рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: История древнего мира (Египет)

Египетское общество в древние времена жило напряженной, богатой и многосторонней духовной жизнью. Египетская культура в целом является одним из истоков культуры всемирной. Египетская литература, представляющая собой одно из самых ярких и художественно ценных проявлений этой культуры, самобытна и глубоко человечна. Она неразрывно связана с жизнью общества и его идеологией. А так как в эпоху ее развития в идеологии преобладающую роль играла религия, не удивительно, что египетская литература испытала на себе существенное влияние религии, и нередко в ее произведениях обнаруживается религиозное мироощущение в различных его проявлениях. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская литература в основном литература религиозная или богословская. Наоборот, она представлена самыми разнообразными жанрами.

Достижения в математике и астрономии.

И в математике и в астрономии египтяне обладали глубокими познаниями, без которых их строительное искусство не было бы на столь высоком уровне развития. Египтяне имели представления о дробях и частях меры сыпучих тел; Решали задачи по определению объема усеченной пирамиды и площади поверхности полушария; Производили сложные геометрические построения; Определяли площадь круга методом построения промежуточного квадрата со сторонами, равными 8/9 диаметра; Умели возводить в степень и извлекать квадратные корни; Умели вычислять площадь поля, объем (корзины, амбары и т.п.); Обладали знаниями арифметической и геометрической прогрессией.

Египетский год делился на три сезона по четыре месяца - Ахет («половодие»), Перет («выхождение») и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало 360 дней в году. К этой цифре добавлялись пять дней, посвященных богам Осирису, Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года совпадало с появлением на небе звезды Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом Нила. Наблюдение за небом, звездами и планетами осуществлялось жрецами - астрономами из «домов жизни», учреждений при храмах, где жрецы получали и хранили знания. Практические астрономические наблюдения тесно переплетались с религиозными.

Музыка древнего Египта.

Музыка - одна из проблемнейших областей в истории древнеегипетской культуры. Нам хорошо известны древнеегипетские инструменты, среди которых особое место занимала арфа, духовые и ударные, причем как по росписям и рельефам, так и благодаря раскопкам; прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее. Однако никакого вида "нотной" записи не существовало, музыка входило в число священных искусств, обучение которым происходило непосредственно от учителя. Подлинная музыка древнего Египта неизвестна, так же, как и истинного звучания древнеегипетского языка. В Египте были даже знаменитые музыкальные коллективы, такие как хор и ансамбль жриц храма Мут в Карнаке (XIX династия), которых приглашал к себе на торжества храм Птаха в Мемфисе. После многолетних сложнейших исследований было выявлено, что строй египетской музыки напоминал нечто среднее между шотландским и китайским музыкальным строем.

Одежда в древнем Египте.

Основным признаком одежды в период древних культур является ее неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже в те далекие времена просматривается техническое совершенство одежды, точно рассчитанные выкройки, вполне совершенные ткани и большое изящество в обработке платья.

Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в четвертом тысячелетии она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только ее отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции “фартука” (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, “положенная” сильным мира сего - королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами.

Женское платье Древнего и Среднего царства также чисто функционально. Это платье “сшито по мерке” из тонкого полотна. Оно представляет собой как бы тесно облегающий “футляр” (позднее эта одежда стала называться (kalasins), точно обрисовывающий фигуру, поэтому существует предположение, что платья были вязанными).

Одежда разделилась на юбку и жилет. Юбка своей длиной (доходит до половины икры) и высоким поясом подчеркивает стилизованную женскую фигуру: идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана.

Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных, как правило, только на плечах, оставляя грудь обнаженной; но эта натуралистическая подробность не выставляется напоказ (как, например, позднее в критской моде), этот натурализм сдержан и в первый момент ускользает от внимания.

В период Нового царства ощущается новая стилизация одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве. Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ, собственно это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава. В этой новой одежде опять просматривается стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов.

Ювелирное искусство.

Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).

Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству. Египетские драгоценности, египетская мода, как и все искусство Египта в целом, почти во все времена были привлекательны своей таинственностью и стариной, а в наше время они, в прямом смысле слова, пережили свое возрождение. В двадцатых годах нашего века внешние события повлияли на возрождение египетской моды (открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году).


Глава 4. Боги Древнего Египта

Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде, он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару - бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли или, по сути, сама Земля. Нут - богиня Неба или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида.

Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде, он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису и решил убить его. Он обманом заманил Осириса в сундук и, забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила.

Вскоре она родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх - это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.

Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на своей лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро поднимался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находится круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.

Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют Великой Живой Душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер, душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплощением души была богиня Амаунет. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.

Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.

Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.

Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.

Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.

Но все эти боги - это только малая часть египетского пантеона. Кроме того, существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.


