рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Наркобизнес как экономическая отрасль

Курсовая работа: Наркобизнес как экономическая отрасль

Оглавление

Введение

Глава 1. Теневая экономика в современной России

Глава 2. Наркобизнес как экономическая отрасль

Глава 3. Условия эффективного воздействия государства на наркобизнес

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение

В современной экономической науке прочно укоренился термин «теневая экономика», подразумевающий под собой экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом и не фиксируются официальной государственной статистикой. В сферу теневой экономики включаются различные действия, как то: подпольное производство, спекуляция контрабандной продукцией, бестоварные операции, наркобизнес.

Данная курсовая работа посвящена изучению вопроса о наркобизнесе как экономической отрасли. Объектом является современная экономика, субъектом – теневая экономика и наркобизнес.

Цель работы - охарактеризовать наркобизнес в современной России как экономическую отрасль с точки зрения теоретического подхода. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены основные задачи: 1) подробно рассмотреть понятие теневой экономики и ее составляющие (серая, черная экономика); 2) охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в области теневой экономике в современной России; 3) оценить возможности наркобизнеса (доходность, оборот, занятость и т.п.) и сравнить показатели по различным государствам; 4) показать, как складывается ситуация с торговлей наркотиками в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тува; 5) рассмотреть методы влияния на наркоторговлю в различных государствах, выявить и проанализировать необходимые условия для эффективного воздействия государства на наркобизнес.

При написании курсовой работы использовались материалы и статьи Интернет-изданий, статьи и работы таких исследователей как Герасимов П.А., Тимофеев Л., Барсукова С., и другие.


Глава 1. Теневая экономика в современной России

Прежде чем приступить к характеристике современной российской экономики, хотелось бы более подробно остановиться на понятии «теневая экономика». Неформальная часть, не укладывающаяся в рамки действующего законодательства, присутствует в экономике любой страны. Однако у специалистов до сих пор нет единого мнения, что представляет собой неформальный сектор экономики. В англоязычной литературе такая экономика называется «неофициальной», «подпольной», «скрытой», во французской - «подземной», «неформальной», в немецкой - «теневой»[1]. Сегодня в литературе встречаются различные толкования этого термина. Согласно одному из них, «теневая» экономика – это невидимые невооруженным глазом, незаметные со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения в корыстных целях или групповых интересах[2]. Другие авторы говорят о том, что к «теневой» экономике относится любая деятельность, противоречащая действующему законодательству. То есть, совокупность противозаконных хозяйственных действий, которые способствуют совершению уголовных преступлений различной степени тяжести[3]. Сюда можно добавить не только противоправные, но и просто не запрещенные законом действия и отношения между людьми и субъектами хозяйствования по поводу производства, обмена и присвоения продуктов производства в корыстных целях[4]. Однако стоит отметить, что в Российском законодательстве понятия «теневая экономика» и «теневой капитал» не присутствуют. Это опять же приводит к различиям в трактовке. Так, в соответствии с определением, данным в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», вступившем в силу с 1 февраля 2002.,, доходы, полученные преступным путем – денежные средства или ионе имущество, полученные в результате совершения преступления; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193,194,198 и 199 Уголовного кодекса РФ[5]. Как отмечает к.э.н. Герасимов П.А., исходя из данного определения, можно сделать вывод, что средства, источниками из-за границы средства, источниками которых являются невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ), уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199 УК РФ), по уголовному законодательству РФ, не являются полученными преступным путем[6]. По словам этого исследователя «отечественные законодатели изъяли из преступных доходов те, которые распространены в основном в политических кругах и предпринимательской среде. В то же время на Западе понятие «теневой капитал» тесно связано именно с уклонением от уплаты налогов»[7].

Так или иначе, рассмотренные мнения о понятии «теневая экономика» не противоречат друг другу, а четко указывают на то, что теневая экономика, как совокупность экономических процессов, не признает установленного порядка, регламентирующего получение доходов, и лишает государство права участвовать в их распределении.

