В Польше 38% населения проживает в
сельской местности и около 27% работает в земледельческих хозяйствах. Для
ряда регионов сельское хозяйство продолжает оставаться основным сектором
экономики, несмотря даже на постоянное снижение своего значения. Тем не
менее, исключительно или преимущественно в сельском хозяйстве продолжает
трудиться менее 6 % поляков. Польский аграрный сектор вбирает в себя
крестьянские хозяйства, существенно разнящиеся по организационной структуре,
формам собственности, масштабам и объемам производства. По данным 1993,
пахотные земли Польши составляли 47% всей площади страны (приблизительно 18
млн. га), пастбища – 13% и леса – 29%. В 1989 1/5 земельных угодий принадлежала
государству, остальная земля находилась в руках частных лиц. Государственные
хозяйства сосредоточены в основном в западных и южных воеводствах.
В 1992 было
создано агентство сельскохозяйственной собственности, в обязанности которого
входила продажа 1495 государственных сельскохозяйственных предприятий и 3,1
млн. га земли. К 1997 в руках частных лиц находилось уже 90%
сельскохозяйственных земель, из них приблизительно 50% принадлежало небольшим
семейным хозяйствам размером менее 5 га. Продукция сельского хозяйства Польши
выросла в 1998 на 1% по сравнению с 1997. Государство продолжает оказывать
значительную поддержку сельскохозяйственному сектору экономики.
Меняется структура
посевных площадей: увеличивается возделывание картофеля и технических культур
за счет сокращения посевов зерновых. В результате Польша вынуждена ввозить
значительное количество зерна. В 1950 зерновые занимали 63,6% обрабатываемых
площадей, в 1992 – только 46%. В 1992 сбор основных культур составлял:
пшеницы 7,4 млн. т, ржи 4 млн. т, картофеля 23,4 млн. т, сахарной свеклы 11,1
млн. т. Картофель в 1996 занимал приблизительно 13% обрабатываемых земель,
сахарная свекла – 3%. 34% сельскохозяйственной продукции приходится на
кормовые и технические культуры. Польша является крупнейшим в мире
экспортером яблочных консервов и занимает видное место в производстве
консервов, компотов, свежезамороженных смородины, капусты и моркови. Страна
дает 16% европейского сбора картофеля и 5% – сахарной свеклы.
В 1996 в Польше насчитывалось 8 млн. голов крупного рогатого скота,
она была крупным производителем молока (12 млрд. л). Поголовье свиней
достигло 20 млн. Произошел сдвиг в структуре птицеводства: снизилось
выращивание цыплят и кур (до 45 млн. по сравнению с 76 млн. в 1980) за счет
увеличения поголовья уток (7 млн.) и индеек (1 млн.). В частном сельском
хозяйстве лошадь остается важной тягловой силой, хотя число используемых
тракторов резко возросло – почти с нуля в 1956 до 1211,6 тыс. единиц в 1995.
Садоводство хорошо развито в Польше и
обеспечивает широкий выбор свежих и переработанных фруктов и овощей. Польская
клубника и превосходный яблочный сок - прекрасно известны и популярны равно в
стране, как и за ее рубежами.
Важно отметить, что польское земледелие отмечено низким использованием
химикатов. В 2003 году применение искусственных удобрений для получения
урожая зерновых составило 93,6 кг полных удобрений на 1 га пахотных земель.
Этот факт свидетельствует о том, что польская сельскохозяйственная продукция
является, как правило, экологически чистой и полезной для здоровья.
