рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контрольная работа: Состояние и проблемы развития авиационной отрасли Украины

Лишь 3 года спустя (в 2007 г.) проектно-конструкторская документация на серийный выпуск "Ан-148" передана в Россию, но при этом не обошлось без пиар-скандала. Как уже отмечалось, в кооперацию по производству самолета, кроме предприятий России, вовлечены участники из еще 12 стран мира (в целом 241 предприятие). Стоит также отметить, что 6 февраля 2007 г. самолет получил сертификат летной пригодности Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Поданным экспертов на то время, Украина до конца 2007 г. должна была выпустить первый серийный самолет, а в дальнейшем - выпускать по 24-25 машин в год. Утверждалось, что у отечественных заводов есть заказ на 45 самолетов, в том числе на 34 "Ан-148-100" общей стоимостью свыше 200 млн. дол. -для России . Подчеркивалось, что существуют подписанные контракты на 12 машин, которые российские потребители должны получить через государственную лизинговую компанию "ИФК". Протоколами о намерениях иностранных компаний предусматривалось закупить 89 самолетов указанной модели. На то время стоимость 1 машины оценивалась почти в 20 млн. дол. . В Минпромполитики Украины приводят данные, согласно которым потребность РФ в самолетах типа "Ан-148" до 2020 г. составляет 200-250 единиц. План производства гражданских самолетов "OAK" на 2008—2012 гг., утвержденный решением правительства РФ от 28 марта 2007 г., предусматривает, в частности, продать 96 самолетов "Ан-148" воронежской сборки, а также создать вместе с Украиной центры по послепродажному обслуживанию самолетов. В Украине в феврале 2007 г. начали работы по серийному выпуску этой машины, причем уже в том году было обещано изготовить 2 самолета: один - для Казахстана, второй -для Украины (на разной стадии готовности на заводе находятся свыше 10 машин такой модели). В Государственном бюджете Украины на 2007 год на поддержку выпуска двух самолетов было предусмотрено 80 млн. грн., а на 2008 г. — 200 млн. грн. До 2010 г. завод имеет намерение выпустить 34 машины, в том числе 7 - для Казахстана. К сожалению, в2007 г. самолет в серийном варианте так и не появился, и лишь в конце 2008 г. первый из них ("Ан-148-ЮОВ") был передан АНТК имени О. К. Антонова государственной компании "Лізингтехтранс". Планы производства до 2012 г составляют 40 единиц, из них на 2008-2009 гг. - 6. В ВАСТ одновременно в 2008 г осуществлялись работы над 4 самолетами серийного выпуска, ще до 50% комплектующих обеспечиваются украинскими предприятиями.

16 января 2008 г. Украина и Российская Федерация создали координационный орган по серийному производству и реализации самолетов "Ан-148", а также двигателей Д-436-148 и АІ-450МС. При этом согласовано участие предприятий авиационной промышленности РФ в проектировании и производстве агрегатов, комплектующих изделий и систем самолета. Между тем на АНТК имени О. К. Антонова разрабатывается новая модификация "Ан-148" на 99 пассажирских мест (по моему убеждению, прямой конкурент "Superjet-100").

Таким образом, проведенный анализ не дает оснований ожидать развертывания масштабных работ по выпуску машины "Ан-148", тем более - с акцентом на выполнение заказов именно Российской Федерации, активно работающей с международными компаниями над производством собственного регионального реактивного самолета аналогичного назначения Более реальным видится расширение взаимодействий с Ираном (если это будет делаться достаточно оперативно, пока его рынок доступен) и другими неевропейскими странами.

Как известно, 31 октября 2008 г. подписан украинско-иранский пятисторонний Меморандум по самолету "Ан-148", в котором зафиксированы намерения Исламской Республики Иран (ИРИ) закупить и произвести в кооперации с украинскими и российскими предприятиями 50 самолетов этой модели. При этом Иран добился включения пункта, позволяющего ему получать ее новые модификации для нужд собственных авиаперевозчиков. Привлекает внимание настойчивый интерес иранской компании "HESA", подчиненной Министерству обороны ИРИ, к возможным военным модификациям "Ан-140" и "Ан-148", и особенно — к импорту авиастроительных технологий. Безусловно, это требует от украинской стороны соблюдения всех норм режима контроля за экспортом военных технологий в Иран. Следует также учитывать, что на иранском авиарынке Украине придется конкурировать не только с западными компаниями (сегодня отношения здесь находятся под строгим государственным контролем), но и с российскими авиастроителями, в частности - по вопросу поставки в Иран самолетов "Ту-204" и технологий их производства.

Итак, будущее самолета "Ан-148" также оказывается достаточно проблематичным. Свет в конце тоннеля, по нашему убеждению, следует искать в пространстве не только СНГ, но и Ближнего Востока, Южной Америки и Африки.

