рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Придворное общество Франции по мемуарам герцога Сен-Симона

Переодевание короля происходило в хорошо освещённой комнате, но это не мешало очередному придворному священнику с подсвечником в руке передавать свечу по окончании молитвы первому камердинеру, который нес её перед королём, когда тот подходил к своему креслу. Затем король громко называл стоящего близ него и камердинер, в свою очередь, передавал подсвечник названному. Это был знак отличия, своего рода милость, которая высоко ценилась: "таким искусством обладал король создавать ничто из ничего". [101] Вызванный выходил и снимал перчатку, брал подсвечник и держал его до конца раздевания, после чего возвращал его камердинеру и так далее. Как мы можем теперь видеть всё, даже самые банальные вещи приобретали рядом с королём по истине великое значение и становились милостью с его стороны.

По утрам король ужинал один с принцами и статс-дамами, а для каждого вечера он составлял список статс-дам, которых хотел увидеть.

"Обед всегда происходил за "малым прибором", то есть король обедал один в своей комнате. за столико против среднего окна"[102], так же существовали "большой" и "очень малый" приборы, варьировавшиеся в зависимости от количество лиц, присутствующих на обеде у короля и от случая. Стол имел удобную квадратную форму. осле этого король выходил из-за стола и шёл в свой кабинет дабы лица высокопоставленные могли поговорить с ним. [103] десять часов подавали ужин - уже за "большим прибором" вместе со всем королевским домом. Словом, процесс поглощения пищи и связанные с этим процессом события являлись своего рода рутиной, в которую король и двор окунались изо дня в день, разбавляя её разнообразными разговорами и своими нарядами.

К слову о нарядах - всем известно об отменном вкусе Людовика, но мало кто может нарисовать его портрет, так обратимся же непосредственно к словам Сен-Симона, дабы не переиначить их на свой лад: "Король одевался всегда в различные оттенки коричневого цвета, со скромными вышивками, но никогда не носил одежды, расшитой по всем швам. Снизу он носил суконный, либо атласный камзол, красный или синий, много зеленого, весь расшитый. Не носил колец и драгоценностей (лучшие друзья девушек - бриллианты, поэтому и не носил - всё пожертвовал), кроме как на пряжках башмаков, подвязках и шляпе, которая всегда была отделана испанским кружевом и белым пером"[104]. Если бы у Людовика была возможность поучаствовать в программе "подиум", то он бы точно выиграл и поехал бы на NY Fashion Week. О чём говорит нам его облик? Он так и светиться силой, благосостоянием, вызовом и уверенностью, говорит всем, что "Я - король! Поклонитесь!", чего и следовало ожидать.

Одежда вообще всегда служила символом самовыражения. Она пытается либо загладить глупость, которая приходит с рождения, либо выдать мудрость, которая приходит с годами. Но, так или иначе, двор без одежды не двор и ни одна уважающая себя дама не выйдет из дома одетая с ног до головы в драгоценности, пышные платья и с мужем под мышкой за место ридикюля. И за рассолом - напитком завтрашнего дня.

Где можно было поговорить с королём? Конечно на аудиенции, но на неё можно было надеяться только в редких случаях (даже королевское поручение иногда пролетало мимо). Короткие аудиенции получить было проще - нужно было просто уезжать и накануне ты мог встретиться с королём (так поступали уезжающие генералы в присутствии генсека по военным делам) или ещё более короткие - по их возвращении, "но часто не давалось ни тех, ни других"[105]. А почему так было сложно? Потому что из этого вытекала одна очень большая выгода - разговор один на один (практически) с королём на тему, которую ты выбираешь сам - всем по сосиске, официант, я угощаю! Оставалось просто добиться этой аудиенции "и умело вести себя, выказывая почтение, должное по установленному обычаю королевскому сану"[106]. Король, что было ему не свойственно, крайне спокойно выслушивал говорящего, дабы точно узнать что ему требуется, "в нём пробуждался дух справедливости, стремление узнать истину, даже когда он бывал разгневан, - и так было до конца его жизни"[107], но, мы уже знаем положение дел по поводу истины в отношении короля - даже если бы он пытался у него бы вряд ли получилось, ведь для этого нужны мозги, а не ходячие энциклопедии с ушами и ртом за спиной.

