рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Наркобизнес как экономическая отрасль

В противовес запретительной доктрине появилась либеральная доктрина, основывающаяся на принципе отмены запрещения употребления и продажи наркотиков в немедицинских целях. Сегодня в мире действуют четыре основных международных организации, имеющие целью смягчить современную репрессивную политику по отношению к наркотикам и перенести центр внимания общественного мнения в плоскость народного здоровья. Это Европейское движение за нормализацию наркотической политики (англ. European Mouvement for the Normalization of Drug Policy - EMNDP, фр. Mouvement europeen pour la normalisation des politiques sur les drogues - MENDP), Радикальная антизапретительная координация (Coordination radicale antiprohibitionniste - CORA), Антизапретительная Международная Лига (Ligue Internationale Antiprohibitionniste - LIA) и американский Фонд наркотической политики (Drug Policy Foundation - DPF). Подобные организации, действующие уже на государственном уровне, существуют в Швейцарии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Испании, Голландии, Италии и Германии[46]. Представители данных организаций приводят несколько обоснованных доводов в защиту своих теорий и систем. Рассматривая идеологические и моральные аргументы специалисты говорят о том, что, в силу основных религиозных и правовых убеждений граждан (о морали, правах и свободах человечества, зафиксированных в Декларации прав человека), государство не может запретить индивиду принимать наркотики, если он не наносит при этом ущерба другим гражданам и не нарушает общественный порядок. Следовательно, употребление наркотических средств, если оно производится одним индивидом, добровольно, в его частном жилище и при этом не наносит вреда окружающим, не может подвергаться наказанию. Среди приводимых исследователями-сторонниками либеральной доктрины медицинских и социальных аргументов обращает на себя внимание следующее утверждение: вовлечение людей (особенно молодежи) в злоупотребление наркотиками начинается вовсе не с марихуаны, а разрешенных алкоголя и табака. Ставится вопрос о целесообразности запрещения каннабиса при легальном положении табака и алкоголя. Медицинские доклады об исследованиях свойств каннабиса, проводившиеся в Англии, в Канаде и других странах, дают практически одинаковые заключения: марихуана наносит некоторый вред здоровью человека, но вред этот намного меньше, чем ущерб здоровью, наносимый алкоголем и табаком. Некоторые ученые даже говорят о том, что для общественного здоровья было бы лучше, если бы люди перешли с употребления табака и алкоголя на курение марихуаны: ведь этот наркотик не вызывает состояния похмелья, содержит меньший риск заболевания раком, не наносит такого заметного вреда внутренним органам, как алкоголь - печени, а табак – легким. Важно понять, что употребление наркотиков - вовсе не то же самое, что злоупотребление ими, т.е. собственно наркомания. И задача здравоохранения состоит как раз в снижении рисков этого употребления для здоровья людей и в предотвращении тем самым перехода от употребления к злоупотреблению. Это возможно только с помощью выведения наркотиков из нелегального положения и установления контроля за их качеством, способом употребления и, наконец, за самими наркоманами и потребителями[47]. Экономический анализ проблемы контроля за наркотиками и наркоманией занимает в рассуждениях сторонников либерализации наркотической политики центральное место, так как именно с точки зрения экономических законов необходимость смягчения запретительных систем представляется наиболее убедительной и обоснованной. В частности они опровергают довод о том, что легализация наркотиков непременно вызовет увеличение их немедицинского употребления. Традиционные рассуждения сторонников запретительных систем условно таковы: отмена запрета на торговлю приведет к свободному доступу потребителей к наркотическим веществам, и, если с уничтожением «черного» рынка цена на них действительно упадет, то, значит, употребление наркотиков вырастет. Этот экономический закон, действительно, справедлив для всех обыкновенных товаров: если падает цена, то увеличивается спрос. Но ранее уже говорилось, что специфичность наркотиков заключается в том, что их спрос неэластичен по цене. Несмотря на высокие цены на наркорынке, которые растут тем выше, чем сильнее воздействует на этот рынок репрессивный механизм, спрос на наркотики ничуть не уменьшается. Тогда почему спрос на наркотики, нечувствительный к повышению цен в условиях запрещения, будет изменяться с понижением цен в условиях легализации? Иными словами, тот, кому наркотик не нужен, не купит его даже по низкой цене и в свободной продаже, а тот, кому он нужен, всегда найдет его при любых запретах и по любой цене. Неэластичность спроса наркотиков по цене делает, таким образом, их запрещение бессмысленным и всякое силовое давление, направленное на уменьшение этого спроса, а тем более на уничтожение предложения (ловля продавцов, уничтожение плантаций и т.п.) - бесполезным. Специфическая черта наркотиков как товара, состоит еще и в том, что они содержат в себе риск для общественного здоровья (возможность привыкания и пр.). Поэтому легализация наркотиков должна осуществляться обязательно под контролем - государственным и общественным.

