рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Развитие внутреннего рынка в России 19 в. Рост внешней торговли

Реферат: Развитие внутреннего рынка в России 19 в. Рост внешней торговли

Содержание

Введение. Исторический очерк

1.    Внутренняя торговля России в Х1Х веке

2.    Внешняя торговля России в Х1Х веке

Заключение

Литература


Введение. Исторический очерк

С 17 в. Россия вступила в новый период своей истории, характерный постепенным складыванием буржуазных национальных связей. Шло массовое превращение городского ремесла в мелкое товарное производство, начало развиваться дворянское предпринимательство, появились казённые мануфактуры, производившие оружие и металл для государственных нужд, росла внутренняя торговля, особенно по речным путям. Возникли значительные купеческие капиталы. Укреплялись связи между мелкими местными рынками, складывался всероссийский рынок. Крупнейшим центром торговых связей стала столица государства — Москва. Однако процесс возникновения буржуазных элементов 17—18 вв. происходил в условиях укрепления крепостнических порядков при отсутствии выхода России к морям, в обстановке засилья иностранных торговцев. Лишь Новоторговый устав 1667 дал привилегии русским купцам на внутреннем рынке. Усиление крепостничества обусловливалось попытками феодального государства без изменения существующей общественно-экономической системы решить сложные внешнеполитические задачи.

Усиление дворянства и ослабление позиций боярства, развитие товарно-денежных отношений и укрепление экономических позиций феодального государства обусловили переход к абсолютизму. С середины 17 в. прекратился созыв Земских соборов, начали проводиться частичные преобразования в системе государственного управления, военном деле, укреплялась самодержавная власть царя. К концу 17 в. в России созрели предпосылки для преобразований в экономике, государственном строе, культуре, необходимых для решения внешнеполитических задач, а также для укрепления феодального государства и господства класса дворян в обстановке обострения классовой борьбы. Эти преобразования были осуществлены правительством царя (с 1721 — императора) Петра I Великого (1682—1725). В 1-й четверти 18 в. проведена коренная перестройка центрального и местного государственного аппарата (уничтожение Боярской думы и приказов, создание Сената и коллегий, разделение страны на губернии, установление порядка прохождения военной и гражданской службы) и многое др. В 1721 Россия была провозглашена Российской империей. Значительного развития достигла промышленность (свыше 200 мануфактур в 1-й четверти 18 в. против 30 на протяжении всего 17 в.). Особенно быстро развивалась горная промышленность на Урале. Выросла торговля, был достигнут активный внешнеторговый баланс, укрепилось купечество. Но главную выгоду от реформ получило дворянство, приобретшее господствующее положение во всей системе государственного управления.

После смерти Петра I между дворянскими группировками разгорелась борьба за власть, приведшая к ряду дворцовых переворотов во 2-й четверти 18 в. Дворяне получили исключительное право владения населёнными землями. Купечество, заинтересованное в дешёвой крепостной рабочей силе, стремилось к переходу в дворянское сословие. Во 2-й половине 18 в. в России отчётливо обозначились элементы капиталистического развития, выразившиеся в росте товарно-денежных отношений, распространении мануфактур с вольнонаёмным трудом, особенно в лёгкой промышленности. Усиливалось экономическое различие исторически сложившихся хлебопроизводящих и хлебопотребляющих местностей. Центрально-чернозёмные губернии (Воронежская, Курская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Тульская) производили всё больше зерна как на внутренний, так и на внешний рынок.

Правительство императрицы Екатерины II (1762—96) укрепляло дворянское землевладение путём массовой раздачи государственных земель. В области внешней политики царское правительство продолжало борьбу за безопасность южных границ, учитывая стремление дворянства к плодородным землям на юге и купечества к выгодным торговым путям через Чёрное море.

Начало 19 в. ознаменовалось серией реформ императора Александра I (1801—25), направленных на ослабление наиболее крайних проявлений крепостнической реакции, и попытками придать государству более современный вид (разрешение помещикам отпускать крестьян в «вольные хлебопашцы», запрет публикации объявлений о продаже крестьян, смягчение цензуры, учреждение министерств и Государственного совета, открытие новых университетов и др.).

