рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: История отечественного государства и права (с 1917 г. по настоящее время)

Декларация о государственном суверенитете РСФСР — политико-правовой акт, ознаменовавший начало конституционной реформы в РСФСР (в дальнейшем — в Российской Федерации). Декларация была принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. Помимо провозглашения суверенитета РСФСР и намерения создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза ССР, в декларации также утверждались:

приоритет Конституции и Законов РСФСР над законодательными актами СССР;

равные правовые возможности для всех граждан, политических партий и общественных организаций;

принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

необходимость существенного расширения права автономных республик, областей, округов, краёв РСФСР.

Декларация подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным.

С 1992 года день принятия Декларации, 12 июня, — государственный праздник Российской Федерации. принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Помимо провозглашения гос. суверенитета РСФСР, Д. о г. с. РСФСР содержала еще целый ряд важнейших положений: впервые в РСФСР признавалось равноправие политических партий и общественных организаций, провозглашался принцип разделения властей, объявлялось верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР, признавалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей и округов, равно как краев и областей РСФСР, а также необходимость заключения нового Союзного договора. Предполагалось, что Д. о г. с. РСФСР должна была стать основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения нового Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

49.       Распад СССР и создание СНГ.

50.       Выход союзных республик из состава СССР;

51.       Референдум

3. Последствия августа 1991 г.

1. По мере ослабления СССР и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма — движения за выход из состава СССР.

Содержащееся в Конституции СССР положение о праве союзных республик на выход из состава СССР никогда не рассматривалось как осуществимое. Поэтому процедуры реализации этого права создано не было. В конце 80-х гг. в ряде союзных республик наблюдается движение за выход из СССР. В этих условиях Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. был вынужден принять закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий реализацию конституционного права на выход из состава СССР и предусматривающий при этом референдум и пятилетний срок.

Крах СССР был предрешён начавшимся крахом КПСС. Выход из КПСС республиканских партийных организаций в условиях сложившегося за десятилетия партийно-государственного единства означал, что не за горами и выход республик из состава СССР. Ждать пришлось недолго. Первыми в борьбу за независимость включились республики Прибалтики, а остальные повторили этот путь.

2. Ввиду поднявшейся волны сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью руководство СССР решило провести референдум.

В соответствии с решениями IV съезда народных депутатов Верховный Совет СССР постановил провести 17 марта 1991 г. референдум СССР по вопросу о сохранении СССР как федерации равноправных республик. Была определена следующая формулировка вопроса: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Предлагалось выбрать один из ответов: «да» или «нет».

Большинство населения страны на референдуме СССР высказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство СССР, утратив механизмы своего воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руководства, не смогло найти других, и процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, т. е. игнорировании местными органами власти Конституции СССР, законов СССР, создании неконституционных, параллельно Советам, структур власти на местах и т. д.

3. События 19—21 августа 1991 г. явились последней организованной попыткой противодействия распаду СССР и созданию на его месте конфедерации в той или иной форме. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентралистских сил по всему пространству СССР. Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных республик, ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в деятельности союзных структур и в работе союзных органов власти.

Судьба СССР была решена на Беловежской встрече руководителей трех республик — Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г., когда в Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Соглашение предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов. Это Соглашение подтолкнуло другие республики присоединиться к процессу роспуска СССР.


52.       Последствия распада СССР для России: историко-правовые аспекты

Оценки распада СССР неоднозначны. Противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее. «Проигравший не проиграл… проигравший не считает, что проиграл… и не ведёт себя так, как потерпевший поражение с самого 1991 года», — сказал бывший командующий стратегическими ядерными силами США генерал Юджин Хабигер в интервью, показанном в телепередаче «Репетиция конца света» канала CNN[55].

25 апреля 2005 года Президент России В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил:

В том, что произошло с Советским Союзом, не было никакой объективной неизбежности, это явилось результатом действия субъективных факторов, то есть действий и поступков отдельных лиц. И у истоков этого разрушительного процесса стояли два человека — Горбачев и Яковлев

В октябре 2009 года в интервью[59] с главным редактором Радио «Свобода» Людмилой Телень первый и единственный Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачёв признал свою вину за развал СССР:

53.       Становление и развитие государственного механизма в суверенной России (декабрь 1991 -декабрь 1993 г.)

