рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Значення і роль реформи Ехнатона, як втілення єгипетської системи вірувань у Бога Атона

10.      Коростовцев М.А. Наследие древнего Египта // Культура древнего Египта. М., 1976. – С. 425–436.

11.      Коростовцев М.А. Спорт в древнем Египте // Культура древнего Египта. М., 1976. – С. 419–424.

12.      Лапис И.А. Культура древнего Египта // История древнего мира. Ч. I. Ранняя древность. М., 1983. – С. 256–275.

13.      Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М.: Просвещение, 1971. — С. 54—55

14.      Матье М.Э. «Хеб-сед».// ВДИ. 1956. №3.-С.7-28.

15.      Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М.-Л., 1956.- С.28-30.

16.      Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.-М., 2000. – С.259-266.

17.      Морз А. Цари и боги Египта.-М., 1998.- С. 31-33.

18.      Морозов А. «Загадка культу Атона» // ВДИ № 5, 1997. С. 148.

19.      Морэ А. Цари и боги Египта.-М., 1998.- С. 18-31.

20.      Нибби А. Дельта Нила и ее значение для понимания древнеегипетской истории // ВДИ № 3, 1991. С. 93–111.

21.      Перепелкин Ю.Я. История Древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет.-М., 1988.

22.      Пиотровский Б.Б. Идеологические формы укрепления царской власти в Древнем Египте // Вопросы научного атеизма и религии.–М., 1976.

23.      Прусаков Д.Б. "Старые дюны" в Среднем Египте // ВДИ № 2, – 1997. – С. 95–99.

24.      Прусаков Д.Б. Взаимоотношение человека и природы в Древнем Египте (автореф. дисс.). М., 1996.

25.      Прусаков Д.Б. Взаимоотношение человека и природы в Древнем Египте Автореф. дисс. Канд ист. Наук. –М., 1996.

26.      Прусаков Д.Б. Концепция социоестественной истории древнего Египта // Лик Сфинкса. Материалы Четвёртой международной научной конференции "Человек и природа – проблемы социоестественной истории". М., 1995.

27.      Прусаков Д.Б. Море и Дельта в древнем Египте: природа и социальная история (к постановке проблемы) // Генетические коды цивилизаций. Материалы Третьей научной конференции "Человек и природа – проблемы социоестественной истории". М., 1995.

28.      Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. — СПб., 1997.

29.      Рак И.В.Египетская мифология. - М: Изд-во Терра, 2004. - 320 с

30.      Рецензия: Павлов В.В. // Художник - № 5. - 1967.

31.      Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. М., 1997.

32.      Силиотти А. Египет: храми, люди и боги. - М., 2004.

33.      Советская знциклопедия (2-е изд.). Т. 15. М., 1952. - С. 434-446.

34.      Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов.-М.,2001.- С.10

35.      Струве В.В. Египет. Древняя история (до арабского завоевания) // Большая Советская знциклопедия (1-е изд.). Т. 24. М., 1932. - С. 371

36.      Струве В.В., Авдиев В.О., Матье М.Э. Египет (Древний) // Большая Советская энциклопедия (2-е изд.). Т. 15. М., 1952. – С. 434–446.

37.      Стучевский И.А. Государственное (царско-храмовое) хозяйство и господствующий класс древнего Египта // Государство на Древнем Востоке (Сборник статей).– М., 2004. – С. 161–186.

38.      Таранов П.С. 120 философов: жизнь, судьба, учение. - Симферополь: Реноме, 1997.– Т.1, 2.

39.      Тураев Б.А. Египет. История (до завоевания арабами) // Энциклопедия Брокгауз и Ефрон. Т.. XIА, 22. СПб, 1894. – С. 523–527.

40.      Фахри А. Пирамиды.-М., 1961.

41.      Хрестоматия по истории древнего мира Под ред. В.В. Струве -. Т. 1-М.,1950.

42.      Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006.

