рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контрольная работа: Стиль рококо. Содержание "Домостроя". Христианские и мусульманские праздники

Контрольная работа: Стиль рококо. Содержание "Домостроя". Христианские и мусульманские праздники

План

1. Раскройте содержание и приведите примеры художественного стиля рококо

2. Как в "Домострое" регламентируются отношения между членами семьи?

3. Укажите происхождение и смысл вашего имени

4. Сравните по 4 этническим классификациям коряков и нанайцев

5. Перечислите христианские праздники, приходящиеся на лето, раскройте их смысл

6. Как вы понимаете притчу, изложенную в евангелие от Матфея (гл.25: 14-25: 30)?

7. В каких родственных отношениях находятся сноха и золовка?

8. Укажите, в каких аятах Корана суры 5 "Трапеза" регламентируется процедура составления завещания. Раскройте содержание

9. Дайте правильную последовательность мусульманских праздников начиная с 1 мухаррама с указанием названия месяца в мусульманском календаре и смыслом этого праздника

10. Дайте описание праздника Весак в ламаизме. Когда он проводится?

11. Могут ли люди продавать землю? (согласно Библии), кн. "Левит" гл 25, Почему? Укажите номер стиха и раскройте его содержание

12. Чем отличались стиляги от фарцовщиков в культуре советского периода?

13. Раскройте содержание статьи 67 "Русской Правды" (пространная редакция, по Троицкому списку) и дайте объяснение: почему именно эти действия в древнерусском обществе оценивались как оскорбление личности, а не просто нанесение физического ущерба и вреда?

14. Опишите иконографические типы Великая Панагия и Эммануил

Список литературы


1. Раскройте содержание и приведите примеры художественного стиля рококо

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль (ниже дано определение)), реже роккоко - стиль в искусстве (в основном, в архитектуре), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время правления Регента Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная загруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Впоследствии стиль рококо сменился неоклассицизмом.

Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т.п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).

Как на особенно замечательные из этих памятников можно указать во Франции на Версальский дворец, в Германии - на Дрезденский Цвингер, в России - на петербургский Зимний дворец и некоторые другие постройки графа Растрелли. Интересным памятником рококо считается Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург в Баварии.

Версальский дворец (фр. Château de Versailles) - парадный дворец французских королей в пригороде Парижа Версале.

С XVII века являлся образцом для дворцов многочисленных монархов и князей по всей Европе.

С 1979 Версальский дворец включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Ниже - фасад Версальского дворца.

Рококо

Этот стиль ассоциируется, прежде всего, с причудливыми формами орнаментики, состоящей из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, прихотливо извивающихся стеблей.

В противовес парадности и масштабности барокко в архитектуре рококо получают развитие постройки более интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере, культом уюта, изящества и изнеженности.

Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Стиль рококо наиболее ярко и последовательно проявился в оформлении интерьеров. Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенам и потолкам лепные узоры деформируют пространственную структуру интерьеров. Архитектоническое начало с его колоннами, пилястрами, карнизами сменяется откровенно декоративным; единственный элемент, служащий членению поверхностей стен и потолков - капризно изогнутая рамка.

Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели и декоративном убранстве интерьера используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Новинка эпохи, завезенная из Китая - бумажные обои для оклейки стен жилых помещений.

Наиболее характерной особенностью мебели для сидения этого стиля является почти полное отсутствие прямых линий. Все они изогнуты: вертикальные - соответственно конструктивным требованиям, горизонтальные - согласно требованиям удобства. Все углы скруглены. Суживающиеся книзу ножки с характерным изгибом внизу оканчиваются каблуком, замаскированным изящным, не доходящим до пола завитком. Они сильно расширяются кверху, прочно охватывая раму сиденья и сливаясь с нею в одно неразрывное целое. К крепко связанному каркасу приделывается спинка в виде прямоугольника со скругленными углами и вырезанными боками, напоминающая деку скрипки. На сиденье, спинку и локотники накладываются подушки, обитые шелковой материей.

Диван образуется путем соединения трех кресел с общей связью, причем средние локотники и лишние ножки выбрасываются. В период уже развитого рококо на передней стороне дивана хотя и остаются четыре ножки, но они расставлены неравномерно, средние шире боковых.

Кубические формы комодов и шкафов в стиле рококо как бы разбухли книзу, который словно отек и выпучился вперед.