Либеральная доктрина противодействия наркомании и контроля за наркотическими веществами представляет собой довольно широкий спектр различных теорий, которые отличаются друг от друга степенью радикальности предложений. Можно выделить два основных направления научного наркотического либерализма - теории декриминализации и легализации наркотических средств. Декриминализация нарушений законодательства о наркотиках - решение, предлагаемое т.н. теорией аболиционизма, представителем которой является голландский криминолог Халсман. По мнению автора, в большинстве случаев нарушения уголовного законодательства именно закон создает преступника, «погружает» его в незаконную деятельность, отправляет его в тюрьму, маргинализирует его и исключает его из общества. Ученый утверждает, сравнивая ситуацию в Голландии и США, что существует прямая связь между уголовным наказанием и ростом насилия: уголовная система с репрессивным механизмом наказания, взаимодействуя с обществом, способствует распространению насилия в нем. Он предлагает заменить уголовное наказание мерами административного вмешательства либо исправлением правонарушителей с помощью гражданского перевоспитания. В области незаконных наркотиков предлагается устранить наказания за все нарушения законов о наркотиках, так как эти правонарушения искусственно создаются правом. Криминализация (установление уголовных санкций за тот или иной поступок) употребления, производства, торговли и т.п. наркотиками ведет к появлению «вторичных» эффектов (незаконный оборот, преступность, санитарные риски), которые, в социальном плане, опаснее эффектов «первичных», вызываемых самими наркотическими субстанциями. В подтверждение своей теории Халсман приводит практический пример: Соединенные Штаты, государство с самым жестким репрессивным аппаратом борьбы с наркотиками, является одновременно и страной, наиболее всего в мире пораженной наркоманией и наркобизнесом. Напротив, Нидерланды, проводящие в этой сфере либеральную политику, в частности, проявляя терпимость к употреблению и продаже « легких » наркотиков, сумели, по мнению исследователя, снизить риски наркомании и ограничить расширения незаконного наркобизнеса[48]. Указано, что в данном направлении нужно двигаться поэтапно: сначала отменить уголовное наказание за употребление наркотиков, а затем - за торговлю и производство. Можно также разбить на ступени декриминализацию употребления: сначала вывести из нелегальности каннабис, затем прочие запрещенные субстанции. Стратегия либералов представляет декриминализацию наркотических средств переходной ступенью к их более свободному режиму обращения в немедицинских целях: легализации, которая предусматривает коммерциализацию этих продуктов в условиях их легального обращения. Легализовать наркотики - значит не только принять возможность их ненаказуемого употребления, но и организовать, регламентировать порядок торговли ими. Но здесь обозначается главная проблема легализации наркотических средств: как правильно организовать легальную торговлю? Ведь необходимо обеспечить и индивидуальные свободы наркоманов, и интересы общества одновременно. Вопрос усложняется еще и тем, что каждое наркотическое средство имеет свои особенные свойства и поэтому требует специальной регламентации. Решение данных вопросов французский профессор права Франсис Кабаллеро, оформил в виде «теории пассивной торговли». Принципы этой теории основываются на признании того факта, что наркотики являются товаром, отличным от других. И в отличие от других продуктов, наркотики не нуждаются таких свойственных обычной торговле атрибутах, как реклама, продвижение товара на рынок, стимулирование спроса и пр. К тому же, общество и само не заинтересовано во всем этом. Поэтому легальную торговлю необходимо лишить этих инструментов коммерческой агрессивности, сделать ее « пассивной ». Это можно сделать следующими способами:

·  установить государственную монополию на производство и продажу наркотических средств;

·  ввести ограничения на свободу производства и продажу наркотиков посредством их «пассивизации»: устранить любые методы стимулирования спроса и объема продаж - рекламу, конкуренцию между производителями, торговые марки, вывески, формирование клиентуры и т.п.

