рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Европа в XVIII веке

В Петербурге, как в Париже, двор был призван давать тон обществу, но тон, царивший среди приближенных Петра и Екатерины не напоминал Версаля. На банкете, устроенном в царском дворце по случаю крестин сына Екатерины. за столом мужчин карлица, а за дамским столом карлик вылезли совершенно, голыми из огромного пирога, красовавшегося посередине стола. 24 ноября 1724 года. в день именин государыни, во время обеда их величеств в Сенате, в многочисленном обществе, среди которого находились герцогиня Мекленбургская и царица Прасковья, один из сенаторов взобрался на стол и прошелся от одного конца до другого, в буквальном смысле ступая по блюдам. На всех придворных празднествах важная роль принадлежала шести гвардейским гренадерам, вносившим ушат с небной водкой. сильно сдобренной перцем: деревянной ложкой Петр оделял содержимым всех присутствующих, в том числе и женщин. Мы читаем в депеше Кампредона от 8 декабря 1721 года: “Последнее празднество в честь именин царицы было великолепно по местным нравам: дамы пили очень много”.

Впрочем, у Петра, как известно, не было двора в собственном смысле этого слова.

В обыкновенные праздники, возвращаясь из церкви обедать, Петр шел в сопровождении своих министров и толпы офицеров; но у него стол был накрыт всего на шестнадцать приборов. Все старались опередить друг друга, чтобы занять место за столом, а Петр просто говорил запоздавшим: “Ступайте утешьте жен, пообедав с ними”. Известно также, что во дворце никогда не бывало больших приемов, даже когда у Петра появился, наконец, настоящий дворец. В последнее время почтамт заменил для этого назначения дворец Меншикова. и когда царь собирался там со своим обществом. то получался вид самого низкоразрядного кабака.

Бергхольц заставляет нас присутствовать на банкете, данном там в мае 1721 года по случаю спуска корабля. К половине обеда женщины были пьяны настолько же, как мужчины. К вину была подмешана водка. Старый адмирал Апраксин заливался слезами; князь Меншиков скатился под стол: его жена и сестра старались привести его в чувство. Потом разгорелись споры, раздались пощечины, пришлось разнимать генерала, подравшегося с поручиком. Добавим, что в течение этих оргий, продолжавшихся по шести часов и более, все выходы были накрепко заперты и легко угадать неопрятные последствия такой меры. Полнейшее презрение, выказываемое Петром к вопросам благопристойности и благоприличия, таким образом. получало всенародное подтверждение. В январе 1723 года издан был приказ о трауре при дворе по случаю смерти регента. На первой ассамблее большинство дам появились в цветных платьях. Оправдались тем, что других у них не было. Петр отправил их по ломам, но сейчас вслед за этим, осушив несколько стаканов водки, сам подал сигнал к танцам.

Летом собрания и банкеты переносились в Летний сад и имели вид шумных ярмарок. Запах хлебного вина доносился до соседних улиц. Громкий смех пьяных, крики женщин, которых силой заставляли осушать положенное количество спиртных напитков, шутовское пение шутейших кардиналов, забавляли тысячи зрителей. Танцевали на чистом воздухе, в открытой галерее на берегу Невы. В летних резиденциях в окрестностях Москвы или Петербурга государь и его приближенные давали еще более свободы грубости своих привычек и склонностей. Прочтем следующий рассказ о путешествии в Петергоф, в котором принимал участие дипломатический корпус.

Во многих отношениях Петр в действительности добился только наслоения одной развращенности на другую. Тезис славянофилов здесь отчасти находит себе оправдание. Также относительно внешности он достиг лишь эффекта переряживания, удовлетворявшего его страсти к маскарадам; одетые по французской моде русские остались почти такими же дикарями, как были раньше, сделавшись еще вдобавок смешными. В 1720 году французский монах-капуцин, поселившийся в Москве, так передавал свои впечатления по этому поводу: “Мы начинаем понемногу узнавать дух русского народа. Говорят, что за двадцать лет его Царское Величество произвел среди русских большие перемены; так как ум у них восприимчив, то действительно можно бы еще сделать их похожими на людей, по благодаря упорству, большинство предпочитает оставаться скотами, чем принять образ человеческий. Кроме того, они недоверчиво относятся к иностранцам, плутоваты и ворованы в высшей степени. Правда, наказания ужасны, но этим их не устрашишь. Они способны убить человека за несколько грошей, что делает опасным позднее хождение по улицам”.

