Курсовая работа: Проектирование асинхронного двигателя
8.2 Расчёт пусковых
характеристик с учётом влияния вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния
Произведём подробный
расчёт пусковых характеристик для
. Данные
расчёта остальных точек представлены в таблице 3.
Индуктивные сопротивления
обмоток.
Фиктивная индукция потока
рассеяния в воздушном зазоре
, Тл
, (151)
где
средняя МДС обмотки,
отнесённая к одному пазу обмотки статора, А;
рассчитываемый коэффициент;
, (152)
где
коэффициент насыщения,
;
ток статора, без учёта насыщения, А;
число параллельных ветвей обмотки
статора;
число эффективных проводников в пазу
статора;
коэффициент, учитывающий уменьшение
МДС паза,
;
коэффициент укорочения шага обмотки,
;
А
(153)

Тл
При
Тл,
по рис. 9.61 (стр. 432 )
Коэффициент магнитной
проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учётом влияния насыщения для
открытого паза 
, (154)
где
уменьшение коэффициента проводимости
для полуоткрытых пазов статора;
, (155)
где
значение дополнительного
эквивалентного раскрытия пазов статора;
(156)

(157)
мм


Коэффициент магнитной
проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учётом влияния
насыщения 
(158)

Индуктивное сопротивление
фазы обмотки статора с учётом влияния насыщения
,
Ом
(159)
Ом
Коэффициент магнитной
проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учётом влияния насыщения и
вытеснения тока 
, (160)
где
уменьшение коэффициента
проводимости для открытых и полуоткрытых пазов ротора;
, (161)
где
высота для закрытых пазов
ротора, мм;
(162)
мм
значение дополнительного
эквивалентного раскрытия пазов ротора;
(163)


Коэффициент магнитной
проводимости дифференциального рассеяния ротора с учётом влияния насыщения 
, (164)

Приведённое индуктивное
сопротивление фазы обмотки ротора с учётом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения
, Ом

(165)

Ом
Коэффициент насыщения 
, (166)
где
индуктивное сопротивление
взаимной индукции, Ом
(167)
Ом

Расчёт токов и моментов.
Сопротивление
, Ом
(168)
Ом
Индуктивное сопротивление
, Ом
(169)
Ом
Ток в обмотке ротора
, А
(170)
А
Ток насыщения
, А
(171)
А
Коэффициент насыщения 

Кратность пускового тока 
, (172)

Кратность пускового
момента 
, (173)

Критическое скольжение 
, (174)

Таблица 3 – Расчет токов
в пусковом режиме асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с учетом
влияния эффекта вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния
№
п/п
|
Расчетная формула |
|
Скольжение |
1 |
0,8 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
0,14
|
1 |

