| |||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Механизм подъема с увеличенной высотой перемещения груза (перематывающая лебедка)По каталогу /9, с. 45/ подбираем тормоз двухколодочный типа ТКГ с максимальным тормозным моментом МТтах = 2,5 кН∙м. Основные параметры тормоза: - типоразмер – ТКГ-500; - диаметр тормозного шкива – 500 мм; - ширина тормозных колодок – 200 мм; - масса тормоза – 155 кг. 3.11 Расчет открытой зубчатой передачи 3.11.1 Тип передачи и числа зубьев Поскольку окружная скорость в зацеплении открытых пар невелика, используем прямозубое зацепление. Примем число зубьев шестерни Zш = 21, тогда число зубчатого колеса , (3.32) . Принимаем Zк = 50. Теперь можно уточнить некоторые параметры передачи, а именно: - уточненное передаточное число открытой передачи , (3.33) ; - уточненное передаточное число механизма , (3.34) ; - уточненная частота вращения барабана , (3.35) ; - уточненная скорость подъема груза , (3.36) , отличается от заданной незначительно – лишь на 0,5 %; - скорость каната , (3.37) . 3.11.2 Выбор материалов открытой пары Учитывая повышенную ответственность (механизм подъема) и тяжелые условия работы (открытая пара), выбираем легированную и углеродистую улучшенные стали: - для шестерни сталь 45Х по ГОСТ 4543-71 улучшенную с механическими свойствами /10, с. 69, таб. 40/ или /11, с. 202, таб. 10, 11/ σВ = 834 МПа, σТ = 638 МПа, σ-1 = 392 МПа и твердостью НВ 250; - для колеса сталь 45Л по ГОСТ 977-65 улучшенную с механическими свойствами /10, с. 70, таб. 40/ σВ = 738 МПа, σТ = 392 МПа, σ-1 = 294 МПа и твердостью НВ 220. 3.11.3 Допускаемые напряжения изгиба Учитывая одностороннее нагружение передачи (основная нагрузка – на подъем груза), принимаем пульсирующий характер изменения напряжений, тогда /12, с. 253/ , (3.38) где - предел выносливости зубьев при пульсирующем цикле =1,4; [n] – коэффициент запаса прочности, [n]ш = 1,6 для кованой шестерни при улучшении, [n]к = 1,8 для литого колеса при нормализации или улучшении /12, с. 254, таб. 15.5/; - эффективный коэффициент концентрации напряжений в корне зуба, для стальных нормализованных или улучшенных колес =1,8 /13, с. 223, таб. 31/; - коэффициент режима нагружения для изгиба , (3.39) где - базовое число циклов, принимаемое при расчете на изгиб равным от 2∙106 до 5∙106 циклов; N – общее число циклов соответствующего зубчатого колеса за весь срок службы; , (3.40) где п – число оборотов рассчитываемого колеса в минуту, для колеса пк = пб = 38,07 об/мин, для шестерни пш = пкиоп = 38,07∙2,38=90,6 об/мин; Т – количество часов работы передачи за весь срок службы, если принять нормальный срок службы крана 12 лет, 260 рабочих дней в году при двухсменной работе по 8 часов в смену, то получим Т =12∙260∙2∙8 = 49920 ч; с – число зацеплений рассчитываемого колеса, для шестерни сш = 2, для колеса ск = 1. . Таким образом, общее число циклов работы, как шестерни , так и колеса больше базового , значит, отношение /N<1, а в этом случае следует принимать значение коэффициента кр = 1. Тогда допускаемые напряжения изгиба для шестерни . Допускаемые напряжения изгиба для колеса . 3.11.4 Допускаемые контактные напряжения Для зубьев передачи, находящихся под воздействием переменных нагрузок, допускаемые контактные напряжения определяют с учетом переменности режима и срока службы передачи /13, с. 231/: , (3.41) где - базовый предел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий базовому числу циклов нагружения N0, = 26 НВ /13, с. 230, тааб. 33/; кр – коэффициент режима нагружения для контактных напряжений, , (3.42) где - базовое число циклов при расчете на контактную прочность, принимаемое для среднеуглеродистых и легированных нормализованных и улучшенных сталей 107 циклов; - общее число циклов нагружения, , . Таким образом , общее число циклов работы, как шестерни , так и колеса больше базового , а в этом случае следует принимать значение коэффициента кр = 1. Тогда допускаемые контактные напряжения: - для шестерни ; - для колеса . В качестве расчетного принимаем меньшее из двух =583 МПа. 3.11.5 Определение модуля зацепления по напряжениям изгиба , (3.43) где М – крутящий момент на соответствующем зубчатом колесе: - на шестерне , (3.44) . - на колесе , (3.45) где =1,1 – коэффициент неравномерности распределения момента; . k – коэффициент расчетной нагрузки, для предварительных расчетов можно принимать k = 1,3 – 1,5, принимаем k =1,4; - коэффициент прочности зубьев по изгибу, принимаем по таблицам /14, с. 263, таб. 35/ в зависимости от количества зубьев: для шестерни при zш = 21 = 4,3 при нулевом смещении исходного контура, для колеса при zк = 50 =3,73 при нулевом смещении исходного контура; =в/т – коэффициент ширины зуба по модулю, для прямоугольных колес принимается равным 6 – 10, принимаем =10. Установим расчетное значение модуля: - по шестерне , . Поскольку при расчете открытых зубчатых передач с целью компенсации влияния износа на уменьшение толщины зубьев рекомендуется увеличение модуля на 8 – 15 % /12, с. 252/, принимаем значение модуля т = 22 мм. 3.11.6 Основные геометрические параметры открытой передачи Колесо: - диаметр начальной окружности , (3.46) ; - ширина зубчатого венца , (3.47) ; - диаметр окружности выступов , (3.48) ; - диаметр окружности впадин , (3.49) . Шестерня: - диаметр начальной окружности , (3.50) ; - ширина зубчатого венца , (3.51) ; - диаметр окружности выступов , (3.52) ; - диаметр окружности впадин , (3.53) . Межосевое расстояние , (3.54) . 