рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Польша - экономическая и политическая характеристика

Реферат: Польша - экономическая и политическая характеристика

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение, Содержание.........................................................................................................1

Геграфическое положение....................................................................................2

Государственное устройство.................................................................................2

Немного истории..................................................................................................3

Польша и Европейский союз.................................................................................5

Рельеф и климат................................................................................................10

Население, религия и язык.................................................................................11

Вооруженные силы.............................................................................................12

Экономика.........................................................................................................12

Промышленность................................................................................................13

Сельское хозяйство............................................................................................15

Военно-морской флот.........................................................................................16

Транспорт и связь..............................................................................................17

Культурное наследие..........................................................................................17

Заключение.......................................................................................................18

Список использованной литературы.....................................................................20

                                             

ВВЕДЕНИЕ:

  Польша – сравнительно небольшое государство в Западной Европе. Довольно мало появляющаяся на международной арене, Польша не раскрывает о себе обширных сведений и сейчас очень немногие четко представляют себе, какого же на самом деле это маленькое государство.

  Выбирая именно эту тему для реферата, у меня имелось несколько причин. Во-первых, не хотелось раскрывать положение какой-либо страны, уже достаточно изученной в курсе основной школы, а во-вторых, Польша – страна хоть и небольшая, но необычайно интересная в плане истории и экономики.  Раскрывать данную тему  для меня оказалось чрезвычайно увлекательно и познавательно; не являются исключением и культурные особенности Польши, ведь, безусловно, человеку заинтересованному всегда  любопытно изучить какие-либо новейшие для себя элементы. Именно в Польше находится знаменитый Ягелонский университет, в котором учился сам Н. Коперник, и собор Святого креста в Варшаве, где захоронено сердце Шопена.

  История Польши – долгий и трудный путь становления независимой республики. Безусловно, это государство заслуживает объективного внимания и подробнейшего изучения.

 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


 Польша: государство в Восточной Европе. Граничит с Германией, Чехией. Словакией, Украиной, Белоруссией, Россией и Литвой. Польша имеет достаточно выгодное положение: на перекрестке транзитных путей широтного и меридиального направления; с севера имеет выход к Балтийскому морю.
  Территория Польши простирается от 49o00’ до 54о50’ северной широты и от 14o07’ до 24o08’ восточной долготы. 
  54,2% территории расположено на высоте до 150 м над уровнем моря 36,9% - от 150 до 300 м н.у.м., 5,7% - от 300 до 500 м н.у.м., 2,9 – от 500 до 1000 м н.у.м.
 Общая площадь Польши – 312 658 км2 (по площади занимает 69 место в мире, и 9 в Европе).
Около 2/3 территории страны на Севере и в центральных районах занимает Польская низменность. На Севере - Балтийская гряда, на Юге и Юго-Востоке - Малопольская и Люблинская возвышенность, вдоль южной границы - Карпаты (высшая точка - гора Рысы в Татрах 2 499 м.) и Судеты.
  Климат умеренный с чертами континентального. Средние температуры января от -1С до -5С (в горах до -8С), июля от 17С до 19С (в горах до 10С). Осадков на равнине от 500 до 600 мм. в год, в горах местами свыше 1000 мм. в год.
  В Польше густая речная сеть. Основные реки – Висла (1047 км), Одра (854 км). Другие крупные реки: Варта, Буг, Нарев, Сан, Пилица. Озера преимущественно на севере; из них крупнейшие: Шнярдвы, Мармы, Ленбско, Езёрак, Медве.  Под лесом 26,7% территории.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

  Глава государства: президент.
Законодательный орган: двухпалатное Национальное Собрание (сейм и сенат).
Исполнительная власть: Президент ПР и Совет Министров ПР.
Судебная власть: независимые суды.
Государственный язык: польский.
Административно-территориальное деление: 16 воеводств.

/1 января 1999 года введено новое Административное деление, по которому страна делится на 16 воеводств и 308 повятов. Также 65 городов имеют статус повята/

 Польша - парламентская республика (демократическое государство). В стране действует конституция, принятая сеймом Польской Народной Республики 22 июля 1952 года.