·  строго регламентировать правила употребления наркотических средств: ввести ограничения на употребление в общественных местах, при управлении транспортным средством и пр. Здесь правила будут устанавливаться национальными законодательствами в соответствии с их традициями;

·  государства должны проводить активную информационную и воспитательную политику.

Франсис Кабаллеро утверждает, что, распространенная на все (запрещенные и разрешенные) наркотические и психотропные вещества, система легальной, но контролируемой торговли может стать компромиссом в споре сторонников и противников запрещения наркотиков. Действительно, его теория пассивной торговли с одной стороны, удовлетворяет цели либералов (соблюдение прав и свобод человека, удовлетворение желания отдельных индивидов употреблять изменяющие их психическое состояние субстанции), а с другой стороны, не противоречит устремлениям запретителей (сохраняется и даже усиливается контроль за распространением наркотиков, предоставляется возможность сосредоточиться на лечении и предупреждении наркомании)[49].

Распространение либеральных теорий и систем привело к тому, что в Нидерландах с 1976 г. произошла легализация употребления и продажи в небольших количествах "легких" наркотиков (марихуана, гашиш). Сейчас любой желающий может легально купить в этой стране в специальных молодежных кафе-магазинах несколько десятков сортов марихуаны, а в Швейцарии с 1994 г. проводится официальная продажа героина находящимся под наблюдением врачей заядлым наркоманам. Наиболее показательна ситуация, сложившаяся в Нидерландах. Голландцы принимают у себя бесчисленное множество drag tourists. Может показаться странным, но такая политика Hидерландов позволяет им отставать от всех европейских стран по количеству преступлений на почве наркомании и смертей от неправильного употребления наркотиков. Как и во всех развитых странах, законодательство Нидерландов разделяет наркотические вещества по степени воздействия. Употребление "легких" наркотиков, производных каннабиса - марихуаны и гашиша, - не квалифицируется в Нидерландах как преступление. Голландская полиция регулирует их продажу в определенных местах и количествах, предупреждая таким образом развитие наркобизнеса и появление наркомафии. Coffee-shop - полулегальные заведения, хорошо известные как полиции, так и клиентам, часто подвергаются проверкам, и поэтому риск появления в них "тяжелых" наркотиков, к которым происходит привыкание, практически равен нулю. При этом законодательство организовано таким образом, что лицензию на содержание coffee-shop вместе с правом получения новой потерять ничего не стоит. Достаточно, чтобы один раз заведение было закрыто полицией из-за жалоб соседей на нарушение общественного порядка. Область распространения указанных заведений ограничена четырьмя районами Амстердама. Три из них - туристические. Со вступлением Нидерландов в ЕС контроль еще более усилился и ряд положений закона был пересмотрен. Если раньше ввоз наркотических веществ ограничивался 25-ю килограммами, теперь он составляет 2 грамма. Причем собственно ввоз не разрешен - просто не предусмотрено иного наказания за это, кроме конфискации. В соседней Бельгии, для примера, за такое же количество можно получить до семи лет. В реальности все это выглядит следующим образом: coffee-shop, торгующий "легкими" наркотиками, больше не имеет права вывешивать зеленый листик в знак своей ориентации. Вместо этого какой-либо элемент вывески просто выкрашен зеленым цветом, либо вывешивается гирлянда зеленых лампочек над входом. В настоящем coffee-shop*е не предлагают алкоголя, только кофе, сок, газированную воду. При этом на барной стойке имеются аптекарские весы, а в меню указано два раздела, в каждом из которых предлагается несколько наименований наркотика с указанием цены за грамм и за готовую папиросу. Кажущиеся мягкими меры по борьбе с наркобизнесом в Нидерландах преследуют цель свести к минимуму преступления на почве наркомании. Действительно, тяжких преступлений там зарегистрировано несравнимо меньше, чем в более суровой Германии и Франции, с учетом количества населения. Самым распространенным преступлением в Амстердаме на почве наркомании является кража велосипедов[50].

Конечно, сравнивать масштабы Нидерландов и России довольно затруднительно, но, по мнению экономистов, для Российского государства есть только одна возможность не подпасть под влияние хозяев наркобизнеса: следует снять запрет с наркорынка и взять его под свой контроль. Речь идет не о легализации как таковой, а скорее о комплексной программе мер, в которую должны войти:

·  легализация прав на приобретение и потребление любых наркотиков;

·  введение государственной монополии на производство и продажу наркотических средств;

·  решительная активизация антинаркотической пропаганды;

·  создание и поддержка широкой сети лечебных и реабилитационных учреждений для наркоманов;

·  активизация научных исследований с целью поиска средств для борьбы с наркоманией[51].

