рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Серия работ "Цветы" в технике художественной обработки стекла

Знакомство. Художественный витраж. Исторические особенности. Виды. Инструменты и материалы. Наглядные изображения. Просмотр литературы.

2. Техники росписи по стеклу

Назначение витража. Свойства. Применение росписи по стеклу в интерьере. Техники росписи по стеклу (Техника Пленочного псевдовитража или Лаковый псевдовитраж, техника Пескоструйной гравировки, техника Кастинг, известная у нас как “муранское стекло”, техника Фьюзинг (спекание), Техника Тиффани). Знакомство с красками и другими материалами. Эскиз.

Практическая работа

Экспериментальная работа по освоению росписи по стеклу

Инструменты и материалы

Краски по стеклу, контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкие камушки, скелетизированные листья и др.

3. Роспись выпуклой и вогнутой поверхности

Роспись ваз, посуды. Технология, особенности. Приемы и методы. Трудности и выход из них

Практическая работа

Стеклянная кружка или маленькая вазочка на выбор

Инструменты и материалы

Краски по стеклу, контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкие камушки, скелетизированные листья и др.

4. Декорирование формованного стекла. Резка цветного стекла. Формавка. Окантовка. Способы и методы соединения

Практическая работа

Рамка для фото выполненная из кусочков цветного стекла

Инструменты и материалы

Стекло (цветное), резак по стеклу, молоточек, медная пластинка, медный кант, клей

5. Техника «Тиффани», стиль «Галле»

Знакомство с техникой. Разбавление красок. Создание цвета. Смешивание на стекле. Высветление. Простейшие операции

Использование губки. Выписывание деталей. Раскрашивание пальцем. Контур и декорирование. Аппликация. Дополняющие детали

Практическая работа:

- изготовление мини картины на тему осени

- оформление одноразовых пластмассовых стаканчиков

- создание декоративной пленки

- оформление пластиковых коробочек для хранения сухих продуктов

Инструменты и материалы:

Краски по стеклу, контуры по стеклу, акриловый клей, кисточки, прозрачный целлофан, бисер, мелкие камушки, скелетизированные листья, пластиковые стаканы, пластиковые коробки, пленка прозрачная.

Раздел 2. Технология оформления изделий элементами художественной росписи

1. Варианты оформления изделий (панно, посуда, вазы) элементами художественной росписи.

Эскиз. Просмотр литературы. Проработка идеи. Исследовательская работа ( материал, приемы)

2. Оформление выбранных учениками изделий в технике росписи по стеклу.

Практическая работа:

Оформление вазы, панно, посуды, зеркала, бутылки или другого стеклянного изделия элементами витража, художественной росписи в технике выбранной учеником. Оформляя работу ученики должны совместить в своей работе не меньше трех приемов росписи по стеклу.( см. раздел 1. 3.)

3. Итоговое занятие. Выставка работ.

Подведение итогов. Просмотр результатов. Самоанализ выполненной работы. Выставка работ. Чаепитие.

3.3.  Методика создания художественного образа учащимися средних общеобразовательных школ

Художественно-творческая деятельность – это деятельность по созданию новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в рисунке, лепке, аппликации, компьютерной графике и т.д.), а также деятельность по восприятию и переживанию художественных явлений, которая с необходимостью содержит эстетические оценки действительности и искусства.

В основе оценки любого художественного явления лежит выразительность – такое же обобщающее качество, как и красота. Оно связано с умением художника заострить, подчеркнуть характерное в изображаемом с целью усиления его воздействия на зрителя. Для этого в распоряжении художника имеется ряд художественно-выразительных средств: композиция, цвет, линия, форма, объем, фактура и т.д.

Все эти средства используются для создания художественного образа.

Художественный образ как специфическая форма отражения объективной действительности в искусстве является результатом мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Проблему образа в искусстве исследовали Ю.Б. Борев, В.П. Бранский, В.В. Ванслов, Н.Н. Волков, Е.С. Громов, В.П. Зинченко, М.С. Каган, Л. Г. Медведев, С.Х. Раппопорт, Б.П. Юсов и др.