 В декабре 1989 года сейм внес в нее ряд существенных изменений: утверждено новое официальное название государства - Республика Польша, устранены положения, провозглашавшие социалистический характер общественно-политической и экономической системы Польши. Ведется разработка нового проекта конституции. Президентом в 1992 году подписана Малая конституция.

 Глава государства - президент, избираемый сроком на 5 лет путем всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании. В настоящее время президентом Польши является Александр Квасьневский.

 Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом (Национальное собрание), состоящим из сейма и сената.

 Депутаты и сенаторы избираются на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 Национальная валюта – злотый. Последняя денежная реформа была проведена в 1995 году. С первого января 1995 года в стране введены денежные купюры нового образца. Введение евро в Польше планируется с 2007 года (возможно, с 2008 г).

НЕМНОГО ИСТОРИИ

  В первом тысячелетии территорию Польши заселяли славянские племена (поляне, висляне, мазовшане и др.). http://rb2.design.ru/cgi-bin/href/polska?1693  Первые достоверные сведения о Польше относятся ко второй половине 10 в. Польша уже тогда была сравнительно большим государством, созданным династией Пястов путем объединения нескольких племенных княжеств. Первый исторически достоверный правитель Польши – Мешко I (правил в 960–992) из династии Пястов, владения которого – Великая Польша – находились между реками Одра и Висла. При правлении Мешко I, который боролся с германской экспансией на восток, поляки в 966 были обращены в христианство латинского обряда. В 988 Мешко присоединил к своему княжеству Силезию и Поморье, а в 990 – Моравию. Его старший сын Болеслав I Храбрый (годы правления 992–1025) стал одним из самых выдающихся правителей Польши. Он установил свою власть на территории от Одры и Нысы до Днепра и от Балтийского моря до Карпат. Укрепив самостоятельность Польши в войнах со Священной Римской империей, Болеслав принял титул короля (1025). После смерти Болеслава усилившаяся феодальная знать выступила против центральной власти, что привело к отделению от Польши Мазовии и Поморья.   Болеслав III (годы правления 1102–1138) вернул Поморье, но после его смерти территория Польши была разделена между его сыновьями. Старший – Владислав II – получил власть над столицей Краковом, Великой Польшей и Поморьем. Во второй половине 12 в. Польша, как и ее соседи Германия и Киевская Русь, распалась. Распад привел к политическому хаосу; вассалы вскоре отказались признавать полновластие короля и с помощью церкви значительно ограничили его власть.   В середине 13 в. монголо-татарское нашествие с востока опустошило большую часть Польши. Не менее опасными для страны были непрекращающиеся набеги язычников-литовцев и пруссов с севера. Чтобы защитить свои владения, князь Мазовии Конрад в 1226 пригласил в страну тевтонских рыцарей из военно-религиозного ордена крестоносцев. В течение непродолжительного времени тевтонские рыцари завоевали часть прибалтийских земель, которая позже стала называться Восточной Пруссией. Эту землю заселили немецкие колонисты. В 1308 государство, созданное тевтонскими рыцарями, отрезало Польше выход к Балтийскому морю. 16 в. стал золотым веком польской истории. В это время Польша была одной из крупнейших стран Европы, она преобладала в Восточной Европе, а ее культура достигла расцвета. Однако возникновение централизованного Русского государства, которое претендовало на земли бывшей Киевской Руси, объединение и усиление Бранденбурга и Пруссии на западе и севере и угрозы воинственной Османской империи на юге представляли большую опасность для страны. В 1505 в Радоме король Александр (годы правления 1501–1506) вынужден был принять конституцию «ничего нового» (лат. nihil novi), в соответствии с которой парламент получил право равного голоса с монархом при принятии государственных решений и право вето на все вопросы, касавшиеся дворянства. Парламент по этой конституции состоял из двух палат – сейма, в котором было представлено мелкопоместное дворянство, и сената, представлявшего высшую аристократию и высшее духовенство. Протяженные и открытые границы Польши, а также частые войны вынуждали иметь мощную обученную армию для того, чтобы обеспечивать безопасность королевства. Монархи испытывали недостаток средств, необходимых для содержания такой армии. Поэтому они вынуждены были получать санкцию парламента на любые крупные расходы. Аристократия (можновладство) и мелкопоместное дворянство (шляхта) требовали привилегий за свою лояльность. В результате в Польше сформировался строй «мелкопоместной дворянской демократии», с постепенным расширением влияния самых богатых и могущественных магнатов.

