рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Европа в XVIII веке

Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась Великая французская буржуазия революция, главной причиной которой стало широкое недовольство всех слоев населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.

в развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия. которая опередила другие страны не только по времени социальной революции. но и промышленной - XVIII в. стал началом промышленного переворота, а Англия - его родиной.


Россия в 18 веке.

Россия при Петре Великом.

В России в XVIII в. наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшийся еще в XVII в. Кульминацией этого процесса явилась, конечно, эпоха Петра 1 (1672-1725), царя- преобразователя. Петр 1 правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и приступил целенаправленно к их осуществлению.

В России была проведена реформа государственного аппарата - вместо Боярской думы учреждался Сенат, в состав которого входили девять сановников, ближайших Петру 1. Сенат являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял генерал- прокурор.

Реформа государственного управления затронула и систему приказов - они заменялись коллегиями, число которых достигало 12. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления: внешними сношениями управляла Коллегия иностранных дел, флотом - Адмиралтейская, сбором доходов - Камер- коллегия, дворянским землевладением - Вотчинная и т.д. Городами ведал Главный магистрат.

В этот период продолжалась борьба между верховной и светской властью и церковью. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, или Синод, что свидетельствовало о полном подчинении церкви государству. В России упразднялась должность патриарха, наблюдение за церковью поручалось обер-прокурору Синода.

Была реорганизована система местного управления - страна была разделена в 1708 г. на восемь губерний (Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую) во главе с губернаторами, в ведении которых находились войска. Поскольку территории губерний были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды.

Эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления - непременного атрибута абсолютистского государства.

Реформы Петра 1 затронули армию и флот. В стране с 1705 г. введена рекрутская повинность, устанавливалась норма выставления солдата на пожизненную службу - с 20 крестьянских дворов один рекрут. Таким образом армия создавалась с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием. Вводились новые военные уставы. Были организованы офицерские училища. В армию поставлялись артиллерийские орудия, построено много кораблей. Так, к 1725 г. Балтийский флот имел более 30 линейных кораблей, 16 фрегатов и более 400 других судов. При Петре 1 русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе.

Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722), представлявший собой закон о порядке государственной службы. Принятие этого закона означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам Табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения.

Характернейшая особенность экономического развития России состояла в определяющей роли самодержавного государства  в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни, чего не было в странах западной Европы.  Учрежденные Петром  Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии- и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово- промышленной политики самодержавия. В промышленной политике прослеживаются два этапа: 1700-17-17 гг. - главный основатель мануфактур - казна; с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица. При этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы.

На первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд. На втором этапе промышленность стала выпускать продукцию и для населения.

Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники, для изготовления изделий, необходимых армии и флоту.

Более высокой формой промышленного производства была мануфактура. В результате преобразований Петра 1 в первой четверти XVIII в. в развитии мануфактурной промышленности произошел резкий скачок. По сравнению с концом XVII в. число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 г. составило 205 предприятий.

Особенно большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности, что вызывалось необходимостью вооружения армии и строительства флота. Наряду с заводами в старых районах (Тула, Кашира, Калуга) возникли заводы в Карелии, а затем на Урале. Именно в этот период началось широкое освоение железных и медных руд Урала, который вскоре стал основной металлургической базой страны. Выплавка чугуна достигла 815 тыс. пудов в год, по этому показателю Россия вышла на третье место в мире, уступая только Англии и Швеции. Было организовано крупное производство меди. На втором месте шли текстильные мануфактуры, получившие развитие в центре страны. Здесь работали также кожевенные предприятия, обеспечивавшие изделиями прежде всего армию.

При Петре 1 в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

В развитии крупной промышленности большую роль играло государство. Оно строило заводы, помогало частным предпринимателям, обеспечивало мануфактуры рабочей силой.

На мануфактурах использовался как вольнонаемный, так и принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. Указом 1721 г. купцам была разрешена покупка для своих заводов крепостных крестьян, которые стали называться впоследствии посессионными. Таким образом, в первой четверти XVIII в. произошел скачок в развитии крупного производства и в использовании вольнонаемного труда. Это можно считать вторым этапом в начальном периоде генезиса капиталистических отношений в промышленности России (первый этап - XVII в.).

В годы царствования Петра 1 получила стимулы к  развитию внутренняя и внешняя торговля. Этому способствовали развитие промышленного и ремесленного производства, завоевание выхода к Балтийскому морю, улучшение путей сообщения. В этот период были построены каналы, соединившие Волгу и Неву (Вышневолоцкий и Ладожский). Между отдельными частями страны усилился обмен, росли обороты российских ярмарок (Макарьевской, Ирбитской, Свейскай и др.), в чем проявлялось формирование всероссийского рынка.

