рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контрольная работа: Стиль рококо. Содержание "Домостроя". Христианские и мусульманские праздники

Исходной базой классификации этносов или этнических общностей должно быть, несомненно, понятие этнической общности, отделяющее ее от других социальных образований. Разработка понятия этноса, или этнической общности, еще не вполне завершена, но основные стороны его уже достаточно установлены. Этническую общность можно определить как особую исторически возникшую форму социальной группировки людей. Основными условиями ее возникновения является общность территории и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков этнической общности.

В качестве дополнительных условий или факторов сложения этнических общностей может выступать общность религии, а также близость компонентов этноса в расовом отношении или образование значительных переходных (метисных) групп между резко различными в расовом отношении компонентами.

В ходе этногенеза под влиянием различных факторов, в том числе особенностей природных условий этнической территории, складываются характерные для этнической общности черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик; наряду с этим вырабатывается этническое самосознание, появляется основное общее самоназвание - этноним; все эти элементы этнической общности могут быть также использованы в качестве ее признаков. Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т.д.; для более устойчивого своего существования она стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в классовом обществе - к государству или административно-территориальной автономии).

Доминирующий в отечественных науках подход к этническим различиям, сводящий их к набору объективных характеристик, не способен дать исчерпывающее объяснение этносоциальным процессам. Наглядно это проявляется при исследованиях в поликультурных регионах, одним из которых является Дальний Восток России. Особенность данного региона в том, что живущие здесь вместе с русскими нанайцы, коряки, ульчи, удэгейцы объединены по весьма формальным признакам с другими народами в классификационную группу, составляющую объект государственной политики и официально именуемую - "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока" (КМНССиДВ, далее - КМН). До введения советской классификации о нанайцах и коряках как о "народах" не говорилось; существовали конгломераты родов, объединенных различными связями и языками - близкими, но разделенными на ряд наречий. Территория их расселения значительно трансформировалась как под влиянием пришлого населения, так и из-за действий со стороны государства: активная колонизация XIX в., создание искусственных границ административных районов, укрупнение поселков в 60-х годах XX в., внутренняя миграция (перемещение в поселки, расположенные ближе к городам) и т.д. Языки нанайцев и коряков находятся на грани исчезновения, практически не используются ими, особенно средним и младшим поколением. Ситуация с самоназваниями вызывает необходимость делить их на автосамоназвания и самоназвания, приписываемые русскими, которые зафиксированы в административных классификациях.

Самоназвание нанай, нани, отна - "местный" + най - "человек". В ХVII в. русские называли низовых нанайцев и ульчей натками. Расселяются по обоим берегам Амура ниже Уссури, а также по его притокам, в основном на территории четырех административных районов Хабаровского края. Численность по переписям: 1897 г. - 5016, 1989 г. - 12023.

Наряду с общим этнонимом, для отдельных территориальных групп применялись свои названия. Киле (территория Приамурья в районе Комсомольска), вероятно, эвенкийского происхождения. Акани (левые притоки Уссури и Сунгари, КНР), хэдзэн и др. Нанайцы являются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента.

Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Он содержит элементы общетунгусской и маньчжурской лексики; наряду с орочским и ульчским, реликты древнеалтайских языков, в нем прослеживается влияние фонетики корякского, незначительная доля китайской лексики. Нанайский язык младописьменный. В 1931 г. был разработан алфавит на основе латинской графики, который в 1936 г. был переведен на кириллицу.

Этническую основу нанайцев составляет "конгломерат родов различного происхождения", что свойственно практически для всех народов Приамурья. Вероятно, что как единая общность нанайцы сформировались относительно поздно. В ХVII в они известны как гольды, имеющие внутренние территориально-хозяйственные подразделения с собственными самоназваниями "нанай", "нани", "киле" и "акани". В Х1Х в. представляли наиболее крупную тунгусоязычную общность.

Нанайский ареал по особенностям родового состава, материальной и духовной культуры, диалектам, брачным связям, делится на две группы - верховых и низовых нанайцев, граница между которыми проходит близ устья реки Хунгари. При оседлом характере расселения, для нанайцев свойственны меж и внутри этнические контакты, связанные с промысловой деятельностью (изменение ресурсов), стихийными бедствиями, эпидемиями и т.п. С середины Х1Х в. через товарный обмен интенсифицируются связи с русскими, что способствовало процессу переселения нанайцев с притоков на Амур.

