рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Статья: Жизненный путь декабриста Сергея Волконского

В январе 1826 г., за 5 дней до ареста Волконского, его жена родила сына Николая. Роды были трудными, и родные, опасаясь за ее здоровье, долго скрывали от нее правду о том положении, в котором вдруг оказался ее муж. Однако, узнав правду, Мария Волконская решила разделить с мужем каторгу и ссылку. И, несмотря на протесты отца и матери, в ноябре 1826 г. была уже в Благодатском руднике. Когда она приехала, ему стало лучше, но лишь на некоторое время. Вскоре после приезда Мария Волконская сообщала родным мужа, что "он нервен и бессилен до крайности", "его нервы последнее время совершенно расстроены, и улучшение, которому я так радовалась, было лишь кратковременным", он изъявляет "полную покорность" и "сосредоточенность в себе", "чувство религиозного раскаяния" [106].

По словам С.Н. Чернова, "мучительные переживания несчастного Волконского приобретают религиозный оттенок. Он мог бы искать утешения в религии, в беседе со священником, в церковной службе. Но как раз здесь он ничего, по-видимому, не может получить" [107]. Должность тюремного священника в Благодатском руднике была, скорее всего, просто не предусмотрена.

К сентябрю 1827 г. болезнь Волконского обострилась, на нее обратило внимание тюремное начальство. Он был найден "более всех похудевшим и довольно слабым". При переводе на новое место каторги, в Читинский острог, ему было позволено взять с собой в дорогу две бутылки вина и бутылку водки. Спиртное в пути должно было заменить лекарство, поскольку при переезде "не встретится... на случай надобности в лекарствах никакой помощи медицинской" [108].

29 сентября 1827 г. Волконский вместе со своими товарищами прибывает на новое место каторги - в Читинский острог. Режим содержания заключенных здесь был гораздо более гуманным. Тюремное же начальство оказалось "либеральнее": узникам были дозволены даже ежедневные встречи с женами. Здоровье заключенного быстро восстановилось, а вместе с ним восстановились прежние привычки и черты характера. "На здоровье его я не могу жаловаться..., что же касается его настроения, то трудно, можно сказать - почти невозможно встретить в ком-либо такую ясность духа, как у него" [109], - писала М.Н. Волконская его родне. Во дворе острога был небольшой огород - и Волконский впервые увлекся "огородничеством".

В Петровском Заводе, новой тюрьме, куда декабристов перевели из Читы в сентябре 1830 г., каторги как таковой вообще не было: преступников не заставляли ходить на работы, те из них, у кого были семьи, могли жить в остроге вместе с женами. У Волконских в Петровском заводе родилось двое детей - сын Михаил и дочь Елена.

Здесь Волконский по-прежнему занимался "сельским хозяйством". И еще до того, как истек его каторжный срок, по Сибири стала распространяться слава о необыкновенных овощах и фруктах, которые он выращивал в своих парниках [110].

В 1834 г. умерла мать Волконского. После смерти в ее бумагах нашли письмо с предсмертной просьбой к императору - простить сына. Последовал царский указ об освобождении Волконского от каторжных работ; еще 2 года он жил в Петровском Заводе на положении ссыльнопоселенца [111].

Весной 1837 г. семья Волконских переезжает в село Урик Иркутской губ. Мария Николаевна добивается для себя разрешения жить в Иркутске, чтобы иметь возможность обучать сына Михаила в Иркутской гимназии. В 1845 г. получает позволение жить в Иркутске и сам Волконский, однако этим правом он практически не пользуется. Он по-прежнему живет в Урике, лишь изредка навещая семью в Иркутске. У него теперь совсем иная жизнь - "хлебопашца" и купца.

Очевидно, что по мере того, как нормализовывался быт государственных преступников на каторге и поселении, отношения в семье Волконских ухудшались.

Современники и историки едины в том, что, разделив изгнание мужа, Мария Волконская совершила "подвиг любви бескорыстной". Бросив родителей и ребенка, который через 2 года умер, "она решилась исполнить тот долг свой, ту обязанность, которая требовала более жертвы, более самоотвержения" [112], - писал декабрист Розен.

Зинаида Волконская посвятила своей родственнице известное стихотворение в прозе, в котором, в частности, были следующие строки: "О ты, пришедшая отдохнуть в моем жилище, ты, которую я знала в течение только трех дней и назвала своим другом!.. У тебя глаза, волосы, цвет лица как у девы, рожденной на берегах Ганга, и, подобно ей, жизнь твоя запечатлена долгом и жертвою" [113].

