рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: История древнего мира (Египет)

Рассмотрим гипотезу Н. А. Морозова, М.М. Постникова, А.Т. Фоменко и Г. В. Носовского о назначении пирамид. Они исходят из того, что стоимость пирамид и необходимые для их постройки трудовые затраты столь велики, что даже такая богатая и многолюдная страна, как Египет, не могла их себе позволить, не принеся в жертву свое хозяйство. Земные цари всегда более склонны заботиться о своей земной жизни и власти, чем о загробной. Забота о них всегда возлагалась людьми на своих переживающих родственников, которые и воздвигали посильно богатые мавзолеи". Представление о пирамидах как гробницах великих святых неполно. Как бы ни любили и не уважали своих мертвецов, тратить многие годы и колоссальные средства на сооружение их усыпальниц никто, конечно, не будет. Для покойников всегда строились посильно богатые мавзолеи, и хотя, скажем, замоскворецкие купцы и состязались в богатстве своих фамильных склепов, но что-то неизвестно, что хотя бы один из них разорился на их строительстве.
Строители пирамид явно должны были преследовать какие-то свои, личные цели, иначе невозможно объяснить их многолетние усилия и невероятные траты.

По мнению Морозова, пирамиды строились усилиями всех стран Средиземноморского бассейна, каждая из которых командировала в Египет отряды строителей и организовывала их снабжение, питание и культурный досуг. Объем необходимого труда был столь велик, что строительство каждой пирамиды продолжалось не менее сотни лет. За это время первоначальный энтузиазм поостыл, и постепенно строительство было прекращено. А. Морозов полагает, что причина была в сакральном, священном характере пирамид, которые задумывались и строились как усыпальницы великих государственных и религиозных вождей, основателей религиозных вероучений. Существование трех великих пирамид указывает на существование трех влиятельных сект, почитающих в качестве основателей трех великих религиозных вождей, которые в последующем расщепились в целый ряд государственных и клерикальных деятелей. Эти секты соревновались в постройке наиболее величественного памятника своему основателю, чтобы подчеркнуть его святость и посмертное могущество.

В последние годы ряд ученых обратил внимание на необходимость пересмотра дат египетской цивилизации и относит их гораздо дальше в глубь истории, чем это принято в официальной египтологии. То есть если сторонники новой хронологии значительно сокращают ход развития мировой цивилизации, то новые египтологи значительно удлиняют время земной цивилизации. Ими даже определена дата строительства пирамид в Гизе -10 450 год.

Эту дату определил археоастроном Роберт Бьювэл. Используя математические методы и вычислительную технику, он установил, что положение пирамид приближенно воспроизводит положение звезд Пояса Ориона всегда, но точно соответствует ему только в 10 450 году. Только в этом году расположение пирамид на земле точно отражает расположение звезд в небе. "Я имею в виду, - пишет он, - идеальное соответствие, безошибочное, и это не может быть случайным, поскольку весь комплекс правильно отображает два достаточно необычных небесных явления, которые происходили только в это время. Во - первых, абсолютно случайно Млечный Путь, как он был виден в Гизе в 10 450 году до н.э., точно воспроизводил меридиальное направление долины Нила; во-вторых, к западу от Млечного Пути три звезды Пояса Ориона находились на минимальной высоте согласно циклу прецессии, причем Ал - Нитак, соответствующая Великой пирамиде, пересекала меридиан под углом 11° 08'. Египетские пирамиды ориентированы строго по меридиану (Астрономы делят небесную сферу на восточную и западную части меридианом - воображаемой линией, которая проходит по небу через Южный и Северный полюс. Другая воображаемая линия - небесный экватор, который делит небесную сферу на южную и северные части.), и их грани смотрят на четыре стороны света. Вход всегда находится с северной стороны. При этом точность расположения пирамид по сторонам света поразительная даже по современным понятиям строительства (Средняя погрешность составляет около двух угловых минут. Погрешность в три угловых минуты соответствует относительной ошибке в 0,015%. Если бы даже основание пирамиды было перекошено не на две минуты, а на два - три градуса (ошибка порядка процента), эту разницу простым глазом было бы даже незаметно.). Египтологи обратили внимание на то, что расположение пирамид связано с расположением звезд на небе, при этом реку Нил можно рассматривать как символ Млечного Пути. Египетские пирамиды - зафиксированная карта звездного неба!