43.      Jones J. Towards Mummification: New Evidence for Early Development. // Egyptian Archaeology. 2002. 21.

44.      Lupton C. «Mummymania» for the Masses — is Egyptology Cursed by the Mummy’s Curse. // Consuming Ancient Egypt. — L., 2003.


ДОДАТКИ

Додаток 1.Мастаба

tmp408C-39


Додаток 2.Пирамида Джосера

tmp408C-41


Додаток 3. Тексты из "Книги мертвых"

Глава о получении ладьи на небесах.Из папируса Ну ( Брит. муз. в"--10477, л. 9).

" Приветствую тебя, о Бедро, живущее в великом Озере северного неба, видимое простым глазом и бессмертное. Я встал над тобой, когда ты взошло подобно богу. Я видел тебя, и я не умер. Я поднялся к тебе и воскрес подобно богу. Я гоготал как гусь, я парил как сокол среди божественных облаков и великой росы. Я совершил путешествие с земли на небо. Бог света укрепил меня с двух сторон " лестницы". Звезды, которые никогда не заходят направили меня по верному пути и помогли избежать уничтожения".

Глава о том, как не попасть на восток в загробном царстве.

Из папируса Ну (Брит.Музей - 10477, л. 6.)

"Приветствую тебя, фаллос Ра отступающий от бедствий своих, в результате противостояния, циклы сохраняют неподвижность миллионы лет."

"Если какой либо член мой будет направлен на восток, то фаллос Ра будет поглощен (вместе с) головой Осириса ".

Глава CL XXV

Из папируса Ани ( Брит. музей в"- 10470, л.29)

"Приветствую тебя, о Тот! Что случилось с божественными детьми Нут? Они затеяли сражение, они продолжают враждовать, они сотворили зло, они создали демонов, они совершали убийства, они вызвали волнения. Поистине во всех их деяниях могущественный противостоял слабому. Да будет на то воля твоя, о могущественный. Тот, чтобы исполнилось то, что приказал бог. Тем. Ты же не творишь зла и не поддаешься гневу, когда они вносят смятение в годы свои, и заполняют свои пространства, и стараются нарушить месяца свои. Ибо во всем, что они делали для тебя, они в тайне творили зло. Я есть твоя табличка для письма, о Тот, и я принес тебе чернильницу твою. Я не отношусь к тем кто творит зло в тайных местах своих, и да не поразит меня зло."

Папирус хранится в британском музее под номером 10188.

«Легенда о боге НЕБ-ЕР-ЧЕРЕ и история сотворения». К сожалению оригинальный текст не указан полностью, а лишь фрагментарно переплетен с пересказыванием самого автора.

Текст более чем интересен, и описывает не только происхождение земли, небес и всего сущего, но также и самого бога. Из текста следует, что повествует сам верховный бог, Неб-ЕР-Чер. Прямой перевод этого имени, "владыка до самого крайнего предела". Суть этого бога предполагает, как считает Бадж, применение понятия "предел" к времени и пространству. И что в действительности этот бог является Вечным Богом Вселенной. Далее Бадж приходит к выводу, что этот бог в точности соответствует тому понятию бога единого, который присутствует во всех современных религиях мира.

Древние египтяне представляли этого бога в виде некоей всемогущей силы, заполняющей все пространство.

В папирусе повествуется, что именно этот бог пожелал создать мир, как он есть сейчас, и подробно описан акт творения, в точности похожий на библейское описание лишь с небольшими отклонениями временного и местного, египетского характера.

ИСПОВЕДЬ ОТРИЦАНИЯ

Папирус Ну

Приветствую Тебя, о Великий Бог, Владыка Истины и Справедливости,

Могущественный Господин: я пришел к тебе!

Дозволь мне созерцать блеск красоты твоей!

Известно мне магическое Имя твое и сорока двух Благородных,

что окружают тебя в великом Чертоге Истины-Справедливости;

в день, когда дают отчет в грехах своих перед Осирисом;

кровь грешников служит ему пищей.

