рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: История отечественного государства и права (с 1917 г. по настоящее время)

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» внес принципиальные изменения в институт брака и развода. В соответствии с Указом только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях, могли оформить свои отношения путем регистрации брака.

Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов на ребенка, рожденного от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке.

Усложнялся процесс развода — развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примирил­ись, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.

3. Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», утвержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. Директорам предприятий было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день.

На всех предприятиях и в учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

4. Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве.

Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году: до 150 трудодней — в хлопковых районах, до 100 — в Московской, Ивановской и некоторых других областях, до 120 — во всех остальных районах страны. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году.

На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6— 10-х классов, студентов техникумов и вузов,

5. В условиях военного времени произошли существенные изменения суголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан — до 3 лет.

19 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний — смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.

32.       Депортация народов как один из видов коллективного наказания в годы Великой Отечественной войны

В годы войны проводилась депортация некоторых народов СССР. Первыми принудительному переселению подверглись в 1941—1942 гг. советские немцы (главным образом из Республики Немцев Поволжья и с Северного Кавказа). В конце февраля 1944 г. в восточные районы страны выселено 650 тыс. чеченцев, ингушей, калмыков и карачаевцев. Летом 1944 г. их участь разделили около 225 тыс. крымских татар, а также болгар, греков, армян, проживавших в Крыму. В правительственных документах указывались следующие причины выселения: стабилизация политической обстановки в этом регионе и ликвидация бандитизма, очистка территории от «антисоветских, шпионских элементов», наказание за пособничество фашистам и выступления против советской власти. Депортации подлежало все население указанных национальностей без исключения и приравнивалось государственными органами к операциям, в которых использовались крупные силы войск НКВД и оперчекистский состав. Так, при выселении чеченцев и ингушей было задействовано 100 тыс. бойцов и офицеров, 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и «СМЕРШ». Вся эта акция была проведена всего за несколько дней, «организованно и без серьезных случаев сопротивления». Как докладывал И. В. Сталину нарком внутренних дел Л. П. Берия, на месте руководивший операцией, «заслуживающих внимания происшествий нет». Чтобы ускорить перевозку выселенцев к железнодорожным эшелонам, использовались автомашины, полученные незадолго до этого по ленд-лизу. За эту операцию более 700 человек были отмечены боевыми наградами, четверо — Л. П. Берия, Б. 3. Кобулов, С. Н. Круглов, И. А. Серов — орденом Суворова I степени. По данным НКВД, к осени 1944 г. общее число выселенных за время войны составило 1514 тыс. человек.

33.       Государственно-политическая система в СССР во второй половине 1940- начале 1950-х годов

Внешнеполитическая деятельность

Представительные органы власти

3. Органы государственного управления

4. Судебные органы 5. Вооруженные силы

В послевоенные годы внешнеполитическая деятельность Советского государства осуществлялась в условиях изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств — социалистический лагерь. Начался распад колониальной системы,

В ходе второй мировой войны потерпели поражение Германия, Италия, Япония и их союзники. Усилилась внешнеполитическая деятельность Советского государства, возрос его международный авторитет.

После окончания войны возникло противостояние двух держав: СССР и США. Начались «холодная война» и гонка вооружений.

В 1946 г. в ООН Советский Союз выступил с предложениями о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну, о мирном сосуществовании двух различных систем, о запрещении ядерного оружия, ликвидации иностранных военных баз. Эти предложения не были поддержаны западными странами.

После окончания войны в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а в 1947 г. — в верховные советы союзных и автономных республик. Для кандидатов в депутаты был повышен возрастной ценз: для депутатов Верховного Совета СССР — до 23 лет, для депутатов верховных советов союзных и автономных республик — до 21 года. В 1947— 1948 гг. были проведены выборы в местные Советы.

В первые послевоенные годы (1945—1954) Верховный Совет СССР созывался 9 раз, т. е. гораздо реже, чем это было предусмотрено Конституцией. Круг вопросов, рассматриваемых Верховным Советом СССР, сводился к внесению изменений в Конституцию, утверждению народнохозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета.

В марте 1946 г. был сокращен количественный состав Президиума Верховного Совета СССР. В феврале 1947 г. была расширена его компетенция.

По окончании войны были ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промышленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства и т. д.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие советы министров, а наркоматы — в министерства.

В рассматриваемый период были успешно реализованы планы четвертой и пятой пятилеток. В мире началась новая научно-техническая революция. Встали задачи по поднятию технического уровня промышленности.

