рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Для профилактики распространения инфекции больные ветряной оспой подлежат срочной изоляции, прекращающейся через 5 дней после последнего высыпания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1.  Расскажите об основных характеристиках микробов и их классификации.

2.  Какие существуют защитные механизмы организма?

3.  Понятие об иммунитете, его основные виды (естественный и искусственный иммунитет).

4.   Что такое вакцинация и какие виды вакцин вы знаете?

5.  Расскажите что такое инфекция?

6.  Какие существуют источники, механизмы и пути передачи инфекции?

7.  Что такое инфекционный процесс и на какие периоды он подразделяется?

8.  Расскажите о формах эпидемического процесса.

9.  Дайте характеристику кишечным инфекциям.

10.  Расскажите о гриппе и ангине.

11.  Охарактеризуйте детские инфекции.


Раздел 6. Экология и здоровье человека

6.1 Здоровье и образ жизни

В утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. №13090 Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится: «Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат, практически, во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительного возрастания потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями этого глубокого системного процесса является резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей деформации демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, такое развитие демографических процессов обуславливает снижение нравственного, духовного и творческого потенциала общества».

В целях выхода из этой сложной ситуации, обеспечения национальной безопасности, защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни в 2000 году на форуме народов Якутии была принята доктрина здорового образа жизни, состоящая из пяти основных факторов: образованность, забота о собственном здоровье, потребность в созидательном труде, духовность и чистую окружающую среду. В том же году учрежден национальный День здоровья, принят Закон РС(Я) «О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутии)», утверждены План действий органов исполнительной власти по профилактике курения в РС(Я) на 2001-2005 гг., Концепция государственной политики по проблемам алкоголя в РС(Я). В республике разработан и внедрен физкультурный комплекс нормативов «Эрэл».

Для объединения усилий министерств, ведомств и различных общественных организаций по реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни в январе 2001 года в республике созданы исполнительная дирекция по государственной поддержке программ ЗОЖ и общественная организация «Народная академия здоровья».

ХIV съезд медицинских работников и общественности РС(Я) принял Концепцию совершенствования здравоохранения РС(Я) на 2000-2025 годы. В рамках данной концепции осуществляется внедрение высоких технологий, открываются кабинеты профилактики, ведется работа по организации всеобщей диспансеризации населения, подготовке кадров, продолжается реструктуризация сети и внедрение малозатратных форм работы.

Здоровье следует рассматривать как процесс адаптации к социальной и внешней среде. Это возможность адаптироваться в изменяющейся внешней среде, приспосабливаться к росту, старению, к лечению при нарушениях, к страданиям и мирному ожиданию смерти (Illich. I., 1977).

Здоровье, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Критериями оценки здоровья являются: 1) уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе; 2) наличие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, реакции организма на воздействие внешней среды.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

- для соматического и физического здоровья - я могу;

- для психического - я хочу;

- для нравственного - я должен.

Существует ряд факторов, определяющих здоровье человека:

1. Окружающая среда

 -природная среда (воздух, вода, почва, климат, радиация, преобладающая пища),

-социальная среда (условия жизни и культура).

2. Генетическая предрасположенность.

3. Образ жизни.

4. Здравоохранение.

Ученые, рассматривая все факторы, влияющие на здоровье установили, что все-таки , здоровье человека в зрелом возрасте зависит от внешней среды на 20-25%, генетического риска - 15-20%, здравоохранения - 8-10, а от образа жизни на 50-55%.

Образ жизни – здоровый, культурный, цивилизованный – реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Образ жизни - это способ жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем качеством и стилем жизни! Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково Ваше материальное благополучие; социологическая - какого качество Вашей жизни; социально-экономическая - каков Ваш уклад жизни; социально-психологическая - каков стиль Вашей жизни.

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ)

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерно и для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем месте, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

Социально-гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого из них.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся:

- образ жизни должен быть возрастным;

- образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

- образ жизни должен быть укрепляющим;

- образ жизни должен быть ритмичным;

- образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам можно отнести:

- образ жизни должен быть эстетичным;

- образ жизни должен быть нравственным;

- образ жизни должен быть волевым;

- образ жизни должен быть само ограничительным.