Но пирамиды стоят на одном месте, а Земля совершает сложные вращательные движения: оборот вокруг своей оси каждые 24 часа и оборот вокруг Солнца за 365 суток (точнее 365, 2422). Если стоять на вершине Великой пирамиды и каждую ночь в течение года смотреть на небо, то станет заметным, как из месяца в месяц меняется расположение звезд на небе. Но ровно через год картинка звездного неба станет прежней. Если же этот опыт проводить несколько сотен лет, то при внимательном наблюдении станет заметным, что картинка из столетия в столетие несколько меняется. Это происходит оттого, что ось Земли завершает вращательное движение (Это вращение земной оси называется прецессией. Прецессия земной оси состоит в том, что она не остается неподвижной, а движется по некоторому конусу. (Это - хорошо известное движение волчка.) Прецессия оси очень  медленная: один оборот продолжается около 26 тыс. лет. Прецессия не меняет наклона земной оси к плоскости орбиты. Поэтому в результате прецессии полюс мира за 26 тысяч лет описывает окружность с центром в полюсе эклиптики, имеющий радиус приблизительно в 23,5º. В настоящее время полюс мира находится около альфы Малой Медведицы (Полярной звезды), а 4 тысячи лет назад ближайшей к полюсу звездой была альфа Дракона, через 12 тысяч лет Полярной звездой сделается Вега (альфа Лиры). Если быть точнее полный период обращения земной оси длится 25 776 лет. Значит, только через 25 776 лет расположение звезд станет прежним.

Но можно ли представить звездное небо глазами древних египтян?

Недавно Госпатентом Украины преподавателю лицея "Подол" Михаилу Сергеевичу Волгину выдан патент № 1113.... на пирамиду Хеопса. Его версия интересна. Михаил Волгин, инженер и историк, считает: египетские пирамиды вовсе не усыпальницы фараонов, а пневматические водокачки, работавшие на солнечной энергии и спасавшие Египет от ежегодных засух.

Жизнь египтян зависела от разливов Нила. Власть была в руках того, кто владел верховьями реки: он мог оставить без воды жителей северных областей. Что будут строить люди перед лицом такой опасности? Ясное дело - то, что обеспечит им сытую жизнь. А вовсе не огромные памятники умершим властителям. В поисках сокровищ пирамиду Хеопса исследовали всеми возможными способами, но никому почему-то не пришло в голову, что она сама и есть сокровище. Создание автономной системы водоснабжения, состоящей из водонасосных станций, огромных водохранилищ и каналов, было для египтян древнего царства делом жизни и смерти, - утверждает Михаил Волгин.

У всех пирамид на участке Асуан - плато Гизе угол наклона граней примерно одинаков. С помощью аэрофотосъемки ученые выяснили: грани пирамиды Хеопса - своеобразные вогнутые "зеркала" общей площадью около 15 гектаров. Они служили для фокусировки солнечных лучей. В жаркие дни их облицовка раскалялась до тысячи градусов. Она была настолько отполированной, что Великая Пирамида сверкала, как бриллиант! Над вершиной колыхались волны раскаленного воздуха.

Пирамиды, как правило, возводили на западном берегу Нила. Волгин объясняет это тем, что сила вращения Земли создает мощное течение "подземного Нила" под скальным основанием пирамид. Часто подземелья пирамид были залиты грунтовыми водами. И это в пустыне! Так, археологам пришлось прекратить исследование пирамиды царя XII династии Аменнемхета I и его наследника именно по этой причине. Существуют свидетельства древних авторов о "бассейнах с чудотворной водой под пирамидами", которые египтологи считают вымыслом. Пирамиды - спутницы, как правило, строили рядом с большими пирамидами. По официальной версии в них хоронили дочерей фараонов. Волгин считает их водонапорными башнями.

Как же работала водокачка? Солнечные лучи раскаляли облицовку, через которую тепловая энергия передавалась в систему воздушных камер. Воздух в них нагревался и расширялся, создавая внутри пирамиды высокое давление. Из-за перепада температур (в камерах плюс 100 градусов, а у основания плюс 12) конденсировался пар. Его избыток выталкивал верхушку пирамиды, как крышечку чайника. Грунтовые воды устремлялись вверх из-за того, что их давление было меньше, чем внутри пирамиды. Их втягивало туда, будто шприцем. "Саркофаг", действительно напоминающий гроб, на самом деле клапан - поплавок. По мере подъема грунтовых вод он всплывал, и через открывшееся отверстие на дне камеры вода устремлялась в подземные храмовые хранилища. А оттуда в водонапорные башни (пирамиды - спутницы).