  По Люблинской унии 1569 г. образовало с Великим Княжеством Литовским государство Речь Посполиту. Польская интервенция в Россию в начале 17 в. в Российское государство окончилось поражением. Петербургскими конвенциями конца 1770 - 1790 гг. территория Речи Посполитой была разделена (три раздела - 1772, 1793, 1795 гг.) между Россией, Австрией, Пруссией. В 1807 г. Наполеон I создал из части польских земель Варшавское княжество. Венский конгресс 1814 - 1815 гг. произошел передел польских земель - из большей части Варшавского княжества было создано Царство Польское, отошедшее к России, Познань отошла к Пруссии, сохранившей Силезию и Поморье (Померанию), некоторые земли отошли к Австрии. Польские восстания 1794 (под руководством Т. Костюшко), 1830 - 1831, 1846, 1848, 1863 - 1864 гг. были подавлены. В 1915 - 1918 гг. Царство Польское было оккупировано австро-германскими войсками. 11.11.1918 г. Польша провозглашена независимым государством. В 1920 г. войска Советской России напали на Польшу, но были разбиты у Варшавы. По Рижскому договору 1921 г. к Польше от Советской России отошли земли Западной Украины и Белоруссии. 1.09.1939 г. немецкие войска вторглись на территорию Польши, а спустя две недели войска СССР захватили земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Правительство эмигрировало в Лондон. Под его руководством на территории страны развернулось вооруженное сопротивление немецким войскам. В СССР в 1944 г. была создана Армия Людова, подчинявшаяся польским коммунистам, участвовавшая в боях с немецкими войсками на территории Польши. С окончанием войны к власти в стране пришли коммунисты. По Берлинской конференции 1945 г. были установлены современные границы Польши. По Згожелецкому договору 1950 г. была демаркирована граница между Польшей и ГДР. В 1970 г. был подписан договор между Польшей и ФРГ о нерушимости границ. В начале 80-х годов в стране разразился экономический кризис, рабочие судоверфи в Гданьске создали свой профсоюз "Солидарность", начали забастовку и выступления под антикоммунистическими лозунгами. Правительство ввело в стране военное положение, длившееся с декабря 1981 г. по июль 1983 г. В 1989 г. под влиянием перемен, происходящих в СССР, были проведены многопартийные выборы. Победу на них одержал глава профсоюза "Солидарность" Л. Валенса и президентом Польши стал Лешек Бальцерович. Поляки гордятся тем, что, как они пишут, „Польша стала первым в Восточной Европе государстовом, покончившим с коммунизмом”. С 1999 г. Польша - член НАТО.

 

 

ПОЛЬША И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

 Саммит ЕС, состоявшийся в Копенгагене 13 дек. 2002г., завершил многолетний процесс переговоров по вопросам очередного расширения ЕС. Многолетние усилия польских переговорщиков окончательно завершились на встрече в верхах ЕС в Копенгагене. Результаты переговоров были утверждены совмином Польши 17 дек. 2002г. и несколько дней спустя, были представлены в виде специального доклада парламенту и общественности.

 В соответствии с достигнутым соглашением Польша должна стать полноправным членом ЕС с 1 мая 2004г. Условием этого было завершение переговоров по всем разделам, в т.ч. в части свободной торговли, таможенного союза и внешних связей, составляющих единую торговую политику в отношении третьих стран. По всем этим разделам Польша получила одобрение ЕС, но и обязалась принять на день вступления все законодательство и весь правовой массив сообщества.

