рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Идея панарабизма в региональном измерении

Реферат: Идея панарабизма в региональном измерении

Реферат: Идея панарабизма в региональном измерении

Несмотря на сдвиги в материально-технической базе производства и существенные изменения в макроэкономических показателях, несмотря на реформы, которые существенно преобразовали воспроизводственные механизмы арабского мира в 60-е годы XX столетия, десятилетиями арабское сообщество не может преодолеть состояние отсталости, поскольку все эти меры оказались недостаточными для достижения его устойчивого роста. Исключением оказались лишь арабские нефтеэкспортеры. Но их успех лишь увеличил разрыв между капиталоизбыточными и капиталодефицитными странами региона, усилил их неравномерность развития и оттенил зоны застоя на арабском экономическом пространстве.

Арабское большинство, представленное бедными странами, также неоднородно по масштабам накопленного национального богатства, темпам роста, ресурсному обеспечению. Этот фактор дополнительно влияет на дифференциацию в арабском мире, закрепляя сложившееся здесь качество, суть которого в том, что арабский мир изначально существует как сообщество разобщенных государств, не познавших в полной мере выгод совместного выступления перед лицом мировых и региональных проблем. Растущие расхождения в экономическом положении разных стран только усугубляют общую неустроенность ближневосточного региона, разрывая потенциальное единство арабского мира и затрудняя процесс обретения им предпосылок для преодоления накопившихся и образующихся вновь проблем.

Единственным выходом в этой связи кажется интенсификация усилий разных государств, заинтересованных в поиске эффективных путей выхода из тупика. При этом интеграция может быть двоякого рода. Она может принимать характер тактического союза ради достижения сиюминутных целей либо иметь серьезную долговременную природу для реализации фундаментальных проектов перестройки структуры экономики.

Государствам, ориентирующимся на разные социальные ценности, крайне трудно найти точки соприкосновения не только в политическом плане, но и особенно в экономическом. Полномасштабная интеграция требует сходства в работе воспроизводственных механизмов, похожести ее субъектов с точки зрения наличия в них институциональных элементов, которые могли бы стыковаться в транснациональные комплексы, сохраняя работоспособность и имея запас прочности, потребный для компенсации усилий на соединение разных функциональных узлов. Кроме того, государство должно действовать в согласованном режиме со своими партнерами по интеграции и проводить целый комплекс селективных интервенционистских политик для достижения постепенного улучшения производственных и экспортных показателей, как это имело место с экономиками ЮВА1.

Чтобы добиться подобного сдвига в условиях арабского мира, отличающегося устойчивостью воспроизводственных традиций, склонного к длительному вынашиванию решений, стремящегося максимально долго эксплуатировать проверенные схемы и не желающего прибегать к новым ходам, требуется обеспечить много предпосылок, которых арабские страны в большинстве лишены частично или в значительной мере. «Эти предпосылки материализуются в виде наличия научной базы и профессиональной рабочей силы, соответствующей конкурентной среды, поощряющей применение технологических достижений, рационально устроенной структуры выдвижения инициатив параллельно с необходимостью временной защиты избранных отраслей, создающих существенные резервуары для поглощения наукоемких технологий, а также промышленной и технологической политики, компенсирующей рыночные сбои и поддерживающей благоприятный уровень технических знаний»2.

Другими словами, требуется совершенно иное качество управления воспроизводственными и общественно-политическими процессами, при-чем это качество должно быть сопоставимо в разных странах и соответствовать неким общим требованиям, что позволило бы создать с этой точки зрения гомогенное поле для интеграционной деятельности. Важным было бы и присутствие определенного научного потенциала, способного если и не инициировать полномасштабные НИОКР, то хотя бы проводить в жизнь зарубежные достижения или, по крайней мере, адаптировать их к местным возможностям (хотя подобное может снизить их значимость и ценность именно как прорывных достижений). Ныне же известно, если исходить из доли участия арабских стран в мировой торговле различными товарными группами, что удельный вес наукоемкой продукции в таких арабских странах, как, например, Марокко, Египет, Иордания, Ливия, Сирия и страны ССАГПЗ составлял в 1970 г. от 0,009 до 0,082%, увеличившись к 1993 г соответственно от 0,037 до 0,219%, что хотя и свидетельствует о росте использования результатов НИОКР в производстве, тем не менее указывает на отставание от показателей развитых стран, примером которых в регионе может служить Израиль. Его доля к середине 90-х годов составляла 0,375%. Близко же к приведенным данным стоят только те арабские страны, в которых велика доля продукции, поставляемой на мировой рынок, полученной в традиционной промышленности и в сфере специализированных поставок.

