рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Анализ ежегодных посланий Президента Российской Федерации органам государственной власти

Послание Президента 2006 г., по мнению политиков, стало самым сильным из всех предыдущих. Сам Президент отметил следующее: "Послание, адресованное стране посвящено одной-двум основным темам, которые можно обозначить в качестве приоритетных примерно на 10 лет". Важным моментом в его содержании стало определение реальных путей решения существующих проблем: так, для выхода из сложной демографической ситуации, по мнению Президента, необходимо достичь повышения уровня жизни населения путем реализации приоритетных национальных проектов, запущенных осенью 2005 г.

В 2007 году исходя из необходимости обеспечить взаимодействие и согласованное функционирование федеральных органов государственной власти при реализации Послания Президента подписан Указа Президента РФ « О первоочередных мерах по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти- порядок в стране» N 1045от 19.09.97).

Исходя из определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" (далее именуется - Послание Президента Российской Федерации) приоритетов во внутренней и внешней политике государства предложить Объединенной комиссии по координации законодательной деятельности включить в указанный перечень следующие законопроекты:

о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов;

Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации;

о судебных приставах;

о мировых судьях;

об исполнительном производстве;

о борьбе с коррупцией;

об ответственности за легализацию преступных доходов;

о государственном финансовом контроле;

об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации представить заключения на законопроекты, включенные Объединенной комиссией по координации законодательной деятельности в перечень, названный в пункте 1 настоящего Указа.

7. Правительству Российской Федерации совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации провести анализ избирательного законодательства Российской Федерации и до 1 мая 1997 г. представить предложения о внесении в него необходимых изменений.

10. Правительству Российской Федерации:

представлять ежеквартально Президенту Российской Федерации отчет о ходе реализации Послания Президента Российской Федерации;

В 1998 году в своем Послании Президент уделил особое внимание законодательной деятельности. Так подписание Президентом принятого Федеральным Собранием закона является одной из форм его участия в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса, позволяет ему быть активным участником законодательного процесса. В то же время опыт последних пяти лет показывает, что вопросы взаимоотношений Президента, Государственной Думы, Совета Федерации на всех стадиях законодательного процесса недостаточно урегулированы федеральным законодательством. На это обратил внимание и Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию. В 1998 году, отметил Президент РФ, он подписал 193 федеральных закона, отклонил 67 (как правило, в связи с имеющимися противоречиями Конституции или федеральным законам), а 9 законов вернул без рассмотрения в Государственную Думу из-за различных нарушений, допущенных при их принятии. Президент обратил особое внимание на утверждение Государственной Думой и Советом Федерации федеральных законов, не обеспеченных финансовыми источниками, и правовой нигилизм государственных чиновников.

Ежегодно Президент России обращается с посланием к членам обеих палат Парламента, а через них ко всем гражданам страны, в том числе и к судебной власти.

Послание Президента РФ в 2008 году прозвучало в восьмой раз за то время, что он является главой государства.

В каждом из посланий давалась не только оценка ситуации в стране, но и долгосрочные приоритеты во всех сферах, в том числе и в деятельности органов судебной власти.

По сути, это всегда пусть неполный, но достаточно конкретный и основательный концептуальный план развития страны.

8 июля 2000 г. Президент РФ В. Путин обращается к Федеральному Собранию с Посланием "Государство Россия. Путь к эффективному государству". Очерчены десять главных проблем: необходимость налоговой реформы, введение единой ставки подоходного налога, в экономике - освобождение предпринимателей от административного гнета, становление такой системы хозяйствования, когда благополучие страны не зависит от иностранных кредитов. Главной же частью Послания стало укрепление вертикали власти.

3 апреля 2001 г. "Не будет ни революций, ни контрреволюций" - тема второго президентского Послания.

В числе приоритетов В. Путин назвал разграничение полномочий между центром и регионами, судебную реформу, модернизацию пенсионного и трудового законодательства. Период "расползания" государства позади. "Дезинтеграция государства, о котором говорилось в прошлом Послании Федеральному Собранию, остановлена", - подчеркнул В. Путин (Российская газета. 2001. 4 апреля). О необходимости проведения комплексной реформы механизма финансирования бюджетных учреждений было заявлено в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2001 г. В частности, в качестве программного тезиса стало положение о том, что выделение денежных средств из бюджета на учреждения социальной сферы должно осуществляться таким образом, чтобы размер бюджетных расходов прямо зависел от конечного результата деятельности каждого такого учреждения . Политическая воля, выраженная в указанном документе, определила начало перехода от сметно-бюджетного финансирования к системе выделения бюджетных средств пропорционально общественно полезному результату деятельности организаций-бюджетополучателей.