Перемена была главным образом внешняя. При каждом более сильном порыве духа или тела, под влиянием вина или гнева, маска спадала. В день торжества въезда Петра в Москву после Персидского похода (в декабре 1722) князь Григорий Долгорукий, сенатор и дипломат, и князь-кесарь (Иван Ромодановский вцепились друг другу в волосы в присутствии многочисленного общества и дрались на кулачках с добрых полчаса, и никому не приходило в голову их разнять. Иностранцев окружали почетом. у за ними ухаживали в присутствии государя; но как только он поворачивался спиной, с них срывали парики. Герцогу Голштинс- кому стоило немалых усилий защитить свою прическу. Понятия о чести, честности, долге настойчиво, энергично проповедуемые Петром - н в том его величайшая заслуга перед историей - с трудом проникали в глубь сознания. скользя по неподатливым душам, как плохо прилаженная одежда. Сам Татищев. отозван- тай с Урала. где Демидов обвинял его во взяточничестве, в свою выставлял довод нравственного мировоззрения.

Здоровые люди тысячами бродили по улицам, предпочитая выпрашивать милостыню, чем работать. Некоторые. Надей на кандалы, выдавали себя за арестантов, посланных по улице по обычаю, действительно практиковавшемуся в те времена за сбором подаяний от народных щедрот. Беззаботная праздность, мать ужасной бедности, продолжала царить в деревнях. “Когда крестьянин спит”, говорил Посошков, “надо его дому загореться, чтобы заставить его проснуться; но он не потрудится встать, чтобы потушить дом своего соседа”. Пожары, уничтожавшие целые деревни, были очень часты, и легка работа шаек разбойников, грабивших то, что пощадил огонь; а жители не догадывались соединиться, чтобы дать отпор злодеям. Последние являлись в избу, “подогревали” мужика н его бабу, чтобы выпытать у них сознание, где спрятаны деньги, грабили, нагружали на повозки и спокойно увозили все имущество; соседи равнодушно на *то смотрели и не двигались с места. Чтобы избежать воинской повинности, молодые люди укрывались в монастыри: другие поступали в школы, основанные Петром и ухитрялись там ничему не учиться.

И все-таки великий духовный переворот совершился. Петр посеял в родную почву семена наудачу, пожалуй, неправильно и отчасти руководясь личной фантазией, но они взошли и принесли плод. Сверх того он дал своему народу пример жизни, где прискорбные пороки, - результаты наследственных недостатков - сочетались с самыми доблестными, благородными добродетелями: и история показала с тех пор, какая чаша весов перетянула. Стомиллионный народ развернул перед взорами старого европейского мира, удивленного, вскоре встревоженного, силу, элементы которой, бесспорно, не исключительно материальные. Эту силу современная Россия почерпнула из души своего героя. Ему обязана она также своими умственными успехами, хотя учебные заведения великого царствования, небезосновательно, считают вполне неудовлетворительными.

Славянофилы имеют особое представление. н представление преувеличенное о просвещении, каким обладала Россия до Петра Великого. По их утверждению, преобразователь даже в этом отношении скорее отодвинул свою родину назад, чем подвинул ее вперед.' заменив обучение “общеобразовательное”, в школах первоначальных или средних и в Славяно-Греко-Латинской Академии в Москве. системой воспитания “профессионального”, - уже отвергнутого на *ладе. Прежде всего следует разобраться, что из себя представляли и эти школы и общеобразовательность их обучения. Школы'? Их было всего-навсего несколько, при некоторых монастырях. Общеобразовательность обучения? Она ограничивалась, насколько известно, чтением священного писания, элементарными начатками географии и истории. Над могилой преобразователя, Феофан Прокопович, которого нельзя заподозрить в предвзятости в ущерб такому духовному образованию, напоминал, что в те времена, когда Россия не знала иного, трудно было бы найти в ней компас![6]

В действительности, периода “воспитания” не существовало у русских людей того времени. Переход из детства в юношеский возраст совершался незаметно. Поэтому умы до зрелых лет сохраняли известную свежесть, но также и ребяческую наивность.