После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. Восстанавливались обычная подсудность и порядок деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды. Были восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Законом о судоустройстве 1938 г. были проведены выборы в народные суды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. для народных судей и народных заседателей устанавливался возрастной ценз в 23 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. устанавливалась ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями.

В 1945—1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие преступления.

После окончания войны была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования.

С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Армией. Вооруженные Силы СССР состояли из следующих видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО, воздушно-десантные войска, во главе со своими главнокомандующими. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии.

Были утверждены Дисциплинарный устав (1946 г.), Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР (1946 г.), Уставы строевой (1947 г.), гарнизонной и караульной службы (1950 г.).

34.       Развитие советского права во второй половине 1940 - начале
1950-х годов

1. Хозяйственное право

2. Трудовое право

3. Колхозное Право-4, Уголовное право

1. В послевоенный период в сфере хозяйственного права договор стал одним из важнейших рычагов управления.

21 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял поста­новление «О заключении хозяйственных договоров», в кото­ром вновь закреплялась двойная система договоров: генераль­ные договоры заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между конкретными контрагентами. В некоторых областях народного хозяйства продолжали при­меняться прямые договоры.

Обязательными элементами договора были следующие: ко­личество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки испол­нения и формы ответственности сторон.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым расширялись права руководителей ведомств в области распоряжения материаль­ными ресурсами и денежными средствами, ограниченные с февраля 1941 г.

2. В области трудового законодательства с окончанием войны были ликвидированы чрезвычайные меры, вызванные потребностями военного времени. С 1 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. вос­станавливались отпуска и 8-часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация граждан.

23 июня 1945 г. был принят Законе демобилизации, в со­ответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизованным военнослужащим в течение одного месяца.

В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.

Большое внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949 г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся.

Для разрешения трудовых споров в соответствии с Положением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, которым устанавливались единые критерии для назначения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), среднемесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.

3. В области колхозного права одним из важнейших послевоенных актов стало постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». Главной целью этого постановления было закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование.

Согласно постановлению Правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», принятому в апреле 1948 г., основной формой организации труда в колхозе становилась производственная бригада.

С 1955 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.

С 1958 г. вместо обязательных поставок сельхозпродукции и натуроплаты был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе.

4. В области уголовного права в послевоенное время кардинальных изменений не происходит. Основные изменения касались круга субъектов, видов наказания, отмены чрезвычайных положений закона и др.

В середине 1945 г. был принят указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». В соответствии с данным нормативным актом освобождались от наказания или смягчалось наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления. С большой категории лиц снималась судимость и административная ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь, с 1950 г. она была восстановлена по важнейшим государствен­ным преступлениям (измена, шпионаж и т. д.).

35.       Чрезвычайные органы в России в период гражданской войны

36.        

28 октября 1917 г. по телеграфу НКВД предписал всем Советам рабочих и солдатских депутатов учредить рабочую милицию. Она должна была находиться в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов, власти обязаны были содействовать ей в снабжении оружием. В акте ничего не говорилось о сельской милиции, но вскоре ее стали создавать крестьянские Советы.

Первое время борьбу против контрреволюции вели: Петроградский ВРК, местные ВРК, местные Советы, созданная при Советах рабочая милиция, судебные органы, отряды Красной гвардии, поддерживавшие Советскую власть части старой армии, следственные комиссии и т.д. Специального же органа по борьбе с контрреволюцией не было. Сложность и острота классовой борьбы, массовый саботаж чиновников, деятельность иностранных разведок и т.д. ставили вопрос о создании специального органа государственной безопасности. 21 ноября 1917г. постановлением Петроградского ВРК создается Комиссия по борьбе с контрреволюцией. Однако 5 декабря 1917 г. Петроградский ВРК и все его органы перестали существовать. 7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Учреждалась она при СНК. В этом постановлении СНК не говорилось о структуре ВЧК, подробно не раскрывались ее задачи и компетенции. Само название Органа свидетельствовало об Основной его задаче - борьбе с контрреволюцией. В момент образования ВЧК на нее смотрели как на временный орган. Это, в частности, отразилось в названии комиссии чрезвычайная, хотя в момент создания ВЧК не наделялась чрезвычайными полномочиями. ВЦИК и СНК в дальнейшем издали значительное количество нормативных актов, определявших задачи, структуру, компетенцию ВЧК, ее место в системе органов государственного аппарата, взаимоотношения с ними.

