рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Историк России, которого не было

Кстати, о христианстве... Важным аргументом, доказывающим тождество Руси и Орды, Бушкову кажется то, что монголы не нападали на монастыри и церкви, а также то, что в монгольском войске было много христиан. Были христиане. Не спорю. Но какие христиане? Нет, не в том смысле, что плохие... Многие были вполне достойными людьми и искренними верующими. А в смысле – к какому направлению в христианстве они принадлежали и что из этого следует...

В любой монографии и даже научно-популярной книжке по истории монгольских войн можно обнаружить простой факт – большинство монголов-христиан принадлежало к несторианскому направлению в христианстве. Официальный справочник гласит: "Несторианство – течение в христианстве, основанное в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428-431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии стал Сыном Божиим (мессией). Осуждено как ересь на Эфесском соборе 431 г." К этому можно добавить то, что сам Несторий, пока был у власти, преследовал своих противников, а после поражения был сослан в забытый Богом и людьми египетский оазис, где и умер в 440 г. После этого преследования обрушились на несториан, которые бежали из пределов Византийской империи и укрылись в Персии. Оттуда они и распространили свое учение дальше на Восток. И для православных, и для католиков несториане навсегда оставались еретиками, к тому же осужденными на Вселенском соборе. Несториане же, естественно, считали еретиками своих противников.

Поэтому для монгола-христианина христианин-русский или христианин-поляк были не единоверцами, а еретиками, бывшими гонителями истинной веры и явными врагами. Можно только поражаться прозорливости и осторожности монгольских ханов, отказывавшихся принимать несторианство, и, благодаря этому сохранявших относительный религиозный мир в Орде. Все всплески религиозной жестокости во время монгольских войн, разрушение храмов и монастырей (опять-таки как в православной Руси, так и в католической Польше), видимо, на совести несториан. Во всяком случае, когда в 1260 году монгольское войско, возглавлявшееся несторианином Кит-Букой, вторглось в Палестину, христианские рыцари-крестоносцы предпочли помогать не своим "единоверцам", а их мусульманским противникам.

Религиозные войны всегда ведутся с крайним ожесточением. А самого большого ожесточения достигают войны, ведущиеся между сторонниками отдельных направлений в рамках одной религии. Достаточно вспомнить взятие Константинополя в 1204 г., историю европейских войн времен Реформации или восстание Хмельницкого на Украине. Кстати, "Хмельниччина" показательна еще и тем, что противники-"единоверцы" не могли примириться друг с другом, зато с большой охотой брали в союзники "бусурманов"-татар. И происходило это вовсе не из этнической близости, как мог бы предположить Александр Александрович Бушков. Понятие "единой нации", "единого этноса" в Средние века не существовало. Главным признаком идентификации человека была вера. Религиозная же близость несла в себе опасность подмены и страх оказаться обманутым "ложным подобием" истинного вероучения. С откровенным иноверцем было проще вступать в "договорные отношения". Он обычно не "лез в душу", ограничиваясь своей долей военной прибыли. Поэтому оставим в стороне измышления о том, что существование монголо-татар-христиан доказывает единство  татар и русских.

Бушков утверждает, что во время монгольского нашествия монастыри и церкви не подвергались разрушению, кроме того не пострадал практически ни один священник или монах, а только таинственно исчез один митрополит-грек Иосиф(с. 153). Опять-таки вымысел чистой воды. Автор "России, которой не было" договаривается даже до большего: "Поскольку "Батыем" были Ярослав с Александром, церковь они, понятно, не трогали. Есть, правда, одно исключение - владимирский епископ Митрофан при невыясненных обстоятельствах погиб во время штурма города". (с. 207). Во-первых, гибель епископа Митрофана -- не исключение, а правило. Во-вторых, ничего невыясненного в трагических обстоятельствах его смерти не было. Достаточно привести несколько цитат из всей той же Лаврентьевской летописи о завоевание Рязанского княжества: "Много же святых церкви огневи предаша, и манастыре и села пожгоша"; взятие Москвы: "Град и церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша"; штурм Суздаля: "И манастырь святаго Дмитрия пожгоша, а прочии разграбиша, а черньци и черници старыя, и попы, и слепыя, и хромыя..., и люди все иссекоша" . В летописи, при описании падения Владимира, поименно перечисляются погибшие духовные иерархи, а также "выясняются" обстоятельства смерти епископа Митрофана: "А епископ Митрофан, и княгыни Юрьева с дчерью, и с снохами, и со внучаты, и прочие княгини Володимерия с детми, и множество многа бояр, и всего народа людии затворишася в церкви святыя Богородица, и тако огнем без милости запалени быша... И оубьен бысть Пахоми, архимандрит манастыря Рожества святыя Богородица да игумен Оуспенскыи Феодосии, Спасьскыи и прочии игумени, и черньци, и черници, и попы и диаконы" .

