рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: Отечественная история

В советское время сложилась система идеологизированной трактовки исторического процесса, основой которой являлась классовая и социально-политическая борьба. Вместе с тем такие ведущие историки, как Б.Д. Греков, А.М. Панкратова, М.В. Нечкина, Е.В. Тарле, А.М. Сахаров, Л.В. Черепнин и другие, воссоздали процессы развития России в различные хронологические периоды.

После распада СССР ведущей стала тенденция поиска «исторической правды», которая не избежала перекосов в сторону описания негативных черт советского периода. Эта тенденция достаточно быстро была преодолена и сменилась методологией объективной оценки прошлого путем выявления как положительного опыта, так и проблем, противоречий, трудностей, их причин.

Последние два десятилетия стали временем глубокого обновления исторического знания. Шла расчистка исследовательского пространства от старых догм и стереотипов. Понимание как самого исторического процесса, так и системы его описания в исторической науке получило отражение в концепциях формационного и цивилизационного подходов. В то же время ряд историков предложил искать своего рода большие алгоритмы истории. К ним можно отнести: алгоритм «догоняющего развития», или индустриальной модернизации, алгоритм «большой революции», имперский алгоритм. Значительное количество фактов и явлений истории ХХ в. способны объяснить алгоритм «догоняющего развития», связанный с моделью модернизации, и алгоритм «большой революции». Что касается первого, то еще с конца 60-х годов ХХ века разрабатывались концепции, объясняющие особенности развития стран «второго эшелона» формирования капитализма, к числу которых принадлежала и Россия. Второй алгоритм раскрывает особенности политического экстремизма, пролетарского якобинизма, насилия и террора. «Имперский» алгоритм объясняет рождение, развитие, развал российской и советской империй.

В настоящее время российские историки разделяют концепцию своеобразия российской модернизации. Для Запада оптимальной моделью развития стала модернизация на основе эволюционного обустройства бытия как отдельной личности, так и в целом всего общества в системе ценностей либерализма и поступательного прогресса. История России связана с принципиально иным – мобилизационным – типом модернизации. Вызванная потребностью разрешения системных кризисов, мобилизационная система как предельная концентрация национально-государственных ресурсов, выполнив свое целевое назначение, со временем ослабевает, и начинают «проедаться» накопленные «запасы». Модернизация неизбежно предполагает соучастие в управлении всего гражданского общества, которое, таким образом, совпадает с пространством власти. В России не было гражданского общества, и свойственная ей мобилизационная модель развития неизбежно требовала максимальной концентрации власти.

Современные российские историки обращаются к созданию обобщающих теоретических схем, концептуальному осмыслению исторического процесса в целом, попыткам представить сквозной взгляд на историю России в протяженной перспективе, раскрыть ее логику и объяснить специфику.


3

На протяжении более чем тысячелетней истории нашего Отечества решающее влияние на него оказывали самые разнообразные факторы. В их числе следует в первую очередь назвать географическое положение государства, природно-климатическую среду и геополитический фактор. Важная особенность исторического развития России состоит в том, что, являясь крупнейшей евразийской державой, она относится одновременно и к европейской, и к азиатской культурно-историческим традициям.

Особое значение для России всегда имел пространственный фактор. Равнинная местность, малая доля морского берега (не считая берегов Северного Ледовитого океана), холодный климат на большей части территории, низкий биоклиматический потенциал почвы замедляли экономическое развитие, в результате чего русское государство образовалось на несколько столетий позже западно-европейских государств.

С самого начала своей истории Россия, как и всякое другое общество, не была однородной по своей культуре. Даже в антропологическом смысле жители Древней Руси различались между собою порой очень сильно. История нашего Отечества, именуемого общеисторическим понятием «Россия», охватывает исторический процесс формирования и развития многонациональной общности народов в едином государственном образовании. Эта общность представляет собой российское общество, ядром которого является русский народ.

Формирование и развитие российской государственности происходило в общих рамках европейской и мировой цивилизаций. Молодое Древнерусское государство, занимая срединное положение между Востоком и Западом, контактируя с двумя сложившимися мировыми мегацивилизациями (восточной и западной), несомненно, впитывало их культуру, одновременно влияя на развитие культуры соседних народов. К тому же изначально древнерусский этнос формировался на базе многоэтничности, а его языковой и культурной основой являлась одна из наиболее крупных лингвистических семей Евразии – индоевропейская группа языков.

В течение нескольких веков для подавляющего большинства народов Европы, включая Россию, единственным общим духовным и социальным институтом являлось христианство. Оно формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, духовные ценности и образцы поведения, приобщало наших предков к европейским обычаям и цивилизации.