Однако, к сожалению, указанные способы борьбы с наркобизнесом существуют сегодня только на бумаге. Так, например, в свое время Госнаркоконтроль Хакасии крайне негативно воспринял предложение сенатора Людмилы Нарусовой о легализации наркобизнеса в Туве. Было сказано, что дорога между Хакасией и Тувой – основной наркотрафик в регионе и учитывая, что к 2010 году планируется построить железную дорогу между двумя республиками, проблема может приобрести угрожающий характер. Идею легализации в Туве наркотиков, в частности, гашиша, Л. Нарусова высказала на пресс-конференции для тувинских СМИ. Таким образом, член Совета Федерации собиралась бороться с бедностью в Туве. Узаконить сбор конопли Л. Нарусова предлагала как заготовку лекарственного сырья, а поставлять коноплю в те страны, где её употребление разрешено. Свою идею сенатор обсуждала с руководством министерства здравоохранения РФ, но никаких действий в направлении легализации не было предпринято. Возможно, подобная реакция на прогрессивные методы борьбы с наркобизнесом (а заодно и социальными проблемами) объясняется уровнем сознания российских граждан, ведь, по мнению обывателей, свободный доступ к тувинской конопле приведет к увеличению количества наркозависимых в регионе. Среднестатистического гражданина пугает та вероятность, что наркотики, негативное отношение к которым складывалось долгие годы, заполонят легальный рынок, а это повлечет усугубление имеющихся социально-экономических проблем. В то же время коррумпированные слои власти, имеющие прибыль от сделок с наркобизнесом, осознают, насколько велики будут их потери в будущем при легализации наркорынка. Поэтому программа по легализации и должна быть комплексной и подробной, учитывающей всевозможные вопросы и проблемы, связанные с наркотиками.


Заключение

Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы отметить следующее. В экономической науке нет точного толкования понятия «теневая» экономика. При этом все имеющиеся трактовки в принципе не противоречат друг другу и указывают на то, что «теневая» экономика включает в себя совокупность экономических процессов и экономические отношения в корыстных целях или групповых интересах, она не признает установленного порядка, регламентирующего получение доходов, и лишает государство права участвовать в их распределении. Экономические агенты могут не только заниматься незаконными операциями, но и совершать действия, «теневизирующие» политику, покупая места во власти, финансируя политические партии. При этом и политика активно «теневизирует» экономику, предлагая широкий спектр продаваемых в «теневом» формате услуг. Как правило, выделяют три сектора «теневой» экономики: «вторая» («беловоротничковая», неформальная) экономика, «серая» (скрытая) и «черная» («подпольная», криминогенная) экономика. Указать масштабы «теневого» сектора экономики трудно, поскольку она характеризуется скрытостью, но исследователи приводят цифры от 10 до 40 процентов ВВП.