Что же касается более позднего, вполне лояльного и даже покровительственного отношения монгольских ханов к Русской православной церкви, то это вполне объяснимо в рамках тех государственных традиций, которые установил еще Чингис-хан. Монгольский государь заботился о религиозном мире на покоренных землях и сам подчеркивал свою веротерпимость, говоря: "Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса и Магомета) и прошу того, кто из них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником" . Монгольские ханы оказывали свое покровительство и другим религиозным конфессиям, не только православию. Вот указ Чингис-хана, выданный главе северокитайских даосов цю-шен- сяню: "Святейшее повеление царя Чингиса, повеление начальникам всех мест. Какие есть у цю- шен-сяня скиты и дома подвижничества, в них ежедневно читающие священные книги и молящиеся Небу, пусть молятся о долгоденствии царя на многие лета; они да будут избавлены от всех больших и малых повинностей, податей и оброков; вне сего, кто будет ложно называть себя монахом, под незаконным предлогом отказываться от повинностей, того доносить властям и наказывать по усмотрению и по получении настоящего повеления, да не осмелиться изменить и противиться оному" .

Как пример вопиющего обмана можно привести и слова Бушкова о том, что монголы не оказали никакого влияния на Русь. Он пишет буквально следующее: "Одним словом, всегда и везде новшества, вносимые завоевателями, были весьма обширны и качественно отличались от прежних установлений. Всегда и везде... кроме подвергшейся "татаро-монгольскому нашествию" Руси. Как ни бьешься, невозможно обнаружить ничего, хотя бы отдаленно похожего на занесенное завоевателями новшество. Ни в одной области жизни" (с. 243). Во-первых, существует значительная разница между завоеванным и вассальным государством. А Русь была именно вассальным государством. Во-вторых, даже в завоеванных странах обычно идет обратный процесс – завоеватели заимствуют у завоеванного народа с более высокой культурой его учреждения и традиции. Особенно четко это видно в истории Китая, не раз подвергавшегося завоеваниям со стороны кочевников. В-третьих, следы монголо-татарского влияния в истории Руси хорошо известны. "Восточные обычаи распространились неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру, новый быт, пишет Всеволод Иванов; так, изменилась коренным образом одежда: от длинных белых славянских рубах, от бритых голов с "оселедцами", длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам и тафьям и мурмолкам... Большое изменение культурного быта внесло то время в положение женщины: теремной быт и затворничество русской женщины есть порождение Востока.... Влияние можно подметить и в области военного дела. Так, например, в битве на Куликовском поле 1380 г. мы видим у великого князя Дмитрия Донского блистательное применение резерва... По мнению генерала М.И. Иванина, идея резерва, чуждая тогдашнему русскому (и вообще европейскому) военному искусству, могла быть заимствована Дмитрием от монголо-татар. Несомненно также крупное влияние, которое оказало военное искусство монголов на боевые приемы и вообще на образ действия на войне наших казачьих войск. Казачья лава – прямая наследница монгольской лавы... Монгольские слова "казна", "деньга", "алтын", "таможня" и поныне остались в русском языке как следы монгольской финансовой организации. Подобным же образом наши слова "ямщик", "ямской" и т.п. происходят от монгольского корня "ям"... "Мерин", "чаша" – слова маньчжурского происхождения; "башмак", "колпак", "пай" и более 200 других слов обиходной речи, по словарю Даля монголського происхождения"

Дорогие читатели, вас еще не утомили доказательства полнейшей вздорности построений Александра Александровича Бушкова? Я лично уже устал. Да ведь и сам Бушков вполне честно иногда признается в своей полуграмотности, что впрочем не мешает ему продолжать выдвигать свои теории и пытаться "надуть читателя". Так, он пишет: "Д. Иловайский в начале века назвал всего семь новых источников о монголах и Чингиз-хане. Рассмотрим их...

1."Древнекитайские летописи". (О "древности" китайских летописей читатель уже имеет некоторое представление.)

2. "Персидский летописец Рашид Ад-Дин". (Рашид Ад-Дин работал в начале четырнадцатого столетия и очевидцем описанных им событий не является. Именно на книге Рашид Ад-Дина основывался хивинский хан Абульгази, когда в XVI веке написал свою "Родословную историю о татарах" - которая тем не менее порой опять-таки считается СВИДЕТЕЛЬСТВОМ.)

