рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.)

Раскрывая планы администрации в отношении оживления процесса ближневосточного урегулирования, госсекретарь М. Олбрайт подтвердила в интервью телекомпании Эн-Би-Си в конце января 1998 г., что перед Вашингтоном стоит задача усадить стороны за стол переговоров и вновь привести в движение ближневосточный процесс. Е. Д. Пырлин считает, что «это заявление было откровенной попыткой вашингтонской администрации продемонстрировать свою «равноудаленность» от позиций сторон в конфликте, официально подтвердить свою роль «незаинтересованного посредника» на Ближнем Востоке».[112] В явном противоречии с такой позицией США находится позиция тех американских евреев, кто предпочел перебраться на постоянное жительство в Израиль. Их откровенно правоэкстремистские взгляды, резко отрицательное отношение к идее создания палестинского государства подпитывали и подпитывают аналогичные настроения некоторых политических деятелей, в том числе и Нетаньяху. Его заявления ставили под сомнение подлинную цену заявлениям американских официальных представителей о «заинтересованности» Вашингтона в скорейшем достижении палестино-израильского мира.[113] Таким образом, налицо просматривается двойственность политики США в отношении ближневосточных проблем.

В этот сложный период усилились попытки различных стран, в частности европейцев, сыграть свою позитивную роль в поиске выхода из кризиса, сложившегося в палестино-израильских отношениях. В регион часто выезжал спецпредставитель ЕС М. Моратинос ( был назначен на эту должность в декабре 1996 г., до этого – посол Испании в Израиле). В марте1998 – состоялся визит на Ближний Восток английского министра иностранных дел Р. Кука.[114] Однако ощутимых результатов достигнуть не удалось.

В мае 1998 г. Франция и Египет выдвинули предположение о созыве новой международной конференции по Ближнему Востоку. Имелось в виду проведение двухэтапной встречи. На первом этапе переговоры должны были вести страны «мадридского контракта» - США, РФ, три европейские страны (например, Франция, Великобритания и Германия) и три арабские страны (предположительно Египет, Саудовская Аравия и Марокко). Участникидолжны были подтвердить основополагающие принципы Мадридской мирной конференции («земля в обмен на мир и безопасность»). Затем, на втором этапе конференции эти страны должны были бы «пригласит» Израиль возобновить переговоры с Сирией, Ливаном и Палестинской автономией под их совместным спонсорством. Однако это предложение не получило достаточной поддержки.[115] В целом, в первой половине 1998 г. ряд событий серьезно поколебали позиции премьер-министра Нетаньяху. Неизбежно забрежжила и перспектива досрочных парламентских выборов. На этом фоне стал особенно заметным кризис в палестино-израильских переговорах. Своеобразный «застой» или даже отход назад этих переговоров были видны из заявлений представителей израильского и палестинского руководства. Премьер-министр Нетаньяху после возвращения из США заявил, что еврейские поселения сохраняются на Западном берегу р. Иордан и безопасность находящихся там израильских поселенцев будет гарантирована израильским военным присутствием. Он также повторил тезис о том, что Иерусалим останется «единой и неделимой» столицей Израиля.[116]

В середине 1998 г. возникло еще одно осложнение на пути мирного процесса на Ближнем Востоке: израильское руководство одобрило план создания «Большого Иерусалима», который должен был поглотить примерно одну десятую часть Западного берега. Израильские планы создания «Большого Иерусалима» способствовали постоянному росту напряженности в палестино-израильских отношениях; в резолюциях ООН четко говорилось о том, что восточный Иерусалим – это часть оккупируемых Израилем арабских территорий.[117]

Такое развитие событий не могло не привести к расколу в израильском общественном мнении: правое религиозное крыло правительства Нетаньяху выступало против сколько-нибудь существенного расширения палестинской автономии, а более либеральные деятели настаивали на выполнении ранее принятых Израилем обязательств или о публичном признании в неспособности добиться выхода из переговорного тупика и скорейшего объявления даты досрочных парламентских выборов. Президент Израиля Эзер Вейцман публично предупредил Нетаньяху о возможности социального взрыва в стране. Сам Нетаньяху сделал много заявлений о необходимости обеспечения безопасности Израиля, но своей политикой отбросил назад ближневосточное урегулирование и, следовательно, обострил до предела проблему израильской безопасности.[118]