18 апреля 2002 г. В третьем Послании речь идет о том, что "России надо быть сильной и конкурентоспособной". Отметив "некоторые достижения", Президент заключил, что благоприятную международную конъюнктуру так и не удалось использовать для улучшения положения граждан, продолжается "бессмысленное соревнование между народом и властью". Заявлено о необходимости реструктурирования властной системы, разграничения полномочий центра и регионов. После завершения "военной стадии" спецоперации в Чечне Президент РФ призвал вернуть республику в "правовое пространство России". 16 мая 2003 г. В центре внимания Президента РФ В. Путина - проблемы национальной безопасности, повышения качества жизни и благосостояния россиян. Впервые поставлена задача удвоения ВВП страны за ближайшее десятилетие, достижения полной конвертируемости рубля. Целью государства названа борьба с бедностью, сказано о необходимости сильной армии, административных реформ во избежание "угрозы распада России". На внешнеполитическом направлении особое внимание - контактам с "Большой восьмеркой" и борьбе с терроризмом. В послании Президента в 2003 году была подчеркнута необходимость преодоления таких недостатков , которые препятствует развитию российского государства , как неустойчивость и слабость экономического фундамента , отставание в развитии политической системы , малая эффективность работы государственного аппарата , оказавшегося плохо подготовленного к реформам .В качестве перспективных задач в Послании была определена необходимость за 10 лет удвоить объем ВВП , добиться конвертируемости рубля.

26 мая 2004 г. в Послании Президента РФ звучит призыв к тому, чтобы власть поворачивалась лицом к гражданам. Главное - повысить их благосостояние и качество жизни, обеспечить доступным жильем. Конкретизирована задача по удвоению ВВП - не за 10 лет, а к 2010 г. В Послании Президента РФ В. Путина говорится о необходимости снизить инфляцию до 3% в год.

25 апреля 2005 г. Среди основных задач, поставленных Президентом РФ В. Путиным, отмена налога на имущество, передаваемое по наследству или путем дарения, упрощение порядка оформления объектов жилой недвижимости, находящейся в собственности граждан, легализация вывезенного капитала. Вводится институт парламентских расследований. Общественная палата призвана осуществлять гражданский контроль за соблюдением прав граждан.

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России в качестве одной из существенных задач определил проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства, выделив прежде всего меры по стабилизации гражданского оборота, кардинальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов.

Указанная задача нашла свое конкретное практическое воплощение в предложении проведения налоговой амнистии: "Необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами, в нашу национальную экономику. Надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, в предыдущий период. Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки. Эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не "болтаться" в оффшорных зонах".

Фактически в ежегодном Послании определены условия проведения амнистии. Это, во-первых, уплата 13-процентного подоходного налога. Во-вторых, декларируемые суммы должны поступить на счета в российские банки, то есть банки без участия иностранного капитала. Никаких иных специальных условий налоговой амнистии не оговаривается, кроме указания на то, что деньги не должны находится в оффшорных зонах. Таким образом, можно предположить, что речь идет о денежных средствах, находящихся на зарубежных счетах российских граждан, особенно, как подчеркнуто в Послании, в оффшорах. При этом никто не должен интересоваться происхождением данных денежных средств. Перевел в российский банк, заплатил 13% - и можешь считать эти деньги "легализованными" перед государством в лице налоговых органов.

Можно обратиться к историческому опыту проведения налоговой амнистии, причем налоговой амнистии именно по своей сути, а не по названию. К сожалению, многие специалисты и представители СМИ часто называют налоговой амнистией все, что связано с легализацией капиталов, возвратом их из-за границы, процессами реструктуризации, а иногда и амнистией лиц, совершивших уголовные преступления.

27 октября 1993 г. Президент России издал Указ N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году". В Указе был определен срок амнистии - до 30 ноября 1993 г., то есть практически один месяц. Основной идеей предполагавшейся амнистии было декларирование размера сокрытых от налогообложения сумм и добровольное внесение их юридическими и физическими лицами в бюджет.