 Польша обязалась внедрить у себя весь правовой массив, наработанный ЕС, в т.ч. и принцип «свободного перемещения товаров», образующий один из четырех – наряду со свободным перемещением рабочей силы, капитала и услуг – «столпов» единого внутреннего рынка ЕС. Принятие Польшей правил свободного перемещения товаров означает не только отмену таможенных пошлин, всех других оплат аналогичного характера в торговле со странами-членами ЕС, а также количественных ограничений, но и физических, технических и фискальных барьеров. В соответствии с достигнутым соглашением не все общеевропейские стандарты будут обязательны в Польше со дня получения членства. Некоторые нормы будут вводиться постепенно, дата их полной имплементации перенесена на более поздний срок. Польша в области свободы перемещения товаров добилась благоприятного для себя урегулирования, которое позволяет обеспечить постепенную адаптацию национальных правовых норм к стандартам ЕС (это касается регистрации лекарственных средств, переходный период для которых установлен до конца 2008г.).

 Для торговли продовольственными и с/х товарами ключевое значение имеют договоренности, достигнутые по разделу «Сельское хозяйство». Важной целью переговоров было обеспечение польским крестьянам равных условий конкуренции на едином рынке ЕС. Этому должны служить выторгованные объемы прямых субсидий в 55%, 60% и 65% (2004-06гг.) от уровня, действующего ныне в странах ЕС. Согласована возможность использования Польшей защитных оговорок, которые могут применяться в случае появления серьезных и длительных трудностей в функционировании АПК. Польша обязалась провести необходимые правовые и институциональные реформы чтобы соответствовать нормам ЕС в области ветеринарного и фитосанитарного контроля на польской границе с государствами, не являющимися членами ЕС, в области надзора за безопасностью продовольствия, реализуемого через систему розничной торговли, а также принять ветеринарные и фитосанитарные стандарты ЕС. Польша получила возможность использовать временные переходные решения, упрощающие адаптацию продукции польских крестьян и перерабатывающих предприятий к требованиям единого рынка ЕС: 3-4 летние переходные периоды на структурное приспособление, 4-летний переходный период использования пониженной ставки НДС на товары, используемые в аграрном производстве.

 В разделе «Рыболовство» Польша приняла принципы единой рыболовной политики в области доступа к биологическим ресурсам, в т.ч. правила относительной стабильности, основанной на квотах вылова для отдельных стран-участниц. Это означает, что Польша получила доступ ко всем районам промысла стран ЕС на Балтийском море и в других морских регионах на принципах единой рыболовной политики Евросоюза. Рыболовные фирмы стран ЕС допускаются в район польского промысла в рамках выделенных квот за исключением территориальных вод РП. Реструктуризация национального рыболовного сектора будет проводиться с использованием средств из фондов ЕС.

 По переговорному разделу «Таможенный союз» польская экономическая дипломатия достигла всех поставленных перед ней целей. Таможенный союз образует основу свободного обращения товаров в рамках внутреннего рынка ЕС, определяет единые таможенные ставки и процедуры в торговле с третьими странами. На день вступления в ЕС Польша примет таможенный тариф ЕС. С этого момента будут ликвидированы все остающиеся таможенные ограничения в торговле сельскохозяйственными и продовольственными товарами и все другие нетарифные и бюрократические барьеры в торговле РП со странами ЕС. Именно таможенное законодательство страны наиболее полно гармонизировано с правом Евросоюза. Дальнейшие усилия предполагается сконцентрировать на повышении эффективности польской таможенной службы, и прежде всего на восточной, то есть будущей внешней границе ЕС.

 В переговорном разделе «Внешние связи», охватывающем общую торговую политику в отношении третьих стран, т.е. стран, не являющихся членами ЕС, Польша декларировала, что введет у себя все соответствующие правовые нормы Евросоюза на этот счет до дня предоставления членства и задействует их в полном объеме с даты вступления. Польша обязалась денонсировать торговые и экономические соглашения с третьими странами в случае, если они противоречат acquis communautaire. Польша рассчитывает стать стороной соглашений о партнерстве и сотрудничестве, заключенных между ЕС и странами СНГ, и прежде всего СПС Россия-ЕС.