Если вернуться к тому, о чем говорилось выше, можно отметить, что многие исходные составляющие интеграции отсутствуют в арабском мире или только формируются. Ими обладают в той или иной степени только наиболее продвинутые арабские государства, входящие, например, в ССАГПЗ, но они же и наиболее консервативные, в которых экономические процессы, вызванные интеграцией с другими странами, менее богатыми, но обладающими более богатым социальным и политическим опытом, могут оказаться нежелательными с точки зрения правящих элит как способные генерировать предпосылки не-предсказуемых сдвигов в разных сферах и тем самым угрожать так или иначе национальной безопасности аравийских монархий. С этой точки зрения интеграция членов ССАГПЗ с какими-либо другими странами в арабском мире едва ли возможна. Сам же ССАГПЗ не является носителем интеграционной идеологии в том виде, в каком она понимается в окружающем мире на текущем этапе. Это больше политический союз для совместного выживания и обеспечения безопасности в узком регионе, нежели интегристская структура с торгово-экономическими целями, ориентирующаяся на полномерное вхождение в мировое экономическое сообщество на условиях, иных, чем поставка углеводородов.

Если брать за основу интеграции чисто хозяйственные составляющие, то они ничтожно малы как для ССАГПЗ, так и тем более для других арабских стран. Тип торгово-экономической специализации этого региона отличается примитивностью, поскольку, как отмечается в западной литературе, он систематически базируется на ресурсно-интенсивной продукции с малым компонентом в виде добавленной стоимости4. Кроме того, и торговая динамика, зафиксированная на межарабском экономическом пространстве, предстает как застойная, спровоцированная однородностью товаров и услуг.

Общее представление о том, что долгосрочный рост на Ближнем Востоке должен базироваться на экспорториентированной стратегии, не оспаривается в арабском мире. Однако существует большая проблема в том, чтобы мобилизовать для этого другие, помимо нефти, источники экспортной продукции и вообще инициировать производство в масштабах, способных доставлять странам внутренние источники инвестиций, стимулировать инновации и обеспечивать рост. С этой точки зрения интеграция, не являющаяся императивным фактором для капиталоизбыточных стран, возможно, рассматривается ими как завуалированная попытка перераспределения доходов в пользу менее развитых участников интеграционного процесса. Другой путь, – альтернативный интеграции, но не исключающий ее в принципе, – это программы структурной адаптации, которые призваны подтянуть арабские государства под единый ранжир в той или иной мере, что может создать некие предпосылки для объединения уже однородных членов в рамках взаимовыгодного процесса. Но очередная попытка в этом роде середины 80-х – начала 90-х годов не привела к однозначным результатам в восстановлении макроэкономической стабильности и в создании благоприятного климата для инвестиций и роста. Яркий пример этому Сирия – страна с потенциально большими возможностями, которые нивелируются бюрократией, старыми инвестиционными законами, стимулирующими отток капиталов и консервирующими застой в хозяйственной жизни.

В этих условиях интеграция САР с другими арабскими государствами едва ли может состояться. Гипотетически она возможна, но практически союз слабых государств дает слабый же результат их объединения, размываемого центробежными силами.

