рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Серия работ "Цветы" в технике художественной обработки стекла

Все большую популярность как у нас в стране, так и за рубежом получают безобжиговые покрытия. Безобжиговые покрытия, имитирующие эффект матирования, получают путем нанесения на поверхность стеклоизделий органических белых и полупрозрачных лаков и красок, а также таких полимеров, как полиуре-тановые композиции. По сравнению с другими способами матирования данный метод менее энергоемок и безвреден.

Лазер относится к альтернативным источникам энергии. Его успешно применяют для матирования стеклоизделий. В Великобритании разработан способ декорирования стеклоизделий (чашек, ваз, флаконов и др.) с использованием лазерной технологии. Сфокусированный лазер позволяет получить на изделии линии и отдельные пятна диаметром 30 - 100 нм. Для матирования стеклоизделий помимо лазера применяют ультразвуковую обработку и гравирование электрическим током.

В настоящее время в БелГТАСМе ведутся работы по матированию стеклоизделий детонационным способом и методом плазменной обработки (а. с. СССР 1088265). Так, разработана технология матирования стеклоизделий методом плазменного напыления металлов (см. схему). Для этого был использован электродуговой плазмотрон УПУ-8М с плазменной горелкой ГН-5Р. Параметры работы плазмотрона были следующие: рабочее напряжение — 32 В, сила тока — 300 А. Плазмообразующим газом служил аргон, расход которого составлял 2,5 м3/ч при давлении 0,25 МПа. Расход воды на охлаждение — 10 л/мин. В качестве матирующего металла применялись отходы медной проволоки диаметром 1,0 - 2,5 мм.

Сущность матирования заключается в следующем. Расплавленная капля металла приносит в точку контакта с поверхностью стеклянной подложки количество теплоты, достаточное для размягчения поверхностного слоя. В результате значительного термоудара на глубину до 200 - 250 нм в поверхностном слое появляются микротрещины, развивающиеся до микросколов. Напыленный слой металла в результате термоудара вместе с поверхностными частицами стекла самоотслаивается. Непрерывное поле микросколов образует высококачественную матовую поверхность типа "мороз".

Для декорирования была использована продукция (рюмки, фужеры, бокалы) ОАО «Стекольный завод "Красный Май"». Перед декорированием поверхности стеклоизделий обезжиривали ватным тампоном, смоченным в ацетоне или метаноле. Затем на изделие накладывали трафарет, изготовленный из гибкой алюминиевой или медной фольги. Изделие с трафаретом устанавливали на вращающийся турнет и проводили плазменное напыление меди. Продолжительность декорирования одного стеклоизделия составляла 10-30 с в зависимости от конфигурации и площади поверхности наносимого рисунка. После плазменной обработки снимали трафарет и очищали поверхность стеклоизделия от остатков металла.

Данный способ матирования энергетически более выгоден по сравнению с такими традиционными способами, как пескоструйная обработка и шлифовка абразивными материалами. К недостаткам указанных способов относятся значительная запыленность рабочей зоны и высокие энергозатраты. Так, мощность электроустановки может достигать 20 кВт и более, а мощность электродувного плазмотрона — 9-12 кВт. Матовая поверхность типа "мороз", полученная на стеклоизделиях традиционным способом, отличается раковистым изломом и средней глубиной микровыко-лок до 300 - 400 нм. Аналогичную поверхность в виде раковистого излома имеют стеклоизделия при плазменном матировании. Глубина микровыколок после самоотслоения напыленного слоя металла составляет 300 - 350 нм.

Основные преимущества технологии матирования стеклоизделий методом плазменного напыления — высокая производительность, экологическая безопасность и возможность использования отходов металлической проволоки. Все это позволит снизить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность.

Фотографическая обработка стекла позволяет изготавливать на стекле, покрытом фотоэмульсией, диапозитивы. Кроме того, на поверхности стекла можно выполнять фотопечать, нанося изображения с помощью силикатных красок и закрепляя их обжигом. Существует и такой способ: на стекло, покрытое защитной светочувствительной пленкой, противостоящей плавиковой кислоте, фотопроцессом переносятся рисунки и изображения.

Люстрирование, или иризация, представляет собой нанесение на поверхность стекла, бесцветного или окрашенного, прозрачного несмываемого слоя. Процесс заключается в том, что сильно нагретое стекло окуривается в специальной камере парами соединений металлов и затем медленно охлаждается. С помощью такого способа можно получить различные, декоративные эффекты.

Специальные силикатные карандаши, которыми рисуют по стеклу, содержат легкоплавкие краски. Ими рисуют по стеклу, предварительно подвергнутому матированию абразивным порошком. После того как рисунок выполнен, стекло с нанесенным изображением подвергается обжигу, а затем охлаждается. В результате краска сплавляется со стеклом, сохраняя всю выразительность и яркость цветов.

