рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Анализ ежегодных посланий Президента Российской Федерации органам государственной власти

В марте 2007 г. впервые было провозглашено Бюджетное послание, рассчитанное на трехлетнюю перспективу, корреспондирующую с принципом среднесрочного бюджетного проектирования. В рамках обозначенного периода, а именно до 2010 г., планируется провести анализ эффективности всех расходов бюджета с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, при условии обязательного соизмерения с этими целями достигнутых результатов. Кроме того, необходимо использовать такие финансовые механизмы, которые стимулируют бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг. Предлагается наделить главных распорядителей бюджетных средств полномочиями, позволяющими самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг, включая предоставление государственной услуги непосредственно бюджетным учреждением на основе государственного задания. При этом бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения показателей задания.

Правительству РФ следует принять меры по реализации системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования, а также начать работу по подготовке к преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.

В числе действенных мер, изменяющих порядок финансирования бюджетных учреждений, следует отметить положения Бюджетного кодекса РФ.

Во-первых, деятельность бюджетных учреждений рассматривается как деятельность, осуществляемая преимущественно в рамках государственного (муниципального) задания (ст. 6 БК РФ).

Во-вторых, в ближайшем будущем предполагается полная централизация средств, полученных бюджетными учреждениями, в том числе от оказываемых платных услуг, а также в качестве безвозмездных поступлений (п. 5 ст. 41 БК РФ). Совершенно очевидно, что данная норма, предполагающая лишение бюджетных учреждений определенной финансовой самостоятельности, может дестабилизировать деятельность многих учреждений, в том числе образовательных. Следует отметить, что за счет внебюджетных средств в настоящее время, в вузах в частности, финансируются многие научные исследования, работа творческих научных коллективов, издание необходимой учебной и научной литературы, осуществляется материальное стимулирование сотрудников и т.д.

Учитывая возможные негативные социальные последствия, законодатель предусмотрел вариант "мягкого" перехода к новым формам бюджетного взаимодействия. В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ момент введения в действие рассматриваемых положений отложен во времени до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.

До тех пор пока указанный закон не принят и не вступил в действие, бюджетные учреждения вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, а также безвозмездные поступления на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативно-правовые основания. Фактически осуществление операций с указанными средствами бюджетное учреждение проводит в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов.

Действующее бюджетное законодательство отражает общие тенденции государственной политики в области оптимизации системы бюджетных учреждений. За счет централизации финансовых ресурсов и установления более жесткого порядка бюджетного финансирования государство планирует повысить эффективность выполнения функций бюджетных учреждений. Распределение государственных заданий между бюджетными учреждениями на конкурсной основе должно создавать условия нормальной конкуренции между ними, а также стимулировать к поиску новых форм и способов осуществления деятельности. Одной из таких форм является конструкция автономного учреждения, предполагающая значительную свободу усмотрения в процессе распоряжения полученными доходами. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <9>, доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Использование экономических методов воздействия на любую общественную систему способно оказывать серьезное, подчас решающее, влияние в смысле определения направления ее развития. Учитывая это, можно предположить, что именно меры финансово-правового регулирования являются в настоящее время наиболее действенными для ускорения процесса глобальной трансформации российской образовательной системы.

 

3.3 Первое послание Президента Медведева Д.А.Принципиальные отличия, основные темы и значение

Это было первое обращение Дмитрия Медведева к обеим палатам парламента и 15-е за всю историю России. На его оглашение было приглашено множество гостей - это члены правительства, Госсовета, руководители всех судов, Генпрокуратуры, представители различных конфессий и общественных объединений - всего примерно 850 человек. Нынешнее Послание принципиально отличается от образца 2008 года. Впервые в истории глава государства привлек к его составлению широкую общественность, предложив обсуждать тему в своем видеоблоге. Население активно подключилось к работе, и только на официальный сайт Кремля пришло свыше тысяч предложений.

При подготовке Послания президент также проводил отдельные встречи с бизнесменами, сенаторами, руководством ЦИК и Генпрокуратуры.