23 октября 1998 г. Я. Арафат и Б. Нетаньяху подписали в резиденции «Уай Плантейшн», расположенной на реке Уай (штат Мэрилэнд) документ, призванный обеспечить выполнение Временного Соглашения по Западному берегу и сектору Газа от 28 сентября 1995 г. Он получил название по месту подписания «Меморандум Уай-Ривер».[119] На торжественную церемонию подписания документа был также приглашен король Иордании Хусейн, как авторитетный деятель много лет посвятивший поискам мира и безопасности в регионе. Он, чтобы присутствовать на церемонии, оставил клинику Майо, где проходил лечение от рака.

Следует отметить, что заключение этого соглашения стала непосредственным результатом политики США как коспонсора мирного процесса и президента Клинтона лично, о чем напрямую заявил король Хусейн: « Я был другом девяти президентов США. Но, если говорить о мире…никогда, при всем уважении к вашим предшественникам, я не сталкивался с человеком, который был бы так же предан делу мира, мыслил так же ясно, действовал так же целеустремленно и решительно… и мы надеемся, что вы и дальше будете работать с нами и мы добьемся еще больших успехов и опможем нашим собратьям построить лучшее будущее».[120] Однако многие политические наблюдатели указывают, что «миротворчество» американцев – фикция, так как они заинтересованы в сохранении напряженности на Ближнем Востоке и их поведение в ближневосточных переговорах характеризуется следующими чертами: во-первых, Клинтон как и его предшественники пытался сохранить видимость американской «беспристрастности» в переговорном процессе; во-вторых, США «позволяли» участникам мирного процесса определенную самостоятельность и автономность действий; в-третьих, США по-прежнему руководствовались тем, что при любом ходе переговорного процесса Израилю должны были быть обеспечены наиболее благоприятные возможности. Таким образом, в результате американской поддержки ближайший партнер США на Ближнем Востоке продолжал вести переговоры с преимущественных позиций, а нередко и с позиции силы.[121]

Подписание соглашения предваряли очень напряженные переговоры, но при непосредственном участии в этих переговорах президента США Б. Клинтона и его команды (А. Гор, С. Бергер, Р. Малли, Б. Райдел, М. Олбрайт, Д. Росс, М. Индик, А. миллер, У. Шерман, Т. Верстандиг) все же удалось достичь консенсуса. Сам Клинтон отмечает, что немаловажное значение сыграло и присутствие короля Иордании Хусейна: « Трудно переоценить то влияние, которое оказало на переговоры присутствие Хусейна. Он очень похудел, после химиотерапии у него выпали волосы, но его разум и сердце остались прежними. Он принес большую пользу, убеждая переговорщиков проявить здравый смысл, и само его присутствие сдерживало стороны, не давая им «вставать в позу» или придираться к мелочам, что часто случается в подобных ситуациях».[122]

Меморандум определял порядок дальнейшей передислокации израильских войск. Палестинской стороне передавались 13 % зоны С, в том числе 1 % - в зону А и 12 % в зону В. При этом палестинцы соглашались отвести 3 % этих территорий под «зеленые зоны» (заповедники), в которых израильская сторона сохраняла за собой общий контроль за безопасностью с целью защиты израильтян и противостояния угрозам терроризма.[123]

Палестинцы приняли на себя обязательство осуществить все необходимые шаги для предотвращения актов террора и враждебных действий против израильских граждан и их имущества. Со своей стороны и израильская сторона обязалась предпринимать меры для подобного рода актов против палестинцев. Была достигнута договоренность не допускать подстрекательской деятельности каких-либо организаций или отдельных лиц. Также меморандум предусматривал функционирование на регулярной основе американо-палестино-израильского комитета с целью предотвращения насилия и террора.[124]