Однако вхождение России (Древней Руси) в мировой исторический процесс началось значительно позднее, чем стран Востока и Запада. И этот фактор изначально наложил свой отпечаток на дальнейший российский исторический процесс. С одной стороны, чтобы сохранить свою независимость, выйти на уровень развитых по тому времени стран, не быть покоренными ими, Древняя Русь вынуждена была развиваться с определенным ускорением. В этой связи древнерусскую цивилизацию X – первой половины XI в. условно можно характеризовать как «догоняющую».

С другой стороны, находясь в окружении воинственных соседей, присоединяя к себе в течение многих веков все новые и новые географические пространства и народы, Россия вынуждена была находиться в постоянном военно-мобилизационном состоянии. Это не могло не отразиться как на особенностях социально-политического устройства государства, так и на укладе жизни народа, его культуре, сознании, менталитете. Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование древнерусского этноса, культуры народа, государственности Киевской, а затем и Московской Руси происходило под мощным влиянием двух разнонаправленных цивилизационных факторов. Соприкосновение с западной и восточной культурой формировало на Руси (в России) особый, промежуточный тип евразийской цивилизации. Впитывая культуру других народов, Россия, в свою очередь, вносила свою лепту в развитие мировой цивилизации.

На протяжении многих веков важнейшей отличительной чертой русского народа являлась его духовность. Своими корнями она самым тесным образом связана с православным христианством и византийской идеей самодержавной власти. Поэтому изначально государственная идея носила религиозный характер. С принятием христианства на Руси православная церковь становится организующим и нравственным началом в жизни древнерусского общества. Церковь играла существенную роль и в духовном возрождении народа и его государственности после очередных смут и потрясений. Для государства практическое значение имело не непосредственно религия, а порождаемый ею нравственный элемент общества.

Российское общество прошло сложный исторический путь со взлетами и трагическими падениями, раздроблением и новым воссоединением в общем государственном устройстве, с победами над завоевателями и жизнью под иноземным игом.

Историю России можно разделить на два больших этапа: домодернизационный (киевская, «ордынская» и московская Русь) и модернизационный (модернизация - процесс обновления материальных и духовных факторов бытия на основе поступательного позитивного развития, направленного на обогащение и усложнение культуры, социума, человека). На протяжении Нового и Новейшего времени все модернизации (в том числе и российские) носили вестернизированный (ориентированный на западное общество) характер. Особенностью российской модернизации является ее мобилизационный (в связи с отставанием) характер, связанный с максимальным напряжением ресурсов и энергии народа. Кроме того, модернизация в России накладывалась на традиционализм, что приводило к запаздыванию в решении социально-экономических задач, обострению противоречий, социальным конфликтам и революциям. Все состоявшиеся российские модернизации проходили в рамках догоняющего типа культуры и несли в себе характерные черты последнего. В России модернизационный процесс происходит как последовательность волн модернизации - больших социокультурных процессов, находящихся применительно друг к другу в отношениях преемственности и в то же время предполагающих разрывы (революции, периоды возврата традиционализма и т.д.), отчего весь процесс носит дискретный (прерывистый) характер.

В современный период Россия выстраивает свой путь в общецивилизационном процессе, опираясь на свой исторический опыт и позитивные достижения мирового сообщества. Опыт современного развития определяет необходимость модернизации на основе эволюции как способа своевременного решения возникающих социально-экономических вопросов, поиска методов развития, соответствующих российским условиям и задачам. Сущность современных процессов исторического развития России связана с утверждением и развитием суверенной демократии как метода укрепления сильной России, ориентированной на национальный успех и подъем.

Каждый из нас сейчас является наследником и продолжателем жизни народов, соединившихся на своем более чем тысячелетнем историческом пути в едином государстве. От созидательной активности всех граждан России зависит ее исторический успех.


ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (IX–XVIII вв.)

1. Древнерусское государство

2. Российское государство

3. Российская империя

4. Земля войска Донского

1

Становление и развитие российского государства проходило в непростых внешних условиях, в тесном взаимодействии с окружающими его народами и государствами. Древнейшие исторические сведения о славянах, населявших Центральную и Восточную Европу, относятся к I–II вв. н.э. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке, разделившись позднее на три ветви – западных славян, южных и восточных (русские, украинцы, белорусы).

До VI в. славяне жили первобытнообщинным строем. В VI–VII вв. произошел процесс распада родовых отношений. Возникла частная собственность, неравенство, власть знати. В VIII–IX вв. у восточных славян сложилось 15 наиболее крупных союзов племен (племенных княжений) – первых форм государственности. Они представляли собой военную демократию, при которой власть князя ограничивалась народным собранием (вече). Князь опирался на дружину.

