рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Проект упаковки для пищевой промышленности

В этой части были рассмотрены коробки по конструктивным признакам, которые представлены на рынке на декабрь 2004 года (магазин «Седьмой континент»). Конечно, это далеко не все представленные образцы, но наиболее распространённые и наиболее типичные. Все представленные образцы удобны для использования на больших новогодних мероприятиях, когда нужен недорогой и «удобный» подарок, за исключением, быть может, коробки на рис. 2.8 . Но когда подарок приобретается «в семью» к нему предъявляются более высокие требования по оригинальности конструкции, надежности и художественному оформлению, о чём будет сказано в следующей части.

2.3 Анализ художественного оформления упаковки для новогодних подарков

Подарочную упаковку можно подразделить на:

1) богатую - богатое оформление с позолотой и т.д., предполагает своим потребителем человека с большими (средними) доходами, но при этом среднего культурного уровня;

2) изысканную - потребитель не обязательно богатый, но культурный человек с хорошим вкусом;

3) нарядную упаковку, предназначенную для женщин;

4) яркую - для ребенка;

5) вызывающую (шокирующую), рассчитанную на подростка-ти-нэйджера.

Цепочка: отправитель — кодировка — обращение — расшифровка — получатель. Дизайнер должен таким образом составить свое послание к потребителю, чтобы он мог правильно его понять. Для этого учитываются психологические, культурные, национальные возможности цвета, изображения, формы, шрифта, композиции, символические знаки, разновидностью которых мы можем считать орнамент. Кроме того, осуществляются сегментирование рынка и позиционирование товара на нем, учитываются традиции в оформлении товаров различных категорий продуктов.

Вербальная информация является линейной и направлена на пробуждение разума (обращена к разуму).

Визуальная информация является фенестративной (окно) и направлена на пробужденье эмоциональной сферы.

В случае упаковки эти две системы передачи информации составляют единое целое, что позволяет воздействовать одновременно на разум и эмоции потребителя. В зависимости от возраста и культурного уровня потребителя при определении предназначения товара делается соответствующий акцент.

Способы визуального воздействия: изображение, цвет, композиция, ритм. Шрифт является принадлежностью как визуального (особенно в названиях), так и вербального способа передачи информации.

В упаковке эти два уровня передачи информации дополняют друг друга, частично дублируя друг друга, но при этом, воздействуя на различные области человеческой психики: фенестративный обращается к эмоциональной сфере, а линейный - подкрепляет первый, обращаясь к разуму покупателя. Выступая вместе, они создают избыточность информационного воздействия и препятствуют помехам полностью или частично исказить закодированное сообщение. Под помехами имеется ввиду неправильно выбранное цветовое решение, визуальный ряд, различное освещение в магазинах, плохое полиграфическое исполнение и т.д.

Основные факторы, определяющие воздействие на формирование необходимых установок у потенциального потребителя. Какими выразительными способами дизайнер может решить эту задачу:

1)материалы, используемые в упаковке;

2) форма, конструкция и размер;

3) цвет;

4) графическая композиция.

Выбор материала может создавать желаемый образ продукта. Товары повседневного спроса упаковываются в недорогие материалы, которые обеспечивают, прежде всего, сохранность продукта. Выбор материала для упаковки очень важен, но особенно значим он для эксклюзивной и подарочной упаковки.

Наибольшая опознавательная (различительная) способность - у формы, у сочетания ее с цветом — практически абсолютная различительная способность. Форма - более эффективное средство коммуникации, чем цвет. Но экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы. Форма дает широкое разнообразие ясно различимых моделей. Кроме того, форма используется при создании подарочных упаковок, предназначенных к реализации во время различных праздников. Можно назвать различные упаковки к новогодним праздникам — в виде сундучков, домиков, нарядных коробочек, ко Дню Святого Валентина — в виде сердца, к Пасхе — в виде яйца.

К форме предъявляется ряд требований:

1. Прежде всего, должно удобно держать ее в руке, пользоваться при изменении наклона и т.д., то есть рука человека выступает как основная точка отсчета.

