рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Историк России, которого не было

И, наконец, откровенный вымысел и столь же откровенный обман читателей. Здесь просто начинаешь теряться – какой пример из книги Александра Александровича лучше выбрать. Ну, хотя бы следующий – Бушков уверяет, что этноним  "татары" вначале обозначал только специальные конные части русских князей и лишь позже был воспринят как название сразу для нескольких народностей. И приводит несколько примеров, якобы описывающих сходную ситуацию: "В том, что со временем слово  "татары" перестало означать "вооруженную силу", "войско" и прилепилось к конкретному народу, нет ничего удивительного. Почти схожие примеры в истории прекрасно известны: когда военный термин приобретал характер политического ярлыка, синонима. А то и наоборот... "Мамелюками" в Венгрии в XIX веке звались приверженцы одного из тогдашних политических течений, а также группа депутатов парламента. Слово "янычар" сплошь и рядом становилось синонимом необузданности, зверства, вольницы - хотя термин "ени чери" на деле означает "новое войско"... От слова "всадник" образовано французское и немецкое дворянин, то есть "шевалье" и "риттер". "Улан" в турецком языке первоначально означало что-то вроде молодого холостого парня - из таких набирались особые конные полки... Но самый яркий пример - "запорожец". Этот термин объединял людей любой национальности и любой прежней веры... Постепенно этот плавильный котел превратил запорожцев в часть украинского народа" (с. 253-254). Стоп!

Удивительная ситуация – обещали говорить про Фому, а говорят про Ерему. Бушков обещал привести пример о том, как народ принял название войсковой группы, а рассказывает о партийных объединениях, принимавших название войсковых. Я попросил бы показать мне на этнической карте мира народ "янычар", "уланов", "риттеров"... Таких народов нет, не было и не могло быть. А  татары существуют.

И даже пример с запорожцами не доказательство, а сплошной вымысел, от начала и до конца. Александр Александрович словно надеется, что ни один из его читателей не полезет хотя бы в самый обычный и самый распространенный в бывшем СССР справочник и не прочтет там следующего: "Запорожская сечь, организация украинских казаков в 16-18 вв. за Днепровскими порогами" . Большинство "сечевиков" было по национальности украинцами, а "запорожцами" они именовались как члены военного объединения. Не составляли запорожцы отдельной этнической группы, как  татары, да и не могли составить хотя бы потому, что на территории Сечи не имела права проживать ни одна женщина. И уж, во всяком случае, никогда и никоим образом не навязывали запорожцы свое название остальным украинцам, а, после разгона Сечи, были преобразованы в Черноморское казачье войско.

А вот если остановиться на более традиционной точке зрения, согласно которой этноним  татары приняли покоренные и постепенно смешавшиеся с завоевателями народы, то здесь примеров мы найдем сколько угодно. Германское племя франков, завоевавшее Галлию и впоследствии объединившееся с местным населением, оставило свое имя новому народу – французам. Германское племя англов,  вторгшееся в Британию и через некоторое время смешавшееся с британцами, сохранило память о себе в этнониме "англичане".

Рассмотрим еще несколько аргументов, каждый из которых представляется А.А. Бушкову доказательством воистину "убойной силы", а на деле представляет собой фантастику чистой воды. Например, Александр Александрович утверждает, что абсолютно прав Фоменко, отождествлявший татарских ханов и русских князей. Бушков подчеркивает, что князь Ярослав Всеволодович и Батый – одно и то же лицо. Доказательства: 1) у русских князей было нередко два имени – одно – славянское, другое – крестильное (классический пример – св. князь Владимир Киевский, в крещении – Василий). Имя Ярослав к крестильным ну никак не относится. Тогда убедительно прошу Александра Александровича указать мне в святцах святого  Батыя (правильнее – святого Бату) и день, в которой память оного святого празднуется. А также святого Джанибека, Тохтамыша, Берке и т.п. Если покажете, то я готов на слово признать все остальные ваши утверждения о единстве Руси и Орды.