В результате войн и дипломатической деятельности в 1801 в состав Российской империи вошла Восточная Грузия, в 1809 — Финляндия, с некоторой автономией, в 1812 — часть Западной Грузии и Бессарабия. В 1805 и 1806—07 Россия участвовала в коалиционных войнах против наполеоновской Франции, закончившихся для России Тильзитским миром 1807, направленным против Англии и ставившим Россию в зависимость от Франции. В 1812 наполеоновские войска вторглись в Россию, началась Отечественная война 1812. Отступление русской армии сопровождалось упорными боями. Умелые действия русской армии, подъём продолжал отступление народной войны против захватчиков привели вскоре к бегству и полному поражению наполеоновской армии в России. В заграничных походах русской армии 1813—14 были освобождены многие народы Европы, однако результатами победы над Наполеоном воспользовались реакционные правящие силы европейских стран.

1-я половина 19 в. характеризуется в истории России кризисом феодально-крепостнического строя. Крепостное право мешало созданию рынка свободной рабочей силы, суживало внутреннюю торговлю, задерживало процесс накопления капитала и развитие капитализма. Но уже в 1825 в хлопчатобумажной промышленности 95% рабочих были вольнонаёмными. Основанная на крепостном труде горнозаводская промышленность Урала вступала в полосу застоя. Общее число промышленных предприятий в Российской империи с 1800 до 1850 увеличилось с 1200 до 2800, а количество рабочих с 225 до 860 тыс. Во 2-й четверти 19 в. в России начался промышленный переворот. На территории центрально-нечернозёмных губерний Европейской России складывался центральный промышленный экономический район. Расширялись торговые операции и обороты на крупнейших ярмарках — Нижегородской, Ростовской, Ирбитской (Урал) и др. Росли города, население которых к 1851 составляло около 8% населения страны. В 40—50-х гг. десятки пароходов плавали по Волге и Днепру. В 1837 была открыта первая железная дорога от Петербурга до Царского Села, в 1851 — самая длинная тогда железная дорога в мире — от Петербурга до Москвы.


