| |||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Тесты как инструмент измерения уровня знаний по теме: "Кислородсодержащие органические соединения с элементами экологии"В природных водах фенолы обычно находятся в растворенном состоянии в виде фенолятов, фенолятных ионов и свободных фенолов. Они могут вступать в реакции конденсации и полимеризации, образуя сложные гумусоподобные и другие довольно устойчивые соединения. В природных условиях сорбция фенолов взвесью и донными отложениями обычно несущественна. В зонах техногенного загрязнения этот процесс более значим. Типичные содержания фенолов в незагрязненных и слабозагрязненных водах не превышают 20 мкг/л. В загрязненных водах их содержания достигают десятков и сотен микрограммов в 1 л. Хорошая растворимость фенолов и наличие соответствующих источников обусловливают высокую интенсивность загрязнения ими речных вод в условиях городских агломераций, где их содержания достигают десятков и даже сотен микрограмм в 1 л воды. Например, в водах рек Рейн и Майн в начале 1980-х гг. стабильно наблюдались повышенные концентрации многих представителей фенолов, поступающих со сточными водами. Надежным показателем степени загрязнения воды фонолами является численность фенолразрушающих бактерий. Сапрофитные анаэробы обычно присутствуют в местах интенсивного разрушения фенола, причем в условиях загрязнения количество собственно фенола (карболовой кислоты, оксибензола) и сапрофитных бактерий в донном иле и в придонном слое воды намного больше, чем в толще воды. Фенолы относительно интенсивно подвергаются биохимическому и химическому окислению, зависящему от температуры воды, величины рН, содержания кислорода и ряда других факторов. В речном потоке наблюдается тесная обратная зависимость между температурой воды и переносом фенолов, которая объясняется микробным окислением этих соединений. Фенолы обладают токсическим действием и ухудшают органолептические показатели воды. Токсическое воздействие фенолов на рыб заметно возрастает с увеличением температуры воды. Известно, что фенолы играют важную роль в процессах аккумуляции тяжелых металлов высшими водными растениями, изменяют режим биогенных элементов и растворенных в речной воде газов. В процессе биохимической деструкции фенола происходит изменение всех элементов гидрохимического режима: снижение концентраций кислорода, увеличение цветности, окисляемости, БПК, щелочности и агрессивности (по отношению, например, к бетону) воды. Образующиеся в процессах деструкции и трансформации фенола продукты по своим свойствам могут быть более токсичными (например, пирокатехин, который, к тому же, способен образовывать со многими металлами хелаты). Одноатомные фенолы — сильные нервные яды, вызывающие общее отравление организма также и через кожу, на которую действуют прижигающе. Отравление человека фенолом происходит При вдыхании его паров и аэрозоля, образующегося при конденсации паров, попадании вещества в желудочно-кишечный тракт и при всасывании через кожу. Острые отравления человека наблюдали в основном при попадании фенола на кожу. Действие фенола на кожу зависит в меньшей степени от концентрации раствора и в большей от длительности воздействия. Гигиеническое регламентирование фенола: — в воздухе рабочей зоны ПДК 0,3 мг/м3, пары, II класс опасности, вещество опасно при поступлении через неповрежденную кожу; — в атмосферном воздухе ПДК максимально разовая 0,01 мг/м3, среднесуточная 0,01 мг/м3, II класс опасности; в почве ПДК не установлена. Химическое загрязнение окружающей среды является наиболее ощутимым и заметным. В воздухе жилых помещений присутствуют оксиды азота, серы, углерода, летучие органические соединения, взвешенные вещества, микроорганизмы. Существует несколько типов источников загрязнения атмосферы помещения: источники высокой температуры, строительные материалы и продукты жизнедеятельности человека и живых организмов. Продукты жизнедеятельности человека представлены главным образом оксидом углерода, углеводородами, аммиаком, альдегидами, кетонами, спиртами, фенолами. В малых количествах в результате жизнедеятельности человека выделяются ацетон, ацетальдегид, изопрен, этанол, этилмеркаптан, сероводород, сероуглерод, а также нитротолуол, кумарин, нафталин. Пыль также является источником загрязнения воздуха помещений как механическая взвешенная примесь (до 250 тыс. пылинок в литре воздуха) и как место жительства пылевых клещей, число которых в грамме пыли может достигать 2-3 тысяч. Продуктами жизнедеятельности клещей является ряд химических веществ, отрицательно сказывающихся на дыхательной системе человека и способных вызывать аллергические реакции. Полимеры, лаки, краски Значительная