Глава 5. Египетские пирамиды

Почти каждый человек при упоминании Древнего Египта вспоминает в первую очередь, конечно, пирамиды. Египет часто образно называют "Страной пирамид". Разброс в определении времени начала строительства пирамид составляет у исследователей около семи тысяч лет. Многие специалисты эту исходную дату египетской истории относят к 2500 году до н. э., а другие исследователи к 11 - 12 тысячелетию до нашей эры (во времена Атлантиды).

В додинастический период в Египте были распространены сооружения, которые были позже названы мастаба (в переводе с арабского - скамья). Это было прямоугольное, трапециевидное сооружение, сужающееся к верху. В них хоронили племенных вождей, жрецов. Уже тогда сложились основные положения расположения данного сооружения. Оно было ориентировано по сторонам света. Это связано с первобытными верованиями. Люди считали, что так же, как восходит и заходит солнце, так и человек, если положить его лицом или головой на восход или на запад, то он сможет воскреснуть. Затем погребальные помещения также стали ориентировать по сторонам света. Этот вечный дом умершего мог иметь различные размеры, в зависимости от социального положения умершего.

Вскоре на территории Древнего Египта стали появляться небольшие государства, в которых стали править местные цари. Они захотели чем-то выделить свои погребения от погребений своих подданных. Появились так называемые ступенчатые пирамиды. Самая древняя пирамида такого типа - это пирамида фараона Джосера, построенная приблизительно в 2670 году до нашей эры, напоминает несколько поставленных друг на друга мастаб уменьшающегося размера. Скорее всего, именно таков и был замысел архитектора этой пирамиды, Имхотепа. Именно Имхотеп разработал способ кладки из тесаного камня.

В эпоху Древнего царства (2600 - 2150 до н.э.) Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы - пирамиды. В непосредственной близости от Каира и к югу от него разбросаны эти грандиозные погребальные сооружения царей Древнего царства, немые свидетели невиданного доселе могущества египетских правителей, призванные навеки прославить имена фараонов. Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах. Большие каменные пирамиды строились в период наибольшего могущества древнеегипетского государства, после стали строить пирамиды из глиняных кирпичей.

Фараоны Нового царства не строили пирамид. Их хоронили в подземных гробницах знаменитой на весь мир Долины царей, расположенной в западной части Фив, где только скалистая вершина нагорья Курна напоминала своей формой пирамиду. К настоящему времени обнаружены 62 такие гробницы. Но далеко не все они принадлежали представителям царских династий. Часть гробниц строилась для родственников фараона и сановников. Для захоронения цариц южнее была отведена особая долина, которая называлась Долиной цариц.

Пирамида Хеопса (Хуфу) - одно из Семи чудес света. Единственное из семи чудес света сохранившееся до наших дней.

Первоначально ее высота составляла 147 метров, (примерно пятидесятиэтажный небоскреб), однако из-за землетрясений и наступления песков ее высота к настоящему времени уменьшилась на 9,8 метров и составляет сейчас 137,2 метров. Длина стороны пирамиды - 230 метров. Она сложена из примерно 2,3 миллионов каменных кубов. Этого материала хватило бы, чтобы построить современный город со стотысячным населением. Средний вес кубов составлял - 2,5 тонны, но есть и более крупные, чей вес доходил до 15 тонн. Более трех тысяч лет, вплоть до постройки Эйфелевой башни пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле. Объем этой пирамиды приблизительно 2 521 000 кубических метров. Площадь ее основания 53 000 квадратных метров. Это площадь равна площади 10 футбольных полей! Вес пирамиды составляет 6 400 000 тонн.

Около 4 000 архитекторов, художников, каменотесов и прочих ремесленников - выполняли подготовительные работы около 10 лет. И только после этого приступили к строительству пирамиды. 100 000 рабочих, которые сменяли друг друга каждые три месяца, строили пирамиду примерно 20 - 25 лет. Но цифра в 100 000 рабочих вызывает у современных ученых сомнение. По их расчетам только 8 000 человек могли бы спокойно строить пирамиду, не мешая друг другу. Многие люди хотели принять участие в строительстве пирамиды. Это объясняется тем, что рабочим предоставляли жилье, одежду и платили небольшое жалование. В период разлива Нила крестьяне переплывали его на утлых лодках. Затем направлялись в каменоломню, вырубали и обтесывали огромные глыбы, которые потом по бревнам тащили к лодке. Парусная лодка переправляла рабочих, и блок весом в 7,5 тонн на другой берег Нила. Затем по бревенчатой дороге волоком доставляли эту глыбу на строительную площадку. Тут наступала очередь самой опасной и тяжелой работы. По наклонному въезду с помощью канатов, блоков и рычагов ее укладывали на нужное место с такой точностью, что между блоками нельзя было просунуть лезвие ножа. Пирамида сложена из известняковых блоков, которые были подогнаны к друг другу с непревзойденной точностью. При этом не использовались связующие вещества. Каждый блок весил более 2 тонн. Основную часть известняка для постройки добывали прямо у подножия пирамиды, а белый известняк для облицовки - с другого берега реки. Пирамида является практически монолитным сооружением, за исключением погребальной камеры и ведущих к ней коридоров. В ней практически нет внутреннего пространства, за исключением узких вентиляционных шахт.