ВОЕННО-МОРСКОЙ
ФЛОТ
Военно-морской
флот — самый компактный вид польских вооруженных сил, располагающий
наискромнейшим бюджетом, доказал, что может успешно проводить модернизацию
старых кораблей, пишет журнал «Политика». В графу его успехов можно записать
создание централизованной системы управления и командования «Леба»,
разработку уникального комплекса мониторинга подводного пространства, а также
план защиты польских портов от возможного нападения под названием «Крыль»
«Мева», «Чайка» и
«Фламинго» — три почти 60-метровой длины судна с максимальным
водоизмещением по 500 тонн — признаны лучшими из всей серии судов,
построенных на верфях имени Парижской Коммуны в Гдыне еще в 60-х годах. 40
лет назад они стоили 67,2 млн. старых злотых и должны были прослужить
польскому флоту по 20 лет. Еще во времена Варшавского Договора шла речь о
том, чтобы отправить эти суда «на пенсию» и принять на вооружение совершенно
новые минные тральщики польской конструкции из проекта под кодовым названием
«Лодувка». Однако и сегодня, и в конце 90-х годов, когда мы стремились к
вступлению в НАТО, нам не хватает денег на строительство новых военных
кораблей. Необходимо было как-то импровизировать. И в целом это удалось
сделать весьма неплохо.
Большую роль в
модернизации старых судов сыграл Гданьский центр морской техники
(ГЦМТ) — в настоящее время один из самых значительных центров разработки
новых систем подводного вооружения и электроники в странах НАТО. Дуэт,
состоящий из ГЦМТ и Гданьского политехнического института, сконструировал не
только подводного робота-сапера «Уквял», но и систему «Точек» для уничтожения
путем подрыва подводных мин с уникальным гидроакустическим взрывателем.
Модернизированная
в Гдыне «Мева» в октябре 2002 года стала первым польским судном, вошедшим в
состав сил быстрого реагирования НАТО, и действует сейчас в постоянном
противоминном отряде альянса.
На модернизацию
«Мевы», «Чайки» и «Фламинго» было выделено 100 млн. злотых (около
$ 25 млн.). За 35 млн. злотых Северная верфь сделала новый
немагнитный корпус у построенного еще в 80-е годы для советского ВМФ судна и
превратила его в современный корабль тыловой поддержки «Контрадмирал
Черницкий». Сегодня о деятельности этого судна не принято говорить
открыто — известно лишь, что оно поддерживает в Персидском заливе
деятельность Пятого флота США в антитеррористической операции и на его борту
размещено подразделение боевых пловцов военно-морского флота Польши и
спецподразделение «Формоза». По неофициальным данным, судно и его экипаж
завоевали полное доверие американцев, которые не соглашаются на возвращение
«Контрадмирала Черницкого» в Польшу. Поэтому дискуссия о будущем польского
военно-морского флота и его структуре проходят сейчас на фоне несомненных
успехов польского флага в операциях союзников. Флот, управляемый амбициозным,
полным планов адмиралом Рышардом Лукашиком, строит обширные планы. Их размах,
однако, будит опасения в варшавских командных кругах еще и потому, что в
министерстве национальной обороны и в Генеральном штабе не так уж много
представителей военно-морского флота. А то, что с морской поверхности и с
морских берегов кажется необходимым и очевидным, в столице часто
характеризуется как преувеличенное.
В плюс нынешнему
руководству ВМФ надо поставить также создание парка вертолетов и самолетов
морской авиации, введение в строй двух ракетных фрегатов «Пулавский» и
«Костюшко», полученных от США, и подводной лодки «Сокол» — первой из
пяти малых субмарин класса «Коббен», поставленных Норвегией.
Главный вопрос,
однако, заключается не в том, как приспосабливать к современным требованиям
старые суда, переданные Польше союзниками, а в том, как развивать программу
строительства собственных кораблей.
ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ
Транспорт и связь при
коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением
легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1992 на грузовые
автомобили приходилось 50% всего грузооборота Польши, на железные дороги –
38%, остальное – на морской и речной транспорт. В 1997 было перевезено 386
млн. т грузов, из них железными дорогами 224 млн., автомобильным транспортом
– 96 млн., трубопроводным – 34 млн., морским – 24 млн., речным – 8 млн. т.