Начало русской государственности связано с двумя государственными центрами – Новгородом и Киевом. Новгородцы и кривичи пригласили в 862 г. на княжение варягов-норманнов. Они сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян, и сами ославянились. В 882 г. новгородский князь Олег объединил под своей властью Новгород и Киев. Поэтому 882 г. принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Древняя Русь была раннефеодальным государством, сложившимся в результате объединения земель полян, радимичей, кривичей, и просуществовала до XII в. 988 г. стал годом принятия Русью христианства в качестве государственной религии, что имело прогрессивное значение, так как способствовало развитию феодальных отношений, вносило в мораль и нравы древнерусского общества гуманистические ценности, укрепило страну и государственность. Постепенно складывалась древнерусская народность. Русь вошла в число европейских христианских государств, мощный импульс получило развитие культуры.

В социально-политическом плане в середине XII в. Русь представляла собой государство во главе с князем, состоящее из волостей, которое в этот период распалось на мелкие княжества. Но распад государства не следует оценивать как негативное явление. В эпоху феодальной раздробленности наблюдается расцвет средневекового русского общества, поступательное развитие экономики, княжеств-земель и самобытной культуры.

Интенсивный экономический и культурный подъем русских земель был прерван нашествием монголо-татарских завоевателей в первой половине XIII в. Над Русью на два с половиной столетия установилось ордынское владычество – комплекс экономических и политических методов, обеспечивающих господство Золотой Орды. Основным из них было взимание различных даней и повинностей. Попавшие в зависимость от Орды русские княжества утратили свой суверенитет. Были полностью разрушены 49 городов. Усилилась обособленность русских земель, была уничтожена имевшаяся политико-правовая система. Пришла в упадок культура.

На северо-востоке Русь столкнулась с экспансией шведов из Прибалтики, возросла опасность со стороны Ливонского ордена, шведских и датских рыцарей. Но в июле 1240 г. в устье Невы шведы, а в апреле 1242 г. на льду Чудского озера ливонские рыцари были разбиты войсками Александра Невского.

Последствием нашествия XIII в. стало усиление обособленности русских земель, ослабление южных и западных княжеств. Поэтому ведущую роль в объединении русских земель играл внешнеполитический фактор – необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. В силу этой необходимости широкие слои населения – и господствующий клан, и горожане, и крестьянство – все были заинтересованы в централизации. Важной предпосылкой для объединения послужили общее православное вероисповедание населения Руси и единая церковная организация во главе с митрополитом всея Руси.

К XIV в. на Руси сложился феодальный строй и просуществовал до XIX в. В XIV– первой половине XV в. основная масса сельского населения Руси была еще свободна от каких-либо форм личной зависимости. Эти крестьяне назывались “черными крестьянами”. Они проживали общинами (волостями), платили налог князю, а их села не являлись собственностью феодалов.

2

Объединение русских земель вокруг Москвы положило начало новому этапу в развитии российской государственности – становлению централизованного государства, где происходит политическое и экономическое объединение вокруг сильной центральной власти и устанавливается неограниченная монархия (самодержавие, абсолютизм). Для централизованного государства характерны единые законы и общее управление. В XIV–XV вв. усиливается общение между русскими землями, появилось понятие «Россия». В конце XV в. при Иване III было создано единое государство с центром в Москве. С конца XV в. оформляется и высший государственный орган централизованного государства – Боярская дума. В 1497 г. был составлен новый свод законов – Судебник Ивана III – первый кодекс законов России, учитывающий единые нормы уголовной ответственности и порядок ведения следствия и суда. Иван III стал именоваться Государем всея Руси и проводил все более независимую политику от Орды. В 1480 г., признав свое поражение у притока Оки на реке Угре, ордынские войска повернули назад и, таким образом, монголо-татарское иго пало. Во второй половине XV в. Иван III определил важнейшее направление во внешней политике – борьбу за выход к Балтийскому морю. Началось национальное возрождение культуры, чему во многом способствовало формирование единого российского государства.

Процесс укрепления государства и централизации шел по линии усиления власти князя в XVI в. при Василии III и Иване IV. В XVI в. продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе. Государство делилось на уезды (территориально близкие к бывшим княжествам), а уезды – на волости. Во главе ставился наместник в уезде и волостель – в волости. Должности эти давались, как правило, за прежнюю военную службу.