Художественный образ является формой отображения действительности и выражения мыслей и чувств художника, его ценностно-познавательных представлений, эстетических идей и идеалов.

Отличительной чертой художественного образа является новизна, возникающая из-за стремления запечатлеть индивидуальное понимание, видение, а соответственно и новое неповторимое сочетание, возникающее во взаимодействии человека с миром. Новизна является важнейшим критерием истинности художественного образа. Личность художника как бы запечатлевается в художественном образе. Чем ярче и значительнее эта личность, тем значительнее ее творение. Образ неповторим, принципиально оригинален. Замысел художественно плодотворен тогда, когда возникает в образной структуре, длительная его разработка всегда ставит художника перед необходимостью выбора из многих возможных решений оптимального варианта. Осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, разные художники создают разные произведения.

Многозначность такого сложного явления, как художественный образ, заложенного в основу художественного воспитания, предполагает формирование гибкого, творческого мышления у учащихся и, соответственно, отказ от однолинейного, нормативного взгляда на окружающий мир. Общение с искусством, если оно полноценно и эмоционально насыщенно, учит сопротивляться стандартизирующему влиянию культуры, с одной стороны, с другой – терпимости при встрече с проявлениями неординарности в различных сферах художественной деятельности.

Сутью творчества художника является создание образа в том или ином материале, передающего мысли, чувства, настроения художника. А это означает, что передача творческого опыта и заключается в передаче способов создания образа, материальных и духовных, сознательных и интуитивных.

В традиционной художественной подготовке активно используются объяснительно-иллюстративные методы и приемы обучения. При этом главное внимание в работе с объектом уделяется наблюдению, сравнению, многократному повторению. Но опыт преподавания специальных дисциплин показывает, что данные методы эффективны лишь на начальных этапах. Например, при ознакомлении с новой техникой художественной обработки стекла. Объяснительно-иллюстративный метод может быть применён при решение иллюстративных или модельных задач из курса художественных дисциплин (в том числе ДПИ).

Репродуктивные методы и приемы обучения, заключающиеся в том, что учащиеся повторяют заданный алгоритм действий, показанный преподавателем, вследствие чего получают заданный результат, также используется в начале обучения для усвоения простейших операций.

Использование только этих двух, традиционных в своей основе, групп методов и приемов обучения приводит к недостаточному развитию художественно-образного мышления, что, в свою очередь, затрудняет процесс создания художественного образа.

При отборе методов и приемов создания художественного образа учащимися средних общеобразовательных школ следует исходить из того, что в учебной графической деятельности учащиеся должны осознавать себя в определенной атмосфере, где главной питательной средой являются нестандартные подходы к выполнению любой учебной работы. Выявить конкретные методы и приемы обучения, которые указывают пути развития тех или иных способностей обучающихся, достаточно затруднительно, поскольку этот процесс сложен и многообразен. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала. Тем не менее, проведенные различными авторами исследования, их методические рекомендации позволили выявить такие методы, которые наиболее благоприятно сказываются на развитии творческих способностей учащихся в учебной деятельности. К ним относят группу проблемных методов и приемов обучения, понимаемых как высшее проявление продуктивно-деятельностного подхода к обучению, когда наилучшим образом создаются условия для проявления самостоятельности и творчества обучающихся.

Проблемные методы базируются на активных приемах обучения, когда традиционный репродуктивный характер мышления (сначала усвоение знаний, а потом применение) заменяется продуктивным, позволяющем даже при малом шаге познания идти от открытия "для себя" механизма явлений и процессов. Иначе говоря, проблемное обучение строится так – знания и способы деятельности не переносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучающийся мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не дается, а задается в формах проблемных ситуаций. Подобный подход обусловлен:

во-первых, ориентацией современного образования на воспитание творческой личности;

во-вторых, проблемным характером современного научного знания;

в-третьих, проблемным характером современной человеческой практики, в нестабильных жизненных условиях;

в-четвертых, закономерностями развития личности, человеческой психики, в частности мышления, интереса и воли, формируемых именно в проблемных ситуациях.