1. Внутренняя торговля России в Х1Х веке

Внутренняя торговля России вследствие многочисленности предметов обмена и разнообразия его форм чрезвычайно трудно поддается даже приблизительному учету. Ежегодная производительность народного труда в России в области сельскохозяйственной, горнозаводской и фабричной промышленности и др. источников благосостояния населения определяется в сумме около 8 миллиардов руб. Масса произведений остается для местного потребления и не обращается в торговле, но и та ее часть, которая получает дальнейшее движение, весьма велика и проходит через много рук как объект купли-продажи для 130 млн. населения, разбросанного на громадном пространстве. Главным предметом обмена являются сырые и полуобработанные продукты земледелия, скотоводства и горного промысла, направляющиеся к промышленным центрам, откуда в свою очередь выходят готовые изделия, расходящиеся по множеству потребительных центров. Связующим звеном между производителями и потребителями является ряд посредников, принимающих на себя, с одной стороны, собирание мелкими партиями естественных произведений земли и народного труда, с другой — распределение переработанных продуктов и готовых изделий среди массы единичных потребителей. Наиболее древнею и развитою формою общения этого рода в России является, с одной стороны, прасольство, с другой — офенство. Прасол собирает товар непосредственно от первых производителей, по мелочам, и направляет их в определенные торговые или сортировочные пункты, откуда однородный товар массами идет в более крупные распределительные центры. Офеня — странствующий торговец, развозящий повсюду мелочной товар, тогда как прасол — тоже странствующий торговец, но более занятый скупкою. И тот, и другой далеко не всегда, впрочем, придерживаются такого разделения занятий. Сообразно с местными условиями обе формы торговли принимают самые разнообразные оттенки, давая занятия обширному классу посредников между крестьянином и купцом. В торговых центрах формируется класс купцов по различным специальностям, ведущих торговлю оптом или в розницу, товарами внутреннего или иностранного происхождения. Как велико число торгующих в России или число торговых предприятий и производимых ими оборотов — можно судить по данным о торговых сборах. В московский период торговцы и промышленники облагались наравне с земледельцами одинаковой податью, которая хотя и обособилась впоследствии, но продолжала оставаться налогом, взимаемым со всего имущества торговцев и промышленников. Петру I не удалось ввести задуманный им промысловый налог: установленные им купеческие гильдии были лишь полицейско-государственным институтом. Финансовое значение гильдии получают при Екатерине II, когда взамен подушной подати и других сборов с купцов вводятся специально промысловый налог — гильдейская подать в размере 1 % с объявляемых по совести капиталов. Купечество при этом было разделено на три гильдии, от записи в которые было поставлено в зависимость право на производство той или иной торговли. Гильдейская подать легла в основание всей дальнейшей системы торгово-промышленного обложения в России. Изданным в 1825 г, «дополнительным постановлением об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний» гильдейская падать вместо процентного сбора с прибыли обращена в неизменный оклад, взимаемый за свидетельство на право торговли. С введением этих свидетельств, а также билетного сбора с излишнего против положенного числа лавок, наше торгово-промышленное обложение принимает форму патентной системы, основывающейся на внешних признаках. Система эта вместе с сословным характером обложения перешла затем и в Положение о пошлинах за право торговли и промыслов, изданное в 1865 г. и остававшееся до самого последнего времени основным законом об обложении торговли и промыслов в России. Налог по этому положению взимался путем выборки документов на право торговли и промыслов, при чем принимались в соображение разнообразные внешние признаки податной силы плательщиков — характер торговли, местонахождение заведения, число рабочих и др. С выборкой тех или иных документов связывались различные торговые права; сословные права предоставлялись лишь гильдейскими или купеческими свидетельствами. Чем крупнее было предприятие, тем оно несло сравнительно меньший налог. Вследствие этого наш промысловый налог далеко не давал казне того, что можно было бы от него ожидать при значительном росте у нас торговли и промышленности. В 1885 г. система эта подверглась существенному изменению введением дополнительного процентного и раскладочного сборов. Первому из них, взимавшемуся до 1892 г. в размере 3, а потом 5 %, подлежали все акционерные общества, кредитные учреждения и паевые товарищества, обязанные по закону публиковать свои отчеты, а второму — все остальные гильдейские предприятия. С 1889 г. обложение раскладочным сбором распространено на большинство негильдейских предприятий. Исключение в этом отношении составляли фабрично-заводские предприятия по производству предметов, обложенных акцизом, но с 1893 г. и они подчинены общему положению. Этими изменениями внесено в систему нашего промыслового обложения начало подоходного налога. Полное несоответствие положения 1865 г. с новым законом, в свою очередь несвободным от многих недостатков, побудило правительство предпринять пересмотр всей системы промыслового обложения, результатом чего явилось положение о государственном промысловом налоге, действующее с 1 января 1899 г. Новый промысловый налог в отличие от прежних торговых сборов за право торговли и промыслов является налогом имущественным и, как таковой, взимается с каждого торгового и промышленного предприятия, сколько бы их ни было у одного лица; кроме того, он облагает и известные роды личных промысловых занятий. В законе точно указаны те предприятия, которые не подлежат платежу этого налога. Все не освобожденные по закону предприятия уплачивают основной налог и дополнительный. Основной налог взимается по патентной системе, путем выборки промысловых свидетельств, для чего все предприятия разделены на три группы: торговые, промышленные и личные промысловые занятия. Предприятия каждой из этих групп распределены затем по видам (напр. в группе торговых предприятий — торговля, скупка, кредитные установления и т.п.; в группе промышленных — фабрики бумагопрядильные, заводы химические, мукомольные мельницы и т.д.). Предприятия каждой из этих видовых групп разделены сообразно с их размером и силой по внешним признакам на разряды. Для торговых предприятий таких разрядов установлено 5, для промышленных — 8. Внешние признаки, по которым распределяются предприятия по разрядам, разнообразны, так как для каждого предприятия брались те, которые лучше всего характеризуют его размер и силу (напр. число рабочих, количество произведенных продуктов, род торга, размер оборота и т.