3. "Буддийско-монгольская летопись "Алтан-Тобчи" (Написана опять-таки гораздо позже описываемых в ней событий.)

4. Армянская "История монголов инока Магакии. XIII век". (Вот здесь я смущенно умолкаю - не ознакомился.)

5. "Европейские путешественники XIII века - Плано Карпини, Аспелин, Рубруквис и Марко Поло". (За прошедшие сто лет мы уже разглядели во всех деталях, что собою представляют эти субъекты как "свидетели"...)

6. "Византийские историки Никифор Грегора, Акрополита и Пахимер". (Умолкаю - не знаком).

7. "Западные летописцы, например Матвей Парижский". (Нy, с брехуном Матвеем мы тоже знакомы...)

Итак! За время, прошедшее с тех пор, как Иловайскнй перечислил эти "важнейшие источники" - то есть почти сто лет, - их число не особенно и увеличилось. Проще говоря, не увеличилось вообще" (с. 282-283).

По крайней мере честно - с тем "не знаком", того не читал. А стоило бы, если берешься за пересмотр всей исторической картины целого исторического периода. "Чего же у вас, чего не хватишься - ничего нет..." Но даже в подобной ситуации - лукавит, ох, лукавит Александр Александрович! Во-первых, не семь, а как минимум 12 источников перечисляет Иловайский в семи подразделах. Во-вторых, сам Бушков охотно пользуется сведениями всех этих "брехунов", когда цитаты из них можно истолковать в нужном ему направлении. И, в-третьих, источников по истории монголов гораздо больше. Достаточно открыть раздел "Источники" в монографии Г.В. Вернадского "Монголы и Русь". Или полистать "Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды", подготовленный В. Г. Тизенгаузеном. Или просто посмотреть в библиотеку на полку с "Полным собранием русских летописей", которые Бушков почему-то вообще источником не считает.

В своей книге Бушков постоянно обращается к идее, опять-таки традиционной для "фольк-хистори" и обычно одобрительно принимающимся большинством читателей, не очень- то знакомых с историей науки. Идею эту можно изложить следующим образом: "В ХХ веке большинство наук (физика, химия, астрономия и т.д., и т.п.) пережили радикальную революцию. Только история и другие гуманитарные дисциплины обошлись без революций. Случился подобный казус благодаря косности, глупости, инертности, злонамеренности (нужное подчеркнуть) историков. В настоящее время необходимо организовать революцию в истории! Поэтому все дружно под знамена Н. Морозова, А. Фоменко и иже с ними!". (Бушков даже говорит о том, что историки испытывают настоящую "боязнь допустить в Большую Историографию еретические теории вроде моей" (с.115). Кстати, непонятно почему Александр Александрович приписывает себе авторство теории о единстве Руси и Орды. Предшественников как-то нехорошо забывать...)

Высказывания о "коренной революции в исторической науке" больше всего напоминают мне поведение людей, тянущих дерево за ветки, чтобы оно быстрее росло. Революции, даже научные, не совершаются сами по себе. Как учил дедушка Ленин, бывший отличным знатоком именно в области организации революций, необходимо, чтобы были объективные причины для революции. В естественных науках это произошло – накопился достаточный экспериментальный материал для переворота в теории. Произошло что-либо подобное в истории? Может быть изобрели машину времени? Или наткнулись на Вавилонскую библиотеку всех когда-либо существовавших и впоследствии утраченных письменных памятников? Ведь нет же – всем нам, просто на голом месте, без всяких новых фактов, предлагают отказаться от наследия предшественников и всего собранного до этого материала научных исследований.

Любопытно, что и революция в естественных науках не имела ничего общего с тем радикальным процессом, рисующимся в воспаленном воображении Бушкова или Фоменко. Все естественники продолжают "стоять на плечах гигантов". Ни одна теория, даже самая "передовая и революционная" ни в одной из наук, не будет признана специалистами, если она не является более широким обобщением, чем концепции предшественников. И уж точно никуда не деваются результаты экспериментов, совершенных этими предшественниками. Создатели же "фольк- хистори" больше всего напоминают астронома, который, вместо того, чтобы попытаться создать новую теорию, обобщающую уже имеющиеся факты наблюдений как его самого, так и его коллег, просто предлагает переименовать все небесные тела. Дескать, пусть отныне Венера называется Марсом, считается кометой и находится в системе звезды Барнарда!