Правильная организация проблемного метода требует, чтобы каждый обучающийся был занят разрешением какой-либо посильной для него задачи. Но для того, чтобы побудить их к такому действию педагог создает поисковую, проблемную ситуацию, которая является условием создания нового, оригинального художественного образа.

Проблема в художественно-творческой деятельности состоит в создании художественного образа. Эта проблема решается не только в изобразительных, но и в шрифтовых композициях, где силами шрифта передается определенное настроение, эмоциональная характеристика.

Рассмотрим несколько видов проблем, возникающих в процессе обучения. В первую очередь, это провоцирующие проблемы, в которых сталкиваются противоречия:

-  необходимость преодолеть противоречие. Примером может служить противоречие между старыми привычными знаниями и представлениями, базой личного опыта и новыми знаниями, новым опытом;

-  активную работу мысли вызывают проблемы установления сходства и различия между сравниваемыми предметами или явлениями. Чем менее очевидно сходство или различие, тем интереснее его обнаружить. Примером может служить поиск стилевого сходства и различия в изображении;

-  одна из форм умственного поиска – процесс установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Чем менее явно выражены причинно-следственные отношения, тем инте реснее их устанавливать;

-  следующим видом активного поиска является действие выбора, основанного на сопоставлении различных вариантов решения. Любой учебный материал содержит возможности для создания заданий на действие выбора;

-  активную поисковую деятельность стимулируют вопросы, корректирующие данную ситуацию, когда из огромного багажа знаний выбираются единственные и необходимые сведения;

-  высоко поисковую умственную активность, связанную с конструктивной деятельностью, провоцирует задача исправления каких-либо логических ошибок. Выстраивая задания на ошибках, можно добиться активности, заинтересованности в изучаемом материале, что, несомненно, воспитывает внимание, приучает к контролю ситуации. Исправляя «неправильное», полнее понимаешь «правильное».


3.4 План-конспект урока

Ход урока

Теоретическая часть

Прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле называются витражами. Они обычно устанавливаются в световых проемах – окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие «витраж». Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. — начало н.э.) и в храмах первых христиан. Применение цветных стекол для украшения окон началось с того времени, когда христианство стало официальной государственной религией в Римской империи (в конце IV столетия н. э.) и началось оживленное строительство. С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу. Краски художник подбирал, не считаясь с действительностью. В рисунках все было ясно распределено, контуры четко отделяли красочные пятна. Фигурные изображения не занимали всего оконного пространства, а только его середину. Их окружали орнаментальные бордюры, пальметты, надписи и узоры на одежде. Рисунок или буквы наносились кистью или выскабливались из фона. Отдельные детали — короны, края одежды инкрустировались мелкими кусками цветного стекла, имитирующего драгоценные камни.

Круг художников, работавших для витражей или в живописи по стеклу, необычайно широк — от мастеров эпохи Возрождения до художников упадочного буржуазного искусства. Живописью по стеклу на грани XV и XVI столетий занимались выдающиеся немецкие художники: Ганс Гольбейн Старший (1460/70—1524 гг.),. Альбрехт Дюрер (1471—1528 гг.), Лукас Кранах Старший (1472—1553 гг.)

Виды красок

Для рисования по стеклу существует несколько видов краски, условно их можно разделить на несколько категорий:

1. витражные краски

2. пленочные краски

3. краски под обжиг

Каждая из этих категорий имеет свою специфику, например, витражными красками можно красиво оформить дверное стекло, но они не пригодны для использования росписи посуды, пленочные хороши для частой смены дизайна предмета, ими можно оформить какие-то предметы к празднику (нарисовать перламутровые снежинки к Новому году или нарисовать пасхального зайчика к Пасхе), потом эти краски без труда снимаются.

Краски под обжиг можно использовать на посуде для приема пищи, такую посуду можно использовать по ее прямому назначению, они хорошо моется и не токсична.

Работа над витражом

1. Выполнение эскиза на бумаге

2.Нанесение изображения на стеклянную поверхность, предварительно обезжиренную уайт-спиритом, с помощью специального карандаша, подложив эскиз под стекло и закрепив клейкой лентой.