2. Вес рассчитывается таким образом, чтобы среднестатистический человек мог пользоваться упаковкой, не затрачивая чрезмерных усилий.

3. Форма должна быть такой, чтобы при выкладке товара на полку в магазине она легко узнавалась, и ее можно было бы легко взять. Придумываются специальные мини-прилавки для продажи штучных товаров. Форма определяет и композиционное решение упаковки.

Размер упаковки связан, прежде всего, с маркетинговыми исследованиями и решением о том, в какой ситуации, или в расчете на какую семью данная упаковка создается, но размер может нести в себе определенные эмоциональные ассоциации: например, небольшие упаковки или флакончики могут способствовать созданию ощущения изысканности, уникальности, престижности. Маленький размер возможен при создании подарочных эксклюзивных упаковок с использованием дорогих материалов, графическое решение в данном случае может быть миниатюрным и особенно тщательным. Но в то же время может быть создана подарочная упаковка для конфет - большая эффектная коробка с минимальным наполнением, в данном случае подарком, знаком уважения и внимания будет служить сама коробка, стоимость которой может быть не меньше стоимости содержимого.

Конструкция должна позволять легко получить доступ к содержимому упаковки, если это не опасный продукт. Эти дизайнерские задачи должен осуществлять не столько дизайнер-график, сколько дизайнер-технолог при проектировании упаковки.

Основным фактором, влияющим на эмоциональное восприятие, наиболее действенным и первичным, является цвет. Именно цвет, прежде всего, привлекает внимание. Цвет, являясь одним из первых способов в познании мира и самого себя человеком, имеет наиболее глубокие корни в психике человека. Несмотря на общие корни появления цветовых архетипов, разные народы по-разному воспринимают оттенки других основных цветов. Помимо цветовых предпочтений, обусловленных культурной традицией и географической средой, существуют предпочтения возрастные. Так, дети и молодежь, то есть наиболее эмоциональная и энергичная часть социума, любят чистые и яркие цвета, особенно красный, правда, нужно учитывать влияние моды. Художник-дизайнер и в этом случае обязан учитывать культурный уровень того сегмента рынка, на который рассчитан данный товар, географический, национальный, возрастной и т.д.

Существует еще такой феномен восприятия цвета, как перенос цветовых ощущений на качество товара, содержащегося в упаковке. Это явление используется при создании упаковок. Белый цвет, цвет чистоты, — основной в упаковках лекарств. Продукты питания часто закладывают в упаковки желто-коричневой гаммы как наиболее съедобной. Оранжевый цвет наиболее приятен для пищеварения.

Буква является символической формой, получившей в процессе эволюции точное значение, закрепленное за фонетическим знаком, но ее графическое начертание сохраняет огромные возможности для эмоционального воздействия, построенные на моторном и ассоциативном восприятии. Моторные - это острый шрифт или округлый, различного наклона и т.д., а ассоциативные - связаны с историей развития человеческой культуры. Мы предлагаем выделить следующие ассоциации.

1. Исторические - готический шрифт вызывает ассоциации с временами рыцарства и поклонения прекрасной даме, а рубленый - с эпохой революции.

2. Национальные: кириллица - славянские народы, арабская вязь - Восток и т.д.

3. Образные - это, прежде всего рисованные шрифты, где активно используются цвет и фактура. Причем, таким образом, может быть решена вся надпись или отдельные буквы, которые могут становиться изображением. На значительном расстоянии шрифт может восприниматься как орнаментальная композиция или цветовое пятно в общей декоративной композиции упаковки. Информационные блоки, выполненные более мелким шрифтом, чем основные надписи, могут создавать эффект фактуры поверхности. Или сама надпись издалека может складываться в изображение.

Название, выполненное специально подобранным или созданным шрифтом, вначале воспринимается как часть зрительного ряда и не должно вступать в противоречие с изображением. Оно должно дополнять и усиливать его.

В упаковке чаще всего используется симметричная композиция. Она более уравновешена, статична. Вызывает ощущение стабильности, надежности - качества. Диагональные композиции более эмоциональны, динамичны и чаще используются при оформлении упаковок для молодежных групп.