Раз уж мы начали говорить о правах, то остановимся ненадолго о праве наследования - droit de survivance - на места государственных секретарей, и только на госсекретарей, ибо король дал себе зарок ни на какую другую должность больше прав не давать - и баста!"вот почему мы нередко видели, что совершенно неопытные новички, чуть ли не дети, занимали эти ответственные места, и иногда, вполне самостоятельно, тогда как для занятия должностей меньшей важности на это нечего было и надеяться"[108], поэтому основным принципом, которым здесь руководствовался Людовик, был его собственный вкус и такое качество, как посредственность человека. И таким порядком вещей король был крайне доволен, хлопая в ладоши от счастья с улыбкой во все свои 32 белых. Ведь он считал, что воспитывает их, честно верил в эту иллюзию, которую сам себе и создал. Эти люди нравились ему безмерно именно из-за их невежества, и чем оно было больше, тем больше Людовик любил их и доверял им, и пускай иногда оно было наигранно - не важно, главное, что всё хорошо. Чем бы дитя не тешилось, только бы не вешалось, честное слово. Искусству угрожают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником.

В итоге в обществе господствовал не ум, как должно было быть по идее, а невежество и его отсутствие. И человеку умному было огромное горе, от его же ума, потому что его судьба была бы тогда решена. Театр абсурда, как минимум. Вместо того, чтобы стремиться к совершенству, король тянул всех в низ, а общество ему потакало и мечтало о мягкой подстилке поближе к его ночному горшку любой ценой.

Хотелось бы привести очень длинную, но абсолютно к месту, цитату из сказки Ганса Христиана Андерсона "Новый наряд короля", которая подходит под наше повествование настолько, что я не прощу себе, если остановлюсь: "Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. [...] На каждый час дня был у него особый камзол, и как про королей говорят: "Король в совете", так про него всегда говорили: "Король в гардеробной". Город, в котором жил король, был большой и бойкий, что ни день приезжали чужестранные гости, и как-то раз заехали двое обманщиков. Они сказались ткачами и заявили, что могут выткать замечательную ткань, лучше которой и помыслить нельзя. И расцветкой-то она необыкновенно хороша, и узором, да и к тому же платье, сшитое из этой ткани, обладает чудесным свойством становиться невидимым для всякого человека, который не на своем месте сидит или непроходимо глуп. "Вот было бы замечательное платье! - подумал король. - Надел такое платье - и сразу видать, кто в твоем королевстве не на своем месте сидит. А еще я смогу отличать умных от глупых! Да, пусть мне поскорее соткут такую ткань!" И он дал обманщикам много денег, чтобы они немедля приступили к работе. Обманщики поставили два ткацких станка и ну показывать, будто работают, а у самих на станках ровнехонько ничего нет. [...] "Хорошо бы посмотреть, как подвигается дело!" - подумал король, но таково-то смутно стало у него на душе, когда он вспомнил, что глупец или тот, кто не годится для своего места, не увидит ткани. И хотя верил он, что за себя-то ему нечего бояться, все же рассудил, что лучше послать на разведку кого-нибудь еще. Ведь весь город уже знал, каким чудесным свойством обладает ткань, и каждому не терпелось убедиться, какой никудышный или глупый его сосед. "Пошлю к ткачам своего честного старого министра! - решил король. - Уж кому-кому, как не ему рассмотреть ткань, ведь он умен и как никто лучше подходит к своему месту!" И вот пошел бравый старый министр в зал, где два обманщика на пустых станках работали. [...] А обманщики приглашают его подойти поближе, спрашивают, веселы ли краски, хороши ли узоры, и при этом все указывают на пустые станки, а бедняга министр как ни таращил глаза, все равно ничего не увидел, потому что и видеть-то было нечего. "Господи боже! - думал он. - Неужто я глупец? Вот уж никогда не думал! Только чтоб никто не узнал! Неужто я не гожусь для своего места? Нет, никак нельзя признаваться, что я не вижу ткани!" [...] И вот уж весь город заговорил о том, какую великолепную ткань соткали ткачи. А тут и сам король надумал посмотреть на нее, пока она еще не снята со станка. С целой толпой избранных придворных, среди них и оба честных старых чиновника, которые уже побывали там, вошел он к двум хитрым обманщикам. Они ткали изо всех сил, хотя на станках не было ни нитки.