В документе содержались обязательства Исполкома ООП и Центрального Совета Палестины подтвердить аннулирование положений Палестинской национальной хартии, несовместимых с содержанием посланий, которыми обменялись ООП и правительство Израиля в сентябре 1993 г.[125] Было предусмотрено, что Я. Арафат и спикер Палестинского Совета пригласят членов Национального Совета Палестины и других палестинских руководителей на встречу с участием президента США Б. Клинтона по этому вопросу.[126]

Был согласован вопрос о возобновлении, причем, в «ускоренном порядке», переговоров об окончательном статусе. Израильская и палестинская стороны пришли к согласию в отношении важности начала строительства морского порта Газы и определили порядок решения этого вопроса. Была достигнута договоренность об открытии в Газе промышленной зоны и международного аэропорта.[127] Также меморандум имел приложение в виде временного графика осуществления указанных мероприятий. [128]

В соответствии с этим документом Израиль возобновил передислокацию своих войск, хотя после выполнения первой фазы передислокации дальнейшее выполнение договоренностей было приостановлено. В ноябре 1998 г. начал работу аэропорт, а в декабре в Газе была открыта промышленная зона. [129]

Центральный Совет палестины разработал текст послания Я. Арафата на имя американского президента по вопросу об отмене антиизраильских статей Палестинской Национальной хартии. 14 декабря 1998 г. в присутствии Б. Клинтона, посетившего Газу, национальный Совет Палестины утвердил этот документ.[130]

Однако израильтяне вновь прибегли к проволочкам и затяжке с выполнением достигнутых уже договоренностей. К началу 1999 г. мирный процесс явно затормозился и пошел на спад. С одной стороны, ширилось понимание того факта, что ширящееся стараниями израильского руководства углубление тупика в вопросах палестино-израильского урегулирования чревато срывом всего мирного процесса, опасными вспышками религиозно-политического экстремизма с обеих сторон, а с другой – израильские правые не желали делать какие-либо серьезные шаги навстречу палестинской позиции. Нетаньяху и его блок «Ликуд» упорно цеплялись за стереотипы «нежелательности» уступок арабам (палестинцам) в ходе переговорного процесса. Линия Нетаньяху на срыв договоренностей с палестинской стороной обернулось для главы израильского кабинета вынужденной отставкой. 21 декабря 1998 г. большинством голосов депутатов кнессета премьер-министр был отправлен в отставку и назначены досрочные парламентские выборы с одновременными выборами премьер-министра, что вошло в политическую практику Израиля с 1996 г.[131]

Вместе с тем, в конце 1998 – начале 1999 г. в связи с истечением трехлетнего срока, отводившегося Временным соглашением для мероприятий переходного периода (4 мая 1999 г.), палестинское руководство стало прорабатывать план одностороннего провозглашения независимого Палестинского государства. Израильтяне такую инициативу отвергали, предупреждая, что односторонние шаги палестинцев вызовут далеко идущие встречные действия Израиля, подорвут весь наработанный переговорный потенциал. Россия стремилась найти компромиссное решение создавшейся ситуации. РФ, в частности, выступила с инициативой продлить переходный период с тем, чтобы, не покидая переговорное пространство, стороны могли прийти к решению всех спорных вопросов. [132]

Аналогичную позицию заняли американцы и европейцы. 23 марта 1999 г. на встрече Евросоюза в Берлине было принято заявление, в котором указывалось на право палестинцев на самоопределение вплоть до создания собственного государства. В документе говорилось о целесообразности продления переходного периода на один год. Более того, Германия выдвинула условие интернационализации Иерусалима, превратив его в особую зону основываясь на разделении границ, закрепленной в резолюции № 181 ООН.[133] В результате 27 – 29 апреля 1999 г. было проведено Чрезвычайное заседание Центрального Совета Палестины, на котором было принято решение о переносе объявленной на 4 мая даты провозглашения независимости Палестины. Палестинское руководство подчеркивало при этом, что решение было принято не под давлением израильского правительства, а явилось результатом многочисленных консультаций Я. Арафата с главами дружественных и влиятельных государств, а также руководителями различных международных организаций.