Имя твое есть «Господин-порядка-всей-вселенной-чьи-два-глаза-две-сестры-богини».

Принес я в сердце своем Истину и Справедливость,

ибо изгнал из него я все дурное...

Я не делал худого людям.

Я не был жесток с близкими.

Я не подменял правду неправдою.

Я не посещал злых людей.

Я не совершал преступлений.

Я не заставлял других работать на меня сверх меры.

Я не плел интриг из тщеславия.

Я не бранил тех, кто служил мне.

Я не оскорбил богов.

Я не оставил бедного без пищи.

Богопротивных дел не совершил.

Я не позволял хозяину бить его слуг.

Я не заставлял страдать другого.

Я не был причиной голода.

Не был причиной слез людей, моих ближних.

Я не убивал и убивать не велел.

Я не был причиной болезни людей.

Я не похищал жертвоприношения из храмов.

Я не воровал хлеба богов.

Я не покушался на жертвоприношения, предназначенные священным духам.

Я не совершал постыдных дел в святая святых храмов.

Я не сокращал количества жертвоприношений.

Я не стремился увеличивать свое богатство неправедным путем

и не присваивал чужих полей.

Я не надавливал рукой ни на чашу, ни на коромысло весов.

Я не отнимал молоко от уст младенцев.

Я не уводил чужой скот.

Я не ловил петлёй птиц, посвященных богам.

Я не ловил рыб, завлекая их мертвой приманкой.

Водам текущим я путь не преграждал.

Не потушил я огня, что гореть был назначен.

Я не нарушил законов о жертвоприношениях мясом.

Не завладел я скотом, коль владели им храмы и боги.

Проявлению Божьему я не мешал.

Я чист! Я чист! Я чист! Я чист!

Очищение прошел я, как великий Феникс из Гераклеополя.

Ибо я есть Владыка Дыхания, дающего жизнь каждому Посвященному в день торжественный, когда Око Хора в присутствии Владыки Божественного этой земли торжествует в Гелиополе.

Я свидетелем был торжества Ока Хора в Гелиополе, в этом Краю худого со мной не случится, о боги, ни здесь, ни в ваших Чертогах Истины и Справедливости, потому что известны мне Имена богов, что окружают Маат, великое Божество Истины-Справедливости.

ВЫХОД ДУШИ НА СВЕТ ДНЯ

Двери Неба растворятся предо мной,

и двери земли уже не мешают моему шагу...

Откиньте засовы с Врат Геба!

Дайте войти мне в Край Первый!

Несомненно, что невидимые руки,

те, что окружали и охраняли меня на земле и вели мои шаги,

от меня удалились.

Край каналов и потоков открыт моему взору,

я могу насладиться прогулкою по нему.

Конечно, я владыка моего Сердца «иб»

И моего Сердца «хати».

Владыка моих рук, моих ног, моих уст,

Владыка всего моего тела,

Владыка погребальных жертвоприношений,

Владыка воды, воздуха, каналов и рек,

Владыка земли и всех ее нив,

Владыка магических существ, что будут работать на меня в мире ином.

Я имею полную власть над всем, что могло быть приказано мне на земле.

О вы, божественные Духи!

Произнесли вы предо мной такие слова:

«Пусть участвует он в вечной Жизни,

Причастившись священных Хлебов Геба!»

Удалите от меня то, что я ненавижу!

Хлеб причастия моего будет из белой пшеницы,

причащаться я буду напитком из красной пшеницы,

жить буду я в месте священном и чистом,

под ветвями пальм,

священного дерева Хатхор, принцессы Солнечного Диска.

Вот она направляется в Гелиополь

с Книгой божественных Слов Тота, в руках.

Конечно, я владыка моего Сердца «иб»

я моего Сердца «хати»,

Владыка моих рук, моих ног, моих уст,

Владыка воды, каналов и рек,

Владыка магических существ, что работают на меня в мире ином.