|
- |
1,35 |
1,30 |
1,20 |
1,10 |
1,05 |
1,08 |
2 |

|
А |
3668 |
3467 |
3094 |
2422 |
1725 |
2102 |
3 |

|
Тл |
4,69 |
4,43 |
3,95 |
3,1 |
2,21 |
2,69 |
4 |

|
- |
0,5 |
0,53 |
0,61 |
0,72 |
0,84 |
0,79 |
5 |

|
мм |
4,2 |
3,95 |
3,28 |
2,35 |
1,34 |
1,76 |
6 |

|
- |
1,17 |
1,18 |
1,2 |
1,25 |
1,31 |
1,28 |
7 |

|
- |
0,87 |
0,92 |
1,06 |
1,25 |
1,46 |
1,37 |
8 |

|
Ом |
0,505 |
0,514 |
0,538 |
0,574 |
0,615 |
0,597 |
9 |

|
- |
1,013 |
1,013 |
1,014 |
1,014 |
1,016 |
1,015 |
10 |

|
мм |
6,85 |
6,44 |
5,34 |
3,84 |
2,19 |
2,88 |
11 |

|
- |
1,78 |
1,86 |
1,96 |
2,06 |
2,17 |
2,11 |
12 |

|
- |
1,05 |
1,11 |
1,27 |
1,5 |
1,76 |
1,65 |
13 |

|
Ом |
0,593 |
0,617 |
0,662 |
0,72 |
0,787 |
0,754 |
14 |

|
Ом |
0,6 |
0,64 |
0,76 |
1,3 |
2,24 |
1,7 |
15 |

|
Ом |
1,11 |
1,14 |
1,21 |
1,3 |
1,41 |
1,36 |
16 |

|
А |
174,4 |
168,3 |
153,9 |
119,7 |
83,1 |
101,1 |
17 |

|
А |
177 |
170,9 |
156,4 |
122 |
84,6 |
103,1 |
18 |

|
- |
1,31 |
1,29 |
1,22 |
1,11 |
1,04 |
1,07 |
19 |

|
- |
6,2 |
6,0 |
5,5 |
4,3 |
3,0 |
3,6 |
20 |

|
- |
1,43 |
1,52 |
1,82 |
2,54 |
2,45 |
2,59 |
Графики пусковых
характеристик спроектированного двигателя с короткозамкнутым ротором изображены
на рисунке 6 и рисунке 7.

Рисунок 6 – Зависимость 

Рисунок 7 – Зависимость 
Спроектированный
асинхронный двигатель удовлетворяет требованиям ГОСТ как по энергетическим
показателям (КПД и
), так и по
пусковым характеристикам.
9. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЁТ
Превышение температуры
внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри
двигателя
, 0С
, (175)
где
коэффициент, учитывающий,
что часть потерь в сердечнике статора и в пазовой части обмотки передаётся
через станину непосредственно в окружающую среду,
по
табл. 9.35 (стр. 450);
коэффициент теплоотдачи с
поверхности.
по рис. 9.67 б (стр.
450);
- электрические потери в обмотке
статора в пазовой области, Вт;
, (176)
где
Вт по таблице 1;
коэффициент увеличения потерь,
;
Вт

Перепад температуры в
изоляции пазовой части обмотки
, 0С
, (177)
расчётный периметр поперечного
сечения паза статора, равный для полузакрытых трапецеидальных пазов;
средняя эквивалентная
теплопроводность пазовой изоляции; для класса нагревостойкости
;
среднее значение коэффициента
теплопроводности внутренней изоляции,
по рис. 9.69 (стр. 453 );
, (178)

, тогда по рис. 9.69 (стр. 453[1])

Перепад температуры в
толщине изоляции лобовых частей
, 0С
, (179)
где
- электрические потери в
обмотке статора в пазовой области, Вт;
периметр
условной поверхности охлаждения лобовой части одной катушки, м,
м;
односторонняя толщина
изоляции лобовой части катушки, мм,
мм, по
таблице гл. 3;
, (180)
Вт

Превышение температуры
наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри двигателя
, 0С
(181)

Среднее превышение
температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри двигателя
, 0С
(182)

Превышение температуры
воздуха внутри двигателя над температурой окружающей среды
, 0С
, (183)
где
сумма потерь, отводимых в
воздух внутри двигателя, Вт;
коэффициент подогрева воздуха, Вт/м2∙0С,
по рис. 9.67, б (стр. 450
);
эквивалентная поверхность
охлаждения корпуса, м2;
, (184)
, (185)
где
Вт по табл. 1 для
;
Вт
Вт
, (186)
где
условный периметр
поперечного сечения рёбер корпуса двигателя,
м,
по рис 9.70 (стр. 453);
м2

Среднее превышение
температуры обмотки статора над температурой окружающей среды
, 0С
, (187)

Проверка условий
охлаждения двигателя
Требуемый для охлаждения
расход воздуха
, м3/с
, (188)
где
коэффициент, учитывающий
изменение условий охлаждения по длине поверхности корпуса;
, (189)
где коэффициент
при
мм;

м3/с
Расход воздуха,
обеспечиваемый наружным вентилятором
, м3/с
, (190)
м3/с
Выполняется условие
.
Нагрев частей двигателя
находится в допустимых пределах. Вентилятор обеспечивает необходимый расход
воздуха
Вывод: спроектированный
двигатель отвечает поставленным в техническом задании требованиям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Копылов, И.П. Проектирование электрических машин [Текст]:
Учеб. пособие для вузов / И.П.Копылов, Б.К.Клоков, В.П Морозкин, Б.Ф. Токарев;
Под ред. И.П.Копылова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:Высш. шк., 2002. – 757 с.
2. Кацман, М.М. Электрические машины [Текст]: Учеб. для студ.
образоват. учреждений сред. проф. образования / М.М. Кацман. – 5-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 496 с.