Образ жизни – здоровый, культурный, цивилизованный – реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.

Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы индивид мог достаточно стандартизированно выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве , а не только в мыслях и мечтах.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через измерения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий;

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

6.2 Влияние стресса на здоровье человека

Задолго до появления понятия «стресс» наблюдались его признаки. Люди издавна чувствовали, что изнеможение после тяжелой работы, результаты длительного пребывания на жаре или холоде, чувство страха и любое заболевание имеют нечто общее..

Стресс - не что-то происходящее с человеком, а то как человек реагирует на происходящее.

Стрессовый фактор или стрессор - это любое воздействие, которое вызывает стрессовый ответ. Существует много потенциальных стрессоров, например: перемены в жизни (каникулы, брак, развод, новая работа и т.д.); эмоциональный конфликт; любая сильная эмоция; страх, усталость, физическая травма, операция, резкие изменения температуры, шум, скученность, болезнетворные агенты, заболевания.

Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.

Реакции организма на стрессор Ганс Селье (канадский физиолог) назвал общим адаптационным синдромом и разделил на три стадии:

 1. Стадия мобилизации: в ответ на действие стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам.

2. Стадия сопротивления - на этой стадии стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. .В этот период мы обладаем повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

4.  Стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии и создает такие физиологические условия, при которых способность сопротивляться стрессорам уменьшается. На этой стадии иммунная система ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. Таким образом, люди в состоянии истощения часто страдают от полного упадка физического и психического здоровья

Индивидуальные различия в том, как люди справляются со стрессовыми событиями. могут по меньшей мере, так же важны в определении здоровья или болезни, как и сами стрессоры. Все многообразные психологические факторы - в том числе настроение, личностные характеристики. стиль совладания, подавленный гнев, чувство безнадежности, психологическая уязвимость и мнительность - могут влиять на то, как человек справляется со стрессом, и тем самым потенциально модулировать то воздействие, которое стресс . окажет на иммунную систему.

 Если негативные психологические черты могут интенсифицировать воздействия стрессоров, то позитивные черты, усиливающие совладание, могут оберегать организм от стресса. Люди с высокой выносливостью обладают большей сопротивляемостью болезням.

Дистресс - это стресс, оказывающий вредное воздействие . Многие студенты иногда переживают столь сильный стресс на экзамене, что это мешает им хорошо отвечать.

Стресс также становится дистрессом, если ведет к заболеванию. Многие люди, не научившиеся эффективно управлять своей психикой, долгие годы живут в состоянии сильного стресса.

Общие принципы борьбы со стрессом

1. Научитесь по новому смотреть на жизнь. Борьба со стрессом начинается с усвоения идеи о том, что только вы сами отвечаете за свое эмоциональное и физическое благополучие. Вы не должны больше позволять другим людям определять, быть вам или не быть счастливыми. Не в вашей власти повлиять на чье-то поведение, кроме собственного, а ваше эмоциональное благополучие слишком дорого вам, чтобы доверять его посторонним.

2. Будьте оптимистом. Это совершенно необходимо для успешной борьбы со стрессом.

3. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями.

4.Стремитесь к разумной организованности. Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку и проволочкам могут казаться очень расслабляющими, но на самом деле они вызывают стресс. Ставьте себе близкие, промежуточные и долгосрочные цели. Реально смотрите на вещи: не ждите от себя слишком многого, Может быть, что-то из намеченного вообще не нужно делать.

5. Учитесь говорить НЕТ. Некоторые люди берут на себя в жизни слишком много, Это грозит не только сильным стрессом, но и тем, что какие-то важные дела вы либо сделаете плохо, либо вообще не сделаете. Уясните себе границы ваших возможностей и проявляйте твердость. Если у вас нет времени на какое-то дело или вы просто не хотите его делать, не делайте. Учитесь твердо говорить "нет".

6. Учитесь радоваться жизни. Радоваться можно каждому дню своей жизни. Счастье редко достигается, если его рассматривать как цель.

7. Не будьте максималистом. Учитесь быть терпимыми и снисходительными к себе и другим. Нетерпимость к своим собственным недостаткам неизбежно приводит к стрессу. Нетерпимость к другим делает вас раздражительным, ухудшает отношения с окружающими, а следовательно, тоже вызывает стресс.