Для развития внешней торговли имели важное значение не только строительство Петербургского порта, но и поддержка русских купцов и промышленников со стороны правительства Петра 1. Это нашло отражение в политике протекционизма и меркантилизма, в принятии Покровительственного тарифа 1724 г. В соответствии с ним (а в его разработке принимал участие сам император) поощрялся вывоз русских товаров за границу и ограничивался ввоз иноземных изделий. Большинство заграничных товаров облагалось очень высокой пошлиной, доходившей до 75% стоимости товара. Доходы от торговли способствовали накоплению капиталов в сфере торговли, что тоже вело к росту капиталистического уклада. Общая особенность развития торговли заключалась в проведении политики меркантилизма, суть которой состояла в накоплении денег за счет активного торгового баланса. Государство активно вмешивалось в развитие торговли:

вводились монополии на заготовку и сбыт определенных товаров: соли, льна, юфти, пеньки, табака, хлеба, сала, воска и др., что привело к повышению цен на эти товары внутри страны и ограничению деятельности русских купцов;

нередко сбыт определенного товара, на который была введена государственная монополия, передавался конкретному откупщику за уплату им большой суммы денег;

резко были увеличены прямые налоги (таможенные, питейные сборы) и т.п.;

практиковалось принудительное переселение купцов в Санкт- Петербург, бывший в то время неблагоустроенным приграничным городом.

Применялась практика административного регулирования грузопотоков, т.е. определялось, в каком порту и чем торговать. Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело к разрушению зыбкой основы, на которой держалось благополучие купцов, прежде всего ссудного и ростовщического капитала. В условиях, когда произошло существенное расширение промышленного производства, увеличились обороты внутренней и внешней торговли, потребовалось реформировать денежную систему. Она сложилась в XVII в. и теперь, в эпоху петровских преобразований, перестала соответствовать интересам хозяйственного развития. Для оптовой торговли и внешнеторговых операций ходившая в обращении серебряная копейка оказалась слишком мелкой денежной единицей. В то же время для мелкой рыночной торговли она. Была излишне ценной. Поэтому Петр 1 провел реформу монетного дела. Ею предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль, который для облегчения внешнеторговых расчетов по весу был приравнен к талеру, использовавшемуся а качестве денежной единицы в ряде европейских стран. Чеканка монет стала монополией государства.

В области социальной политики петровское законодательство следовало в принципе той общей тенденции, которая наметилась в XVIII в. Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 г., в тот период не только не изменилось, но и получило дальнейшее развитие. 06 этом свидетельствует введение новой системы учета населения и налогообложения, проведенное с целью повысить эффективность контроля за сбором податей с населения. Государство, стремясь выявить каждого индивидуального налогоплательщика, ввело новый принцип обложения - подушную подать. Налоги стали собираться теперь не со двора, а с ревизской души'. В 1718-1724 гг. была проведена перепись всего податного населения, причем все внесенные в списки должны были платить определенную подушную подать в год. Введение подушной подати привело к нескольким важным последствиям: закреплению существующих социальных структур, усилению власти помещиков над крестьянами и, кроме того, распространению налогового бремени на новые группы населения.

Другой крупнейшей инициативой в области государственного регулирования социальных отношений явилась попытка Петра 1 стабилизировать правящий класс экономически и политически. В этом отношении важную роль сыграл Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г., известный как указ о майорате. По новому закону все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии - одному из членов семьи. В длительной исторической перспективе петровский указ сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению. Однако русское дворянство чрезвычайно враждебно его встретило. Указ о майорате, несмотря на неоднократные напоминания и угрозы, так и не был проведен в жизнь, а в последующие царствования был отменен. История этого законодательного положения хорошо показывает пределы и возможности государственного вмешательства в рационализацию социальных отношений, регулирование правящего сословия.

В то же время он имел важное значение, так как с этого момента дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, различий между ними не стало - поместье, как и вотчина, стало наследуемым. Этот указ знаменовал слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами.

Если Уложение 1649 г. оформило крепостное право для основной массы сельского населения, то податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободными (гулящие люди), либо имели возможность обрести свободу после смерти господина (холопы). И те, и другие навечно становились крепостными.


Петр I  и процесс европеизации России. Положительные и отрицательные стороны.

Начав с бритья бород и реформы одежды, преобразователь, конечно, взялся не за самое спешное и важное. Русское платье конца семнадцатого безусловно не обладает ни красотой, ни удобством. его отличительные черты: ширина и большое количество одетых друг на друга одежд имели свое оправдание в климате.