А оставшийся неизвестным современник - свидетель отъезда Марии Волконской в Сибирь из московского салона Зинаиды Волконской, заметил, что и сама будущая изгнанница видела в себе "божество, ангела-хранителя и утешителя" для своего мужа. И обрекла себя на жертву во имя мужа "как Христос для людей" [114].

Но, как метко подмечал ее внук, С.М. Волконский, "куда, собственно, ехала княгиня, на что себя обрекала, этого не знал никто, меньше всего она сама. И тем не менее ехала с каким-то восторгом... И только в Нерчинске, за восемь тысяч верст от родного дома, она увидела, куда она приехала и на что (разрядка в тексте. - O.K.) себя обрекла. И окружавшая пустыня понемногу овладела ее душой" [115].

Выяснение деталей личной жизни Марии Волконской в Сибири - дело столь же неблагодарное, сколь и бесперспективное. Исследовательские мнения по этому поводу разделились [116], и вряд ли выявление истины в этом вопросе столь уж важно для историка движения декабристов. Побывавший в 1855 г. в Сибири сын декабриста Якушкина Евгений отмечал, что брак Волконских, "вследствие характеров совершенно различных, должен был впоследствии доставить много горя Волконскому и привести к той драме, которая разыгрывается теперь в их семействе".

"Много ходит невыгодных для Марии Николаевны слухов про ее жизнь в Сибири, - отмечает Евгений Якушкин, - говорят, что даже сын и дочь ее - дети не Волконского... Вся привязанность детей сосредотачивалась на матери, а мать смотрела с каким-то пренебрежением на мужа, что, конечно, имело влияние и на отношение к нему детей".

В 1850 г. встал вопрос о замужестве 15-летней дочери Волконских Елены. Ее жених - сибирский чиновник Д.В. Молчанов - не нравился Волконскому; он высказался решительно против этого брака. Но "Мария Николаевна... сказала приятелям мужа, что ежели он не согласится, то она объяснит ему, что он не имеет никакого права запрещать, потому что не он отец ее дочери. Хотя до этого дело не дошло, но старик, наконец, уступил" [117]. Судьба Елены Волконской оказалась в итоге сломанной: за финансовые злоупотребления Молчанов попал под следствие, потом тяжело заболел и вскоре умер.

Образ жизни Сергея Волконского на поселении совершенно не соответствовал образу жизни его жены. После окончания каторжного срока он получил большой участок земли, и все силы отдал его обработке. Современник вспоминает:

"Попав в Сибирь, он как-то резко порвал связь со своим блестящим и знатным прошедшим, преобразился в хлопотливого и практического хозяина и именно опростился, как это принято называть нынче. С товарищами своими он хотя и был дружен, но в их кругу бывал редко, а больше водил дружбу с крестьянами; летом пропадал целыми днями на работах в поле, а зимой его любимым времяпрепровождением в городе было посещение базара, где он встречал много приятелей среди подгородных крестьян и любил с ними потолковать по душе о их нуждах и ходе хозяйства" [118].

Волконская же "была дама совсем светская, любила общество и развлечения и сумела сделать из своего дома главный центр иркутской общественной жизни". В окружавшем Волконскую светском обществе ее муж очень быстро приобрел репутацию "чудака" и "оригинала": "Знавшие его горожане немало шокировались, когда, проходя в воскресенье от обедни по базару, видели, как князь, примостившись на облучке мужицкой телеги с наваленными хлебными мешками, ведет живой разговор с обступившими его мужиками, завтракая тут же вместе с ним краюхой серой пшеничной булки. "В салоне жены Волконский нередко появлялся запачканный дегтем или с клочками сена на платье и в своей окладистой бороде, надушенной ароматами скотного двора или тому подобными несалонными запахами", "вообще в обществе он представлял оригинальное явление, хотя был очень образован" [119].

К концу своего пребывания в Сибири ссыльнопоселенец Сергей Волконский собственным трудом собрал приличное состояние - и снова сумел "найти свою судьбу, выйти из строя, реализовать свою собственную личность".