8. Не концентрируйтесь на себе. Учитесь видеть себя глазами других.

9. Не копайтесь в своем прошлом. Каждый из нас может припомнить поступки, которых не следовало бы совершать. Но жалеть о том, что мы сделали, - неразумно, Наше прошлое - это наш опыт, и нужно использовать его для того, чтобы не повторять тех же ошибок.

10. Питайтесь правильно. Наша пища и то , как мы ее потребляем, весьма существенно влияют на наши эмоции и способность справляться с трудностями жизни.

11. Высыпайтесь. У людей разная потребность во сне, но для большинства из нас достаточно , когда он длится семь-восемь часов в сутки.

12. Не злоупотребляйте алкоголем.

Попытка оградить ребенка от сложностей жизни приводит к тому, что столкновение с реальностью травмирует психику ребенка, защитные механизмы которого не подготовлены к такому столкновению. Так же как система иммунитета укрепляется и развивается при взаимодействии с антигенами, так и отрицательные эмоции, во многом определяемые иерархией общественных ценностей, обычаями, привычками, служат в качестве факторов, активизирующих защитные механизмы нервной системы. Следует учить ребенка преодолевать отрицательные эмоции, воспитывать у него волевые качества и самоорганизованность, упорство в достижении цели, самостоятельность и чувство сопричастности к жизни и работе других людей.

Трудовое, психогигиеническое, эстетическое воспитание – одна из необходимых сторон укрепления нервной системы, которая дает возможность объективно оценить , снижает вероятность возникновения ситуаций, ведущих к появлению отрицательных эмоций и дистрессу. Человек обязан считаться с общественными реалиями, окружающими его, с необходимостью коллективных усилий для блага всех людей.

6.3 Экология и здоровье человека

Первоначально общество, выделившись из природы, противопоставив себя ей, существует за счет биологически обусловленных источников энергии: ручного труда, использования одомашненных животных, не нарушая сложившихся соотношений обменных процессов в природе.

Последующее развитие общества привело к использованию все большего круга природных явлений как источников энергии: тепло-, ветро- и гидродвигатели, электричество усилили технические возможности человека в борьбе за существование. Но воздействие человека на природу не превышало размеров восстановительных круговоротов веществ и процессов, происходивших в ней.

По мере роста хозяйственной деятельности по освоению территории обитания природные биогеоценозы изменялись человеком, что особенно начало проявляться в период разделения труда на земледельчество и скотоводство.

С накоплением информации о сущности природных явлений человек получил возможность их технического использования во все более широких масштабах. Он осуществляет физические и химические методы превращения природных запасов энергии в энергию, потребную для прогрессивного развития производительных сил. В биосфере происходит становление ее нового компонента – техносферы. Основной характеристикой техносферы как этапа перехода биосферы в новое состояние – ноосферу можно считать возрастающее антропогенное энергетическое воздействие в глобальных масштабах на природные процессы в биосфере.

Все возрастающая мощь технологий, призванных в конечном счете удовлетворить потребности человечества в средствах существования, пришла в противоречие с возможностью биосферы обеспечить эти потребности без вреда для нее. Стихийные взаимоотношения с природой привели к тому, что для обеспечения этих потребностей приходится затрагивать все больше природных ресурсов на получение продукции, обеспечивающей жизнедеятельность человека.

В 60-х годах ХХ в. ученые впервые с тревогой заговорили об экологическом кризисе .Первыми почувствовали на себе его последствия экономически развитые государства, природная среда которых не могла самоочищаться от промышленных и бытовых загрязнений. Появились пессимистические прогнозы, посвященные медицинским проблемам будущего. Возникло понятие «болезни цивилизации».

Действительно, экологическая проблема, возникшая перед человечеством , имеет огромное значение. Но не так уж она нова. Пустыни, в которых находят погребенные в песках цивилизации прошлого, свидетельствуют о том, что антропогенные воздействия уже приводили к локальным экологическим катастрофам. Новизна проблемы в том, что она приобрела глобальные масштабы, Если раньше страдали отдельные популяции, то нынешний экологический кризис затрагивает все человечество.