Наркобизнес стал важным элементом функционирования мировой экономики. Приходится признать, что программы борьбы против производства и потребления наркотиков оказываются малоэффективными. Напрашивается параллель с печально знаменитой эпохой “сухого закона”, когда вместо отказа от алкоголя происходило массовое производство «подпольного» суррогатного товара. Уже сейчас некоторые государства (например, Нидерланды) приняли законодательные акты, более терпимые к потребителям наркотиков. Наркорынок управляется обычными экономическими законами: сдвиги кривых спроса и предложения определяют уровень цен и величину продаж. Тем не менее, этот рынок имеет две важные характеристики. Во-первых, это — несовершенный рынок (в экономическом смысле), потому что он легально не разрешен. Легальное запрещение ведет к высоким трансакционным издержкам, соразмерно риску уголовного наказания, которому подвергаются производители, посредники, продавцы и покупатели. Во-вторых, для наркорынка характерна особая форма кривой спроса, формирующегося под влиянием эффекта привыкания. Правительства стремятся искоренить предложение наркотиков, запрещая деятельность наркоторговцев, которые вынуждены осуществлять свои сделки тайно. В результате происходит удорожание наркотиков, поскольку запрет добавляет к обычным издержкам и вознаграждение за риск. Кроме того, правительства наносят удары по источникам наркосырья, осуществляя программы уничтожения плантаций наркокультур и помощи нормальному земледелию. Цель этих действий — снижение предложения, что, как представляется, должно вести к увеличению цен на наркотики и сокращению числа наркоманов. Здесь вскрываются две ошибки. Первая ошибка — гипотеза, будто спрос на наркотики уменьшается при росте цен. Феномен привычки уменьшает правомерность этого вывода, потому что роль цен становится для потребителя второстепенной. То есть эластичность спроса по цене близка к нулю. Поэтому наркоман вынужден тратить на наркотики суммы, которые быстро становятся несоизмеримыми с его средствами, что ведет к росту правонарушений. Не менее деструктивна ситуация, когда наркоман переходит к потреблению наркотиков более дешевых, но одновременно и более вредных. Вторая ошибка — мнение, будто, борясь с предложением наркотиков, можно его не просто уменьшить, а полностью искоренить. Но выяснилось, что программы борьбы против наркотиков могут уменьшать предложение, но высокие цены на наркотики при скромных издержках производства сулят огромные выгоды новым производителям. Конкуренция на наркорынке наталкивается на противодействие с двух сторон — как старых производителей, так и властей. В результате растут цены и прибыльность наркобизнеса, что увеличивает стимулы наркокартелей, способствует росту преступности в странах-производителях и странах-потребителях. Предложение наркотиков и конкуренция наркопроизводителей не могут полностью стабилизироваться; следствием этого становится дисперсия цен и качества товара. Разрушительное действие наркотиков может быть усилено их плохим качеством, употреблением неправильных доз (слишком разбавленных или слишком чистых). Эти соображения заставили правительства некоторых стран, например Нидерландов и Швейцарии, взять “контроль” за наркотиками под свою эгиду. Как показывает практика, Российское государство в силу тех или иных причин не готово действовать подобным способом, но в экономических кругах обсуждается программа мер, направленных на легализацию наркобизнеса.


Библиографический список

1.  Актуальные проблемы структурной перестройки экономики России. – Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2007 – 302 с.

2.  Барсукова С. «Теневая» экономика и «теневая» политика: взаимные интересы // Свободная мысль.-2006.- №7-8. –С.141-154

3.  Барсукова С. Стратегии сращивания бизнеса и власти // Свободная мысль.-2006.- №3 –С.5-14

4.  Бернэт Ф. Наркотики: между экономикой и этикой // Экономическая теория преступлений и наказаний по данным www.corruption.rsuh.ru

5.  Борев В. Неюбилейные итоги // Наркомат.-2007. -№2 (41)- С.2-5

6.  Веревкин Л.П. Малый бизнес и теневая экономика // Энергия.-2005.-№5.-С.58-64

7.  Герасимов П.А. Теневой сектор в современной Российской экономике // Финансы и кредит.-2004.-№17.-С.59-67

8.  Грачев Ю. Законодательство: практика вносит коррективы // Наркомат.-2007. -№2 (41)- С.10-11

9.  Ибраева Г.Р. Теневая экономика: причины и последствия для стран Евразийского союза // Финансы и кредит.-2003.-№20.-С.25-32

10.  Ильясов Р.Р. «Блошиный рынок» как феномен теневой экономики // ЭКО.-2005.-№3.- С.173-177

11.  Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 680 с.

12.  Минаев В. Фронт без линии фронта // Наркомат.-2007.-№2.-С.6-9

13.  Мочалин Н.Н. Анализ экономического состояния России на рубеже XXI века // Финансы и кредит.-2003.-№20.-С.7-18

14.  Мурсалиева Г. Наркотики оборачиваются все хуже и хуже // www.novayagazeta.ru -статья от 25.09.2006

15.  Тарасов А., Дурь. // www.novayagazeta.ru - статья от 10.10.2005

16.  Тимофеев Л.М. Наркобизнес: Начальная теория экономической отрасли: Позитивный подход. – М.: РГГУ, 2003. – 132с.