К сфере «теневой» экономики отнесены:

·  приписки в отчетности, касающиеся непроизведенной продукции или невыполненных работ;

·  подпольные цехи и заводы;

·  торговля контрабандной продукцией;

·  обман покупателей в магазинах (обвес, пересортица, обмер);

·  наркобизнес;

·  самогоноварение;

·  бестоварные операции и теневой экспорт[8].

Различные виды «теневой» деятельности имеют качественные отличия, поэтому для правильного понимания проблем теневой экономики необходимо выделить ее основные сегменты, сектора. Как правило, для типологизации разновидностей «теневой» деятельности рассматривают их связь с так называемой «белой» (официальной) экономикой. Можно выделить три сектора теневой экономики:

·  «вторая» («беловоротничковая», неформальная) экономика;

·  «серая» (скрытая);

·  «черная» («подпольная», криминогенная) теневая экономика.

Вторая «теневая» экономика – это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников официальной экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются представители руководящего персонала (так называемые «белые воротнички»). С точки зрения общества, данная «теневая» экономика не производит никаких новых товаров или услуг: выгоды от «второй» теневой экономики получены одними людьми за счет потерь, которые несут другие люди[9]. Серая или скрытая «теневая» экономика – разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй» экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой, «серая» «теневая» экономика функционирует более автономно. В этом секторе самостоятельные производители чаще всего сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п., придавать гласности известность своим действиям и доходам. «Черная» «теневая» экономика (криминогенная) – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных. Данный вид экономической деятельности еще более обособлен от официальной экономики, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет)[10]. В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.

Доходы от «теневой» экономики напрямую не могут быть учтены при составлении статистической отчетности, поэтому для ее учета используются косвенные данные. С одной стороны, ее относительно легко определить, а с другой – практически невозможно измерить. Связана такая двойственность с тем, что почти вся полученная информация является конфиденциальной. Все существующие методы выявления и оценки теневого сектора условно делятся на три группы:

•  статистические методы, используемые на макроуровне;

•  методы открытой проверки, используемые как на макро-, так и на микроуровне;

•  специальные методы экономико-правового анализа, используемые на микроуровне.

Необходимо подчеркнуть, что «теневая» экономика характеризуется, прежде всего, скрытностью, поэтому практически невозможно объективно и точно говорить о ее масштабах. Однако ее размеры в среднем варьируются от 10% ВВП в развитых странах, до 40% и более - в развивающихся. В странах с переходной экономикой масштабы «теневой» экономики оцениваются в 20-25%. Такую же оценку дает для России Госкомстат. Но по расчетам и российских, и западных экспертов, реальные размеры теневого сектора в России не отличаются от развивающихся стран, достигая 40-50% ВВП. По оценкам Госкомстата, которые он делает вместе со Всемирным банком, «теневой» сектор в экономике России достигает сегодня примерно 25 %. По данным МВД – 40%[11]. Конечно, более правдоподобной кажется цифра в пределах 30-35 %. Хотя некоторые эксперты настаивают на том, что размер «теневой» экономики в стране все еще держится на уровне 80 %. Сейчас речь идет о том, что «теневой» бизнес выходит на новые методы. Постоянно вскрываются новые схемы легализации преступных капиталов с использованием зарубежных юрисдикций, международных трастовых и секретарских компаний. Появились варианты финансовых и биржевых мошенничеств с помощью иностранных финансовых провайдеров. Они незаконно переводят деньги за рубеж под видом перестрахования в оффшорные компании, фиктивно страхуют риски, создают «зарплатные» схемы[12].

Оценки масштабов «теневой» экономики так отличаются друг от друга потому, что возникает проблема с методиками расчета. Действительно, довольно трудно учитывать то, что очевидно для обозревателей и граждан, но для традиционных, прямых статистических методов - неприемлемо. Чем больше масштабы и разнообразнее структура «теневой» экономики, тем выше вероятность погрешностей. По предположительным оценкам специалистов, ежегодно в тень уходит более 8 трлн. долларов. Таким образом, каждый год мировая экономика теряет огромное состояние, которое не попадает в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Есть мнение, что по своим масштабам глобальная «теневая» экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире[13].