Своего рода конспектом обращения Медведева стала его нашумевшая статья «Россия, вперед!», где российский лидер обозначил основные недуги нашего общества: вековую коррупцию и экономическую отсталость, неокрепшую демократию и полусовтескую социальную сферу, нестабильный Кавказ и плачевную демографическую ситуацию…

«Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему. Сначала давайте ответим себе на простой, но очень серьёзный вопрос. Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию, застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь «всесильное учение», на что угодно, на кого угодно, только не на себя? И есть ли у России, перегруженной такими ношами, собственное завтра?»

В ходе работы над документом президент обещал отдельно затронуть проблему 436 российских моногородов и ситуацию вокруг последних выборов в стране. Здесь, в частности, Дмитрий Медведев намерен внести собственные предложения по совершенствованию избирательной системы.

В преддверии выступления президента единороссы заявляли, что рассчитывают увидеть в Послании развитие курса на укрепление демократических институтов и посткризисной экономики, а также получить ориентиры на дальнейшую работу. Оппозиция, в свою очередь, ждет от главы государства объективной оценки ситуации в стране и конкретных предложений.

Дмитрий Медведев успел затронуть множество тем: рассказать об успехах страны, основных достижениях, международных проблемах и позициях РФ по ряду ключевых вопросов. Также президент России обозначил основные направления развития страны. В частности, было предложено увеличить сроки конституционных полномочий президента до шести лет, а депутатов Государственной думы - до пяти. При этом глава государства обратился к парламентариям с предложением гарантировать депутатские места партиям, набравшим на выборах от 5% до 7% голосов и снизить 7-процентный выборный барьер.

С особым вниманием Дмитрий Медведев отнесся к экономическим вопросам. Он подчеркнул, что мировой финансовый кризис коснулся не только государственных структур но и всех граждан. И он еще далек от завершения. Поэтому власти и бизнес должны это учитывать.

"Уверен, что мы справимся со всеми трудностями и уже в ближайшем будущем сформируем современную и самостоятельную финансовую систему, способную противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач", - особо подчеркнул президент.

При этом государство будет продолжать выполнять свои обязательства для защиты денежных сбережений Россиян. "Хочу еще раз подчеркнуть - государство будет выполнять все свои обязательства перед людьми. Денежные сбережения граждан, уровень пенсионного обеспечения, все социальные гарантии должны быть предметом самого пристального внимания, повседневной работы и безусловной ответственности правительства России, исполнительной власти всех уровней", - сказал Медведев.

Президент остановился на тех проблемах, которые тормозят развитие страны. Прежде всего, это разросшийся госаппарат и процветающая бюрократия, отметил президент.

"Государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку и к свободной деятельности. Эта логика подталкивает ее к опасным выводам и опасным действиям. Бюрократия периодически кошмарит бизнес, чтобы не сделал чего-то не так, берет под контроль средства массовой информации, чтобы не сказали чего-то не так, вмешивается в избирательный процесс, чтобы не избрали кого-нибудь не того, давит на суды, чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому", - сказал Дмитрий Медведев.

Отметил российский лидер и важную роль Конституции в становлении российской демократии. Вместе с тем президент добавил, что важную роль в решении новых задач является активное участие граждан в демократическом процессе. Глава государства сделал акцент на том, что граждане РФ готовы к свободной деятельности: профессиональной и общественно-политической.

Все большее количество людей рассчитывает сейчас только на себя, полагая, что от них зависит и личный успех и успех всей страны. Поэтому необходимо повышать уровень доверия в обществ, подчеркнул Медведев.


Далее хотелось бы основные идеи выдвинутые в Послании

О модернизации: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. Это вопрос выживания нашей страны в современном мире.»О пенсиях и ветеранах: « Их индексация (пенсий) проведена даже в большем размере, чем предполагалось. В последующие три года средний размер пенсий увеличится не менее, чем в полтора раза. А уже в 2010 году все пенсионеры будут получать доходы не ниже прожиточного минимума. Мною дано дополнительное поручение предусмотреть средства на обеспечение квартирами всех ветеранов, независимо от того, когда они подали заявление на улучшение жилищных условий.»О моногородах: «В течение полугода правительство должно утвердить программу содействия по развитию моногородов, а также принять комплексные планы для тех населенных пунктов, которые находятся в наиболее сложной ситуации. В таких городах и поселках надо создать условия для применения способности людей в самых разных сферах и, конечно, стимулы для частных инвестиций. Если же экономических перспектив для этого нет, или они по каким-либо причинам очень малы, нужно помочь людям переехать в более благоприятное для жизни и работы место.»