Вот лишь несколько данных для размышления: ученые подсчитали, что вследствие человеческой деятельности потери кислорода составляют примерно 10-12 млрд. тонн в год; ежегодно теряется 50-70 тысяч кубических километров ценных земель. За время существования человека вырублено около 60% лесов, а лес это и агроном, и мелиоратор, и землеустроитель. Это фабрика кислорода. По оценкам специалистов, из добываемого природного вещества полезно используются только до 10%. Остальная часть возвращается природе, но уже в менее организованном и более токсичном виде. Эти отходы загрязняют атмосферу, воду и почву. За истекшие сто лет запыленность атмосферы возросла в 20 раз.

Природная среда по отношению к человеку выполняет три основные функции: экономическую – обеспечивает народное хозяйство ресурсами; биологическую – обеспечивает физическое здоровье человека; социальную – обеспечивает духовное развитие человека и общества в целом.

Человек отчуждается, живя в мире, чуждом природе. Разрушая природу, он вызывает опасный процесс прогрессирующего саморазрушения. Все что враждебно природе, враждебно и самому человеку.

В последнее время выявлены новые заболевания – генетические, токсикологические, аллергические, эндокринные. Их распространение тесно связано с широким использованием новых веществ, новых энергий, с изменением химического окружения человека. Поступление в биосферу громадного количества загрязнений химического происхождения дало повод ряду зарубежных ученых утверждать, что на наших глазах происходит смена эпох на смену бактериологической эпохе пришли эра химическая и эра информационная. Согласно мнению крупных ученых, более 80% случаев раковых заболеваний вызывается действием химических продуктов и вирусов, содержащихся во внешней среде.

Атмосферные загрязнения оказывают крайне отрицательное действие на органы дыхания. До 50% заболеваний людей в промышленных городах протекают с поражением дыхательной системы.

Не менее опасным является загрязнение водоисточников промышленными и хозяйственно-бытовыми отходами. Ежегодно во всем мире выбрасывается до 440 км3 сточных вод. Они загрязняют около 6500км3 чистой воды. К этому добавляются стоки с загрязненной почвы. До 50 млн. человек заболевают эпидемическими заболеваниями, связанными с употреблением грязной, зараженной воды; в океан сливается до 10-15 млн. тонн нефти в год.

Большую опасность представляет неразумное применение инсектицидов и пестицидов, накопление радиоактивных отходов. Существует вполне реальная угроза, что вместе с радиоактивностью среды возрастает и возможность появления мутаций, которые могут существенно изменить фонд наследственности живой природы, и, вероятнее всего, - в неблагоприятном направлении. Как показали работы генетиков, нет генетически безвредной дозы радиации.

Многочисленными наблюдениями установлено увеличение за последние десятилетия раковых заболеваний. Причем выяснена зависимость появления опухолей от количества и времени воздействия канцерогенных веществ, содержащихся в загрязненной воздушной среде. Во много раз увеличились заболевания раком в России, Англии, США. Японии. Только за последние 15 лет число случаев злокачественных опухолей легких, бронхов и трахеи на 100 тысяч мужчин увеличилось в Англии с 39,08 до 67,72, в Японии – с 2,65 до 12,64, в США – с 18,44 до 39,86. И это не случайно, поскольку именно в этих развитых странах идет интенсивный и нарастающий процесс загрязнения окружающей природной среды.

Условия жизни современных людей стали существенно отличаться от тех, в которых происходило формирование человека и человеческого общества. В настоящее время на человека воздействует большое число факторов, обусловленных научно-техническим и социальным прогрессом. Ионизирующие излучения, всевозможные токсические вещества, шумы, вибрации, чрезмерные психические нагрузки, интенсификация труда становятся отличительными чертами цивилизации. Кроме того, на организм человека оказывают влияние широкое употребление в пищу продуктов, прошедших различные обработки, а также «эрзац-продуктов». Массовое применение антибиотиков, сульфаниламидов, гормональных и других сильнодействующих препаратов.

За последние десятилетия в клинической картине многих болезней произошли значительные изменения, стали преобладать так называемые легкие формы заболевания с вялым течением. Прежние «классические» варианты почти не встречаются. То, что раньше считалось типичным, теперь становится редким и исключительным, а прежнее атипичное – частым и преобладающим.