Первое доказательство оказалось каким-то хилым. Но у Александра Александровича есть в запасе второе: 2) все монгольские имена суть не имена, а прозвища русских князей. И, действительно, использовались, особенно в более поздних русских источниках, прозвища, тем более когда речь идет о второстепенных исторических персонажах. Но вся загвоздка в том, что прозвище всегда должно обозначать что-то понятное и на понятном большинству народа языке. Как приводимые самим Бушковым прозвища Упырь Лихой или Тать Иван... А также –  Василий Темный,  Иван Грозный,  Петр Великий. И даже прозвища Иван Калита или Дмитрий Шемяка означают вполне понятные средневековым русичам вещи – Денежный кошель и Силач. А теперь пусть Александр Александрович Бушков попробует объяснить мне (а заодно и всем читателям), что обозначают в русском языке (или его диалектах) прозвища  Бату, Менгу-Тимур, Хулагу, Хубилай, Ариг-Буга,  Мунке, Берке, Толуй (Беру "на вскидку" имена с нескольких страниц из труда Г.В. Вернадского "Монголы и Русь". А мог бы перечислять несколько абзацев...) За что же Ярослава Всеволодовича прозвали Батыем, а Дмитрия Ивановича – Тохтамышем? А вот за что последнего прозвали Донским мы все хорошо знаем и понимаем без объяснений.

А как обойтись с летописными известиями? Например, таким, из Лаврентьевской летописи: "Великыи князь Ярослав поеха в татары к Батыеви, а сына своего посла Костянтина посла к канови. Батыи же почти Ярослава великого честью и мужи его" . Поехал к самому себе, и "почтил честью" самого себя? То же и в Суздальской летописи по Академическому списку: "Поиде Ярослав к Батыю, а сына Костянтина посла к кановичем, и прииде пожалован" . В летописи упоминается, как видим, не только  Батый, но и другие Чингизиды – "кановичи" ("хановичи").

Важным аргументом представляется Александру Александровичу следующий: Северо- Восточная Русь получила от монгольско-татарского нашествия наибольшие преимущества и в дальнейшем стала ядром для образования мощного Московского государства. Преимущества, конечно, были, особенно по сравнению с Юго-Западной Русью, потерявшей всякую самостоятельность. Но ведь было государство, которое получило в результате нашествия куда больше преимуществ. Это – Литва. После монголо-татарского нашествия это маленькое языческое княжество превратилось в мощную державу, присоединившую к себе множество бывших древнерусских княжеств, в том числе и Киевское. Литва постоянно угрожала Москве,  литовские набеги были часто не менее страшны, чем татарские, а татары во время них нередко выступали союзниками русских. Не будь событий 1237-1240 гг., вряд ли Литве удалось бы настолько возвыситься. Так что же, Александр Александрович, может быть  Батый – это еще и прозвище Миндовга? Или Миндовг - Ярослава Всеволодовича?

Иногда непонятно – сознательно ли начинает фантазировать Бушков или просто незнаком с реальными историческими фактами. В некоторых случаях создается впечатление, что Александр Александрович попадает впросак из-за элементарного незнания истории зарубежных стран.

В книге он приводит следующий "неотразимый" аргумент - "Истории и впрямь неизвестны случаи, когда рассеянные на огромных пространствах кочевники вдруг создали бы если не могучее государство, то могучую армию, способную завоевывать целые страны. За одним-единственным исключением - когда речь заходит о "монголо-татарах"" (с. 124). Более чем странное утверждение. Достаточно вспомнить про государства, созданные ариями в Индии, или обширные "империи" кочевников Центральной Азии (тот же Тюркский каганат). Но есть и самый поразительный пример, полностью опровергающий все подобные построения А.А. Бушкова. Он пишет: "Вы поверите, что кочевники-бедуины из аравийских степей однажды отправились бы завоевывать Южную Африку, дойдя до мыса Доброй Надежды?... Пуштунскому или бедуинскому племенному вождю просто не придет в голову строить город или создавать государство" (с. 125-126). Но ведь именно арабские кочевники и создали огромнейшую империю Средневековья – Арабский халифат. Кем был пророк Мухаммед в молодости ? Охранником караванов. С чего жили Мекка и Медина? С посреднической торговли. Разве не кочевые племена объединили в новое государство первые халифы? И именно эти кочевники завоевали весь Ближний Восток, Северную Африку, Испанию и были остановлены только во Франции Карлом Мартеллом! Преодоленное расстояния, вполне сравнимые с расстоянием от Аравии до мыса Доброй Надежды.