В композиции обязательно должна учитываться и такая закрепленная в подсознании особенность восприятия, как реакция на силу земного притяжения. Если весь изобразительный ряд находится на верху упаковки, он зрительно перевешивает, поэтому упаковку все время хочется перевернуть.

Ритм является организующим способом в создании композиции. В то же время ритм в композиции является не менее значительным способом эмоционального воздействия. Декоративность изобразительных элементов — геометрических знаков, орнамента — имеет связь с проявлениями ритма и симметрии в природе, с положительной реакцией человека на правильную форму. Чувство целесообразности правильной формы в виде инстинкта закрепляется даже у животных. Положительная эмоциональная реакция на гладкую поверхность, четкую линию, правильную форму, в конечном счете, выступает как эстетическая реакция, связанная с чувством ритма, симметрии.

Из всех этих упаковок наиболее выигрышное положение у коробок на рис. а,б. Так как эти подарки выпущены под товарным знаком «Красный Октябрь» (Товарные знаки – это зарегистрированные в условленном порядке обозначения, служащие для того, чтобы отличать товары одних предприятий от однородных товаров других предприятий). Марка «Красный Октябрь» имеет долгую историю, и завоевала доверие и любовь покупателя. Она ассоциируется с качественным продуктом, а также вызывает хорошие воспоминания о детстве у взрослых покупающих подарки для своих детей. Поэтому этим подаркам могут отдать предпочтение при одинаковой цене, и если другая фирма не привлечёт своим более оригинальным дизайном. Коробка (б) вызывает боле положительные реакции благодаря яркому красному и оранжевому цвету и форме. Коробка (а) имеет преобладающий синий цвет, что более мрачно и строгую форму, не навивая праздничного настроения. Упаковки на рис. в,г имеют торговую марку «Слад*Ко». Вряд ли она вызывает такие ассоциации, скорее всего многим такая марка вообще неизвестна. Поэтому здесь нужно стремится к яркой оригинальности если не в конструкции, то в дизайне. Но эти коробки нельзя назвать очень оригинальными, особенно коробку на рис. г. Коробка (в) благодаря форме пирамиды похожа на ёлку и её зелёный цвет вызывает неплохие ощущения, но он мог бы быть более ярким и сочным. Коробка (г) цвет имеет яркий, но сюжет не связан с новым годом, что не добавляет хорошего настроения при взгляде на этот подарок. Подарок на рис. д имеет простой дизайн как и конструкцию, но он ярок и жизнерадостен. Для детей младшего возраста такая коробка будет очень уместна. Но, по-моему, что-то в этой коробке привлекает, и она вызывает симпатию. Наименее привлекательная коробка на рис. е, хотя коробка похожа на домик, но её дизайн мог быть более интересен и ярок. Бледный охро-коричневый цвет вызывает уныние, как будто домик давно забросили, недостаток конструкции на крыше усиливает это впечатление.

2.4 Влияние позиционирования товара на конструкцию

Этапы распределения и продажи продукции выдвигают требования к упаковке со стороны торговли.

Рост количества и размеров современных супермаркетов повлиял на требования к упаковке не только в пищевой отрасли, но также и в секторах продуктов гигиены, косметики, бытовой техники, сувениров, компьютеров и периферийной техники. Необходимость выставления богатого ассортимента товаров в хорошо оформленных витринах и на полках магазинов для привлечения внимания потребителей значительно усиливает роль упаковки в сбыте продукции. Критическими стали задачи обслуживания этих постоянно растущих точек розничной торговли, поставки товаров, готовых для показа в витринах и на полках. Сегодня для оживленных супермаркетов требуется так называемая «готовая для витрины упаковка», поскольку постоянный сбыт продуктов предполагает быстрое пополнение товаров на полках. То есть упаковка должна не только иметь «нарядный» внешний вид, но и конструктивно соответствовать. Например, размеры упаковки должны соответствовать типовым размерам полок в магазинах, конструкция способствовать лёгкости позиционирования на витрине и быть узнаваемой.