Традиционная http://russia.rin.ru/guides/7006.htmlэкономика нанайцев носила комплексный характер, но, в зависимости от расселения, значимость отдельных хозяйственных составляющих менялась. Так, в амурских селениях, ведущей была добыча проходной рыбы лососевых и осетровых пород. Нанайцы, живущие по притокам Амура, в большей степени занимались охотничьим промыслом, уходя за пушным зверем на сотни километров в тайгу. Атрибутика нанайской охоты имеет общесибирские черты.

Нанайский транспорт в большей степени свидетельствует о рыболовецких основах их культуры (собачий транспорт амурского типа, специализированные лодки для передвижения по различным водоемам). Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860 г) располагались по берегам Амура, от ульчской территории вверх более чем на 500 км. до устья Уссури. Жилая среда представлена сезонными поселениями и разнообразными типами построек: землянки, полуземлянки, наземные каркасные жилища с кановой системой отопления, русская изба.

Традиционный костюм нанайцев также имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, который носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В зависимости от хозяйственной направленности, в качестве основного материала могла использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различные материалы комбинировались.

В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом м продуктами растительного происхождения (дикоросы, зерно, овощи). Широко распространена консервация рыбы способом вяления.

Традиционные социальные институты (родовая организация, объединение родов доха, семья), а также основы традиционного мировоззрения и шаманства, имеют общеамурские соответствия.

Коряки - Численность - 9242 человека. Язык - чукотско-камчатская группа палеоазиатской семьи языков. Расселение - Корякский автономный округ Камчатской области.

Живут на северо-востоке России. Письменность существует с 1931 г. на латинской, а с 1936 г. - на русской графической основе.

К началу контакта с русскими в ХVIII в., они делились на кочевых и оседлых, распадавшихся, в свою очередь, на несколько обособленных групп: карагинцы, алюторцы, паренцы, каменцы и т.п. Кочевые были расселены во внутренних районах Камчатки и прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и западном побережьях Камчатки, в районе Пенжинской губы и п-ова Тайгонос.

В хозяйстве оседлых сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Морской зверобойный промысел - основное занятие коряков Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев) также играл важную роль у алюторцев, апукинцев и карагинцев, в меньшей степени у паланцев. Основными орудиями были гарпун, сети.

Для кочевых коряков (чавчувенов) было характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. Основными орудиями труда пастухов были аркан v длинная веревка с петлей для ловли оленей, посох и палка в виде бумеранга, с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой кочевые охотились на пушных зверей.

Зимним и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга. Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 м. В начале ХIХ в. под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы русского типа.

Одежда была глухого покроя. Оленеводы шили ее в основном из оленьих шкур, приморские наряду с оленьими использовали шкуры морских животных.

Основной пищей оленных коряков было мясо оленя, которое ели чаще в вареном виде, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители питались мясом морских зверей, рыбой. С ХVIII в. появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую кашу ели с тюленьим или оленьим жиром.

Основной социальной единицей являлась большая патриархальная семейная община, объединявшая близких родственников по отцовской линии, а у оленных иногда и отдаленных родственников.

В начале ХХ в. происходит разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству и развитию в конце ХIХ в. оленеводства у алюторцев, отчасти паланцев.

Главные праздники оседлых коряков ХIХ v начала ХХ вв. посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты - встреча и торжественные проводы пойманных животных. Главный осенний праздник кочевых коряков - коянайтатык - "перегонять оленей", устраивался после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.

Были развиты также обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны, поминки). Болезнь и смерть, для защиты от которой совершали различные жертвоприношения, обращались к шаманам, пользовались амулетами, приписывали вредоносной деятельности злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности.

Основными жанрами повествовательного фольклора являются мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) - Вороне.

Музыка представлена пением, речитированием, горлохрипением на вдохе и выдохе, исполнением на инструментах. К лирическим песням относят "именную песню" и "родовую песню", имеющие местные и семейные напевы.

Общее корякское название музыкальных инструментов - г`эйнэчг`ын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобон, с пищиком из пера и конусным раструбом из бересты, и флейту из растения борщевик с наружной щелью, без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Кроме того, имеются манковая пищалка, свисток, пластинчатый варган, круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки, различные бубенчики, колокольчики, вихревой аэрофон - пропеллер-жужжалка и др.

5. Перечислите христианские праздники, приходящиеся на лето, раскройте их смысл

Христианизация Руси происходила в жестокой борьбе церкви против народных обычаев. Ставшее синонимом кабалы, христианство повсеместно встречало упорное сопротивление народных масс. Всё это вынуждало церковь создавать новый, христианский пантеон святых и христианские праздники из старого, "языческого" материала. После принятия христианства в качестве государственной религии происходило календарное соприкосновение древних языческих праздников с новыми, церковно-государственными, обязательными. Нередко они совпадали по срокам, но нередко и расходились.