В рамках данного раздела работы хотелось бы рассмотреть также такую проблему, как сращивание бизнеса и власти, имеющие отношение к «теневой» экономике, поскольку и «теневая» экономика и политика в современной России неразрывно связаны[14]. По данным исследователей, условно можно выделить две стратегии сращивания. Первая – «рыночная» - состоит в систематическом и устойчивом приобретении бизнесом услуг власти, оказываемых в «теневом режиме», что превращает отношения чиновника и предпринимателя в подобие конкретной сделки (коррупция). Вторая стратегия – «инвестиционная» - подразумевает, что бизнес покупает не услуги чиновника или законодателя, а места во власти, ставя на него своего человека[15]. При этом в рамках «рыночной» стратегии различаются «откупная» (когда действия обеспечивают лояльность власти к нарушениям, например, взятка проверяющему налоговому инспектору) и «покупная», которая обеспечивает изменение норм в соответствии с конкретными требованиями бизнеса, а не безнаказанное нарушение законов (это можно назвать теневым лоббированием решений)[16]. Внесение необходимых поправок в проекты принимаемых или действующих законов, приказов, распоряжений; выделение бюджетных средств на определенные объекты и цели; заключение договоров на поставку товаров и осуществление работ за счет бюджета - все это можно отнести к «покупным» методам. Конечно, существует определенная стоимость каждой подобной услуги. По данным Фонда ИНДЕМ, на которые ссылается С. Барсукова в своей статье, стоимость внесения любого законопроекта на рассмотрение Госдумы РФ около 250 тыс. долларов, а депутаты, входящие в ключевые комитеты, имеют от коррупционных сделок доходы примерно по 300 тыс. долларов в год[17]. Для сравнения, средняя заработная плата среднестатистического россиянина составляет 5-8 тыс. долларов в год.

«Инвестиционная» стратегия так же имеет свои формы. Их три:

·  лоббирование определенных лиц на руководящие должности в структуры исполнительной власти (покупка места);

·  проведение своего кандидата к победе на различных выборах;

·  покупка и финансирование деятельности политических партий.

При этом для окончательного утверждения на должность члена Совета Федерации (при наличии решения регионального законодательного собрания) нужно заплатить около 2 млн. долларов[18]. Приветствуется как наличный способ расчета, так и безналичный. Экономист Барсукова С. проводила интервью для своей работы и выяснила, например, что в обмен на просьбу губернатора помочь с газификацией сельской местности в Брянской области «Газпром» выдвинул требование о назначении своего ставленника в качестве члена Совета Федерации о этой области. Договоренность была реализована[19]. Понятно, что свою выгоду получил каждый участник договора. Нужно обратить внимание и на то, как оцениваются подобные формы политического инвестирования с точки зрения законодательства. Так, оплата за назначение человека на какую-либо должность – криминальное деяние, использование в ходе выборов «теневых» средств (конкретно, незаконное выведение денег из оборота предприятия, так называемое обналичивание) – налоговое нарушение, все остальные этапы использования «черных» денег – административное нарушение. Тем не менее, «теневое» финансирование выборных кампаний и деятельности политических партий – явление, известное во всем мире. Например, в ходе «Уотергейского скандала», повлекшего за собой отставку президента Р. Никсона (1974 год), были вскрыты массовые случаи незаконных финансовых пожертвований на политические цели крупных американских корпораций[20].

Итак, существует ряд трактовок понятия «теневая экономика» в принципе не противоречащих друг другу и указывающих на то, что данное понятие включает в себя совокупность экономических процессов и экономические отношения в корыстных целях или групповых интересах, такая экономика не признает установленного порядка, регламентирующего получение доходов, и лишает государство права участвовать в их распределении. Экономические агенты могут не только заниматься незаконными операциями, но и совершать действия, «теневизирующие» политику, покупая места во власти, финансируя политические партии. Однако с другой стороны и политика активно «теневизирует» экономику, предлагая широкий спектр продаваемых в «теневом» формате услуг. «Теневая экономика» и «теневая политика» не существуют в России порознь, поскольку являются взаимнопредполагаемыми частями единого процесса восстановления властной иерархии как основного принципа распределения экономических возможностей[21].