Я имею полную власть

над всем, что могло быть приказано мне

как на земле, так и в мире ином.

Если положат направо меня, я отправлюсь налево;

если налево положат, направо пойду.

Сидя и стоя вдыхаю животворящее дуновение воздуха.

Несомненно, уста мои и язык... Вот мои провожатые!

Додаток 4. Изображение Осирис-Тот

img08-02осирис

Додаток 5. Захищаюче око

img08-01 око

Додаток 6. Сосуды: Дуамутефа — с головой шакала; Кебехсенуфа — с головой птицы; Хепи — с головой обезьяны, скорее всего павиана; Имсети — с человеческой головой.

img08-03 сосуд


Додаток7. Эхнатон и Нефертити с семьёй. Staatliche Museen zu Berlin - Preußischer Kulturbesitz, Ägyptisches Museum


Додаток 8. Текст гимну Атону

Текст гимна сохранился в гробнице вельможи Эйе, современника Эхнатона (1352 - 1336 гг. до н.э.). Эйе после смерти преемника Эхнатона - Тутанхамона, царствовавшего, очевидно, не более 9 лет, взошел на престол и правил около 3-х лет.

Цитируется по изданию: История Древнего Востока: Тексты и документы / Под редакцией В.И. Кузищина. - М., 2002. С. 116 - 118.( Перевод и комментарии Петровского Н.С.)

Прославление: 'Да живёт Ра-Горахти, ликующий на небосклоне, в имени своём как Шу, который [есть] Атон'1, да будет он жив вечно, вековечно, живого и великого Атона, находящегося в Празднестве Сед, владыки всего, что окружает солнечный диск, владыки неба и владыки земли, владыки 'Дома Атона'2 в Ахетатоне [и] царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель [Египта] Неферхепрура - единственного для Ра, сына Ра, жи-вущего правдой, владыки венцов Эхнатона, большого по веку своему, [и] жены царёвой великой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива, здорова, молода вечно, вековечно'.

Говорит он [Эйе]:

'Ты сияешь прекрасно на небосклоне неба, живой солнечный диск, положив-ший начало жизни!

Ты восходишь на восточном небосклоне и ты наполняешь всю землю своей красотой!

Ты прекрасен, велик, светозарен и высок над всей землёй!

Твои лучи объемлют страны вплоть до предела всего того, что ты создал!

Ты [есть] Ра и ты доходишь до их [стран] пределов!

Ты подчиняешь их для сына твоего, любимого тобой!

Ты далёк, а лучи твои на земле, [ибо] ты перед [ними, чтобы видели?] твоё прохождение!

Ты заходишь на западном небосклоне и земля [находится] во мраке, наподобие мёртвого.

Спят они [египтяне] в помещениях, причём головы их закутаны, и они не видят другого. Тащат их все вещи, что под их головами, и не знают они [об этом].

Каждый лев выходит из своего логова. Все гады кусаются [во] мраке, [когда] уходят (?) свет и жар. Земля молчит, так как тот, кто создал их, зашёл на своем небосклоне.

Светает, [когда] ты восходишь на небосклоне. Ты сияешь в виде солнечного диска днём. Ты гонишь мрак, [когда] ты даёшь лучи. Обе Земли торжествуют. Просыпаются и встают на ноги, подымаются они [люди] из-за тебя. Омывают свои тела и берут одежду. Руки их славят твоё воссияние, [и затем] они совершают работу свою.

Весь скот вкушает свои травы. Деревья и травы зеленеют. Птицы вылетают из своих гнёзд, и их крылья славят твоё Ка. Все животные прыгают на ногах. Всё то, что летает и порхает, оживает, [когда] ты восходишь для них.

Плывут корабли на север, а также и на юг, и все дороги открыты, когда ты воссиеваешь. Рыбы в реке выходят (?) на лик твой. Лучи твои [проникают] внутрь моря.