часть загрязняющих веществ в воздухе помещений вызвана применением полимерных и лакокрасочных материалов. При повышении температуры в помещении, отделанном с применением полимерных материалов, появляется специфический запах пластмасс, возникающий вследствие выделения изопрена, стирола, бензола и других веществ. Полистирольные пластики являются источником выделения формальдегида, стирола, этилбензола, изопентана, бутанола. При 20 градусах по Цельсию в продуктах, выделяющихся из суспензионного полистирола, были обнаружены стирол в количестве 26,2 мкг/кг, этилбензол – 12,3 мкг/кг, бутанол – 21,5 мкг/кг. Вспененный полистирол является источником выделения изопентана – 10,7 мг/кг, этилбензола – 0,5 мг/кг, бутена, фенола и др. веществ. При исследовании состава продуктов, выделяющихся из поливинилхлорида при 20 градусах, методом газовой хроматографии в следовых количествах были идентифицированы бензол и этилен. Пластифицированный поливинилхлорид является источником выделения пластификаторов группы фталатов. Шведские учёные оценили количество фталатов, поступающих в водоёмы Швеции только в результате мойки полов, покрытых линолеумом, в 60 тонн в год. Ковровые покрытия, гардины, мебель, изготовленные с применением синтетических волокон являются источником выделения ацетонитрила, аммиака, хлористого и цианистого водорода. Лакокрасочные материалы загрязняют воздух веществами, содержащимися в растворителях: бензолом, толуолом, уайт-спиритом, ксилолом и др. Древесно-стружечные плиты и некоторые части мебельной фурнитуры могут являться источником выделения в окружающую среду фенола, формальдегида. Большинство альдегидов и кеталей способны вызывать первичное раздражение кожи, глаз и дыхания. Это свойство в большей степени проявляется у низших членов ряда, у тех, которые являются ненасыщенными в алифатической цепи, и у галогензамещенных членов. Альдегиды могут оказывать обезболивающий эффект, но их раздражающее действие может заставить персонал ограничить воздействие еще до его появления. Раздражение слизистых оболочек может быть связано с цилиостатическим эффектом, когда повреждаются похожие на волосы реснички, которые выстилают дыхательные пути и обеспечивают очистку воздуха. Степень токсичности в семействе альдегидов изменяется в широких пределах. Некоторые из ароматических и алифатических альдегидов быстро расщепляются в процессе обмена веществ и не оказывают вредного воздействия; они считаются безопасными для использования в пищевых продуктах в качестве ароматизаторов. Тем не менее, другие члены семейства известны (или подозреваются) как канцерогенные вещества, и при возможном контакте с ними должны соблюдаться соответствующие меры предосторожности. Некоторые альдегиды являются химическими мутагенами, а некоторые - аллергенами. Еще одно токсическое воздействие альдегидов связано с их снотворным действием. Более подробная информация относительно некоторых членов семейства альдегидов приведена ниже, а также содержится в прилагаемых таблицах. Уксусный альдегид является раздражителем слизистой оболочки, а также оказывает общее наркотическое действие на центральную нервную систему. Низкие концентрации вызывают раздражение слизистой оболочки глаз, носа и верхних дыхательных путей, а также катар бронхов. Обширный контакт может привести к повреждению роговидного эпителия. Высокие концентрации вызывают головную боль, ступор, бронхит и отек легких. Глотание вызывает тошноту, рвоту, диарею, наркотическое состояние и остановку дыхания; смерть может наступить из-за повреждения почек, жировой дегенерации печени и сердечной мышцы. Уксусный альдегид поступает в кровь как метаболит этилового спирта, и вызовет покраснение лица, дрожание рук и другие неприятные симптомы. Этот эффект усиливается лекарственным средством тетурам (антабус), а также воздействием промышленных химикалий, таких как цианамид и диметилформамид. В дополнение к его непосредственному
воздействию уксусный альдегид относится к группе 2B канцерогенных веществ, то
есть по классификации Международного агентства по исследованию рака (IARC)
считается возможно канцерогенным для людей и канцерогенным для животных. В
различных экспериментах уксусный альдегид стимулировал аберрацию хромосом. Повторяющееся
воздействие паров уксусного альдегида вызывает дерматит и конъюнктивит. При
хронической интоксикации симптомы похожи на симптомы хронического алкоголизма:
потеря веса, анемия, бред, зрительные и слуховые галлюцинации, ослабление
интеллекта и нарушения психики. Акролеин является распространенным
загрязнителем атмосферы и содержится в отработанных газах двигателей
внутреннего сгорания, в состав которых входит большое количество различных альдегидов.
