| |||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Механизм подъема с увеличенной высотой перемещения груза (перематывающая лебедка)По каталогу /9, с. 45/ подбираем тормоз двухколодочный типа ТКГ с максимальным тормозным моментом МТтах = 2,5 кН∙м. Основные параметры тормоза: - типоразмер – ТКГ-500; - диаметр тормозного шкива – 500 мм; - ширина тормозных колодок – 200 мм; - масса тормоза – 155 кг. 3.11 Расчет открытой зубчатой передачи 3.11.1 Тип передачи и числа зубьев Поскольку окружная скорость в зацеплении открытых пар невелика, используем прямозубое зацепление. Примем число зубьев шестерни Zш = 21, тогда число зубчатого колеса
Принимаем Zк = 50. Теперь можно уточнить некоторые параметры передачи, а именно: - уточненное передаточное число открытой передачи
- уточненное передаточное число механизма
- уточненная частота вращения барабана
- уточненная скорость подъема груза
отличается от заданной незначительно – лишь на 0,5 %; - скорость каната
3.11.2 Выбор материалов открытой пары Учитывая повышенную ответственность (механизм подъема) и тяжелые условия работы (открытая пара), выбираем легированную и углеродистую улучшенные стали: - для шестерни сталь 45Х по ГОСТ 4543-71 улучшенную с механическими свойствами /10, с. 69, таб. 40/ или /11, с. 202, таб. 10, 11/ σВ = 834 МПа, σТ = 638 МПа, σ-1 = 392 МПа и твердостью НВ 250; - для колеса сталь 45Л по ГОСТ 977-65 улучшенную с механическими свойствами /10, с. 70, таб. 40/ σВ = 738 МПа, σТ = 392 МПа, σ-1 = 294 МПа и твердостью НВ 220. 3.11.3 Допускаемые напряжения изгиба Учитывая одностороннее нагружение передачи (основная нагрузка – на подъем груза), принимаем пульсирующий характер изменения напряжений, тогда /12, с. 253/
где [n] – коэффициент запаса прочности, [n]ш = 1,6 для кованой шестерни при улучшении, [n]к = 1,8 для литого колеса при нормализации или улучшении /12, с. 254, таб. 15.5/;
где N – общее число циклов соответствующего зубчатого колеса за весь срок службы;
где п – число оборотов рассчитываемого колеса в минуту, для колеса пк = пб = 38,07 об/мин, для шестерни пш = пкиоп = 38,07∙2,38=90,6 об/мин; Т – количество часов работы передачи за весь срок службы, если принять нормальный срок службы крана 12 лет, 260 рабочих дней в году при двухсменной работе по 8 часов в смену, то получим Т =12∙260∙2∙8 = 49920 ч; с – число зацеплений рассчитываемого колеса, для шестерни сш = 2, для колеса ск = 1.
Таким образом, общее число циклов
работы, как шестерни Тогда допускаемые напряжения изгиба для шестерни
Допускаемые напряжения изгиба для колеса
3.11.4 Допускаемые контактные напряжения Для зубьев передачи, находящихся под воздействием переменных нагрузок, допускаемые контактные напряжения определяют с учетом переменности режима и срока службы передачи /13, с. 231/:
где кр – коэффициент режима нагружения для контактных напряжений,
где
Таким образом , общее число циклов
работы, как шестерни Тогда допускаемые контактные напряжения: - для шестерни
- для колеса
В качестве расчетного принимаем
меньшее из двух 3.11.5 Определение модуля зацепления по напряжениям изгиба
где М – крутящий момент на соответствующем зубчатом колесе: - на шестерне
- на колесе
где
k – коэффициент расчетной нагрузки, для предварительных расчетов можно принимать k = 1,3 – 1,5, принимаем k =1,4;
Установим расчетное значение модуля: - по шестерне
Поскольку при расчете открытых зубчатых передач с целью компенсации влияния износа на уменьшение толщины зубьев рекомендуется увеличение модуля на 8 – 15 % /12, с. 252/, принимаем значение модуля т = 22 мм. 3.11.6 Основные геометрические параметры открытой передачи Колесо: - диаметр начальной окружности
- ширина зубчатого венца
- диаметр окружности выступов
- диаметр окружности впадин
Шестерня: - диаметр начальной окружности
- ширина зубчатого венца
- диаметр окружности выступов
- диаметр окружности впадин
Межосевое расстояние