Подобно большинству реформ. связанных с именем Петра, та. о которой здесь идет речь, имеет примеры в историческом прошлом, проистекая из общей эволюции, направлявшей со времени Бориса Годунова Россию с востока на запад.

Теперь подобные распри могут показаться смешными; однако, не мешает вспомнить, что ношение бороды, введенное Франциском 1. отрастившим себе бороду вследствие шрама на лице, послужило даже во Франции предметом ожесточенных споров.

Петр разрешил вопрос со своей обычной прямолинейностью: долой бороду, и пусть все носят европейское платье - французское или венгерское. Указ был издан 29 августа 1699 года. Образцы установленного платья были расклеены по улицам. Бедным людям давалась временная отсрочка для донашивания старой одежды: но с 1705 года все были обязаны носить новое платье под страхом штрафа или даже более сурового наказания.

Так резко введенная реформа должна была наткнуться на упорное сопротивление. в особенности со стороны низших классов. Бояре по большей части подчинились довольно легко: они уже привыкли одеваться по-польски во времена Лжедимитрия. а одежда по французской моде прельщала их своим изяществом. В марте 1705 года Витворт не видал уже ни одного знатного русского, одетого по-старинному. Но простонародье уперлось и было отчасти право. Под этим градусом широты короткие брюки и открытые чулки являлись безрассудством. Старинная русская одежда, говорили, была одеждой лентяев. Но самый климат способствовал развитию лени у людей севера, принуждая их к невольному безделью. Сбрасывая длинную шубу, конечно, они становились более подвижными. но с риском отморозить себе руки и нош. Петр сам умер от простуды. Принужденный расстаться со своей длинной бородой, согревавшей ему щеки в тридцатиградусный мороз, бедный мужик завещал ее положить с собою в гроб, чтобы он мог после смерти в благообразном виде предстать перед святителем Николаем. Подобно многим из народных предрассудков, и этот проистекал из совершенно обоснованного инстинкта пользы.

Петр об этом не заботился. В 1704 году, производя в Москве обзор штата своих крупных и мелких чиновников, он велел наказать плетьми Ивана Наумова. отказавшегося обрить бороду. В 1706 голу губернатор астраханский приставил к церковным дверям солдат, чтоб они не пропускали мятежных бород и беспощадно их вырывали. В то же время царь решил укоротить женские одежды к. если юбка превышала установленную длину. ее всенародно обрезали, нисколько не шаля стыдливости. Борода составляла для Петра предмет особой, отчасти личной ненависти. Она олицетворяла в его глазах все привычки, заветы, предрассудки, предназначенные им к искоренению.

Петр прибегал к латинским цитатам немного наугад. Если в течение своего царствования он доходил до разрешения сохранять волосатое украшение за уплату известного налога, то лишь благодаря финансовым затруднениям, заставлявшим его повсюду искать денежных источников. Раскольникам приходилось уплачивать в год до ста рублей за такое право, нося на виду выдававшуюся при взносе денег бляху с надписью: “Борода - лишняя тягота”.

И вот русский человек был выбрит и переодет на европейский лад. Петр сам курил; все должны курить. Надо сознаться, что все это было не оригинально, а пожалуй и нездорово. Таким образом началась просветительная деятельность великого человека в области моральной. Впоследствии Петр принес много пользы. Ею начало было, бесспорно, неудачное.

20 декабря 1699 года издан был указ, оповещавший об изменении календаря. Русский календарь придерживался византийского образца: новый год начинался 1 сентября - предполагаемый день сотворения мира за 5508 лет до Рождества Христова. Впредь он должен был начинаться по-европейски, с 1 января. Всем приказано было присутствовать в этот день на богослужении в церквах и по выпаде обмениваться общепринятыми поздравлениями и пожеланиями. Преобразователь охотно пошел бы еще дальше, приняв грегорианский календарь, но, так как последний римского и папского происхождения, то он встретил в то время сопротивление даже в Англии, где был введен только с 1752 года. Но и в таком виде реформа вызывала сильное неудовольствие: “Разве Бог мог сотворить мир зимою?..” Но Петр не обращал на это никакого внимания и был вполне прав: на этот раз он вступил на верный путь. И с него больше не сбился. В новом 1700 году издан был указ об учреждении в Москве первых аптек, в числе восьми; другим указом воспрещалось под страхом кнута или ножей, слишком часто игравших зловещую роль в ссорах, ежедневно происходивших на улицах Москвы. В следующем году либеральный дух нового царствования выразился рядом приказов, возбранявших падать на колени при появлении государям и обнажать голову зимой при проходе мимо дворца. Наконец, в 1702 году наступил черед великой реформы семейной жизни; двери терема раскрылись, сделаны были попытки внести в брак более прочные нравственные гарантии. Петр простирал над русской семьей руку покровительственную и милосердную. В 1704 году он обрушился на ужасную черту нравов: постоянно практиковавшееся уничтожение детей уродливых и внебрачных. Он обратил внимание на судьбу несчастных подкидышей и в 1715 г. принял решительные меры для разрешения этой печальной задачи, приказав учредить “госпитали для зазорных младенцев” во всех больших городах империи, по примеру преосвященного Иова, митрополита Новгородского.[4]