А августе 1855 г., когда в Сибирь доходит известие о смерти Николая I, Мария Волконская уезжает из Иркутска. Уезжает, поскольку, видимо, совместное существование супругов становится просто невозможным. Через несколько дней после ее отъезда новый император Александр II издал манифест, в котором объявил помилование оставшимся в живых декабристам. В сентябре 1856 г., бросив "землепашество", Сибирь покидает и Сергей Волконский.

После возвращения из Сибири Волконский живет по преимуществу в Москве, у дочери, несколько раз с "высочайшего разрешения" выезжает для лечения за границу]. Он внимательно следит за политическими новостями, особенный его интерес вызывает подготовка крестьянской реформы. Теперь все свои надежды в этом "святом деле" он возлагает на нового царя - Александра II. "Царь да царь - один выход этому святому делу, освобождению от крепостного состояния помещичьих крестьян" [120], - пишет он в "Записке о крепостном праве", составленной в конце 1850-х гг. В это же время он начинает писать свои воспоминания, которые, однако, закончить не успевает.

Со многими положениями крестьянской реформы Волконский не был согласен - в частности, его категорически не устраивало освобождение крестьян без земли. Однако сам факт отмены крепостного права в 1861 г. принял с восторгом и слезами. "То, что в их (декабристов. - O.K.) время было тайно, теперь стало явно" [121], - пишет внук декабриста С.М. Волконский.

Умер Сергей Волконский 28 ноября 1865 г., на 2 года пережив свою жену. До последних дней жизни он, по словам его сына Михаила, сохранил "необыкновенную память, остроумную речь, горячее отношение к вопросам внутренней и внешней политики и участие во всем, близком ему" [122]

Декабрист Сергей Григорьевич Волконский прожил долгую жизнь. Жизнь эта, конечно, была нелегкой - зато она никогда не была обыденной и скучной. Вообще, как представляется, доминанта его личности - это нежелание вписываться в какие бы то ни было рамки, будь то рамки общественные, сословные, служебные, конспиративные или рамки, определяющие жизнь политического преступника, сибирского ссыльнопоселенца.

Однополчане Волконского, офицеры-кавалергарды, участвовавшие вместе с ним в гусарских "забавах", впоследствии остепенились и вышли в чины, но имена большинства из них не сохранились в истории. Многие из его товарищей-декабристов ограничили свою деятельность лишь разговорами "между Лафитом и Клико", впоследствии избежали наказания и тоже были забыты. Многие из тех, кто все же попал в Сибирь, оказались сломленными суровым приговором - и либо сошли здесь с ума, либо умерли, либо просто не нашли в себе силы по-прежнему активно строить свою послекаторжную жизнь.

Волконский же оказался среди тех немногих участников заговора, которые, пройдя каторгу и ссылку, сумели не сломаться и вновь найти себя. Если судить по мемуарам, которые бывший каторжник писал до самого последнего дня, свою собственную жизнь он считал вполне состоявшейся. "Избранный мною путь, - писал он, - довел меня в Верховный уголовный суд, и в каторжную работу, и к ссылочной жизни тридцатилетней, но все это не изменило вновь принятых мною убеждений, и на совести моей не лежит никакого гнета упрека" [123].

Герой войны и светский "повеса", князь и каторжник, генерал и "хлебопашец" Сергей Волконский всегда оставался верен самому себе. Остался он верен и своей любимой пословице, которую еще в 1815 г. сообщал другу Киселеву - "каков в колыбели, таков и в могиле" [124].


Примечания

1. Восстание декабристов. Документы и материалы (Далее - ВД). Т. X. М., 1953. С. 98.

2. Волконская Е.Г. Род князей Волконских. СПб., 1900. С. 756.

3. РГВИА, ф. 489, оп. 1, д. 7062, л. 75.

4. Пыляев М.И. Замечательные чудаки и оригиналы. М., 1990. С. 33. Ср.: Волконский С.М. О декабристах (по семейным воспоминаниям). Пг., 1922. С. 16-18; Кавалеры ордена святого Георгия Победоносца I и II степеней. Биографический словарь. СПб., 2002. С. 229.

5. Пыляев М.И. Указ. соч. С. 451, 5.

6. Евреинов Н.Н. Демон театральности. М.: СПб., 2002. С. 58; 208-216.

7. Лотман Ю.М. Век богатырей // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994. С. 254-255.

8. Волконский С.М. Указ. соч. С. 19-20.