Общая тенденция социально-экономического развития страны в XV в. – укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю: поместная, вотчинная и государственная. По своему социальному положению крестьяне делились на три группы: владельческие (принадлежали светским и церковным феодалам); дворцовые (дворцовое ведомство московских князей, а позже царей); черносошные (позже государственные – жили волостными общинами на землях, не принадлежавших какому-либо владельцу, но должны были выполнять определенные повинности в пользу государства).

В 1533 г. на великокняжеский престол вступил Иван IV (Грозный) (1522 –1584). Это время отмечено укреплением центральной власти. 16 января 1547 г. 17-летний великий князь принял царский титул. В 50-е гг. XVI в. был проведен ряд реформ. Сложилась новая система правления. Важным этапом в истории России был созыв первого Земского собора (Москва, 1549 г.) – совещательного органа, собрания сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян, а также и низовых сословных организаций. В жизни крестьян важную роль играла община. Община в XVI в. управлялась с помощью системы выборных должностей и часто противостояла феодалам и власти, отстаивая интересы своих членов с помощью обычного права, суда и челобитных.

Правительством России в течение 13 лет была по сути Избранная рада, не являясь формально государственным учреждением. В 1550 г. принят новый Судебник, усиливший центральную власть. Появились новые формы управления – приказы (первые функциональные органы управления). Отменена система кормлений, упорядочены налоги, введена тягловая подать. Сложилась поместная система – раздача поместий военным служилым людям – дворянам. В соответствии с военной реформой 1550 г. был определен единый порядок прохождения военной службы: «по отечеству» (по происхождению – дворяне и дети боярские) и «по прибору» (по набору – служилые люди, из которых формировалось стрелецкое войско). Реформы середины XVI в. укрепили центральную власть. Россия развивалась в направлении сословно-представительной монархии.

Избранная рада была сторонницей постепенных реформ, ведущих к укреплению централизации. Иван IV предпочел путь, способствовавший быстрому укреплению его личной власти, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению. Царь поделил все государство на две части: опричнину, выделенную ему лично в особый удел, и земщину – остальные земли. Цель опричнины заключалась в подрыве экономической мощи феодальной аристократии путем ликвидации ее обширного вотчинного землевладения и наделении за этот счет землей дворянства. Было создано опричное войско – карательный механизм без суда и следствия. Зимой–летом 1569–1570 гг. по стране прокатился страшный террор.

Итоги правления Ивана IV были для страны крайне противоречивыми. Главным результатом его почти 50-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного российского государства, которое приобрело широкий международный авторитет. Сложилась сословно-представительная деспотическая монархия во главе с царем. Вместе с тем результатом опричнины стал хозяйственный кризис, политическая дестабилизация.

К началу XVII в. сложное положение в экономической и политической жизни страны, порожденное опричниной и Ливонской войной, вновь резко обострилось. Российское государство вступило в период Смуты (1598–1613 гг.) – гражданской войны. В начале века (1601-1603) страну поразил страшный неурожай, начался голод, вспыхивали крестьянские бунты. Внутриполитическое положение государства продолжало ухудшаться. Появились самозванцы на царский престол – Лжедмитрий I (1602 г.), Лжедмитрий II (1607 г.), усилилась борьба за власть.

Период смуты закончился тем, что в январе 1613 г. Земским собором на престол был избран царем Михаил Романов (1613–1645). Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. Меняется облик и значение Боярской думы. Принимаются меры к укреплению самодержавия. В 1625 г. в царский титул включается слово “самодержец”.

Утверждение абсолютизма в России началось после вступления на престол в 1645 г. царя Алексея Михайловича (1645–1676), старшего сына царя Михаила. Земским собором в 1649 г. было принято Уложение, по которому юридически оформлялось потомственное закрепление крестьян к земле, а государство брало на себя бессрочный сыск беглых. По существу в России было введено крепостное право. Правительство продолжало политику, направленную на укрепление феодально-крепостнических порядков. Возник единый господствующий класс дворян (помещиков). Основой отношений между феодалами и крестьянами стала барщинная система. При Алексее Михайловиче сложилась самодержавно-дворянская монархия.

Вместе с тем к середине XVII в. появились новые черты в экономическом развитии России. Постепенно оживают города, в 20–30-е гг. возникают первые мануфактуры – относительно крупные производства, особенно в металлургии, оживает внутренняя и внешняя торговля.

Развитие экономики страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII в. получил название «бунташного века»: 1648 г. – Соляной бунт в Москве,1662 г. – Медный бунт, 1667 г. – восстание казаков под предводительством С.Т. Разина.

Внешняя политика России в XVII в. была направлена на решение трех задач: достижение выхода к Балтийскому морю, обеспечение безопасности южных районов от набегов крымского хана, возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.