В мебели рококо существует несколько типов столов. Декоративные столы-консоли наглухо прикреплены к стене, по большей части неразрывно связаны с находящимся над ним зеркалом, заключенным в богатую резную раму: их доска делается из мрамора, у которого только прилегающая плотно к стене сторона - прямая, все же остальные изогнуты по кривым. Поддерживающие доску ножки консоли сильно изогнуты. Существуют также декоративные столы на четырех ножках, стоявшие посреди комнат. Обычно в дворцовых залах они служат только для украшения. На них ставят часы, канделябры и пр. При устройстве письменных столов в эту эпоху начинают более всего заботится об удобстве работающих за ними. Для этого к обычным столам с тремя ящиками с короткой или с длинной стороны, а иногда и с трех сторон, приделывают ряды открытых ящиков, разделенных вертикальными перегородками на небольшие ячейки.

Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо. Архитекторы в своих проектах стремятся достигнуть полного стилевого единства всех компонентов комнатного убранства: декора стен и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей.

Стиль рококо был в первую очередь стилем придворно-аристократического искусства, но он наложил отпечаток на характер всей художественной мебели, всего декоративно-прикладного искусства эпохи.

Рококо - декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утончённости, некоторой манерности и чувствительности. Стиль рококо отражал вкусы аристократии времён заката абсолютизма (эпоха правления Людовика 15). В интерьере преобладали пастельные тона: голубые, розовые, серые, фиолетовые, позолота - лёгкая, светлая. Стены затягивали шёлком или покрывали росписями. Интерьер дополнялся предметами из фарфора и большим количеством зеркал. Интерьеру соответствовал и характер костюма - богатый, нарядный, декорированный золотом и драгоценными камнями. Костюмы шили из бархата, тяжёлого шёлка, парчи, буржуазия - из шерстяных тканей.

Мужской костюм. Обязательной принадлежностью мужского костюма была белоснежная рубашка с кружевами манжетами. Разрез на гуди украшался кружевными оборками - жабо. Поверх рубашки надевался камзол из шёлковой ткани, украшенный вышивкой. Поверх камзола носили бархатный кафтан. Кафтан шился точно в талию, а в полы вставляли клееный холст или пластины из китового уса, чтобы они расширились к бёдрам. Рукава кафтана были с широкими, почти до локтя обшлагами другого цвета. Кафтан и камзол не имели воротника, но зато имели карманы с клапанами. Борта кафтана и обшлага украшались золотым или серебряным шитьём и пуговицами из металла или драгоценных камней. Узкие панталоны - кюлоты заходили за колено и застёгивались на пуговицу. На ногах знать носила белые шёлковые чулки, буржуазия - цветные или полосатые.

Обувь башмаки на каблуке, украшенные пряжками. Причёски - белые, напудренные парики. Над ушами волосы укладывались в небольшие валики, сзади волосы заплетали в косичку или укладывали в чёрный шёлковый мешочек. Лицо всегда гладко брили. Мужчины пользовались пудрой, румянами, чистили и белили зубы, использовали духи. Головные уборы - шляпа - треуголка, украшенная перьями, которую в основном носили в руках. Дополнением служили шляпы, перчатки, муфты и табакерки.

Женский костюм в начале века имел такой силуэт: узкие плечи, чрезвычайно тонкая талия, округлая линия бёдер, маленькая причёска - всё это придавало фигуре изящество и лёгкость. Женщины носили корсет, панталоны и несколько нижних юбок. Нижние юбки крахмалились и пристёгивались. Женщины носят два платья: нижнее - фрипон, верхнее распашное - модест. Лиф платья на груди скреплялся бантами или шнуровался, вырез - каре, обшитый кружевами. Рукав был узкий. Длиной до локтя, украшался у локтя пышными волнами из кружев. На шею повязывали лёгкую шёлковую косынку. Придворное платье натягивалось на нижнюю круглую по форме юбку, державшуюся на каркасе из китового уса. Модным типом женского платья был контуш - длинная, не отрезная в талии одежда, которая одевалась поверх нижней юбки на каркасе. Контуш был распашным и скреплялся на груди при помощи лент, на спине он образовывал крупные складки, заложенные под обшивкой ворота. Платье украшалась бантами, кружевами, букетами цветов и вышивкой.