Конкретно в Сирии считают, что страна самодостаточна и не нуждается остро в объединении с другими, тем более, что в ближайшем ее окружении нет партнеров, которые могли бы сыграть в этом положительную роль. Иордания черпает доходы в перевалке грузов для Ирака и является хроническим клиентом международных финансовых организаций. Ирак находится в блокаде, Ливан – придаток Сирии со слабой экономикой. Политическая ситуация также не благоприятствует интеграции, часто ее воздействие бывает даже более весомым, чем экономические императивы.

Важный аспект состоит в том, что в ненефтяных арабских странах неудовлетворительно решается проблема накоплений. Мало того, что производственная сфера не обеспечивает их поддержание на необходимом уровне. В этих странах отмечена устойчивая тенденция к оттоку капиталов, интенсивность которой – одна из самых высоких в мире5. По некоторым оценкам, частный арабский капитал, размещенный в иностранных банках или инвестированный в международные финансовые рынки, достигает 150-200 млрд.долл.6 Эти цифры в 5-6 раз выше, чем объемы помощи, поступающей в регион. Трудно вычленить из этой цифры долю именно ненефтяных государств, но даже при всей ее незначительности она весьма чувствительна для них.

Между тем без финансовой подпитки едва ли можно вести речь об экономической стабильности в регионе как предпосылке интеграции. В цепочке финансы – реформы – интеграция отсутствует важнейший начальный компонент, что ослабляет все построение и делает его в крайних случаях гипотетической конструкцией.

Теоретически те или иные формы региональных соглашений и сотрудничества могли бы быть действенными для инициирования интеграционного процесса. Даже в рамках разных мнений об экономическом регионализме можно бы найти рациональное зерно, но в любом случае для этого нужна политическая воля не одного, а группы партнеров и, возможно, критическая ситуация, которая подвигла бы инициаторов к конкретным шагам. В противном случае на Ближнем Востоке центробежные силы гораздо сильнее, чем центростремительные, и преодоление их связано с длительным собиранием интеграционного потенциала и мобилизацией всех ресурсов объединения, чтобы иметь возможность отвечать на вызовы глобализации, к участию в потоке которой Ближний Восток как единый организм пока не готов.

В условиях дефицита капиталов, накоплений, переизбытка населения и обострения социальных проблем при ограниченном круге доноров помощи, которой все равно не хватает, арабские правительства не видят скорого решения в использовании механизмов интеграции. Арабским странам нужны немедленные результаты от создания региональных блоков, поскольку они не могут ждать долго на фоне переживаемых проблем. Скепсис относительно положительных сторон интеграции широко распространен, в связи с чем многие действия в этой области носят вербальный характер и воспринимаются как демонстрация намерений, своего рода дань вызовам, которые формируются не столько в пределах арабского мира, сколько за его границами, отчего они воспринимаются как отдаленные и имеющие косвенное отношение к Ближнему Востоку.

Тем не менее, региональное сотрудничество в той или иной форме в русле наступающей на широком фронте глобализации и сопутствующей ей регионализации – неизбежное условие выживания в нынешнем мире. Оно, как представляется, не может принести арабским странам сиюминутных выгод, но важно с той точки зрения, что может подготовить своего рода инфраструктуру для более глубоких сдвигов, которая сможет сыграть свою роль, когда для этого создадутся необходимые предпосылки и появятся соответствующие инициативы.

По крайней мере, ясно, что только в рамках таких инициатив и могут обкатываться разные проблемы взаимодействия, проверяться действенность отдельных решений, нарабатываться навыки взаимодействия, аккумулироваться конкретный опыт. На предварительных моделях могут прорабатываться общие действия по отдельным вопросам, имеющим универсальное значение для государств с разными системами воспроизводства и управления. То есть даже на такой стадии практические шаги могут быть весьма полезными, хотя и могут иметь исключительно прикладной характер.

В связи с этим трудно не согласиться с мыслью, что в данных обстоятельствах представляется более выгодным выступать в пользу ограниченных региональных соглашений или сотрудничества в конкретных сферах, а не в пользу многоцелевых проектов, построенных на протяженной во времени институциональной политике. Основным поводом к этому может быть возможность «эффективного управления процессами распределения прибыли и затрат в рамках каждого конкретного регионального соглашения, особенно применительно к инфраструктуре»7, тогда как фронтальная реализация интеграционных устремлений в несозревших условиях может обернуться дискредитацией их.