Вот как описывает население Аравии накануне начала проповеди Мухаммеда знаток истории ислама Г. фон Грюнебаум: "Арабы (это наименование можно приближенно перевести "бродяга" или "кочевник") обжили полуостров, вероятно, в не слишком далеком прошлом. Поскольку жизнь из племен зависела от мелкого рогатого скота и ослов (позднее?), они кочевали в пределах степей... Примерно за шестнадцать столетий, на протяжении которых может быть прослежена доисламская история Северной и Центральной Аравии, местные бедуины не создали по собственному побуждению никаких государственных образований, за исключением тех, что возникли в пограничных районах и самоуправляющихся городских поселений"

И вот с арабами происходит именно такая же история, как и несколькими веками позже с монголами. Один лидер сплачивает кочевников полуострова, и этот вооруженный народ обрушивается на своих соседей в тот период, когда те переживают кризис. Грюнебаум отмечает: "Кроме того, часто забывают, что каждый мусульманин был солдат, что Медина фактически имела в своем распоряжении вооруженный народ, тогда как у византийцев и персов в военных действиях принимали участие профессиональные армии, а это означало, что войны длились дольше и стоили дороже" . А вот что написано в "Ясе"  Чингисхана о службе в монгольском войске: "Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии... Всякий, не участвующий лично в войне, обязан в течение некоторого времени проработать на пользу государства без вознаграждения". . Эренжен Хара-Даван в своем исследовании о монгольском военном искусстве добавляет: "Кочевая жизнь развивает необычайную память местности и изумительную зоркость. Нынешний монгол или киргиз за 5-6 верст замечает человека, спрятавшегося за куст или камень или выглядывающего из-за них. Он на дальних расстояниях распознает дым от разложенного костра, пар кипящей воды и т.п. Различает животных, людей за 25 верст на равнине, зверей, когда воздух прозрачен. Слух у кочевых народов также гораздо тоньше, чем у оседлых. При этих условиях из кочевников легко образовать превосходную легкую конницу, тем более что они не требуют обучения верховой езде и умению обращаться с лошадью. При Чингис-хане и Тамерлане в военных действиях принимали участие мальчики начиная с 12 или 13 лет, так как уже в этом возрасте они были отличными стрелками из лука и вполне пригодными для действий малой войны, для службы при обозе, при заводных лошадях и т.п." .

Арабы, как и монголы, сумели привлечь на свою сторону иноплеменников, и те поддержали их в ходе завоеваний. Они также создали огромную империю, позже распавшуюся на несколько враждующих государств. А впоследствии бывшие кочевники из Аравии смешались с покоренными народами и народами-союзниками, оставив им свой язык и этноним. И современные жители Омана или Марокко, Сирии или Алжира, не смотря на этнические, бытовые, исторические различия, одинаково называют себя арабами. (Равно как и крымские, казанские, астраханские  татары одинаково называли себя  татарами).

В качестве доказательства, направленного против традиционной истории монголо- татарских войн, А.А. Бушков использует заявления типа: "Ну не способен степняк-кочевник за пару лет освоить искусство взятия городов с применением стенобитных машин! Создать армию, превосходящую армии любых государств того времени!" (с.126), да еще с саркастической апелляцией к Марк Твену "Прав был Марк Твен: ну не мечут гусаки икру! Не растет брюква на дереве!". Такое ощущение, что Александр Александрович вообще не верит в способность людей к обучению чему-либо, и в особенности – военному делу. Обратимся к уже использовавшемуся нами примеру – к истории арабских завоеваний. Во время войны с мекканцами в 626 г. пророку Мухаммеду его советник – перс Салман посоветовал соорудить небывалую вещь для кочевников: оборонительный ров. И мекканцы, которыми командовал будущий знаменитый полководец халифата Абу-Суфьян, Медину не взяли. Но и полководцы Мухаммеда не могли взять укрепленную Мекку. Но они учились, накапливали опыт, использовали умных советников (таких, как Салман). И прошло всего несколько лет – и участники "войны у рва" берут укрепленные города Палестины, Сирии, Египта и Ирана. "В сентябре 635 г. после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, поражение императорской армии на р. Ярмук (август 636) на века решило судьбу Сирии; Иерусалим сопротивлялся еще два года, эллинизированная Кесария – еще четыре. В 639 г. Амр ибн ал-Ас пересек египетскую границу, и в июле 640 г. византийцы потерпели решающее поражение неподалеку от Вавилона (Старого Каира), к северо-западу от современного Каира; сама крепость держалась до следующего года. В Вавилоне патриарх Кир заключил с арабами соглашение, в соответствии с которым Александрия, ключевой пункт Византии в Египте, была очищена в сентябре 642 г. императорские войска вернули себе этот город на несколько месяцев с помощью удачной уловки, но его второе падение означало конец византийского присутствия в Египте... Тем временем битва при Кадисии (к юго-западу от Хиры) в 636 г. и захват столицы, Ктесифона (ал- Мадаин), передал неиранские провинции империи Сасанидов в руки мусульман" . Наверное, взять Иерусалим или Александрию было потруднее, чем Медину или Мекку? И тем не менее кочевники-бедуины берут их.