Можно нанести рисунок сразу на стекло.

3. Затем наносим контур, даём высохнуть, излишки убираем зубочисткой.

4. После высыхания контура, наносим краску аккуратно размазывая тонкой кистью. Излишки краски убираем ватной палочкой.

ВНИМАНИЕ! Каждая сторона изделия должна находиться в горизонтальном положении до полного высыхания краски.

5. По высохшей краске можно нанести добавления орнамента цветными контурами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время все большую популярность получают предметы интерьера, выполненные из стекла. К статуэткам и вазам, издревле украшавшим жилище человека, добавились и более конструктивные элементы: стеклянные двери и перегородки, лестницы (от ступенек до перил), мебель (шкафы, настенные полки, столы и стулья, полы и потолки). При желании можно заказать ванну или раковину из стекла, а душевые кабинки из этого материала уже стали классикой оформления ванн. Стеклянные двери и перегородки в сочетании с умело подобранным освещением преобразят вашу квартиру, придадут ей дополнительный объем. Стекло увеличивает пространство, добавляет в интерьер больше воздуха. Кроме того, подобный декор сделает вашу квартиру неповторимой и современной.

Художественная обработка стекла – это особое, неповторимое и современное направление декоративно-прикладного искусства. Интересное само по себе, приобретающее огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств.

В данной работе нами были изучены:

-исторические особенности развития и становления производства и обработки стекла, что позволило нам выявить богатое прошлое стекольного искусства и безграничные его перспективы.

-изучены современные направления травления стекла. В настоящее время разработано несколько современных способов матирования изделий из стекла, которые не вошли в ГОСТ 24315-80. В связи с этим рассмотрим как традиционные, так и нетрадиционные способы матирования. Нами предлагается все способы матирования классифицировать по методу обработки. Такая классификация выгодно отличается от существующей и включает пять групп:

- матирование механической обработкой;

- матирование химической обработкой;

- нанесение матовых обжиговых покрытий;

- нанесение матовых безобжиговых покрытий;

-  матирование с использованием альтернативных источников энергии.

Матирование стекла позволяет персонализировать посуду для ресторанов и гостиниц, создать уникальный предмет быта, нанести фирменный атрибут или причудливый рисунок на стеклянную мебель. С помощью матирования можно нанести логотип или надпись на зеркала машины. Технология матирования стекла расширяет возможности при подготовке корпоративных и личных подарков - с помощью матирования несложно и недолго подготовить оригинальный подарок партнерам, руководителю, сослуживцу или другу. Практически любую стеклянную поверхность можно украсить или персонализировать с помощью матирования - это стеклянные пепельницы, стаканы, бокалы, вазы, зеркала, витражи и др. С помощью матирования стеклянной поверхности можно изготовить оригинальные дипломы и переходные призы. Нанесение надписей на стекло и стеклянную посуду - прекрасный способ персонализации стекла. Матирование позволяет нанести на стекло логотип или подпись, пожелание или дату какого-либо события. Такие подарки одинаково приятно получать и дарить.

Практическая часть отражает работу по освоению традиционных и новых приемов в технике ттравления стекла. Мы ознакомились с основными вариантами составов плавиковой кислоты и видами паст на основе плавиковой кислоты. Так же освоили приемы нанесения паст для матирования стекла.

Проделанная нами теоретическая и практическая работа позволила разработать методические рекомендации в которых отражается содержание методической работы в школе по направлению роспись по стеклу.

Современная обработка стекол позволяет получить огромное количество самых разнообразных эффектов, решающих любые дизайнерские задачи. Основные виды художественной обработки стекла:

Обработка стекол получила очень широкое распространение в последние годы: технологический прогресс в сочетании с изменениями представлений об интерьерном дизайне превращают визуально "невесомое" стекло в один из наиболее востребованных материалов для украшения интерьеров и для решения архитектурных задач. Среди всего прочего, стекло позволяет в полной мере использовать возможности естественного и искусственного освещения.