 

Головные уборы надевали редко. В дорогу надевали небольшую по размерам шляпу - треуголку. При выходе на улицу голову покрывали кружевной накидкой. Причёски были небольшими по объёму и состояли из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке, и украшенных перьями, цветами и т.д. волосы обильно пудрили. Обувь - туфельки на высоком каблуке с узкими носами. Дополнениями служили большое количество ювелирных украшений, муфты, веера. Самое модное дополнение - чёрная бархотка на шее.

2. Как в "Домострое" регламентируются отношения между членами семьи?

 

ДОМОСТРОЙ - анонимный памятник русской светской литературы позднего средневековья и раннего Нового времени, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах московского общества 15-16 вв., свод правил поведения зажиточного горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни.

По мнению одних исследователей (С.М. Соловьев, И.С. Некрасов, А.С. Орлов, в настоящее время Д.В. Колесов) текст Домостроя - результат длительного коллективного творчества, начатого еще в 15 в. в Новгородчине, самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. По мнению других (Д.П. Голохвастов, А.В. Михайлов, А.И. Соболевский) авторство и составительская работа принадлежат протопопу Благовещенского монастыря в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру.

Домострой - памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения. Поучения "от отца к сыну" (известны на Руси с 11 в), афористически выраженные нравственные сентенции учительных сборников (Поучение и наказание отцов духовных); разного рода средневековые "обиходники", которые определяли чин монастырского служения и порядок домашней жизни использованы составителем Домостроя для усиления доказательности и достижения беспрекословности исполнения, для чего автор ссылается на освященные традицией образцовые тексты Священного писания и отцов церкви. Исследователи обнаруживают среди источников Домостроя славяно-русские (Стослов Геннадия, поучения Иоанна Златоуста, вошедшие в состав сборников нравственного содержания типа Измарагда и Златой цепи) и западные (чешская Книга учения христианского, французский Парижский хозяин и др.) учительные сборники, чьи тексты восходили к древнейшим сочинениям (древнегреческого трактата Ксенофонта О хозяйстве 4 в. до н.э., Политики Аристотеля).

64 главы свода житейских правил, объединенных в единую книгу Домострой, поделены на 3 части: О строении духовном (Как веровати), О строении мирском (Как царя чтити) и О строении домовном (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами).

Для истории повседневности Московии 16-17 вв. и исторической феминологии особое значение имеют разделы 29, 34 и 36, касающиеся воспитания детей (в том числе обучения девочек рукоделию, а мальчиков "мужским" домашним работам), определяющие порядок отношений с женой, "государыней Дома", как автор Домостроя именовал хозяйку. Самые известные и часто цитируемые рекомендации Домостроя ("быти грозою для жены", строго наказывать детей и жену за провинности, вплоть до "сокрушения ребер", "плетью стегать по вине смотря") вынесены из поучений, переведенных на славянский язык задолго до создания этого литературного памятника и сохранялись в составе учительных церковных сборников. Отсюда - архаическая форма выражения поучений и их нравственные мотивы, неприемлемые и осуждаемые сегодня (унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания детей). В оригинальных частях памятника, в том числе в твердо атрибутируемом "малом Домострое" (заключении к тексту, написанном в виде Посланием и наказанием от отца к сыну, возможно, к реальному лицу - сыну Сильвестра Анфиму) жесткость в отношениях между членами семьи не рекомендовалась. В них шла речь о том, "как Богу и мужу угодить", как блюсти честь рода и семьи, заботиться о семейном очаге, вести хозяйство. Судя по этой части Домостроя, женщины-московитки были настоящими домодержицами, руководившими заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывавшими работу всех членов семьи и слуг (уборка, обеспечение водой и дровами, прядение, ткачество, пошив одежды и т.д.). Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать "государыне Дома", целиком подчиняясь ей.

Жестокость отношений с женой и детьми, предписываемая Домострою, не выходила за рамки морали позднего средневековья и мало отличалась от аналогичных назиданий западноевропейских памятников этого типа. Однако в историю русской общественной мысли Домострой попал именно благодаря одиозным описаниям наказаний жены, поскольку неоднократно цитировался именно в этой части русскими разночинцами-публицистами 1860-х, а затем В.И. Лениным. Этим объясняется несправедливое забвение этого ценнейшего памятника вплоть до последней четверти 20 в. В настоящее время выражение "домостроевские нравы" сохранило четко выраженную отрицательную коннотацию.