9. РГВИА, ф. 489, оп. 1, д. 7062, л. 689 об.; Новосильцев Т. Княгиня М.Н. Волконская (сообщение княжны Варвары Николаевны Репниной) // Русская Старина. 1878. № VI. С. 336.

10. Модзалевский Б. Декабрист Волконский в каторжной работе на Благодатском руднике // Бунт декабристов. Юбилейный сборник. 1825-1925. М., 1926. С. 351.

11. Волконский С.М. Указ. соч. С. 90-91, 93.

12. РГВИА, ф. 489, оп. 1, д. 7062, л. 759.

13. См. о ней, напр.: Файнштейн М.Ш. Зинаида Волконская // Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Л., 1829. С. 64-83.

14. РГВИА, ф. 489, оп. 1, д. 7062, л. 759 об.

15. Волконская Е.Г. Указ. соч. С. 717.

16. Волконский С.Г. Записки. Иркутск, 1991. С. 104.

17. Послужной список С.Г. Волконского см.: ВД. Т. X. С. 98-103.

18. Троицкий Н.А. Первый армейский партизанский отряд в России 1812 года // Военно-исторические исследования в Поволжье. Вып. 2. Саратов, 1997. С. 68-69.

19. ВД. Т. X. С. 101.

20. Волконский С.Г. Записки. С. 230-231.

21. Из записок А.Г. Хомутовой // Русский Архив. 1867. № 1-2. С. 1056-1057.

22. Волконский С.Г. Записки. С. 304-305.

23. Волконский С.М. Указ. соч. С. 15.

24. Волконский С.Г. Записки. С. 319.

25. Там же. С. 323.

26. Письма С.Г. Волконского к П.Д. Киселеву // Каторга и ссылка. 1933. № 2 (99). С. 107.

27. Волконский С.Г. Записки. С. 332, 333.

28. Письма С.Г. Волконского к П.Д. Киселеву. С. 111.

29. Волконский С.Г. Записки. С. 333.

30. Волконский С.М. Указ. соч. С. 98-99.

31. Пыляев М.И. Указ. соч. С. 39.

32. Волконский С.Г. Записки. С. 127, 129-131, 136, 145, 174, 188, 190.

33. Пыляев М.И. Указ. соч. С. 43.

34. РГВИА, ф. 395, оп. 65/320, 2 отд., 1 ст., 181, д. 350; ф. 36, оп. 1, д. 617.

35. Там же, ф. 36, оп. 1, д. 617, л. 10.

36. Там же, д. 723.

37. ВД. Т. X. С. 100.

38. Сборник Императорского Русского Исторического общества. Т. 78. СПб., 1891. С. 210.

39. Караш Н.Ф., Тихантовская А.3. Декабрист Сергей Григорьевич Волконский и его "Записки" // Волконский С.Г. Записки. С. 13.

40. Волконский С.Г. Записки. С. 326.

41. Там же. С. 176, 177.

42. Пыляев М.И. Указ. соч. С. 60.

43. Волконский С.Г. Записки. С. 359.

44. Там же. С. 364.

45. ВД. Т. X. С. 104.

46. Там же. С. 108.

47. Письма С.Г. Волконского к П.Д. Киселеву. С. 108-109.

48. Там же. С. 108.

49. Волконский С.Г. Записки. С. 131.

50. Там же. С. 365.

51. Там же. С. 383.

52. Там же. С. 368.

53. Муллин В. Неизвестный документ о свадьбе Сергея Волконского // Русская филология. Сборник научных студенческих работ. Тарту, 1971. С. 87-93.

54. Караш Н.Ф., Тихантовская А.3. Указ. соч. С. 34.

55. Козаченко А. К вопросу об имущественном положении декабриста кн. С.Г. Волконского // Красный архив. 1936. № 4(77). С. 21 1-214; его же. Декабрист кн. С.Г. Волконсьский, як помiщик // Записки Iсторично-фiлологiчного вiддiлу Всеукраiнськой Академii наук. Кiiв, 1928. Кн. XVII (1928). С. 277-314.

56. ВД. Т. Vll. М., 1958. С. 216.

57. Там же. Т. X. С. 156.

58. Там же. Т. ХII. М., 1969. С. 298.

59. Там же. Т. X. С. 118.

60. Там же. С. 134-135, 149, 153.

61. Волконский С.Г. Записки. С. 178-179.

62. Лемке М. Николаевские жандармы и литература. СПб., 1909. С. 26.