О лекарствах: «В ближайшее время мы существенно увеличим производство собственных лекарств, используемых и при лечении самых распространенных заболеваний, например, против простуды и гриппа. Я думаю, что российские компании способны произвести препараты и технологии, которые будут пользоваться спросом на мировом рынке. Мы обязаны оградить людей от поддельных и фальшивых лекарств.

Дмитрий Медведев предложил сократить количество часовых поясов.

О высоких технологиях: « До 2014 года у нас появятся реакторы нового поколения и ядерное топливо, востребованное не только отечественными, но и зарубежными производителями. На территории всей нашей страны в течение пяти лет необходимо обеспечить широкополосный доступ в интернет, осуществить переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвертого поколения.»О госкорпорациях: «Я считаю эту форму в современных условиях в целом бесперспективной. Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы. А те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством.»О поддержке науки: «Следует упростить правила признания научных степеней и дипломов о высшем образовании, полученных в ведущих университетах мира, а также правила приема на работу необходимых нам специалистов из-за рубежа. Визы им должны выдаваться быстро и на длительный срок. Мы в них заинтересованы, а не наоборот.»

О налогах: «Дискуссии о том, какие налоги и по каким ставкам должны взиматься в нашей стране, - эта дискуссия не закрыта. Кризис, конечно, затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки. Но к этим вопросам надо будет в ближайшее время вернуться, и мы обязательно это сделаем.»

Об образовании: «Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования.»

О культуре: «Хватит уже переставлять ударения в словах, надо заняться реальными проблемами, которых в нашей стране достаточно.»

О выборах: «В перспективе мы должны вообще отказаться от от сбора подписей как метода допуска партий к выборам. Внедрение электронных средств подсчета голосов и обработки информации на избирательных.

О внешней политике: «Нам нечего, как принято говорить, надувать щеки. Мы заинтересованы в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей. Знаем, что и наши партнеры рассчитывают на сближение с Россией для реализации своих приоритетных задач. Поэтому наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной. Нас иногда упрекают, что мы все это придумали против НАТО. Это не так. Мы свою внешнюю политику против кого-то вообще не выстраиваем. Но и в НАТО мы не ходим.участках будет способствовать борьбе со злоупотреблениями в ходе избирательных кампаний.»

Более подробно хотелось бы остановиться на теме затронутой президентом – теме борьбы с коррупцией: «Одними посадками проблему не решить, но сажать надо. Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции и специальных служб от недостойных сотрудников. Таких следует предавать суду.»

Борьба с коррупцией ведется в России почти 20 лет. С 1991 г. принят ряд подзаконных нормативных правовых актов (прежде всего Указов Президента России). В 1997 г. Президент РФ в третий раз отклонил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации проект Федерального закона "О борьбе с коррупцией". В 2001 и 2002 гг. проекты Законов "О борьбе с коррупцией" и "О противодействии коррупции" дальше первого чтения в Государственной Думе ФС РФ развития не получили. В 2003 г. был создан Национальный антикоррупционный комитет. В 2006 г. Государственная Дума ФС РФ ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

За последние годы наказанию подверглись "оборотни в погонах" из силовых структур, прежде всего из системы МВД России. В 2007 г. было выявлено 11 616 случаев взяточничества, за 2 месяца 2008 г. - 3000 случаев. Однако это только "вершина айсберга". Нет ни соответствующего законодательства по борьбе с коррупцией, ни настоящей борьбы с ней. Она носит фрагментарный (по выражению Д.А. Медведева, "точечные удары"), несистемный характер. Это вынужден был признать В.В. Путин: "Несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию" .