Более 3-х тысяч лет в пирамиду Хеопса никто не заходил. Все входы были замурованы. Первый кто проник в пирамиду, был халиф Абдалла аль-Ма’мун в XIX веке н.э. Он надеялся найти там несметные сокровища фараона. Но обнаружил там только 28 см слой пыли.

Вход в пирамиду находиться на высоте 14 метров, на ее северной грани. Уже в начале Среднего царства пирамида Хеопса начала привлекать большой интерес. Уже в Сказках папируса Весткар, действие которых отнесено ко времени Хуфу, встречается мотив поиска этим царем «числа тайных покоев бога Тота», необходимого для постройки пирамид. Геродот передает рассказы о том, как Хуфу отдал дочь в публичный дом, чтобы добыть средства для постройки пирамиды.

Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений, за исключением небольшого портрета в проходе, ведущем в камеру Царицы. Это изображение напоминает фотографию на камне. На внешних стенах пирамиды расположены многочисленные криволинейные бороздки больших и малых размеров, в которых при определенном угле освещения можно различить изображение высотой 150 метров - портрет мужчины, по всей видимости, одного из божества Древнего Египта. На северной стороне пирамиды размещен портрет мужчины и женщины с наклоненными головами друг к другу. Эти огромные изображения были нанесены всего за несколько лет до завершения строительства основной пирамиды и установки в 2630 г. до н. э. верхнего камня. Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой. Строительство первой камеры не было закончено. Она вырублена в скальном основании. Чтобы попасть в нее, надо преодолеть 120 м узкого спускающегося коридора. Первая погребальная камера связана со второй горизонтальным коридором длиной 35 м и высотой 1,75 м. Вторую камеру называют «камерой царицы», хотя по обряду жен фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. С камерой царицы связано предание, согласно которому пирамида являлась главным храмом некоего Верховного Божества, местом, где проводились древние тайные религиозные обряды. Где-то в глубине пирамиды обитает неведомое существо с лицом льва, которое держит в руках семь ключей Вечности. Никто не может его увидеть, кроме тех, кто прошел специальные обряды подготовки и очищения. Только им Великий жрец открывал тайное Божественное Имя. Человек, владеющий тайной имени, достигал магической силы, равной магической силе самой пирамиды.

От начала горизонтального коридора вверх идет еще один, длиной около 50 м и высотой более 8. В конце его горизонтальный проход, ведущий в погребальную гранитную камеру фараона, где размещен саркофаг.

Кроме погребальных камер, в пирамиде обнаружены пустоты и вентиляционные шахты. Однако, назначение многих помещений и различных пустотных каналов до конца не разгадано. Одним из таких помещений является комната, где на столике лежит открытая книга об истории и достижениях страны на период завершения строительства пирамиды. Непонятно назначение и подземных сооружений у подножия пирамиды Хеопса. Часть из них вскрыта в разное время. В одном из подземных сооружений в 1954 году археологи нашли самый древний корабль на Земле - деревянную ладью, названную «Солнечной», длиной 43,6 м, разобранную на 1224 части. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса еще плавала по Нилу. Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым песчаником, но облицовка не сохранилась. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом словно «сияющие чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 г. н.э. арабы разграбили и сожгли Каир. Египтяне сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома.

На сегодняшний день нет определенного мнения, для чего же строились пирамиды?

Но многие специалисты считают, что пирамиды строились с другими целями. Есть предположения - с целями общения живых с духами умерших или с богами.

Представления древних египтян, как отмечает египтолог Ливрага, основывались на гармонических отношениях между отдельными частями и на гармонии, которая определяла их бытие. В настоящее время все активнее высказывается мнение, что египетские пирамиды строились как генератор и усилитель энергетических колебаний. Сенсационными оказались подтверждения этой гипотезы экспедиции доктора Джозефа Мартина Шора. Эта экспедиция выявила четыре основные частоты, усиливаемые в большой "погребальной камере" пирамиды Хеопса. Эти частоты образуют аккорд фа - диез - мажор, который, согласно представлениям египтян, гармонирует с собственно частотой колебаний нашей планеты.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.