63. Тихантовская А.3., Капелюш Б.Н., Караш Н.Ф. Комментарий к "Запискам" С.Г. Волконского // Волконский С.Г. Записки. С. 440.

64. ВД. Т. X. С. 179.

65. Волконская М.Н. Записки. М., 1977. С. 28.

66. ВД. Т. X. С. 144.

67. Там же. С. 132.

68. ВД. Т. IV. М.; Л., 1927. С. 116.

69. Там же. Т. X. С. 118.

70. Письма С.Г. Волконского к П.Д. Киселеву. С. 109.

71. Волконский С.Г. Записки. С. 388.

72. Там же. С. 383.

73. ВД. Т. ХП. С. 98.

74. Там же. Т. XIX. М., 2001. С. 443.48.

75. Там же. С. 447.

76. Там же. Т. IX. М., 1950. С. 112-113.

77. Там же. Т. X. С. 134, 142.

78. Там же. С. 143.

79. Там же. Т. IV. С. 171; Т. XI. М., 1954. С. 365.

80. Чернов С.Н. Декабрист П.Ив. Пестель. Опыт личной характеристики // РО СПБФИРИ РАН, ф. 302, оп. 1, д. 1. С. 60.

81. ВД. Т. XI. С. 59.

82. Николай I. Муж. Отец. Император. М., 2000. С. 71.

83. Пыляев М.И. Указ. соч. С. 42.

84. ВД.Т.Х.С. 114,140.

85. Там же. С. 108, 109.

86. Там же. С. 110, 118.

87. Там же. С. 111-123.

88. Там же. С. 111, 121.

89. Там же. С. 142.

90. Там же. С. 149, 155.

91. Там же. Т. XVI. М., 1986. С. 252.

92. Там же. Т. X. С. 140.

93. Волконский С.М. Указ. соч. С. 32.

94. Там же.

95. РГВИА, ф. 395, оп. 15/370, 1 отд., 1826, д. 1, л. 3.

96. 3авалишин Д.И. Воспоминания. М., 2003. С. 327.

97. Новосильцев Т. Указ. соч. С. 338.

98. Русская Старина. 1881. Сентябрь. С. 191.

99. Волконский С.М. Указ. соч. С. 57.

100. Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск, 1984. С. 173.

101. Чернов С.Н. Декабристы в Благодатске // Декабристы на каторге и в ссылке. М., 1925. С. 86.

102. Там же. С. 86-88.

103. Модзалевский Б.Л. Указ. соч. С. 346, 351.

104. Чернов С.Н. Указ. соч. С. 120.

105. Модзалевский Б.Л. Указ. соч. С. 351.

106. Чернов С.Н. Указ. соч. С. 117, 120.

107. Там же. С. 121.

108. Там же. С. 122.

109. Гершензон М.О. Письма М.Н. Волконской из Сибири // Русские пропилеи. Т. 1. М., 1915. С. 44.

110. Там же. С. 99.

111. Волконский С.М. Указ. соч. С. 74-75.

112. Розен А.Е. Указ. соч. С. 230.

113. Веневитинов М.А. Проводы Марии Волконской в Сибирь// Русская Старина. 1875. № 4. С. 825.

114. Там же. С. 822.

115. Волконский С.М. Указ. соч. С. 51-52.

116. См., напр.: Попова О.И. История жизни М.Н.Волконской // Звенья. М.; Л., 1934 С 23

117. Maтxaнова Н.П. Декабрист Александр Викторович Поджио // Поджио А.В. Записки. Письма. Иркутск 1989 С. 35. и др.

118. Письма Е.И. Якушкина к жене из Сибири. 1855 г. // Декабристы на поселении. Из архива Якушкиных. М., 1926. С. 51-52.

119. Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах // Декабристы в воспоминаниях современников. М., 1988. С. 367-368.

120. Там же. С. 367.

121. Волконский С.Г. Записки о крепостном праве. Вступительная статья, публикация и комментарии Н.Ф.Караш // 14 декабря 1825 г. Источники, исследования, историография, библиография Вып IV СПб-Кишинев, 2001. С. 252.

122. Волконский С.М. Указ. соч. С. 114; 130. Волконский М.С. Послесловие к "Запискам" СПб., 1901. С. 510-511.

123. Волконский С.Г. Записки. С. 359.

124. Письма С.Г. Волконского к П.Д. Киселеву. С. 109.


Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.