Судя по последним данным, руководство страны - Президент РФ Д.А. Медведев и глава Правительства РФ В.В. Путин намерены вплотную решить в правовом плане такие вопросы, как сокращение контрольных полномочий проверяющих органов, заменить разрешительные процедуры при открытии бизнеса на уведомительные, резко уменьшить перечень лицензируемых видов деятельности, а также товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Первые шаги в этом аспекте уже делаются Президентом РФ Д.А. Медведевым, созданы определенные структуры по борьбе с коррупцией.

В качестве мер борьбы с коррупцией необходимы в данный момент следующие:

наличие политической воли у высшего руководства страны (Д.А. Медведев четко выразил это);

принятие блока антикоррупционных законов, хорошо обеспеченных государственными ресурсами и с жестким контролем исполнения;

разработка четких определений, понятий "коррупция", "антикоррупционные стандарты", "коррупционные деяния", "незаконное обогащение", "субъекты коррупции" как факторов профилактики или уменьшения воздействия коррупции на работу определенной сферы;

создание действенной системы независимого контроля и надзора в области борьбы с коррупцией;

антикоррупционная экспертиза российского законодательства;

антикоррупционный контроль в сферах выработки и принятия управленческих решений в органах государственной власти и местного самоуправления;

жесткий антикоррупционный контроль за выдачей всех видов квот, лицензий, разрешений;

введение кодексов поведения для государственных служащих;

идеологическое обоснование борьбы с коррупцией;

принятие Закона о лоббировании;

жесткий контроль над расходами чиновников и членов их семей, запрет чиновникам принимать подарки.

Переходя к анализу положения с гражданским обществом в России, следует еще раз подчеркнуть, что гражданского общества европейского образца у нас никогда не существовало. Российское государство всегда господствовало над российским обществом. На этой почве формировалась бюрократическая традиция политической власти и практики: гражданин есть собственность государства. И все его действия либо определяются властью, либо являются покушением на власть. Государство стало всеобъемлющим инструментом для реализации задач, направленных на свое воспроизводство. Все сферы общественной жизни в этом случае требовали тотальной подконтрольности со стороны государства. Без этого само существование бюрократического государства становилось невозможным. В свою очередь, необходимость в полном контроле и соблюдении интересов государства требовала постоянного воспроизводства аппарата, который сможет осуществлять этот контроль и блюсти свои интересы.

Рассматривая борьбу с коррупцией как острую и крупномасштабную политическую борьбу, т.е. борьбу со сплоченным, хорошо организованным классом интеллектуалов, Д.А. Медведев и обосновал ее как архиважную общенациональную задачу: от ее исхода зависит то, как будет развиваться Россия, ее успех в экономической сфере, а главное - внутриполитическая стабильность, без которой немыслим никакой последовательный прогресс. Если борьба с коррупцией не будет плодотворной, то не сможет сформироваться развитое гражданское общество. Все это может не только существенно затормозить развитие России, но, более того, отбросить ее на много лет назад, что не может не сказаться на жизненности Российского государства. Следовательно, с планом борьбы с коррупцией тесно взаимодействует программа ускоренного формирования гражданского общества. А гражданское общество как система отношений, в которой индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы, зиждется на частной собственности среднего достатка и зарождается с ее возникновением . Однако в России в связи с рядом объективных и субъективных факторов отсутствуют многие предпосылки для формирования гражданского общества <17>. Ведь наличие гражданского общества обусловливают три основных критерия: политический, юридический, социально-экономический. Политическим показателем гражданского общества выступает наличие демократического режима осуществления власти. Речь идет о правовых способах осуществления власти, о демократических приемах воздействия на население, осуществлении свободы личности, защите прав граждан, участии народа, политических партий в управлении государством. У нас же - полудемократический режим с сильным "оттенком" авторитаризма, отсутствует хорошо отлаженная, надежно функционирующая многопартийная система. При этом следует подчеркнуть, что авторитарные методы как временная мера исторически оправданы (примеры: Президент США Ф.Д. Рузвельт пришел к власти в зените Великой депрессии в 1932 г; Президент Франции Шарль де Голль инициировал принятие в 1958 г. Конституции Пятой республики с ее положениями о режиме личной власти в период смуты в стране и на ее территориях. Оба политика правили временно авторитарно, так как демократические методы не "срабатывали").

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.