Следовательно, новогодняя упаковка, чтобы выделяться на общем фоне должна отвечать следующим требованиям:

·  вызывать у покупателя стремление к покупке;

·  вызывать ощущение ценности товара;

·  вызывать ощущение уникальности.

Из вышеперечисленного следует, что ни одна из рассмотренных коробок не отвечает всем требованиям. И как следствие этот товар не пользуется повышенным спросом.

Правильному позиционированию упаковки способствует грамотное расположение упаковки в магазине.

В настоящее время учитывается все: как расположить товары на полках, насколько удалены должны быть полки друг от друга, какова должна быть их ширина, ориентация продукта на уровне глаз, расположение товаров слева, справа, снизу, сверху и так далее.

Здесь же все коробки лежат в одной ёмкости. Некоторые из них помяты, повреждены, другие просто нельзя увидеть. Это, несомненно, уменьшает привлекательность товара, ведь чтобы что-то рассмотреть необходимо рыться в «куче» коробок, что раздражает.

Более правильно было бы расставить коробки на полки по видам, чтобы их было видно, не повреждалась форма коробок.

В условиях современного рынка упаковка перестаёт быть просто упаковкой, зачастую она несёт дополнительные функции, например, игровые. Но с обычной коробкой это не возможно. Коробка должна заинтересовать ребёнка как объект игры. Взрослых же она должна заинтересовать своей уникальностью и актуальностью, а также, что не маловажно удобством и функциональностью.

Проанализировав все представленные образцы, можно выделить основные недостатки:

·  однообразная форма коробок;

·  маленькие ручки;

·  плохо продуманный дизайн.

Для устранения этих недостатков была разработана новая конструкция новогодней подарочной упаковки.


Глава 3 Проектирование конструкции упаковки для пищевой промышленности на примере упаковки для новогодних подарков

3.1 Выбор материала

К бумажным материалам, предназначенным для изготовления потребительской тары, предъявляется ряд требований.

·  Листовая бумага (картон) должна иметь строго прямоугольную форму; отклонение допустимо в пределах до 0,2 %. Это обеспечит нормальную работу машин по заготовке закроя и хорошее качество изделий.

·  влажность бумаги должна быть в пределах 6—8 %, картона 6-12%.

·  бумага и картон, предназначенные для нанесения печати, должны иметь гладкую поверхность и зольность не менее 8%. Нормы гладкости и зольности устанавливаются стандартами в зависимости от видов бумаги и способов печати.

·  механическая прочность бумажных материалов должна соответствовать требованиям, предъявляемым к прочности изделий в зависимости от массы и свойств затариваемой в них продукции, способов ее транспортировки и условий хранения.

·  бумажные материалы для завертывания и изготовления тары должны обладать водо -, паро -, аромато -, жиро- и газонепроницаемостью.

Выбор материала обусловлен конструкцией упаковки и требованиями, предъявляемыми к ней. В данном случае материал должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать вес упаковываемой продукции (от 0,5 до 0,7 кг). Но в то же время достаточно эластичным, чтобы удовлетворять требованиям конструкции:

·  тело должно иметь форму полуцилиндра;

·  на голове линии бигования имеют плавные изгибающиеся формы.

Оптимальным для данной конструкции является картон массой

200-250 г/м2 и толщиной 0,3-0,35 мм.

Так как упаковка имеет форму собаки желательно использовать фактурные картоны для достижения эффекта правдоподобия.

Исходя, из всех вышеперечисленных требований выбираем картон:

·  фирма «Берег»;

·  мелованный картон с тиснением STROMCARD ES;

·  масса 240 г/м2;

·  толщина 0,3 мм.

3.2 Разработка конструкции

С введением системы самообслуживания упаковка должна не только предоставлять информацию об упакованном продукте, но также рекламировать товар и стимулировать его покупку. Она должна выделяться посредством своей формы, цвета, иллюстраций. Я предлагаю решение, которое будет удовлетворять всем вышеизложенным требованиям.