Одновременно американские официальные лица выступили за проведение в Израиле досрочных парламентских выборов и смену кабинета. Подобного рода заявления в сочетании с визитом Б. Клинтона на территорию Палестинской автономии не прибавили оптимизма израильским правым, которые сознавали, что они не смогут победить на досрочных выборах. [134]

2.2 Эволюция палестино-израильских отношений при Э. Бараке

17 мая 1999 г. в Израиле в результате досрочных выборов главы правительства и членов парламента создалась качественно новая ситуация, в значительной степени повлиявшая на развитие переговорного процесса. Победу одержал лидер левоцентристского блока «Единый Израиль», основу которого составила партия «Авода», Эхуд Барак. Блок получил 56,08 % голосов против 43,92 % голосов, поданных за Б. Нетаньяху, однако большинство в кнессете получил блок «Ликуд» и его союзники – 53 места, в то время как блок политических партий, возглавляемы Бараком – 51 место. При этом выборы показали, что еврейский электорат израильского общества по прежнему разделен на «правых», «левых» и «религиозный лагерь». Основной причиной сохранения подобного разделения заключается в реакции израильтян на сложные реалии переговорного процесса с палестинцами. [135]

После победы на выборах Э. Барак сформировал широкое правительство, опиравшееся на поддержку более чем семидесяти пяти депутатов кнессета. В правительство вошли представители восьми партий, в том числе трех религиозных. Барак хотел заручиться максимально широкой парламентской поддержкой. Отталкиваясь от опыта прежних правительств, возглавлявшихся лидерами Партии труда и уступавшим религиозным партиям по внутренним вопросам в обмен на их нейтралитет в области внешней политики, Э. Барак решил ввести их в коалицию, отказавшись от возможности создания «узкого» правительства.[136] Дальнейшее развитие событий показало, что этот расчет оказался неверным.

Э. Барак был избран прежде всего для того, чтобы продолжать переговорный процесс с палестинцами, а потому проявление чрезмерно жесткой позиции неизбежно присело бы к давлению со стороны собственной партии, электората и сторонников «левых» сил. Э. Барак старался убедить своих сторонников и противников, что ему можно доверить поиск путей такого разрешения конфликта, которое могло бы гарантировать израильтянам мир и безопасность и при этом было бы приемлемо для всех сторон – участников мирных переговоров.[137] Сразу же после победы, Э. Барак выступил на площади Рабина в Тель-Авиве, где подчеркнул свою готовность продолжить дело Рабина в вопросах палестино-израильского урегулирования. В ходе предвыборной кампании о этом деятеле сложилось мнение, как о человеке, знающем чего он хочет, в том числе и вопросах ближневосточного урегулирования. Барак твердо обещал окончательно замириться с палестинцами, в течение года вывести войска из «зоны безопасности» в южном Ливане и возобновит переговоры о мире с Сирией. Уже став главой правительства Барак призвал всех лидеров ближневосточных государств к «сотрудничеству на основе доверия», в начале августа состоялась его встреча с Мубараком и Арафатом.[138]

Одним из первых реальных результатов формирования нового климата в мирном процессе стало подписание Э. Бараком и Я. Арафатом 4 сентября 1999 в египетском курортном городе Шарм аш-Шейх израильско-палестинского Меморандума по вопросам, связанным с выполнением Временного соглашения, которое ранее не удавалось согласовать.[139]

Важнейшее достижение Меморандума Шарм аш-Шейх заключалась в том, что в нем стороны заявили о своей решимости выйти «в ускоренном темпе» на рамочное соглашение по проблематике окончательного статуса. Был обозначен срок – 5 месяцев, в течение которого предполагалось выработать соответствующее рамочное соглашение. На разработку всеохватывающего документа по окончательному статусу был отведен один год после возобновления переговоров (имелось в виду, что он будет готов к 13 сентября 2000 г.)[140] По мнению одного из советников Барака Шлома Бен-Ами, «уже нет смысла спорить о палестинском государстве. Оно фактически существует. Сегодня вопрос стоит лишь о его границах и зонах суверенитета».[141]