В этом контексте интерес вызывает и авиастроительная история со всемирно известным лайнером "Ан-124" "Руслан". За 1982—1995 гг. его производство (в модификациях "Ан-124-100" и "Ан-124-100М-150") осуществлялось на предприятиях Украины и Российской Федерации. В результате выпущены 56 самолетов (цена каждого составляет 100 млн. дол.), из которых 25 сегодня эксплуатируются при коммерческих перевозках (в том числе 7 - в Украине, 10 - в РФ - компаниями "Волга - Дніпро" и "Полёт", остальные - в Ливии и ОАЭ).

В последнее время в СМИ опять появляется информация о возможном возобновлении совместного выпуска этой машины в модернизированном варианте "Ан-124-100М-150" (следует отметить, что еще в 2003 г., на "МАКС-2003", было подписано соглашение о возобновлении ее выпуска в модификации "Ан-124-100". Но такое соглашение не реализовано. Позднее, на "МАКС-2007", этот вопрос вновь был оформлен соглашением, которое, к сожалению, тоже не выполняется). Между тем сертификат на модернизацию "Ан-124" получен в июне 2007 г., а это означает, что самолет будет отвечать международным стандартам, вступающим в силу в 2012 г..

Бизнес-план по возобновлению производства самолета "Ан-124" подготовлен специалистами компании "Ernst & Young". По их расчетам, для этого необходимо около 3-4 млрд. российских руб. (600-800 млн. грн.), а стоимость

I машины составит 150-160 млн. дол. Отмечается, что возобновление производства самолетов можно считать экономически оправданным, если заказ на них достигнет не менее 40 единиц. Такой объем до 2027 г. гарантирует (при ежегодном выпуске не менее 2 машин) "OAK", к которой поступил соответствующий заказ крупнейшего оператора "Русланов" - авиакомпании "Волга -Дніпро". Представители самой "OAK" считают, что до 2030 г. потребность в таких самолетах составит 71 единицу. Однако до настоящего времени они не получили официального сообщения о сроках начала и объемах производства машин, хотя в апреле 2008 г., в ходе своего визита в Украину, тогдашний председатель правительства РФ В. Зубков заверял, что оно начнется уже в IV квартале того года. Можно предположить, что такая задержка имеет определенные основания, но открыто о них никто не говорит. Для Украины важно не упустить время: ведь мировые компании (как и российские) не стоят на месте, выжидая, пока появятся новые конкурентоспособные летательные аппараты от украинских предприятий, тогда как авиарынок крупногабаритных и нестандартных грузов ежегодно возрастает на 10-15%. Сегодня на этом рынке украинско-российскому СП "Ruslan International Ltd." принадлежит около трети перевозок.

Таким образом, завершая обзор ситуации в авиастроительной отрасли Украины, следует отметить, что существующие здесь проблемы кроются в самой системе определения приоритетов в развитии авиационной отрасли, которая недостаточно учитывает мировые тенденции; несовершенной системе определения перспективной потребности государства и других стран в самолетах определенных моделей; слабости менеджеров, которые должны обеспечивать реализацию спроса; слишком длительной подготовке к выпуску серийных моделей самолетов, которая иногда приводит к их моральному старению еще до начала выпуска; отсутствии в отрасли единого вертикально интегрированного комплекса; и т. п. В этих условиях разрозненные и временами недостаточно последовательные правительственные действия не могут коренным образом изменить ситуацию, даже если в государственном бюджете на финансирование авиационной отрасли ежегодно предусматриваются значительные денежные средства. Недостаточными темпами развиваются международная производственная и маркетинговая интеграция (определенные достижения отмечаются лишь относительно "Ан-74"), а также участие Украины в международных авиационных структурах, которое является первоосновой для обеспечения положительного имиджа нашей страны и утверждения ее как влиятельной европейской авиационной державы.