Очень интересным материалом для воплощения дизайнерских идей является так называемое флоат-стекло, или стекло, состоящее из нескольких слоев. Для работы с ним существуют разнообразные технологии и возможности, но работать с таким стеклом непросто: этот материал не прощает малейших ошибок и неточностей. В общих чертах она заключается в том, что стекольную массу вливают в ванну с расплавленным оловом, после чего остывшая масса получает идеально ровную поверхность, не требующую ни шлифовки, ни полировки. Эта технология позволила сделать настоящий переворот в производстве стекла и сегодня очень популярна во всем мире.

Модным становится и использование в дизайне интерьера так называемого наплавляемого, или изразцового, стекла. Его технология известна человечеству несколько десятков веков, но сегодня она открывает перед дизайнерами новые возможности. С помощью изразцового стекла создается стеклянная «живопись» и даже целые архитектурные объекты.

В последнее время художники, работающие со стеклом, часто используют технологию «фьюзинга» — спекания (соединения нескольких стеклянных элементов в печи) и свободного формования стекла. Процесс фьюзинга и технология спекания состоят из нескольких рабочих этапов. Сначала стекло нагревают до нужной температуры, затем выдерживают (так называемая «томильная» фаза) на одном уровне в течение некоторого времени и резко снижают (фаза «быстрого охлаждения») до уровня, чуть превышающего температуру отжига. Затем требуется, как говорят мастера, «снять напряжение» в стекле и постепенно охладить его до комнатной температуры. Разумеется, грамотное выполнение всех этих стадий требует большого опыта и практических знаний.

Существует еще одна интересная технология обработки стекла — кастинг, известная также как муранское стекло. Для отливки стеклянных деталей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. В отличие от стекла в технике «спекания», рисунок на муранском стекле ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.[13]

Итак, стекло имеет свойства такие как, прочность дисперсность, прозрачность, цветность гибкость из него можно делать не только лампы, но и мебель, окна, пол и лестницы. Стекло может быть энергосберегающим, ламинированным, многослойным, закаленным, солнцезащитным, окрашенным, армированным, узорчатым, полированным. Так же на сегодняшний день существует множество обработок стекла, благодаря которым стекло приобретает новые свойства.


Глава II. Этапы выполнения дипломной работы

2.1 Обоснование выбора темы дипломной работы

Целью практической части нашего диплома являлось создание серии работ «Цветы» - художественная обработка стеклянных ваз в технике матирования стекла пастой. Задуманный нами художественный образ цветов отражён нами в поисковых эскизах. На первом этапе выполнения серии работ необходимо было вникнуть в специфику техники матирования стекла пастой. На втором этапе – мы занимались подбором стеклянных ваз и созданием единого стиля изображений. Творческий процесс продолжается, ведь подбор стекла и формы ваз сравним тому, как живописец выбирает палитру, смешивая разные краски. Естественно в этом деле есть свои особенности: стекло должно быть достаточно качественным, без трещин и других недостатков. Третий этап работы предполагал непосредственно сам процесс матирования ваз. В одном случае нужно использовать лишь прозрачные стекла, чтобы создать эффект легкости и воздушности. В другом — глухие стекла, которые почти не пропускают свет. Но, есть стекла, которые, пропуская световые лучи по-разному, преломляют их, что создает особенный, неповторимый эффект. Ну и, наконец, не исключена возможность комбинировать абсолютно разные и по структуре и по фактуре стекла. Для своих работ я выбрала уже заранее купленные вазы из стекла с различными видами форм, с различной толщиной стенок и высотой.

На всех этапах работы придумывалось множество вариантов изображения цветов, единой целостной композиции и художественного образа.


2.2 Описания технологии травления стекла

Для травления стеклянных ваз мы выбрали технологию матирования стекла пастой. Особенность данной технологии заключается в том, что матирующая паста предназначена для тех изделий, которые трудно обработать посредством плавиковой кислоты, например объекты неправильной или округлой формы. Чем матирование стекла отличается от нанесения краски, покрытия пленкой и или просто наклейки. Своей красотой и долговечностью, такие изображения невозможно смыть и отскоблить.

Технология работы с пастой крайне проста. Схематично процесс изготовления продукции можно описать следующим образом:

1) необходимо для начала изготовить трафарет или шаблон из оракала. Приклеить его на вазу и нанести рисунок с помощью битумного лака.

2) после высыхания лака, снимаем трафарет и очищаем стекло от следов и грязи.

3) наносим толстым слоем пасту рядом с изображением. Чтобы получилось все равномерно, используя пластиковую лопатку быстрыми движениями наносим пасту на изображение так, чтобы она покрыла толстым слоем все детали. Оставляем пасту на стекле на 10-15 минут. По истечении этого времени при помощи все той же лопаточки удаляем пасту со стекла.

4) Хорошо промываем поверхность стекла под струей воды, стараясь делать это так, чтобы струя воды попадала между стеклом и нанесенным шаблоном. Тщательно промываем и высушиваем изделие.

Итак, наша работа закончена, теперь осталось лишь найти то заветное место в нашем интерьере, в котором эти дивные вазы будут радовать нас и окружающих своей радостью и красотой.


ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ СТЕКЛА В ШКОЛЕ

3.1 Методика преподавания художественной росписи по стеклу в средней общеобразовательной школе

В кружковой работе учащихся привлекает необычность материала, уникальность технологии производства и оригинальный результат творчества. Поэтому, на занятиях по изучению технологий художественного стекла в учебно-воспитательном процессе решается сразу две задачи: общеэстетические, направленные на приобщение учащихся к художественному творчеству, искусству стеклоделия, на расширение их кругозора и органичное восприятие как произведений современного искусства, так и культурного наследие прошлого.

Пояснительная записка.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями, доступно детям среднего возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных творческих работ.

Исходя из этого, цель нашей методики художественной росписи по стеклу можно сформулировать так:

- формирование эстетического отношения к окружающему предметному миру;

- формирование творческого отношения человека к действительности;

- формирование нравственно-эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты;

- формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство;

- развитие способностей обучающихся к художественному мышлению;

- приобщение школьников к мировой культуре;

К принципам, на которых основывается данная программа, можно отнест и следующие:

- творчество есть элемент общей культуры человека и общества;

- творчество как совокупность действий, методов, приемов от осознания проблемы до реализации идеи в реальном изделии направленно на активизацию потенциальных продуктивных возможностей человека на пути его самореализации;

- результат творчества – это продукт деятельности человека, который в обществе имеет наряду с другими функцию товара и может быть объектом купли-продажи.

Задачи программы:

- воспитать активную творческую личность;

- способствовать получению и расширению знаний обучающихся о мировом витражном искусстве;

- развивать воображение и творческие возможности обучающихся;

- реализовать принципы нравственно-эстетического воспитания средствами искусства;

- способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к культуре;

- формирование знаний о витражном искусстве;

- ознакомить с разновидностями витража и обучить техники росписи по стеклу;

Достижение цели и задач обучения в наибольшей степени обеспечивается путем проведения взаимосвязанных теоретических, практических и самостоятельных занятий. Рекомендуется, кроме того, давать небольшие задания на дом, посещать выставки и музеи, проводить встречи с художниками и творцами. Эффективность обучения повышается путем проведения соревнований, выставок, конкурсов. Основная часть учебного времени (приблизительно 90 %) предназначена для практической работы. В течение всего учебного времени каждый ученик должен изготовить одно изделие, а именно вазу в технике роспись по стеклу.

По результатам освоения программы учащиеся должны знать:

- истоки появления стекла;

- исторические особенности развития витражного искусства;

- основные виды витража;

- применение витража и других изделий из стекла в интерьере и

архитектурных сооружениях;

- различные техники художественной росписи по стеклу;

- разнообразные приёмы росписи по стеклу;

- основные материалы и инструменты для работы в технике роспись по

стеклу;

- технологию росписи различных изделий из стекла;

- особенности оформления вазы для цветов художественной росписью.

Так же учащиеся должны уметь:

- составлять эскиз своего будущего рисунка, увеличивать его и переносить на своё изделие из стекла;

- подбирать краски и контуры по стеклу в цветовой гамме изображения;

- использовать основные приемы росписи по стеклу;

- работать специальными красками и контурами по стеклу не нарушая технологию;

- по этапам расписывать свое изделие в современных техниках выполнения росписи по стеклу;

- изготавливать сои собственные творческие работы.

Содержательная основа программы раскрывается в 2 разделах:


Раздел 1.

«Введение в технику художественная роспись по стеклу». Здесь рассматривается историческая особенность росписи по стеклу, раскрываются основные современные направления и виды работы в технике роспись по стеклу. Описывается значение и применение витража и изделий в данной технике в современном интерьере. Так же в данном разделе учениками осваивается декорирование формованного стекла — стиль Тиффани, стиль Галле. А так же роспись выпуклой и вогнутой поверхности.

Раздел 2.

«Технология изготовления панно, и других декоративных изделий элементами художественной росписи». В этом разделе раскрываются основные способы оформления вазы для цветов, декоративных панно, росписи зеркал, стеклянной посуды и многого другого в технике росписи по стеклу. Предлагаются варианты оформления изделий художественными элементами росписи по стеклу, в результате чего из отобранных вариантов ученики изготавливают свои собственные изделия.

Практические занятия позволяют ученикам ознакомиться с техниками росписи по стеклу, прочувствовать, как ложится краска, как можно с помощью контура придать плоскому рисунку объем, и научиться использовать другие материалы для оформления изделий из стекла.

Наименование разделов и тем Количество часов
теория практика всего
Раздел 1. Введение в технику художественная роспись по стеклу
1 Вводное занятие 2 - 2
2 Техники росписи по стеклу 2 6 8
3 Роспись выпуклой и вогнутой поверхности 2 6 8
4 Декорирование формованного стекла 2 6 8
5 Техника «Тиффани», стиль «Галле» 2 12 14
Раздел 2. Технология изготовления панно, и других декоративных изделий элементами художественной росписи
1 Варианты оформления изделий элементами художественной росписи. Эскиз. 2 2 4
2 Оформление индивидуальных работ(панно, посуда, зеркало, ваза) в технике росписи по стеклу - 20 20
3 Итоговое занятие. Выставка работ. 1 1 -
Итого 64

1. Вводное занятие

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.