Акселерация, наблюдающаяся во всем мире, изменила характер патологии детского и юношеского возраста, а увеличение продолжительности жизни до 70 лет и более по новому поставило проблему адаптивных возможностей лиц пожилого и старческого возраста, породив новые отрасли – гериатрию и геронтологию.

Вопросы экологии и здоровья очень широко и активно обсуждались на Х Российско-Японском международном медицинском симпозиуме «Якутия-2003» (Якутск, 22-25 августа 2003).

Народ саха обожествлял природу, что не было слепым поклонением перед могущественной стихией, а было проявлением глубокого постижения многих ее суровых тайн, достигнутое в процессе многовекового взаимодействия, партнерства и единения с нею.(В.Л. Александров. МЗ РС(Я)

На территории республики Якутия отмечается загрязнение вод, почвы, воздуха продуктами жизнедеятельности человека. Основными вредными веществами являются диоксид серы, оксид азота, оксид углерода и углеводорода, соли тяжелых металлов. Из промышленных предприятий основной вклад в выбросы вносят предприятия золото- и алмазодобывающей промышленности (33,2%), электроэнергетики (25,8%), транспорта и связи (12,3%). Экологические условия среды обитания влияют на здоровье малочисленных народов Севера (эвены, эвенки, долганы и др.) в связи с тем, что темпы изменений в природной среде превосходят адаптационные возможности популяции.

Здоровье и болезнь как особые состояния человека связаны с адаптацией: чем лучше адаптируется человек к природным и социальным факторам, тем выше показатель общественного здоровья.

В ближайшем будущем практически на всех уровнях будут идти процессы экологической оптимизации, планирования научной экспертизы проектов, отказа от экологически вредных производств и других хозяйственных начинаний, учета принципа разумной достаточности, поддержания экологического баланса, развития рекреации, экологизации медицины, увеличения объема сервиса, снятия стрессов повседневной жизни. Мир очень пестр. Где-то люди голодают и еще верят в силу амулетов и заговор болезней, где-то озабочены хлебом насущным, почти везде политика еще занимает умы больше, чем завтрашний день Земли. Люди еше не научились жить в рамках дальней перспективы. С трудом, но мир поворачивается лицом к человеку, его нуждам, здоровью и будущему. Нужна продуманная государственная экологическая политика, необходимы настоящие программы улучшения среды жизни.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1.  Какие виды здоровья Вы знаете?

2.  От чего зависит здоровье человека?

3.  Как Вы понимаете понятие «образ жизни»?

4.  Какие категории входят в понятие «образ жизни»?

5.  Что такое Здоровый Образ Жизни?

6.  Что такое стресс?

7.  Расскажите о трех стадиях стресса.

8.  Как легче справиться со стрессом?

9.  Расскажите о влиянии экологических факторов на здоровье человека.


Литература

1.  Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний.М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

2.  Заликина Л.С. Общий уход за больными. Учебная литература. – М.: "Медицина", 1984.

3.  Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. - М.: Просвещение, 1997.

4.  Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. (Атлас).

5.  Николаев Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными. Учебное пособие. – Минск. Издательство "Высшая школа", 1997.

6.  Николаев Л.А. Доврачебная помощь при травмах и хирургических заболеваниях. учебное пособие. - Минск. Издательство "Высшая школа", 1998.

7.  Розин В.В., Куринова В.В. Внутренние болезни, радиационные поражения и поражения ОВ.

8.   Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  Бурая А.Н. и др. Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие - 3-е изд. переработанное и доп. - М.: Медицина, 1989. 192 с.

2.  Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. Анатомия: Учебник. 2-е изд., переработанное и доп. - М.: Медицина, 1986. 368 с.

3.  Кошелев А.А. Ваш домашний доктор. – С-Пб.: Издательство "Паритет", 2002.

4.  Справочник фельдшера. (Под. ред. А.Н. Шабанова. 4-е изд. Стереотип. - М.: Медицина, 1984. 432 с.

5.  Справочник медицинской сестры по уходу. (Под ред. Н.Р. Палеева. М.: Медицина, 1980. 336 с.

6.  Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. М.: 1996. 208 с.

7.  Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. М.: Просвещение. 1983.

8.  Шкуратов В.А. Общий уход за пораженными и больными. М.: Медицина, 1976. 224 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.