По вопросу передислокации израильских войск была зафиксирована договоренность в отношении того, что к сентябрю 1999 г. 7 % территории зоны С будет передана в зону В (зона контроля палестинцев за гражданскими областями), к 15 ноября 2 % зоны В будет передано в зону А (зона контроля палестинцев за гражданскими областями и вопросами безопасности) и 3 % зоны С перейдет в зону В. К 20 января 2000 г. было намечено передать 1 % территории зоны С в зону А и 5 % территории зоны В в зону А.[142] Таким образом, были подтверждены обязательства сторон по Уай Меморандуму. После завершения в запланированном объеме передислокации под полным или частичным контролем Палестинской национальной администрации должно было находиться порядка 40 % территории Западного берега (сектор Газы – кроме районов израильских поселений и приграничной полосы – был уже ранее передан под юрисдикцию ПНА).

Было решено создать совместный комитет по рассмотрению вопросов, связанных с освобождением палестинских заключенных. Израильтяне дали согласие на освобождение в период до октября 1999 г. в обще сложности 350 заключенных. Также удалось продвинуться в вопросе создания безопасных коридоров между Западным берегом Иордана и районом Газы. Южный коридор было решено открыть для движения людей, транспорта и торговых перевозок к 1 октября 1999 г.[143]

Меморандум подписали Председатель Исполкома ООП, глава Палестинской национальной администрации Я. Арафат и премьер-министр Израиля Э. Барак. Свои свидетельские подписи под документом поставили госсекретарь США М. Олбрайт, президент АРЕ Х. Мубарак и король Иордании Абдалла.[144]

13 сентября 1999 г. на пропускном пункте Эрез (Израиль) министр иностранных дел Израиля Д. Леви и секретарь исполкома ООП М. Аббас (Абу Мазен) возобновили переговоры об окончательном статусе палестинских территорий. На церемонии присутствовали представители государств – коспонсоров – директор Департамента Ближнего Востока и Северной Африки Министерства иностранных дел Российской Федерации А. В. Салтанов, а также спецкоординатор США по ближневосточному урегулированию Д. Росс.[145]

В последние месяцы 1999 г. и в начале 2000 г. удалось добиться определенного прогресса на различных направлениях мирного процесса. 25 октября 1999 г. в соответствии с меморандумом Шарм аш-Шейх были открыты безопасные переходы на территории Палестинской автономии. Общая площадь переданных под контроль ПНА земель приблизилась к 40 %. Продолжалось строительство морского порта в Газе. Израильское руководство сообщило о своем плане передачи под контроль палестинцев ряда пригородов Иерусалима, в том числе Абу-Диса.[146] Оптимизм вызвало и сообщение о том, что Барак и Арафат на встрече в Осло в ноябре 1999 г. достигли договоренности о том, что к сентябрю 2000 г. окончательный палестино-израильский мирный договор будет готов к подписанию, а к лету 2000 г. будет произведен вывод израильских войск из южного Ливана.[147]

1 февраля 2000 г. в Москве состоялось пленарное заседание участников Группы содействия многосторонним переговорам по Ближнему Востоку на уровне министров иностранных дел. В нем приняли участие представители коспонсоров – министр иностранных дел РФ И. С. Иванов, госсекретарь США М. Олбрайт, главы внешнеполитических ведомств Египта, Израиля, Иордании, Туниса, Норвегии, Швейцарии, Канады, Японии, Председатель Совета ЕС, представители Палестинской национальной автономии, Саудовской Аравии, Китая, а также спецкоординатор ООН по ближневосточному мирному процессу. На встрече было принято решение о возобновлении мирного процесса в его многостороннем измерении. Удалось договориться о сроках проведения очередных пленарных заседаний рабочих групп.[148] В принятом Россией и США заявлении коспонсоров была подтверждена их готовность выполнять взятые на себя обязательства в отношении установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке на основе резолюций 242[149] и 338[150] Совета Безопасности ООН.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.