Концентрация акролеина увеличивается при использовании дизельного топлива или
мазута. Кроме того, акролеин в больших количествах обнаружен в табачном дыме не
только в виде макрочастиц но и - преимущественно - в газообразной форме. В
сочетании с другими альдегидами (уксусный альдегид, пропиональдегид,
формальдегид, и т.д.) его концентрация достигает Формальдегид и его полимерная
производная параформальдегид. Формальдегид легко полимеризуется как в жидком, так и в твердом
состоянии, в результате чего образуется смесь химических соединений, известная
как параформальдегид. Этот процесс полимеризации замедляется присутствием воды,
и поэтому применяемый в промышленности формальдегид (известный как формалин или
формол) представляет собой водный раствор, содержащий от 37 до 50 весовых
процентов формальдегида; к этим водным растворам в качестве ингибитора
полимеризации добавляют от 10 до 15 % метилового спирта. Формальдегид токсичен
при глотании и вдыхании паров, а также может вызывать повреждения кожи. При
обмене веществ он превращается в муравьиную кислоту. Токсичность
полимеризованного формальдегида потенциально подобна токсичности мономера,
поскольку при нагревании происходит деполимеризация. Воздействие формальдегида
вызывает острые и хронические реакции. Доказано, что формальдегид является
канцерогеном для животных; по классификации IARC он относится к группе 1B, как
возможный канцероген для человека. Следовательно, при работе с формальдегидом
должны приниматься такие же меры предосторожности, как и для всех канцерогенных
веществ. Низкие концентрации паров формальдегида вызывают раздражение, особенно
глаз и дыхательных путей. Из-за растворимости формальдегида в воде его
раздражающий эффект ограничен верхними дыхательными путями. Концентрации
порядка Формальдегид реагирует с хлористым
водородом, и сообщалось, что в результате такой реакции во влажном воздухе
может образовываться незначительное количество вторичного хлорметилового эфира,
который является опасным канцерогенным веществом. Дальнейшие исследования
показали, что при нормальной температуре и влажности окружающей среды даже при
очень высоких концентрациях формальдегида и хлористого водорода не образуется
хлорметиловый эфир в количествах, превышающих порог чувствительности Глютаральдегид - относительно слабый аллерген, который может вызывать аллергический дерматит, а в сочетании с раздражающим действием его аллергенные свойства могут также стать причиной аллергических заболеваний органов дыхания. Это относительно сильный раздражитель кожи и глаз. Глицидальдегид - высоко реактивный химикат, который относится IARC к группе 2B, как возможный канцероген для человека и установленный канцероген для животных. Таким образом, при работе с этим веществом должны соблюдаться те же меры предосторожности, что и для других канцерогенов. Метацетальдегид при попадании внутрь может вызвать тошноту, сильную рвоту, боль в животе, напряженность мышц, конвульсии, кому и смерть от остановки дыхания. Глотание параацетальдегида обычно вызывает сон без угнетения дыхания, хотя известны смертельные случаи в результате остановки дыхания и нарушения циркуляции после приема больших доз. Диметоксиметан может вызывать поражение печени и почек, а при остром воздействии раздражающе действует на легкие. ПРОИЗВОДНЫЕ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТИз этой группы наиболее широкое распространение получили далапон, трихлорацетат натрия, амибен, банвел-Д, 2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота (2,4-Д) и ее натриевая и аминная соли, бутиловый, кротиловый и октиловый эфиры; 2М-4Х, 2,4-М, 2М-4ХМ, 2М-4ХП, камбилен, дактал, пропанид, рамрод, солан и др. Во внешней среде они среднестабильны и оказывают слабое влияние на гидрохимический режим. Бутиловый эфир 2,4-Д придает воде “аптечный” запах при концентрации 1,62 мг/л и привкус — при 2,65 мг/л. Токсичность. Производные карбоновых кислот обладают сходным механизмом действия. Они влияют на нервную систему рыб, вызывают функционально-морфологические изменения в печени, почках, кроветворной ткани, органах размножения и др. Пропанид и другие анилиды, кроме того, обладают гемолитическим действием. Препараты группы 2,4-Д нарушают воспроизводительную функцию животных [5,6]. ГЛАВА 4. МОИ УРОКИ Урок: Кислородсодержащие органические соединенияЦели. Обобщить знания учащихся по данной теме, в игровой форме проверить их уровень знаний и навыки. Оборудование. На демонстрационном столе – химические реактивы, косметические средства, душистые вещества, стиральные моющие средства, яблоко, хлеб, картофель, лекарственные препараты. Девиз Если путь твой к познанию Мира ведет, –Как бы ни был он долог И труден – вперед! (Фирдоуси) ХОД УРОКАУчитель. «Я хочу стать химиком!» – так ответил гимназист Юстус Либих на вопрос директора Дармштадской гимназии о выборе будущей профессии. Это вызвало смех учителей и гимназистов, присутствовавших при разговоре. Дело в том, что во времена Либиха в Германии, да и в большинстве других стран к такой профессии не относились серьезно. Химию рассматривали как прикладную часть естествознания и, хотя были разработаны теоретические представления о веществах, эксперименту чаще всего не придавали должного значения. В наше время желание стать химиком никого не рассмешит, напротив, химическая отрасль промышленности постоянно нуждается в людях, у которых обширные знания и экспериментальные навыки сочетаются с любовью к химии. Роль химии в различных областях техники и сельского хозяйства все время возрастает. Без многочисленных химических препаратов и материалов нельзя было бы повысить мощность механизмов и транспортных средств, расширить производство предметов потребления и увеличить производительность труда. Химико-фармацевтическая отрасль промышленности выпускает разнообразные медикаменты, укрепляющие здоровье и продлевающие жизнь человека. Для улучшения благосостояния и более полного удовлетворения потребностей населения необходимы квалифицированные рабочие, инженеры и ученые. А все начинается со школьной лаборатории. Итак, первый тур. I тур. Лаборатория школьникаЗадание (1-я лаборатория). Получить альдегид. Медную спираль накалить в пламени спиртовки и опустить в пробирку со спиртом. Ощущается резкий запах альдегида, спираль становится блестящей. Уравнение реакции:
Задание (2-я лаборатория). Получить карбоновую кислоту. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|