Однако даже такие ограниченные меры в области интеграции могут трактоваться как преимущественно эвентуальные. Поэтому во многом пути к созданию интеграционных арабских структур откладываются и переходят в разряд неких резервных действий на случай крайнего ухудшения обстоятельств для жизнедеятельности отдельных стран. При этом игнорируется факт, что чем дальше откладываются решения, тем сложнее будет организовать интеграционный процесс, поскольку к нужному моменту не будет апробированных методик.

В западной политологии распространена мысль о том, что только после урегулирования ближневосточного конфликта начнется реальная фаза интегрирования. Это первое. И второе это то, что ее продвижение может быть связано только с западной помощью. При этом подчеркивается факт, что обретение новых источников накопления и роста, предоставляемых интеграцией, «будет характеризоваться однозначно высокими первоначальными расходами и весьма неоднозначными поступлениями, в связи с чем возникает потребность в эффективной мобилизации поддержки на переходном этапе»8. При этом большая роль отводится западной помощи. Она должна учитывать, как минимум, два момента: «строиться с учетом экономической дееспособности реципиентов, определяемой рыночными реалиями в них, проводимой политикой и действующими институтами, и второе – условия помощи должны быть такими, чтобы конкретные страны поощрялись бы к строительству региональных и субрегиональных отношений, чтобы добиться сближения между собой»9.

Арабские страны сами дали повод для такого истолкования положения дел. Однако здесь четко просматривается ориентация Запада на то, чтобы содействовать реализации планов Израиля в регионе, который считает естественным для себя установить свое экономическое господство в регионе, используя технологическое превосходство и политическую, и экономическую помощь Запада.

Понятна идеологическая заостренность подобных расчетов. Но если внимательно рассмотреть арабский опыт в интеграции, то он не является отрицанием идеологии сближения на хозяйственной почве, хотя конкретные действия не имели успеха. Частично уже говорилось о причинах такого отношения арабских стран к этой проблеме. Здесь же в подтверждение и развитие отмеченного можно указать, что арабские правительства учитывают выгоды и издержки, сопутствующие интеграции. Сдерживающим моментом является то, что адаптация экономики требует пересмотра инвестиционного процесса согласно объективным условиям интеграции. «Издержки первоначально велики, поскольку производственная структура закрытой экономики изначально далека от того, что считается оптимальным в рамках интегрированного сообщества. Таким образом, перераспределение ресурсов может быть болезненным с точки зрения секторов, которые должны быть закрыты, и с точки зрения политического сопротивления изменениям... Минусы интеграции будут больше там, где степень протекционизма выше и где большая часть экономики закрыта от мировой конкуренции». И все же следует принять во внимание факт, что, хотя интеграционные возможности от страны к стране варьируются из-за различий в политических и экономических условиях, вполне возможно движение к интеграции, если ее выгоды будут осознаны в некоей группе стран. В этом случае даже те, для кого эти выгоды неочевидны, могут приступить к необходимым приготовлениям, которые будут задействованы позже10.

Дефицит ресурсов – то мощное материальное препятствие, которое сдерживает создание регионального союза в арабском мире. Существуют и другие обстоятельства, которые создают весомые препятствия к экономически и политически оформленному регионализму. Эти причины, в принципе, описаны в литературе. Но тот факт, что они сохраняют актуальность, подтверждается дискуссией по поводу материала египетского политолога М.С. Абу Амуда в журнале «Ас-сияса ад-даулийя» в январе 2000 г. Его оппонент Ас-Сейид Ясин вновь указывает, что межарабский баланс сил неустойчив, что не позволяет добиться решающих действий на межарабской арене как предпосылки интеграции.