 С точки зрения торговых отношений Польши с третьими странами ее вступление в ЕС означает передачу компетенций в области торговой и таможенной политики на уровень сообщества. В отношениях же со странами ЕС – вхождение Польши в единый внутренний рынок ЕС.

 Польская конституция, в т.ч. ст. 90 абз. 1, предусматривающая передачу компетенции органов государственной власти по некоторым вопросам международным организациям, четко не определяет этого понятия. Оно трактуется в понимании, принятом в международном государственном праве. В соответствии с доктриной этого права «Евросоюз» не является традиционной «международной организацией». ЕС определяется как структура с присущими ей чертами государства, именуемая, в числе прочего, союзом государств, своеобразной конфедерацией, государством в процессе становления. В оценке отдельных польских правоведов ЕС имеет все атрибуты госорганизации, которыми не располагают «традиционные» международные организации (ВТО, ВОЗ, ООН). С учетом этого в Польше отсутствует конституционная правовая основа для процессов вступления в ЕС и передачи структурам союза компетенции органов государственной власти РП, ибо ЕС, не будучи «международной организацией», является формой организующейся государственности.

 На этой основе делается вывод о том, что определение Евросоюза (вопреки правовой действительности, доктрине и содержания договоров) в качестве «международной организации» открывает путь для неотвратимой передачи компетенций суверенного государства другой структуре с чертами государства. Интерпретация ст. 90. абз. 1 в качестве правовой основы для вступления в ЕС противоречит повсеместно признанным принципам сосуществования независимых государств и народов, принципам самоопределения государств и их суверенного равенства, в частности, Хартии ООН.

 В силу отсутствия в ст. 90, абз. 1 польской конституции определения суверенных компетенций и границ, в пределах которых их можно передать внешнему субъекту (организации – государству) и с учетом ожиданий ЕС в плане получения от Польши очередных важных областей суверенитета, эта норма носит признаки самоликвидации суверенного польского государства. 80% компетенций национальных парламентов в области хозяйственного права реализуют органы ЕС, не будучи легитимными в части формирования права.

 Польская внешняя торговля в основном концентрируется на странах Евросоюза. На них приходится 70% польского экспорта и 60% импорта. По данным Евростата за 2002г., Польша была четвертым по значимости рынком сбыта для товаров из стран ЕС после США, Швейцарии и Японии. Польша занимала 7 место по стоимости экспорта на рынки ЕС – после США, Швейцарии, Японии, Китая, России и Норвегии.

 С вступлением в ЕС, увеличенный сразу на десять новых членов, польская внешняя торговля будет еще в большей мере сосредоточена на остальных 24 странах этого союза. Вывоз товаров в партнерские по ЕС страны, реализуемый в форме внутренней торговли и без тарифных и нетарифных барьеров, составит 80% стоимости совокупного польского экспорта, а импорт из стран ЕС достигнет 70% стоимости всего польского ввоза. Собственно внешняя торговля Польши будет касаться оборота лишь с третьими странами вне ЕС.

 Получение беспошлинного и бес контингентного доступа к рынку ЕС ускорило динамику роста экспорта из Польши в ЕС в 1992-2000гг. (в долларовом исчислении) в 2,5 раза, а импорта – в 3,5 раза. Этот рост следует объяснить сохраняющимся высоким удельным весом традиционных для польского экспорта сырьевых и трудоемких товаров. Доля технологически интенсивных готовых товаров увеличилась с 16% в 1992г. до 23% в 2002г. Это стало результатом активности функционирующих в Польше фирм с иностранным капиталом. Свободный доступ на рынки стран ЕС дает польским экспортерам шанс в части увеличения поставок своей продукции, но при обязательном условии соблюдения требований, действующих на рынке Евросоюза.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.