При этом такие налогоплательщики освобождались от предусмотренных налоговым законодательством санкций, которые в соответствии со ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" были весьма ощутимыми.

Те же хозяйствующие субъекты, которые не воспользовались этой возможностью, наказывались штрафом уже в тройном размере. "За период проведения амнистии в налоговые органы обратились 44,5 тыс. юридических и 2 тыс. физических лиц. В результате чего в государственный бюджет внесено 350 млрд. рублей ранее неуплаченных налогов. В то же время налоговыми органами проверено около 500 тыс. юридических лиц, из них 17 тыс., объявивших о своих неуплаченных налогах, выявлено и переведено в бюджет (с учетом финансовых санкций) 4,5 трлн. рублей".

С точки зрения большинства специалистов, ввиду того что на декларирование было отведено всего лишь чуть более месяца, проведенная амнистия не дала ожидаемых результатов. Однако, по нашему мнению, история показывает много примеров, когда амнистия проводилась в течение даже 20 дней и давала существенные результаты. Здесь дело скорее всего в том, насколько общество готово к проведению налоговой амнистии. Российская налоговая система в 1993 г. была еще очень молодой. Система контроля за правильным и своевременным внесением налогов в бюджет была еще в зачаточном состоянии, а органы налоговой полиции находились в стадии формирования. Среди предпринимателей царило массовое уклонение от уплаты налогов, ведение предпринимательской деятельности без отражения в бухгалтерском учете, расчеты производились неучтенными денежными средствами. Система профилактики налоговых правонарушений и преступлений отсутствовала вовсе, уклонение от уплаты налогов не осуждалось, осуществление незаконных финансово-хозяйственных операций рассматривалось как нечто само собой разумеющееся. Вполне понятно, что предложение государства не стало для налогоплательщиков таким, "от которого невозможно отказаться".

Разработка указанных положений связана в первую очередь, с нашей точки зрения, с вопросом бегства частного российского капитала за рубеж. В настоящее время российская экономика не может переварить добавочные экспортные доходы. Это подтверждается высоким уровнем оттока частного капитала. При существенном росте объемов заимствований на внешнем рынке частным сектором с 14,1 млрд. долларов в первом полугодии 2004 г. до 26,4 млрд. долларов в первом полугодии 2005 г., объем вывоза частного капитала увеличился соответственно с 24,5 млрд. до 32 млрд. долларов, что говорит о том, что экономические субъекты оказались еще неготовыми к призывам властей репатриировать вывезенный капитал.

Чистый отток капитала составил 5,7 млрд. долларов, несколько сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Однако в ноябре 2004 г. МВФ специально проанализировал вопрос о чистом притоке и оттоке частного капитала в Россию и из анализа сделал вывод о том, что значительную долю статей платежного баланса представляет собой простое бегство капиталов. Иными словами, даже при сокращении чистого вывоза частного капитала вполне может происходить его бегство, которое статистическими методами выявить очень трудно "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в первом полугодии 2005 года", доклад, подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ. Цит. по: "Остров вывезения". Коммерсантъ. 2005. 1 авг.

10 мая 2006 г. Послание Президента РФ В. Путина сконцентрировано на семейных и демографических проблемах, на обороноспособности страны и ее армии. Выдвинута идея "материнского капитала" в 250 тысяч рублей. Перед экономикой страны, по мнению Президента РФ, стоит задача интеграции в мировую экономику. Тем же, кто незаконно получает выгоду на нуждах граждан, В. Путин пообещал (цитируя Рузвельта) "наступать на мозоли".

26 апреля 2007 г. в своем Послании Президент РФ В. Путин заявил: "Мне выступать с политическими завещаниями преждевременно" и тем самым определил приоритеты развития страны на годы вперед .

Политики как таковой в тексте почти не было. Разве что инициатива по формированию Совета Федерации. Глава государства предложил ввести обязательное условие для тех, кто желает занять сенаторский пост, в виде десяти лет проживания на той территории, которую те собираются представлять в верхней палате парламента. Ротация будет происходить постепенно, по мере истечения срока сенаторских полномочий. А вот соответствующий закон должны принять уже в этом году. В Послании Президент РФ В. Путин говорит и о всемерном укреплении экономики на долгие годы вперед, стимулировании обрабатывающей промышленности, инновационных методов работы, а также о ставке на нанотехнологии. Особое внимание Президент РФ уделил поднятию статуса русского языка.