Реформирование государственного механизма Российской Федерации начинается с принятия 27 октября 1989 г. Верховным Советом РСФСР Закона об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР и Закона о выборах. Эти акты во многом отражали перемены, произошедшие в Союзе ССР. Изменения Конституции предусматривали введение двухуровневой системы представительных органов власти в центре, учитывающих федеративное построение Российской Федерации, - Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Съезд становился высшим органом государственной власти РСФСР. Он был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. К его исключительной компетенции относилось принятие Конституции и внесение в нее изменений и дополнений, а также определение внутренней и внешней политики РСФСР, целый ряд других вопросов принципиального характера. Съезд состоял из 1068 депутатов, 900 из которых избирались по территориальным округам с равным количеством населения, а 168 депутатов от национально-государственных образований (половина) и административно-территориальных единиц (половина). Представительство от общественных организаций не предусматривалось. Съезд избирал Верховный Совет и его председателя, членов Конституционного суда после его образования.

Верховный Совет РСФСР становился постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом и впервые в истории республики получал двухпалатную структуру. Он избирался Съездом народных депутатов и состоял из Совета Республики и Совета Национальностей, по 126 депутатов в каждой палате. Половина Совета национальностей избиралась от депутатов, представляющих национально-государственные образования, а половина - из избранных от административно-территориальных единиц. Совет Республики избирался от депутатов, представляющих территориальные округа.

Должность президента РСФСР была введена на основе итогов референдума 17 марта 1991 г., который проводился одновременно с референдумом СССР. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает закон "О Президенте РСФСР". В соответствии с этим законом президент - высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. На эту должность мог избираться гражданин РСФСР не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок полномочий составлял 5 лет. Одно и то же лицо не могло быть президентом более двух сроков подряд. Президент подписывает законы и имеет право вето, преодолеваемое большинством каждой из палат. Он руководит правительством. С согласия Верховного Совета назначает председателя Совета Министров. Назначает министров по представлению председателя правительства. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей, ведет переговоры и подписывает договоры. Он возглавляет Совет Безопасности, награждает, присваивает звания, осуществляет право помилования. Президент является Верховным Главнокомандующим. Он назначает и освобождает от должности высших руководителей армии. Президенту предоставлено право вводить чрезвычайное положение.

Учреждается должность вице-президента. К претенденту на эту должность предъявлялись такие же требованию, что и на должность президента.

15 декабря 1990г. претерпевает изменения исполнительно-распорядительная власть в республике. Упраздняется категория союзно-республиканских министерств и государственных комитетов. Теперь все ведомства республики подчинялись только Совету Министров РСФСР.

Местное управление. Начинается отход от принципа единства и полновластия Советов. Местная администрация перестает быть органом соответствующего Совета. Глава администрации сам назначает руководителей структурных подразделений. Вместе с тем глава администрации подотчетен Совету, который может отменять его решения. В результате изменений от 24 мая 1991 т. в Конституции РСФСР появилось понятие органов местного самоуправления, к которым стали относить и нижестоящее звено Советов: городские, районные и сельские.

Существенные изменения, направленные на укрепление суверенитета России, происходят в системе правоохранительных органов. 15 декабря 1990 г. учреждается должность Генерального прокурора РСФСР, назначаемого Верховным Советом и утверждаемого Съездом. Прокуратура России отделялась от Прокуратуры СССР.

Изменения в судебной системе соответствовали изменениям на союзном уровне. Был удлинен срок пребывания судей в должности до 10 лет и соответственно изменен порядок их избрания. Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. устанавливается система арбитражных судов РСФСР. С его введением в действие с 1 октября 1991 г. на территории РСФСР упразднялись арбитражи и иные аналогичные органы в системе министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах и иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях. Органы государственного арбитража продолжали выполнять свои функции до избрания соответствующих арбитражных судов.

В Российской Федерации учреждается Конституционный суд. Закон о котором принимается 6 мая 1991 г. Конституционный суд избирается Съездом народных депутатов по представлению председателя Верховного Совета РСФСР тайным голосованием в составе 15 судей. Его место в судебной системе определялось ст. 165 Конституции как высшего судебного органа конституционного контроля, осуществляющего судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принимает новую редакцию ст. 6 Конституции России, исключающую положение о руководящей роли КПСС, а 20 июня 1990 г. принимает постановление "О механизме народовластия в РСФСР", где говорилось о том, что "в РСФСР не допускается совмещение должности руководителя государственного органа власти и управления с любой другой Должностью, в том числе В политических или общественно-политических организациях". Ни для кого не было секретом, что прежде всего то постановление было направлено тоже против КПСС. Добившись устранения Коммунистической партии из конституционного поля, большинство Съезда народных депутатов' наконец позволило открыто выразить и свои пожелания в отношении общественного устройства России. 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР внес изменения в преамбулу Конституции, где теперь стало говориться не о социалистическом, а о демократическом, правовом государстве, С этих пор стало очевидным, что конечной целью реформаторов является реставрация капитализма в нашей стране.