В начале своей книги Александр Александрович честно признается, что в школе был двоечником и более-менее успевал только по истории. Якобы потому, что в самом начале учебного года прочитывал очередной учебник и нет проблем! С легкостью всю историю за один раз "превосходил" (с.3). И с тех пор, со школьной скамьи сохранил в себе эту уверенность в своем блестящем знании исторического материала и легкости исторического познания А.А. Бушков. Поделюсь и я некоторыми воспоминаниями с читателями. Двоечником, каюсь, не был и, честно говоря, не понимаю, как можно в советской школе, где всех "тянули за уши", не учиться хотя бы просто сносно. Тем не менее поступал я весьма похожим образом. И не только с историей, но и практически со всеми остальными учебными дисциплинами, когда не требовалось что-то учить наизусть. Все проходило прекрасно, но даже тогда я понимал, что не следует мне и сейчас, и когда вырасту, пытаться учить физиков или химиков, как и что им следует изучать. Потому что школьный курс – это одно, а реальная наука – совсем другое.

Это-то Александр Александрович Бушков и забыл, посчитав, что история – не серьезная наука, если уж даже он с легкостью запоминал содержание учебника. И написать совершенно новую историю у него, А.А. Бушкова, получится не хуже, чем у других. К сожалению, я могу констатировать, что наш "король боевика" испытания не выдержал. История – мстительная дама и не терпит легкомысленного отношения к себе. С одной только формальной логикой да сведениями, надерганными из последних изданий и переизданий исторических трудов (взгляните на даты в "списке использованной литературы" в книге Бушкова), здесь не обойдешься. Обязательно вылезет "чтой-то непотребное" и "глупость каждого явлена будет".

И тем более поразительным явлением выглядит послесловие к сочинению Александра Александровича, которое создал, "канд. исторических наук, доктор философских наук. профессор КрасГУ, президент Красноярского регионального отделения Международной академии ноосферы, действительный член Академии науковедения" А.М. Буровский. Предисловие гордо названо "Россия, которой не было: взгляд гения" и заканчивается следующими словами: "Книга А. Бушкова - своего рода эталон добросовестного исторического исследования. Несомненно, у кого-то высказывания автора вызовут гнев и прочие непохвальные чувства. Ведь автор посягает на устоявшиеся, привычные представления! Но спорить будет трудно - потому что книга А. Бушкова прекрасно аргументирована. По каждой теме привлечено множество источников, и каждый источник исчерпывающе проанализирован" (с. 594). Господин Буровский! Вы книгу Бушкова хотя бы раз открывали? Там же нет ничего, кроме тенденциозно подобранных цитат, легкомысленно интерпретированных фактов да заимствований у других творцов "фольк-хистори". Как видите, спорить не трудно. Аргументы у Бушкова отсутствуют. Ни по одной теме не привлечено достаточного круга источников. А привлеченный мизер не подвергнут даже элементарной источниковедческому анализу. Потому книга и вызывает "непохвальные чувства". А как иначе? Какая книга – такие и чувства. В отношении "России, которой не было" ( Кстати, а почему не "Китай, которого не было", "Не Рим, которого не было", "Не Орда, которой не было"?) подходят другие слова: "Фольк-хистори - это глобальный вред. Урон для культуры. Чудовище стозево и лаяй" .

Мне иногда приходится выслушивать укоризненные обвинения: "Почему вы никогда не напишете полное опровержение Фоменко, Асова или какого-нибудь другого деятеля "фольк- хистори"? Всегда ограничиваетесь отдельными замечаниями. Наверное, это потому что в этих теориях что-то есть". Попытки же объяснить, что в этих теориях действительно ничего нет, а чтобы их опровергать последовательно пришлось бы написать огромный трактат, который бы никто не взялся издавать, вызывают только скептические усмешки. Создатели "фольк- хисторических" трактатов с самого начала встали в очень удобную позу ниспровергателей "консервативной" науки. Они якобы борются только с "консерваторами от истории". Доказательства же противников всерьез деятелями "фольк-хистори" даже не рассматриваются. К сожалению, у историков и у "фольк-хисториков" нет возможности для спора. Попытайтесь побеседовать о степени кривизны земной поверхности с человеком, убежденным в том, что Земля плоская. Никакого спора не получится, потому что у вас и у него с самого начала диаметрально противоположные и непримиримые взгляды на проблему.

