется равным 1.
Таким образом:
.
Тогда:

Сопоставим расчетные и
допускаемые напряжения на изгиб:
.
Следовательно,
выносливость зубьев при изгибе гарантируется с вероятностью неразрушения более
99 %.
При действии максимальной
нагрузки
наибольшее
за заданный срок службы контактное напряжение
не должно превышать допускаемого
[ф. 4.14] :

Напряжение
[ф. 4.15] :
,
где
– коэффициент внешней
динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки (см.
приложение 4).
=1.


Допускаемое контактное
напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или
хрупкого разрушения поверхностного слоя
, зависит от способа химико-термической обработки
зубчатого колеса и от характера изменения твердости по глубине зуба. Для
зубчатых колес, подвергнутых улучшению или закалке принимают [ф. 4.16]:
;
где
– предел текучести,
Мпа.
Для стали 40ХН с закалкой
=1400 МПа;
Для стали 40ХН с
улучшением
=600 МПа.
487,11 < 1680, зн.
условие выполнено.
Прочность
зубьев, необходимая для предотвращения остаточных деформаций, хрупкого излома
или образования первичных трещин в поверхностном слое, определяют
сопоставлением расчетного (максимального местного) и допускаемого напряжений
изгиба в опасном сечении при действии максимальной нагрузки [ф. 5.16] :
.
Расчетное местное
напряжение
МПа,
определяют по формуле[ф. 5.17] :
.




<
<
Зн.
условия выполнены.
Расчет
быстроходной передачи
Исходные данные:
U2 = 3,15 – передаточное число;
n2 = 727,5 об/мин – частота вращения шестерни;
n3 = 230,95 об/мин – частота вращения зубчатого колеса;
T2 = 69,7 Нм – вращающий момент на шестерне;
T3 = 213,02 Нм – вращающий момент на зубчатом колесе;
Pвых = 5 кВТ;
Коэффициент перегрузки
при пуске двигателя Кпер = 1,4.
Материал шестерни – сталь
40ХН;
Материал колеса – сталь
40ХН;
Способ термической
обработки:
шестерни – улучшение (Нш
= 300 HВ);
колеса – улучшение (Нк
= 300 HВ);
Срок службы – 19000 ч.
1.
Проектировочный расчет
Выбираем коэффициент
ширины зуба
с
учетом того, что имеем несимметричное расположение колес относительно опор:
= 0,315 [с. 7].
Тогда коэффициент ширины
зуба по диаметру
определяем по формуле [ф. 3.1]:
.
Проектный
расчет заключается в определении межосевого расстояния проектируемой передачи
[ф. 3.2]:
,
где
«+» для внешнего зацепления, «–» для внутреннего зацепления;
–
вспомогательный коэффициент;
T3
– вращающий момент на валу колеса (на 3-м валу), Нм;
U2
– передаточное отношение;
– коэффициент,
учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
– коэффициент
ширины зуба;
– допускаемое
контактное напряжение, МПа.
Для косозубой передачи
вспомогательный коэффициент
= 430 [т. 3.1].
= 1,11 – данный коэффициент
принимают в зависимости от параметра
, схемы передачи и твердости
активных поверхностей зубьев [р. 3.1].
Допускаемые
контактные
напряжения
определяют раздельно для шестерни и колеса по формуле [ф. 3.3]:
,
где
– предел
контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа;
SH
–
коэффициент запаса прочности;
ZN – коэффициент
долговечности;
ZR – коэффициент,
учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев;
– коэффициент,
учитывающий окружную скорость;
ZL – коэффициент,
учитывающий влияние вязкости масла;
ZX – коэффициент,
учитывающий размер зубчатого колеса.
= 0,9;
Тогда:
.
Коэффициенты запаса
прочности: для шестерни и колеса из материала однородной структуры принимаем
=1,2 и
= 1,2 [с. 9].
Предел контактной
выносливости
, МПа [т. 3.2]:
для шестерни
МПа;
для колеса
МПа.
Суммарное число циклов
перемены напряжений
при постоянной нагрузке
определяется следующим образом [ф. 3.4]:
,
где
с – число зубчатых колес, сцепляющихся с рассчитываемым зубчатым колесом, n
– частота вращения, рассчитываемого зубчатого колеса (шестерни), об/мин, t
– срок службы передачи, в часах.
Таким образом:
циклов,
циклов.
Базовое число циклов
перемены напряжений
определим по графику,
представленному на рис. 3.3
циклов (HHB = 300).
циклов (HHB = 300).
Так как
определяем значение
по формуле [c. 10]:
;
.
Используя полученные
данные, найдем допускаемые контактные напряжения
, МПа:
;
.
В
качестве допускаемого контактного напряжения
для косозубой передачи при
проектировочном расчете принимают условное допускаемое контактное напряжение,
определяемое по формуле:
=
. При этом должно выполняться
условие:
<
1,23
, где
– меньшее из
значений
и
. В
противном случае принимают
=
.
=
=
<
1,23*421,6
= 518,57

Полученные
данные подставим в формулу по определению межосевого расстояния:

Полученное
межосевое расстояние округляется до стандартного значения [c.11]:
= 140 мм.
Ориентировочно
определяем значение модуля (мм) [ф. 3.19]:
мм.
По
ГОСТ 9563-80 принимаем стандартный нормальный модуль [c.
17]:
m = 2 мм.
Зададимся
углом наклона
и определим суммарное zC,
число зубьев шестерни z2
и колеса z3 [ф.
3.20, ф. 3.21, ф. 3.22]:

Тогда:
; округляем до
целого: z1 = 33.
z2 =
zС –
z1
= 138 – 33 = 105.
Действительное
передаточное число и его погрешность определяется по формулам [ф. 3.23]:
.
Уточняем
значение угла b по формуле [ф. 3.24]:
тогда
.
Основные
размеры шестерни и колеса:
Диаметры
делительные шестерни и колеса определяются по формуле [ф. 3.25], мм:

Проверим
полученные диаметры по формуле [ф. 3.26]:
,
что
совпадает с ранее найденным значением.
Диаметры
вершин зубьев определяются по формуле [ф. 3.27] с учетом того, что зубья
изготовлены без смещения (х = 0), мм:
,
;
диаметры
впадин [ф. 3.28], мм:
,
;
основные
диаметры, мм:
,
,
где делительный угол
профиля в торцовом сечении:
.
Ширина
колеса определяется по формуле [ф. 3.29]:
мм.
Ширина
шестерни определяется по формуле [ф. 3.30], мм:
b1 = b2 + (5...10) = 44,1 + (5...10) =
49,1…54,1 мм.
Полученные
значение ширины округляем до нормальных линейных размеров: b1
= 52 мм, b2
= 44 мм.
Определим
окружную скорость зубчатых колес по формуле [ф. 3.31]:
м/c..
По окружной скорости
колес назначаем 9-ю степень точности зубчатых колес [т. 3.4].
2. Проверочный расчет на контактную
выносливость активных поверхностей зубьев
2.1.
Расчет контактных напряжений

где
= 270 –
коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых
колес;
– коэффициент,
учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления, для
косозубых передач:
;
;
.
– коэффициент,
учитывающий суммарную длину контактных линий. Для косозубых передач:


Коэффициент
, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями, выбирается по таблице в зависимости от
окружной скорости и степени точности по нормам плавности [т. 4.5]:
= 1,13.
= 1,11;
;
= 140 мм (определено ранее).
Динамический коэффициент
определяется
по таблице 5.1:
.

условие выполнено.
Страницы: 1, 2, 3