Глава 6. Загадочный Сфинкс

Около пяти тысячелетий от наших дней среди неоглядных песков африканской пустыни египетский фараон IV династии Хафра возвел для себя пирамиду - усыпальницу. А рядом, возле пирамид, раскинулся большой город мертвых - погребения знати времен расцвета Древнего царства. Сторожить пирамиды был поставлен каменный лев с головой человека - Большой Сфинкс.

Его взгляд, устремленный в вечность, и полуулыбка десятки столетий мучают человечество своей загадкой. Существуют предания (и не только в Египте), что разрешение его тайны связанно с концом света: "Когда будет разгадана последняя загадка Сфинкса, он расхохочется, и мир прекратит свое существование".

Сейчас Большой сфинкс сильно поврежден. Лицо изуродовано. Царский урей в виде приподнявшейся на лбу кобры, безвозвратно исчез; праздничный плат, спускающийся с головы на плечи частично обломан; от  бороды остались лишь обломки. Раны на лице Сфинкса, напоминают следы от ударов долотом. В ХIV веке так изуродовал его некий набожный шейх, дабы выполнить завет Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо. Мамелюки использовали голову Сфинкса как тренировочную мишень для своих пушек.

Знаменитый американский ясновидящий Э. Кейс утверждал, что часть жителей легендарной Атлантиды поселилась в Египте, где и хранится история исчезнувшей в водах Атлантики страны. Атланты привезли с собой копии всех государственных документов и спрятали их в специальном "Зале Летописи", который когда-нибудь люди найдут и обнаружат в нем музыкальные инструменты, хоругви, украшения храмов, таблицы, печати, лекарства, льняные ткани и золото. Тогда, возможно будут получены ответы на многие тайны Древнего Египта, и лучше будет понятен смысл загадочной фигуры человекольва...

Голова этой самой знаменитой скульптуры древности возвышается на 23,5 метра от скального основания, а длина тела достигает 57 метров. Сфинкс покоится в песках, спрятав между лапами храм Солнца. Доподлинный вид Сфинкса знали лишь современники, поскольку примерно в течение 1200 лет после сооружения эта гигантская скульптура оставалась захороненной под мощным слоем песка. Только фараон XVIII династии Тутмос IV приказал расчистить, отреставрировать и даже покрасить Сфинкса, превратив его в символ власти и силы Египетского царства. Прошедшие с тех пор годы не пощадили это величайшее творение человеческих рук. Бесстрастно возвышается оно над выжженным солнцем плато Гиза на окраине нынешнего Каира. Человеколев потерял к настоящему времени свою бороду и нос, левый глаз его стал сильно косить, и вообще левая половина лица наиболее сильно пострадала от непогоды и песчаных бурь. В усиливающиеся разрушительные процессы существенный вклад внесли подъем грунтовых вод и загрязнение воздуха. Подлинный "сигнал бедствия" в этом отношении прозвучал еще в начале 80 - х. годов XX века, когда у гигантского изваяния отвалился кусок лапы. Затем от правого плеча Сфинкса отпали два куска камня общим весом 300 килограммов, а шея стала на столько слабой, что огромная голова статуи может тоже вот-вот отвалится. А это уже трагедия далеко не только для Египта...

С давних пор считается, что черты лица Сфинкса носят сходство с самим фараоном Хафрой. Но здесь возникает ряд вопросов: зачем Хафре понадобился Сфинкс с его храмом; действительно ли человеколев был создан при этом фараоне; и, наконец, кому или чему он был посвящен?