Неприятие большинством ученых "фольк-хисторических" трудов базируется вовсе не на их боязни "еретических" взглядов в науке или "сумасшедших" гипотезах, чтобы ни говорили Бушков и "иже с ним". Даже ошибочная теория может быть вполне плодотворной – вспомним, насколько углубленней и тщательней стали изучать " Слово о полку Игореве" после еретических гипотез А. Мазона и А.А. Зимина о том, что " Слово" – памятник не XII и даже не XIII в., а подделка XVIII. Гипотеза была опровергнута, но в результате мы гораздо лучше узнали и " Слово", и "Задонщину", и летописные известия, повествующие о конце XII в. Но в случае с "фольк-хистори" ничего подобного не происходит. Не получается научной дискуссии вокруг поставленной гипотезы. Потому что разговор идет на принципиально разных языках, да еще при условии, когда один из оппонентов заткнул уши. Прошу засвидетельствовать, специалистам есть, что сказать в ответ на бредни "фольк-хисториков", но эти борцы с "научным консерватизмом" не желают ничего слушать. А ведь еще Библии было сказано "Не мечите бисер перед свиньями".

Доказать что-либо человеку, убежденному в истинности "фольк-хисторической" картины мира, просто невозможно. Уже сколько раз уличали А.Т. Фоменко в элементарной исторической безграмотности, в незнании "азов". И ничего – с завидным постоянством продолжают "выпекаться" новые книги по "глобальной хронологии". Поэтому и я вовсе не надеюсь в чем-либо убедить Александра Александровича Бушкова или сочувствующих его взглядам. Сейчас я обращаюсь к тем, кто еще не попал под гипноз иллюзионистов от "фольк- хистори" - вы видели примеры "доказательств" из одного подобного труда (причем, не из самых худших), вы познакомились с используемыми "методами". Есть ли в этом что-либо серьезное или научное? Решайте сами...

А.А. Бушков любит ссылаться на польского фантаста Станислава Лема, уверяя, что у него он учился применению логики в литературных произведениях. Я могу только посочувствовать пану Лему, у которого оказался подобный самозванный ученик. Но дело не в этом. У меня тоже есть излюбленные авторы НФ. И в первую очередь – это братья  Стругацкие. Как мне кажется, очень подходящей цитатой из их повести "Жук в муравейнике" можно закончить мою и так уже затянувшуюся рецензию. (И да простит меня Борис Натанович за небольшие искажения, которые пришлось сделать в тексте).

"Слов нет, история содержит много "белых пятен", но я со всей ответственностью утверждаю, что к данному вопросу эти пятна никакого отношения не имеют. И со всей ответственностью я заявляю, что все подобные хитроумные построения – это просто легкомысленная чушь, очередная попытка взяться правой рукой за левое ухо через-под левое колено".

Список литературы

Бушков А. Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы. М., 1997.

Аксенова (Сова) Л.З., Вертель Е.В. О скандинавской версии авторства "Тихого Дона" // Загадки и тайны "Тихого Дона". Самара, 1996. С. 193.

Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие// Пустыня Тартари. М., 1995. С. 110.

Ткачев В.Н. Каракорум в XIII в.// Пустыня Тартари. М., 1995. С. 418.

Иоанн де Плано Карпини. История монголов.

Вильгельм де Рубрук. Путешествие в воточные страны. СПб., 1911. С. 138.

Советский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 456. ПСРЛ. М., 1962. Т.1. Ст. 470. Там же. Ст. 523.

Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам: очерк истории (600 - 1258). М., 1988. С. 16. Там же. С. 51.

Хара-Даван Э. Указ. соч. С. 100.

Там же. С. 191-192. Грюнебаум Г.Э. фон. Указ. соч. С. 51-52.

Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь; М., 1997. С. 68.

Хара-Даван Э. Указ. соч. С. 215.

Цит. по Трубецкой Н.С. "Хожение за три моря" Афанасия Никитина как литературный памятник// Русский узел евразийства: восток в русской мысли. М., 1997. С. 287.

Дмитриев Л.А., Творогов О.В. "Слово о полку Игореве" в интерпретации О. Сулейменова // Русская литература. 1976. № 1. С. 257. ПСРЛ. Т.1. Ст. 445-446.

Там же. Ст. 460.

Там же. Ст. 460-462.

Там же. Ст. 463-464.

Хара-Даван Э. Указ. соч. С. 230.

Там же. С. 236, 357.

Там же. С. 229-230, 269.

Володихин Д.М. Два слова о монстрах// История России в мелкий горошек. М., 1998. С. 8.

Г.А. Елисеев. Историк России, которого не было.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.