В таком контексте целесообразно подчеркнуть, что Указом Президента Украины от 27 июня 2008 г. № 597/2008 введено в действие решение СНБОУ от 30 мая 2008 г. "О состоянии выполнения Государственной комплексной программы развития авиационной промышленности Украины на период до 2010 года и первоочередных задачах развития отечественного авиастроения ", в котором констатируется, что Кабинетом Министров Украины не обеспечено надлежащее выполнение этой программы, и в частности ее главной задачи - роста производства и продажи украинской авиационной техники. "За 2002-2007 годы указанная Государственная программа профинансирована из Государственного бюджета Украины лишь на 19,8 процента, отдельная бюджетная программа по государственной поддержке самолетостроения через механизм удешевления кредитов была введена лишь с 2007 года. Это привело к фактической остановке серийного производства самолетов, отставанию авиастроительной отрасли от мирового уровня в научно-исследовательской, проектной и производственной сферах, сокращению количества высококвалифицированных специалистов в этой отрасли". Признано необходимым осуществить безотлагательные меры по обеспечению подготовки и утверждению в установленном порядке Стратегии развития отечественной авиационной промышленности и гражданской авиационной техники на период до 2020 года, которая бы определила на долгосрочный период: политику в авиастроительной отрасли в отношении производства конкурентоспособной продукции с учетом присоединения Украины к ВТО; стратегические направления модернизации и развития производственного, конструкторского, научно-исследовательского и кадрового потенциалов авиастроительной отрасли; меры по ускорению инновационного развития этой отрасли, развитию высоких наукоемких технологий для повышения научно-технического потенциала авиационной промышленности; действия по заключению соответствующих соглашений о стратегическом партнерстве и обеспечении разноплановых прикладных научных исследований при участии иностранных партнеров; направления совершенствования организационно-управленческой системы и научно-проектной структуры кооперации. Поручено разработать и утвердить Государственную программу обновления парка отечественных авиакомпаний самолетами типа "Ан-140" и "Ан-148" на период до 2015 года и внедрить механизмы стимулирования украинских авиаперевозчиков к приобретению ими самолетов отечественного производства. Актуальность именно последнего предложения подтверждается следующим анализом.

Авиаперевозки

Ситуация в отечественном авиастроении непосредственно влияет на состояние и развитие авиационных перевозок в нашем государстве. Анализ подтверждает, что только за первые 10 лет самостоятельного развития Украины объемы грузовых авиаперевозок сократились в 8,3 раза, а пассажирских - в 12,5 раза (см. табл. 1). При этом пассажирооборот уменьшился с 16,1 млрд. ткм в 1990 г. до 1,7 млрд. в 2000 г., а доля этого вида транспорта в общем пассажирообороте страны упала с 7% до 1%. Такое падение до сих пор не исправлено, ведь в 2007 г. (по отношению к объемам 1990 г.) грузов самолетами перевезено только 53,8%, пассажиров - 33,9%, а доля этого вида транспорта в общем пассажирообороте страны составляет 6%. Однако в последние годы некоторое оживление в этом отношении все же наблюдается. В грузовых авиаперевозках, благодаря увеличению среднего расстояния транспортировки 1 т груза, грузооборот вырос с 0,1 млрд. ткм в 1990 г. до 0,4 млрд. в 2007 г., а доля авиационного транспорта в общем грузообороте страны достигает 0,1 %. Во внутренних грузоперевозках конкуренцию воздушному флоту составляют автомобильный транспорт и железная дорога. Вероятно, сдерживает авиаперевозки также состояние аэропортов, их взлетно-посадочных полос и аэронавигационного оборудования.

В силу этого в грузовых авиаперевозках наблюдается постепенное выравнивание среднего расстояния перемещения 1 т груза и расстояния ее перевозки в международном сообщении (если в 2000 г. эти показатели относились как 1:1,025, то в 2007 г. - как 1:1,003), что, по нашему убеждению, свидетельствует о постепенном исчезновении грузовых авиаперевозок внутри страны. При этом в пассажирских авиаперевозках отмечается такая же тенденция. В данном случае соответствующие показатели относились как 1:1,184 (в 2000 г.) и 1:1,172 (в 2007 г.). Кроме того, анализ свидетельствует о постепенном вытеснении отечественного воздушного флота из авиационных перевозок (то есть из использования воздушного пространства страны), а также о замещении его иностранными компаниями и самолетами (см. табл. 2). Как правило, иностранных перевозчиков отличают более совершенные техника и организация перевозок, благоприятные тарифы и некоторые нетарифные преимущества.

Таблица 1*

Динамика перевозок грузов и пассажиров авиационным транспортом

Показатели Годы
1990 2000 2005 2006 2007
Перевозки грузов (млн. т)
Все виды транспорта................... 6286 1529 1805 1873 1990
Индекс к 1990 г. (%).................. - 24,3 28,7 29,8 31,7
Авиационный............................... 0,2 0,0 0,1 0,1 0,1
Индекс к 1990 г. (%).................. - 12 65,3 51,1 53,8
Перевозки пассажиров
Все виды транспорта (млн. чел.) 14977 7780 8200 8242 8214
Индекс к 1990 г. (%).................. - 51,9 54,8 55,0 54,8
Авиационный (тыс. чел.)............ 14550 1164 3813 4351 4929
Индекс к 1990 г. (%).................. - 8 26,2 29,9 33,9

*Составлено и рассчитано по данным: Статистичний щорічник України за 1994 рік. К., "Техніка", 1995, с. 297, 303; Транспорті зв'язок України - 2007. К., 2008, с. 51, 110.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.