Известно, что во времена фараонов было традиционным еще при жизни возводить пирамиду для будущего своего захоронения, примыкающий к ней погребальный храм, а также "храм долины" где-нибудь пониже для совершения различных очистительных ритуалов. Но Хафра, если считать, что Сфинкс с храмом возведены по его указанию, добавил к этим обязательным постройкам еще и эти два элемента, которые были совершенно новые и никогда никем больше не повторялись. Какой же смысл имело это добавление? И действительно ли сооружение было возведено при Хафре? Храм между лапами Сфинкса обнаружили в 20 - 30 - х годах XX века. Ученые пришли к выводу, что этот древнейший в Египте храм был построен вовсе не для того, чтобы "охранять" некрополь Гизы. Он символизировал бога Солнца! То есть отображал переход от поклонения главному египетскому богу Гору к культу Верховного бога Солнца. А этот переход имел место как раз во времена правления Хафры. Но против распространенного взгляда, что Сфинкс был создан по велению и подобию Хафры, выступил в начале 80 - х. годов историк А. Снисаренко. Его доводы сводились к следующему: Древние египтяне фиксировали события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью, однако ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, нам не известен. Египтяне украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Но ни на Сфинксе, ни в его храме упоминаний о Хафре нет. В Египте в разное время побывало немало греческих, а также римских историков и географов, но никто из них не упоминает о Сфинксе. Спрашивается: что за многовековой заговор молчания? В III веке до нашей эры составили список "семи чудес света". В этот список, как правило, включались египетские пирамиды, но, странное дело, Сфинкс - никогда. И, наконец: исследования техники обработки камня в Древнем Египте показали, что во время правления Хафры обработка скал еще не была известна, своего расцвета она достигла только во времена XVIII династии. Именно в это время превращения громадной глыбы известняка в замечательную статую Сфинкса было вполне реальным. Учитывая вышесказанное, А. Снисаренко отнес создание Большого Сфинкса ко времени XVIII династии. Казалось бы, ответы на поставленные вопросы найдены: старые папирусы не сообщали о Сфинксе потому, что он появился только в XV веке до нашей эры, то есть после правления фараона Хафры; Большой Сфинкс - это "проба пера" зодчих и скульпторов периода XVIII династии, поиск возможности обработки огромных скальных массивов; и, наконец, огромное изваяние часто засыпали пески, поэтому его не заметил ни один путешественник до Плиния. Значит, можно считать, что все точки над "i" поставлены? Увы, это далеко не так... "Смуту" внес американский египтолог М. Ленер, который в 1979 году занялся тем, чего никто никогда не делал. Он провел исследования Сфинкса с точки зрения геологии, археологии и архитектуры. В результате многолетних исследований получены неожиданные результаты. Оказалось, например, что египетские строители еще во времена Хафры имели удивительные познания в области ... геологии. Они превосходно использовали для своих целей особенности напластований твердого известняка и глиноподобного мягкого мергеля, чередование пластов которых, очень хорошо заметно на статуе Сфинкса, напоминающей по своей структуре сандвич.


Глава 7. Загробный мир Египтянина

Специфика большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространенный - камень), - ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь.

Книга мертвых - генетическое продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, которые должны были помочь покойнику преодолеть загробный путь и который клался вместе с погребенным.. Именно поэтому этот сборник и получил такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале - середине 19 века арабы прозвали «Книгами мертвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. Заглавие буквально переводится как "Изречения выхода в день". Этот древний текст посвящен жизни после смерти и необходимой подготовке к этому переходу. Ведь жизнь для египтянина - это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все темные силы и перешел в вечную жизнь с Ра - источником света. Большая часть книги является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих ее испытаний и ее существованию в более тонких измерениях. Фактически, основной акцент в книге делается на том, что происходит с человеком после смерти, а не нашем духовном состоянии в земной жизни.

Нам привычней говорить о человеческой "душе", египтяне же считали, что таких душ у человека несколько, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники - жрецы. Гробница рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли "Ка" (двойник умершего человека). Поэтому цари и вельможи еще при жизни не жалели золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом своего "Ка" красивым и приятным. К сожалению, большинство гробниц ограблено ворами и разбойниками еще в далекой древности. До нас дошли лишь отдельные, случайно сохранившиеся и наверняка не самые богатые захоронения. Широкую известность получила открытая английским археологом Картером в 1922 году гробница Тутанхамона, молодого царя, умершего в восемнадцатилетнем возрасте.

По своей структуре и оформлению - это самая скромная, но по своим огромным художественным и археологическим сокровищам - наиболее известная в долине гробница, обнаруженная в начале XX века. Она была торопливо подготовлена для фараона второстепенной важности, умершего очень молодым. Тутанхамон (1356 - 1338 до н. э.) жил в тот беспокойный период политической и религиозной борьбы, что последовал за смертью великого фараона - еретика Эхнатона. В гробнице нашли множество красивых предметов - мебель, модели лодок, драгоценности, сосуды, оружие. Огромные богатства сопровождали юного фараона в загробный мир. Мумия фараона была заключена в четыре саркофага. Наружный саркофаг был каменным. Последний, внутренний, саркофаг был сделан из чистого золота. Лицо на саркофаге изображено очень тщательно, и можно представить, как выглядел Тутанхамон при жизни. Когда последний саркофаг вскрыли, на мумии оказался маленький букетик полевых цветов. Это не входило в обычай погребения, но было знаком любви очень близкого человека, может быть, юной супруги фараона.