Великолепно! Не правда ли? - сказали оба бравых чиновника. - Соизволите видеть, ваше величество, какой узор, какие краски! И они указали на пустой станок, так как думали, что другие-то уж непременно увидят ткань. "Что такое? - подумал король. - Я ничего не вижу! Это ужасно. Неужто я глуп? Или не гожусь в короли? Хуже не придумаешь!" - О, это очень красиво! - сказал король. - Даю свое высочайшее одобрение! Он довольно кивал и рассматривал пустые станки, не желая признаться, что ничего не видит. И вся его свита глядела, глядела и тоже видела не больше всех прочих, но говорила вслед за королем: "О, это очень красиво!" - и советовала ему сшить из новой великолепной ткани наряд к предстоящему торжественному шествию. "Это великолепно! Чудесно! Превосходно!" - только и слышалось со всех сторон. Все были в совершенном восторге. [...] Всю ночь накануне торжества просидели обманщики за шитьем [...], они резали воздух большими ножницами, они шили иглой без нитки и наконец сказали:

Ну вот, наряд и готов! [...] Все легкое, как паутинка! Впору подумать, будто на теле и нет ничего, но в этом-то и вся хитрость! - Да, да! - говорили придворные, хотя они ровно ничего не видели, потому что и видеть-то было нечего.

А теперь, ваше королевское величество, соблаговолите снять ваше платье! - сказали обманщики. - Мы оденем вас в новое, вот тут, перед большим зеркалом! Король разделся, и обманщики сделали вид, будто надевают на него одну часть новой одежды за другой. [...] - Ах, как идет! Ах, как дивно сидит! - в голос говорили придворные. - Какой узор, какие краски! Слов нет, роскошное платье! [...] - Я готов, - сказал король. - Хорошо ли сидит платье? И он еще раз повернулся перед зеркалом, ведь надо было показать, что он внимательно рассматривает наряд. Камергеры, которым полагалось нести шлейф, пошарили руками по полу и притворились, будто приподнимают шлейф, а затем пошли с вытянутыми руками - они не смели и виду подать, что нести-то нечего. Так и пошел король во главе процессии под роскошным балдахином, и все люди на улице и в окнах говорили:

Ах, новый наряд короля бесподобен! [...] Ни один человек не хотел признаться, что он ничего не видит, ведь это означало бы, что он либо глуп, либо не на своем месте сидит. Ни одно платье короля не вызывало еще такого восторга.

Да ведь он голый! - сказал вдруг какой-то ребенок.

Господи боже, послушайте-ка, что говорит невинный младенец! - сказал его отец. [...] - Он голый! - закричал наконец весь народ.

И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы, но он думал про себя: "Надо же выдержать процессию до конца". И он выступал еще величавее, а камергеры шли за ним, неся шлейф, которого не было."

Данной цитатой я высказала до конца всё, что я думаю о короле и его обществе, осталось только разобрать те части общества, что мы не затрагивали, а именно:

Шпионство, которым был полон двор и которое являлось ещё одной забавой его обитателей. Не нашкодил два-три раза, день прожит зря. Не донёс королю - тем более. Двор кишел шпионами всевозможных видов, а доносы имели оттенок радуги, что так забавляло короля.

Наказания, которые доходили иногда до увольнения, ну или минимум - до покаяния во всех смертных грехах и обещаниях начать жизнь заново.

Материал для поддержания разговоров, который составлялся из событий последний тридцати минут жизни Франции и в которых более всего фигурировало имя госпожи де Ментенон, короля и его побочных, естественно. Подробности были столь пестрыми, что иногда непосредственные участники узнавали много интересного о произошедшем от чужих. Что и говорить, светская беседа - это целое искусство!