А монголы? И у них та же самая история – в начале XIII в. монгольская армия еще не имеет опыта штурма городов. В  1209 г. они в "поле" разбивают тангутов, но не могут взять их столицу, в  1211 г. начинается война с чжурчженями. Монгольские войска разбивают северную армию  империи Цзинь, занимают большую часть ее северной территории, но Пекин взять не могут. Пекин падет только в  1215 г., после того, как монголы наберутся достаточно опыта и навербуют достаточно специалистов – как из южнокитайской империи Сун, так и из самих чжурчженей. Именно после разгрома империи Цзинь  монголы уже не имели проблем со штурмом городов – в их армиях служила множество чжурчженьских оружейников. Так в войске  Батыя было две тысячи чжурчженей, в первую очередь обслуживавших трофейные китайские осадные машины. В Китае монголы научились очень многому.

И не надо сказок про "пару лет". Например, морской флот на завоевание Японии хан Хубилай пытался отправить первый раз только в  1274 г. Со времени начала войн  Чингиса прошло почти сто лет. Отрицать морские навыки монголов - это все равно, что утверждать будто СССР в 1957 г. не мог выйти в космос, потому что еще в 1857 г. в Российской империи не было ни одного автомобильного завода! Люди учатся, Александр Александрович, и достаточно быстро. А монголы, между прочим, в конце XIII в. посылали флот не только к Японии, память о чем сохранилась даже в японском языке, в виде всем известного слова "камикадзе", но даже и на далекую Яву ( 1293 г). И об этом тоже четко рассказывается в исторических источниках.

Бушкова поражает, что ханы улуса Джучи советуются с русскими князьями, посылают их к великому хану, а то и разрешают им собирать дань (с. 147). Конечно, с его точки зрения, подобные действия доказывают, что Орда и Русь - это одно и то же. В реальности же монголы вообще самым активным образом привлекали к себе на службы талантливых иностранцев или представителей покоренных племен. Вспомним, кто был ближайшим советником Чингисхана и государственным канцлером – китаец Елюй Чуцай. Уйгур Тататунга был главой правительства в Каракоруме. Мангут Хуилдар командовал личной гвардией  Чингис-хана. А у более поздних монгольских императоров? Главные советники хана Толуя – уйгур Чинкай и мусульманин Махмуд Ялавач. При Хубилае был создан целый совет из китайских ученых для координации деятельности монгольских и китайских государственных учреждений. Отличительной чертой менталитета жителей степной империи Чингис-хана ученые как раз и называют стремление монголов привлекать на службу представителей других народов и рассматривать их как равных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ханы Золотой Орды охотно и без предубеждений прислушивались к советам русских князей.

И никакой особой исключительности в положении русских княжеств как вассальных по отношению к одному из монгольских улусов нет. Незнание мировой истории в очередной раз сыграло злую шутку с Александром Александровичем. Монгольские завоеватели во многих других государствах ограничивались вассальной зависимостью местных государей, требуя от них только выплаты определенной дани и участия в военных походах монголов. Полному разрушению подвергались только те страны, правители которых убивали монгольских послов. Государи же зависимых стран воспринимались как правители отдельных областей монгольской империи и даже участвовали в курултаях, хотя и без права "голоса". Так на курултае 1246 г., где новым великим ханом был избран Гуюк, присутствовал не только великий князь Ярослав Владимирович, как фактический представитель Бату, но и сельджукский султан Килидж-Арслан IV, царь Грузии Давид, принц Самбат - брат царя Малой Армении Хетума I. Зависевшие с 1242 г. от Золотой Орды болгарские государи исправно выплачивали дань, которую сами же и собирали, а в 1265 г. царь Болгарии Константин был даже вынужден участвовать в походе монгольских войск на Византийскую империю.