Создающий зачатие (?) в женщинах, далающий семя в мужчинах! Дающий жить ребенку во чреве матери, успокаивающий его, чтобы он не плакал! - [ты] кормилица в утробе! Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал, когда он [ребенок] покидает утробу в [первый?] день, когда он рождается. Ты открываешь его уста совсем и делаешь [всё] то, что нужно ему.

Когда птенец в яйце, он [уже] говорит в скорлупе. Ты даёшь ему дыхание внутрь его [яйца], чтобы он сохранил жизнь. Ты устанавливаешь его время, чтобы было пробито оно [яйцо] из яйца. Он выходит из яйца, чтобы говорить в установленное время. Он идёт [уже] на своих ногах, когда выходит из него [яйца]. О, как многочисленно то, что ты делаешь, и то, что [является] тайным, единст-венный бог, [кроме] которого нет другого!

Ты образовал землю по своему желанию, когда ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые подымаются вверх, летя на своих крыльях.

Чужеземные страны, Сирия и Куш, Египет - ты каждому человеку назначаешь его место. Ты делаешь то, что требуется им. Каждый имеет свою пищу6 и отмерено его время жизни. Их языки разделены по речи так же, как и их образы. Их кожа различна, [так как] ты отличил чужеземцев.

Ты создал Нил в преисподней и привёл ты его по желанию твоему, чтобы дать жизнь подданным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, страдающий из-за них, владыка каждой страны, восходящий ради них, солнечный диск дневной, большой величием.

Ты делаешь [так], чтобы жили далекие чужеземные страны. Ты дал Нил на небеса, и он падает для них. Он делает волны на горах, как [на] море, орошая их поля в их селениях.

О как прекрасно исполнены они, твои замыслы, владыка вечности! Нил на небе ты предназначил для чужеземцев и для всех диких животных, ходящих на ногах, а Нил, который идёт из преисподней,- для Египта.

Лучи твои кормят каждую пашню. Когда ты восходишь, они оживают и растут из-за тебя. Проводишь ты время, чтобы воспроизводить всё то, что ты сделал: Всходы, чтобы они (пашни) охладели, жару, чтобы вкусили (?) её.

Создал ты небо далекое, чтобы восходить на нём, чтобы смотреть на всё созданное тобой.

Ты един, но ты восходишь во [многих] своих проявлениях в виде живого солнечного диска, воспевающего, сияющего, удаляющегося, приближающегося. Ты создаёшь миллионы проявлений из себя одного.

Города, селения, поля, дороги, река - зрит тебя каждый человек9 перед ними10, когда ты в виде дневного солнечного диска.

Ты в моём сердце и нет другого, который познал бы тебя, кроме твоего сына Неферхепрура - единственного для Ра. Ты даёшь, чтобы он был сведущим в твоих помыслах и в твоей силе. Земля существует под твоим началом11 подобно тому, как ты создал их [людей]. Ты восходишь - они живы, ты заходишь - они мертвы, Это ты сам время жизни, и живут в тебе. Глаза [устремлены] на красоту (твою) до твоего захода. Кладут всякую работу, когда ты заходишь на западе. Когда (ты) восходишь, (ты?) даёшь расти (?) ... для царя. Спешат (?) со всех ног (?) с тех пор, как ты основал землю. Ты поднимаешь их для сына твоего, вышедшего из твоей плоти, царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель Неферхепрура - единственного для Ра, сына Ра, живущего правдой, владыки венцов Эхнатона, большого по веку своему, [и для] великой жены царёвой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива и молода вечно, вековечно!

Примечания:

В кавычки слов, для выделения, взята титулатура Атона, которая в тексте заключена в царские картуши. В ней он отождествляется с Ра-Горахти.

'Дом Атона' - название храма Атона в Ахетатоне.

То есть для Эхнатона.

Букв.: не видит один глаз другого.