Автомобильный транспорт перевез почти 50% пассажиров, столько же –
железнодорожный транспорт. Доля семей, владеющих автомобилем, увеличилась с
27% в 1985 до 38% в 1992. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194
автомобиля.
Реки Висла и
Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный
торговый флот, который вырос с 45 судов (общей грузоподъемностью 159 тыс. т в
1949) до 332 судов (2993 тыс. т в 1981), но впоследствии сократился до 278
судов в 1985 и 125 судов в 1996. Порты в Гданьске и Гдыне обрабатывают около
56% всех морских грузов, а в Щецине – большую часть остальных.
После 1989 значительно
расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло
с 2,5 млн. в 1985 до 5,7 млн. в 1995. Кроме того, имеется более 75 тыс.
абонентов сотовой телефонной связи. В 1993–1994 для расширения и модернизации
польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные
компании. Приватизация телефонной сети на основе акционирования была
завершена в 1998.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
В 1927г. на конференции ЮНЕСКО в Париже была принята конвенция об охране культурного
и естественно-научного мирового наследия. В соответствии с конвенцией создан
Перечень мирового наследия ЮНЕСКО, в который входит более полутысячи объектов
разных стран: ценнейшие памятники старины и городские комплексы, ледники и
пещеры, национальные парки и святыни. В Польше находится 8 памятников из
этого перечня. Вот они:
Варшавский Старый город. Он был
восстановлен из руин после второй мировой войны. Кропотливая реконструкция велась
на основе старых планов, рисунков и описаний. В результате на месте
разрушенного квартала поднялся архитектурный комплекс, более похожий на
средневековый оригинал, чем довоенный.
Королевский Краков. Это самый
большой в стране памятник истории и культуры. Если Вавель олицетворяет душу
Кракова и всей Польши, то сердцем Кракова называют Старый город. Кроме того,
в перечень ЮНЕСКО включены древнее поселение ремесленников Страдом и Казимеж,
бывший некогда городом польских евреев.
Соляные копи Велички. Это семиэтажный
подземный город. Туристский маршрут проходит на трех уровнях через украшенные
соляными скульптурами залы с галереями и озерами. А на стометровой глубине
здесь устраивают банкеты и балы.
Средневековая Торунь. Среди нескольких
сот готических зданий - дом, где родился знаменитый астроном Николай
Коперник.
Замок крестоносцев в Мальборке. Когда-то здесь
была столица государства Тевтонского монашеского ордена. Теперь 700-летний
замок восстановлен и превращен в музей.
Город-крепость Замосць. Его уникальность
в том, что он строился в чистом поле как городской архитектурный комплекс: Ян
Замойский, правая рука короля Стефана Батория, захотел устроить здесь свою
резиденцию. Талантливый проект города принадлежит итальянцу Морандо.
Освенцим-Бжезинка (Аушвиц-Биркенау). Самый большой
гитлеровский концлагерь решено сохранить в неприкосновенности, как
напоминание о совершенном здесь преступлении против человечества.
Беловежский национальный заповедник. Расположен на
территории двух государств - Польши и Белоруссии. Этот самый крупный в
Центральной Европе лесной массив сохранился в первозданном виде. Символ
Беловежской пущи - зубр, самое крупное животное в Европе.
И
еще два объекта ожидают включения в перечень - Старый город в Гданьске
и Кальвария - Зебжидовска, вторая после Ясногурской польская святыня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая состояние
Польши на данный момент, необходимо отметить, что эта страна ещё не находится
на высоком этапе развития, но состояние почти всех отраслей промышленности и
хозяйства, а также, огромное стремление польского народа видеть своё
государство в списке самых развитых определяет достаточно серьёзные и вполне
воплотимые в жизнь перспективы, среди которых:
1. Достижение и
сохранение в долговременной перспективе высокого роста ВВП (до 6% в 2006 г.).