54.       Конституционный кризис в России. Указ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской  Федерации»

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Правительство России во главе с И.О. Председателя Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета - сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 в центре Москвы и возле телецентра "Останкино" и последующий штурм войсками, верными президенту Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к большому количеству жертв, в том числе и среди представителей гражданского населения.

Поэтапная конституционная реформа

·           5 октября — распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400[8]: Виктор Берестовой (Белгородская область), Юрий Лодкин (Брянская область, снят ещё 25 сентября), Виталий Муха (Новосибирская область), Пётр Сумин (Челябинская область), Александр Сурат (Амурская область).

·           7 октября 1993 года — Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» вынужден уйти в отставку (сохранив полномочия судьи).[9]. Судьи, под давлением окружения президента, вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало[10])

·           9 октября — Президент прекращает полномочия Советов всех уровней.

·           11 октября — Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации

·           15 октября — Президент назначает всенародное голосование по Конституции на 12 декабря

·           22 октября — Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ

·           26 октября — Президент принимает указ о реформе местного самоуправления

·           10 ноября — в Российских Вестях опубликован проект Конституции, выносимой на всенародное голосование

·           12 декабря — состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за Конституцию проголосовали 58 процентов участников референдума, а также выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва

·           24 декабря — Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией

·           25 декабря 1993 года — Новая Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России

·           11 января 1994 года — в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года

·           23 февраля 1994 года — Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября — октября были прекращены.

55.       Высшие органы власти и управления по Конституции РФ 1993г.

56.       Органы местного самоуправления по Конституции РФ 1993 г.

57.       Законодательный орган власти по Конституции РФ 1993 г. Его структура и компетенция.

58.       Судебная власть по Конституции РФ 1993 г.

59.       Российская Федерация и СНГ: проблемы и перспективы.

В рамках СНГ Россия стала самостоятельным государством, а бывшие советские республики — ее равноправными партнерами. Это создало новую ситуацию. Межэтнические конфликты в Молдавии и Грузии, армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, межтаджикская война оказались затяжными и кровопролитными. Россия была вынуждена играть роль миротворца, служить прибежищем для сотен тысяч беженцев, нести бремя ответственности и груз обвинений в продолжении прежней «имперской политики» по отношению к вновь образованным суверенным государствам. Ситуация усугублялась присутствием бывших советских вооруженных сил на территории бывших союзных республик; сложной оказалась проблема ядерного оружия (некоторые лидеры новых государств соблазнились возможностью поторговаться для получения от мирового сообщества привилегий в обмен на безъядерный статус). Возникли территориальные проблемы между Россией и ее новыми соседями. Крым, бывший частью РСФСР до 1954 г., стал оказывать сопротивление насильственной украинизации и изоляции от России, проводимой под давлением националистов правительством суверенной Украины. Неразрешимой проблемой стало определение статуса Севастополя, который всегда был главной базой российского флота на Черном коре. В Северном Казахстане проводилась линия на вытеснение и притеснение русского населения.

Как преемница СССР, Россия приняла на себя большую часть обязательств, получила постоянное представительство в Совете Безопасности ООН. Новое руководство страны подтвердило верность обязательствам и договорам о ядерном разоружении, выводе войск из Восточной Европы, Балтии, Германии. Поиск Россией новой модели отношений с бывшими союзными республиками использовался как повод для нагнетания страха перед «русской экспансией» (это выразилось в планах расширения НАТО на восток). Политическая и экономическая неустойчивость внутри России, а зачастую непредсказуемость внутренней политики затрудняли контакты российского государства с зарубежными странами

60.       Союз «Россия - Беларусь»: историко-правовые аспекты

61.       Судебная реформа в России: проблемы и перспективы

Российская судебно-правовая реформа в конце XX тысячелетия была направлена на реализацию нескольких взаимосвязанных задач. С одной стороны, по созданию новых реалий в сфере защиты прав человека с учетом международных юридических стандартов. С другой стороны, по формированию принципиально иной правоохранительной системы, способной, используя современные технологии, гарантировать охрану прав, имущества, защиту жизни и здоровья россиян.

Как отмечают критики, масштабной судебно-правовой реформы не получилось. Начатые преобразования остались незавершенными. Основные элементы судебной системы существенно не изменились. Частично модернизировалась прокуратура, адвокатура и нотариат. Милиция практически полностью утратила свой профессиональный авторитет. Реформа проходила без участия общественности. «Концепция судебно-правовой реформы» принималась узким кругом заинтересованных лиц, поэтому имела большое количество изъянов[1].

Недостаточно продуманные изменения правоохранительной системы отразились на результатах и качестве правоприменительной деятельности. Российская правоохранительная политика начала 90-х годов прошлого века зеркально отражала всю совокупность социальных проблем. Эти проблемы касались как теоретических, так и практических аспектов жизни россиян


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.