Преобразователь сознавал бедность достигнутых результатов: он старался возместить ее посылкой большого числа молодых людей в учебные заведения заграницей. Но и тут возникли затруднения: Англия защищала свои учебные заведения против вторжения пришельцев: также не хватало денег. Двое молодые людей, посланных в Париж в 1716 и 1717 году,  жаловались на нищету: вдвоем они не имели даже одного экю в день! Часто молодым людям мешала лень, а также беспутное поведение.

В общем Россия оставалась данницей Европы в пополнении кадров своих деятелей военных, научных, художественных и промышленных и, если ей удавалось с грехом пополам заполнить свои казармы, то все же досадная пустота царила в иных местах, среди таким способом набранных рядов. Однако, Петр не отчаялся и продолжал идти вперед. Петр прибегнул к усердию всех своих подданных и принимал, без строгого разбора, все диковинки, какие ему предлагали: телят с двумя головами или уродов детей, стараясь в то же время привить убеждение, что ““монстры” вовсе не порождение дьявола, как 'принято было думать. И разве не трогательно в сущности видеть, как он все свои усилия, - хотя бы иногда и неверно рассчитанные, неловкие, неудачные, но неутомимо и непреклонно направляет к цели, горевшей светочем прогресса, манившей его взоры? И в конце концов он ее достигает! В 1719 году два его флотских офицера, Иван Евреинов и Федор Лужиц, отправились в экспедицию для исследования берегов Камчатки. На них было возложено разрешение вопроса, поставленного Лейбницем: соприкасаются ли здесь Азия и Америка или они разделены морем'? Результатом экспедиции явилась только карта Курильских островов, но настойчиво преследуя свою мысль, Петр снова, в 1725 году, возобновил попытку с Берингом, и был открыт пролив, увековечивший имя смелого исследователя.

Россия во второй половине 18 века.

Частые дворцовые перевороты, заговоры, засилье иностранцев, расточительство двора, фаворитизм, за счет которого складывались богатства отдельных выскочек, быстрые смены внешней политики, наряду с усилением крепостничества и разорением трудящихся масс, оказали отрицательное влияние на темпы экономического развития России.

Общая ситуация меняется во второй половине XVIII в. в царствование Елизаветы Петровны (1709-1761/62) и особенно Екатерины 11 (1729-1796).

В середине XVIII в. в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежащие купцам, а несколько позднее - и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200. Москва постепенно становилась крупным центром текстильной промышленности.

Важное значение для развития отечественного промышленного производства имело издание в 1775 г. манифеста Екатерины  о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества. Манифест устранял многие ограничения в создании промышленных предприятий и разрешал "всем и каждому заводить всякого рода станы". Говоря современным языком, в России вводилась свобода предпринимательства. Кроме того, Екатерина И отменила сборы в ряде производств с мелких промыслов. Принятие манифеста было формой поощрения дворянства и приспособления его к новым условиям хозяйствования. В то же время эти меры отражали рост капиталистического уклада в стране.

К концу XVIII в. в стране действовало более 2 тыс. промышленных предприятий, некоторые из них были очень крупными, с числом рабочих более 1200 человек.

В тяжелой промышленности тогда на первом месте по основным показателям находился Уральский горно-металлургический район.

Ведущее положение по прежнему занимала металлургическая промышленность. В основе ее развития лежали потребности как внутреннего, так и внешнего рынка. Русская металлургия в это время заняла передовые позиции в Европе и мире. Ее отличал высокий технический уровень, уральские домны были более производительными, чем западноевропейские. В результате успешного развития отечественной металлургии Россия являлась одним из крупнейших в мире экспортеров железа.