3.11.7 Окружная скорость в зацеплении и степень точности передачи , (3.55) . Примем 8-ю степень точности передачи в соответствии с рекомендациями /10, с. 81, таб. 47/. 3.11.8 Уточненное значение коэффициента расчетной нагрузки , (3.56) где - коэффициент концентрации нагрузки, для прирабатывающихся прямоугольны и косозубых передач при переменном режиме нагружения можно принимать: , (3.57) = 1,2 для вш/dш = 230/462 = 0,5 / 14, с. 282, таб. 38/; - коэффициент динамичности нагрузки, для 8-ой степени точности и окружной скорости до 3 м/с = 1,25 /14, с. 284, таб. 39/; , . 3.11.9 Проверка передачи по контактным напряжениям , (3.58) где - коэффициент, учитывающий влияние коэффициента торцового перекрытия , можно принимать = 0,9, что соответствует коэффициенту перекрытия = 1,6. (расчет в данной формуле выполнен в кг и см). Открытая зубчатая пара удовлетворяет условиям контактной прочности. 3.12 Ориентировочное определение диаметров валов и осей Приводной вал (вал ведущей шестерни) , (3.59) где М=Мш=9,76 кН крутящий момент на валу ведущей шестерни; - допускаемые касательные напряжения, принимаем пониженные значения = 200кг/см2 = 19,6 МПа. . Принимаем d1= 180 мм, тогда диаметр под шестерню d1ш = 160 мм, под подшипник – d1п =150 мм, под муфту соединительную – d1м = 120 мм. Ось барабана. Поскольку ось работает только на изгиб, примем ее диаметр ориентировочно, а в дальнейшем проверим по напряжениям изгиба. Итак , ориентировочно принимаем диаметр оси в среднем сечении d2 = 250 мм, тогда диаметр под зубчатое колесо (венец) d2к = 220 мм, диаметр под подшипник d2п = 180 мм. 3.13 Предварительный выбор подшипников Учитывая высокую радиальную нагруженность опор и трудность обеспечения полной соосности при монтаже привода, выбираем роликоподшипники радиальные сферические двухрядные типа 3000 /16, с. 466, таб. 7/. Для приводного вала – подшипник 3530 (d = 150 мм, D = 270 мм, В = 73 мм); для опор барабанов – подшипник 3536 (d = 180 мм, D = 320 мм, В = 86 мм). 3.14 Подбор соединительных муфт 3.14.1 Соединение электродвигателя с редуктором Рабочий, длительно действующий на соединяемых валах, крутящий момент , (3.60) где - суммарный момент, кН∙м; и = 14,97 - передаточное число механизма = 1,1 – коэффициент неравномерности распределения момента; . Диаметры соединяемых валов: вала электродвигателя – 90 мм (конический); вала редуктора 50 мм (конический). По учебнику /9, с. 41/ подбираем муфту зубчатую одиночную № 3 с тормозным шкивом с наибольшим передаваемым крутящим моментом Мкр = = 3,15 кН∙м. Наибольшие диаметры расточек под валы d = 90 мм (цилиндрическая) и d = 95 мм ( коническая), диаметр тормозного шкива D = 300 мм, масса муфты – 30 кг, момент инерции I = 0,6 кг∙м2. Проверка выбранной муфты , (3.61) где к1 – коэффициент, учитывающий степень ответственности передачи и принимаемый по таблице для очень ответственных условий (возможность человеческих жертв при отказе), к1 = 1,8; к2 – коэффициент, учитывающий условия работы и принимаемый по таблице для неравномерного нагружения к2 =1,3; к3 – коэффициент углового смещения , принимаемый по таблице для угла 0,5є возможного перекоса к3 = 1,25. . Условие выполняется. 3.14.2 Соединение редуктора с приводным валом Рабочий, длительно действующий на соединяемых валах, крутящий момент , (3.62) . Диаметры соединяемых валов: выходного вала редуктора – 80 мм, приводного вала шестерни – 120 мм (цилиндрический). По учебнику /9, с. 41/ подбираем муфту зубчатую с промежуточным валом №7 с наибольшим передаваемым крутящим моментом Мкр = 16 кН∙м. Наибольшие диаметры расточек под валы d = 120 мм, масса одной муфты 62,5 кг, момент инерции I = 1,15 кг∙м2. Проверка выбранной муфты , здесь коэффициент углового смещения принят для угла перекоса 0,25є равным 1,0. Условие выполняется. 3.15 Расчет осей барабанов 3.15.1 Выбор материала Принимаем сталь 45 по ГОСТ 1050-74 нормализованную с механическими свойствами /15, с. 17, таб. 1/ σВ = 589 МПа, σТ = 314 МПа, σ-1 = 255 МПа и твердостью НВ 190. 3.15.2 Нагрузки, действующие на барабаны Окружная сила , (3.63) . Радиальная сила , (3.64) где α = 20 є угол зацепления стандартной эвольвентной передачи; . Из схемы (Рис. 3.1) следует, что более нагруженным является барабан I, который и примем за основу для дальнейшего расчета. 3.15.3 Нагрузки, действующие на ось барабана Рассмотрим нагрузки в горизонтальной плоскости (рис. 3.2). (3.65) (3.66) . Рисунок 3.2 – Схема к определению нагрузок, действующих на ось барабана в горизонтальной плоскости Произведем проверку: сумма проекций всех сил на ось х должна равняться нулю. , (3.67) Значит нагрузки и вычислены правильно. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|