п. (В частности, основанием для распределения торговых заведений по разрядам, кроме характера торга, служат подробные указания в законе тех товаров, торговля которыми дозволяется для известных разрядов.). Для каждого разряда торговых и промышленных предприятий и личных промысловых занятий установлен особый оклад основного промыслового налога, соответствующий цене промыслового свидетельства. Оклады эти остаются неизменными во всей России для первого разряда торговых предприятий и для первых пяти промышленных. Для остальных разрядов цена свидетельств варьирует в зависимости от четырех классов местностей, на которые разделена империя. Деление это предпринято ввиду неодинакового развития в разных местностях торговли и промыслов. Кроме промысловых свидетельств на предприятия, владельцы их обязаны выбирать свидетельства на каждое складочное помещение, содержимое сверх того числа, которое по закону остается свободным от обложения. От главного основания принятой системы обложения, по которому каждое предприятие подлежит платежу налога, закон в некоторых случаях делает отступления. Так, для промышленных предприятий в известных случаях допускается бесплатно производство оптовой и розничной торговли; затем закон предоставляет владельцам торговых и промышленных предприятий право производить поставки и брать подряды на изделия и товары без выборки ими особых промысловых свидетельств. Особые оклады налога установлены для торговых предприятий на ярмарках, продолжающихся более 14 дней; оклады эти, различные для оптовой и розничной торговли, изменяются по трем классам ярмарок. Существенным коррективом к основному налогу является дополнительный, поставленный с ним в тесную связь. Налог этот установлен в разных видах для предприятий, обязанных публичной отчетностью о своих операциях, и для всех прочих. Предприятия, обязанные публичной отчетностью, уплачивают дополнительный налог в виде налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимается в размере 15 коп. с каждых 100 руб. основного капитала, причем в счет этого налога засчитывается сумма основного промыслового налога, внесенная предприятием по всем принадлежащим ему заведениям и складочным помещениям. Процентный сбор с прибыли взимается с излишка чистой прибыли предприятия, превышающего 3 % на основной капитал; предприятия с прибылью в 3 % совершенно освобождаются от платежа этого сбора. Прибыль от 3 до 10 % облагается прогрессивным налогом (от 3 до 6 %); с суммы же, превышающей 10 % чистой прибыли, взимается пропорциональный налог в размере 5 %. С предприятий, не обязанных публичной отчетностью, за исключением торговых 3 и 4 разряда и промышленных 7 и 8 разряда, пароходных предприятий с общею площадью нагрева паровых котлов не более 300 кв. фт., а также предприятий с прибылью ниже известного минимума (от 100 до 300 руб. по классам местностей) дополнительный налог взимается в виде раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли. Этому же налогу подлежат и некоторые личные промысловые занятия. Общая сумма раскладочного сбора по империи, назначаемая в законодательном порядке на три года, распределяется по губерниям, а затем между податными участками или отдельными отраслями торговли и промышленности. Между плательщиками раскладочный сбор распределяется следующим образом. Учреждения, заведующие раскладкой этого сбора, — раскладочные присутствия — определяют нормальный процент прибыльности с оборота для каждой группы торговых и промышленных предприятий. Группы эти также устанавливаются присутствием. Затем на основании проворенных присутствием заявлений плательщиков об оборотах по каждому заведению или промыслу и установленной нормальной прибыльности известные предприятий вычисляется прибыль заведения или промысла, подлежащая обложению раскладочным сбором. Пропорционально вычисленным таким образом прибылям назначенная на участок сумма раскладочного сбора распределяется между всеми плательщиками. Закон предоставляет плательщикам право подавать возражения на обложение раскладочным сбором, для чего, однако, необходимо согласие плательщика на просмотр его кассовых и товарных книг и журналов председателем раскладочного присутствия. Плательщик раскладочного сбора может перейти для уплаты дополнительного налога в отдел подотчетных предприятий, если согласится выполнить требования, предъявляемые к последним, т.е. объявить сумму основного капитала, публиковать отчеты, завести бухгалтерию и пр. Сверх раскладочного сбора не обязанные отчетностью предприятий, за исключением некоторых, указанных в законе, подлежат платежу процентного сбора с прибыли. Сбор этот в размере 1 руб. с каждых тридцати рублей прибыли взимается лишь с той части исчисленной для обложения раскладочным сбором прибыли, которая превышает увеличенный в тридцать раз оклад основного промыслового налога, уплаченного за данное предприятие или личное промысловое занятие, Перестроив заново всю систему нашего промыслового обложения и совершенно устранив из нее сословное начало, Положение не коснулось, однако, сословных прав купцов: высочайше утвержденным 8 июня 1898 г. мнением Государственного совета установлено, что купцом первой гильдии становится тот, кто, имея промысловое свидетельство на торговое предприятие 1-го разряда, или на промышленные предприятия одного из первых трех разрядов, или на пароходные предприятия, за содержание которых уплачено в год основного налога более 500 руб., выберет еще сословное купеческое свидетельство стоимостью в 50 руб. Купеческое свидетельство 2-й гильдии разрешается выбирать владельцам торговых предприятий 2-го разряда, промышленных — 4-го или 5-го разряда, а также владельцам пароходных предприятий, за содержание которых уплачено в год основного налога от 50 до 500 руб. Участие земств и городов в обложении торговли и промыслов оставлено Положением на прежних основаниях: обращаемые в земские и городские доходы, а также на губернские земские повинности сборы с цены торговых документов взимаются в размере не свыше 15 % с промысловых свидетельств на торговые предприятия 1 и 2 разряда, промышленные первых пяти разрядов и пароходные, и в размере не свыше 10% — с цены всех прочих промысловых свидетельств. Высочайше утвержденным 8 июня 1898 г. мнением Государственного совета установлено в отличие от прежнего порядка, что городские сборы взимаются только с тех промысловых свидетельств, которые выбраны на предприятия, находящиеся в пределах городских поселений; земскими же сборами или сбором на губернские земские повинности облагаются промысловые свидетельства на предприятия, находящиеся как в пределах городских поселений, так и вне их, в уезде. Вместе с земскими и городскими сборами при выборке промысловых свидетельств взимаются также и сборы на местные надобности, касающиеся всего торгово-промышленного класса, как, например, содержание коммерческих судов, коммерческих училищ и т.п.