То есть даёшь ему речь.

Букв.: каждый под пищей своей.

По представлениям египтян, Нил вытекал из потустороннего мира.

То есть дождь.

Букв.: каждый глаз.

То есть где бы ни находился солнечный диск, его всегда видят люди.

Букв.: под твоей рукой.


Додаток 9. Akhenaten

Amenhotep IV


Додаток 10.

Head of Akhenaten


Додаток 11

Akhenaten depicted as a sphinx at Amarna.


Додаток 12-13. Вшанування Атона


Додаток 14. Amenhotep IV


[1] Дюнан Ф., Лихтенберг Р. Мумии. Путешествие в вечность. – М., 2003.

[2] Кацнельсон И.С. Египет (древний) // Советская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 1964. Стлб. 454–462.

[3] Струве В.В. Египет. Древняя история (до арабского завоевания) // Большая Советская энциклопедия (1-е изд.). Т. 24. М., 1932. – С. 356–371.

[4] Струве В.В., Авдиев В.О., Матье М.Э. Египет (Древний) // Большая Советская энциклопедия (2-е изд.). Т. 15. М., 1952. – С. 434–446.

[5] Тураев Б.А. Египет. История (до завоевания арабами) // Энциклопедия Брокгауз и Ефрон. Т.. XIА, 22. СПб, 1894. – С. 523–527.

[6] Нибби А. Дельта Нила и ее значение для понимания древнеегипетской истории // ВДИ № 3, 1991. С. 93–111.

[7] Пиотровский Б.Б. Идеологические формы укрепления царской власти в Древнем Египте // Вопросы научного атеизма и религии. 20. 1976.

[8] Стучевский И.А. Государственное (царско-храмовое) хозяйство и господствующий класс древнего Египта // Государство на Древнем Востоке (Сборник статей). М., 2004. С. 161–186.

[9] Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта.т.1.-М., 1948. – С.282-297.

[10] Дейнека Т.А. Идеологическое обоснование внешней политики Египта в XVI-XIV вв. до н.э.// ВДИ. 1990. №2.-С.135-153.

[11] Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов.-М.,2001.- С.10

[12] Виноградов И.В. Раннее и Древнее царства Египта // История Востока. Т. 1. Восток в древности. М., 1997.

[13] Зубов А.Б., Зубова (Павлова) О.И. Проблема власти царей древнего Египта (К проблеме "восточного деспотизма") // Государство на Древнем Востоке (Сборник статей). М., 2004. С. 204–225.

[14] Коростовцев М.А. Египтяне древние и современные // ВДИ № 1, М. 1966, – С. 40–46.

[15] Коростовцев М.А. Наследие древнего Египта // Культура древнего Египта. М., 1976. – С. 425–436.

[16] Коростовцев М.А. Спорт в древнем Египте // Культура древнего Египта. М., 1976. – С. 419–424.

[17] Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. М., 1997.

[18]    Морэ А. Цари и боги Египта.-М., 1998.- С. 18-31.  

[19] Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.-М., 2000. – С.259-266.

[20] Матье М.Э. «Хеб-сед».// ВДИ. 1956. №3.-С.7-28.

[21] Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М.-Л., 1956.- С.28-30.

[22] Прусаков Д.Б. Море и Дельта в древнем Египте: природа и социальная история (к постановке проблемы) // Генетические коды цивилизаций. Материалы Третьей научной конференции "Человек и природа – проблемы социоестественной истории". М., 1995.

[23] Прусаков Д.Б. Концепция социоестественной истории древнего Египта // Лик Сфинкса. Материалы Четвёртой международной научной конференции "Человек и природа – проблемы социоестественной истории". М., 1995.

[24] Прусаков Д.Б. "Старые дюны" в Среднем Египте // ВДИ № 2, – 1997. – С. 95–99.

[25] Прусаков Д.Б. Взаимоотношение человека и природы в Древнем Египте (автореф. дисс.). М., 1996.