Как всякий популярный сборник текучего состава, Домострой может быть представлен как текст нескольких редакций. Первая редакция составлена в Новгороде в конце 15 в. Вторая - переработана выходцем из него протопопом Сильвестром, добавившим личное обращение к сыну Анфиму, которое также бытовало в самостоятельных списках. Третья редакция - контаминация двух основных. Домострой современен и стоит в одном ряду с такими памятниками как Стоглав, Великие Четьи-Минеи и др., превосходя их в выразительности и образности языка, щедро пропитанного фольклорными элементами (присловьями, поговорками).


3. Укажите происхождение и смысл вашего имени

Кристина

Греческое имя, означает "посвященная Христу, "христианка".

Кристина внешне очень похожа на отца, но характер у неё материнский: она так же, как мать, подвижна, сообразительна, порой непредсказуема, обладает прекрасной памятью. Это жизнелюбивая женщина, которая ничего не делает наспех, не впадает в панику. Она прочно стоит на земле и не тратит времени на строительство воздушных замков. Кристина не обладает мгновенной реакцией, ей обычно требуется некоторое время, чтобы принять решение.

Производя впечатление застенчивой, даже робкой, на самом деле Кристина просто наблюдает, слушает и все запоминает. В обществе эти женщины достаточно быстро сходятся с незнакомыми людьми, но предпочитают нескольких избранных друзей. Они быстро влюбляются и столь же быстро разочаровываются. Такие женщины чувствуют постоянную потребность в нежности и любви с соответствующими внешними проявлениями.

В их внутренний мир проникнуть трудно, не всегда можно понять, о чем они думают. Однако за внешней непроницаемостью Кристин нередко скрывается бурный темперамент. Эти женщины не обойдены мужским вниманием, и мужья им попадаются ревнивые… Кристина любит, чтобы дружеские отношения выглядели красиво, не выносит беспардонных вторжений в свою жизнь.

Ценит семью, но плохо уживается со свекровью. "Зимние" Кристины в браке бывают дважды, у них рождаются дочери и очень редко - сыновья. Удачнее всего складывается семейная жизнь "осенних" Кристин - они склонны не допускать открытых конфликтов и во всем уступать мужу.

Этим женщинам всегда необходим кто-то, на кого можно было бы положиться, - человек, который помог бы им создать надежный и уютный семейный очаг.

4. Сравните по 4 этническим классификациям коряков и нанайцев

Классификация (или типологизация) этнических общностей - одна из наиболее важных в методологическом отношении проблем этнографической науки, основным объектом изучения которой именно эти общности являются. Установление соотношения между многочисленными и очень разнообразными, существовавшими в прошлом и существующими ныне этническими общностями, или, проще говоря, народами (в этнографическом смысле этого слова), группировка общностей, сходных по тем или иным признакам, и отделение классификационных групп друг от друга - все это не только упорядочивает и закрепляет уже накопленные научные результаты, но является одним из основных путей дальнейшего познания существа этнических процессов и закономерностей их развития во времени и в пространстве. В ряде случаев при выборе системы классификации приходится учитывать не только ее теоретическое, но и практическое значение.

Общественные явления и процессы отличаются большой сложностью, и не удивительно, что в гуманитарных науках (к числу которых относится и этнография) научная разработка классификационных систем развернулась позже, чем в естественных науках, охватила лишь часть объектов гуманитарных наук и в настоящее время еще не окончена. Решение проблемы классификации этнических общностей усложнялось тем, что оно, кроме этнографии, затрагивало также философию (прежде всего исторический материализм), социологию и ряд других наук, а потому шло довольно медленно. Классификация эта, как будет показано далее, может идти по нескольким направлениям. Главным среди них представляется исторически-стадиальный подход, нацеленный на выявление основных этапов развития этнических общностей в ходе истории. Однако такой диахронный подход никак не исключает синхронного, тем более что некоторые важные признаки этнической общности, прежде всего культура, с трудом поддаются историческому ранжированию. Необходимость сочетания этих двух подходов особенно ощущается применительно к этнической ситуации в развивающихся странах, где некоторые исторические стадии оказались сдвинутыми, а их признаки нечеткими или смешанными.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.