Насколько упомянутые законодательные мероприятия повлияли на доходность за право торговли и промыслов, видно из нижеследующей таблицы сборов с 1812 по 1898 г. включительно:

В 1812 г. 1346 тыс. руб.
В 1813 – 1820 гг. средн. 3161 тыс. руб.
В 1821 – 1830 гг. средн. 2680 тыс. руб.
В 1831 – 1840 гг. средн. 2637 тыс. руб.
В 1841 – 1850 гг. средн. 3437 тыс. руб.
В 1851 – 1860 гг. средн. 4319 тыс. руб.
В 1861 – 1870 гг. средн. 8768 тыс. руб.
В 1871 – 1880 гг. средн. 13595 тыс. руб.
В 1881 – 1885 гг. средн. 21689 тыс. руб.
В 1886 – 1890 гг. средн. 31380 тыс. руб.
В 1891 – 1895 гг. средн. 39100 тыс. руб.
В 1896 г. 45280 тыс. руб.
В 1897 г. 46617 тыс. руб.
В 1898 г. 48138 тыс. руб.

Последние сведения о распределении этих сборов по главнейшим статьям с указанием числа выбранных документов и рода предприятий, а также их торговых оборотов и приблизительной прибыльности, относятся к 1897 г. и представляют дело в следующем виде. Смотря по размерам и характеру торговли, выбираются разные документы: А — для крупных предприятий (документы первой гильдии), Б - для средних предприятий (документы второй гильдии), В — для мелких предприятий и Г — для приказчиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.