Таким образом, исследование имеет теоретическую и практическую значимость.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всеобщая история искусств. Т.1. Искусство древнего мира/ под. Ред. Климов, Р.Б. – М.: Государственное издательство «Искусство»,1956 – 920 с. – Библиогр.: 12-14 с.

2. Генина Т., Зеркало в интерьере. Отражение опыта ведущих московских архитекторов//табурет. – 2003 - № 47. – Библиогр.: 34-35 с.

3. Гильде В., Зеркальный мир. – М.: 1982, 156 с. – Библиогр.: 10-16 с.

4. Его величество хрусталь // m & d city/ - 2004 - № 5, май.

5. Жаситите Ж., «Небольшое приключение» с мозаикой. – С-Пб.: – 2000 – 210с.

6. Крылова О., Стеклянный город, построенный мной/Оксана Крылова//Идеи вашего дома. – 2001 - № 3. – 164-176 с.

7. Ковалевская А., Перегородка как трансформер пространства/Ковалевская

А.//строительный сезон. – 2002 - № 29.

8. Коршевер, Н.Г., Работы по дереву и стеклу/ Коршевер Наталья. Издательство

«Вече», 2008 – 319 с. – Библиогр.: 259-264 с.

9. Мария ди Спирито «витражное искусство» издательство альбом. 2008

10. Медведев Ю., Лампы эпохи дизайна//иллюминатор. – 2003. - №2 (4).

11. Макаров В.К., Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаика. – М.: - 1950.

12. Никитина С.Ю., Мониторинг рынка стеклянной мебели, тенденции развития отрасли//мебельщик. – 2001. – № 2.

13.Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с.

14. Окна, двери. Авт. – сост. Манылюк А.Ф. – М., 1999.

15.Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. /науч. Рук. Б.м. неменский. – м.: просвещение, 1994. – 152 с.

16.Пурик Э.Э. Теория и практика художественного воспитания младших школьников на уроках изобразительного искусства. – М.: Изд-во ин-та общего образования МО РФ, 2000 – 184 с.

17. Литвиненко С., «Технология гравирования»/ Сергей Литвиненко; издательство: Витражная мастерская, - 112 с.

18. Стекло в интерьере//табурет. – 2003. – вып. 46 (июнь).

19. Стекло в интерьере /авт. – сост. Хрусталёва С. – С-Пб.: «Диля», 2005 – 192 с.

20.Скворцов К.А., Художественная обработка металла, стекла, пластмассы. - М.: профиздат, 2004..

21. Шелковников Б.А., Русское художественное стекло. - Л.: - 1969.

22.Чеченина Е., Стеклянные стены, зеркальные потолки//новости рынка недвижимости. – 2001. - № 28 23.

23.Эткин Джеки, «Стекло для начинающих», издательство «Арт-родник», 2005

24. http://glass.scud.ru/etching_glass/matting_glass.php


[1]Всеобщая история искусств, т. I. Искусство Древнего мира. – М. 1955.

[2] Гнедич П. П. История искусств. – СПб., 1982.

[3]     Грабарь И.Э.  История русского искусства. – М., 1909.

[4]     Гнедич П П. История искусства.

[5] Бояр О. Г., Китайгородский И. И., Кузнецов А. В., Подъельский В. С., Херсонский С.С. Стекло. – М., 1947.

[6]     Его величеcтво хрусталь//M&D City. – 2004. -  № 4,  май.

[7]     Мощанский Н.А. Строительные материалы сегодняшнего и завтрашнего дня. – М., 1956.

[8]     Гусев Н.М. Стекло в современном строительстве. – М., 1952.

[9]   Гусев Н.М. Стекло в современном строительстве. – М., 1952.

[10]  Гусев Н.М. Стекло в современном строительстве. – М., 1952.

[11]  Авт. – сост. Хрусталёва С. Стекло в интерьере. – СПб.:  «ДИЛЯ», 2005. – 192 с.

[12]  Авт. – сост. Хрусталёва С. Стекло в интерьере. – СПб.:  «ДИЛЯ», 2005. – 192 с.

[13]    Авт. – сост. Хрусталёва С. Стекло в интерьере. – СПб.:  «ДИЛЯ», 2005. – 192 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.