Свадьбы при дворе играли скорее политическую роль и принимали окраску скорее государственную, чем личную, как мы понимаем этот процесс в наши дни. Свадьба была таким же важным ритуалом, как и похороны, лишь с другой окраской. Выбор невесты во все времена отличался большой важностью и скрупулезным подходом, в невесты не могла попасть какая-нибудь посторонняя особа. По поводу новобрачной сначала давался большой обед, после которой она принимала в своей кровати во дворце всю Францию, "этот общественный обычай и любопытство привлекли туда (т.е. в апартаменты дворца де Лоржей) толпу народа"[109]. Поле этого как обычно следовали различные увеселительные мероприятия, такие как танцы или балы, прогулки и игрища между которыми все ужинали и общались и так проходило пара дней прежде чем начиналось самое интересное.

Торжественное одевание по поводу свадьбы было очень важным пунктом всего действия, на него приезжали король и королева Английские вместе со всем двором, к нему приурочен был так же торжественный обед и месса, проходившие всё в той же одежде. А в целом это была обычная брачная церемония, лишь масштабнее и политически более значимая.

К слову о церемониале вокруг тел скончавшихся принцев, что представляется мне довольно интересным: вокруг их тел не должно было быть ничего такого, чего не было бы при них во время жизни. Так как в церкви все сидели на складных деревянных сиденьях - стульях, то и здесь всё должно было быть так же - никаких подушек, кроме королевских особ и побочных, а так же герцогов или герцогинь, а так же принцы или принцессы в правом почетного табурета. Затем входят особы в мантиях, окропляющие тело святой водой, а герольды, в военной одежде и с жезлом в руках (признак силы и власти, как я понимаю), стоящие по бокам гроба в ногах покойного, кладут на пол квадратную подушку. Затем входят люди и молятся. преклонив колено, а когда они поднимаются герольд убирает подушку. Они же вручают кропила тем, кому даются подушки (подушка здесь знак покоя и спокойствия, по-видимому, язычество по ним плачет). По завершении церемонии подушки возвращаются, а герольды предлагают кропила уже придворным сановникам и их женам

И как же не упомянуть азартные игры, которые проводились на заранее приготовленных столах, такие как ландскнехт или бильярд, по ту сторону которых находились комнаты с едой и напитками что было крайне удобно устроено - проиграл-выпил-к столу и так по кругу до лица-салат-домой. Вначале, когда этот обычай только был установлен и не успел приесться, король часто посещал собрания и некоторое время играл, но потом ему надоело и он перестал туда приезжать, хотя всё ещё желал, чтобы игры проводились с прежней периодичностью. В данной атмосфере царило любопытство и возбужденность, но заканчивалось всё банально - ужином. Все хорошие мероприятия так и заканчиваются - банальным удовлетворением своих физиологических потребностей.

Стоит так же упомянуть можно и в наши дни - сборы для бедных. Они происходили на больших праздниках, например, в 1703 году, в котором король посещал торжественную обедню и всенощную, где одна из дам двора и собирала-таки пожертвования для бедных. Но со временем и эта традиция канула в небытие и год за годом сборы сходили на нет. По причине ли неудобства проведения самой церемонии, или по причине её скучности и серьёзности, ведь серьёзность не веселье, а значит - не интересно, причин, словом, найти много можно, но факт - в обществе тратятся деньги лишь на себя, но уж точно не на других. Благотворительность появилась слишком рано, чтобы закрепиться столь прочно.

Говоря о церемониале и разбирая различные его аспекты, нужно упомянуть и о том, что иногда он был обузой, особенно в государственных делах. Именно в государственных делах особой важности церемониал можно было бы и убрать, но Людовик никогда не отличался дальновидностью, и поэтому убрал его там, где не надо, и так же его оставил там, где лучше бы убрать: "Мирные переговоры медленно тянулись в Рисвике, где ушло много времени на церемониал, на пересдачу и проверку прав". [110] Этот церемониал затягивал принятия договоров, законов, быстрых решений, потому что пути сообщения и так медленны и неудобны, так ещё и церемонии и приличия отрывают жуткое количество времени.