Характер отношений между арабскими странами во многом порожден неоднородностью экономических структур и резко дифференцированным ресурсным обеспечением развития, что определяет и разные способности арабских стран решать задачи развития. Это порождает мощные противоречия между ними и служит серьезным фактором угнетения интеграционных связей. Еще один ограничитель интеграции – это повышенная сенситивность арабских государств по отношению к собственному суверенитету. Идея превращения странового государства в объединенное в соответствии с общественной мыслью 50–60-х годов лишь породило дополнительную заботу о собственной суверенности арабских стран, угроза которой может исходить от любой объединительной, интегристской идеологии. Межарабские отношения разъедаются также трениями и недоверием, из-за которых каждый прокламирующий идею интеграции подозревается в попытке встать над другими, присвоить их функции и узурпировать властные полномочия под прикрытием фраз об экономической целесообразности. В связи с этим проявления доброй воли в целях достижения согласия даже по вопросам, которые не могут служить камнем преткновения, как правило, нивелируются противоположными поползновениями, что выхолащивает позитивное начало во многих инициативах, интегристских по содержанию.

К числу сдерживающих интеграцию обстоятельств арабские политологи относят арабское понимание легитимности политических режимов, поскольку имеется некоторая связь между законностью арабских режимов и их деятельностью и ролью на межарабской арене. Проблема политической легитимности – сложная. Арабские исследователи различают разные варианты этого явления. Есть легитимность традиции, революции, политического плюрализма. Наличие этих категорий приводило к борьбе между арабскими странами. Очевидно, что отрицание легитимности какого-либо участника интеграции другим автоматически может привести к разрушению союза. Такой вывод представляется несколько умозрительным, но остается фактом, а построение – искусственным до определенной степени. Но очевидно то, что арабы не выработали до сих пор надежного механизма купирования противоречий и конфликтов, возникающих на этой базе, что чревато перерастанием любого недопонимания в антагонизм, а интеграция в подобной обстановке не может быть реализована.

Помимо многих негативных факторов, отрицающих идею интеграции, был и положительный момент, потенциально способствующий ей. Это арабское единодушие относительно приоритетного положения, которое занимает арабо-израильская борьба. Однако и по этой концепции был нанесен удар оккупацией Кувейта, что переместило дискуссии в плоскость арабо-арабского противостояния, снизив, во-первых, значение арабо-израильского конфликта как повода к межарабскому сближению, а во-вторых, создав новую волну недоверия в арабской среде к идее объединения11.

Положение усугубляется тем, что в арабском мире нет единого лидера, способного возглавить курс на региональное объединение, что особенно отражается на возможности интеграции в условиях растущего воздействия со стороны географически близких государств (достаточно сказать в этой связи хотя бы о членстве Турции в НАТО и о деятельных попытках турецко-израильского сближения), давления мировой среды и нестабильности в ряде арабских государств12.

В связи с этим арабская политология склонна рассматривать положение вокруг арабского мира и внутри него как исполненное вызовов и угроз, что требует немедленной реакции на острые раздражители посредством принятия новой стратегии, по поводу которой ведется оживленная дискуссия в связи с тем, что каждая арабская страна может оказаться под ударом.

Алармизм арабских стран четко сформулирован бахрейнской исследовательницей Фаузией Рашид, которая считает, что «глобализация в период после второй войны в Заливе и распада СССР стала капиталистическим и экономическим инфитахом, означающим углубление рыночной политики и всеобъемлющий контроль за товаропотоками как высшей ценностью, определяющей все стороны жизни сегодня, олицетворяя при этом высшую ступень победы капитализма... Это привело к тому, что мир, веками боровшийся за свободу и идеологический плюрализм, ныне подчинен единственной идее – идее капитализма... В этих условиях глобализация может лишь укрепить различия между странами и народами, сделав богатых еще богаче, а бедных – беднее»13. Другими словами, создаются основания считать, что глобализация в глазах арабских народов может восприниматься как новая фаза неоколониализма (хотя такая формулировка не произносится), как попытка подмять арабские интересы и встать над ними.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.