Все домысли и недоговоры нужны Бушкову только для того, чтобы доказать, будто русские и  "татары" летописей – это один и тот же народ. Опираясь на уже известную нам цитату из Лызлова (со с. 132) , Бушков приходит к следующему умозаключению: "Напрашивается вывод: а может быть,  татары – никакие не тюрки? И представляют собою тот же этнос, что и русские? Л.Н. Гумилев считал, что именно так и обстояло. Академик Фоменко указал на двуязычие Афанасия Никитина: временами Никитин в середине фразы легко и непринужденно переходит с русского на тюркский. А известный писатель Олжас Сулейменов в книге "Аз и я" обнаружил много тюркизмов и в " Слове о полку Игореве". Неизвестно точно, представляют русские и  "татары" два разных этноса или один. Однако можно с уверенностью говорить, что русские прекрасно владели тюркским, а тюрки – русским" (с. 137). Обман на обмане сидит и обманом погоняет.

Никогда Лев Николаевич Гумилев не утверждал, что русские и  татары - один этнос. Он говорил о том, что они входят в единый суперэтнос, группу народов, объединенных "положительной комплиментарностью". А к единому суперэтносу относятся, например, и все западноевропейцы. Так что же - шведы и французы - это один народ? Академик Фоменко, по свойственной ему традиции, все путает. Никакого "двуязычия" у Афанасия Никитина нет. Он использует в своей книге и татарские, и арабские, и индийские, и персидские слова и выражения. Так что же русских можно отождествить еще с арабами, индусами и персами? Конечно, все люди – братья, но не до такой же степени. (Кстати, что это за язык - "тюркский"? Турецкий?  Татарский? Ак-ногайский? Огузо-карлуцкий? Нет такого языка, как нет языка "индоевропейского" или "семитского"). Более того, Никитин использует  татарский язык, когда пытается что-то скрыть или сообщить нечто, предназначенное только для таких же странников, как и он (вроде цен на невольниц в Индии). Многие татарские фразы он сам же переводит, будучи уверен, что обычному читателю они непонятны. Например: "Татарове нам кликали: качьма! не бегайте" . О "находках" же О. Сулейменова хорошо сказали в свое время известные филологи Л.А. Дмитриев и О.В. Творогов: "Он создает новые слова, не считаясь с тем, известны ли они древнерусскому языку, создает новую грамматику, противоречащую грамматике древнерусского языка, новую палеографию, не подтверждаемую ни единым примером из рукописей - и все это для того, чтобы иметь возможность предложить новые прочтения в тексте "Слова". В общем, довольно "достойный" предтеча А.А. Бушкова.

То, что для русских  "татары" во время битвы на Калке не были даже соседями, доказывает именно летописный текст, над которым издевается А.А. Бушков. По словам летописца, никто не мог точно определить, что за народ напал на половцев – соседей Руси. Летопись приводит совершенно фантастические версии о происхождении  татар: "Явишась языци, их же никтоже добре ясно не есть кто суть и отколе изидоша, и что язык их, и которого племени суть и что вера их. И зовут я татары, а инии глаголють таумены, а друзии – печенези. Инии глаголють, яко се суть о них же Мефодии, Патомьскыи епископ свидетельствует, яко си суть ишли ис пустыня Етиревьскы, суще межю встоком и севером. Тако бо Мефодии рече, яко к скончанью времен явитися тем, яже загна Гедеон и попленят всю землю, от востока до Ефранта и от Тигр до Понетьскаго моря, кроме Ефиопья. Бог же един весть их, кто суть и отколе изидоша" . Как видим, он сравнивает их с измаильтянами, некогда изгнанными пророком Гедеоном за пределы известного мира. Их появление из Етривской пустыни должно было свидетельствовать о начале "последних времен", о скором приходе Антихриста. Извините, но даже самый разрушительный набег соседнего народа таких чувств не вызовет. О соседях так не напишут. В лучшем случае, скажут: "окаянные", "безбожные" да "поганые". Первое потрясение вскоре прошло и в летописном рассказе о нашествии 1237 г. никакого удивления нет. "Пришли безбожные татары..." Лучше даже привести отрывок из летописи: "На зиму придоша от восточные страны на Рязанскую землю лесом безбожнии татари, и почаша воевати Рязанскую землю, и пленоваху, и до Проньска попленивше Рязань весь, и пожгоша, и князя их убиша". За четырнадцать лет и русские, и половцы сумели достаточно хорошо разузнать, что напали на них не "люди-человекоядцы", а такой же народ, хотя и не христианский.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.