Новогодняя упаковка в виде собаки – таксы, внутри находятся сладости. После использования упаковка может служить игрушкой.

Это объёмная конструкция, где все детали выполнены в объёмном виде – туловище, лапы, голова (см. рис. 3.1).

Рис. 3.1 Изометрическая проекция новогодней упаковки


Голова и туловище выполнены из одной развёртки. Нижняя часть туловища ровный прямоугольник. Верхняя часть – полуцилиндр. Туловище сгибается и склеивается. Голова собирается и также склеивается. Для придания естественной формы голове линии бигования вверху выполнены плавно. Где голова должна переходить в шею, она сужается, что достигается с помощью линий бигования, которые фальцуются внутрь. Голова держится на весу с помощью специального клапана, который вставляется в переднюю панель, глубина его вставки может регулироваться. Уши фальцуются вниз по линии сгиба.

На передней панели есть ручка, которая вставляется в прорези, сверху специальные замочки препятствуют выпадению ручки наружу. Она достаточна широкая и длинная, таким образом, устраняется одна из проблем вышерассмотренных коробок – маленькая неудобная ручка

Задняя панель закрывается с помощью хвоста, который вставляется в прорезь на туловище.

Рис. 3.2 Развёртка упаковки


Лапы единственная вставная деталь. Они выполнены в форме параллелепипед, нижняя часть лап фальцуется и вставляется с помощью клапана в прорезь. Вставляются лапы в туловище с помощью клапанов, после вставки клапаны разгибаются, что препятствует, их выпадению из отверстий. Лапы являются твёрдой опорой, способны выдержать вес в 500-700 грамм, что вполне достаточно для новогоднего подарка (см. рис. 3.1, 3.2).

Все детали плотно прилегают друг к другу, не топорщатся, нет щелей между деталями – это отвечает требованиям к конструкции, эстетично, вызывает ощущение надёжности у покупателя.

Конструкция в целом достаточно сложная, но так как это эксклюзивная и новогодняя упаковка - это сезонная продукция и тиражи её в целом небольшие, то это небольшой недостаток.

 Положительная черта в том, что конструкция является цельной, собрать её можно на месте заполнения продуктом, например, в магазине.

3.3 Разработка дизайна новогодней упаковки

Дизайн конструкции запоминается и бросается в глаза, что очень выигрышно на фоне других рассмотренных выше конструкций

Коробка имеет форму собаки, но должна быть какая-то «изюминка». Здесь такса одета в пальто с воротником. В кармане пальто видны конфеты и новогодняя ёлка, что настраивает на праздничный лад. На передней панели пальто застёгивается на пуговицы. На задней панели штанишки на завязочках. Шея повязана шарфом, который как будто развивается сзади, на самом деле это ручка коробки. Лапы таксы одеты в полосатые красно-белые чулочки, что придаёт ей уютный вид. Так мы получаем не просто собаку, а сказочную таксу, для детей это очень важно.

Также здесь кроются большие возможности при разработке дизайна можно сделать таксу женского пола, таксу – ребёнка, получится целая собачья семья. Возникает дополнительный стимул – купить весь набор, чтобы детям было интересно играть вместе. Можно менять одежду. Таким образом, не меняя конструкции можно добиться большого разнообразия по внешнему виду.

На рис. 3.4 изображена милая дама, в красном берете, зелёной кофточке и голубой плисерованой юбке. На хвосте у неё бант. Лапки одеты в нарядные розовые сапожки. В ушах серьги.

Общая деталь – это шарф, тоже полосатый, но другого цвета.

Здесь мы видим весёлого ребёнка, который радуется приходу нового года , о чём свидетельствует надпись на его пальто. У него рыжие волосы. И опять объединяющая деталь – шарф. Его лапы одеты в полосатые чулки.

Вот таким образом можно с одной конструкцией создать разные образы и целую композицию.


Глава 4 Разработка проекта технологии производства упаковки для пищевой промышленности на примере упаковки для новогодних подарков

4.1 Общая схема для разработки технологии

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.