Структура и состав ВЧК формировались постепенно. Во главе аппарата ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен Ф.Э. Дзержинский на заседании СНК 7 декабря 1917 г. ВЧК действовала как коллегиальный орган. При председателе ВЧК состояла коллегия. Вначале в ВЧК были созданы три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем. 8 декабря 1917 г. образуется Президиум ВЧК в количестве 5 человек: председателя, двух заместителей и двух секретарей. Большую опасность в то время представляла спекуляция, борьбой с которой также пришлось заняться ВЧК. Поэтому на заседании коллегии ВЧК 11 декабря 1917 г. было решено создать четвертый отдел - по борьбе со спекуляцией.

18 марта 1918 г. Президиум ВЧК принял решение о создании новых отделов. Создавался отдел до борьбе с преступлениями по должности, ибо это стало одним из главных участков работы ВЧК. В связи с созданием местных ЧК был образован иногородний отдел на базе прежнего организационного отдела, осуществлявший руководство местными ЧК. Было создано еще два новых отдела: тюремный и хозяйственный. Канцелярия была преобразована в общий отдел. Кроме того, существовали справочное бюро, дававшее справки об арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК; стол личного состава ВЧК, занимавшийся учетом работников ВЧК. В конце июля 1918 г. СНК возложил на ВЧК борьбу с контрреволюцией, спекуляцией на железнодорожном транспорте. Поэтому были созданы железнодорожный отдел ВЧК и соответствующие отделы губернских ЧК, а также ЧК на больших железнодорожных станциях. В момент создания ВЧК являлась чисто большевистской по своему партийному составу. 8 января 1918 г. СНК назначил четырех левых эсеров членами ВЧК, а один из них - П.А. Александрович - назначался заместителем председателя ВЧК. После заключения Брестского мира левые эсеры ушли почти из всех наркоматов, но в ВЧК остались. 6 июля 1918 г. левые эсеры частично использовали аппарат ВЧК в организации вооруженного выступления против большевиков. После ликвидации этого выступления левые эсеры были отстранены от работы в органах ВЧК и она вновь стала только большевистской по партийному составу.

Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. Со второй половины декабря 1917 г. стали создаваться местные ЧК, создаваемые местными Советами. К концу мая 1918 г. было создано 40 губернских и 365 уездных ЧК. Значительную роль в унификации форм и методов борьбы органов ЧК с контрреволюцией и другими опасными преступлениями, в выработке единых организационных принципов построения органов ЧК, четкого разграничения компетенции различных звеньев ЧК, их взаимоотношений между собой и т.д. сыграла I Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий, проходившая в июне 1918 г. При каждом областном, губернском Совете, а также при крупных уездных Советах, узловых железнодорожных станциях, крупных портах, в пограничной полосе образовывались ЧК. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК.

С самого начала своей деятельности ВЧК наделялась правом ареста контрреволюционеров. Постановлением от 21 декабря 1917 г. СНК возложил на ВЧК борьбу с общеуголовным преступлением - спекуляцией, и она начинает приобретать черты чрезвычайного органа. Важное значение для правового статуса ВЧК имело постановление СНК от 31 января 1918 г., установившего, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, передавая материалы для предварительного следствия в следственную комиссию трибунала. Таким образом, четко разграничивалась компетенция органов ВЧК и следственных комиссий трибуналов. Создавались нормальные взаимоотношения между этими органами. Результаты расследования передавались в трибунал для вынесения приговора. Это нормальное положение было нарушено наступлением немецких войск, когда в принятом в связи с этим 21 февраля 1918 г. постановлении СНК "Социалистическое Отечество в опасности" говорилось, что неприятельские агенты, "спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы", лица, сопротивлявшиеся мобилизации в батальоны для рытья окопов, подлежали расстрелу. Исследователи истории ВЧК считают, что это постановление наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания - расстрела. ВЧК становится чрезвычайным органом. Представляется, что наделение ВЧК этим правом даже в тех сложных условиях не было необходимым. Это затем привело к злоупотреблениям в данных органах, так как нарушалась общепринятая система борьбы с преступностью, исчезли такие стадии, как предварительное расследование и судебное разбирательство. Нарушались такие демократические принципы, как отделение суда от администрации, следствия от суда. Органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили постановление, т.е. приговор, заменяя, таким образом, следственные и судебные органы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.