| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Реферат: Развитие внутреннего рынка в России 19 в. Рост внешней торговли
Установление процентного и раскладочного сборов в значительной мере урегулировало распределение рассматриваемого налога. При распределении всех торговых сборов по отдельным губерниям оказывается, что две столичные губернии несут четвертую часть всего налога, распределяя ее почти поровну между собою; затем следуют губернии Киевская, Варшавская и Херсонская, на которые он ложится в размере 3-4 %, Лифляндская и Пермская губ. — от 2 до 3 %, а все остальные платят менее 2 %, Распределение документного сбора по родам предприятий в 1897 г. представляется в следующем виде: 1 гильдия — 4927 тыс. руб., 2 гильдия — 12105 тыс. руб., мелочной торг — 6713 тыс. руб., промысловые свидетельства — 839 тыс. руб., приказчичьи свидетельства — 3140 тыс. руб., свидетельства на разводный торг — 259 тыс. руб., свидетельства на разносный торг—101 тыс. руб., ярмарочные сборы — 337 тыс. руб., разного рода взыскания — 1123 тыс. руб. Что касается распределения дополнительных торговых сборов по предприятиям, то следует заметить, что процентному сбору подлежат акционерные, паевые, кредитные и т.п. торгово-промышленные предприятия, уплачивающие гильдейские пошлины и обязанные печатать отчеты о своих операциях; он взимается с чистой прибыли. Раскладочным сбором сначала (в 1885 г.) были обложены только гильдейские предприятия, но впоследствии он был распространен, хотя не повсеместно, и на предприятия негильдейские и обложенные акцизом. Общее число предприятий, подлежащих процентному сбору, со времени его введения колебалось в следующих пределах:
Не все, однако, эти предприятия участвовали в платеже процентного сбора, так как последний по существу своему распространяется только на прибыльные предприятия. Общая прибыль за первый и последний годы рассматриваемого периода по главнейшим группам торговых и промышленных предприятий распределялась следующим образом (в тыс. руб.).
Наибольшая часть раскладочного сбора, как и документного, падает на столичные губернии: Московская губ, уплатила 19 %, Санкт-Петербургская 18 ½ %, Херсонская — 11 %, Варшавская — 10 %, Петроковская - 4,8 % и пр. Таковы общие размеры оборотов внутренней торговли, насколько этот сложный вопрос может быть освещен данными о торговых сборах. Действительные ее обороты должны быть гораздо больше, так как многие ее стороны вовсе не поддаются никакому учету. В развитии торговли имеет весьма большое значение образование союзов, или товариществ, из отдельных предпринимателей для совместной торгово-промышленной деятельности. Из трех главных форм предпринимательских союзов — полного товарищества, коммандитного общества и акционерного общества — в настоящее время наиболее распространенною формою является последняя. Первое акционерное общество - Российско-Американская компания — было учреждено в России ровно сто лет тому назад — в 1799 г.; затем в продолжение последующих 37 лет образовалось еще 9 других, действовавших на особы основаниях, и только в 1836 г. было издано первое положение о компаниях на акциях. Число ежегодно учреждаемых акционерных товариществ за последнее полустолетие обыкновенно не превышало 30-40, не за последние пять лет в этом отношении проявляется замечательное оживление: в 1893 г. утверждено 56 уставов разных обществ с капиталом в 63 млн. руб., в 1895 г. — 90 с капиталом 116 млн. руб., 1896 — 139 с капиталом 191 млн. руб., в 1897г. — 151 с капиталом в 232 млн. и в 1898 г. — 151 с капиталом 244 млн. руб. Увеличивается не только число товариществ, но в еще большей мере возрастает капитал, вносимый ими в торгово-промышленные предприятия. К началу 1898 г. акционерных обществ считалось в России 1146 с капиталом в 20б1 млн. р., в том числе основным в размере 1806 млн. руб. и запасным - 255 млн. руб. Из общего числа предприятий этого рода иностранных считается 115 с капиталом в 337 млн. руб.; 208 обществ, или 17,9 %, занимаются торговыми операциями (почти три четверти их относятся к кредитным, транспортным и страховым) и 938, или 82,1 %, — промышленными предприятиями, в том числе 219 занято обработкой питательных продуктов, 219 — обработкой волокнистых веществ, 134 - горными промыслами, 109 — обработкой металлов. В 1898 г. допущены к операциям в России 23 иностранных анонимных компании с основным капиталом в 96 млн. руб. Ярмарки и так называемые торжки являются в России наиболее древней формой общения продавцов и покупателей; прежде они приурочивались обыкновенно к местам временного скопления массы народа, преимущественно на богомольях и во время храмовых праздников. Сюда привозили с собою собственные произведения и обменивались ими с другими, так как местный сбыт всегда имел ограниченные размеры. Торговля в таких местах имела преимущественно меновой характер: каждый посетитель ярмарки или торжка одновременно был и продавцом, и покупателем; он или обменивал свои произведения на другие, или, продав их за наличные деньги, спешил приобрести на эту сумму необходимые ему товары. С течением времени вследствие неудовлетворительности путей сообщения и разобщенности населенных пунктов некоторые ярмарки приняли характер важных торговых центров, куда к определенному сроку свозились из разных мест, иногда очень отдаленных, даже из чужих стран (например, из Персии и Бухары — на Макарьевскую ярмарку) весьма разнохарактерные товары, оттуда перераспределявшиеся в другие места. Товаром запасались обыкновенно от ярмарки до ярмарки, и к этому же времени приурочивались расчеты торговцев между собою. Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки — Макарьевская, переименованная впоследствии в Нижегородскую, и Ирбитская, Первая из них ведет свое начало с XVI в. и благодаря счастливому географическому положению вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород (1817). Наибольшего размера обороты Нижегородской ярмарки достигли в 1881 г. — 246 млн. руб. по привозу товаров и 243 млн. руб. по продаже их. По мере улучшения водных и сухопутных сообщений, а главное — развития рельсовой сети, кредитных и транспортных учреждений и пр. — ярмарочная торговля стала терять свое значение, так как нет необходимости запасаться товаром на целый год, когда его можно получать по мере надобности во всякое время; нет также необходимости лично ездить на ярмарку для производства расчета и выбора товара, когда это можно сделать через банки, по образцам и т. п. Успех новых учреждений подорвал значение ярмарок, которые пока продолжают делать значительные обороты. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|