Короткий коридор ведет к вестибюлю, в который выходят погребальная камера и сокровищница - справа, в то время как с противоположной стороны - кладовая для приношений и утвари. Во всем комплексе только погребальная камера украшена настенными росписями. Они представляют Эйе, второго мужа Нефертити и преемника Тутанхамона, во время выполнения им в облике Осириса церемонии открытия уст и очей усопшего. Как только могила была заполнена приданным и запечатана, ее тут же посетили воры. Им, очевидно, помешали, и они в спешке захватили с собой лишь некоторые предметы. Приведенная в порядок и вновь запечатанная жрецами она, к счастью, сотней лет позже была погребена под строительными материалами при сооружении гробницы Рамсеса II. Строительные отходы скрыли все следы таким образом, что о гробнице забыли почти на три тысячи лет, пока она не была возвращена из небытия благодаря интуиции Говарда Картера. Открытие могилы в долине, уже полностью перекопанной, принесло археологу большую известность, но также и большую горечь. Найденные фантастические сокровища хранятся теперь в Каирском музее, наглядно показывая, что потеряло человечество с разграблением гробниц таких великих фараонов, как Яхмос I, Тутмос III великий, Рамсес II, Рамсес III и т.д.

Мумия - сохраненное бальзамированием тело. Мумией называется тело не только человека, но и любого другого живого существа, подвергнутого специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей.

Впервые слово мумия появляется в греческом (византийском) и латинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около 1000 - го года. Происходит слово мумия от арабского битум или нечто, пропитанное битумом. Сами же древние египтяне назвали своих мумий "саху". Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времен. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела - это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 - 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккара и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповрежденных женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завернуты в лен и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада - II (примерно 3600 г. до н.э.).

Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времен Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс. Геродот говорил, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:

Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путем впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70 - дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея).

Второй, более дешевый, представляет из себя следующее:

С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.

Еще интересны и необычны отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатуривались и раскрашивались. Так, что "скорлупа" оставалась, а все, что находилось внутри ее - тлело.


III. Заключение

Вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, с великими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно - историческое значение.

Изменился ли человек за столь долгую эпоху; существует ли эволюция цивилизаций или им, как и человеку, суждено возникать, достигать расцвета и неизбежно приходить в упадок? Однозначных ответов на эти вопросы, безусловно, не может дать даже история цивилизации Древнего Египта.

Древний Египет вызывал удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. За последние 200 лет археологи перекопали Египет вдоль и поперек. Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом.

Египет - колыбель древнейшей цивилизации. Египет - страна, где возникло первое государство, где зародились письмо, математика, астрономия, медицина. До сих пор не разгаданы загадки таинственных пирамид - кажется, что по сей день эту тайну свято охраняют фараоны. Наследие древнего Египта, к сожалению, пока еще не стало неотъемлемой частью нашей культуры и образования. Тем не менее, лучшим доказательством интереса к древней словесности являются регулярные переиздания переводов текстов, хоть и созданных руками просвещенных писцов несколько тысячелетий тому назад, но продолжающих говорить о вечных ценностях, пробуждать в человеке тягу к прекрасному и мудрому. Можно сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки  и искусства. Мир Древнего Египта продолжает привлекать к себе миллионы людей во всех странах. Колоссальные памятники и изящные статуи, богатые ювелирные украшения и шедевры литературы, - все это осталось после удивительной цивилизации фараонов как великая хвала таланту и усердию людей, которые все это создали. Созданная в течение тысячелетий культура Древнего Египта была унаследована народами, жившими позднее, и легла в основу современной культуры.


IV. Список литературы

1. Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков М.В., под ред. Кузищина В.И. 3-е изд., «История древнего Востока» - М, 2003.

2. Низовский А.Ю. «100 Великих чудес света» - М, 2004.

3. Ионина Н.А. «100 Великих чудес света» - М, 1999.

4. Вейс Г. «История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации» - М, 2005.

5. Солкин В.В. «Древний Египет. Энциклопедия» - М, 2005.

6. Большаков А. О. «Развитие представлений о загробных мирах в древнем Египте» - М., 1999.

7. Перепелкин Ю.Я. «История Древнего Египта» - СПб, 2001.

8. Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта» - СПб, 2000.


Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.