В заключительной части Президент РФ В. Путин сообщил, что следующее послание будет делать уже новый глава государства. Хотя и три предыдущих послания, и нынешнее по длительности исполнения и масштабам задуманного перекрывают еще не один президентский срок.

Послание задает инерцию на многие годы вперед, ставит задачи на десятилетия.

Например, когда Президент РФ говорит о том, что в год должен прибавляться 1 кв. метр жилья на душу населения. У нас сейчас 21 такой квадрат на душу, в Европе в среднем 40. Значит, чтобы догнать Европу, нам необходимо 20 лет.

Думается, и для судебной власти наступает период нормальной работы в русле предполагаемых проектов и программ.

Например, выделение значительных средств на реформу ЖКХ не приведет к резкому росту тарифов и, следовательно, спорам граждан и организаций по этому поводу в судебном порядке.

Таким же образом программы кредитования малого бизнеса, разработанные Сбербанком и Внешторгбанком и некоторыми другими банками, не создадут вала арбитражных спорных дел, как и гарантированное кредитование жилья, страхование вкладов через банки под гарантии государства и многое другое.

3.2 Бюджетные послания

Большое политическое и экономическое значение для определения государственной политики приобрели ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ по поводу принятия федерального бюджета на предстоящий бюджетный год. Особое значение для развития нашей страны имеет Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. в связи с необходимостью определения основных параметров федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию дается не только оценка ситуации в стране и ее положения в мире, но и определяются приоритеты, в том числе и долгосрочные приоритеты в социальной сфере, в экономике, в области безопасности и обороны. По словам Президента РФ, в его посланиях содержится, "может быть, неполный, но все-таки достаточно конкретный и основательный концептуальный план развития России. Его выполнение потребует созидательной работы всего общества, потребует огромных усилий и огромных финансовых ресурсов" <2>. Мобилизация финансовых ресурсов для выполнения намеченных планов (программ, проектов) осуществляется в результате проведения финансовой деятельности государством и муниципальными образованиями и в том числе в результате осуществления бюджетной деятельности.

Первый этап (до 2004 г.) предполагал, что темпы роста бюджетных средств должны быть опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета. Кроме того, планировалось расширить возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе (до 2010 г.) следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе (до 2025 г.) при сохранении темпов роста бюджетного финансирования планируется дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

Оценивая результаты периода 2000 - 2008 гг., можно сказать, что в целом количественные показатели бюджетных расходов, направляемых на содержание высших учебных заведений, значительно возросли. Однако, несмотря на общее увеличение расходов, финансовая политика государства в отношении учреждений высшего профессионального образования неуклонно формировала новые принципы.

Анализ текстов ежегодных бюджетных посланий Президента РФ за период 2000 - 2008 гг. иллюстрирует основные этапы формирования государственной политики в области финансового обеспечения бюджетных учреждений социальной сферы, в том числе учреждений высшего профессионального образования.

Итак, в 2001 г. была обозначена необходимость ускорения внедрения контрактных форм финансирования учреждений социальной сферы по принципу: деньги выделяются организации не потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее работы.

В Послании 2002 г. констатировалась неэффективность существующего механизма финансирования отдельных направлений бюджетных расходов, в частности финансирования бюджетных учреждений. И вновь отмечалась необходимость перехода от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к реструктуризации этого сектора на основе использования новых организационно-правовых форм и механизмов финансирования, обеспечивающих заинтересованность государственных органов и бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, а также в разумной экономии средств .

В следующем 2003 г. вопросы реформирования системы образования приобретают усиленное звучание. Так, планируется, что подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием должна быть сконцентрирована в основном на федеральном уровне, а расходы федерального бюджета на эти цели должны планироваться с учетом прогнозов потребности в соответствующих специалистах на различных рынках труда. Одним из направлений оптимизации сети вузов провозглашается объединение их в комплексы университетского типа, включающие в себя образовательные учреждения различного уровня образования.

Программа развития бюджетной политики на 2007 г. в сфере финансирования бюджетных учреждений определила необходимость внесения изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих возможность финансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий, расширение прав учреждений в сфере самостоятельного распоряжения выделенными бюджетными средствами, а также введения модели среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты .

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.