А как же очень интересная привилегия "Для"? Происхождение этой привилегии неизвестно даже Сен-Симону, но зато её можно объяснить крайне просто: "Состоит она в том, что на двери помещения пишется мелом "для господина такого-то"[111], но она не обуславливает никакого первенства, а значит, по логике общества, в котором первенство и соревнование - всё, бессмысленна. Все привилегии заключены в этом одном слове - "Для", которое не имеет последствий, "но когда король находиться при армии, его квартира разделяется - двор с одной стороны, военные чины - с другой"[112]. И не более того.

Так где же золотая середина в придворном обществе? А её нет, скажу я вам прямо и откровенно, потому что двор - не место для середин и срединных. Двор - это всегда через край, чрезмерно и слишком, иногда абсурдно и ненужно, но главное - на показ и для всех глаз, чтобы знали, видели и почитали. А ещё коленоприклонства и лживые улыбки. Двор это место, где собираются толпы зевак дабы вкусить то, что они называли роскошью, почетом, благосостоянием, но куда их упорно не пускали, потому что придворное общество - отшельники и затворники, которые признают лишь собственные обряды и поклонения своим личным богам в виде церемониала, которые построили свою жизнь по образу и подобию солнца, к которому тянут свои руки, не понимая, что до солнца не достать, а если вдруг достанешь - обожжешься. Да и какое уж тут солнце - так, маленький уголёк в большом камине.

Так был ли смысл в этом театре? Безусловно, был, как же мы тогда бы ещё научились не повторять ошибки молодости, как не на примерах чужой глупости?

Г) Смена поколений, борьба за власть.

"Завидуй не тому, кто добился большой власти,

а тому, кто хорошо, с похвалой покинул ее"

И, наконец, хотелось бы упомянуть важный факт, характеризующий придворное общество, а именно - смена поколений и борьба за власть. В обществе всегда один сменяет другого, а в промежутках - козни, сплетни, заискивания и наступания на пятки проявляются с ещё большей силой, чем когда бы то ни было. Это было всегда, будет всегда, меняется лишь частота и сила, направленность и конкретика. С переходами на личность и вечными обмороками субтильных дам.

За смертью одного следует возвышение другого, за унижением одного - счастье третьего.

А что правит и руководит каждым, кто вступает в борьбу за власть, смысл которой никому не надо объяснить? Конечно деньги. И именно Нои постоянно куда-то деваются, как, например, в 1790 году, когда никто не знал как все деньги государства могут испариться в один момент.

Исчезли честь и взаимное доверие, хотя, по-моему мнению, их никогда не было в помине, "Никто не в силах больше платить, потому что никто уже не оставался самим собою"[113] и люди просто начинают разрушать сами себя и сбрасывать друг друга с насиженных мест - всё это предсказуемо и крайне просто, но забавно.

Помните, что было, когда умер монсеньёр? Все поплакали 5 минут, а затем начали рассуждать, кто какую должность займёт и кто окажется выше, а кто ниже, кто урвёт ножку, а кто крылышко. Монсеньёр вечно трепетал перед королём, а значит - нужен был кто-то, кто будет повторять его действия, ибо король привык и отвыкать не собирается.

В принципе - тут выбрать не сложно, желающих много. И начинается самое забавное действие из всех - постоянные подножки друг другу и лесть королю, попытки втереться в доверия и умаслить его больше других - вот истинные лица двора, вот истинные люди королевства!

Лицемерие процветает в моменты борьбы за власть, потому что именно оно - один из двигателей прогресса.

Все знают святой принцип: "государи созданы для народов, в не народы - для государей"[114], но так ли это в период закулисной борьбы? Вряд ли, потому что тут уж короли созданы для королей и ни грамма больше. Королю главное чтобы рядом с ним оказались наиболее глупые и посредственные люди, с подвешенным языком и морем комплиментов - а остальное ерунда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.