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной мере архаичных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев или к ближневосточным земледельческим культам, воспринятым первоначальным христианством.

Одним из элементов были солнечные фазы: зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие и летнее солнцестояние. Вторым элементом был цикл молений о дожде и о воздействии на урожай. Третьим элементом был цикл празднеств урожая. Четвёртым элементом были дни поминовения предков (радуницы). Пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца. Шестым элементом были христианские праздники, часть которых тоже отмечала солнечные фазы, а часть была связана с аграрным циклом южных областей Средиземноморья, имевшим иные календарные сроки, чем аграрный цикл древних славян. Вот эти различия, а также подвижный христианский пасхальный цикл вносили путаницу в сроки празднований.

Летние христианские праздники:

1 июня - День Святого Духа

29 июня - День всех российских святых - церковно-национальный праздник

7 июля - Рождество Иоанна Крестителя

12 июля - День Святых апостолов Петра и Павла

9 августа - День святого великомученика Пантелеимона

14 августа - Происхождение честных древ Креста Господня (Медовый спас)

19 августа - Преображение Господне (Яблочный спас)

28 августа - Праздник Успения Богородицы

1 ИЮНЯ - ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

Этот праздник был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он - источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, "кроме нерождения и рождения", исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: "Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит". Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Галат.5,22-23).

29 ИЮНЯ - ДЕНЬ ВСЕХ РОССИЙСКИХ СВЯТЫХ - ЦЕРКОВНО-НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

Русская Православная Церковь празднует день всех святых, в земле Российской просиявших. Впервые этот праздник был установлен Святейшим Патриархом Никоном в честь воссоединения Малороссии и Великороссии в 1654 году. Затем, в результате секулярных реформ, праздник был забыт и вновь восстановлен Поместным Собором 1917-18 годов. Отмечается через 2 недели после Пятидесятницы.

Православные святцы насчитывают целый сонм Святых Божиих Угодников, просиявших в нашем Отечестве благочестивой жизнью, даром молитвы и чудотворения, даром исцеления больных и помощи страждущим, а также мученической кончиной за веру, в том числе и в недавние десятилетия.

7 ИЮЛЯ - РОЖДЕСТВО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Праздник русской Православной церкви. Иоанн Креститель - христианский пророк, возвестивший грядущий приход Иисуса Христа. Именуется также Иоанн Предтеча, поскольку является предшественником Иисуса. Чудесное зачатие Иоанна Крестителя было предвозвещено его родителям Захарии и Елисавете архангелом Гавриилом.

12 ИЮЛЯ - ДЕНЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Напоминанием о единстве и разнообразии в жизни Церкви стал праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который православные России отмечают 12 июля. По православному учению власть в Евангельской Общине принадлежала Собору Апостолов, среди которых Петр и Павел считаются главными - "первоверховными", в отличие от Католической Церкви, где Петр считается единоличным "главой апостолов". Память двух апостолов празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится напоминанием о разнообразии.

9 АВГУСТА - ДЕНЬ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

Православная церковь отмечает сегодня день святого великомученика Пантелеимона, покровителя всех врачей и целителя больных. Его имя означает "всемилостивый". Имея особый дар от Бога, святой Пантелеимон бескорыстно врачевал больных и страждущих. Его обезглавили в 305 году ненавистники Христа.

Почитание св. мученика в Русской Православной Церкви известно уже с 12 века. Великий князь Изяслав, в святом крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении. Под командованием Петра I русские войска одержали в день памяти св. Пантелеимона две морских победы над шведами. За 8 дней до праздника начинается предпразднество. В день праздника совершается торжественное Всенощное бдение, и тысячи гостей и паломников участвуют в богослужении.

14 АВГУСТА - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (МЕДОВЫЙ СПАС)

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня празднуется 14 (1) августа, в первый день Успенского поста. В народе этот праздник называется Первый Спас. Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 31 июля часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 1 августа (ст. ст.), две недели эта святыня носилась по городу, причем служили литии "для освящения мест и отвращения болезней".14 августа (ст. ст.) Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Русское название праздника "происхождение" - неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение". В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе еще "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174 г. г. - вел. кн. Владимирский) с волжскими булгарами.

Как в день Воздвиженья, так и в день Происхождения, по сходному в эти дни воспоминанию силы креста, которой побеждали врагов православные цари, Церковь одинаково совершает богослужение и молит Господа спасти людей и даровать властям силы для побед над врагами.

19 АВГУСТА - ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (ЯБЛОЧНЫЙ СПАС)

В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа.

Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него - Единородного Сына Божия.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.