Реализация этой задачи требует сохранения макроэкономического равновесия и
финансовой стабилизации, упрочения тенденции к снижению инфляции и сокращению
дефицита бюджета, продолжения процесса приватизации, ограничения
административных и правовых барьеров в развитии предпринимательства и ведении
хозяйственной деятельности, а также направления государственной помощи на
поддержку наиболее эффективных и конкурентоспособных фирм.
2. Повышение уровня занятости и образования: уровень безработицы, по
прогнозам BAEL (исследование экономической активности населения) должен
сократиться с 19,9% в 2001 г. до 15% в 2006 г. Должна повыситься степень
охвата образованием на уровне средней и высшей школы - до 72% и 13%
соответственно.
Реализация этой задачи требует внедрения механизмов снижения производственных
издержек, устранения административных и институциональных барьеров,
увеличения гибкости, территориальной и профессиональной мобильности рабочей
силы (особенно сельского населения), а также концентрации социальной политики
на наиболее Динамичных группах действующих и потенциальных работников.
3. Включение Польши в европейскую сеть транспортной и информационной
инфраструктуры посредством динамичного расширения сети автострад и скоростных
дорог, модернизации железных дорог, а также трехкратное увеличение доступа к
Интернету.
Реализация этой задачи требует осуществления мер правового и
институционального характера, состоящих в упрощении правил инвестирования в
инфраструктуру, в ограничении негативного влияния на окружающую среду и
принятии беспрецедентной инвестиционной программы (дороги, железнодорожный
транспорт, порты, информационные сети, и т.д.), нацеленной на включение
Польши в систему европейской экономики.
4. Интенсификация процесса увеличения в структуре экономики доли секторов с
высокой добавленной стоимостью и развитие технологий информационного
общества: до 2006 г. предусматривается увеличение доли работающих в секторе
услуг на 1,6 проц. пункта и рост расходов на НИОКР до 1,5% ВВП.
Реализация этой задачи требует внедрения механизмов снижения производственных
издержек, устранения административных и институциональных барьеров,
увеличения гибкости, территориальной и профессиональной мобильности рабочей
силы (особенно сельского населения), а также концентрации социальной политики
на наиболее Динамичных группах действующих и потенциальных работников.
на включение Польши в систему европейской экономики.
5. Поддержка участвующих в процессах развития и модернизации изо всех
регионов и социальных групп. Она будет состоять в постепенном сокращении
межрегиональных различий как в уровне безработицы, так и в производстве ВВП
на одного жителя.
Достижение этой цели требует противодействия растущей диспропорции между
отдельными регионами и общественными группами. Это связано как с
необходимостью координации мер, направленных на развитие на региональном
уровне и проведением государством активной и комплексной региональной
политики, так и с поощрением профессиональной и общественной интеграции
групп, стоящих перед угрозой социальной деградации.
Политика преодоления слабых сторон польской экономики и достижения
стратегических целей должна опираться на эффективное использование шансов,
вытекающих из членства в Европейском союзе, создание благоприятных
макроэкономических условий при помощи соответствующей фискальной и денежной
политики, правового регулирования, а также на правильное определение
направлений вмешательства государства в ход процессов развития.
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Энциклопедия
«Аванта+», том «История 20-го века. Зарубежные страны».
Информация
использована для глав «История», «Экономика», «Вооруженные силы»,
«Государственное устройство».
2. Учебное пособие
«Конституционное право зарубежных стран», автор: А.М Арбузкин; изд. «Юристъ».
Информация использована для главы «Государственное устройство».
3. Пособие
«Экономика зарубежных стран», автор: Дякин. Б. Г. Информация использована для
глав «Экономика», «Энергетика», «Сельское хозяйство», «Лесные и рыбные
ресурсы».
4. Путеводитель по
Польше, изд. «Астрель». Информация использована для главы «Культурное
наследие».
5. Информация
польской газеты «Газета Выгорча» (в переводе) за 2003 год использована для
главы «Польша и ЕС».
6. Информация газеты
«Белорусская деловая газета» за 2004 год использована для главы
«Военно-морской флот».
|