3.11.7 Окружная скорость в зацеплении и степень точности передачи
Примем 8-ю степень точности передачи в соответствии с рекомендациями /10, с. 81, таб. 47/. 3.11.8 Уточненное значение коэффициента расчетной нагрузки
где
3.11.9 Проверка передачи по контактным напряжениям
где (расчет в данной формуле выполнен в кг и см). Открытая зубчатая пара удовлетворяет условиям контактной прочности. 3.12 Ориентировочное определение диаметров валов и осей Приводной вал (вал ведущей шестерни)
где М=Мш=9,76 кН крутящий момент на валу ведущей шестерни;
Принимаем d1= 180 мм, тогда диаметр под шестерню d1ш = 160 мм, под подшипник – d1п =150 мм, под муфту соединительную – d1м = 120 мм. Ось барабана. Поскольку ось работает только на изгиб, примем ее диаметр ориентировочно, а в дальнейшем проверим по напряжениям изгиба. Итак , ориентировочно принимаем диаметр оси в среднем сечении d2 = 250 мм, тогда диаметр под зубчатое колесо (венец) d2к = 220 мм, диаметр под подшипник d2п = 180 мм. 3.13 Предварительный выбор подшипников Учитывая высокую радиальную нагруженность опор и трудность обеспечения полной соосности при монтаже привода, выбираем роликоподшипники радиальные сферические двухрядные типа 3000 /16, с. 466, таб. 7/. Для приводного вала – подшипник 3530 (d = 150 мм, D = 270 мм, В = 73 мм); для опор барабанов – подшипник 3536 (d = 180 мм, D = 320 мм, В = 86 мм). 3.14 Подбор соединительных муфт 3.14.1 Соединение электродвигателя с редуктором Рабочий, длительно действующий на соединяемых валах, крутящий момент
где и = 14,97 - передаточное число механизма
Диаметры соединяемых валов: вала электродвигателя – 90 мм (конический); вала редуктора 50 мм (конический). По учебнику /9, с. 41/ подбираем муфту зубчатую одиночную № 3 с тормозным шкивом с наибольшим передаваемым крутящим моментом Мкр = = 3,15 кН∙м. Наибольшие диаметры расточек под валы d = 90 мм (цилиндрическая) и d = 95 мм ( коническая), диаметр тормозного шкива D = 300 мм, масса муфты – 30 кг, момент инерции I = 0,6 кг∙м2. Проверка выбранной муфты
где к1 – коэффициент, учитывающий степень ответственности передачи и принимаемый по таблице для очень ответственных условий (возможность человеческих жертв при отказе), к1 = 1,8; к2 – коэффициент, учитывающий условия работы и принимаемый по таблице для неравномерного нагружения к2 =1,3; к3 – коэффициент углового смещения , принимаемый по таблице для угла 0,5є возможного перекоса к3 = 1,25.
Условие выполняется. 3.14.2 Соединение редуктора с приводным валом Рабочий, длительно действующий на соединяемых валах, крутящий момент
Диаметры соединяемых валов: выходного вала редуктора – 80 мм, приводного вала шестерни – 120 мм (цилиндрический). По учебнику /9, с. 41/ подбираем муфту зубчатую с промежуточным валом №7 с наибольшим передаваемым крутящим моментом Мкр = 16 кН∙м. Наибольшие диаметры расточек под валы d = 120 мм, масса одной муфты 62,5 кг, момент инерции I = 1,15 кг∙м2. Проверка выбранной муфты
здесь коэффициент углового смещения принят для угла перекоса 0,25є равным 1,0. Условие выполняется. 3.15 Расчет осей барабанов 3.15.1 Выбор материала Принимаем сталь 45 по ГОСТ 1050-74 нормализованную с механическими свойствами /15, с. 17, таб. 1/ σВ = 589 МПа, σТ = 314 МПа, σ-1 = 255 МПа и твердостью НВ 190. 3.15.2 Нагрузки, действующие на барабаны Окружная сила
Радиальная сила
где α = 20 є угол зацепления стандартной эвольвентной передачи;
Из схемы (Рис. 3.1) следует, что более нагруженным является барабан I, который и примем за основу для дальнейшего расчета. 3.15.3 Нагрузки, действующие на ось барабана Рассмотрим нагрузки в горизонтальной плоскости (рис. 3.2).
Рисунок 3.2 – Схема к определению нагрузок, действующих на ось барабана в горизонтальной плоскости Произведем проверку: сумма проекций всех сил на ось х должна равняться нулю.
Значит нагрузки |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|