Глава 2. Наркобизнес как экономическая отрасль

Проблема наркотиков и наркобизнеса является интернациональной. По данным ООН, общее число людей, злоупотребляющих наркотиками, достигает 200 млн. человек, или 5% населения Земли, в возрасте от 15 до 64 лет. За последние десять лет потребление наркотиков в России увеличилось в 9 раз. Каждый год от них гибнут 70 тыс., человек, по экспертным оценкам, в нашей стране насчитывается 6 млн. наркозависящих[22].

Наркобизнес является высокорентабельной отраслью криминальной экономики. Норма прибыли при операциях с наркотиками составляет от 300 до 2000 процентов. Наркоиндустрия с оборотом, соответствующим примерно 8% мировой торговли, неуклонно совершенствуется, повышая технический, финансовый потенциал, адаптируя новейшие достижения научно-технического прогресса к своим потребностям. Поэтому неудивительно, что транснациональные наркосиндикаты используют в своей преступной деятельности самые современные средства вооружения и боеприпасы, системы электронного оснащения, новейшие методы обеспечения собственной безопасности. Мировой наркобизнес, будучи самым прибыльным (например, в Нидерландах себестоимость одной таблетки "экстази" составляет 7-9 центов, а ее розничная цена уже 8-15 долларов) имеет также самую мощную и разветвленную мафиозную структуру[23]. Рост наркобизнеса и потребления наркотических средств сопровождается также возрастанием других общеуголовных преступлений. Так, по имеющимся данным, из 10 имущественных преступлений практически каждые шесть совершаются наркоманами. Подавляющее число из этих преступлений совершено лицами в возрасте до 35 лет. В России оборот наркотиков составляет от 10 до 15 млрд., долларов в год, в то время как общий объем финансирования Федеральной целевой программы, рассчитанной на противодействие распространению наркотиков составляет 3 млрд., 92 млн., рублей на 5 лет. А, к примеру, в США эта цифра доходит до 33—35 млрд., долларов в год[24].

Известно, что существуют так называемые натуральные наркотики (марихуана, опиаты) и синтетические, полученные лабораторным путем из различных химикатов. Самым распространенным наркотиком в мире, по различным оценкам, является героин. На втором месте по степени распространения - кокаин, на третьем - марихуана. Сокращение мирового потребления синтетических наркотиков в основном объясняется уничтожением многочисленных подпольных лабораторий в Таиланде в 2002 году, а также сокращением потребления наркотиков этого типа в США. В то же время возрос спрос на опиаты и кокаин. Героин и морфий потребляют 16 млн. человек, причем из них 11 млн. предпочитают героин, 14 млн. человек в мире - кокаин. Эксперты считают, что для большинства стран Европы и Азии наиболее "проблемными наркотиками" остаются опиаты. Их употребляют 62% всех наркозависимых людей в этих регионах. Наибольшей популярностью пользуется героин[25]. Исследователи отмечают, что в последнее время происходит увеличение мобильности производителей. Выявлены факты производства наркотиков в лабораториях, располагающихся в фургонах и на грузовиках. Подобные лаборатории довольно редко попадают в поле зрения правоохранительных органов и, непрерывно производя наркотики в пути, к месту назначения доставляют уже готовый продукт. Мощность одной из таких лабораторий, выявленных на территории Колумбии, составляла 70 кг кокаина в сутки[26].

Повышение доли синтетиков - важнейшая тенденция развития мирового наркобизнеса. Разнообразие синтетиков и возможность быстрого синтезирования новых аналогов позволяют производителям быстро реагировать на конъюнктуру наркорынка. Изменяя исходные продукты, специалисты-химики получают новые виды синтетиков, не входящие в действующие национальные списки запрещенных и контролируемых наркотиков. Имеет значение также сложность и длительность процедуры включения новых наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ в официальные списки[27].

Необходимо так же отметить, что высокими темпами растут потоки контрабандно перемещаемых через границу России наркотических средств; небывалых масштабов достигло распространение на территории страны жестких наркотиков, в первую очередь героина и других опиатов. В настоящее время нелегальный наркобизнес в России трансформировался в структуру, охватывающую финансирование, производство, маркетинг, транспортировку, продажу наркотических средств, а также систему "отмывания" финансов, полученных от реализации наркотиков. Он имеет ряд характерных черт:

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.