Все это было прекрасно, но еще слишком отрывочно, неполно. Для придания всему гармонической связи преобразователю необходимо было больше досуга. Война все еще поглощала его я отвлекала его мысли. Он вывел женщину из терема; прекрасно, но куда же ей деваться? Он предполагал, что она вступит “в свет”, как женщины Франции и Англии; но светской жизни не существовало. До 1718 года Петру некогда было подумать об этом затруднении; наконец, мир дал ему несколько свободных минут, и он разрешил вопрос по-своему путем указа. Под названием “ассамблей” предписывалось поочередно устраивать собрания в некоторых частных домах и точным регламентом устанавливалась одежда, времяпровождение и мельчайшие подробности. Петр, не следует забывать, побывал во Франции, и очевидно вдохновлялся и руководился воспоминаниями, оставшимися от французских гостиных, но с добавлениями собственного изобретения. Ассамблеи происходили с четырех часов пополудни до десяти часов вечера. Под страхом штрафа воспрещалось хозяевам встречать гостей, или их провожать. Они должны были довольствоваться оказанием гостеприимства более или менее роскошного: приготовить освещение, напитки, игры. Вообще приглашения не бывали личными: составлялся общий список приглашенных и в день каждого собрания издавался Петербургским полицеймейстером или Московским комендантом. Возбранялись азартные игры; специальный указ 28 июня 1718 года воспрещал карты и кости под страхом кнута. Отдельная комната предназначалась для игроков в шахматы, она же должна была служить курительной комнатой, но в действительности курили повсюду, чему сам Петр подавал пример; кожаные кисеты, наполненные табаком, лежали на всех столах; голландские купцы с трубкой в зубах разгуливали среди щеголей, одетых по последней парижской моде. Танцы занимали первое место среди развлечений на ассамблеях, и так как подданные Петра не умели танцевать, то он сам принялся за обучение их этому искусству. Бергхольц рисует его образцовым учителем: он проделывал па во главе шеренги кавалеров, и те должны были в точности повторять каждое его движение. Это немного напоминало плац-парад, но подобное сходство могло только нравиться государю. Характерная статья регламента указывает место в прихожих для челяди, весьма многочисленной во всех русских домах, воспрещая ей доступ в гостиные. Помимо этого полное равенство: каждый гость имел право пригласить танцевать саму государыню. [5]

Подобно всем нововведениям Петра, вначале и это новшество наткнулось на сильное сопротивление. В особенности в Москве. В 1722 году Петр прибыл туда для празднования Ништадтского мира. Специальным указом была назначена ассамблея, на которую было приказано явиться всем дамам “старше десяти лет”, под угрозой “жестокого наказания”. И все-таки собралось всего семьдесят. В Петербурге в течение трех лет, по-видимому, удалось привить этот обычай. Нам предстоит теперь взвесить его значение. Петр преследовал три главных цели: приобщение русской женщины к совместной общественной жизни, по примеру западных стран, приучение высших классов русского общества к формам обхождения, распространенные в этих странах, наконец, слияние классов и их смешение с иностранными элементами. Последняя цель, - пожалуй, самая важная в его глазах, - не была достигнута, по свидетельству всех современников. Русская дама упорно стремилась выбирать своими кавалерами только соотечественников и повиновалась в этом отношении лишь общему лозунгу. Для достижения двух остальных целей Петру не хватало необходимых качеств. требовавшихся взятой им на себя ролью: ему самому следовало бы быть более светским человеком, менее матросом и плотником. Все подражали его манерам, как его пируэтам. а манеры его не отличались ни особой вежливостью, ни обходительностью, с светской точки зрения. В промежутках между танцами танцующим не о чем было разговаривать друг с другом, они расходились в разные стороны и водворялось упорное молчание. Чтобы лед растаял, государь не придумал ничего лучшего, как танца с фигурами, заставлявшего дам “подставлять губы для поцелуев своим кавалерам”. Вообще этим дамам было не легко добиться сходства со своими парижскими соперницами; правда, они появлялись на ассамблеях в платьях с обручами, но чернили себе зубы!

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.