17.  Тимофеев Л.М. Научно-учебный Центр по изучению нелегальной экономической деятельности: итоги и перспективы. Общие принципы и направления деятельности. // www.rsuh.ru

18.  Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

19.  Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес – глобальная проблема XXI века // Мировая экономика и международные отношения. -2006. - №6. - С. 50-57

20.  www.business.polbu.ru

21.  www.corruption.rsuh.ru

22.  www.dimasuvorov.narod.ru

23.  www.economics.kazanstate.ru

24.  www.newslab.ru

25.  www.tour-planeta.ru


[1] Герасимов П.А. Теневой сектор в современной Российской экономике // Финансы и кредит.-2004.-№17.-С.59

[2] Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С.68

[3] www.economics.kazanstate.ru Оригинал статьи Масштабы теневой экономики от 23.06.2007, автор Opacum

[4]  Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. .... – С.68

[5] Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. –С.1

[6] Герасимов П.А. ….-С.59

[7]  Герасимов П.А. Теневой сектор в современной Российской экономике // Финансы и кредит.-2004.-№17.-С.59

[8]  Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С.68

[9] www.economics.kazanstate.ru Оригинал статьи Масштабы теневой экономики от 23.06.2007, автор Opacum

[10] www.economics.kazanstate.ru Оригинал статьи Масштабы теневой экономики от 23.06.2007, автор Opacum

[11] Герасимов П.А. Теневой сектор в современной Российской экономике // Финансы и кредит.-2004.-№17.-С.61

[12] www.economics.kazanstate.ru Оригинал статьи  Результаты очередного исследования коррупции в России от 23.06.2007, автор Opacum

[13]  www.economics.kazanstate.ru Оригинал статьи Масштабы теневой экономики от 23.06.2007, автор Opacum

[14]  Барсукова С. Стратегии сращивания бизнеса и власти //Свободная мысль. -2006.-№3.-С.14

[15]  Там же… С. 5

[16]  Там же… С. 6

[17]  Там же… С. 6-7

[18]  Там же… С. 8-9

[19]  Там же… С.9

[20]  Барсукова С. Стратегии сращивания бизнеса и власти // Свободная мысль. -2006.-№3.-С..10

[21]  Там же… С.14

[22]  Мурсалиева Г. Наркотики оборачиваются все хуже и хуже // www.novayagazeta.ru статья от 25.09.2006

[23]  Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес – глобальная проблема XXI века // Мировая экономика и международные отношения. -2006. - №6. - С. 50

[24]  Мурсалиева Г. Наркотики оборачиваются все хуже и хуже // www.novayagazeta.ru статья от 25.09.2006

[25]  Щенин Р., Сулейманова Г. …С. 50-51

[26] Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес – глобальная проблема XXI века // Мировая экономика и международные отношения. -2006. - №6. - С. 54

[27]  Там же…С. 54

[28]  Там же…С. 55

[29]  Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес … С. 55-56

[30]  По данным статьи  Теневая экономика и экономическая преступность. Наркобизнес в России. // www.business.polbu.ru

[31] Мурсалиева Г. Наркотики оборачиваются все хуже и хуже // www.novayagazeta.ru - статья от 25.09.2006

[32] Тарасов А., Дурь. // www.novayagazeta.ru - статья от 10.10.2005

[33]  Там же.

[34]  Там же.

[35]  По данным Госнакроконтроля по Красноярскому краю на  www.newslab.ru

[36]  Тимофеев Л.М. Наркобизнес: Начальная теория экономической отрасли: Позитивный подход. – М.: РГГУ, 2003. – С.88

[37]  Там же…  С.88

[38]  Тимофеев Л.М. Наркобизнес:… С.89-90

[39]  Тимофеев Л.М. Научно-учебный Центр по изучению нелегальной экономической деятельности: итоги и перспективы. Общие принципы и направления деятельности. Данные на www.rsuh.ru

[40]  Бернэт Ф. Наркотики: между экономикой и этикой // Экономическая теория преступлений и наказаний  по данным www.corruption.rsuh.ru

[41]   По данным статьи  Теневая экономика и экономическая преступность. Наркобизнес в России. // www.business.polbu.ru

[42] Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес … С. 57

[43]  По данным статьи  Теневая экономика и экономическая преступность. Наркобизнес в России. //www.business.polbu.ru

[44] Щенин Р., Сулейманова Г. … - С. 57

[45] Тарасов А., Дурь. //  www.novayagazeta.ru - статья от 10.10.2005

[46]  По данным на www.dimasuvorov.narod.ru

[47]  Там же …С.3

[48] По данным на www.dimasuvorov.narod.ru

[49] По данным на www.dimasuvorov.narod.ru

[50] По материалам статьи «Остановиться, затянуться»  на  www.tour-planeta.ru

[51] Тимофеев Л.М. Наркобизнес:… С.120-121


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.