В 1770 г. в стране производилось уже 5,1 млн. пудов чугуна, а в Англии - около 2 млн. пудов. В последние годы XVIII в. выплавка чугуна в России достигла 10 млн. пудов.

Центром производства меди стал Южный Урал. В середине XVIII в. на Урале основываются и первые золотопромышленные предприятия.

Получили дальнейшее развитие и другие отрасли промышленности, в том числе стекольная, кожевенная, бумажная. Промышленное развитие проходило в двух основных формах

- мелкотоварное производство и крупное мануфактурное производство. Основной тенденцией в развитии мелкотоварного производства было его постепенное перерастание в предприятия типа кооперации и мануфактуры.

Развитию торговли способствовало улучшение дорог, строительство каналов, развитие судоходства. Усилилась роль торговой буржуазии. Возникли новые торговые пункты, выросло число ярмарок, базаров, торжков. Росла численность купцов. В 1775 г. купечество было освобождено от подушной подати и обложено гильдейской пошлиной в размере 1% от объявленного капитала. Купечество получило право на участие в местном суде.

Во второй половине XVIII в. в связи с отменой петровского протекционистского тарифа внешнеторговые обороты России оживились. Она торговала с Англией, Швецией, Ираном, Китаем, Турцией и др. Однако понижение ввозных пошлин ухудшило положение российских производителей, и в 1757г. был выработан новый тариф, усиленно протекционистский.

Первые банки были созданы в царствование Елизаветы Петровны в 1754г. Это Купеческий банк для выдачи ссуд русским купцам под товары из 6% годовых. Тогда же был учрежден Дворянский банк с конторами в Санкт-Петербурге и Москве. Банки создавались казной. В 1786 г. вместо них был учрежден Государственный заемный банк для ссуд под залог недвижимости, что способствовало развитию кредита. В систему кредитных учреждений России вошли также ссудные и сохранные казны (кассы), созданные в 1772 г. для получения мелкого кредита. В 1775 г. в крупных губернских городах были открыты приказы общественного призрения, т.е. казенные ломбарды. В целом эта система создавалась на сословных принципах и была малоподвижна. В 1758 г. был организован Медный банк, имевший банковские конторы в Москве и Санкт-Петербурге, однако просуществовал он недолго. При Екатерине  были выпущены в обращение бумажные деньги (ассигнации) и государственные займы. Одновременно с этим российское правительство стало прибегать к внешним займам.

Просвещенный абсолютизм в России

В России* как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. - время правления императрицы Екатерины И.

Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки.

Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке от Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.0. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, "ситуацией прекрасные, а строением мерзкие". Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. "Вот я и в Азии", - писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. "Это - особое царство, - писала она, - столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно". Пока накоплявшиеся наблюдения еще не успели сложиться в цельный преобразовательный план, Екатерина, по выражению Ключевского, "спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления".

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. "Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, - писала она еще до воцарения,

- слава страны - моя собственная слава". Екатерина И решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпохой Просвещения. С этой целью в 1767 г. Екатерина И принялась за составление своей знаменитой инструкции - "Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения". При его составлении она, по собственному признанию, "обобрала" Монтескье, разработавшего идею разделения властей в государстве, и других его последователей. Ее политика просвещенного абсолютизма предполагала правление "мудреца на троне". Она была хорошо образована, знала сочинения просветителей - Вольтера, Дидро и др., состояла с ними в переписке.

Ей удалось ввести их в заблуждение, они считали ее благодетелем всей нации, покровителем искусств. Вольтер называл ее "северная звезда", а в письме к одному русскому корреспонденту писал: "Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу". Об отношении Екатерины И к взглядам просветителей свидетельствует ее воспоминание о встречах с Дидро: "Я долго с ним беседовала, но более из любопытства, чем с пользой. Если бы я ему поверила, то пришлось бы преобразовать всю мою империю, уничтожить законодательство, правительство, политику, финансы и заменить их несбыточными мечтами". "Наказ"

- компиляция, составленная по нескольким произведениям просветительского направления того периода. Главные из них - книги Монтескье "О духе законов" и работа итальянского криминалиста Беккариа (1738-1794) "0 преступлениях и наказаниях".

Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. "Наказ" состоял из 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы у Монтескье. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений и целесообразность наказаний. "Наказ" был проникнут гуманным и либеральным духом. Он утверждал необходимость самодержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Цель самодержавного правления не то, "чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра". [7]

В "Наказе" императрицы цитаты из сочинений просветителей использовались для обоснования крепостного права и сильной самодержавной власти, хотя и были сделаны определенные уступки развивающимся буржуазным отношениям. Черты просвещенного абсолютизма просматриваются в создании судов, отделенных от административных учреждений, реализации выборного начала при замещении некоторых должностей, в бессословном обучении, провозглашенном в 1786 г. при организации губернских и уездных училищ.


Заключение.

Крестьянская война 1773-1775 гг. Емельяна Пугачева (1740 или 1742-1775) и Великая французская буржуазная революция 1789 г. положили конец заигрываниям Екатерины  и ее окружения с идеалами Просвещения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков напоминали русским феодалам о крестьянской войне в России.

Получив известие о казни Людовика XVI, двор объявил шестидневный траур в Петербурге. Россия стала пристанищем для французских изгнанников. Любая информация о событиях во Франции подвергалась строжайшей цензуре, были разорваны дипломатические отношения с Францией.

Одновременно усилилась и внутренняя реакция. Первой жертвой стал писатель, мыслитель А.Н. Радищев (1749-1802) - автор "Путешествия из Петербурга в Москву". В 1790 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертный приговор, замененный в 1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на -10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н-И. Новиков (1744-1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Судьбу Радищева и Новикова разделили и некоторые другие активные представители Просвещения.

Эти факты знаменовали открытый конец политике просвещенного абсолютизма в России.

В истории России едва ли можно найти время, равное по своему значению преобразованиям первой четверти XVIII в. С деятельностью Петра 1 историки связывают новый период русской истории, преобразования оставили глубокий след прежде всего тем, что они охватили самые разнообразные сферы жизни страны.

В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость, зарождались элементы капиталистического уклада.

Политику Петра 1. направленную на развитие российской промышленности, продолжили Елизавета Петровна и Екатерина 11. во второй половине XVIII в. производительные силы России сделали большой шаг вперед не только в количественном отношении, но и в качественных параметрах. Формируется всероссийский рынок. расширяется применение вольно-наемного труда, создается банковская система, развивается рыночная инфраструктура - в России стал необратимым процесс складывания капиталистических производственных отношений, несмотря на это господствующее положение в стране занимало дворянство, обладавшее монополией на землю и на крестьянский труд.

С императрицей Екатериной И связана политика просвещенного абсолютизма в России. Век принизывала идея внесословной ценности человека, носителями которой были выдающиеся деятели русского Просвещения. Враждебное отношение к Французской революции, преследование передовых людей внутри страны свидетельствовали о конце этой политики.


Список литературы:

1. Алекссев С. Петр 1. –М., 1995.

2. Баггер Х. Реформы Петра. –М., 1985.

3. Буганов В. Петр Великий и его время. –М., 1988.

4. Валишевский К. Петр Великий. –М., 1993.

5. Всемирная история./Поляк Т. –М., 1997.

6. История Европы. Т. 4. Европа Нового времени. –М., 1994.

7. История СССР с древнейших времен до наших дней. –М., 1981.

8. Мунчаев Ш. История России. –М., 1996.

Орлов . История России. –М., 1997.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о жизни, смерти, бессмертии.- М., 1991.


[1] Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. –М., 1991, с. 362

[2] История Европы. Т. 4. Европа Нового времени. –М., 1994, с. 251

[3] Всемирная история./Поляк Т. –М., 1997, с. 250

[4] Баггер Х. Реформы Петра 1. –М., 1985, с. 87

[5] Буганов в. Петр 1 и его время. –М., 1988, с. 42

[6] Валишевский К. Петр Великий . –М., 1993, с. 76

[7] Всемирная история./Поляк Т. –М., 1997, с. 262


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.