[26] А.Карпичечи А.К. Искусство и история Египта. 5000 лет цивилизации. Флоренция, 1997.

[27] Лапис И.А. Культура древнего Египта // История древнего мира. Ч. I. Ранняя древность. М., 1983. – С. 256–275.

[28] Рубинштейн Р.И. Загадки пирамид. М., 1966. Рецензия: Павлов В.В. // Художник –  № 5. –  1967.

[29] Перепелкин Ю.Я. История Древнего Востока. Зарождение классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет.-М., 1988.

[30] Морозов А. «Загадка культу Атона» // ВДИ № 5, 1997. –С. 148.

[31] Хрестоматия по истории древнего мира Под ред. В.В. Струве -. Т. 1-М.,1950.

[32] Пиотровский Б.Б. Идеологические формы укрепления царской власти в Древнем Египте // Вопросы научного атеизма и религии. 20. 1976.

[33] Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. М.,

1997.

[34] Струве В.В., Авдиев В.О., Матье М.З. Египет (Древний) // Большая

Советская знциклопедия (2-е изд.). Т. 15. М., 1952. - С. 434-446.

[35] Lupton C. «Mummymania» for the Masses — is Egyptology Cursed by the Mummy’s Curse. // Consuming Ancient Egypt. — L., 2003.

[36] Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006.

[37] Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. –Ч.1. – История древнего мира. - М.: Добросвет, 2000. - 256с.

[38] Jones J. Towards Mummification: New Evidence for Early Development. // Egyptian Archaeology. 2002. 21.

[39] Любимов Л. Искусство Древнего мира. — М.: Просвещение, 1971. — С. 54—55

[40] Рак И. В. Легенды и мифы Древнего Египта. — СПб., 1997.

[41] И.В. Рак Египетская мифология. - М: Изд-во Терра, 2004. - 320 с

[42] Таранов П.С. 120 философов: жизнь, судьба, учение. - Симферополь: Реноме, Т.1, 2. 1997.

[43] Силиотти А. Египет: храми, люди и боги. - М., 2004.

[44] Струве В.В.  Египет. Древняя история (до  арабского завоевания) // Большая Советская знциклопедия (1-е изд.). Т. 24. М., 1932. - С. 371

[45] Хрестоматия по истории древнего мира Под ред. В.В. Струве -. Т. 1-М.,1950.

[46] Прусаков Д.Б. Взаимоотношение человека и природы в Древнем Египте Автореф. дисс.  Канд ист. Наук. –М., 1996.

[47] Прусаков Д.Б. Море и Дельта в древнем Египте: природа и социальная история (к постановке проблеми) // Генетические коды цивилизации. Материалы   Третьей   научной   конференции   "Человек  и  природа  -проблемы социоестественной истории". М., 1995.

[48] Морз А. Цари и боги Египта.-М., 1998.- С. 31-33.

[49] Тураев Б.А. Египет. История (до завоевания арабами)// Энциклопедия Брокгауз и Ефрон. –Т. ХІІІ, 22.–  СПб, 1894. - С. 527.

[50] Стучевский   И.А.   Государственное   (царско-храмовое)   хозяйство   и господствующий класе древнего Египта // Государство на Древнем Востоке (Сборник статей). М, 2004. С. 186.

[51] Рубинштейн Р.И. Загадки пирамид М., 1966. Рецензия: Павлов В.В. // Художник - № 5. - 1967.

[52] Хрестоматия по истории древнего мира Под ред. В.В. Струве -. Т. 1-М.,1950.

[53] Морозов А. «Загадка культу Атона» // ВДИ № 5, 1997. С. 148.

[54] Стучевский   И.А.   Государственное   (царско-храмовое)   хозяйство   и господствующий класе древнего Египта // Государство на Древнем Востоке (Сборник статей). М, 2004. С. 186.

[55] Фахри А. Пирамиды.-М., 1961.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.